Когнитивные искажения
Содержание:
- Что такое когнитивные искажения?
- Зачем нужно бороться с когнитивными искажениями?
- Как бороться с когнитивными искажениями?
- Уроки и структура курса
- Как проходить курс?
- Дополнительные материалы
- Цитаты о мышлении и восприятии
Бывало ли с вами такое, что вам что-то показалось, а оказалось – не казалось? Или вы были уверены на «все 100», что вы правы и вас точно поддержат, а получилось, мягко говоря, не совсем так? Или, быть может, вы склонны что-то делать исключительно по привычке, хотя необходимость в этом давно отпала?
Помните старый армейский анекдот про караул у скамейки на территории воинской части, сменяемый изо дня в день вот уже полвека и лишь сейчас вызвавший вопрос: зачем? Когда нашли давно вышедшего в отставку бывшего командира, отвечавшего за караульную службу в данном подразделении 50 лет тому назад, он искренне удивился: а что, покрашенная скамейка до сих пор не высохла?..
Так что, если на вашем счету скопилось немало поступков и идей, которые вы не можете объяснить даже самим себе, вы не единственные, кому доводилось попадать в ловушки мышления. Наш курс – это о том, как из них выбраться или хотя бы сделать так, чтобы ошибки мышления не мешали вам жить.
Таким образом, изучив наш курс, вы поймете, как вас обманывает ваш мозг, и научитесь принимать более осознанные решения, избегая когнитивных искажений.
Внимательно изучите материал вводного урока, потому что изложенные здесь сведения вам пригодятся уже на первом занятии.
Что такое когнитивные искажения?
Начнем с базовых понятий нашего курса и разберемся, что такое когнитивные искажения.
Когнитивные искажения – это систематические ошибки в мышлении, обусловленные субъективными убеждениями, предубеждениями и стереотипами, социальными, моральными и эмоциональными причинами, сбоями в обработке и анализе информации, физическими ограничениями и особенностями строения человеческого мозга.
Когнитивные искажения влияют на восприятие информации, анализ ситуации и принятие решений. Они являются результатом автоматических мыслительных процессов, которые мозг использует, чтобы упростить сложную информацию.
Функции головного мозга человека изначально настроены так, чтобы упростить процессы мышления, выработать некие шаблоны принятия решений и максимально быстро реагировать на информацию, поступающую извне.
Устаревшие или построенные на большом количестве непроверенных предположений шаблоны мышления могут привести к необъективным ошибочным выводам. На протяжении нашего курса мы обсудим самые разные эффекты когнитивного искажения, а сейчас приведем несколько примеров исключительно для того чтобы было понятно, о чем речь.
Когнитивные искажения – примеры:
| Эффект подтверждения – склонность искать и обращать внимание только на ту информацию, которая подтверждает уже существующие убеждения, и игнорировать данные, которые им противоречат. Например, если человек считает, что определенная диета эффективна, он будет обращать внимание на успехи других людей на этой диете, игнорируя примеры, когда она не сработала. |
| Эффект якоря – склонность слишком полагаться на первое впечатление или первую полученную информацию (якорь) при принятии решений, даже если позже поступает более точная информация. Например, при обсуждении зарплаты люди часто ориентируются на первый озвученный диапазон и затем корректируют свои ожидания в зависимости от него. |
| Искажение из-за доступности – склонность переоценивать вероятность событий, которые легко вспоминаются или недавно произошли, потому что они находятся «в памяти» и кажутся более значимыми. Например, человек, недавно увидевший аварию, может переоценивать риск вождения, думая, что аварии случаются чаще, чем на самом деле. |
| Иллюзия контроля – склонность переоценивать свою способность контролировать или влиять на события, которые в действительности зависят от множества внешних факторов. Например, начальник может считать, что исключительно его решения определяют успех проекта, не учитывая влияния рынка или действий конкурентов. |
| Эффект статуса-кво – склонность избегать изменений и придерживаться текущего состояния, даже если есть возможность улучшения. Например, сотрудники могут противиться новой системе работы, предпочитая старую просто потому, что они к ней привыкли. |
| Эффект ореола (гало-эффект) – склонность приписывать человеку положительные или отрицательные черты на основе общего впечатления о нем. Например, если актер полюбился зрителям после талантливо сыгранной роли, он может начинать казаться компетентным и в других областях, даже если для этого нет никаких оснований. |
Как видим, когнитивные искажения человека могут быть весьма разнообразны и по содержанию, и в плане последствий. Например, эффект ореола, когда зрители считают актера сильным и мужественным исключительно потому, что он сыграл роль сильного и мужественного героя, можно считать относительно безобидным.
А вот эффект статуса-кво может спровоцировать серьезные последствия, если, к примеру, собственники бизнеса начинают «цепляться» за устаревшие технологии, не понимая, что цифровизация процессов может помочь сохранить свою долю рынка и открыть новые горизонты для получения прибыли. Другими словами, когнитивное искажение мышления – это не всегда безобидно, и с этим нужно что-то делать.
Зачем нужно бороться с когнитивными искажениями?
Как не все йогурты одинаково полезны, так и не все когнитивные искажения одинаково нейтральны. Многие шаблоны мышления искажают восприятие информации, приводят к ошибочным выводам и негативно влияют на принятие решений. В условиях бизнеса, повседневной жизни и, особенно, постоянных изменений когнитивные искажения могут стать препятствием для объективности, эффективности и устойчивого развития.
Топ-7 причин для профилактики когнитивных искажений:
1 | Повышение качества решений – когнитивные искажения мешают видеть ситуацию объективно, что часто ведет к принятию решений на основе неполных или неточных данных. Например, эффект подтверждения заставляет человека игнорировать важные факты, если они противоречат его убеждениям, что как раз и мешает принятию взвешенных и качественных решений. |
2 | Снижение рисков и ошибок – важно минимизировать ошибки, связанные с предвзятыми суждениями, особенно в условиях высокой неопределенности. Эффект якоря, например, может привести к чрезмерному акценту на начальной информации, игнорируя последующую более точную информацию. Исключение подобных искажений помогает уменьшить вероятность ошибок, которые могут повлечь за собой финансовые потери, снижение производительности и ухудшение репутации. |
3 | Эффективное управление изменениями – в условиях перемен люди часто испытывают когнитивные искажения, такие как эффект статуса-кво и иллюзия контроля, которые усиливают сопротивление нововведениям. Преодоление этих искажений позволяет управлять изменениями плавно, снижая уровень стресса у сотрудников, упрощая их адаптацию и повышая гибкость организации. |
4 | Улучшение взаимодействия и взаимопонимания в команде – когнитивные искажения часто вызывают недопонимание и конфликты. Например, эффект ореола иногда приводит к неправильному восприятию коллег и искажает их вклад в работу. Борьба с этими искажениями способствует более объективному восприятию друг друга, улучшает взаимопонимание и коммуникацию внутри команды, помогает избегать конфликтов и усиливает командную сплоченность. |
5 | Развитие критического мышления и гибкости – борьба с когнитивными искажениями помогает развивать критическое мышление, умение сомневаться в первоначальных выводах и рассматривать альтернативные мнения. Критическое мышление позволяет людям быть более гибкими, быстрее реагировать на изменения и адаптировать свои действия к новым условиям. |
6 | Повышение личной эффективности – избавление от когнитивных искажений помогает людям достигать поставленных целей более эффективно, когда они действуют на основе объективной информации, а не под влиянием автоматических реакций и предубеждений. Это помогает лучше управлять временем, расставлять приоритеты, оценивать риски и увеличивать свою личную продуктивность. |
7 | Устранение препятствий для инноваций – когнитивные искажения, такие как страх неизвестного или эффект статуса-кво, могут мешать развитию инноваций и внедрению новых идей. Понимание и преодоление этих искажений позволяет людям и организациям смелее подходить к экспериментам, пробовать новые методы и технологии, что в конечном итоге способствует развитию и успеху. |
Думается, этих аргументов достаточно, чтобы осознать полезность профилактики когнитивных искажений. Давайте посмотрим, как с этим работать.
Как бороться с когнитивными искажениями?
Сразу уточним, что под словом «бороться» мы будем подразумевать как работу с уже обнаруженными ошибками мышления, так и профилактику появления ошибочных шаблонов мышления. Более того, если из раза в раз повторяемые вами действия всегда ведут к негативному результату, это повод задуматься о том, нет ли у вас каких-то искажений восприятия информации и окружающей действительности, мешающих спланировать более эффективные действия.
Способы борьбы с когнитивными искажениями:
- Осознанность в отношении своих предубеждений – это первый шаг к преодолению когнитивных искажений. Если человек осознал, что склонен «навешивать ярлыки» на людей и ситуации, не вникая в суть, это уже полдела.
- Понимание влияния предубеждений на приятие решений – научившись отдавать себе отчет, какие решения приняты на основе эмоций, а какие – после взвешенного анализа ситуации, можно перестать удивляться неожиданным негативным последствиям своих действий.
- Внимание к обратной связи – выслушав мнение окружающих, можно получать более объективную картину и видеть слабые места в своих выводах.
- Использование структурированных методов анализа – в частности, таких, как SWOT-анализ и метод «Пять почему». Эти методы помогают взглянуть на ситуацию со всех сторон.
- Фокус на фактах и данных – действия на основе анализа фактов и данных позволяют нивелировать влияние когнитивных искажений, даже если они имеют место.
- Привлечение экспертов – учет мнения тех, кто разбирается в проблеме, требующей решения, позволит найти оптимальный выход и минимизировать влияние эмоций.
- Развитие критического мышления – освоение приемов работы с информацией, проверка фактов и данных, положенных в основу принятия решения, попытка понять, кому выгодно то или иное развитие событий повышают качество принимаемых решений и снижают влияние эмоций и предубеждений.
Таким образом, критическое мышление как таковое помогает избегать искажений восприятия, а осознанная работа с когнитивными искажениями способствует развитию критического мышления. Прокачать навыки критического мышления можно на нашей одноименной программе «Критическое мышление», а сейчас мы расскажем подробнее о нашем экспресс-курсе «Когнитивные искажения».
Уроки и структура курса
Итак, мы поняли, что борьба с когнитивными искажениями помогает принимать более точные и осознанные решения, повышает качество взаимодействия и делает людей и команды более гибкими и эффективными, что особенно важно в современном мире, где изменения происходят стремительно и шаблоны мышления устаревают очень быстро. Именно этому мы и будем учиться на уроках нашего курса.
Урок 1. Что такое когнитивные искажения?
В первом уроке мы дадим определение и изучим назначение когнитивных искажений. Мы узнаем, почему возникают подобные искажения восприятия и как они помогают мозгу экономить ресурсы, необходимые для жизнедеятельности и выживаемости организма.
Когда мы будем исследовать роль когнитивных искажений, мы поймем, почему наличие искажений – это естественный способ «упрощения» восприятия, который позволяет быстрее реагировать на события, и сделаем шаг к тому, чтобы избегать «упрощенчества» там, где это неуместно.
Урок 2. Как искажения влияют на мышление
Во втором уроке мы будем разбираться, каким образом когнитивные искажения влияют на мышление и почему их наличие при этом не делает нас «ненормальными» или «неправильными». Мы узнаем, как распознавать искажения и как осознание искажений может помочь избежать ошибок в суждениях.
Так, мы разберем механизмы искажений, узнаем, как они действуют и как именно человеческий мозг искажает восприятие. Для наглядности приведем простые примеры искажения мышления и их причинно-следственные связи.
Урок 3. Искажения в повседневном выборе
В третьем уроке мы рассмотрим влияние искажений на повседневный выбор и разберем примеры искажений, связанные с нашим поведением и принятием решений. В частности, такие, как амплификация (тенденция вкладывать слишком много усилий, когда это не оправдано), эффект контраста (изменение восприятия предмета на основе сравнения с другими) и феномен Баадера-Майнхоф (иллюзия частотности).
Отдельно рассмотрим такие эффекты, как отклонение в сторону результата (оценка решений только по результатам, а не по исходным обстоятельствам), иллюзия контроля (вера в возможность контролировать события, на которые человек на самом деле не может повлиять), эффект Даннинга-Крюгера (когда низкоквалифицированные сотрудники не осознают своих ошибок из-за недостатка знаний) и другие.
Урок 4. Социальные искажения
В четвертом уроке мы изучим влияние различных когнитивных искажений на взаимодействие с людьми. В частности, таких, как эффект однородности чужой группы (склонность воспринимать «свою» группу как разнообразную, а членов других групп как однотипных и обладающих схожими чертами) и ингрупповой фаворитизм (предпочтение, которое люди отдают членам своей группы – нации, компании, команде – даже когда объективных различий нет).
Также в нашем фокусе будут эгоистическая погрешность, фундаментальная ошибка атрибуции, эффект Лейк-Уобегон, эффект ореола, эффект Форера (Барнума), феномен «Нога в двери» и феномен справедливого мира (вера в то, что мир устроен справедливо и люди получают то, что заслуживают).
Урок 5. Искажения восприятия
В пятом уроке мы рассмотрим влияние искажений на восприятие и примеры искажений, связанные с вероятностями и стереотипами. В частности, такие, как эффект первенства (оценка первых событий как более значимых по сравнению с последующими, даже если это не так), ошибка игрока (убежденность, что случайные события зависят от предыдущих) и ошибка выжившего (игнорирование информации о тех, кто «не выжил»).
Кроме того, нас будет интересовать ошибка базового процента, эффект недавнего и переоценка значимости последних событий, эффект привязки, эффект знания задним числом («я так и знал») и каскад доступной информации. В частности, излишнее доверие слухам и сплетням.
Урок 6. Искажения памяти
В шестом уроке мы будем изучать влияние искажений на память и примеры искажений, связанные с ошибками памяти. В частности, эффект телескопа (ощущение, что недавние события кажутся более далекими, а события из прошлого – более близкими), криптомнезия (ошибочное восприятие чужой идеи или информации как своей собственной) и эгоцентрическое искажение.
Кроме того, мы поговорим про кажущееся постоянство и искаженное воспоминание прошлых позиций и поведения как похожих на текущие, даже если они изменились, эффект дезинформации и эффект самореференции, когда информация, которая связана с личным опытом, лучше запоминается и дольше остается в памяти, чем нейтральные сведения.
Урок 7. Искажения в общении и отношениях
В седьмом уроке мы обсудим последствия искажений для общения и отношений и то, как они могут приводить к недопониманию и конфликтам, изучим ошибки атрибуции и поймем, почему мы иногда неправильно оцениваем поведение других.
Кроме того, мы затронем такой аспект, как взаимосвязь когнитивных искажений и коммуникации, и посмотрим, как предвзятое отношение может привести к неправильным выводам и поспешным решениям, ведущим к не всегда желательным последствиям.
Урок 8. Как видеть и преодолевать искажения
И, наконец, в восьмом уроке курса мы изучим практические техники для осознания своих искажений, методы самокритики и критического мышления, и узнаем, как развить навык распознавания искажений восприятия у себя и окружающих.
Дополнительно поговорим о том, как улучшение в осознании собственного искаженного восприятия может повлиять на качество жизни и принятие решений в работе, карьере, бизнесе, межличностных отношениях, отношениях в коллективе, браке, семье, с детьми и окружающими людьми.
И теперь несколько слов о том, как лучше проходить наш курс.
Как проходить курс?
Данный курс, как и все остальные курсы 4brain, выстроен в логической последовательности изложения материала: от теоретических основ к практике и от простого к сложному. Придерживаясь заданной последовательности, вы сначала вникнете в теорию, после чего вам будет проще освоить прикладные аспекты курса. Например, профилактику того или иного когнитивного искажения.
При этом в нашем курсе нет жесткой привязки к последовательности прохождения уроков. Так, если вас интересует какое-то конкретное когнитивное искажение, вы можете начать именно с него, а уже потом ознакомиться с остальными материалами курса. В любом случае, мы советуем изучить все, потому что это шанс узнать много нового, о чем вы даже не подозревали.
И, конечно, мы вас ни в коем случае не ограничиваем рамками нашего курса, и даже наоборот – рекомендуем дополнительные материалы для изучения.
Дополнительные материалы
Книги и статьи позволят вам расширить свои познания за пределы нашего курса, если у вас появится такое желание. Для удобства поиска литературы в Сети мы приводим полные имена авторов.
Книги о когнитивных искажениях:
- Даниэль Канеман, «Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения»
- Даниэль Канеман, «Думай медленно... Решай быстро»
- Дин Бернетт, «Идиотский бесценный мозг. Как мы поддаемся на все уловки и хитрости нашего мозга»
- Джейми Лестер, «Остановись и подумай: Идеи и стратегии, помогающие принимать верные решения»
- Кирилл Шнайдер, «Когнитивная война»
- Алексей Филатов, «Ловушки и иллюзии мозга. Как мозг нас обманывает и как использовать это в своих интересах»
- Александр Силаев, «Философия без дураков. Как логические ошибки становятся мировоззрением и как с этим бороться?»
- Максим Дорофеев, «Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо»
- Глеб Ципурский, «Руководство искателя правды: научный подход»
- Роберт Сапольски, «Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки»
Статьи о когнитивных искажениях:
- Когнитивные искажения
- Интересное про когнитивные искажения
- Что делать с когнитивными искажениями?
- Как бороться с ловушками сознания и когнитивными искажениями
- 10 когнитивных искажений
- 7 когнитивных искажений, которые мешают принимать решения
- Как нас обманывает мышление?
- Вы знаете, как лагает ваше мышление?
- Ошибка выжившего: что это и зачем нужно?
- Склонность к подтверждению
И далее несколько вдохновляющих цитат, которые помогут вам настроиться на работу.
Цитаты о мышлении и восприятии
Итак, что же нам говорят об особенностях восприятия и когнитивных искажениях великие люди:
Мир – изменение, жизнь – восприятие
Марк Аврелий
Нет ничего хорошего или плохого, но мышление делает так
Уильям Шекспир
Нас делает счастливым и несчастным не то, каковы предметы в действительности, а то, во что мы их путем восприятия превращаем
Артур Шопенгауэр
Любые наши отношения с миром отражают наше восприятие себя. Если вы не любите себя и постоянно чувствуете вину – вселенная не замедлит подбросить вам поводов для огорчений и недовольства
Луиза Хей
Есть известные вещи, и есть неизвестные вещи, и между ними двери восприятия
Олдос Хаксли
Наше познание начинается с восприятия, переходит в понимание, и заканчивается причиной. Нет ничего важнее причины
Иммануил Кант
Есть два способа восприятия мира. Первый – это воспринимать мир через фильтры ума, второй способ – это восприятие напрямую. Когда ум чист, пуст и молчит – реальность видится такой, какая она есть
Экхарт Толле
Никогда не мешайте процессу мышления – и тогда успех вам обеспечен
Бертран Рассел
Единственная революция, способная что-то изменить, – это революция восприятия
Дэвид Айк
Банальности – это трамваи мышления
Хосе Ортега-и-Гассет
Мы искренне желаем вам достичь той самой мудрости, которая позволит не беспокоиться о мелочах и радоваться каждому дню своей жизни. Желаем вам успеха в работе над курсом и приглашаем на первый урок!