Блог о саморазвитии

Современные образовательные технологии: как учиться и учить в наши дни?

Современные образовательные технологии

Сегодня, как никогда раньше, образование становится важнейшей сферой, потому что получение знаний приобретает характер рутины (в хорошем смысле), необходимости на пути успешного существования. Поэтому особую актуальность приобретают образовательные технологии, с помощью которых педагоги доносят тот или иной материал до своих слушателей. Давайте посмотрим, что за технологии применяются сегодня, в чем их особенности. Но перед этим рассмотрим основные тренды, доказывающие необходимость непрерывного обучения.

Зачем сегодня учиться?

Итак, следующие положения покажут вам главные тенденции в области образования в современной жизни:

Тенденция 1

Как уже отмечалось ранее, обучение превратится в рутину, что сделает нашу интеллектуальную жизнь более насыщенной и динамичной.

Сами подумайте, технологический прогресс набирает обороты, появляются новые сферы деятельности, меняются приоритетные области развития, многие профессии вымирают, появляются новые, и мы к этим условиям стремительно меняющегося общества вынуждены подстраиваться. Вы, наверное, и сами заметили, как буквально за пять лет ваши ежедневные действия стали более «цифровыми». Предлагаем вам подумать об этих изменениях и предположить, какие грядут дальше.

Тенденция 2

Образование станет пожизненным. По сравнению с прошлым, когда большая часть обучения приходилась на возрастной период с 6 по 25 лет, в будущем получать образование будет необходимо на протяжении всей жизни. И плохие (хотя, надеемся, для кого-то и хорошие) новости: это не будет зависеть от вашего желания. Если вы не будете подпитывать знаниями себя в быстро меняющихся условиях, вы просто окажетесь за бортом жизненных событий. Поэтому образовывайтесь!

Тенденция 3

Так как появляются новые сферы знаний, появляются и новые образовательные технологии. От формата обычных лекций образование переходит к проектным и проблемно-ориентированным методам. Это означает, что работа во время обучения сегодня становится более открытой, увеличивается поле взаимодействия преподавателей и учеников, также учеников между собой. Работа в команде, рассмотрение кейсов, создание целых проектов по решению тех или иных вопросов – вот что актуально сегодня.

Это, кстати, меняет и систему контроля обучающихся. Вместо тестирования, контрольных работ студентам чаще предлагается защита проекта, выступление с какой-то идеей по решению проблемы. Если вы – студент, возможно, в вашем вузе уже практикуются такие методики.

Тенденция 4

Внедрение в образовательную среду интерактивных методов серьезно меняет процесс получения знаний. Современный школьник (студент, любой обучающийся) лучше воспринимает визуальную информацию с использованием онлайн-среды. Вместо того, чтобы полтора часа слушать лекцию преподавателя, студент предпочтет посмотреть видеоролик на YouTube, узнает практически такой же объем информации в неформальной и интересной обстановке, а объяснение какого-то материала без презентации обучающимся становится менее интересным.

Тенденция 5

Глобализация проникла совершенно во все сферы, включая образование. Отсюда следует, что особое значение приобретает способность воспринимать и принимать новшества, изучать языки, быть мобильным, терпеливым по отношению к другим культурам.

Отсюда также следует расширение конкуренции на рынке труда. Помните, что вашими конкурентами становятся не только национальные специалисты, но и зарубежные кандидаты. Поэтому продолжайте развиваться, повышайте свои шансы в рядах рабочей силы.

Давайте теперь конкретнее рассмотрим, что предлагается педагогическим обществом для создания более увлекательной и эффективной обстановки на занятии.

Современные образовательные технологии

На данный момент существует огромное количество образовательных технологий, мы же с вами рассмотрим наиболее интересные и популярные из них:

STEAM

Эта аббревиатура расшифровывается так: S-science, T-technology, E-engineering, A-art, M-mathematics (maths). Набор этих областей знания (наука, технология, инженерия, творчество, математика) в совокупности представляет собой методологическую базу данной технологии. Смысл её заключается в том, что школьники учатся этим дисциплинам в рамках каких-то практических заданий, проектов, к примеру, по робототехнике, программированию, конструированию, дизайну и т.п. Очевиден вопрос: почему именно по ним?

