Каждый человек должен осознавать свои способности, свои ограничения, а также свои возможности, не допуская крайностей, но и не недооценивая себя. Как можно получить что-то подобное? Обучая детей уверенности в себе, мы делаем их более выносливыми, помогая им самим понять, как далеко они могут зайти, не чувствуя себя неспособными и не испытывая ложной неуверенности. Подключаем игры и лучшие техники коммуникации, чтобы эффективно доносить до детей слово и дело правильного воспитания.
Что такое уверенность в себе?
Научить ребенка доверять себе – это ключ к тому, чтобы он мог смотреть в будущее без страха, а также жить настоящим с уверенностью, хорошо зная себя, развивая свои способности логичным и разумным образом.
Все это связано с адекватным и сбалансированным эмоциональным интеллектом. Таким образом, дети лучше узнают себя, а также могут более оптимально анализировать и понимать окружающую среду. Все это позволяет им улучшить свои отношения, задействовать свои возможности, развивать свои навыки решения проблем и жизненных ситуаций и т.д.
Уверенность в себе – это позиция, которую родители обязательно должны развивать. Она является двигателем, который питает воображение малышей, их мечты и все, что для них важно. Именно уверенность в себе ключевым образом повлияет на то, как ребенок будет воспринимать мир и то, что его окружает.
Уверенность в себе не появляется автоматически в процессе родов. Сперва малыш сам формирует представление о собственном «я», и только затем приступает к осознанию собственной ценности. Это первый шаг к развитию того, что мы можем назвать уверенностью в себе.
С первым этапом, формированием представления о собственном «я», обычно ни у кого проблем нет. Зато второй этап традиционно оказывается «минным полем» для тех, кто вырос или вырастает на постсоветском пространстве в коллективистской культуре, где основной единицей действия является не человек, а группа. В таких условиях обыватели часто ради собственной выгоды подменяют «ценность» человека «нужностью», «востребованностью», а в самых крайних случаях – «ценой». Почитать подробнее об отличии коллективистских культур от индивидуалистических можно в нашей статье «Культурное слияние: как взаимодействие с разными культурами формирует личность».
Идея здесь в чем: одна семья, одна пара родителей не в состоянии изменить общество. Однако семья способна создать условия для взращивания осознания собственной ценности и успешного перевода своего чада на высший, третий уровень – рождения уверенности в себе. Просто-напросто придется прилагать больше усилий, чтобы подвести другого человека, пусть даже генетически похожего на нас, к мысли, что он ценен, несмотря на попытки коллективных организаций доказать обратное.
Человек – не винтик. Человек – это звучит гордо! Только согласившись с такой позицией и одобрив ее внутри себя, вы сможете привить ее своему ребенку.
Значение уверенности в себе
Уверенность в себе играет важную роль в управлении эмоциями, социальными и когнитивными способностями.
Уверенность в себе влияет на способность:
- принимать решения;
- справляться с трудностями;
- взаимодействовать с другими людьми;
- адаптироваться к различным ситуациям.
Наряду со здоровьем уверенность в себе – это драгоценный актив вашего ребенка, который будет сопровождать его на протяжении всей жизни без поправок на инфляцию, амортизацию и волатильность.
Уверенность в себе формирует то, как наши дети видят себя и окружающий мир. Она призывает их исследовать новые сферы, например, музыкальность, учиться общаться с другими людьми и строить здоровые отношения.
Когда малыши уверены в себе, они с большей вероятностью будут мужественно встречать трудности, проявлять упорство в их преодолении и развивать позитивную идентичность.
Уверенность в себе тесно связана с самоуважением, одним из краеугольных камней успеха в жизни. Когда человеку не хватает уверенности в себе, это может существенно затруднить его личностное развитие. Даже если есть потенциал, некоторым людям трудно добиться успеха, потому что они сомневаются в себе.
Страх неудачи и чувство неуверенности мешают им рисковать и двигаться вперед. Эти негативные мысли создают своего рода внутреннюю тюрьму, порой настолько удушающую, что человек теряет всякую мотивацию к действию, будучи убежденным, что он потерпит неудачу во всем, что бы он ни сделал.
Как уверенность в себе тесно связана с самоуважением, так и отсутствие уверенности коррелирует с низкой самооценкой, которая может иметь множество неприятных последствий, таких как:
- трудности в обучении;
- проблемы социализации;
- чрезмерная зависимость;
- отсутствие автономии.
Это также может привести к:
- недоверию к другим;
- трудностям в принятии решений;
- повышенному стрессу;
- даже к саморазрушительному поведению.
Когда ребенку не хватает уверенности в себе, даже банальные куличики в песочнице на улице будут не в радость.
Напротив, адекватная самооценка позволяет двигаться вперед по жизни, преодолевать трудности и эффективно справляться со стрессом. Узнать о том, как можно оценить и повлиять на самооценку, можно на нашей онлайн-программе «Самооценка 360°».
Многим детям и подросткам не хватает уверенности в себе. Чтобы понять, чего не хватает, будет правильно рассмотреть, где именно этого не хватает.
4 уровня уверенности в себе таковы:
- Внутренняя уверенность. В течение первого года жизни у младенцев формируется чувство внутренней безопасности посредством физического контакта с основным воспитателем. Этот первый уровень позволяет обрести чувство спокойствия и уверенности в себе перед лицом ситуаций и сводит к минимуму страх быть покинутым. В результате малыш чувствует себя хорошо. При отсутствии этого доверия возникает глубокое чувство незащищенности, которое впоследствии может трансформироваться в эмоциональную зависимость (страх одиночества, покинутости), физическую (злоупотребление едой и алкоголем), материальную или идеологическую (трудоголизм, сектантство).
- Уверенность в себе. В возрасте от 2 до 3 лет дети начинают приобретать независимость по отношению к родителям и окружающей среде. Этот второй уровень доверия позволяет определять свое «я» через эмоции, чувства, мысли и утверждать свою личность. При отсутствии такого доверия ребенок будет склонен подавлять себя, вырабатывая позицию подчинения или, наоборот, систематически всему противиться и жить в состоянии отверженности.
- Уверенность в своих силах. В процессе обучения ребенок продолжает приобретать самостоятельность, пытаясь делать что-то своими руками. На этом этапе исследования важно совершать ошибки, учиться, уметь начинать заново, искать свои ответы, чтобы почувствовать собственные силы. Если такого ощущения не возникает, у человека будет развиваться пассивное, неинициативное и нерешительное отношение. Он всегда будет искать одобрения, действовать из страха быть осужденным, а также будет склонен все критиковать.
- Социальное и межличностное доверие. Ребенок пытается сравнивать и оценивать себя и таким образом определять свое место, будь то среди своих двоюродных братьев и сестер, сиблингов, в окружении родителей, среди одноклассников и т.д. Такой уровень доверия не только способствует развитию коммуникабельности и непринужденности внутри группы, но и укрепляет доверие к другим [Investe Psicólogos, 2017].
Подорвать развитие уверенности в себе могут:
- чрезмерная опека;
- перфекционизм взрослых;
- их нереалистичные ожидания;
- неуместные сравнения;
- негативные оценки собственного ребенка.
Очень часто подобное происходит в нефункциональных семьях, где родителей в принципе не заботит воспитание и будущее детей, хотя, зачастую, такие взрослые всеми силами доказывают окружающим обратное.
Однако рождение и жизнь в нефункциональной семье – это не приговор. А все благодаря знаменитой нейронной пластичности.
Поэтому, раз вы успешно считали заголовок нашего материала и признали своего ребенка достойным уважения, наши вам восхищение и поздравления!
Как распознать ребенка, которому не хватает уверенности в себе?
Важно обращать внимание на определенные признаки. Например, если ребенок избегает делать что-либо в одиночку, часто просит о помощи или выражает сомнения в своих способностях, не следует игнорировать такие вещи.
Попробуйте:
- Обеспечить стабильность графика. Это многие взрослые почитают кочевую жизнь за счастье. А детям установление регулярного распорядка дня дает чувство безопасности. Когда они знают, чего ожидать каждый день, они чувствуют себя более уверенно и контролируют ситуацию, сталкиваясь с трудностями.
- Отвечать на их вопросы честно. Это укрепляет доверие детей и к вам, и к себе. Это показывает, что подобные мысли и вопросы важны и обоснованы.
- Поощрять обучение и отмечать успехи. Очень важно побуждать детей узнавать что-то новое и праздновать их достижения, даже самые незначительные. Это показывает им, что они способны чего-то добиться, и повышает их самооценку.
- Быть надежными взрослыми и выполнять свои обязательства. Важно держать обещания, данные детям. Это помогает им чувствовать себя в безопасности и доверять другим. Выполнение обязательств также является примером открытого и честного общения.
Когда родитель размышляет, как воспитать уверенность в ребенке, он должен осознавать, что воздействует на него не только своим словом, но и своим делом. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому», – напутствовал средневековый поэт Себастьян Брант. Как вести дела, мы пояснили. А выучиться правильно общаться с собственными детьми можно на нашей онлайн-программе «Лучшие техники коммуникации».
Уверенность и самооценка
Самооценка начинает формироваться в раннем возрасте и продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Родители играют решающую роль в этом процессе, оказывая глубокое влияние на самовосприятие ребенка. Аналогичным образом учителя и другие важные фигуры в жизни ребенка оказывают значительное влияние на его личностное развитие. Эти взрослые выступают для ребенка как зеркала, отражая его образ.
Когда дети получают позитивную информацию о своих способностях и качествах, у них больше шансов развить здоровую самооценку и сильную уверенность в себе.
По мере того, как дети становятся взрослыми, они обретают способность более проницательно фильтровать и интерпретировать восприятие других. Однако эффект зеркала сохраняется на протяжении всей жизни. Поэтому важно научиться фильтровать получаемую информацию, чтобы не скомпрометировать собственный имидж.
Существует так называемая «концепция оценщика», которая иллюстрирует, как колеблется самооценка в зависимости от позитивного и негативного восприятия, которые человек интегрирует через свое личное зеркало.
Подумайте об этом как о динамическом устройстве в нашем сознании, которое постоянно корректируется в зависимости от того, что мы воспринимаем о себе и других. Если мы не сможем эффективно отфильтровывать негативные влияния, они могут перевесить позитивные аспекты, заставив нас чувствовать себя плохими и никчемными. Вот почему так важно периодически подпитывать свою самооценку положительными влияниями, чтобы поддерживать эмоциональное равновесие.
Чтобы оценить, на каком уровне самооценки находится ваш ребенок, мы предлагаем вам ответить на вопросы следующей анкеты:
- Когда ваш ребенок говорит о себе, говорит ли он больше о том, что ему трудно, чего он не может делать или что, по его мнению, является его недостатками, а не о том, что он делает хорошо, о своих сильных сторонах и качествах? Ответьте «да» или «нет».
- Когда ваш ребенок получает похвалу или делает что-то хорошее, склонен ли он или она преуменьшать или нейтрализовать положительные аспекты, говоря о своих ограничениях, слабостях и неудачах? Ответьте «да» или «нет».
- Часто ли ваш ребенок принижает себя, воспринимает себя негативно, считает, что он не умен и т.д.? Ответьте «да» или «нет».
- Кажется ли вам, что вашему ребенку не хватает самостоятельности и уверенности в себе? Даже для таких простых вещей в жизни, как еда или развивающие игры? Ответьте «да» или «нет».
- Ваш ребенок часто сравнивает себя с другими и ставит себя ниже сверстников? Ответьте «да» или «нет».
- Ваш ребенок боится нового, испытывает трудности с адаптацией или застенчив? Ответьте «да» или «нет».
- Часто ли ваш ребенок, сталкиваясь с трудностями, реагирует негативно, опасаясь неудачи или разочарования близких? Ответьте «да» или «нет».
- Чувствует ли ваш ребенок, что его родители, друзья или близкие люди не принимают его таким, какой он есть? Ответьте «да» или «нет».
- Ваш ребенок часто настроен негативно и пораженчески? Ответьте «да» или «нет».
- Имеет ли ваш ребенок нереалистичные ожидания от себя, переоценивает ли он свои способности и игнорирует ли свои ограничения? Ответьте «да» или «нет».
Исходя из ваших ответов, если вы отметили «да» несколько раз, скорее всего, у вашего ребенка низкая самооценка, и требуется особое внимание для укрепления этого аспекта его личности. Если большинство ответов отрицательные, продолжайте поддерживать высокую самооценку, добиваясь того, чтобы она оставалась адекватной и сбалансированной [Lenny et Alba, 2024].
Уроки тактики
Учитывая важность веры детей в себя и свои способности, давайте посмотрим, что можно сделать, чтобы помочь им научиться четко осознавать свои способности и знать все, на что они способны:
- Безоговорочное принятие. Как бы мы ни хотели светлого будущего для наших малышей, мы, родители и взрослые, обязаны принимать их такими, какие они есть. Не нужно возлагать на них свои мечты, ибо у детей есть свои! Более того, даже если мы дадим им самое лучшее образование, какое только сможем, мы должны помнить, что у каждого ребенка своя индивидуальность, свои вкусы и потребности, и поэтому мы должны принять его, поддержать его и показать ему, что он ценная личность, чье мнение и желания заслуживают того, чтобы их принимали во внимание. Дети – не инвестиция. Дети – это отдельные личности.
- Постоянная и безусловная поддержка. Детям придется пережить трудные времена. Как родители и взрослые, мы не всегда можем оказаться рядом, даже если иногда нам этого хочется. Но у нас есть возможность оказать им нашу поддержку, наше понимание и наше сочувствие. Таким образом, мы предоставим им достаточные ресурсы, чтобы они сами знали, как справляться с теми сложными ситуациями, которые жизнь будет им ставить в виде препятствий. Дайте детям знать, что вы всегда готовы предоставить им необходимые инструменты, чтобы помочь преодолеть трудные периоды в жизни.
- Отказ от маркировки. Каждый человек – это целый мир, и как таковой его необходимо принимать и уважать. Навешивать ярлыки на других, особенно в детстве, – не очень хорошая идея. Давайте помнить, что у каждого человека есть свои таланты, свои вкусы и свои фобии. Поэтому лучше принять такую установку как данность и не переделывать собственных детей.
- Развитие смелости. Всегда полезно вселять в детей уверенность в их способностях. Если они смелые, отважные и способны верить в себя, они покажут, на что они способны, и не побоятся узнать себя лучше, раскрыть свои мечты и сделать ставку на себя.
- Моделирование. Косвенное обучение очень распространено среди детей. Они наблюдают за старшими, которыми восхищаются, и подражают тому, что видят. Если мы хотим воспитывать детей с высокой уверенностью в себе, взрослые должны быть для них примером, на который можно равняться, и помогать им осознать важность этой добродетели.
А еще очень помогает умение постоять за себя. Более подробно мы рассматриваем эту тему в нашем онлайн-курсе «Самооборона».
11 советов, как воспитать уверенного в себе человека
Чтобы воспитать уверенного в себе ребенка, необходимо уделять внимание образованию, которое вы ему даете.
Вот несколько советов по повышению самооценки в процессе воспитания детей:
- Будьте примером уверенности в себе. Даже если дети не чувствуют себя полностью уверенно, они должны видеть, как их родители с оптимизмом подходят к решению новых задач. Это не значит, что вы должны быть идеальными, но вы должны быть в состоянии попробовать выполнить все задания.
- Не позволяйте ошибкам влиять на ребенка. Нужно работать над тем, чтобы дети поняли, что все мы совершаем ошибки и что важно учиться на них, а не застревать в них. Уверенные в себе люди умеют с достоинством воспринимать неудачи. «Держать удар».
- Поощряйте их пробовать что-то новое. Вместо того чтобы концентрировать всю свою энергию на том, в чем они уже преуспевают, детям полезно расширять свои возможности. Приобретение новых навыков дает им чувство уверенности и способности справиться с любой задачей, которая встанет у них на пути.
- Позволять детям терпеть неудачи. Естественно желать защитить своих детей от негативных чувств, таких как неудача, но дети учатся методом проб и ошибок, и неудача в достижении цели помогает им понять, что это не смертельно.
- Хвалите настойчивость. Умение не сдаваться при первом разочаровании и не отступать после неудачи – важный жизненный навык. Уверенность заключается не в том, чтобы всегда и во всем добиваться успеха, а в том, чтобы быть достаточно стойкими, чтобы продолжать стараться и не расстраиваться, когда внезапно что-то идет не так.
- Помогите детям найти свое призвание. Родители должны поощрять своих детей исследовать собственные интересы, что позволит им развить чувство идентичности, которое необходимо для укрепления уверенности в себе. Кроме того, наблюдение за развитием талантов также значительно повысит самооценку.
- Ставьте цели. Родители должны поощрять своих детей ставить перед собой цели, большие и маленькие, и достигать их, давая детям возможность чувствовать себя увереннее.
- Попросите их о сотрудничестве. Хотя дети могут жаловаться, когда их просят помочь с домашними делами, они чувствуют себя более связанными и ценными, когда их просят выполнить задания, соответствующие их возрасту, от уборки игрушек до мытья посуды.
- Примите несовершенство. Каждый взрослый знает, что совершенство невозможно, и важно донести это до детей как можно раньше. Перфекционизм – кормовая база большинства взрослых расстройств поведения.
- Подготовьте их к успеху. Трудности полезны для детей, но у них также должны быть возможности, позволяющие им быть уверенными в успехе.
- Покажите им любовь. Детям необходимо дать понять, что их любят, что бы ни случилось: победят они или проиграют. Они должны уяснить, что никогда не потеряют связь с родителями, даже если те вне себя из-за разбитой мячом китайской вазы [Colegio Los Sauces, 2023].
Самый легкий способ привить ребенку ощущение собственной ценности – самим ценить его.
Игры
А напоследок можно и поиграть. Взрослым нельзя недооценивать игры, воспринимать это занятие как пустую трату времени. И у людей, и у животных игры – это тренировка будущих навыков, развитие умения ладить и добиваться целей.
Вот несколько идей, которые помогут укрепить уверенность детей с помощью динамики сплоченности группы:
- Игра с закрытыми глазами. Дети делятся на пары, и один из них закрывает глаза. Другой ребенок должен безопасно провести своего партнера по площадке, не прикасаясь к нему.
- Свободное падение. Очень популярный вариант досуга в закрытых учебных заведениях для мальчиков. Подростку предстоит прыгнуть с небольшой высоты, обычно с парты, и положиться на товарищей по команде, которые его поймают. Это помогает укрепить доверие и сотрудничество в группе.
- Веревка доверия. Дети берут канат и образуют круг. После этого они передают веревку по кругу, не отпуская ее.
- Танцующая пара. Идея заключается в том, что дети сопровождают друг друга и двигаются вместе, что способствует укреплению доверия, общения и координации.
- Объятия друзей. Дети встают в круг и держатся за руки. Когда хоровод приходит в действие, одному из детей придется упасть вперед. Те, с кем он держался за руки, обязаны удержать его и поднять обратно в круг.
- Игра в имена. Дети садятся в круг, и каждый из них называет свое имя и то, что ему нравится делать. Это помогает детям запоминать имена друг друга и находить общие увлечения.
- Игра на память. Дети встают в круг, и каждый рассказывает особое воспоминание. Это помогает узнавать об опыте и эмоциях других людей и строить позитивные отношения.
- Игра трех желаний. Участникам предстоит рассказать о трех вещах, которые они хотели бы сделать или иметь. Это помогает узнать об увлечениях и мотивах друг друга и обнаружить общие интересы.
- Игра в вопросы. Малыши задают друг другу вопросы, чтобы лучше узнать друг друга. Вы можете предложить такие темы, как хобби, любимые фильмы, любимые виды отдыха и т.д.
- Игра в имитацию. Один ребенок выполняет действие или жест, а другие дети должны его повторить. Это помогает развивать наблюдательность и концентрацию, а также находить сходства и различия.
Помощь детям в обмене опытом и чувствами развивает их способность общаться и налаживать связи с другими людьми. Это можно сделать, задавая детям вопросы об их жизни и внимательно выслушивая их ответы [Alba Serveis Educatius, 2018].
Волшебная фраза
Все дети любят волшебство. Так почему бы не подыграть им в этом?
Базовый закон воспитания гласит, что, когда дети делают что-то, что ставит под угрозу их безопасность, им нужно просто сказать: «Нет!» Так они научатся на вашем примере защищать себя.
А дальше начинается самое интересное. Родители и педагоги должны реально оценить риск ситуации, прежде чем отказывать детям в таком опыте, уверен испанский нейропсихолог Альваро Бильбао.
«Если ситуация не несет реальной опасности, пусть экспериментируют и совершают ошибки. Таким образом они научатся рисковать и учиться на своих ошибках», – говорит нейропсихолог.
Он предлагает использовать простую фразу, которая понравится детям и научит их нести ответственность за свои поступки: «Если ваши дети обращаются к вам за помощью в принятии решения или просто хотят узнать ваше мнение о том, что им можно делать, а что нет, скажите им: «Вы сами решаете, вы – хозяева своей судьбы». Это будет весело для них, но, прежде всего, это поможет им усвоить идею о том, что они сами несут ответственность за принятие решений и построение собственного пути» [El Confidencial, 2024].
Совместных вам успехов в этом! И чтобы проверить себя, рекомендуем пройти небольшой тест: