Творческое мышление: развитие креативности
Содержание:
- Цели и задачи курса
- Что такое творческое мышление и креативность?
- Тест на творческие способности
- Как научиться мыслить творчески?
- Уроки по творческому мышлению
- Как проходить курс?
- Цитаты о творчестве
Творческое мышление и креативность являются полезными и незаменимыми навыками современного человека. Однако сложно найти хорошие курсы, тренинги, школы, книги или учебники для формирования и совершенствования этих навыков. По этим причинам мы разработали данный курс по развитию творческого мышления и воображения.
Если вы читали «99 франков» или «Поколение П», смотрели фильмы Тарковского или Дэвида Линча, видели картины Леонардо да Винчи или Пикассо, вы наверняка задумывались: как люди могут создавать так много новых интересных идей и потрясающих концепций? Так что если эти профессионалы творческого мышления вызывают в вас желание быть похожими на них, в нашем курсе вы найдете для себя много полезной информации.
Чем жизнь более нестандартна, тем интереснее жить. От нас часто требуется креативный подход, способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть креативным может пригодиться всегда и везде.
Часто утверждают, что творческому мышлению научить невозможно, но это не совсем так.
Настоящие произведения искусства, как правило, создают взрослые люди, которые достигли определенного мастерства мыслить и поступать креативно. А если человек не будет развивать свой творческий потенциал, он вряд ли достигнет способности созидать, даже если в детстве проявлял какие-либо способности.
Значит, есть что-то, что знают и умеют творческие люди. Эти знания и навыки они приобрели не генетическим путем от своих родителей, а накопили их в течение своей жизни. Попробуем найти и разгадать их секреты.
Также мы хотим заметить, что если вы хотите более подробно разобраться в теме развития креативности, рекомендуем пройти нашу программу «ТРИЗ на практике», где за 4 недели вы оцените свои творческие способности и узнаете способы их развития, научитесь применять творческие и изобретательские алгоритмы.
Данный же курс посвящен базовым навыкам развития творческого мышления. Впрочем, будет даже лучше, если сначала вы пройдете этот курс, а потом перейдете на продвинутый уровень. Так что смело приступайте к делу, а начнем мы с описания того, что вам предстоит изучать.
Цели и задачи курса
Вообще, тему развития творческого мышления можно исследовать чуть ли не до бесконечности, находя в ней все новые грани и оттенки. Поэтому мы не будем пытаться найти «Святой Грааль», ради которого все затеяно, а укажем на несколько, на наш взгляд, наиболее важных целей, достойных кропотливой работы над креативной составляющей своего разума.
Итак, развитое творческое мышление и воображение позволят вам:
1
|
|
2
|
|
3
|
|
4
|
|
5
|
|
Какие бы цели вы перед собой не ставили, будь то сугубо прагматичные вещи, такие как продвижение по карьере, получение степени доктора наук или развитие собственного бизнеса, либо нечто «не от мира сего», например, поиск смысла жизни, создание неповторимых предметов искусства или написание романа, творческое мышление везде сыграет вам только на руку и позволит приблизиться к мечте намного быстрее.
Однако прежде чем приступать к развитию творческого мышления и креативности, необходимо понять, что именно они собой представляют. Поэтому продолжить мы хотим небольшим разговором о смысле, вкладываемом в эти понятия.
Что такое творческое мышление и креативность?
Объяснить и описать, что такое творческое мышление и каковы его особенности, задача достаточно сложная. Одно из немногих объективных определений креативности/творческого мышления дал психолог Олег Константинович Тихомиров:
Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.
Это определение выделяет главную характеристику творческого мышления – наличие результата, чего-то субъективно нового, что создает человек. При этом важно понимать, что творческое мышление или креативность – это именно СПОСОБ мыслить, определенный ПРОЦЕСС, который ведет к созданию нового.
Естественно, существует множество методик организовать свое мышление так, чтобы можно было в результате получить что-то новое. Ряд исследований и тестов показывает, что большинство способов можно подстроить под определенные логические схемы, которые и составляют часть уроков нашего курса. И чтобы понять особенности своего творческого мышления, предлагаем вам пройти специальный психологический тест.
Тест на творческие способности
Этот тест создан, как интерпретация методики диагностики личностной креативности, разработанной кандидатом психологических наук Еленой Евгеньевной Туник, и позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.
Для правильной интерпретации ответов следует придерживаться нескольких правил во время прохождения теста:
- Среди предлагаемых коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Для них следует выбрать ответ «Да». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, на них следует отвечать «Может быть». Другие утверждения не подойдут вам совсем, для них предназначен ответ «Нет». Для тех утверждений, относительно которых вы не можете прийти к решению, предусмотрен последний вариант – «Не знаю».
- Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. На каждый вопрос выберите только один ответ.
- Поскольку тест основан на личном восприятии, не стоит ждать от него объективной проверки ваших способностей. В большей степени он отражает ваше представление о своих творческих способностях. Помните, что креативность – это не врожденная характеристика, а качество, которое можно развивать.
- Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
С другой стороны, творческое мышление связано не столько с логическими схемами, сколько с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека. Все это можно развивать при помощи специальных упражнений, которые представляют собой еще одну важную составляющую курса.
Как научиться мыслить творчески?
Как уже было сказано, существует много подходов к пониманию творческого мышления, и, следовательно, есть множество способов обучения такому мышлению. Среди популярных подходов к анализу креативности можно отметить:
1 | концепцию латерального мышления; |
2 | теорию решения изобретательских задач; |
3 | синектику; |
4 | метод шести шляп; |
5 | некоторые другие методы. |
Большинство из этих подходов имеют схожие черты, однако если пытаться заниматься по всем этим методикам одновременно, можно запутаться.
Проанализировав многие подходы к креативности, мы пришли к выводу, что наиболее универсальной теорией является концепция латерального мышления Эдварда Де Боно (а также ее интерпретация Филипом Котлером), которая направлена на понимание логики построения новых идей. Именно концепция латерального мышления легла в основу данного курса. Также в нем использовался ряд важных методик развития творческого мышления из других теорий, чтобы расширить концепцию де Боно.
Кроме того, концепции, которые заслуживают отдельного внимания, были вынесены в отдельный урок, чтобы вы смогли попробовать применить разные методики развития творческого мышления. Но давайте не будем забегать вперед, а поговорим об этом в свое время. Пока же достаточно познакомиться с тем, что вас ждет на уроках.
Уроки по творческому мышлению
Курс поделен на несколько уроков, которые призваны раскрыть в вас различные стороны креативного мышления. Пройдя все уроки, вы получите необходимые базовые знания, которые помогут вам применять и постоянно совершенствовать свое творческое мышление.
Урок 1. Латеральное мышление
Чтобы мыслить нешаблонно и создавать действительно что-то новое, полезно понимать, как, разрывая шаблон, прийти к новой идее. В данном уроке будет описана схема латерального мышления Эдварда де Боно в интерпретации знаменитого маркетолога Филипа Котлера. Осознание процесса креативного мышления поможет вам понять, как сделать свой творческий процесс продуктивнее.
Урок 2. Фрейминг и фокусировка
Чтобы создать что-то новое, нужно обязательно выбрать направление творческого поиска. Без такой отправной точки просто невозможно двигаться дальше. Каким бы это ни показалось странным, но чем четче обозначить рамки, тем проще будет создавать что-то новое. В данном уроке показано значение выбора фокусировки и рассмотрены паттерны фокусов языка Роберта Дилтса (фрейминг), опираясь на которые можно начинать процесс латерального мышления.
Урок 3. Разрыв шаблона
Когда известен алгоритм того, как целенаправленно смотреть на вещи под разными углами, можно в любой ситуации найти наиболее подходящий фокус (фрейм). Но что-то новое еще пока не появилось, т.к. мы просто меняли угол зрения, не изменяя сам объект. Процесс латерального мышления только начался. Чтобы продолжить его, необходимо осуществить то, что называют «латеральным разрывом» (разрывом шаблона, сдвигом или смещением). Именно разрыв шаблона поможет нарушить логику мышления, чтобы прийти к новым идеям.
Урок 4. Развитие творческого воображения
После произведения латерального разрыва появляется много, в большинстве своем, нелогичных (латеральных) суждений. Теперь предстоит сделать шаг, направленный на устранение получившегося разрыва шаблона. Предстоящий этап связан с работой по развитию творческого воображения для поиска и создания полноценных креативных идей из метаморфоз, получившихся на предыдущих этапах. Данный урок описывает методики, принципы и особенности развития творческого воображения, а также содержит полезные приемы, упражнения и игры.
Урок 5. Развитие креативности
На последнем этапе, кроме творческого воображения, важную роль играет и креативность человека – способность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Важно отметить, что креативность – это неоднородное свойство, имеющее несколько характеристик. Самыми распространенными являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом еще в 60-х годах прошлого века. О них и пойдет речь в уроке.
Урок 6. Теории творчества и креативности
Еще в далеком 16 веке выдающийся английский философ Френсис Бэкон сетовал на то, что научные открытия происходят медленно и во многом случайно. Он пытался найти подходы и алгоритмы, которые позволили бы превратить «создание нового» в системный, постоянный процесс. С тех пор прошло немало времени и сегодня общество имеет в своем распоряжении массу теорий творчества и креативности, помогающих нестандартно смотреть на существующие проблемы и предлагать нетривиальные решения. В уроке мы сделаем обзор наиболее известных и широко применяемых техник и концепций.
Учебники и книги
Чтение книг – очень эффективный способ развития творческого мышления. Во время чтения происходит активная визуализация того, что вы читаете. А т.к. кроме букв, из которых состоят слова и предложения, вы не получаете никакой дополнительной информации, вам ненароком приходится представлять себе картинку того, что происходит. Особенно полезно для развития креативности читать фантастику, приключения, детективы и, конечно, поэзию. Но есть и отдельные книги и учебники о творческом мышлении. О них мы и расскажем.
Творческие игры
Развитие креативного мышления не может происходить только путем изучения специальных алгоритмов и правил поиска новых идей. Большое значение имеет практика. В данном разделе представлены игры для развития творческих способностей. Здесь вы сможете найти игры различных видов – как самостоятельные онлайн-игры, так и групповые игры и творческие задания для тренировки креативности без применения компьютера.
Дополнительные материалы
В одном достаточно емком курсе невозможно осветить всю важную и нужную информацию, тем более на такую серьезную тему. Поэтому, чтобы вы могли лучше во всем разобраться, мы советуем вам прочитать несколько дополнительных статей, а также пройти наши углубленные программы, так или иначе относящиеся к рассматриваемой теме. Обязательно изучите этот раздел и уделите внимание тому, что заинтересует.
Как проходить курс?
Как мы и говорили, в данном курсе мы постарались осветить лишь базовую информацию, касающуюся темы развития творческого мышления. И как раз по этой причине мы настоятельно рекомендуем не пропускать ни одного урока и изучать их в той последовательности, в которой они представлены.
Что же касается непосредственно занятий, то тут все зависит от вашего желания и наличия свободного времени. Но оптимальным будет вариант, если на изучение одного урока у вас будет уходить 1-2 дня, чтобы информация усваивалась должным образом. Также старайтесь выполнять все задания и упражнения, потому что они напрямую влияют на результат. Чем больше вы будете практиковаться, тем больше проку будет от занятий.
Цитаты о творчестве
И перед тем как вы приступите к занятиям мы бы хотели, чтобы вы почерпнули немного вдохновения. Уверены, что мысли великих о творчестве воодушевят вас и придадут мотивации:
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Николай Гоголь
Творческая работа – это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд.
Николай Островский
Способность творчества есть великий дар природы, акт творчества, в душе творящей есть великое таинство, минута творчества есть минута великого священнодействия.
Виссарион Белинский
Я закрываю глаза, чтобы лучше видеть.
Поль Гоген
Творящий бедности не знает. Далекий от мирских щедрот, Добычею богатств не занят, – Он из души их достает.
Лев Болеславский
Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют.
Антон Чехов
Только в творчестве есть радость – все остальное прах и суета.
Анатолий Кони
Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует.
Иоганн Вольфганг фон Гете
Обыкновенные люди хлопочут только о том, чтобы скоротать время, а кто имеет какой-нибудь талант, – чтобы воспользоваться временем.
Артур Шопенгауэр
Творчество – начало, дающее человеку бессмертие.
Ромен Роллан
А теперь давайте приступим к занятиям.