Блог о саморазвитии

6 креативных методик, когда мозговой штурм уже надоел

brainstormЕсли ваша работа связана с генерированием идей, то мозговые штурмы наверняка стали привычной рутиной, зачастую очень формализованной и бюрократической. На страницах нашего блога мы обсуждали немало других креативных методик, но нам все же удалось найти что-то новое. Эти техники имеют туже цель — придумывание новых идей, их анализ, оценка и выбор. И они отлично подходят для того, чтобы разнообразить вашу творческую жизнь.

Наша онлайн-программа «ТРИЗ на практике» научит решать задачи нестандартным способом и находить эффективные решения.

1

Групповые зарисовки

Вам не нужно быть художником или дизайнером, чтобы извлечь выгоду из зарисовок. Визуальные образы помогают генерировать и развивать идеи. Они дают возможность обратить внимание на те вещи, которые ускользают при словесном рассмотрении проблемы. Групповая визуализация позволяет быстро увеличивать количество новых идей благодаря включению ассоциативного мышления. Каждый участник видит образы других людей и на их основании генерирует новые и новые идеи.

Что нужно делать?

  1. Каждый член команды рисует образ, связанный с центральной темой/идеей/проблемой, которую вы хотите изучить.
  2. Затем все участники обмениваются своими рисунками.
  3. Участники рассматривают наброски и рисуют рядом любые ассоциации, которые приходят в ответ на увиденный образ.
  4. Этот цикл повторяется несколько раз.
  5. Затем все рисунки пересматриваются еще раз, и участники формулируют свои идеи, которые возникли у них в процессе работы.

Эта методика задействует коллективное ассоциативное мышление, что неизбежно приводит к появлению новых идей.

2

Нулевой набросок

Нулевой набросок — это, в первую очередь, техника для людей, работающих с контентом. Она, по сути, является формой фрирайтинга. Метод помогает создать некую основу для вашего продукта, извлекая из мозга все, что вы уже знаете по теме и перенося первоначальные идеи на бумагу. Это позволяет раскрепостить мозг, а также задать ему направление для дальнейшей работы. И, что не менее важно, с ее помощью можно преодолеть страх белого листа.

Что нужно делать?

  1. Запишите центральную тему
  2. Напишите все, что вы уже знаете по данному предмету.
  3. Определите все белые пятна темы, и зафиксируйте все, что вам еще нужно узнать.
  4. Подумайте, почему эта тема так важна
  5. Добавьте еще что-нибудь, что приходит в голову: какие-то идеи, критика, ассоциации.

Не нужно стараться правильно формулировать предложения, заботиться о грамматике и орфографии. Цель состоит в том, чтобы выплеснуть свои мысли на бумагу и преодолеть первоначальный творческий блок

3

Перевоплощение

Иногда мы слишком привыкаем к своей личности, чтобы придумывать креативные идеи. Эта техника помогает выйти за рамки себя, загрузить воображение на полную и представить, как бы другие люди решали вашу проблему.

Что нужно делать?

  1. Как всегда, определите главный вопрос.
  2. Выберите несколько личностей, которых вы знаете. Это может быть ваш племянник, Дональд Трамп, Бэтмен, Робин Гуд и вообще кто угодно из ныне живущих людей, исторических персоналий или вымышленных героев.
  3. Напрягите воображение и подумайте, как бы персонаж решал вашу проблему.

Делайте это в группе — это будет весело и поможет лучше проникнуться мышлением героя.

4

Раскадровка

Помните детективные фильмы, где герои-расследователи увешивают свои стены стикерами, фотографиями, газетными вырезками, соединяют все это нитками, рисуют стрелки и обводят заметки кружочками? А потом с задумчивым видом смотрят на все это, и вдруг им приходит замечательная идея…

Что ж, это вполне рабочая методика. Она помогает разложить проблемы на атомы (потому и раскадровка), понять все имеющиеся связи, наглядно увидеть, как взаимодействуют ваши концепции. А еще она здорово включает ваш визуальный мозг, и придумывать новые идеи становится значительно проще.

Что нужно делать?

  1. Найдите подходящую стену или доску.
  2. Соберите всю имеющуюся информацию: запишите данные на стикерах, распечатайте фотографии, нарисуйте что-то.
  3. Играйтесь с данными. Ищите все возможные связи, закономерности, комбинируйте идеи, делайте предположения.

Такая методика приносит игровой элемент, благодаря чему повышает продуктивность и раскрепощает мозг.
Читайте также: Концепт-карты

5

Brainwalking

Это все же вариация классического брейншторма, но она определенно понравится некоторым сотрудникам. Суть ее в том, что вы ставите на видном месте ящичек, куда сотрудники целый день будут бросать записки с идеями. Она дает больше творческой свободы, позволяет включить эффект инкубирования, задействовать любые индивидуальные креативные техники, помогает проявить себя более интровертированным личностям. Есть и недостаток — быстрых результатов не получится, а сотрудники целый день будут ходить с мыслями о решаемой проблеме, а не о текущих задачах. Стоит учесть, что методика сработает лишь в высокомотивированном коллективе, который действительно всеми силами хочет решить проблему.

Что нужно делать?

  1. Определите проблему и дайте всю нужную информацию;
  2. Подготовьте удобный ящичек;
  3. Установите период времени, на протяжении которого сотрудники должны работать над проблемой.
  4. В заданное время вскройте ящик, обсудите появившиеся идеи и оцените их.

Вы можете организовать такую форму креатива на постоянной основе, анонимно собирая самые сумасшедшие идеи от своих сотрудников.

6

Техника Мольера

Ею пользовался великий французский драматург и поэт Жан Батист Покелин, более известный как Мольер. Эту технику также называют «Метод незамыленных глаз». Она помогает совершенно по-новому взглянуть на проблему и услышать мнения людей, которые почти нереально получить иначе.

Что нужно делать?

  1. Пригласите людей со смежными или совершенно другими компетенциями, относительно вашей проблемы.
  2. Ознакомьте их с проблемой.
  3. Проведите обычный мозговой штурм.

Люди с незамыленным взглядом на вашу проблему помогут привнести действительно свежую струю в ваш креативный процесс.

Заключение

Иногда одно только разнообразие творческих методик способно породить появление совершенно новых идей. Как-то Стив Джобс Сказал, что креативность — это создание связей между предметами. Практически все эти методики направлены именно на это — увидеть закономерность там, где ее раньше никто не замечал. Или же они просто создают условия, в которых идеи появляются сами собой. Как бы там ни было, это ничуть не хуже брейншторма — убедитесь в этом сами.

Ключевые слова: