Урок 6. Искажения памяти
На прошлых уроках мы с вами разобрали несколько больших групп когнитивных искажений. Это искажения в повседневном выборе, социальные искажения и искажения восприятия. Сегодня мы продолжим, и будем разбирать искажения памяти.
Как и ранее, мы сосредоточимся на самом главном. Изучение причин и предпосылок когнитивных искажений позволяет быстрее найти эффективные способы справиться с ними и избежать их негативного влияния.
Кроме того, мы поговорим про эффект дезинформации и эффект самореференции, когда информация, которая связана с личным опытом, лучше запоминается и дольше остается в памяти, чем нейтральные сведения.
Содержание:
- Влияние когнитивных искажений на память
- Эффект телескопа
- Криптомнезия
- Эгоцентрическое искажение
- Кажущееся постоянство
- Эффект дезинформации
- Эффект самореференции
- Проверочный тест
Нам в помощь книга «Ловушки и иллюзии мозга. Как мозг нас обманывает и как использовать это в своих интересах» [А. Филатов, 2021]. И еще кое-что мы почерпнем из книги «Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки» [Р. Сапольски, 2018].
Влияние когнитивных искажений на память
Когнитивные искажения оказывают значительное влияние на процесс восприятия, процессы мышления и память, изменяя то, как мы воспринимаем, запоминаем и воспроизводим информацию. Эти искажения могут искажать факты и их интерпретацию, что может привести к неверным воспоминаниям, необъективным выводам и ошибочным решениям.
Как когнитивные искажения влияют на память:
| Селективное восприятие – люди склонны запоминать информацию, которая подтверждает их уже существующие убеждения, и игнорировать или забывать данные, которые с ними не согласуются. Это приводит к тому, что воспоминания могут быть фрагментированы или упрощены, потому что исключаются события и детали, противоречащие конкретной точке зрения. |
| Стереотипизация – люди склонны запоминать информацию, которая соответствует стереотипам, и забывать детали, которые противоречат этим стереотипам. Это искажение может повлиять на память, делая ее более ограниченной, потому что информация, не соответствующая ожиданиям, просто не воспринимается или забывается. |
| Эффект первенства и эффект недавнего – мы склонны лучше запоминать первое и последнее событие в ряду. Эффект первенства означает, как нам уже известно, что мы чаще помним информацию, которая была представлена первой, а эффект недавнего означает, что мы легче запоминаем последнее событие или информацию. В итоге в памяти оказываются более яркие и заметные события, а детали между ними могут быть забыты или не восприняты должным образом. |
| Иллюзия памяти – когнитивные искажения могут создавать ложные воспоминания. Например, под воздействием слухов люди могут «запомнить» детали, которых на самом деле не было, или искаженно интерпретировать события и свою роль в них. Такие ложные воспоминания человек может воспринимать как реальные. |
| Эмоциональное воздействие – когда события вызывают сильные эмоциональные реакции, они могут запоминаться более ярко и четко, однако могут быть искажены в сторону более эмоциональной или драматической версии. Это связано с тем, что эмоции усиливают запоминание, но иногда при этом забываются нейтральные и более логичные детали. |
| Когнитивное искажение времени – люди склонны «упрощать» или «сжигать» временные рамки событий, забывая о промежуточных моментах или делая их более важными, чем они были на самом деле. Это искажение времени может влиять на восприятие продолжительности событий или на то, как люди будут помнить события в будущем. |
Теперь про все эти эффекты когнитивного искажения подробнее.
Эффект телескопа
Эффект телескопа – это когнитивное искажение, при котором мы воспринимаем события, произошедшие недавно, как более отдаленные, а события из прошлого – как более близкие. Это может привести к искажению восприятия времени и затруднениям в оценке реальной хронологии событий.
Причины возникновения эффект телескопа:
- Неравномерная активация долговременной памяти – долговременная память работает через процесс консолидации. Воспоминания, к которым мы редко обращаемся, со временем становятся менее детализированными. Однако мозг может сохранять ключевые моменты (особенно эмоционально значимые), создавая иллюзию их «близости».
- Эффект эмоциональной значимости – события с высокой эмоциональной значимостью фиксируются мозгом особенно ярко. Мозг может ошибочно интерпретировать яркость воспоминания как «близость» события.
- Когнитивная экономия – работа мозга настроена на упрощение, поэтому более сложные или насыщенные события кажутся более далекими ввиду того, что требуют больше когнитивной обработки.
- Влияние внимания и контекста – если в текущий момент человек сосредоточен на чем-то важном, менее значимые недавние события могут восприниматься как более далекие из-за недостаточной активации в краткосрочной памяти.
- Перекосы в обработке недавних и давних событий – недавние события могут восприниматься далекими, если они не оставили сильного впечатления или были повторяющимися. При этом редкие события из прошлого воспринимаются как недавние из-за своей уникальности.
- Работа гиппокампа – гиппокамп, отвечающий за фиксацию временных отметок воспоминаний, со временем теряет точность, особенно если воспоминания не связаны с повторяющимися событиями. Это может привести к путанице во временных рамках.
Как бороться с эффектом телескопа:
- Сознательное отслеживание времени – чтобы уменьшить влияние эффекта телескопа, полезно начать вести дневник важных для вас событий в реальном времени. Как вариант, можно использовать онлайн-календарь или приложения для планирования.
- Регулярная рефлексия – оценка прошедших событий помогает восстановить точное восприятие времени. Например, через регулярные обзоры личных или рабочих достижений можно вспомнить, когда и что происходило, и это поможет перенастроить ваше восприятие времени.
- Сравнение временных интервалов – чтобы избежать искажения восприятия времени, полезно сравнивать длительность интервалов между различными событиями. Это поможет вам объективно оценить, какие события действительно происходили недавно, а какие давно.
- Применение внешних ориентиров – связывание событий с внешними значимыми ориентирами (например, с другими событиями, важными датами, праздниками, культурными или общественными событиями) помогает точнее оценить, что и когда произошло.
- Обсуждения с другими людьми – воспоминания и обсуждения с коллегами или друзьями могут помочь вам более точно оценить хронологию событий. Когда другие люди делятся своими воспоминаниями, это позволяет понять, насколько давно произошло то или иное событие, и устранить искажения восприятия времени.
- Фокус на текущем моменте – упражнения на осознанность, такие как медитация или внимание к настоящему моменту, могут помочь вам лучше осознавать, что происходит сейчас, и снизить склонность воспринимать недавние события как более отдаленные.
Все эти приемы могут помочь вам «вернуться в реальность» самим и «вернуть в реальность» окружающих, начавших забывать, что и когда они обещали сделать (например, вернуть долг).
Криптомнезия
Криптомнезия – это когнитивное искажение, при котором человек ошибочно воспринимает чужую идею, информацию или мысль как свою собственную. Это может привести к тому, что человек будет думать, будто он сам сгенерировал какую-то идею, хотя на самом деле она была заимствована из внешнего источника.
Так возникают плагиат и нарушение авторских прав. Не только так, разумеется, но явление имеет место. Криптомнезия может проявляться как в творческих процессах и научной работе, так и в повседневных ситуациях, например, при обсуждении идей, решений или проблем.
Причины криптомнезии:
- Невозможность вспомнить источник информации – когда человек забывает, откуда исходила информация, он может ошибочно воспринимать ее как свою собственную.
- Неосознанное заимствование идей – идеи могут быть восприняты как вдохновение, и человек не осознает, что они были заимствованы у другого человека.
- Переоценка личных мыслей – когда идеи, которые человек ранее слышал или видел, кажутся ему настолько очевидными или близкими, он начинает воспринимать их как собственные.
- Долгосрочное запоминание – чем дольше информация остается в памяти, тем труднее будет воспроизвести ее источник, особенно если она была услышана или прочитана давно. И тем роднее и ближе будет казаться понравившаяся идея, которая со временем начнет восприниматься как своя.
Как бороться с криптомнезией:
- Осознанность и внимательность к источникам – следует регулярно фиксировать источники идей, информации и вдохновения, чтобы поддерживать четкое представление о том, откуда пришла та или иная мысль. Этому может помочь ведение дневника, записной книжки, планировщика.
- Регулярная рефлексия и проверка памяти – периодически пересматривайте, откуда взяли идею или решение. Попытайтесь вспомнить, где и при каких обстоятельствах вы слышали понравившийся вам анекдот, шутку, вывод, случай из жизни домашних животных и т.д.
- Обсуждение идей с коллегами или друзьями – бывает полезно поделиться своими идеями с другими, чтобы услышать их мнение. Это может помочь вам выявить ситуации, когда какая-то идея была заимствована, но воспринята как своя собственная.
- Документирование – если вы постоянно сталкиваетесь с новой информацией, старайтесь документировать ее с указанием авторства. Это поможет вам избежать непреднамеренной криптомнезии, особенно в случае использования внешних источников в вашей работе.
Для того чтобы избежать непреднамеренной криптомнезии в своем трудовом коллективе, следует культивировать уважение к авторству, авторским правам и интеллектуальной собственности, ценить личный вклад каждого, приучать сотрудников в ходе обсуждения ссылаться на источники. Это, кстати, может быть еще и хорошей профилактикой распространения слухов и сплетен.
Эгоцентрическое искажение
Эгоцентрическое искажение – это склонность воспринимать прошлые события и свои достижения в более позитивном свете, чем они были на самом деле. Это искажение связано с тем, что человек склонен акцентировать внимание на своем влиянии на события, преувеличивать свои успехи и минимизировать или игнорировать свои ошибки.
Например, человек может считать, что он играл ключевую роль в успешном проекте, даже если его вклад был не таким значительным, или же он может приписывать себе заслуги за достижения, которые на самом деле были результатом усилий всей команды.
Причины эгоцентрического искажения:
- Защита самооценки – люди склонны воспринимать себя в положительном свете, чтобы поддерживать свою самооценку. Это искажение может быть связано со стремлением укрепить собственное восприятие как успешного и значимого человека.
- Невозможность объективной оценки – иногда из-за субъективности восприятия люди могут не замечать объективных факторов, которые влияли на их успехи или неудачи.
- Потребность в признании – люди могут воспринимать события как более значимые для себя, чтобы подтвердить свою значимость в глазах окружающих и добиться признания.
Как бороться с эгоцентрическим искажением:
- Регулярная рефлексия, объективный анализ и самокритика – периодически пересматривайте свои прошлые достижения и провалы, объективно оценивая свой вклад. Важно отделить свой личный вклад от работы команды или других факторов, которые могли повлиять на результат.
- Признание роли других – оценивая прошлые события, важно учитывать вклад других людей и факторов, которые способствовали успеху. Например, если вы участвовали в проекте, важно признавать заслуги коллег и то, что успех был результатом совместных усилий.
- Открытость к обратной связи – ищите обратную связь от коллег и близких, чтобы лучше понять, как ваше поведение воспринималось другими. Открытое восприятие критики и признание ошибок помогает избежать чрезмерного преувеличения собственного вклада, которое может ударить по вашей репутации и создать вам образ чванливого самовлюбленного нарцисса.
- Развитие эмпатии – практикуйте эмпатию, ставьте себя на место других людей, чтобы лучше понять, как они воспринимают ваши действия и как ваши успехи или ошибки могли быть частью общего процесса. Кстати, подробно о развитии эмпатии мы рассказываем в нашем экспресс-курсе «Ассертивность и эмпатия».
- Фокус на процессе, а не только на результате – сосредоточьтесь на процессе достижения целей, учитывая все обстоятельства. Это помогает видеть картину в целом, а не только через призму личного успеха.
Внутри коллектива важно создать рабочую атмосферу, где успехи команды воспринимаются как совместные достижения, а не только как заслуга отдельных личностей. Подчеркивайте вклад каждого, чтобы люди осознавали важность сотрудничества.
Приучайте сотрудников оперировать фактами и отучайте быть голословными. Так, если кто-то настаивает, что именно он сыграл решающую роль в чем-либо, следующим шагом должна быть презентация подтверждений, которые согласуются с тем, что нужно было сделать, и тем, что в принципе влияет на успех проекта.
Кажущееся постоянство
Кажущееся постоянство (эффект постоянства) – это когнитивное искажение, при котором люди склонны воспринимать свои прошлые позиции, поведение или мнения как неизменные, даже если на самом деле они изменились со временем. Это искажение может приводить к недооценке изменений, произошедших в человеке, его окружении или мнениях, и может мешать объективному восприятию текущих обстоятельств.
Причины проявления эффекта кажущегося постоянства:
- Потребность в стабильности – люди стремятся к стабильности и предсказуемости в своей жизни. Это стремление может искажать восприятие изменений, и человек может не осознавать или не признавать этих изменений.
- Память и восприятие времени – воспоминания о прошлых событиях часто фрагментарны и искажены, что может создавать ощущение постоянства, даже если обстоятельства изменились.
- Привычка и инерция – со временем старые привычки или поведение могут продолжаться, и человек не осознает, что его действия или взгляды изменились, даже если это происходит. Этот эффект может касаться как личных, так и профессиональных аспектов жизни.
Как бороться с проявлением эффекта кажущегося постоянства:
- Активная саморефлексия – регулярно анализируйте свои взгляды, поведение и решения в прошлом, чтобы осознать, какие изменения произошли. Задавайте себе вопросы: «Как я смотрел(-а) на это раньше?» и «Что изменилось?»
- Использование дневников и записей – ведение дневника или регулярных заметок помогает фиксировать, как меняется восприятие человека. Записывая свои мысли и чувства в разные периоды времени, вы можете отслеживать, какие изменения произошли, и выявлять искажения в восприятии.
- Сравнение с фактическими данными – использование объективных данных и фактов может помочь осознать, как вы менялись. Например, вы можете обратиться к прошлым решениям, чтобы увидеть, как ваши взгляды или поведение изменились.
- Открытость к внешней обратной связи – часто окружающие могут более объективно оценить изменения, которые произошли в вас, чем вы сами.
Помните, что со временем меняетесь не только вы, но и окружающие вас люди. Не спешите использовать прошлые шаблоны и сложившиеся стереотипы, особенно если вы не видели человека те самые несколько лет пандемии и прочих глобальных событий в жизни страны, которые всерьез сместили фокус восприятия у многих из нас. Это сможет уберечь вас от ошибочных выводов.
Эффект дезинформации
Эффект дезинформации – это когнитивное искажение, при котором изначальные воспоминания о событии искажаются под влиянием новой информации, поступившей после этого события. Этот эффект может значительно повлиять на точность и достоверность воспоминаний, потому что новая информация может интегрироваться в память, изменяя ее содержание.
Данное явление часто наблюдается в повседневной жизни, особенно когда люди обсуждают событие и обмениваются деталями, которые могут включать неточности или даже ложные данные.
Причины появления эффекта дезинформации:
- Физиологические особенности работы мозга – память не является статическим хранилищем данных, это всегда динамический процесс. При каждом воспоминании мозг перезаписывает его, интегрируя новые данные. Если между воспоминанием и новой информацией есть совпадения, мозг может ошибочно включить ложные элементы в воспоминание.
- Гиппокамп и его роль в интеграции информации – гиппокамп, отвечающий за обработку и хранение воспоминаний, не всегда может отличить исходное воспоминание от вновь полученной информации. Это особенно вероятно, если новая информация связана с эмоционально значимым контекстом.
- Социальное давление и авторитет источника – люди склонны верить информации, исходящей от авторитетных или близких людей. Новая информация, представленная таким образом, быстрее интегрируется в память.
- Невнимательность и когнитивная перегрузка – в условиях многозадачности или стресса мозг уделяет меньше ресурсов на критическую обработку информации. Это повышает вероятность восприятия ложной информации как достоверной.
Как бороться с проявлением эффекта дезинформации:
- Фиксация сразу после события – записывайте или сохраняйте важные детали события сразу после его завершения. Это может быть полезно, особенно для значимых встреч, обсуждений или происшествий, чтобы затем вернуться к фактическим записям.
- Осознанный анализ новой информации – при поступлении новой информации, которая противоречит вашим воспоминаниям, старайтесь оценивать ее критически и не торопитесь сразу принимать на веру. Задайте себе вопросы: «Откуда эта информация?», «Почему она появилась?», «Существует ли вероятность, что она неточна?»
- Сдержанность в интерпретации событий – избегайте навешивания ярлыков и оценочных суждений. Старайтесь фиксировать факты и не добавлять предположения, чтобы не искажать восприятие и последующие воспоминания. Условно говоря, не спешите делать вывод, что человек расстроен – старайтесь записывать конкретные действия и слова человека.
- Поддержка собственной версии событий – доверяйте собственным записям и фиксациям, сделанным в момент события, если сталкиваетесь с противоречивой последующей информацией. Обязательно проверьте, какие данные были доступны источнику противоречащей вашим впечатлениям информации, и насколько они совпадают с теми данными, на которые опирались вы.
Опирайтесь на факты сами и рекомендуйте коллегам и друзьям записывать важные события, встречи или идеи, чтобы сохранить их первоначальные детали. Это особенно важно при работе над проектами, где точные данные могут повлиять на конечный результат.
Если люди делятся информацией, противоречащей вашему воспоминанию, предложите обсудить источники новой информации и критически оценить ее достоверность. Постарайтесь вместе проанализировать факты, а не полагаться на поверхностные данные. Возможно, станет очевидным эффект дезинформации. А может, вы узнаете нечто новое для себя.
Эффект самореференции
Эффект самореференции – это когнитивное искажение, при котором информация, которая связана с личным опытом, лучше запоминается и дольше остается в памяти, чем нейтральная информация, даже если нейтральная информация более полезна и имеет более явное отношение к делу и обсуждаемым событиям.
Причины появления эффекта самореференции:
- Роль медиальной префронтальной коры – эта область мозга активируется, когда человек связывает информацию с собой. Префронтальная кора участвует в обработке и интеграции данных, которые имеют отношение к личному «Я». Более сильная активация этой области способствует лучшему запоминанию информации.
- Дофаминовая система – личная значимость вызывает активацию дофаминовых путей, что усиливает внимание и формирование памяти.
- Гиппокамп и эмоции – связь новой информации с личным опытом часто сопровождается эмоциональной окраской. Гиппокамп, взаимодействуя с миндалевидным телом, помогает формировать прочные эмоционально-значимые воспоминания.
- Эволюционная ретроспектива – эволюционно человек приспособлен уделять больше внимания информации, которая связана с его собственным выживанием, благополучием и социальным положением. Это обеспечивает быстрое и точное использование данных, важных для адаптации.
- Активное внимание – информация, которая связана с личным опытом, активирует больше когнитивных ресурсов, таких как внимание и концентрация. Это усиливает ее запоминание.
- Самооценка и идентичность – люди стремятся укреплять положительное восприятие себя, уделяя больше внимания информации, которая подтверждает их убеждения или идентичность.
Как бороться с эффектом самореференции:
- Отделение фактов от субъективных впечатлений – воспринимая информацию, старайтесь отделять факты от того, как они соотносятся с вашим личным опытом. Это поможет увидеть общую картину, а не только интерпретировать события через призму личных убеждений. Например, при оценке ситуации не стоит делать выводы исключительно на основе того, что произошло лично с вами.
- Использование внешних источников и проверка данных – если информация или событие сильно затрагивает личные воспоминания, сверяйтесь с объективными источниками, которые могут подтвердить или скорректировать ваше восприятие. Например, вместо того чтобы полагаться только на воспоминания, обратитесь к документам, отчетам или опросам, чтобы составить более полное представление.
- Развитие критического мышления – развивайте способность воспринимать новую информацию в нейтральном ключе, сосредотачиваясь на ее реальной значимости и отстраняясь от личного опыта. Попробуйте формулировать восприятие фактов в безличной форме.
Дабы не пасть жертвой эффекта самореференции и не терпеть чьи-то претензии на «истину в последней инстанции» только потому, что человек «там был и что-то видел», создайте атмосферу, в которой ценится объективный анализ данных. Рекомендуйте коллегам опираться на факты и документы, а не только на личные воспоминания, особенно при обсуждении значимых вопросов.
Обучиться этому можно на нашей программе «Критическое мышление». Больше о когнитивных процессах вы узнаете, если пройдете нашу программу «Когнитивистика». А сейчас вас ждет проверочный тест, после чего мы перейдем к следующей теме.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Далее мы будем изучать когнитивные искажения в общении и отношениях.