Блог о саморазвитии

Нейропластичность

нейропластичность

Наш мозг поистине необычен. Когда мы узнаем что-то новое, то создаем связи между нейронами. В зависимости от получаемого нами опыта некоторые из таких путей становятся настоящими магистралями, а другие так и остаются тропинками и со временем забываются. Другими словами, мы постоянно «обновляем» свой мозг, чтобы адаптироваться к обстоятельствам жизни. Это происходит ежедневно и это то, что следует стимулировать и подкреплять.

С самого момента начала развития в утробе и до того дня, когда мы умираем, связи между клетками мозга преобразовываются в ответ на изменяющиеся потребности и условия. Этот динамический процесс позволяет нам учиться и приспосабливаться к различным переживаниям. Называется он нейропластичность.

Краткая история

Термин «нейропластичность» впервые был использован польским неврологом Ежи Конорски в 1948 году для описания изменений в структуре нейронов (клеток, из которых состоит наш мозг). Но до 1960-х годов это понятие почти не использовалось. А сама идея восходит еще к более раннему времени. Основоположник неврологии Сантьяго Рамон-и-Кахаль рассказывал о нейронной пластичности в начале 1900-х годов. Он признавал уже в то время, что мозг мог подвергаться изменениям и после того, как человек достигает взрослого возраста. В 1960-х годах было обнаружено, что нейроны реорганизовываются после травмы. Дальнейшие исследования показали, что и стресс изменяет не только функции, но и структуру самого мозга.

На протяжении многих десятилетий считалось, что нейроны не возобновляются. Что они отмирают по мере старения независимо от того, пытаемся ли мы их сохранить или нет. Но более поздние исследования показали, что существуют не только процессы адаптации, реорганизации и отмирания мозговых клеток, но и, возможно, восстановления и восполнения. Этот процесс был назван нейрогенез.

Нейропластичность и нейрогенез

Хоть и существует взаимосвязь между нейропластичностью и нейрогенезом, они представляют собой две разные концепции.

Нейропластичность – это способность мозга формировать новые связи, пути, и изменять способы работы уже существующих. Нейрогенез – еще более удивительная способность мозга образовывать новые нейроны.

Концепция нейрогенеза является довольно интересной. Ведь одно дело работать с тем, что мы имеем, а другое – потенциал для фактической замены нейронов, которые умерли. Это открывает новые грани в лечении и профилактике деменции, восстановлении после травм мозга и т.д.

Нейропластичность

Нейропластичность – это общий термин для обозначения совокупности различных изменений мозга и его адаптации. Это очень молодая область исследований и новых открытий становиться с каждым днем все больше.

Существуют два основных типа нейропластичности:

  • Структурная – описывает изменения силы связей между нейронами (или синапсами);
  • Функциональная – описывает постоянные изменения в синапсах в процессе обучения и развития.

Оба типа имеют важное значение, однако структурная нейропластичность, в данный момент изучена больше. Мы уже знаем, что некоторые функции мозга могут быть перенаправлены, перезапущены и восстановлены. Но изменения в его фактической структуре – это именно то, что открывает множество захватывающих возможностей.

Когда мы учимся, то формируем новые связи в мозге. Любой новый опыт может подключать новые нейроны и менять наши знания о чем-то. И именно благодаря этому мы можем понять, как целенаправленно тренировать мозг. Человек, целеустремленно развивая и улучшая врожденные навыки, таланты и способности, вкладывая усилия в личностный рост, становясь более искусным, несомненно, делает свой мозг более пластичным.

Изменяется ли нейропластичность с возрастом?

Нейропластичность у детей. Детский мозг растет, развивается и изменяется. Каждый новый опыт побуждает к переменам в его структуре и функциях.

При рождении каждый нейрон в мозге младенца имеет около 7500 связей с другими нейронами. В двухлетнем возрасте нейроны мозга ребенка имеют приблизительно в два раза больше связей, чем в среднестатистическом мозге взрослого. Но эти связи медленно сокращаются, пока ребенок растет и формирует свои собственные уникальные шаблоны мышления.

У детей нейропластичность выражена гораздо отчетливее, что позволяет им оправляться от мозговых травм быстрее и эффективнее, чем большинству взрослых.

Нейропластичность у взрослых. Долгое время считалось, что по мере взросления мозг перестает развиваться. Однако открытие нейропластичности в корне перевернуло это представление. Опыт и знания тоже меняют мозг взрослых в физиологическом плане. Да, эти изменения не настолько быстры как в детстве, но они есть.

Исследования нейропластичности

Вот несколько интересных исследований в этой области:

Новообразованные нейроны и 8-недельные и более старые нейроны находятся на одном уровне созревания. Десять часовых сеансов когнитивной тренировки в течение 5-6 недель позволят избежать ухудшений познавательных способностей в сравнении с людьми того же возраста в тот же период времени.

Физическая активность и хорошая физическая форма предотвращают и замедляют возрастную гибель нейронов, повреждения гиппокампа и даже увеличивают его объем. Хроническая бессонница связана с атрофией (смерть и повреждение нейронов) в гиппокампе, тогда как адекватный сон усиливает нейрогенез.

Это лишь небольшая часть данных о нейропластичности, но даже они подчеркивают огромный потенциал использования силы нейропластичности для улучшения здоровья и благополучия человека.

Положительное влияние нейропластичности

Вот некоторые примеры адаптационных процессов нашего мозга:

  • Восстановление от травматических повреждений головного мозга;
  • Потеря функции в одной области может усилить функции в других областях (например, если одно чувство потеряно, другое может усилиться);
  • Усовершенствованные возможности памяти;
  • Улучшение познавательных способностей;
  • Более эффективное обучение.

Как мы можем развить нейропластичность?

Некоторые из методов, повышающих, усиливающих и укрепляющих нейропластичность:

  • Путешествия. Подвергают наш мозг новым стимулам в новой среде, открывая новые связи, схемы и активности.
  • Использование мнемонических приемов. Обучение и развитие памяти улучшает взаимодействие в префронтальной теменной коре и предотвращает частичную потерю памяти с возрастом.
  • Обучение игре на музыкальном инструменте. Увеличивает связь между областями мозга и помогает сформировать новые нейронные связи.
  • Упражнения для не доминирующей руки. Образовываются новые нейронные схемы, с укреплением связями между ними.
  • Чтение. Увеличивает и улучшает связи в мозге.
  • Расширение словарного запаса. Активирует визуальные и слуховые процессы, а также обработку памяти.
  • Занятие изобразительным искусством. Улучшает связи головного мозга, повышающие самоанализ, память, эмпатию, внимание и фокус.
  • Танцы. Уменьшают риск развития болезни Альцгеймера и увеличивают нейронные связи.
  • Сон. Способствует лучшему запоминанию. Во сне происходит рост дендритных шипиков, действующих как связи между нейронами и помогающих передавать информацию по клеткам.

Тема нейропластичности – объемный и сложный предмет с ежедневными открытиями, часто бросающими вызов тому, что мы знаем о мозге. Одно уже понимание того, что мозг меняется под влиянием нового опыта, дает современной науке важнейший плацдарм для дальнейших исследований, в том числе более эффективных способов обучения, развития познавательных функций и возрастного их изменения.

Автор: Денис Варяница

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Ключевые слова:,