Блог о саморазвитии

Что такое парентификация и как ее победить?

Что такое парентификация и как ее победить?

Наверное, сложно найти родителя, который не испытывал бы легкое чувство зависти, глядя на семьи друзей и знакомых, где дети и в магазин за продуктами сходят, и младшего братика или сестричку на прогулку оденут и сводят, и за старенькой бабушкой присмотрят, чтобы та не пропустила прием лекарств по графику. И все это без дополнительных напоминаний со стороны родителей.

И точно так же почти невозможно найти взрослого человека, который не возмутился бы, услышав, что чьи-то взрослые дети ни в грош не ставят своих пожилых родителей, постоянно указывают, что им делать, высмеивают их стариковские хобби и, не приведи господи, романтические отношения, которым, как известно, «все возрасты покорны».

Однако мало кто задумывался, что это могут быть звенья одной цепи и полностью взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы. Просто мало кому в наш динамичный век удается наблюдать зарождение и развитие чьей-то семьи непрерывно на протяжении 40-50 лет, что позволило бы увидеть эти закономерности.

Конечно, наши читатели, прошедшие программы «Лучшие техники коммуникаций» и «Психология отношений» уже кое о чем начинают догадываться. И да, они полностью правы: наша сегодняшняя тема – парентификация.

Что такое парентификация: небольшой исторический экскурс

Тема «смещения ролей» внутри семьи, когда дети начинают брать несвойственные их возрасту функции взрослых, обсуждается с давних времен. Так, одно из дошедших до нас произведений афинского поэта и драматурга Софокла (496-406) «Царь Эдип» дало название такому явлению, как «Эдипов комплекс».

Прочитавшие произведение, конечно, в курсе, что его сюжетная линия имеет несколько иной смысл, чем тот, который принято вкладывать в понятие «Эдипов комплекс». Но, так или иначе, ситуация, при которой ребенок берет на себя «взрослые» функции внутри семьи, актуальна на протяжении всей истории человечества.

Интересно, что термин для описания этой ситуации придумали по историческим меркам сравнительно недавно, примерно в 70-е годы 20 столетия, когда в США начала быстрыми темпами развиваться семейная психотерапия. И в рамках семейной психотерапии пришлось нарабатывать методы решения разных проблем, в том числе проблемы парентификации или «смещения ролей» детей и родителей.

Собственно слово «парентификация» произошло от английского parent, что переводится как «родитель». Считается, что появлением термина parentification мы обязаны американскому психологу аргентинского происхождения Сальвадору Минучину (в некоторых транскрипциях Минухину, 1921-2017), внесшему огромный вклад в становление семейной психотерапии в США. Еще при жизни он основал учебно-консультативный институт, который после его выхода на пенсию был переименован в Minuchin Center For The Family, функционирующий по сей день.

Сегодня парентификация в психологии исследована достаточно хорошо. Доступны многочисленные статьи и книги, парентификация описана со всех сторон и во всех ракурсах. Развитие научной мысли в данном направлении подробнее всего описано в работе Parentification [L. Hooper, 2011].

Книги на тему парентификации мы порекомендуем чуть позже, а пока для простоты понимания возьмем за основу статью «Ловушка парентификации: как стакан воды превращается в травму на всю жизнь» [Н. Втулкина, А. Ванченко, 2022].

Итак, парентификация – это психологический процесс, при котором ребенок или подросток вынужден брать на себя роли и зоны ответственности, обычно принадлежащие родителям и другим взрослым членам семьи. В ситуации парентификации ребенок становится «родителем» или «опекуном» для своих родителей или других членов семьи, что нарушает естественную динамику семейных ролей.

Парентификация может происходить в различных семейных ситуациях, таких как родительская болезнь, физическое или психическое насилие, наличие алкогольной зависимостями у кого-либо из родителей или отсутствие эмоциональной поддержки со стороны взрослых.

В этих обстоятельствах ребенок становится свидетелем или непосредственным участником ситуаций, которые нарушают его нормальное развитие и требуют от него «взрослых» обязанностей, таких как забота о братьях и сестрах, обеспечение финансовой или эмоциональной поддержки родителей.

