Меню курса

Урок 2. Как искажения влияют на мышление

Урок 2. Как искажения влияют на мышлениеНа прошлом уроке мы с вами сформировали понимание когнитивных искажений, изучили их защитно-адаптивную функцию, сложившуюся в процессе эволюции, и поняли, каким образом когнитивные искажения облегчают работу мозга.

Мы разобрали плюсы и минусы, которые несет когнитивное искажение мышления, и вплотную подошли к тому, насколько важно всегда отдавать себе отчет, находитесь ли вы сейчас под влиянием шаблонов мышления (возможно, ошибочных) или способны объективно оценивать ситуацию. В этом уроке мы углубимся в различные аспекты темы.

Цель урока: разобраться, каким образом когнитивные искажения влияют на процессы мышления и почему их наличие при этом не делает нас «ненормальными» или «неправильными». И понять, почему так важно распознавать искажения и как осознание искажений может помочь избежать ошибок в суждениях.

Так, мы разберем механизмы искажений, узнаем, как они действуют и каким образом человеческий мозг искажает восприятие. Для наглядности приведем простые примеры искажения мышления и их причинно-следственные связи.

Содержание:

В контексте нашей темы нам сегодня будет интересна книга «Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо», которая проливает свет на многие процессы в нашей голове [М. Дорофеев, 2017]. И еще мы немного вспомним школьный курс биологии в части, касающейся работы мозга.

Почему когнитивные искажения – это нормально?

Чтобы двигаться дальше и в полной мере понимать эффекты когнитивного искажения, нам необходимо сделать небольшой экскурс в биологию и понять физиологические механизмы работы мозга.

Как же происходят мыслительные процессы в мозге и каким образом формируются шаблоны мышления с точки зрения физиологии мозга?

Мыслительные процессы происходят благодаря взаимодействию нейронов, которые передают информацию с помощью электрических импульсов и химических сигналов.

Нейрон – это основная структурная клетка нервной ткани, способная возбуждаться и передавать нервные импульсы к другим нейронам и исполнительным органам.

Основы нейронной активности:

  • Нейроны – это основная функциональная единица мозга. Каждый нейрон состоит из тела клетки, дендритов (принимают сигналы) и аксона (передает сигналы другим нейронам).
  • Синапсы – места соединения нейронов, где передача сигнала происходит через химические вещества, называемые нейротрансмиттерами или нейромедиаторами (например, дофамин, серотонин, глутамат).

Этапы передачи сигнала:

  • Электрический сигнал (потенциал действия) – внутри нейрона создается электрический импульс, который движется по аксону.
  • Химическая передача – на синапсе электрический сигнал вызывает высвобождение нейромедиаторов в синаптическую щель. Эти молекулы связываются с рецепторами на соседнем нейроне, вызывая его активацию.
  • Кодирование информации – различные комбинации активности нейронов создают «код» для определенных мыслей, воспоминаний и действий.

Все это можно представить в виде простой схемы:

Нейрон

Области мозга, вовлеченные в мышление:

  • Лобная доля – отвечает за логическое мышление, планирование, принятие решений, контроль импульсов.
  • Теменная доля – отвечает за пространственное мышление и восприятие.
  • Гиппокамп – участвует в формировании новых воспоминаний и интеграции их в существующую память.
  • Амигдала (миндалевидное тело) – влияет на эмоциональную составляющую мышления.
  • Префронтальная кора – регулирует сложные когнитивные процессы, такие как анализ, синтез и самоконтроль.

Во избежание нагромождения информации покажем эти части мозга на разных картинках:

Лобная и теменная доля

Гиппокамп и миндалевидное тело

Префронтальная кора

Нейроны могут формировать новые связи или изменять старые в процессе обучения и адаптации. Чем легче идут эти процессы, тем выше нейропластичность мозга.

Нейропластичность – это способность мозга изменяться под воздействием опыта, а также восстанавливать утраченные связи после повреждения.

На сегодняшний день в центре внимания ученых находится теория нейронных механизмов, лежащих в основе негативных когнитивных предубеждений при тяжелой депрессии [Y. Jiang, 2024].

Одна из гипотез вращается вокруг двунаправленной миндалевидно-гиппокампальной проекции, способствующей усилению негативных эмоций и воспоминаний, одновременно способствуя затруднению поиска противоположной информации в сети гиппокампа.

Другая гипотеза подчеркивает участие префронтальной коры в создании негативной когнитивной структуры посредством обобщения концептуальной и эмоциональной информации в сочетании с миндалевидным телом и гиппокампом.

Теперь посмотрим, как формируются шаблоны мышления с точки зрения физиологии работы мозга.

Повторение и укрепление синапсов:

  • Когда мы регулярно повторяем определенное действие или мысль, между вовлеченными нейронами усиливаются синаптические связи. Это называется правилом Хебба: «Нейроны, которые активируются вместе, связываются». Это краткое изложение, а полную формулировку можно найти в работе самого Хебба [D. Hebb, 1949].
  • Сильные нейронные связи делают передачу сигналов более эффективной, что приводит к формированию устойчивого шаблона мышления.

Роль дофамина и подкрепления:

  • При позитивном опыте (успех, удовольствие) выделяется дофамин, который усиливает соответствующие нейронные пути.
  • Это приводит к закреплению определенных моделей поведения и мышления через систему вознаграждения мозга.

Автоматизация и создание паттернов:

  • Повторяющиеся действия и мысли со временем переходят в разряд автоматизированных процессов через базальные ганглии (скопление нервных клеток в глубине головного мозга). Это снижает когнитивную нагрузку на префронтальную кору. Например, после многократной практики вождение автомобиля становится автоматическим процессом.
  • Мозг стремится упрощать обработку информации, создавая так называемые «когнитивные схемы» или структурированные шаблоны для быстрого понимания и реакции на повторяющиеся ситуации. Эти схемы базируются на прошлом опыте, поэтому они могут быть как полезными (обучение, навыки), так и искажающими (когнитивные искажения).
  • Шаблоны мышления также формируются на основе эмоционального опыта. Эмоциональная окраска шаблонов влияет на скорость их закрепления. Например, если определенное действие сопровождается сильной эмоцией (страх, радость), оно будет быстрее закрепляться благодаря активации амигдалы.
  • Закрепление шаблонов происходит через сон. Во время сна мозг активирует гиппокамп и префронтальную кору, чтобы консолидировать память и укреплять шаблоны мышления. Эпизоды из кратковременной памяти переходят в долговременную.

Факторы, влияющие на формирование мыслительных шаблонов:

Возраст – у детей нейропластичность выше, поэтому шаблоны формируются быстрее.
Мотивация и эмоции – чем сильнее эмоциональная реакция, тем прочнее формируется шаблон.
Среда и социальное окружение – регулярное взаимодействие с определенными людьми и ситуациями закрепляет соответствующие модели мышления.
Физиология мозга – гормональные изменения, стресс или нейродегенеративные заболевания могут менять скорость формирования и прочность шаблонов.

К вопросу о нейропластичности у детей стоит добавить, что, по мнению ряда ученых, развитие когнитивных способностей в детстве может совпадать с постепенной потерей, а не с образованием новых синапсов и, предположительно, с укреплением оставшихся синаптических связей [B. Casey et al., 2000]. Это еще один аргумент в «пользу пользы» устоявшихся шаблонов мышления и их роли в адаптации человека к окружающему миру.

Теперь, когда мы освежили в памяти понимание физиологических основ мыслительной функции головного мозга, мы видим, что, с точки зрения физиологии, когнитивные искажения – это нормальная часть человеческого мышления, поскольку они представляют собой естественные механизмы адаптации. Важно понимать, что мозг функционирует в условиях ограниченных ресурсов и времени, и для этого он разработал упрощенные способы обработки информации.

При этом наличие искажений не мешает нам функционировать успешно. В большинстве ситуаций когнитивные искажения не мешают принимать эффективные решения и хорошо ориентироваться в окружающей действительности.

Мы адаптировались к этим ограничениям, часто «заготовленные» шаблоны мышления делают нас более эффективными. Важно то, что, несмотря на упрощение и ограниченность, искажения позволяют нам выстраивать успешные социальные взаимодействия, обучаться и решать сложные задачи.

Когнитивные искажения присущи всем людям, и в этом смысле они универсальны. Это значит, что искажения являются частью того, что делает нас людьми. Они играют роль в нашем восприятии, принятии решений и даже в творчестве. Когнитивные искажения делают наше мышление более живым и гибким, даже если они временами противоречат строго логичному мышлению.

В случае, когда мы видим, что ранее сформировавшиеся шаблоны мышления или поведения перестали быть успешными, когнитивные искажения можно осознавать и корректировать. Понимание того, как искажения работают, позволяет нам минимизировать их влияние в ситуациях, где требуются точность и объективность. Например, при принятии финансовых или медицинских решений.

Таким образом, когнитивные искажения – это естественная часть работы мозга, которая помогает нам эффективно функционировать в мире, где невозможно полностью обработать всю информацию.

Когнитивные искажения – это не ошибки в прямом смысле этого слова, а скорее черты адаптивного мышления, которые выполняют множество полезных функций: от экономии ресурсов до поддержания психологического равновесия. Поэтому наличие когнитивных искажений не делает нас «неправильными», а делает нас людьми, адаптированными к сложной и изменчивой реальности.

Тем не менее, мы уже затрагивали такой аспект, как необходимость адекватного восприятия собственных предубеждений и когнитивных искажений. Давайте обсудим этот момент подробнее.

Почему важно распознавать когнитивные искажения?

Итак, как осознание искажений может помочь избежать ошибок в суждениях? Распознавать когнитивные искажения важно, потому что это помогает принимать более обоснованные и объективные решения, избегая типичных ошибок восприятия и интерпретации информации. Осознание искажений позволяет нам учитывать, как наше мышление может быть подвержено автоматическим и часто ошибочным «сокращениям».

Топ-9 причин, почему важно осознание когнитивных искажений:

1Повышение объективности в принятии решений – когда мы знаем о когнитивных искажениях, таких как эффект подтверждения (тенденция искать только те факты, которые поддерживают наши убеждения), мы можем осознанно искать альтернативные точки зрения и факты, которые противоречат нашему первоначальному мнению. Это помогает формировать более сбалансированные и обоснованные решения, избегая предвзятостей.
2Снижение риска неверных интерпретаций и поспешных выводов – осознание искажений позволяет лучше контролировать тенденцию к быстрому и поверхностному восприятию. Например, если мы осознаем склонность к иллюзии контроля (переоценка нашего влияния на события), мы будем реалистичнее оценивать свои возможности и прогнозировать более точные результаты. Это полезно, например, при стратегическом планировании или оценке риска.
3Развитие критического мышления – осознание искажений развивает навыки критического мышления, поскольку мы начинаем задаваться вопросами о причинах наших суждений. Например, осознание «ошибочной причинности» (когда два события кажутся связанными, но это не так) помогает более вдумчиво анализировать причинно-следственные связи. Критическое мышление улучшает качество выводов и помогает избегать ложных суждений.
4Снижение влияния стереотипов и предвзятостей – искажения часто лежат в основе стереотипов, которые могут ограничивать наше восприятие человека или ситуации. Осознание, например, склонности к фундаментальной ошибке атрибуции (тенденция объяснять чужие ошибки личностными качествами, а не обстоятельствами), помогает объективнее воспринимать поведение людей, учитывая их контекст. Это способствует лучшему взаимодействию с людьми и более справедливой оценке ситуаций.
5Развитие гибкости мышления и адаптивности – понимание искажений позволяет нам быть гибче, когда дело касается новых данных или изменений. Когда мы знаем о своей склонности к эффекту статуса-кво и стремлению оставаться в привычной ситуации, это может мотивировать нас осознанно рассматривать изменения и новые возможности, которые мы могли бы отвергнуть на автомате. Осознание помогает быть менее привязанными к привычным шаблонам мышления и открытыми к новому.
6Предотвращение эмоциональных ошибок в принятии решений – многие когнитивные искажения поддерживают эмоциональный комфорт, но могут быть ошибочными. Например, эффект самозащиты (склонность объяснять неудачи внешними причинами) помогает нам чувствовать себя лучше, но мешает анализу собственных ошибок. Осознание таких искажений помогает нам объективнее оценивать причины своих действий, что, в конечном счете, способствует личностному росту.
7Улучшение профессиональных навыков и качества работы – в профессиональной сфере когнитивные искажения могут серьезно повлиять на результат работы, особенно в области аналитики, медицины, финансов и управления. Например, осознание тенденции переоценивать положительные исходы помогает точнее оценивать риски и реалистично планировать. Это особенно важно при работе с проектами, управлении ресурсами и оценке рисков.
8Повышение эмоционального интеллекта и самопонимания – осознание искажений, таких как проекционное искажение (перенос собственных эмоций и мыслей на других), помогает развивать эмоциональный интеллект. Мы начинаем лучше понимать, какие искажения управляют нашим восприятием, и можем избегать их влияния в общении и межличностных отношениях. Это помогает лучше понимать себя и других, что улучшает качество взаимодействия.
9Понимание и предсказуемость группового поведения – осознание искажений полезно для тех, кто работает с людьми и коллективами, потому что оно помогает предвидеть, какие искажения могут возникать на групповом уровне (например, эффект группового мышления). Это позволяет создавать среду для обсуждения альтернативных точек зрения, улучшая принятие коллективных решений.

Когнитивные искажения человека – естественная часть мышления, а осознание их существования позволяет снизить их влияние в ситуациях, где важны точность и объективность. Это осознание улучшает качество принимаемых решений, способствует профессиональному и личностному росту, повышает эффективность взаимодействия с людьми и способствует достижению более сбалансированных и обоснованных результатов. А для лучшего осознания важно понимать механизмы когнитивных искажений.

Механизмы когнитивных искажений: как мозг искажает восприятие?

Мы уже много говорили об адаптивной природе когнитивных искажений, и упрощение в этом контексте – как раз про адаптацию к сложным условиям неопределенности. Механизмы искажений работают через автоматические процессы, включающие упрощение, обобщение и селекцию информации.

Давайте рассмотрим основные механизмы когнитивных искажений и их влияние на восприятие человека. Уточним, что восприятие – это психический процесс, позволяющий получить информацию о явлениях и предметах в целом, в совокупности их свойств, и сформировать их целостный образ.

Эвристики

Эвристики – это совокупность приемов и методов, облегчающих и упрощающих решение задач. Эвристики помогают принимать решения быстро, но могут быть не точными.

Например, эвристика доступности (склонность оценивать вероятность события на основе легкости, с которой похожие примеры приходят на ум). Так, после просмотра новостей о несчастных случаях люди могут переоценивать их частоту.

Влияние на восприятие: этот механизм упрощает анализ, но может искажать восприятие вероятностей и рисков.

Избирательное внимание и селективное восприятие

Мозг склонен уделять больше внимания информации, которая подтверждает наши текущие убеждения или ожидания.

Например, это эффект подтверждения, когда мы выбираем и интерпретируем информацию так, чтобы она поддерживала наши убеждения.

Влияние на восприятие: избирательное внимание ограничивает широту восприятия и может мешать объективному анализу альтернативных точек зрения.

Эффект социального влияния и конформизма

Люди склонны воспринимать информацию, которая соответствует мнению группы, в которой они находятся, чтобы сохранить гармонию.

Например, это групповое мышление, когда человек избегает критики и согласует свое мнение с большинством, даже если это ведет к ошибкам.

Влияние на восприятие: подверженность влиянию группы снижает критическое мышление и способствует поверхностным суждениям, ориентированным на согласие.

Автоматизация и рациональное обоснование собственных решений

Люди часто стремятся оправдать уже принятые решения, создавая рационализацию для их обоснования.

Например, это эффект самооправдания, когда человек отказывается признавать ошибку, даже если получает подтверждение своей неправоты.

Влияние на восприятие: этот механизм снижает способность видеть альтернативы и может приводить к закреплению ложных убеждений.

Эффект якоря

Первая полученная информация (якорь) влияет на последующее восприятие и интерпретацию данных.

Например, при оценке стоимости чего-либо, первая предложенная цена может значительно повлиять на конечное мнение о цене.

Влияние на восприятие: этот эффект ограничивает способность видеть ситуацию без привязки к изначально предоставленным данным.

Стереотипы и обобщение

Мозг склонен к упрощению и созданию стереотипов для структурирования сложной информации.

Например, применение общих характеристик к индивидуумам, основываясь на групповой принадлежности по национальности, профессии, субкультуре.

Влияние на восприятие: восприятие становится ограниченным, игнорируются индивидуальные особенности и контексты.

Эффект ретроспективного искажения

Мозг переоценивает предсказуемость событий после того, как они произошли.

Сакраментальное «Я так и знал», когда человек уверяет, что предвидел результат, хотя это не было очевидно до его наступления.

Влияние на восприятие: ведет к иллюзии предсказуемости, мешает осознанию случайности и сложности событий.

Персонализация и проекция

Мозг склонен воспринимать окружающий мир через призму собственных переживаний, ценностей и опыта.

Например, проекционное искажение, когда человек считает, что другие испытывают те же чувства и убеждения, что и он.

Влияние на восприятие: этот механизм создает иллюзию сходства и может приводить к непониманию и конфликтам в общении.

И еще пару слов о том, как мозг искажает восприятие. Для наглядности приведем простые примеры искажения мышления.

Основные механизмы искажения процесса восприятия и причинные факторы:

Шаблоны мышления – формируются на основе прошлого опыта и помогают быстро интерпретировать новые события. Например, видя тень в темноте, человек может сразу интерпретировать ее как опасность, основываясь на прошлом опыте.
Когнитивные ярлыки – упрощенные способы анализа, позволяющие быстро принимать решения. Сделав быстрый вывод, что тень в темноте представляет опасность, человек принимает решение бежать.
Селективное внимание – мозг фокусируется на ключевых элементах, игнорируя другие. Например, если вы мечтаете о красной машине, ваше внимание начнет «выхватывать» красные авто в потоке машин, потому что мозг отфильтровывает прочие детали.
Иллюзия предсказуемости – мозг ищет закономерности даже в случайных событиях, потому что это помогает предсказывать будущее, но иногда ведет к ошибочным выводам. Например, замечая, что три дня подряд шел дождь, человек может считать, что и завтра будет дождь, даже если прогноз говорит обратное.
Упрощение информации – для удобства мозг складывает элементы в целостную картину. Например, если вы видите незнакомого человека в дорогой одежде, мозг может автоматически предположить, что он богатый (или погряз в долгах и кредитах).
Эмоциональное влияние – страх или стресс усиливают восприятие угроз. В состоянии тревоги человек может интерпретировать нейтральное выражение лица как враждебное, а позитивные эмоции могут создавать иллюзию безопасности или успеха.
Социальное влияние – мозг ориентируется на поведение и мнение других, чтобы быстрее адаптироваться, с тех давних времен, когда социальное одобрение обеспечивало место в группе и выживаемость как таковую. Сегодня это уже не так, однако, если большинство людей утверждают, что фильм хороший, вы можете поверить в это, даже если фильм вам не понравился.

Таким образом, мы зачастую принимаем решения, основываясь на ошибочном восприятии. Например, судим людей по первым впечатлениям.

Собственно, мы уже разобрались, зачем нам нужно уметь распознавать когнитивные искажения, а понимание механизмов этих искажений поможет нам в их распознании и недопущении вредоносного влияния на нашу жизнь. Больше о когнитивных процессах вы сможет узнать на нашей программе «Когнитивистика». А сейчас вас ждет проверочный тест, после чего мы перейдем к следующей теме. 

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Далее мы поговорим об искажениях в повседневном выборе.

1КогИск