ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Дитер Рамс: 10 правил хорошего дизайна


10 правил хорошего дизайна Дитера Рамса

Что такое дизайн? Дизайном называют особую творческую деятельность, в процессе которой определяются основные качества различных изделий. Но сфера дизайна охватывает не только определённый спектр промышленности, но и множество других областей. Существует веб-дизайн, информационный дизайн, дизайн интерьера, световой, графический, ландшафтный, звуковой дизайн и множество других его видов. Можно уверенно сказать, что дизайн является искусством реализации идей. Но для людей, посвятивших этому искусству свою жизнь, дизайн представляет и специфическую философию, отличающуюся своими принципами, правилами и законами.

В представленной статье мы представим вашему вниманию одни из самых главных правил дизайна, следование которым будет способствовать реализации поистине уникальных, необычных и качественных проектов. Эти правила можно использовать как непосредственно на практике, так и руководствоваться ими как философскими принципами и строить на них свою деятельность. А сформулированы они были одним из самых выдающихся дизайнеров современности – человеком по имени Дитер Рамс. И не будет лишним сказать сначала несколько слов об этом человеке.

Дитер Рамс является немецким промышленным дизайнером и одним из самых влиятельных и авторитетных людей в сфере дизайна вообще. Конечно, человеку, который никак не связан с дизайнерской деятельностью, имя Дитера Рамса вполне возможно ни о чём и не скажет. Но дело не в этом, а в том, что, наверное, каждый второй (если не первый) человек цивилизованного мира знаком с приборами, автором которых является именно этот дизайнер. В число таких приборов входит бытовая техника, аудио- и видеоаппаратура, офисная техника и различные предметы, которые человек использует в своей повседневной жизни. И если у вас возник вопрос о том, что же это за техника такая, то ответ вполне может вас удивить – это техника фирмы «Braun». Дитер Рамс свыше 30 лет был главой отдела дизайна в этой компании: его мнение было ключевым при создании стиля продукции и определении дизайнерской политики фирмы. Сам же стиль стал вполне самостоятельным явлением и получил своё собственное название «браунстиль».

За своё то время, пока Дитер Рамс работал в компании «Braun», под его чутким руководством было реализовано более 500 проектов. Одним из самых ярких и запоминающихся примеров продукции, разработанной дизайнером для «Braun», является нашумевший проигрыватель «SK-4». До выхода на рынок этого проигрывателя вся бытовая техника подобного профиля производилась исключительно в деревянном корпусе, а визуально была дополнена элементами мебельного стиля, в котором присутствовали соответствующие ему различные украшения. Проигрыватель, выполненный в дизайне Рамса, отличался белым корпусом и крышкой из плексигласа. А какого-либо декора не было вообще. Этот продукт в своё время произвёл революцию и потряс умы общественности.

Множество проектов Дитера Рамса вообще стали примером для многих производителей и они стали руководствоваться в своей деятельности его идеями. Именно благодаря его работе, например, фены для сушки волос стали иметь расположенную под углом ручку, позволяющую удобно просушивать волосы сзади; кофеварки стали представлять собой совмещённые в одном корпусе цилиндры с фильтрами и ёмкости для воды; появилась очень удобная универсальная система полок из стали и алюминия.

Рассуждая о своей работе, Дитер Рамс говорит о себе не как о дизайнере, а представляет себя скорее инженером-конструктором или архитектором. Согласно его собственным словам, между дизайном и искусством нет точек соприкосновения. Целью дизайна является создание товаров ежедневного пользования меньшими по размеру, но большими по функциональности. В качестве примера он приводит кофеварки: на сегодняшний день их существует великое множество, но все они служат одной цели — приготовлению кофе. А людям не нужно столько кофеварок, им нужна одна качественная.

Именно убеждение оригинального дизайнера в том, что лучше проще, чем сложнее, меньше, чем больше, незаметнее, чем ярче, уравновешеннее, чем экстравагантнее и т.д. и т.п. послужило причиной для создания особых правил дизайна, которых он сам неуклонно придерживается. Итак, что же это за правила?