Всем известная компания LEGO создала проект LEGO education, в рамках которого детишкам предлагается не просто собрать конструктор, а создать целый проект под названием SPIKE Prime (маленький робот). Во время работы над ним дети учатся и конструированию, и программированию. Согласно исследованиям компании, 65% нынешних учеников будут работать именно по этим специальностям, поэтому сейчас активно в образовательный процесс внедряются технологии STEAM.

Кстати сказать, раньше эта аббревиатура называлась STEM, без учета творческого критерия. Однако позже был добавлен критерий Art, показывающий, что даже в точных науках требуется творческий подход и креативное мышление. Схематично эту систему можно представить так:

вопрос-обсуждение-дизайн-строение-тестирование-развитие

Вообще, образовательная технология STEAM ориентирована в большей степени на практику, даёт детям и подросткам понять, что полученные знания можно и даже нужно сразу же применять. Также методика позволяет обучающимся раскрываться, высказывать свою позицию, общаться и работать в команде, создавать креативные и инновационные продукты. Еще больше о данной образовательной технологии можно прочитать здесь.

Фишбоун

А точнее, Fishbone, что в переводе означает «кости рыбы», «скелет рыбы», соответственно, представьте, что перед вами лежит рыбина, с головой и хвостом, посередине проходит позвонок, а кверху книзу отходят ребра. Хотя подождите представлять, выглядит это так:

Как думаете, откуда пришла эта схема? Да, конечно, это Япония! Где же еще так любят рыбу? И тем не менее данная технология успела распространиться по всему миру. Профессор Каору Исикава, крупнейший японский теоретик менеджмента, работавший в команде Toyota, создал эту диаграмму в далёком 1952 году в целях схематизации процесса поиска причинно-следственных связей, а также интенсификации критической оценки событий и факторов, связанных с ним.

Как видно из изображения, голова рыбы – это проблема, главный вопрос, исследуемое событие или явление, объект изучения. Дальше от «позвонка» отходят вверх причины, последовавшие от нисходящих фактов, то есть ряд сопутствующих фактов вызвал определенные реакции объекта, транслируя появление причин. Соответственно, совокупность этих фактов с причинами приводит к выводу, итоговому результату, последствиям.

Безусловно, когда то или иное явление подвергается такому анализу, буквально «расчленению», учащиеся более явно видят работу причинно-следственных связей, учатся анализировать и подвергать детальному разбору исследуемый вопрос. Это бесспорный плюс данной техники

Сингапурская методика

Мы с вами привыкли к мысли: чем меньше в классе учеников, тем лучше усваивается и запоминается материал, потому что в маленьких группах и контроль со стороны преподавателя качественнее, и у детей меньше соблазнов поговорить, пошалить, и спросить можно больше учеников по домашнему заданию. Однако вот вам такой факт: сингапурские ученики, работающие примерно по 40 человек в классе, признаны одними из сильнейших в мире в области функциональной грамотности (математика и естественные науки). К тому же в сингапурских школах, которые особо не отличаются друг от друга, молодой учительский состав. В чем секрет?

Конечно! В технологии обучения! Весь процесс обучения состоит из так называемых структур, которые в совокупности представляют собой сущность это современной образовательной технологии. Её главные принципы: коммуникативность, тимбилдинг, смена ролей, изменение роли учителя (он становится неким модератором процесса обучения, проводником для исполнения алгоритма), партнерские отношения между учениками, их сотрудничество.

Сингапурских структур насчитывается около 250, чуть ниже приведем список наиболее известных:

  • Teambuilding
  • Rally Robin
  • Round Robin
  • Clock Buddies
  • Hi-Five
  • Mix Pair Share
  • Corners и др.

Обратите внимание, что названия этих структур описаны на английском языке. Это не случайно, потому что обучение в Сингапуре проходит именно на нем. Также сами сингапурские эксперты в области образования отмечают, что брали лучшие техники из советского образования, испытанные американскими школами, и внедряли их под азиатский формат. Так и родилась эта образовательная технология. Непосредственное отношение к созданию таких методик имеют советские ученые, педагоги Лев Выготский, Даниил Эльконин и Василий Давыдов.

Наглядный пример проведения урока с использованием сингапурской технологии обучения можно посмотреть здесь:

Если же вы заинтересовались конкретным описанием каждой структуры, то подробнее можете почитать в этой статье. А мы тем временем обратимся к следующей образовательной технологии.

AGILE

Эта технология образования была разработана в середине прошлого века, однако её расцвет пришел вместе с Джеффом Сазерлендом, который стал отцом технологии Scrum и Agile-манифеста. Первоначально технология была в большей мере задействована в IT области, тем не менее позже она проникла в разные сферы, в том числе и в образование. Здесь отметим несколько принципов Agile технологии:

  1. Взаимодействие людей.

Люди и их взаимодействие противопоставляются инструментам и процессам, которым во время обучения зачастую уделяется больше внимания. Например, вы точно замечали, как в школе или университете преподавателям важнее было правильно заполнить журнал, написать учебную программу, рассадить всех в правильных местах, а не уделить внимание ученику или студенту, однако это все только инструменты. Реальную ценность образование приносит не путем налаживания материальных и формальных процессов, а путем продуктивного взаимодействия учитель-ученик.

  1. Реальный продукт.

Акцент на тестировании, приоритет хороших оценок по контрольным и самостоятельным, формально ориентированный подход – то, что отрицает Agile технология. Вместо того, чтобы постоянно тестировать учеников, можно провести обсуждение, беседу по той или иной теме. Во время таких форм контроля учитель выносит для себя гораздо больше информации о знаниях своих подопечных, соответственно, ему легче выстраивать маршрут дальнейшего обучения.

  1. Сотрудничество в команде.

Как часто учителя создают совместные проекты для учеников? Вообще, как часто педагоги общаются между собой по поводу образовательного процесса, а не сторонних тем? А ведь серьезную лепту в образовательный процесс учителя могут вносить, используя ресурсы друг друга.

Почему бы не провести смешанный урок по географии и математике? Можно было бы посчитать расстояние от нашей страны до стран СНГ, построить геометрическую карту, составить функцию отдаления от Москвы до других столиц и т.п. На стыке двух или больше областей создаются довольно интересные идеи, для этого необходимо создавать несколько иные площадки для общения педагогов, нежели совещания, педсоветы и т.п.

  1. Готовность принимать изменения.

Адаптивность – важнейший принцип Agile, позволяющий реагировать на все изменения. Да, безусловно, нужна стратегическая цель, но отклонения от краткосрочных планов – это нормально. Строгое следование рабочим программам может игнорировать реальные потребности учеников. Если для объяснения Present Perfect ученикам потребуется дополнительный урок, учитель может слегка отклониться от плана и организовать урок, посвященный разбору времени. Ученикам это будет только на пользу, ведь это главное.

Эти принципы заложены в систему Agile. Кстати, если вы заинтересовались современными образовательными технологиями, мы предлагаем вам нашу программу «Лучшие техники самообразования», где за 5 недель вы освоите приемы и методы более интересного и эффективного обучения.

Бонус

Напоследок хотелось бы привести примеры гаджетов, способных внести серьезные изменения в процесс обучения. Давайте посмотрим на этот список:

  • Ручка Phree (способна писать на любой поверхности, синхронизируясь с вашим гаджетом, на котором и будет появляться выведенный текст).
  • Virtuali-Tee (футболка, визуализирующая все внутренние органы, если её надеть и навести на неё камеру гаждета).
  • Arduino Coding Kit (электронный конструктор на базе платы Adruino, позволяющий программировать ваши идеи).

Вот такие новшества появляются у современных детей. Торопитесь и вы осваивать эти технологии образования, которые станут повседневностью уже в недалеком будущем.

Желаем вам успехов!

Ключевые слова: