Бывало ли у вас такое, чтобы вашу голову посетила какая-то мысль, на первый взгляд, ужасно интересная, прогрессивная, решающая какую-то простую бытовую задачу или серьезный вызов современности, но в то же время безумная? Случалось ли такое, чтобы вы произнесли её и услышали неодобрение, критику, возможно, даже порицание? Приходилось ли вам замалчивать эту мысль и нести её в себе, а затем и вовсе о ней позабыть? Надеемся, что положительный ответ вы дали только на первый из этих вопросов.
Однако с такой проблемой сталкивается огромное количество людей, генерирующих какие-то захватывающие идеи. Многие из них, причем, не обязательно ученые, приходят к решению проблем путем обыкновенного озарения, мимолетной случайности, неординарного события или, наоборот, активной мозговой деятельности. Но разные обстоятельства, например, неодобрение со стороны близких, неверие в осуществление, кажущаяся недостаточная рентабельность и т.д., не позволяют идеям воплотиться в реальность.
Вот несколько советов относительно того, что делать, если вы считаете, что пришли к уникальному выводу и обладаете инновационной идеей, способной перевернуть мир:
- Если нуждаетесь в том, чтобы поделиться с кем-то, выберите надежного, креативного человека, чье сознание, по возможности, очищено от стереотипов.
- Придите к осознанности идеи, не держитесь за то, что вам очень нравится, но не несет реального практического применения.
- Проанализируйте свою идею, взвесьте «за» и «против», убедитесь в том, что плюсов больше, нежели минусов.
- Не опускайте руки в случае получения критики как обратной связи, ведь критика может носить конструктивный характер и отлично дополнять вашу идею.
- Если все отлично, приступайте к реализации замысла.
Данные советы помогут правильно реализовать потенциал идеи, не заблудиться в реализации и не допустить частых ошибок. Только постарайтесь не увлекаться «величием» своей идеи: подавите эго, потому что вы обладаете пока что только «сырым», несовершенным материалом.
Если же вы теряетесь в огромном научном мире и не знаете, с чего начать, попробуйте онлайн-программу «ТРИЗ на практике», где за 6 недель вы сумеете развить свои творческие и изобретательские способности. Это поможет преуспеть не только в сфере науки и образования, но и повседневной жизни.
Теперь же давайте обратим взор в прошлое и посмотрим, какие великие идеи не получали признания и веры своих современников и как ученые посвящали свою жизнь трудам, оцененным лишь спустя значительные периоды времени.
Великая идея №1. Неужто Земля – не центр Вселенной?
«Принимая в соображение, какой нелепостью должно показаться это учение, я долго не решался напечатать мою книгу и думал, не лучше ли будет последовать примеру пифагорейцев и других, передававших своё учение лишь друзьям, распространяя его только путём предания…», – выражал свои мысли великий ученый Николай Коперник (1473-1543).
Представьте себе: вы ходите с мыслью о том, что Земля – центр Вселенной, Луна и Солнце обращаются вокруг нее (так называемая геоцентрическая система мироздания), и тут появляется некий смельчак, заявляющий, что все на самом деле наоборот. Конечно, его идеи о том, что на деле Солнце – центр Вселенной, вокруг которого планеты совершают движение по орбитам, а, следовательно, смена дня и ночи и сезонов года – это не изменения, как кажется, в положении Солнца, стали революционными.
Конечно, Коперник наткнулся на шквал критики, причем не просто негативных замечаний (их, безусловно, было вдоволь), но и на признание его идей богопротивной ересью. Особенно негодовала церковь, и теологическая комиссия вынесла два Предположения, осуждающих и не принимающих данную теорию.
Последователем Коперника стал Галилео Галилей, также поддерживавший гелиоцентрическую теорию мироздания в противовес геоцентрической. Процесс над ним стал символом борьбы науки и религии, догматического религиозного учения и свободомыслия. За свои научные взгляды Галилей, по решению инквизиции, был приговорен к пожизненному заключению в тюрьме, впоследствии сменившемуся домашним арестом и пристальным надзором католической церкви.
Кстати, это распространенный миф, что Коперника сожгли на инквизиции. Ученый умер от инсульта на 70-м году своей жизни.
Вывод: Коперник не подходил под обстоятельства своего времени, его учения были неприемлемы в рамках богословского учения. Масштаб его идеи не был оценен современниками либо попросту наводил страх. Также у астронома был преданный ученик Ретик, содействовавший публикации главного труда ученого. Собственно, именно благодаря ему эта научная работа была опубликована в 1543 г. в Нюрнберге.
Великая идея №2. Все же не по образу и подобию Бога…
«Свобода мысли лучше всего поддерживается постепенным просветлением умов людей, что следует из прогресса науки», – отметил выдающийся английский ученый Чарлз Дарвин.
Поразительно, будущий натуралист посещал англиканскую церковь, а с 1828 по 1831 гг. ученому довелось пребывать в колледже Христа Кембриджского университета, где он скрупулезно изучал теологические учения. Но путешествие на корабле «Бигль» к берегам Южной Америки стало определяющим в жизни Дарвина, позволило ему собрать бесценный материал, углубиться в науку. Так начинался путь великого ученого, в заключении пришедшего все же, как он сам выражался, к «агностическому состоянию ума».
Ежедневная работа над собой, преданное отношение к работе позволили прийти к выводу, перевернувшему общемировое сознание. В 1859 г. был опубликован труд «О происхождении видов с помощью естественного отбора, или О сохранении благоприятных рас в борьбе за жизнь». В течение двух дней тираж в 1250 экземпляров был разобран.
В своей работе Дарвин показал научную обоснованность того, как все виды происходят от общих предков и в условиях естественного отбора эволюционируют путем приспособления к окружающей среде. Эта идея прочно прижилась среди мирового научного сообщества только в 50-х гг. XX в. Хотя, что интересно, Дарвин не был предан анафеме, т.е. реакция церкви не была радикальной. А вот общественность отреагировала очень неоднозначно – люди не могли смириться с наличием «общих эволюционных корней» с обезьянами, хотя речь шла об одном прародителе.
В начале XX в. в США теория была запрещена для преподавания аж в 15 штатах, а случай 1925 г. с преподавателем Джоном Т. Скоупсом, названный «Обезьяньим процессом», стал олицетворением консервативного духа. Закон был отменен только в 1967 г.
Вывод: нескончаемый труд, наблюдательность, истинный интерес к жизни, терпение и упорство способны привести вас к идеям мирового масштаба.
Великая идея №3. Лодка на пару и под водой
«Страх столкновения с завистью, несправедливостью, невежеством, без сомнения, мешает большому количеству незаурядных людей реализовать свою идею, которая отклоняется от обычной, уже устоявшейся практики. Поэтому из-за недостатка настойчивости молодые идеи скованны робостью, полезные же идеи похоронены в непроницаемом мраке вечного забвения», – слова Роберта Фултона, американского инженера и изобретателя.
Будучи не лучшим учеником в школе Р. Фултон увлекался черчением, рисованием, запуском фейерверков, а в 14 лет будущий ученый уже успешно запустил свою первую лодку с колёсным двигателем на ручном приводе. Достигнув совершеннолетия (21 года), Фултон уезжает в Англию и изучает рисование и архитектуру, а также чтобы поправить здоровье. Однако в большей степени работа молодого ученого здесь сконцентрирована на составлении чертежей каналов, шлюзов и других машин, в том числе для прядения льна, распилки мрамора и т.д. Тут же и начались работы с паровым судоходом.
Однако английское правительство не выказывало интереса, поэтому Фултон был вынужден уехать во Францию и представить свои наработки там. Французское правительство ответило заинтересованностью исследованиями, способными усилить военную мощь страны, в связи с чем Роберт Фултон начал усиленную работу по проектированию подводных лодок, и деревянный «Наутилус» стал его первым детищем с большим количеством минусов в военном деле. Конечно, многими данный способ ведения военных действий принят не был, но гораздо важнее то, что Фултон получил имя и авторитет инженера.
В 1801 г. ученому крупно повезло – он встретил американского судью и посла во Франции Роберта Ливингстона, выражаясь сегодняшним языком, своего инвестора, мечтавшего о пароходном судопроизводстве. Таким образом, в 1803 г. на реке Сене было испытано первое паровое судно, развивавшее скорость в 3 узла (5,556 км/ч) против течения. Догадайтесь, что? И эта задумка оказалась под натиском критики в силу «смехотворного потенциала пара». Как заметил Наполеон Бонапарт, «место пару на кухне, в кастрюле под крышкой».
Но великий ученый велик еще и потому, что он не сдается. Вернувшись в Нью-Йорк, Фултон начал проектировать более мощный пароход, и весной 1807 г. было введено в эксплуатацию судно «Пароход Северной реки». Это был успех.
Начиная с этого периода, путь от Нью-Йорка до Олбани по реке Гудзон был исключительно «паровым». Как только ни пытались помешать владельцы парусных и гребных суден судоходству паровой машины, однако со временем такой тип речного транспорта вошел в оборот и победил консерватизм.
Вывод: нельзя сдаваться, нельзя отчаиваться, нельзя реагировать на нападки более слабых и застрявших в прошлом неприятелей. Только вперед!
Великая идея №4. Скажите: «Чи-и-из!»
«Открытие, которое я объявляю публике, является одним из немногих, которые по своим принципам, результатам и благотворному влиянию, оказывающему на искусство, считаются одними из самых полезных и необычных изобретений», – нескромно подмечал художник, химик, изобретатель, танцор, канатоходец Луи Дагер, едва окончивший школу, практиковавшийся у архитекторов и писавший декорации для театральных постановок. Именно Дагер стал прародителем диорамы.
Для этого ученого примечательными стали две случайности:
- Дырочка в шторе, проецировавшая изображение улицы на стене, на которой расписывал очередную декорацию художник, сыграла роль камеры-обскура. Его заинтересовало, каким образом можно долговременно сохранить это изображение.
- Сотрудничая с другим ученым, Нисефором Ньепсом, Дагер вел работу, изучая воздействие света на йодистое серебро (кстати, пришел он к этому также случайно, как именно, читайте здесь). Однажды оставив в шкафу с химическими веществами экспонированные пластинки, ученый обнаружил, что на одной из них сохранилось изображение. Убедившись в результате экспериментов в «виновности» чашечки со ртутью, в 1839 г. он пришел к замечательному открытию, получившему название дагерротипия.
Безусловно, вкладывать деньги в новое, никому не известное предприятие спешили не многие. Один из знаменитых химиков Франц Опель полагал, что метод запечатления человека на изображении не только технически невозможен и безумен, но и кощунственен, ведь человек создан по образу и подобию Бога, а «Божий образ нельзя уловить ни одним аппаратом». Представьте, если бы этот ученый жил в эпоху «Инстаграма»… Но все же были и люди, подхватившие идею, поверившие в нее и давшие ей толчки для развития. Искусство фотографии начало развиваться.
Вывод: случайности, непоколебимая уверенность, поиск соратников имеют огромное значение в успехе.
Великая идея №5. Чем выше, тем легче
«Трудно сказать, что есть невозможное, поскольку вчерашняя мечта становится надеждой для сегодняшнего и реальностью для завтрашнего», – полагал ученый в области ракетной техники Роберт Годдард.
Ученому принадлежат два значительных патента в области ракетотехники, изменившие вектор развития этой сферы:
- многоступенчатая ракета;
- ракетный двигатель, работающий на жидкостном топливе.
Кстати, первые модели реактивного гранатомета «Базука» были созданы именно на основе наработок ученого.
Годдард верил в то, что после взлета ракета должна сбрасывать ступени с целью стремления поднятия в воздух меньшей массы, что и было достигнуто, хотя отвергалось многими представителями общества (особенно научной прессы, считавшей данные идеи «фантазиями»). Еще более значительным достижением физика считается создание ракетного двигателя на жидком топливе. Первый эксперимент был проведен в 1926 г. и позволил ракете размером с человеческую руку взлететь за 2,5 секунды на высоту 12 м., что стало маленькой победой Годдарда.
Важной частью его открытий стало сотрудничество с американским летчиком Чарльзом Линдбергом, встретившись с которым впервые, Годдард нашел соратника на всю жизнь. Конечно, и в данном случае ученому подчас приходилось непросто с финансированием, однако всегда находилось люди с прогрессивными взглядами и толстыми кошельками, заинтересованные в многообещающих научных проектах.
Вывод: вера в свою идею и дружеское плечо рядом увеличивают шансы достижения значительных результатов.
Великая идея №6. Угадайте, без чего мы не можем сегодня жить?
Конечно, это ПК (персональный компьютер)! Первой версией ПК считается модель Altair -8800, выпущенная в 1975 г. американской компанией Micro Instrumentation and Telemetry Systems (MITS). По сути, это был ящик с набором деталей и узлов. После сборки он подвергался еще и программированию. У Altair-8800 не имелось ни клавиатуры, ни монитора, ни винчестеров и т.д., это был еще очень сырой материал в сравнении с тем, чем мы орудуем сегодня.
Эд Робертс, родитель Altair-8800, надеялся продать около 200 экземпляров ПК. Каково было его удивление, когда продажи резко превысили эту цифру! Впоследствии компания была продана за 6,5 млн. долларов. Сфера информационных технологий начала развиваться с неописуемой скоростью, наблюдателем чего вы, возможно, даже и являлись. ПК стал обязательным предметом каждого дома, роль тогдашних ЭВМ перестала носить исключительно промышленный характер.
Конечно, не все до конца понимали потенциал такой вещи как компьютер, тем не менее никто и представить не мог, что когда-то люди смогут выполнять сложные математические вычисления, хранить огромный массив данных и выполнять другие полезные функции на небольшом экране при помощи мышки, клавиатуры, монитора с процессором и встроенного программного обеспечения.
Вывод: чудеса становятся реальностью, и подчас это происходит очень быстро.
Заключение
Все же нельзя не отметить, что истории ученых не связаны со значительным трудом. Если вы хотите развить свое мышление, находить нестандартные подходы к решению задач, записывайтесь на нашу онлайн-программу «Когнитивистика»., где вы научитесь применять более 20 техник мышления. Это однозначно будет способствовать более интенсивной интеллектуальной деятельности и увеличит ваши шансы в нахождении той самой идеи.
После прочтения материала задумайтесь, как сильно повлияла та или иная идея на то, как вы оцениваете жизнь, то, как одеваетесь или путешествуете, то, как вы проводите свободное время или общаетесь с друзьями. Согласитесь, кардинально!
И среди наших современников есть люди, способные изменить направление развития будущего, возможно, этот человек вы. Будьте настойчивы и трудолюбивы, обращайте внимание на истории уже достигших успеха и популярности людей, учитесь на опыте других и помните: у вас все получится.
Желаем удачи!