Меню курса

Урок 4. Социальные искажения

Урок 4. Социальные искаженияНа прошлом уроке мы с вами выяснили, что существует порядка двух сотен когнитивных искажений, поэтому для удобства изучения мы сгруппировали когнитивные искажения человека по базовым характеристикам в несколько категорий.

Мы уже изучили первую группу искажений, а именно искажения в повседневном выборе, и сегодня у нас на очереди социальные искажения, напрямую влияющие на взаимоотношения и взаимодействие с окружающими.

Цель урока: изучить влияние различных когнитивных искажений на взаимодействие с людьми. В частности, таких искажений, как эффект однородности чужой группы, ингрупповой фаворитизм, эгоистическая погрешность, фундаментальная ошибка атрибуции, эффект Лейк-Уобегон, эффект ореола, эффект Форера (Барнума).

Отдельно поговорим про феномен «Нога в двери» и феномен справедливого мира. Это вера, будто мир устроен справедливо, а люди получают то, что заслуживают, хотя так бывает не всегда.

Содержание:

На многие из заявленных тем нам поможет пролить свет книга «Когнитивная война» [Д. Шнайдер, 2023]. При необходимости будем обращаться к первоисточникам и описаниям экспериментов.

Влияние когнитивных искажений на взаимодействие с людьми

Сразу скажем, что влияние когнитивных искажений на взаимодействие с людьми может быть и положительным, и отрицательным. Деление людей на «своих» и «чужих» в какой-то мере способствует сплоченности, взаимопомощи, чувству безопасности и защищенности внутри группы.

Однако минусов от такого подхода заметно больше. Это усиление предвзятости и стереотипов, конфликты и недопонимание, снижение доверия и проблемы в командной работе, если команда «разбивается» на несколько групп «своих» и «чужих».

Еще хуже, когда когнитивным социальным искажениям подвержены руководители. В этом случае они рискуют принимать решения на основе стереотипов или необъективных оценок, что снижает доверие подчиненных и эффективность распределения ресурсов и работы команды.

Социальные когнитивные искажения оказывают значительное влияние на взаимодействие с другими людьми, формируя наше восприятие, оценки и поведение. Рассмотрим эти когнитивные искажения в уже отработанном режиме «кто виноват» и «что делать»: разберемся, откуда эти искажения берутся и как с ними бороться у себя и окружающих.

Эффект однородности чужой группы

Эффект однородности чужой группы – это когнитивное искажение, при котором мы склонны воспринимать членов «чужой» группы как более схожих друг с другом, чем членов своей группы. Это явление связано с тем, как мозг обрабатывает и структурирует информацию о группах и категориях.

Причины возникновения эффекта однородности чужой группы:

  • Экономия когнитивных ресурсов – мозг упрощает обработку информации, создавая категории. Для «чужих» групп он применяет обобщения, чтобы не вдаваться в детали.
  • Ограниченный опыт – мы меньше взаимодействуем с членами «чужих» групп, что приводит к поверхностному восприятию. Отсутствие опыта общения увеличивает вероятность стереотипизации.
  • Эмоциональная предвзятость – мозг активирует зоны, связанные с социальной идентичностью, чтобы защитить чувство принадлежности к своей группе. Это создает эмоциональную дистанцию по отношению к «чужим», усиливая их восприятие как однородной массы.
  • Эволюционные механизмы – в древние времена выживание часто зависело от разделения на «своих» и «чужих». Чужие воспринимались как потенциальная угроза, что усиливало тенденцию видеть их упрощенно и недифференцированно.
  • Социальные нормы и культура – культурные и социальные установки могут усиливать этот эффект через обучение и воспитание, особенно в обществах, где различия между группами подчеркиваются.

В принципе, вполне естественно, что члены своей группы воспринимаются с учетом индивидуальных особенностей каждого, хотя бы из-за лучшего знакомства с ними и частого взаимодействия. Однако в реальной жизни нам приходится взаимодействовать и со «своими», и с «чужими», и нужно уметь дистанцироваться от когнитивных искажений.

Как бороться с эффектом однородности чужой группы:

  • Увеличивайте контакты с «чужими» – активное взаимодействие с членами других групп помогает размыть стереотипы.
  • Расширяйте круг общения – старайтесь знакомиться с представителями других групп. Личное взаимодействие помогает увидеть их индивидуальность.
  • Развивайте осознанность – замечайте моменты, когда начинаете обобщать чужую группу. Задавайте себе вопросы в духе «На чем основано мое обобщение?» или «Есть ли примеры, которые опровергают мое восприятие?»
  • Погружайтесь в культуру – изучение традиций, истории и взглядов других групп (например, через книги, фильмы, поездки) разрушает стереотипы и создает более точное представление.
  • Наблюдайте активно – при взаимодействии с чужой группой старайтесь заметить различия внутри нее. Это может быть выбор слов, манеры общения или профессиональные подходы.

Если вы замечаете проявления данного эффекта когнитивного искажения у своих подопечных, организуйте ситуации, где разные группы будут взаимодействовать (например, проекты, требующие кооперации). Это помогает разрушить обобщения через личный контакт.

Кроме того, задавайте уточняющие вопросы и помогайте развить эмпатию. Например, предложите человеку представить, как он чувствовал бы себя, если бы его группу (коллектив, компанию, школьный класс) обобщали. Это может пробудить сочувствие.

Ингрупповой фаворитизм

Ингрупповой фаворитизм – это когнитивное искажение, при котором люди отдают предпочтение членам своей группы (ингруппы), воспринимая их действия, качества или достижения как более значимые и положительные по сравнению с представителями других групп (аутгрупп).

Это проявляется в работе, общении, принятии решений и оценке поведения. По сути, это основа коррупционной системы, когда «друзьям – всё, а остальным – закон».

Проявления ингруппового фаворитизма можно видеть в среде спортивных болельщиков, фанатов музыкальных групп, да в общем-то, в любом трудовом или учебном коллективе. Как говорится, «нет сильнее классовой ненависти, чем ненависть 9-А к 9-Б».

Почему возникает ингрупповой фаворитизм:

  • Эволюционные механизмы – в древности принадлежность к группе обеспечивала выживание: еда, защита и поддержка зависели от взаимодействия внутри сообщества. Это закрепило склонность доверять «своим» и относиться с подозрением к «чужим».
  • Мозговая экономия – мозг обрабатывает информацию о «своих» и «чужих» по-разному. При взаимодействии с членами своей группы активируются области мозга, связанные с эмпатией и положительным восприятием. Для чужой группы такого эффекта не возникает, что упрощает принятие решений, но усиливает предвзятость.
  • Социальная идентичность – люди склонны строить самооценку на принадлежности к успешной группе. Это побуждает защищать ее интересы, даже если объективных причин нет.
  • Культурные и социальные нормы – системы воспитания, традиции и медиа могут закреплять установки на «своих» и «чужих», усиливая разделение.
  • Подкрепление позитивного опыта – мы чаще взаимодействуем со «своими», поэтому они нам кажутся более предсказуемыми, понятными и заслуживающими доверия.

Как бороться с ингрупповым фаворитизмом:

  • Признайте, что ингрупповой фаворитизм – это естественный механизм, но он может ограничивать объективность.
  • Задайте себе вопросы: «Почему я так высоко оцениваю именно членов своей группы?» и «Есть ли примеры, которые опровергают мои стереотипы?»
  • Старайтесь анализировать поведение или достижения человека, абстрагируясь от его принадлежности к группе. Это помогает сохранять объективность.
  • Расширяйте круг общения.
  • Фокусируйтесь на общей цели.

Этому же следует учить своих подопечных, подчиненных, детей и всех, чье благополучие вас волнует. Создавайте ситуации для межгруппового взаимодействия и показывайте, что «чужие» обладают такими же ценными качествами, как «свои».

В работе обязательно устанавливайте объективные критерии оценки, которые не зависят от принадлежности к группе (отделу, команде, проекту). Это позволит сполна воспользоваться потенциалом и «своих», и «чужих» для достижения целей компании.

Эгоистическая погрешность

Эгоистическая погрешность (самооправдание) – когнитивное искажение, при котором человек склонен объяснять свои успехи своими личными качествами (талант, трудолюбие), а неудачи – внешними факторами (плохая погода, отсутствие ресурсов). У таких людей в их проблемах всегда виноваты окружающие либо обстоятельства, но не они сами.

Почему возникает эгоистическая погрешность:

  • Защита самооценки – мозг защищает наше «Я» от негативного восприятия. Если мы будем считать, что неудачи происходят из-за наших недостатков, это может привести к низкой самооценке.
  • Эволюционная функция – сохранение положительного образа себя было важно для выживания. Более уверенные в себе люди могли быть успешнее в социальной среде.
  • Ассоциативная работа мозга – при успехе активируются зоны мозга, связанные с наградой (дофаминовая система), что укрепляет ассоциацию «это моя заслуга». При неудаче активируются зоны, ответственные за стресс и поиск угроз, что заставляет нас искать внешние причины.
  • Социальное влияние – культура и окружение поощряют достижения и осуждают неудачи. Это усиливает желание приписывать успех себе, а неудачи списывать на внешние факторы.
  • Когнитивная экономия – мозг упрощает обработку информации, выделяя те аспекты, которые меньше травмируют личность.

Как бороться с эгоистической погрешностью:

  • Признайте, что это естественный механизм, но он мешает объективно оценивать ситуацию. Задайте себе вопрос: «Была ли у меня объективная возможность повлиять на ситуацию?»
  • Привлекайте сторонний взгляд для анализа своих успехов и неудач, учитывайте экспертное мнение. Объективная критика и самокритика помогают понять реальные причины.
  • Развивайте самосострадание и эмпатию по отношению к себе, позвольте себе быть несовершенными и учиться на своих ошибках.

Это в случае, если вы обнаружили склонность к эгоистической погрешности у себя. Для профилактики подобного у окружающих создавайте безопасное пространство для обсуждений, дабы люди не были вынуждены защищаться от вашего осуждения.

Старайтесь наглядно объяснять взаимосвязь действий и результатов тем, кто слишком склонен к самооправданию, и морально поддерживайте любую готовность окружающих работать над своими ошибками.

Фундаментальная ошибка атрибуции

Фундаментальная ошибка атрибуции – это когнитивное искажение, при котором мы склонны объяснять поведение других людей их личными качествами (например, ленью или жадностью), недооценивая влияние внешних обстоятельств (например, усталости, стресса или сложной ситуации).

Почему возникает фундаментальная ошибка атрибуции:

  • Ограниченность информации – когда мы наблюдаем за поведением других людей, у нас нет полного контекста их жизни. Мозг, стремясь к экономии усилий, использует стереотипы и готовые схемы, чтобы быстрее сделать вывод.
  • Фокусировка внимания – мы замечаем действия человека, но не видим всех обстоятельств, которые на них влияют. При этом, оценивая себя, мы лучше понимаем контекст своих поступков и склонны списывать неудачи на внешние факторы.
  • Эмоциональная окраска событий – если поведение другого человека задевает нас эмоционально (например, он не выполняет задачи в срок), это усиливает субъективное восприятие. Мы склонны думать, что человек намеренно действует так из-за «нежелания», а не объективных причин.

Как бороться с ошибкой атрибуции:

  • «Замедляйтесь» перед выводами – прежде чем оценивать чужое поведение, задайте себе вопросы наподобие «Какие обстоятельства могли повлиять на действия человека?» или «Что бы я сделал на его месте, оказавшись в той же ситуации?»
  • Практикуйте эмпатию – старайтесь рассмотреть ситуацию с точки зрения другого человека и учите этому других. Например, напомните склонному осуждать других человеку, что он однажды пропустил сроки сдачи проекта из-за болезни, так что у его коллеги вполне могли быть аналогичные обстоятельства.
  • Сфокусируйтесь на фактах, а не на предположениях – ищите конкретные данные, подтверждающие вашу оценку поведения. Например, прежде чем считать, что коллега «ленив», узнайте, здоров ли он и насколько загружен дополнительными задачами.

Чтобы не стать жертвой фундаментальной ошибки атрибуции у окружающих, обязательно поясняйте контекст своих действий, чтобы было ясно, почему вы поступаете так, а не иначе. Дабы не дать расползтись этой «заразе» внутри команды, всегда предлагайте альтернативные интерпретации неоднозначных ситуаций.

Например, предположите, что кто-то не вписался в сроки, потому что его нагрузили внеплановыми поручениями. И переводите обсуждение в конструктивное русло. Например, предложите помочь коллеге, взяв на себя часть его задач. Обычно после этого энтузиазм осуждающих резко идет на убыль.

Эффект Лейк-Уобегон

Эффект Лейк-Уобегон («иллюзия превосходства») – это когнитивное искажение, при котором люди склонны переоценивать свои способности, качества или достижения, считая их заметно выше среднего и выдавая желаемое за действительное.

Интересно происхождение названия этого эффекта когнитивного искажения. Это название вымышленного города Лейк-Уобегон, придуманного американским писателем Гаррисоном Кейлором для его радиошоу «Лейк-Уобегонские истории».

Особенность этого вымышленного города такова, что все его жители обладают выдающимися талантами и способностями и, собственно, вокруг этого и вращаются все придуманные истории.

Как для шоу эту придумку можно считать реально хорошей, а в повседневной жизни переоценка своих способностей и готовность взяться за какую-то работу без предварительного обучения может привести к печальным последствиям.

Это ни в коем случае не значит, что не нужно бросать себе вызов и штурмовать новые вершины. Это значит, что нужно адекватно оценивать свои навыки в данный момент времени и уделять должное внимание обучению, подготовке и предварительным тренировкам.

Почему возникает эффект Лейк-Уобегон:

  • Потребность в положительной самооценке – наш мозг стремится поддерживать ощущение собственной ценности и избегать негативной самооценки. Чувство успеха и признания стимулирует выброс дофамина, который закрепляет положительное восприятие себя.
  • Ограниченность объективных данных – мы редко имеем полное представление о способностях и достижениях других людей, но хорошо осведомлены о своих достоинствах. Это асимметрия информации заставляет нас оценивать свои способности на уровне выше среднего.
  • Селективное восприятие и память – мы склонны запоминать свои успехи и придавать им больше значения, забывая или оправдывая свои неудачи.
  • Социальные нормы – в культурах, где успех и совершенство высоко ценятся, существует давление соответствовать этим стандартам. Чтобы справиться с этим, люди могут неосознанно завышать свою самооценку.
  • Эффект самореференции – информация, связанная с собой, воспринимается более значимой и запоминается лучше. Это способствует переоценке собственных качеств.
  • Предвзятая обработка информации – префронтальная кора обрабатывает информацию таким образом, чтобы сохранить чувство уверенности и безопасности.

Как бороться с эффектом Лейк-Уобегон:

  • Регулярно задавайтесь вопросом, что конкретно позволяет вам считать себя выше среднего. Так, вы сможете составить объективный список своих сильных сторон и понять, над чем вам еще «работать и работать».
  • Обращайте внимание на обратную связь, советы экспертов и профессионалов, отзывы аудитории в социальных сетях и т.д. Исключите из оценок крайности, такие как откровенный хейт и друзья, которые поддержат абсолютно любую «движуху», и тогда у вас сложится более или менее объективная картина собственных достижений.
  • Избегайте сравнения с «абстрактным средним» и сосредоточьтесь на конкретных результатах и фактах. Например, вместо заявлений «Я хороший руководитель» проанализируйте, насколько хорошо работает команда под вашим руководством.
  • Развивайте критическое мышление и изучайте статистику в областях, где вы себя считаете лучше остальных. Возможно, это так и есть, а может, и нет – цифры скажут сами за себя.

Развитие критического мышления – отличный способ избежать практически любых когнитивных искажений. Прокачать его можно на нашей программе «Критическое мышление».

Чтобы бороться с эффектом Лейк-Уобегон у окружающих, используйте данные и факты и тактично подталкивайте людей к собственным правильным выводам. Например, вопросами наподобие «Ты добился многого, а какие еще навыки ты хотел бы развить?» Это заставит человека задуматься, что ему реально есть над чем поработать в плане самосовершенствования.

Эффект ореола

Мы уже успели в общих чертах познакомиться с эффектом ореола в наших предыдущих уроках, поэтому сейчас вам будет совсем легко.

Эффект ореола – это когнитивное искажение, при котором впечатление от одной заметной черты человека (внешности, поведения, успехов) влияет на восприятие всех остальных его характеристик. Например, симпатичного человека склонны считать более умным и добрым, чем он может быть на самом деле.

Причины возникновения эффекта ореола:

  • Эволюционная предрасположенность – в условиях выживания людям было необходимо быстро оценивать других. Эффект ореола помогал моментально, хотя и не всегда правильно, решать, можно ли доверять человеку или стоит избегать его.
  • Когнитивная экономия и автоматизм мышления – одно позитивное или негативное качество «раскрашивает» все остальное.
  • Активация лимбической системы – если человек вызывает положительные эмоции, это усиливает склонность видеть его в позитивном свете. Аналогично, негативные эмоции могут повлиять на восприятие в обратном направлении.
  • Роль социальных стереотипов – внешняя привлекательность, успешность или уверенность часто ассоциируются с интеллектом, компетентностью и добротой.
  • Ограниченность восприятия и стремление к предсказуемости – мозг «цепляется» за сильную черту, а перенос качеств позволяет прогнозировать поведение человека.

Как бороться с эффектом ореола:

  • Осознанность и критическое мышление – понимайте, что многие и, возможно, вы склонны оценивать людей через призму одного яркого качества. Например, стоит понимать, что актер и сыгранная им роль – это не всегда один и тот же набор качеств.
  • Внимание к первой реакции – если ваше первое впечатление о человеке является слишком ярко положительным или отрицательным, возьмите паузу, чтобы обдумать, может ли оно быть предвзятым. Сравнение с другими людьми, анализ их действий и поведения могут скорректировать восприятие человека.
  • Разделение характеристик – попробуйте оценить человека в разных аспектах отдельно. Например, его профессиональные качества, личные особенности, манеру общения и внешность – это различные категории, которые не должны влиять друг на друга.
  • Фокусировка на фактах и объективных данных – старайтесь основывать оценку на фактических данных, а не на впечатлениях. Например, вместо того, чтобы судить о чьей-то компетентности по его манере держаться или внешнему виду, поинтересуйтесь его реальными достижениями, опытом и результатами работы.

Этому стоит обучать и окружающих: сотрудников, подчиненных, детей. В противном случае велик риск взять на работу некомпетентного сотрудника, связать семейную жизнь не с тем человеком и т.д.

Эффект Форера (Барнума)

Эффект Форера (Барнума) – это склонность воспринимать общие неопределенные описания своей личности как точные и уникальные. Например, многие считают гороскопы и предсказания психологически точными, даже если они применимы к широкой группе людей.

Символично название этого эффекта когнитивного искажения. Первая часть названа в честь американского шоумена Финеаса Барнума, прославившегося фразой «У нас есть что-нибудь для каждого». Вторая часть – это в честь американского психолога Бертрама Форера, в 1948 году поставившего эксперимент, в котором он показал действие этого эффекта.

Он раздал своим студентам тесты личности, по итогам которых составил описание каждого и попросил оценить точность описания по 5-балльной шкале. Хотя описания были весьма размытые и почти одинаковые, средний балл оценки точности составил 4,26 [B. Forer, 1949].

Возможно, тут наличествовало давление авторитета преподавателя, однако более поздние воспроизведения эксперимента в условиях отсутствия зависимости испытуемых от экспериментатора подтвердили склонность многих людей воспринимать общие неопределенные описания своей личности как точные и уникальные.

Почему возникает эффект Форера:

  • Потребность в признании и понимании – люди стремятся чувствовать, что их личность и жизненные обстоятельства уникальны и значимы. Такие описания удовлетворяют это стремление, создавая иллюзию точного понимания.
  • Искажения внимания – мы склонны фокусироваться на совпадениях и игнорировать несоответствия. Если описание задевает важные для нас аспекты, мы автоматически считаем его верным, не обращая внимания на общие или неверные утверждения.
  • Социальное внушение – предположение, что описание было составлено специалистом (например, астрологом или психологом), усиливает доверие к нему.
  • Самореференция – наш мозг связывает любую информацию с личным опытом. Когда мы читаем общий текст, мы подсознательно интерпретируем его через призму собственных событий, делая его более «правильным».
  • Активность лимбической системы – эмоциональные фразы или положительные утверждения активируют зоны мозга, связанные с удовольствием, например выброс дофамина.

Как бороться с эффектом Форера:

  • Развивайте критическое мышление – сравнивайте описание с конкретными фактами своей жизни, фокусируйтесь не только на совпадениях, но и на различиях. Задайтесь вопросом, может ли это же описание подойти другому человеку и сколько таких «других», которым оно подходит.
  • Ищите объективность – попросите других людей оценить это же описание. Если большинство согласится, что оно им подходит, это признак слишком общих формулировок.
  • Осознайте, что такие описания часто создаются с использованием специальных техник – например, включение противоположностей вроде «Вы иногда замкнуты, но в определенных ситуациях открыты».

Такие формулировки «обо всем и ни о чем» способны ввести в заблуждение, потому что практически любой человек нуждается в ресурсе времени, чтобы сориентироваться в незнакомой обстановке, и вполне открыт с друзьями и близкими.

Учитесь этому пониманию сами и обучайте окружающих, объясняя им эти хитрые приемы и манипуляции эмоциями. А еще лучше – найдите среди своих общих знакомых тех, кому это «уникальное» описание подходит даже больше, чем человеку, который в него верует.

Больше про восприятие информации и процессы мышления вы сможете узнать на нашей программе «Когнитивистика». Это недорого и в дальнейшем принесет вам заметную экономию на услугах астрологов, тарологов, гадалок, колдуний, ведуний и прочей публики.

Феномен «Нога в двери»

Феномен «Нога в двери» – это психологический эффект, при котором человек, согласившись на небольшую просьбу, с большей вероятностью выполнит последующую, более значительную. Этот феномен широко используется в социальных взаимодействиях, маркетинге и прочих манипуляциях.

Причины возникновения феномена «Нога в двери»:

  • Последовательность поведения – люди склонны воспринимать себя как последовательных. Согласие на небольшую просьбу создает психологическое давление сохранять этот образ и при выполнении следующих просьб.
  • Эффект приверженности – выполнение первой просьбы укрепляет чувство приверженности ситуации или человеку, особенно если просьба воспринимается как разумная или важная.
  • Сдвиг восприятия – после выполнения мелкой просьбы более крупная уже не кажется такой обременительной. Мозг адаптируется к идее постепенных шагов, снижая сопротивление.
  • Социальное давление – после первого согласия человек чувствует ответственность перед просителем, особенно если тот проявляет благодарность или симпатию.

В самой по себе идее помогать другим нет ничего плохо. Однако важно вовремя распознать грань, за которой начинаются манипуляции, злоупотребление вашим доверием или доверием близких вам людей.

Как бороться с феноменом «Нога в двери»:

  • Анализируйте каждую просьбу отдельно – подумайте, согласились бы вы помочь, если бы человек начал с большой просьбы, а не с мелкой. Подумайте, насколько вам это сложно и не приходится ли чем-то жертвовать. Если приходится, насколько вы к этому готовы.
  • Установите границы – определите для себя, сколько времени, усилий или ресурсов вы готовы потратить на выполнение просьб других. Озвучьте эти границы просителю. Например, «Я уже поддержал дело, подписав петицию. Сейчас я не готов делать больше».
  • Не бойтесь менять решение – помните, что согласие на одну просьбу не обязывает вас принимать последующие. Можно просто пояснить, что в первый раз у вас было свободное время, чтобы кому-то помочь, а сейчас вы заняты новым проектом, подготовкой к экзаменам, собираетесь в отпуск и т.д.
  • Развивайте осознанность – задайтесь вопросом, почему вы согласились на первую просьбу. Если это было социальное давление или желание угодить, будьте осторожны с последующими просьбами.

Опять же, учитесь этому сами и обучайте других, чьи время и психологическое благополучие вам дорого.

Феномен справедливого мира

Феномен справедливого мира – это когнитивное искажение, при котором люди верят, что мир устроен справедливо, а каждый получает то, что заслуживает. Это убеждение помогает создать ощущение порядка и контроля над жизнью, но может приводить к несправедливым суждениям о других, особенно в сложных или трагических ситуациях.

Почему возникает феномен справедливого мира:

  • Психологическая потребность в порядке и безопасности – люди склонны искать закономерности в хаосе. Вера в справедливый мир позволяет ощущать, что жизнь предсказуема и контролируема, а значит, можно избежать неприятностей, если «вести себя правильно».
  • Защитный механизм – это убеждение помогает защитить себя от страха перед случайностью и несправедливостью. Признание, что плохие вещи могут случиться с кем угодно, вызывает тревогу.
  • Когнитивная экономия – судить о ситуации на основе простого принципа «получил то, что заслужил» проще, чем анализировать сложные социальные или экономические факторы.
  • Социальные нормы и культура – вера в справедливость часто укоренена в воспитании, культуре и религиозных убеждениях, которые учат, что «добро вознаграждается, а зло наказуемо».
  • Эмоциональная дистанция – приписывая ответственность за трагедию пострадавшим, человек снижает эмоциональное напряжение, поскольку может считать, что с ним этого не случится.

Тут, в общем-то, все просто и сложно одновременно. Практически каждый из нас, немного подумав, найдет массу примеров, когда негодяи и коррупционеры успели вовремя «нахапать и свалить», и ныне безбедно живут в теплых странах подальше от всего, что творится здесь. Еще больше примеров, когда люди, всю жизнь работавшие, не покладая рук, живут на нищенскую пенсию безо всяких перспектив на улучшение жизни.

Почему это просто и сложно одновременно? Просто потому, что для объективного анализа феномена справедливого мира достаточно просто посмотреть вокруг. А психологически сложно бывает признать, что мир не всегда так прекрасен, как нам хотелось бы.

Принять и признать – это первый шаг к тому, чтобы не тратить ментальные силы на негодование, когда в следующий раз будете читать о безбедной жизни сбежавших олигархов и коррупционеров. И не надеяться, что успех к вам придет исключительно потому, что вы хорошие и добрые. Это основное, что мы хотели рассказать о социальных когнитивных искажениях. Далее вас ждет проверочный тест, а затем мы перейдем к следующей теме. 

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Далее мы познакомимся с искажениями восприятия.

1КогИск