Правила дизайна от Дитера Рамса

1

Дизайн должен быть инновационным

Возможности для введения новых разработок неисчерпаемы. Развитие современных технологий применительно к дизайну позволяет экспериментировать и находить новые интересные решения. Но новшества в дизайне развиваются пропорционально новшествами в технологиях, и не могут быть произведены вне зависимости от них.

2

Дизайн должен быть вне времени

Создание хорошего дизайна не должно основываться на веяниях моды. Именно это подразумевает его актуальность в любую эпоху. Тот же дизайн, который рассчитан на моду, перестанет быть интересен людям через некоторое время, когда и сама мода перестанет быть интересной .

3

Дизайн должен быть экологически чистым и не должен конфликтовать со средой

Дизайн всегда должен предполагать сохранение природных ресурсов и окружающей среды. Только такой дизайн может считаться качественным и имеющим право на существование. Кроме того, ориентированность на экологическую безопасность благоприятно сказывается не только на здоровье самих потребителей, но и на долговечности изделий.

4

Дизайн должен делать любой продукт удобным

Т.к. большинство продуктов производится и покупается для того, чтобы ими пользовались, хороший дизайн должен учитывать эти особенности. Это значит, что товары должны быть функциональными и соответствовать различным эстетическим и психологическим критериям.

5

Дизайн должен делать продукт понятным

Качественный дизайн должен прояснять саму структуру продукта, отвечая на все вопросы, которые могут возникнуть у потребителя.

6

Дизайн должен быть продуманным

Любое изделие, если оно соответствует действительно хорошему дизайну, должно быть произведено с учётом всевозможных элементов, но исключать произвольные и случайные детали, в которых нет необходимости.

7

Дизайн должен быть эстетичным

Любая продукция, которую мы используем в повседневной жизни, непременно затрагивает нашу личность. Исходя из этого, дизайн продукции должен быть эстетичным, вызывать приятные эмоции и ощущения и, конечно же, быть стильным и красивым.

8

Дизайн должен быть честным

Дизайн не должен говорить о том, чего нет: о несуществующих инновациях, качестве и функциях. Он не должен говорить о большей ценности, чем есть на самом деле. Обещания, которые не могут быть выполнены, не должны даваться.

9

Дизайн не должен быть навязчивым

Хороший дизайн  — это нейтральный и сдержанный дизайн. Человек должен хотеть пользоваться каким-либо продуктом, чтобы иметь возможность для самовыражения. Не нужно делать вещи, рассчитанные на пользование, похожими на произведения искусства или объекты декора.

10

Чем меньше дизайна, тем лучше

Чрезмерная зацикленность на дизайне мешает концентрации на действительных задачах продукта и актуальных его аспектах. Не нужно усложнять, нужно стремиться к простоте и функциональности.

 

Правила дизайна Дитера Рамса, конечно же, подвергались критике. Но на количество поклонников его концепции это не оказывает особого влияния. Кстати, одним из сторонников идей Дитера Рамса является вице-президент отдела промышленного дизайна известной компании «Apple» Джонатан Айв. В документальном фильме «Овеществление» режиссёра Гари Хаствита, в котором рассказывается об окружающих человека предметах, процессе их создания и работе дизайнеров, Дитер Рамс говорит о компании «Apple», как об одной из тех, которая опирается в дизайне на его разработки.

Представленные в этой статье правила и есть то, что помогло Дитеру Рамсу достичь такого успеха. Сегодня он по-прежнему является глубокоуважаемым человеком в кругах дизайнеров всего мира. Он регулярно гастролирует по разным странам и представляет ретроспективу своих работ. А некоторые из его творений нашли своё заслуженное место в самых крупных музеях мира.

Для того чтобы получить более полное представления об идеях Дитера Рамса и его концепции дизайна, вы можете посмотреть видеозапись его лекции: