Блог о саморазвитии

Эдьютейнмент: есть ли место развлечениям в обучении?

Эдьютейнмент: есть ли место развлечениям в обучении?

Вот бы учиться не было так скучно…Никакой зубрежки и занудных правил… Подождите, но ведь такое обучение уже существует! С играми, просмотром сериалов и свободным общением. Что, думаете, это для маленьких детей? Нет же, в андрагогике эдьютейнмент тоже применяется! Ведь взрослым нельзя останавливаться и нужно продолжать учиться в течение всей жизни. Еще не пробовали такие методы? Тогда давайте знакомиться с ними.

Эдьютейнмент, приятно познакомиться!

Edutainment = education (образование) + entertainment (развлечение). Это понятие обозначает «обучение через развлечение» и предполагает внедрение игровых практик в традиционные форматы учебы. Смысл технологии заключается в том, что знания должны передаваться в понятной, простой и интересной форме и комфортных условиях [Е. Кармалова, А. Ханкеева, 2016].

Занятия в этом формате предполагают включение медиапродуктов, различных видов игр и сторителлинга, а проходить они могут не только в учебном классе, но и в любом другом пространстве, которое добавит неформальности и практикоориентированности.

Связан ли эдьютейнмент с геймификацией и игропедагогикой? Конечно, ведь их элементы стали составляющими новой технологии, но это не одно и то же. Сравните:

  • Геймификация – это повышение мотивации к какому-либо неигровому действию через игру. Это внутренние соревнования, погружение в историю и другие варианты вовлечения учеников в процессы, которые тяжело им даются.
  • Игропедагогика – обучение через игру. Т.е. в нее добавляется образовательный компонент, от чего она может стать сложной и серьезной.

Выходит, что в эдьютейнменте используются эти и другие методы обучения, но все же он считается самостоятельной технологией, в основе которой лежит развлечение.

Кто придумал образовательно развлекаться?

Само слово «edutainment» впервые использовал Уолт Дисней в 1954 году, чтобы описать серию документальных фильмов о природе True-Life Adventures, а в 1973 году британский географ Роберт Хейман назвал этим термином свой образовательный и игровой фильм на докладе для Национального географического общества.

Это вызвало закономерность: за рубежом эдьютейнментом называют образовательные фильмы, теле- и радиопередачи, компьютерные программы и т.д. В то время обучение с помощью видео было далеко не так широко распространено, как сейчас, и казалось чем-то совершенно необычным. Сейчас видеоконтентом уже никого не удивить, но все же помимо других развлекательных элементов медиа также применяется. В том числе и в формате создания учениками собственного контента.

Но занимательное обучение появлялось и раньше. В начале 20 века в России и мире создавались «Интеракториумы» или «Дома занимательной науки», где происходило активное взаимодействие посетителя и экспоната. В основном они были организованы научно-просветительскими учреждениями в области естественной науки.

Интересно, что современное слово «школа» происходит от древнегреческого σχολή, которое обозначает «досуг, отдых, время, свободное от обязанностей и задач». Можно сказать, что эдьютейнмент возвращает педагогов и учеников к изначальному пониманию процесса обучения, которое было заложено еще древними греками.

Так в 2000-х происходит переход от телевизионного формата к более социальным интерактивных практикам, а с 2010-х в образовательный мир повсеместно врываются активные формы обучения. С одной стороны, это обусловлено тенденцией развития «экономики впечатлений», с другой – формированием альтернатив традиционным практикам школьного и дополнительного образования, а также спросом населения на программы, которые слабо представлены в государственном секторе обучения [НИУ «Высшая школа экономики», 2018]. Образование 21 века все больше отвечает на запрос учеников и становится более открытым и неформальным. Это приводит к более практическим технологиям, которые позволяют получить реальный, жизненный опыт.

Чем помогают развлечения на занятии?

Сейчас у вас может сформироваться картина, что педагоги пошли на поводу у ленивых учеников и упростили методы, применяемые на уроках. Спешим исправить этот образ и перечисляем педагогические принципы, которым соответствует эдьютейнмент:

  • Связь теории и практики. Для этого в уроке используются практикоориентированные темы и задания, жизненные примеры в рамках теоретической части.
  • Последовательность. Технология помогает закреплять изученные темы или плавно переходить от знакомого материала к новому.
  • Доступность. Применяемые инструменты соответствуют возрасту и навыкам, используются от простого к сложному. И развлечения очень помогают реализовать этот принцип.

Теперь вы видите, что досуг на занятиях помогает ученикам не только расслабиться и отвлечься, но и системно усваивать материал. Стоит также отметить, что благодаря практическим методам у обучающихся формируется непосредственный опыт прямо в процессе занятия, что происходит крайне редко в рамках традиционных уроков. Помимо этого, развлекательная форма помогает:

  • сменить деятельность и переключить внимание;
  • вовлекать обучающихся в процесс;
  • поддерживать интерес к материалу;
  • дарить положительные эмоции.

Как доказывает «Конус обучения» Эдгара Дейла, применяемые в эдьютейнменте инструменты особенно помогают ученикам применять полученные знания, т.к. в данной технологии в основном применяются активные методы обучения: дискуссии, выступления, имитации и выполнение реальных действий.

Однако не расценивайте эдьютейнмент беспроигрышным вариантом – его положительный эффект реализуется при условии современности используемых инструментов, ярких впечатлений и грамотной рефлексии. Несмотря на всю свою привлекательность, эдьютейнмент не является альтернативой обычному образованию, и на данный момент эта технология является лишь хорошим дополнением [Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», 2018].

Как развлекаться качественно?

При самостоятельном знакомстве с эдьютейнментом вы могли встретиться с мнением специалистов, что внутри данной технологии нет ничего особенного – это все красивая картинка, не более того. Зачастую такое мнение может сложиться из-за поверхностного применения технологии.

Чтобы вы не столкнулись с такой ситуацией, мы собрали чек-лист элементов, которые рекомендуется использовать в эдьютейнменте:

  • Взаимодействие. Это касается как общения учеников между собой, так и их общения с преподавателем. Оно должно быть настолько игровым, насколько вы можете себе позволить. Помимо сюжетной линии всем должна быть доступна возможность дать обратную связь (даже дистанционно) и почувствовать свою ценность в группе.
  • Обучающий реквизит. Подача материала и практика должны происходить с помощью симуляторов, информативного реквизита, текстовых документов. Чем более интерактивными они будут, тем лучше. Контакт ученика с материалом не должен производиться только зрительно. Эффект также возрастет, если реквизит будет доступен каждому ученику.
  • Атмосфера и информативность пространства. Помещение должно располагать к общению (в том числе рассадка), а содержание и оформление – соответствовать выбранной истории, цели, целевой аудитории. Пространство должно стать вспомогательным, а не отвлекающим элементом.
  • Образ преподавателя. Внешний вид, речь, эмоциональность, язык тела – всегда важная часть занятия, но в игровом формате – одна из самых принципиальных. С помощью них вы сможете добиться большей открытости группы и погруженности в историю.
  • Медиаэлементы. Видео, аудио, онлайн-приложения и прочие сервисы повышают вовлеченность учеников. Используйте доступ в Интернет для самостоятельного поиска информации вместо монолога или разнообразьте свою речь демонстрацией примеров.
  • Игровые элементы. Без этого никуда. Применяйте разминки, навыковые, настольные, ролевые, деловые игры, разыгрывайте сценки и разворачивайте настоящие сражения. В общем, позвольте ученикам расслабиться и получать удовольствие.
  • Отработка навыков. Закрепляйте навыки за пределами пространства, где проходит обучение, в рамках домашних заданий или практических работ. Оберните это продолжением игры или настоящим экспериментом, главное – создайте условия, чтобы ученики не боялись применять полученные знания. Также не забывайте про сопровождение после завершения учебной программы [Г. Голышев, 2020].

Теперь вы видите, что эдьютейнмент – это не только «обертка» (история и оформление). Технология также включает в себя изменение содержания и формы. Поэтому мы с уверенностью можем сказать, что развлечения не так просты, как кажутся на первый взгляд.

Где и как применяется эдьютейнмент?

Все о нем говорят, но видел ли его кто-нибудь? Наверняка вы даже ощущали его на себе! Давайте перечислим, как может быть реализована технология в реальности:

  • Классический и один из первых примеров телепередачи – «Улица Сезам». Герои учат зрителей читать и считать, называть цвета и т.д. Впоследствии были выпущены рабочие тетради, раскраски и прочие элементы с героями передачи. Результат после запуска программы был настолько заметен, что ее эффект даже изучался специалистами в различных частях страны [M. S. Kearney, P. B. Levine, 2015].
  • Современный (хотя первые экземпляры начали появляться еще в прошлом веке) известный пример – образовательно-развлекательный центр («Кидзания», «Кидбург», «Город профессий» и т.п.) Дети в реальности пробуют те или иные профессии, примеряя на себе костюмы и сопутствующие действия, одновременно узнавая тонкости специальности.
  • Еще более современный пример, который уже стал обыденностью, – обучающие приложения и компьютерные игры. Так реализуется обучение читать, считать, познавать мир, изучать иностранный язык.
  • Настольные игры тоже бывают образовательными и развлекательными (в зависимости от того, с какими вариантами вы знакомы). Например, игра «Эволюция» не только вовлекает в игровой процесс, но и позволяет познакомиться с подробностями животного и растительного миров.

Если же говорить о менее масштабных примерах, то это может быть челленджи, ролевая игра, разбор кейсов, просмотр и обсуждение видео, дебаты и дискуссии, мозговой штурм, арт-техники, постановка спектаклей и проведение экспериментов. Наиболее подходящими предметами для реализации технологии эдьютейнмента можно считать языковые (особенно изучение иностранных языков), однако в рамках этих уроков применение подобных форм не станет новинкой [Канал «Ekaterina Filimonova», 2021]. А вот использование игр на других предметах станет настоящим событием и действительно подарит много впечатлений.

Но раньше школ эдьютейнмент пришел, конечно же, в лагеря, что не должно помешать вам применять апробированные там инструменты в учебных занятиях. Например, вы можете добавить следующие элементы:

  • Игровая метафора (легенда) или история. Вы можете подобрать тематику, подходящую для вашей аудитории, и обыграть ее оформлением, лексикой, целями. Игровой мир и сюжет, заложенные в программе, должны быть тесно связаны с темой обучения. Например, при помощи эмпатии ученики могут спасать героев мультсериала «Головоломка» в рамках занятия по эмоциональному интеллекту.
  • Игровая валюта. Она может выдаваться за достижения и отбираться в наказание, на нее можно приобретать ценности и по ней создается рейтинг (командный или индивидуальный).
  • Традиции. Вы можете придумать собственные события: День настольных игр или Вечер легенд, ритуалы по окончании контрольных работ, особый тезаурус или что-либо еще, что может создать более комфортную и особенную атмосферу в рамках ваших занятий.

На самом деле очень многое вы запомнили и научились применять именно в результате эдьютейнмента, но он был так хорошо вписан в процесс, что вы этого просто не заметили.

Еще раз обратим ваше внимание, что формы и место преподаватель выбирает самостоятельно или совместно с учениками, но не стоит строить на досуге весь образовательный план, иначе все эти примеры перестанут расцениваться развлечениями и перейдут в категорию рутины.

Что говорят специалисты?

Научные исследования доказали, что аудио-, видео- и физические игровые обучающие игры оказывают положительное и привлекательное влияние на повышение интереса учащихся к образованию. Это также побуждает педагогов разрабатывать идеи учебных мероприятий и стратегии управления, которые мотивируют детей улучшать свое умственное и физическое развитие таким образом, чтобы это было одновременно забавно, занимательно и интересно. Это концепция, которая поощряет, использует и опирается на образовательные технологии (Edtech) [Edusys, 2022].

Польза и преимущества эдьютейнмента:

  • поощряет индивидуальное обучение;
  • приводит к лучшему пониманию теоретических предметов;
  • повышает креативность и визуализацию;
  • превращает обычные классы в умные классы;
  • обучение в режиме реального времени с виртуальной реальностью;
  • продвигает практическое и экспериментальное обучение;
  • улучшает интерактивные и совместные методы преподавания и обучения;
  • продвигает и улучшает цифровую культуру.

Как видите, данная технология расценивается весьма полезной как для учеников, так и для преподавателей и системы в целом, однако она также имеет обратную сторону.

Недостатки эдьютейнмента:

  • компьютеры могут негативно повлиять на физическое и эмоциональное развитие детей;
  • в рамках самостоятельно изучения дети могут получить разрушительную или недостоверную информацию;
  • может ограничивать социальное взаимодействие и поведенческие навыки;
  • внедрение и разработка компьютерных игр, телевизионных шоу, видеороликов и т.д. – дело дорогое и сложное;
  • технология может применяться неправильно и приносить отрицательные результаты в обучении [Edusys, 2022].

Главная проблема, которую чаще всего называют специалисты и опасаются педагоги, – снижение мотивации к обучению в неигровых формах. Такая проблема действительно существует. Например, ученик привыкает к геймифицированному приложению и поначалу активно продвигается, но у него нет внутреннего стимула изучать материал, поэтому мотивация от игровых элементов постепенно пропадет.

Соответственно, преподавателям обязательно необходимо работать с внутренней мотивацией учеников. Так, вы можете ориентироваться на концепцию самонаправленного обучения Джеральда Гроу. Она состоит в том, что ученик движется от зависимого положения к самонаправленному, т.е. принимает все более активную роль в своем обучении.

Всего автором выделяется четыре стадии обучения: зависимость, заинтересованность, вовлеченность и самонаправленность. Эдьютейнмент нужен на первых двух стадиях. Если человек пока не понимает, зачем ему учиться, через эдьютейнмент вы можете донести смысл этого, добавить эмоции, которые подбадривают его на первых порах.

Затем развлекательные элементы могут наскучить и перестать работать. Далее преподавателю необходимо перейти в позицию фасилитатора и перестать работать над мотивацией ученика, с этим он уже должен справляться самостоятельно. В обратной же ситуации излишнее развлечение может привести к деградации.

Существуют исследования с противоположными результатами передачи «Улица Сезам». Например, исследование, проведенное Вашингтонским университетом, подтвердило, что видео «Малыш Эйнштейн» может быть вредным, т.к. дети, смотрящие сериал, учат на шесть-восемь слов меньше, чем дети, не воспитанные на видео [A. Elio, 2017].

Как и большинства вещей в нашем мире, эдьютейнмента должно быть в меру. Это отличная технология для работы с мотивацией учеников и создания комфортной атмосферы, которые так необходимы для эффективного обучения. Но, как гласит известная пословица: «Делу время, потехе – час». Исследуйте себя и своих подопечных, найдите индивидуальную пропорцию развлечения и серьезного обучения и вносите разнообразие в жизнь. Ведь образование – это и есть она, не так ли?!

И напоследок предлагаем поучаствовать в небольшом опросе:

Ключевые слова: