Меню курса

Урок 7. Искажения в общении и отношениях

Урок 7. Искажения в общении и отношенияхНа прошлых уроках мы с вами проделали огромную работу, изучая различные группы когнитивных искажений. Теперь в нашем арсенале есть методы профилактики и борьбы с когнитивными искажениями в повседневном выборе, социальном взаимодействии, искажениями памяти и восприятия.

Сегодня мы продолжим нашу работу и поговорим о когнитивных искажениях в общении и отношениях между людьми. Некоторые базовые знания по этой теме мы уже получили, когда изучали социальные искажения, а сейчас углубимся в тему.

Цель урока: изучить последствия когнитивных искажений для общения и отношений, понять, как они могут приводить к недопониманию и конфликтам, разобрать ошибки атрибуции и получить научное понимание, почему мы иногда неправильно оцениваем поведение других.

Кроме того, мы затронем такой аспект, как взаимосвязь когнитивных искажений и коммуникации, и посмотрим, как предвзятое отношение может привести к неправильным выводам и поспешным решениям, ведущим к не всегда желательным последствиям.

Содержание:

Сегодня мы почерпнем немало полезной информации из книги «Философия без дураков. Как логические ошибки становятся мировоззрением и как с этим бороться?» [А. Силаев, 2020]. И, как и в прошлом уроке, нам будет полезна книга «Ловушки и иллюзии мозга. Как мозг нас обманывает и как использовать это в своих интересах» [А. Филатов, 2021].

Последствия когнитивных искажений для общения и отношений

Итак, последствия когнитивных искажений для общения и отношений – как они могут приводить к недопониманию и конфликтам? Когнитивные искажения человека существенно влияют на общение и отношения, поскольку они искажают восприятие, интерпретацию и реакцию на поведение других людей.

Это может приводить к недопониманию, конфликтам и ухудшению отношений. Рассмотрим, как это происходит, с учетом физиологических механизмов работы мозга.

Неверное восприятие намерений и действий

Наиболее наглядный пример – это фундаментальная ошибка атрибуции. Напомним, что фундаментальная ошибка атрибуции – это склонность объяснять поведение других людей их личными качествами, недооценивая влияние внешних обстоятельств.

Мы можем объяснять чужие ошибки, например, безалаберностью и ленью, игнорируя внешние факторы, такие как объективная нехватка времени на выполнение той или иной задачи.

Последствия:

Фундаментальная ошибка атрибуции часто приводит к осуждению и обвинениям, которые не соответствуют реальности. Например, обвинение коллеги в безответственности может быть несправедливым, если он на самом деле испытывает объективные трудности.

Физиологический механизм:

Мозг использует упрощенные схемы (шаблоны мышления), чтобы быстрее принимать решения. Это связано с активностью миндалевидного тела (эмоциональная реакция) и префронтальной коры (логическое обоснование). Когда доминирует первая система, человек делает поспешные выводы.

Стереотипы и предвзятость

Возьмем для примера эффект однородности чужой группы. Мы склонны воспринимать членов «чужой» группы как одинаковых, а свою группу – как более разнообразную.

Последствия:

Стереотипы и предвзятость мешают понять индивидуальные особенности людей из других групп и усиливают конфликты, особенно в многонациональных коллективах или компаниях.

Физиологический механизм:

Активация системы обработки информации «свой-чужой» в лимбической системе мозга ускоряет суждения. Это эволюционный механизм, который ранее помогал быстро оценивать угрозу, однако в современном мире он чаще приводит к стереотипизации, нежели приносит реальную пользу.

Более детально вы можете изучить строение лимбической системы, если обратитесь к учебным материалам, предназначенным для студентов медицинского колледжа [GRANDARS, 2021].

Эгоцентризм и уклонение от ответственности

Отличный пример – это эгоистическая погрешность или склонность объяснять свои успехи своими личными качествами, а неудачи – внешними факторами. Человек приписывает себе все мыслимые и немыслимые достижения, а в его проблемах всегда виноваты обстоятельства или окружающие люди.

Последствия:

Подобные наклонности вызывают раздражение у окружающих, потому что создается впечатление, что человек избегает ответственности за ошибки. Это подрывает доверие и ведет к конфликтам.

Физиологический механизм:

Мозг склонен защищать самооценку через активацию дофаминовых путей, связанных с удовольствием. Это заставляет нас приукрашивать собственные достижения и снижать значимость ранее допущенных ошибок.

Неверное первое впечатление

Это наглядно иллюстрирует эффект ореола. Если человек производит хорошее первое впечатление, мы склонны оценивать его последующие действия положительно, и наоборот.

Последствия:

Эффект ореола мешает объективно воспринимать людей, особенно в рабочей среде, где важно оценивать компетенцию по реальным результатам, а не по харизме или внешности.

Физиологический механизм:

В самые первые секунды взаимодействия между людьми активируется миндалевидное тело, которое отвечает за первоначальные эмоции. Если впечатление положительное, мозг закрепляет это в гиппокампе, формируя когнитивный шаблон, который затрудняет изменение мнения.

Избыточное внимание к негативу

В качестве примера рассмотрим эффект подтверждения – склонность отдавать предпочтение информации, которая согласуется с точкой зрения или убеждениями человека. Мы склонны искать и замечать информацию, которая подтверждает наши взгляды.

Последствия:

В конфликте мы можем сосредотачиваться только на негативных аспектах поведения другого человека, игнорируя его положительные стороны. Это усиливает напряженность.

Физиологический механизм:

Активация «сети негативной валентности» в мозге (особенно в передней поясной коре) усиливает фиксацию на угрозах и ошибках, игнорируя позитивные стимулы.

Изучение роли поясной коры в лимбической системе и функции мозга – достаточно объемная тема, которая выходит за рамки нашего курса, однако желающие могут изучить ее самостоятельно [MedUniver, 2018]. В рамках нашего курса поясним встретившийся нам термин, важный для понимания влияния когнитивных искажений на общение и отношения людей.

Валентность в психологии – это аффективное качество, заключающееся в субъективной привлекательности (положительная валентность) или непривлекательности (отрицательная валентность) для человека предметов, событий или ситуаций.

Теперь давайте посмотрим, каким образом когнитивные искажения приводят к недопониманию и конфликтам. Общее представление о когнитивных механизмах мы получили на первых уроках, а сейчас адаптируем имеющиеся знания в контексте коммуникаций и взаимоотношений между людьми.

Как когнитивные искажения приводят к недопониманию и конфликтам:

Сокращение когнитивной нагрузки ценой точности – мозг стремится экономить ресурсы, используя упрощенные схемы (например, стереотипы или обобщения). В отношениях это может приводить к неверным выводам о мотивах или намерениях другого человека.
Эмоциональные реакции преобладают над логическими – большинство когнитивных искажений активируются в ситуациях стресса, неопределенности или быстрого выбора, когда лимбическая система «захватывает» контроль над префронтальной корой. Это усиливает эмоциональные суждения и делает общение менее рациональным.
Закрепление привычных шаблонов – когнитивные искажения часто основаны на прошлом опыте. Например, если человек ранее сталкивался с обманом, он может интерпретировать добрые намерения как потенциальную угрозу.

На следующем уроке мы подробно рассмотрим, как минимизировать влияние когнитивных искажений на общение и отношения, однако самые общие рекомендации, которые вам неоднократно встречались в нашем курсе, вы можете применить уже сейчас. Это осознанность, эмпатия, фокус на фактах, обратная связь и замедление принятия решений.

Ошибки атрибуции и искажения в отношениях

А теперь поговорим про ошибки атрибуции и искажения в отношениях и то, почему мы иногда неправильно оцениваем поведение других. Ошибки атрибуции и связанные с ними когнитивные искажения часто приводят к неправильной оценке поведения других людей. Это может вызывать недопонимание, напряжение и конфликты в отношениях.

Вплоть до того, что ученые установили связь между межличностными когнитивными искажениями и стилями атрибуции среди пар, подавших заявление о разводе, и даже обнаружили влияние когнитивных искажений и ошибок атрибуции на сексуальное удовлетворение [M. Mahdoodizaman et al., 2016].

Давайте рассмотрим, почему мы склонны делать ошибки атрибуции, как они проявляются, и какие физиологические механизмы мозга этому способствуют. В широком смысле атрибуция – это психологический термин, обозначающий механизм объяснения причин поведения другого человека.

В частности, это то, о чем мы уже многократно говорили – приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия.

Необходимость атрибуции обусловлена тем, что информация, получаемая путем внешнего наблюдения, недостаточна для адекватного взаимодействия с социальным окружением и нуждается в «достройке». Атрибуция является основным способом такой «достройки» непосредственно воспринимаемой информации, а ошибки атрибуции – это когда «достраивают» неправильно.

Основные ошибки атрибуции:

  • Фундаментальная ошибка атрибуции – чужие неудачи объясняются личными качествами (например, ленью), а свои – внешними обстоятельствами (например, сложными условиями).
  • Эгоистическая погрешность – успехи приписываются себе, а неудачи – внешним факторам.

Теперь давайте посмотрим, почему «достройка» часто происходит неверно и ошибочно.

Почему мы неправильно оцениваем поведение других:

1Ограниченная информация и невозможность прогноза – мы не всегда знаем все обстоятельства, влияющие на поведение человека, и не всегда можем сделать качественный анализ на основе известной информации, поэтому заполняем пробелы предположениями. Например, если человек опаздывает на встречу, мы можем посчитать его безответственным, не зная, что он застрял в пробке.
2Эмоциональная реакция – наши эмоции могут усиливать ошибки атрибуции. Если мы раздражены или обижены, мы склонны интерпретировать действия другого человека негативно. Например, если кто-то забыл ответить на наше сообщение, мы можем решить, что ему безразличны наши дела, хотя причина может быть в его занятости.
3Эффект наблюдателя – когда мы оцениваем чужое поведение, мы сосредотачиваемся на человеке, а не на ситуации. При этом свои действия мы оцениваем в контексте внешних факторов. Если мы опаздываем, это «из-за обстоятельств», а если опаздывает кто-то другой, это из-за его характера.
4Самозащита и самооценка – чтобы поддерживать положительное представление о себе, мы склонны приписывать успехи своим усилиям, а неудачи – внешним факторам. Это особенно заметно в конфликтных ситуациях. Если состязание завершилось не в нашу пользу, мы можем объяснить это предвзятостью судей, а не своими ошибками.
5Культурные различия – культурная среда влияет на то, как мы интерпретируем поведение. В индивидуалистических культурах (например, в США) люди чаще делают акцент на личных качествах, а в коллективистских (например, в Японии) – на обстоятельствах. Обучение и культурные нормы формируют устойчивые нейронные связи в мозге посредством механизмов нейропластичности, которые влияют на привычные способы интерпретации.

Последствия ошибок атрибуции в отношениях:

  • Непонимание и осуждение – мы можем несправедливо обвинять других в эгоизме, лени или равнодушии, что вызывает ответную защитную реакцию и ухудшает отношения.
  • Эскалация конфликтов – неверная интерпретация поведения усиливает недоверие и обиды, что мешает конструктивному решению проблем.
  • Ухудшение самооценки – если нам постоянно приписывают личные недостатки вместо учета обстоятельств, это может негативно сказаться на нашем восприятии себя.

Как бороться с ошибками атрибуции? Это уже известные нам способы: осознанность, эмпатия, фокус на фактах, обратная связь и замедление принятия решений. Больше прикладных техник мы рассмотрим в следующем уроке.

Искажения и коммуникация

А теперь поговорим про искажения в коммуникации – как предвзятости могут вести к неправильным выводам? Когнитивные искажения человека могут сильно влиять на наши выводы и действия в процессе коммуникации, часто ведя к недопониманию, конфликтам и ошибочным оценкам.

Каким образом это происходит? Давайте рассмотрим влияние искажений на коммуникацию с учетом функции головного мозга и физиологических механизмов работы мозга. Сразу скажем, что некоторые моменты нам уже знакомы по другим аспектам темы, однако они актуальны и для коммуникационных аспектов, поэтому мы их вкратце повторим еще раз.

Неверная интерпретация информации

Когнитивные искажения заставляют нас воспринимать слова, тон или жесты через призму наших убеждений и эмоций. Например, глухой голос и резкие жесты могут навести на мысль о враждебном настрое, хотя это всего лишь физические характеристики человека.

Физиологический механизм:

Лимбическая система быстро реагирует на внешние сигналы, вызывая эмоции до того, как префронтальная кора, отвечающая за рациональное мышление, успевает осмыслить ситуацию.

Подтверждение своих убеждений (эффект подтверждения)

Мы склонны замечать и запоминать ту информацию, которая подкрепляет наши ожидания, и игнорировать все остальное. Так, если вы считаете, что ваш начальник несправедлив, вы будете замечать только его критику, игнорируя похвалу.

Физиологический механизм:

Нейронные сети, сформированные нашим опытом и убеждениями, усиливают активность дофаминовых путей, когда мы получаем подтверждение своих ожиданий. Это закрепляет предвзятые интерпретации.

Искажения восприятия группы

Социальные искажения, такие как ингрупповой фаворитизм или эффект однородности чужой группы, могут приводить к стереотипам и разделению. Мы можем считать свою команду более профессиональной, чем другая, даже при одинаковых результатах.

Физиологический механизм:

Мозг использует зеркальные нейроны для распознавания «своих», активируя системы вознаграждения при взаимодействии с членами своей группы. Это снижает эмпатию к «чужим».

Проблемы в аргументации и принятии решений

Когнитивные искажения, такие как эффект привязки или ошибка игрока, мешают взвешенно оценивать ситуацию и принимать адекватные решения. В переговорах первое названное предложение может влиять на восприятие дальнейших аргументов, даже если они более логичны.

Физиологический механизм:

При обработке новой информации активируется префронтальная кора. Однако из-за когнитивной нагрузки мозг фиксируется на первых данных (привязке) как на «опорной точке».

Эмоциональные искажения

Искажения, такие как эффект ореола, усиливают влияние эмоций на восприятие. Если человек произвел благоприятное первое впечатление, окружающие могут реально не заметить некоторых его недостатков.

Физиологический механизм:

Миндалевидное тело (эмоциональный центр мозга) имеет прямое влияние на гиппокамп (центр памяти), что делает эмоциональные события более запоминающимися, чем нейтральные.

Почему мозг склонен к искажениям в коммуникации:

  • Экономия ресурсов – мозг не обрабатывает каждую деталь, а делает «разумные предположения» на основе опыта. Например, вы предполагаете, что человек, не смотрящий вам в глаза, нечестен, хотя он может просто быть стеснительным.
  • Эмоциональная защита – искажения помогают нам избегать эмоционального стресса, сохраняя положительный образ себя. Например, если вас критикуют, вы можете считать критику необоснованной, чтобы не испытывать дискомфорта.
  • Привычные шаблоны мышления – со временем мозг формирует устойчивые нейронные связи, которые определяют автоматические реакции.
Последствия искажений в общении мы уже описывали – это недопонимание, недоверие, эскалация конфликтов и прочие малоприятные вещи, которых вы можете избежать, если пройдете наши программы «Лучшие техники коммуникаций» и «Эмоциональный интеллект».

Итак, мы с вами узнали самое основное, что нужно знать про когнитивные искажения в общении и отношениях. Далее вас ждет проверочный тест, а затем мы перейдем к следующей теме.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Далее вас ждет финальный урок нашего курса, где мы поговорим о том, как видеть и преодолевать искажения.

1КогИск