ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Семь креативных техник для любого вида творчества


Семь креативных техник для любого вида творчества

Существуют сотни разнообразных техник, и с некоторыми из них вы уже наверняка знакомы — SCAMPER, мозговой штурм, метод шести шляп. Что любопытно, при помощи креативных техник люди придумывают в том числе другие креативные техники, так что их будет становиться все больше и больше.

Перед тем как перейти к техникам, стоит сказать о том, что ключевым моментом является постановка задачи или проблемы. А уже потом вы можете начать думать о проблеме, либо же посмотреть на саму постановку проблемы под другим углом. Иначе вы можете искать решение проблемы, которую вы сами для себя нечетко сформулировали.

Итак, вашему вниманию предлагается семь интересных креативных техник, которые вы можете использовать в творчестве, личной жизни и при решении любых проблем.

1

Случайные слова

Эта техника поощряет ваше воображение смотреть на вещи под иным углом на вашу проблему или идею. Приговьте около ста разнообразных слов, маленьких историй или даже твитов, расположите их на столе и начните мозговой штурм.

Как только вы выбрали случайное слово, перечислите все признаки и ассоциации с этим словом, выпишите их на листочек бумаги. А теперь возьмите этот листок и применяйте все признаки к вашей проблеме и идее. Мозг создает очень сильные связи ассоциаций, поэтому так трудно отойти от них. Тем и хороша эта техника, она позволяет найти десятки других ассоциаций с вашей проблемой и идеей. А новые слова и их признаки запускают совершенно новые ассоциации.

2

Использование метафор

Представьте свою проблему или идею в виде какой-либо метафоры. Если вы хотите открыть кафе, придумайте к нему метафору — например «Что было бы, если бы мое кафе было пещерой/смыслом жизни людей/единственным местом, которое осталось невредимым после ядерной войны/автомобилем». Способность видеть мир метафорически помогает не только поэтам, но и бизнесменам, художникам, ученым.

На любую проблему можно посмотреть метафорически. Представить своих работников в виде муравьев может помочь придумать разные способы взаимодействия с ними. А представить свой проект в виде путешествия Одиссея поможет расслабиться и посмотреть на свои проблемы под другим углом.

3

Slice and dice

  1. Установите проблему.
  2. Проанализируйте проблему и перечислите (разложите) столько ее признаков, сколько можете.
  3. Берите один признак за раз и думайте о том, как изменить или улучшить его.
  4. Старайтесь сделать ваше мышление более гибким.
4

Проблема наоборот

Поменяйте позитивное утверждение на негативное. Если вы хотите улучшить взаимодействие с клиентами, попробуйте придумать десятки сценариев худшего обращения с клиентами. Если вы дизайнер и вам нужно продумать планировку комнаты, представьте и набросайте много вариантов, при котором вас бы уволили. Главное потом — не забыть поменять все обратно.

5

Ассоциативное озарение

  1. Запишите название проблемы, которую вам нужно решить. Пускай это будет очень длинная фраза, учитывающая массу подробностей.
  2. Теперь выпишите каждое слово из данной фразы и на каждое слово набросайте по десять слов, которые ассоциируются у вас с этим словом.
  3. Теперь возьмите первоначальную фразу и поочередно заменяйте каждое слово одним из десятков ассоциативных слов. Это позволит вас посмотреть на проблему иначе и позволит прийти к озарению. Может быть не сразу, но это обязательно произойдет.
6

Сто евро

  1. Представьте, что у вас есть сто евро. Или тысяча евро. Суть в том, чтобы представить, что у вас есть некая сумма, которую вы потратите на решение проблемы.
  2. Запишите все этапы решения вашей проблемы. Распределите деньги на эти этапы.
  3. Посмотрите на суммы, которые вы выделите и попытайтесь заметить выделяющиеся пункты. Если таких несколько, «потратьте» еще сотню евро, чтобы понять, какой этап требует больше денег для реализации.
  4. Поняв, какой этап требует больших денег, вы выписываете его и начинаете размышлять, как минимизировать, а то и вовсе отказаться от этого этапа, заменив его другим.
7

Стратегия креативности Диснея

Техника была придумана пионером НЛП Робертом Дилтсом, который наблюдал за подходом Уолта Диснея и его воплощением мечты в реальность. Стратегия делится на три ключевые роли:

Мечтатель. Здесь вы придумываете огромную воображаемую картину. Никаких  ограничений, лимитов и границ. Мечтатель работает преимущественно с визуальной картиной. Спросите себя «Чего я действительно хочу, будь мир идеален?».

Реалист. Здесь планы организованы, разработаны для того, чтобы определить, что реально сделать, а что нет. Думайте конструктивно и разработайте план действий. Установите временные рамки и этапы, по которым вы будете мерять свой прогресс. Спросите себя «Что я должен сделать, чтобы воплотить эти планы в жизнь?».

Критик. Здесь вы тестируете свой план, ищете проблемы и слабые места. Думайте о том, что может пойти не так, чего не хватает, каковы могут быть побочные эффекты. Помните, что критик — это не только тот, кто должен указать на проблему, но и предложить решение. Спросите себя «Что может пойти не так?».

А какими техниками пользуетесь вы? Поделись ими в комментариях.