Меню курса

Урок 5. Искажения восприятия

Урок 5. Искажения восприятияИтак, мы с вами уже изучили две большие группы когнитивных искажений. Это искажения в повседневном выборе и социальные искажения. Сегодня мы продолжим работу в данном направлении и будем разбирать искажения восприятия.

Ввиду большого количества искажений, входящих в эту группу, мы, как и на прошлых уроках, сосредоточимся на самом главном – причинах искажений и том, как с ними бороться у себя и окружающих.

Цель урока: рассмотреть влияние искажений на восприятие человека и примеры искажений, связанные с вероятностями и стереотипами. Мы изучим такие когнитивные искажения, как эффект первенства, ошибка игрока, ошибка выжившего, ошибка базового процента, эффект недавнего, переоценка значимости последних событий и каскад доступной информации.

Отдельно мы поговорим про эффект привязки и, пожалуй, один из наиболее популярных эффектов когнитивного искажения – эффект знания задним числом («Я так и знал»).

Содержание:

Сегодня нам очень пригодится книга «Остановись и подумай: Идеи и стратегии, помогающие принимать верные решения» [Д. Лестер, 2024]. И уже знакомая нам книга «Думай медленно... Решай быстро» [Д. Канеман, 2013].

Влияние когнитивных искажений на восприятие

В прошлых уроках мы с вами начали говорить о вреде когнитивных искажений. Сегодня мы предметно обсудим, каким образом они влияют на восприятие человека. Когнитивные искажения формируют упрощенные, часто предвзятые пути обработки информации, и в итоге влияют на то, как мы интерпретируем окружающую реальность, делаем выводы и принимаем решения, зачастую ошибочные.

Как влияют когнитивные искажения на восприятие человека:

Упрощение сложной информации – это позволяет быстрее реагировать, но часто приводит к потере точности. В итоге мы получаем неполную и неточную картину явления.
Элемент субъективности – когнитивные искажения зависят от нашего прошлого опыта, культурных установок и личных предпочтений, что может приводить к предвзятости и неправильному восприятию объективной реальности.
Эмоциональное влияние на интерпретацию – страх может заставить нас переоценивать угрозу, а симпатия к человеку помешает заметить тревожные «звоночки» в его поведении.
Фокус на доступной информации – наш мозг больше полагается на информацию, которая легкодоступна или ярко выделяется, что может привести к игнорированию важных, но менее заметных данных.
Искажение памяти – мы можем изменять или перекраивать воспоминания под влиянием новых данных (эффект дезинформации) или интерпретировать прошлые события в более выгодном для себя свете (эгоцентрическое искажение).
Создание ложной уверенности – некоторые искажения могут привести к переоценке своих знаний и умений, что мешает принимать правильные решения.

Мы уже разобрались, что когнитивные искажения – это неотъемлемая составляющая функции головного мозга, они полностью нормальны, однако это не повод игнорировать их. И теперь рассмотрим эти когнитивные искажения и примеры искажения восприятия чуть подробнее.

Эффект первенства

Эффект первенства – это когнитивное искажение, при котором первая полученная информация оказывает непропорционально сильное влияние на наше восприятие и принятие решений. Например, первые впечатления о человеке или первый аргумент в споре могут закрепиться в памяти и повлиять на дальнейшее восприятие.

Причины возникновения эффекта первенства:

  • Механизмы работы памяти – первая информация часто получает больше внимания и лучше закрепляется, пока мозг не перегружен последующими данными.
  • Ограниченные ресурсы внимания – когда человек сталкивается с новой информацией, он концентрирует максимум внимания на первых данных, в то время как последующая информация воспринимается менее осознанно.
  • Желание найти «якорь» – люди склонны искать отправную точку для понимания ситуации. Первая информация становится своеобразным «якорем», на который они опираются при дальнейшем анализе.
  • Эмоциональное влияние – первая информация часто вызывает эмоциональную реакцию (удивление, интерес или страх), что делает ее более запоминающейся.
  • Культурные факторы и опыт – с детства нас учат уделять особое внимание началу, будь то знакомство, презентация или аргумент. Это усиливает эффект первенства.

Как бороться с эффектом первенства:

  • Осознание эффекта – понимание, что первые данные могут быть неполными. Напоминайте себе, что первая информация не всегда самая важная.
  • Активное внимание к последующей информации – осознанно переключайтесь на анализ последующих аргументов или данных. Задавайте себе вопрос «А что я пропустил(-а) после первых впечатлений?»
  • Оценка в контексте – рассматривайте полученную информацию в общем контексте, а не изолированно. Постарайтесь сравнивать первые данные с последующими.
  • Использование записей – если вы воспринимаете информацию на слух или в визуальной форме, делайте заметки, чтобы сравнить первые и последующие данные без искажений.
  • Отложенное решение – если возможно, не принимайте решений сразу после получения первых данных. Это позволит объективно проанализировать всю информацию.

На самом деле, эффект первенства или эффект первого впечатления вполне можно поставить себе на службу. Например, всегда начинать с самого главного, что вы хотите донести до окружающих. Или, если это почему-либо невозможно, попытаться заинтриговать аудиторию фразами наподобие «Не спешите делать выводы – это только начало! Важные детали будут позже!»

Ошибка игрока

Ошибка игрока – это когнитивное искажение, при котором человек неверно полагает, что случайные события зависят друг от друга. Например, после серии выпадений решки человек думает, что орел обязательно «должен» выпасть в следующий раз, хотя вероятность остается неизменной.

Причины возникновения ошибки игрока:

  • Особенности работы и функции мозга – эволюционно мозг настроен замечать причинно-следственные связи, что помогает человеку выживать. Однако в ситуации, где события случайны, мозг продолжает искать закономерности там, хотя их нет.
  • Представления о справедливости случайности – люди часто верят, что случайные события должны «сбалансироваться» в краткосрочной перспективе. Например, после череды неудач должно обязательно повезти.
  • Эффект «якоря» в памяти – люди лучше помнят череду одинаковых исходов (например, «пять раз подряд решка»), что заставляет их ожидать изменения следующего исхода.
  • Эмоциональное влияние – после серии неудач человек может начать искать подтверждение, что «полоса скоро сменится», чтобы справиться с фрустрацией.

Как бороться с ошибкой игрока:

  • Обучение вероятностному мышлению – осознайте, что случайные события независимы. Например, каждый бросок монеты имеет равные шансы.
  • Использование рациональных вопросов – например, «Почему я думаю, что следующее событие будет отличаться? Есть ли объективные причины? Зависит ли следующий результат от предыдущего?»
  • Разделение случайного и причинного – практикуйте анализ, чтобы различать ситуации, где события действительно связаны и где они независимы.
  • Осознанное отслеживание ошибок – если вы чувствуете, что ожидаете смены результата без достаточных к тому оснований, попытайтесь разобраться в первопричинах. Например, откорректировать стратегию знакомства в Сети, а не просто ждать, что следующее знакомство будет удачным.
  • Долгосрочный взгляд – понимание, что равномерность результатов проявляется только в долгосрочной перспективе, поможет справиться с ошибочным восприятием краткосрочных серий.

Учитесь этому сами и обучайте окружающих, чье благополучие вам небезразлично. Или, коль скоро вы человек азартный и вам сложно взять свои эмоции под контроль, изначально установите четкий «лимит потерь» в казино, после которого вы больше не играете и «вам больше не наливать».

Бывает и обратная ситуация, когда руководитель, к примеру, может ожидать, что после серии успешных проектов следующий обязательно окажется провальным, что снижает готовность рисковать. Напоминание о том, что каждый проект уникален, поможет принять более взвешенные решения.

Ошибка выжившего

Ошибка выжившего – это когнитивное искажение, при котором внимание сосредотачивается только на тех, кто «выжил» или добился успеха, игнорируя тех, кто не смог достичь цели. Это приводит к искаженным выводам и решениям. Например, изучая успешные стартапы, люди часто забывают о том, что неудачных стартапов на порядок больше, делая неверные выводы о факторах успеха.

Причины возникновения ошибки выжившего:

  • Селективное внимание – люди склонны замечать яркие примеры и успешные истории, упуская из виду неудачи.
  • Смещение доступности – успех чаще обсуждается, а провалы остаются незамеченными или замалчиваются, что усиливает когнитивное искажение.
  • Эмоциональная привлекательность успеха – истории успеха вызывают больше эмоций, чем анализ провалов, что делает их более заметными.
  • Отсутствие данных о «несостоявшихся» – доступ к информации о неудачах ограничен. Например, неудачные проекты редко попадают в книги или статьи.

Как бороться с ошибкой выжившего:

  • Системный подход к анализу – рассматривайте весь спектр ситуаций, включая неуспешные.
  • Обращение к статистике – используйте объективные данные и метрики вместо субъективных наблюдений. Постарайтесь узнать, сколько компаний в интересующей вас сфере закрывается за первый год и какой процент инвесторов реально зарабатывает.
  • Проверка предвзятостей – задавайте себе вопросы: «Не фокусируюсь ли я на победителях, игнорируя тех, кто проиграл?» и «Какие аспекты успеха могут быть связаны с удачей, а не с усилиями?»
  • Обучение через провалы – активно изучайте истории неудач, чтобы понять, какие ошибки были допущены. Это поможет вам избежать их в будущем.
  • Развитие критического мышления – применяйте принцип «обратного мышления» и вместо вопроса «Почему это получилось?» попробуйте спросить: «Почему это могло не получиться?»

Нужно понимать самим и объяснять окружающим, что успешные примеры – это лишь вершина айсберга, а провалы часто остаются скрытыми. Напоминайте себе и другим, что на десяток успешных стартапов приходятся сотни и тысячи провалившихся стартапов, и что их анализировать не менее важно, чем успешные проекты.

Ошибка базового процента

Ошибка базового процента – это когнитивное искажение, при котором человек игнорирует общую статистическую вероятность (базовый процент) в пользу новой более конкретной информации. Это часто приводит к неверным оценкам и решениям.

Например, если человек услышит, что определенный симптом с высокой вероятностью указывает на какую-то болезнь, он может игнорировать тот факт, что сама болезнь встречается крайне редко. Условно говоря, человек запомнит, что симптом встречается у 90% больных, но пропустит мимо внимания, что болезнь встречается только у 1 из 10 000 человек.

Причины возникновения ошибки базового процента:

  • Интуитивное мышление – люди часто предпочитают быстрые выводы на основе новых данных, а не тщательный анализ.
  • Смещение внимания – яркая или эмоционально заряженная информация привлекает больше внимания, чем абстрактные статистические данные.
  • Когнитивная нагрузка – мозгу проще оперировать конкретными фактами, чем обобщенными данными. Например, оценить вероятность на основе симптомов проще, чем учитывать частоту встречаемости болезни.
  • Эффект доступности – легкодоступная информация кажется более значимой. Например, редкий случай, о котором часто говорят в новостях, воспринимается как более вероятный.
  • Незнание статистики – люди часто не умеют правильно интерпретировать вероятности и не знают, как использовать базовые проценты в своих расчетах.

Как бороться с ошибкой базового процента:

  • Напоминание о базовых процентах – прежде чем принимать решение, задавайте себе вопросы: «Какова частота этого явления в целом?» и «Насколько вероятен этот исход?»
  • Разделение информации – при получении новых данных старайтесь разделять их на общую вероятность (базовый процент) и дополнительные факторы.
  • Сравнение с контрольной группой – при оценке явлений думайте о том, как оно проявляется в контрольной группе, где этот фактор отсутствует.
  • Медленное мышление – остановитесь и дайте себе время подумать. Это помогает заметить игнорируемые данные.

Кроме того, если вам или вашему визави позволяет образование, будет нелишним вникнуть в основы теории вероятности. Как минимум, изучить теорему Байеса. Это одна из основных теорем элементарной теории вероятностей, которая позволяет определить вероятность события при условии, что произошло другое статистически взаимозависимое с ним событие.

Эффект недавнего

Эффект недавнего – это когнитивное искажение, при котором информация, полученная недавно, воспринимается как более важная или достоверная по сравнению с более ранней. Это искажение влияет на память, восприятие и принятие решений, смещая фокус на последние события или факты.

Причины возникновения эффекта недавнего:

  • Особенности работы мозга – недавние события активны в кратковременной памяти, из-за чего они легче извлекаются и кажутся более значимыми.
  • Интерференция – новая информация может вытеснять старую из активной памяти.
  • Эволюционные механизмы – для выживания важно быстро реагировать на свежую информацию, потому что она может сигнализировать об угрозах или возможностях.
  • Эмоциональная окраска – события с яркой эмоциональной окраской (особенно негативной) могут восприниматься как более значимые, если они произошли недавно.
  • Медийное влияние – новости и социальные сети усиливают внимание к недавним событиям, создавая ощущение их повышенной важности.

Как бороться с эффектом недавнего:

  • Анализ общей картины – перед тем как принять решение, спросите себя: «Как это событие вписывается в общую картину? Что говорит статистика или история? Не основано ли мое мнение только на последних впечатлениях?»
  • Техники замедленного мышления – сделайте паузу и избегайте принятия решений в момент эмоционального возбуждения, связанного с недавними событиями.
  • Рефлексия и самокритика – регулярно анализируйте свои мысли и действия, чтобы осознавать, насколько сильно на вас влияет последнее событие.

Если коллеги или близкие фокусируются только на недавних событиях, напомните им о предыдущих данных, которые дают более полное представление. Используйте графики, хронологии и другие инструменты, чтобы показать связь между недавними и более ранними данными. Демонстрируйте примеры, где переоценка недавнего опыта привела к ошибкам.

Эффект привязки

Эффект привязки – это когнитивное искажение, при котором человек чрезмерно полагается на первую полученную информацию (якорь) при принятии решений или оценке чего-либо. Даже если эта информация незначительна или нерелевантна, она оказывает сильное влияние на последующие выводы.

Причины возникновения эффекта привязки:

  • Автоматическая обработка информации – мозг стремится минимизировать когнитивные затраты. Первая информация (якорь) становится отправной точкой для анализа, что упрощает обработку данных.
  • Эвристика доступности – первая цифра или информация воспринимается как наиболее доступная и значимая, что создает основу для сравнения.
  • Когнитивная инерция – люди склонны фиксироваться на первой предложенной цифре или идее, даже если последующая информация противоречит ей.
  • Эффект подтверждения – мозг стремится находить подтверждения для первой информации, что усиливает ее влияние.
  • Культурные и социальные нормы – обучение или опыт (например, видеть цену до скидки) делает использование якорей привычным.

Как бороться с эффектом привязки:

  • Умышленное абстрагирование от первоначальной информации – например, оценка, каким было бы решение без учета самой первой поступившей информации.
  • Сравнение с альтернативами – если это касается цены или оценки чего-либо, проведите собственное исследование. Например, проверьте, сколько стоит аналогичный продукт или услуга.
  • Оценка источника первой информации – подумайте, кто мог быть заинтересован в предоставлении первой информации в таком виде.
  • Медленное мышление – если первая информация вызывает сильные эмоции (например, скидка 50%), сделайте паузу и объективно оцените, насколько вам нужна эта покупка в принципе.

Если собеседник опирается на нерелевантные данные, предоставьте другой, более обоснованный ориентир или попытайтесь оспорить достоверность информации, предложив поискать другие примеры или данные для сравнения. Напоминайте, что товар со скидкой в 50% всегда кажется выгодным, хотя в таких случаях часто оказывается, что его первоначальная цена была завышена.

Эффект знания задним числом

Эффект знания задним числом – это когнитивное искажение, при котором люди, зная о произошедшем событии, воспринимают его как более предсказуемое, чем оно было на самом деле («Я так и знал»). Это приводит к ошибочному убеждению, что исход событий был очевиден.

Причины возникновения эффекта знания:

  • Изменение памяти – после получения новой информации воспоминания о первоначальном состоянии знаний изменяются. Мозг «переписывает» историю, и человек забывает, насколько ситуация была неопределенной.
  • Упрощение ретроспективного анализа – мозг стремится минимизировать когнитивные усилия. Знание результата делает процесс анализа менее сложным, создавая иллюзию его предсказуемости.
  • Иллюзия контроля – люди часто переоценивают свои способности контролировать и предвидеть события, потому что это поддерживает их чувство уверенности и самоуважения.
  • Культурные и личные установки – ожидания общества и личная склонность к самозащите могут подталкивать людей к интерпретации событий так, чтобы они выглядели компетентными.
  • Эмоциональная реакция – после события люди ищут способы оправдать свои действия или бездействие, что усиливает эффект знания задним числом.

Как бороться с эффектом знания:

  • Фиксация исходных позиций – записывайте свои мысли, прогнозы или ожидания до того, как произойдет событие. Это помогает сравнить реальность с тем, что вы действительно предвидели.
  • Разделение знаний – оценивайте, какие факторы были известны до события и какие стали очевидными только после него.
  • Признание неопределенности – примите, что многие события невозможно точно предсказать. Это снижает давление, приводящее к ретроспективным оправданиям.
  • Критическое мышление – анализируйте события с точки зрения вероятностей и случайностей. Задумайтесь, какие альтернативные исходы могли быть возможны.

У окружающих из числа тех, кто «так и знал», можно поинтересоваться, почему они не поделились этим своим знанием со всеми до того, как событие произошло. Или просто проигнорировать их «бенефис», если только они не требуют для себя на основе своего «знания» каких-то необоснованных преференций.

Каскад доступной информации

Каскад доступной информации – это когнитивное искажение, при котором повторение информации усиливает ее воспринимаемую достоверность, независимо от ее фактической истинности. Этот эффект возникает из-за сочетания социальных, когнитивных и эмоциональных факторов.

Причины возникновения каскада доступной информации:

  • Социальное доказательство – люди склонны считать информацию правдивой, если в нее верят другие, особенно в случае массового или авторитетного подтверждения.
  • Эвристика доступности – часто повторяемая информация становится легче доступной в памяти, создавая иллюзию ее важности и правдивости.
  • Когнитивная экономия – мозг экономит ресурсы и не проверяет информацию, если она кажется убедительной или общепринятой.
  • Ограниченность данных – когда информация поступает частями или фрагментарно, мозг заполняет пробелы, усиливая веру в доминирующий нарратив.

Как бороться с каскадом доступной информации:

  • Критическое мышление – ставьте под сомнение достоверность повторяемой информации, анализируйте, кому она выгодна, есть ли альтернативные мнения, какие доказательства поддерживают это утверждение.
  • Проверка фактов – используйте надежные источники информации и проверяйте данные в нескольких независимых источниках, особенно если информация кажется слишком эмоциональной или сенсационной.
  • Фокус на содержании – отделяйте эмоции и громкие заголовки от сути сообщения.
  • Пауза перед принятием решения – если информация вызывает сильные эмоции, сделайте перерыв перед тем, как принять ее за истину.

Если каскад доступной информации «обрушивают» на вас окружающие, поделитесь проверенной информацией, которая опровергает ошибочные убеждения, обсуждайте логику аргументов, покажите, почему те или иные слухи нелогичны или противоречат фактам.

Старайтесь говорить спокойно, избегая обвинений или насмешек, потому что люди более восприимчивы к аргументам в нейтральной обстановке. Задавайте уточняющие вопросы в духе «Почему ты так думаешь? Что тебя убедило в этом? Какие источники ты использовал, кроме официальных новостей (соцсетей, слухов, свидетельств от знакомых)?» Таким способом можно подвести человека к самостоятельному анализу информации, что снижает подверженность слухам и сплетням.

Это основное, что мы хотели рассказать об искажении восприятия. Больше информации о том, как работает наш мозг, вы можете получить на нашей программе «Мозг и нейронауки». Далее вас ждет проверочный тест, а затем мы перейдем к следующей теме. 

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Теперь мы переходим к искажениям памяти.

1КогИск