Различают два вида парентификации:

  • Эмоциональная парентификация – ребенок становится эмоциональной опорой для родителя, принимая на себя функции поддержки и утешения. Ребенок старается удовлетворить эмоциональные потребности родителя, разрешить конфликт между взрослыми членами семьи, подавляет свои собственные эмоции.
  • Инструментальная парентификация – ребенок выполняет практические задачи, которые должны выполнять родители : планирование покупок, приготовление пищи, стирка, уборка, походы к врачу с младшими братьями и сестрами, визиты к ветеринару с домашними животными и т.д.

Уточним, что сам по себе факт помощи по дому – это не парентификация. Приучать детей к самообслуживанию и приобщать к домашним делам однозначно нужно, однако обязанности детей в семье должны соответствовать их возрасту и развитию. Благо, психологи уже давно и подробно расписали, какие обязанности адекватны тому или другому возрасту. Если же на ребенка возложены обязанности, на 5-7 лет «обгоняющие» его развитие, тут речь идет о парентификации, и это очень плохо.

Парентификация может иметь (и чаще всего имеет) негативные последствия для развития ребенка или подростка. Дети могут чувствовать себя перегруженными ответственностью, изолированными от сверстников и обычных детских занятий, испытывать стресс и тревогу. Они также могут иметь проблемы с формированием здоровых личных границ и неправильно понимать свою роль и ответственность в семье.

Важно отметить, что парентификация является ненормальной и нездоровой ситуацией для ребенка или подростка. Она требует поддержки и помощи со стороны взрослых с тем, чтобы восстановить баланс отношений и обеспечить нормальное развитие ребенка. Родители или опекуны должны предоставить детям поддержку и заботу с тем, чтобы они могли вернуться к своим обычным ролям и получить возможность быть детьми.

Это вкратце о том, что такое парентификация. Давайте теперь рассмотрим данное явление подробнее.

Причины парентификации

Итак, каковы основные причины причины парентификации? Они могут быть разными и зависят от конкретной семейной ситуации, однако можно выделить несколько самых частых причин, способствующих парентификации.

Топ-5 причин парентификации:

  • Родительская недоступность или отсутствие – когда один или оба родителя недоступны эмоционально или физически, ребенок может быть вынужден брать на себя ответственность и заботу о себе и других членах семьи. Например, если из-за тяжелой болезни родитель физически не может выполнять традиционные родительские обязанности и нуждается в уходе, который ложится на плечи ребенка по причине отсутствия других взрослых в семье.
  • Психологическая несостоятельность родителей – когда родители неспособны или не готовы выполнять свои родительские обязанности, обеспечивать семью, решать возникающие проблемы, тогда ребенок может брать на себя эти обязанности. Это может включать заботу о младших братьях и сестрах, пожилых родственниках и даже финансовую поддержку домочадцев, когда подросток зарабатывает деньги и тратит их не на карманные расходы, а на нужды семьи.
  • Объективный недостаток материальных ресурсов – в семьях, где существует недостаток финансовых и прочих материальных ресурсов, дети могут быть вынуждены принять на себя дополнительные обязанности и ответственность. Например, в семьях с низким доходом дети рано начинают искать заработок, и этот заработок часто бывает криминальным (воровство, кражи), при этом ребенок не осознает криминальности ситуации и гордится своей ролью «кормильца».
  • Насилие или конфликты в семье – в семьях, где есть насилие, конфликты и прочие дисфункциональные взаимоотношения, ребенок может брать на себя роль «родителя» в попытке защитить себя и других членов семьи. Ребенок с малых лет чувствует ответственность за разрешение семейных конфликтов и защиту более уязвимых членов семьи.
  • Попытки родителей сделать из ребенка «друга» или «подружку» – когда взрослые делятся с детьми своими «взрослыми» секретами, советуются в вопросах личной жизни, в которых дети не могут быть компетентны в силу возраста и отсутствия жизненного опыта.

Можно встретить и более обобщенное понимание причин парентификации – это поколенческая травма и инфантилизм [Н. Втулкина, А. Ванченко, 2022]. В целом, все вышеописанные причины при желании можно свести к этим двум, однако более подробное описание дает более глубокое понимание, к чему мы и стремимся. Как проявляется парентификация? Давайте посмотрим!

Симптомы парентификации

Симптомы парентификации могут проявляться в различных аспектах жизни ребенка и зависят от конкретной ситуации. Мы рассмотрим основные проявления парентификации, которые должны насторожить окружающих.

Топ-8 симптомов парентификации:

  • Чрезмерно высокий уровень заботы и ответственности – ребенок проявляет чрезмерную заботу и ответственность по отношению к другим членам семьи, особенно к родителям или младшим братьям и сестрам. Он может ощущать сильное желание защитить их или обеспечить их благополучие даже тогда, когда люди в состоянии справиться со своими мелкими проблемами сами.
  • Чувство ответственности за эмоциональное благополучие родителей – ребенок может чувствовать себя ответственным за настроение и счастье родителей. Он может стремиться удовлетворить их потребности и стараться избегать ситуаций, которые могут вызвать у них стресс или неудовлетворение.
  • Подавление своих собственных эмоций и потребностей – ребенок может подавлять свои собственные эмоции и потребности, чтобы удовлетворить потребности и ожидания родителей или других членов семьи, жертвовать своими собственными потребностями и желаниями в пользу нужд и желаний других членов семьи. При этом он может ощущать дефицит внимания, заботы или ресурсов для своего собственного развития и самореализации.
  • Эмоциональная нагрузка – ребенок может испытывать повышенный уровень эмоциональной нагрузки из-за «своих родительских обязанностей». Он может чувствовать тревогу, страх, гнев, усталость или депрессию, связанные с переживанием слишком большой ответственности и давления.
  • Сниженная самооценка – ребенок может иметь заниженную самооценку и ощущение собственной неполноценности, считать себя недостаточно хорошим, если не справляется со «своими родительскими обязанностями» или не соответствует ожиданиям других.
  • Затруднения в отношениях с ровесниками – ребенок может испытывать затруднения в установлении и поддержании здоровых отношений с ровесниками. Это связано с тем, что его опыт, мышление и поведение могут слишком «взрослыми» и значительно отличаться от типичных для его возраста.
  • Зависимость от родителей – ребенок может проявлять сильную зависимость от родителей и трудности в принятии независимых решений.

На первый взгляд может показаться, что взрослый образ мышления и зависимость от родителей – это взаимоисключающие моменты. На самом деле, вовсе нет. Зависимость состоит в том, что ребенок с какого-то момента попросту перестает представлять себе какую-то другую жизнь и какие-то другие дела, кроме «взрослых» обязанностей.

Проще говоря, если, к примеру, происходит парентификация – мать и дочь «меняются» ролями, через несколько лет дочь уже не будет представлять себе, чем ей заняться, если вдруг в какой-то момент мамы не окажется рядом. В особо тяжелых случаях парентификация дочери может даже стать причиной бесплодия, когда постоянная тревога за маму провоцирует гормональный сбой, и беременность не наступает [О. Милашина, 2019]. Это, конечно, крайний случай, однако и без такого экстрима негативных последствий у парентификации достаточно много.

Последствия парентификации

В сущности, мы уже начали говорить о последствиях парентификации, когда обсуждали симптомы данного явления. Это, прежде всего, эмоциональные и поведенческие проблемы у детей: отсутствие обычного беззаботного детства и связанные с этим тревога, стресс, беспокойство, неумение строить отношения с ровесниками, отстаивать личные границы и собственные интересы.

Кроме того, у таких детей часто банально не хватает времени на учебу, что плохо влияет на успеваемость. Бывает и обратная ситуация, когда от ребенка требуют «все и сразу», в том числе помогать родителям по хозяйству и хорошо учиться в школе, что ведет к стрессу и перегрузкам.

Так или иначе, это достаточно серьезная проблема, которая уже заинтересовала ученых. В частности, теме взаимосвязи обстановки в семье и успеваемости школьников посвящено исследование The Relations Among Types of Parentification, School Achievement, and Quality of Life in Early Adolescence: An Exploratory Study («Взаимосвязь между типами воспитания, школьной успеваемостью и качеством жизни в раннем подростковом возрасте: предварительное исследование») [J. Borchetet al., 2021].

Ученые отмечают достаточно большой фронт работ для грядущих исследований, а из предварительных выводов можно отметить, что если ребенок в целом доволен своей ролью «взрослого» в семье, это обычно не так мешает учебе, как если ребенок считает несправедливым и неправильным распределение обязанностей в семье.

Все эти уже перечисленные последствия парентификации ребенка проявляются и становятся заметными достаточно быстро. Парентификация во взрослом возрасте имеет аналогичные последствия. Более того, даже если объективная необходимость брать на себя «родительские» функции со временем отпадет (например, по причине смерти тяжелобольного родственника), сам по себе длительный опыт парентификации может оказать негативное воздействие на всю дальнейшую жизнь человека. Как минимум, потому что человек не имеет адекватного представления о распределении ролей в паре «мужчина – женщина», «родители – дети» и т.д.

Основные проблемы и последствия парентификации:

  • Неумение устанавливать здоровые границы в отношениях – человек, с детства бывший в курсе подробностей личной жизни родителей, попросту не имеет понятия, что можно обсуждать вне пары, а что нет, в какие события личной жизни можно вовлекать окружающих, а с чем нужно разбираться самим.
  • Неумение отстаивать личные интересы – человек, все детство жертвовавший своими интересами и самим детством ради других уже не представляет, как может быть по-другому, поэтому легко становится жертвой недобропорядочных людей, абьюза и прочих токсичных отношений.
  • Зависимость и недостаток самостоятельности – человек, чья жизнь «вращалась» вокруг интересов других членов семьи, часто не умеет «быть наедине с собой», планировать свои дела, интересоваться чем-либо за пределами инструментальных функций жизнеобеспечения.
  • Непонимание своих жизненных и профессиональных целей – если жизнь человека на протяжении длительного времени выстраивалась вокруг потребностей других, он не пытается выявить свои истинные таланты и потребности. Такой человек часто выбирает, к примеру, профессию врача или медсестры для того, чтобы «в семье был врач», чтобы «кто-то умел делать уколы», а не потому, что у него призвание к медицине (которого, к слову, может и не быть).

Простого перечня проблем и последствий парентификации уже достаточно, чтобы представить, сколько хлопот такой человек может доставить своей будущей второй половинке. Это масса неудобных ситуаций, когда интимные подробности отношений становятся достоянием гласности из-за непонимания здоровых личных границ со стороны человека, имеющего опыт парентификации.

Это постоянное вторжение в личное пространство партнера, потому что «парентифицированный» партнер не может занять себя чем-то еще, кроме заботы об окружающих. Это навязчивое внимание, когда партнеру не дают отдохнуть и побыть одному и потом обижаются, что он «не ценит заботу». Это постоянная тревога и напряжение, которую «транслирует» человек, привыкший беспрерывно беспокоиться о других.

Это достаточно скучное и неинтересное общение ввиду отсутствия каких-то глобальных интересов у человека, привыкшего жить бытовыми проблемами и выяснением отношений между членами семьи. И, конечно, это сомнительные нормы допустимости в отношениях, которые люди, повидавшие насилие, абьюз и постоянное пренебрежение чужими интересами начинают распространять на всех окружающих.

И да, с возрастом последствия парентификации бумерангом возвращаются пожилым родителям. Выросшие дети не считаются с их интересами, дают указания по каждому поводу, в том числе как одеться по погоде, когда позвонить врачу, можно ли выпить бокал вина на ужин и стоит ли им заводить романтические отношения с противоположным полом. Какая тут взаимосвязь с парентификацией? Самая прямая, потому что дети уже привыкли считать родителей не приспособленными к жизни и не умеющими решать проблемы по той простой причине, что все детство были вынуждены сами решать проблемы взрослых.

Перечень последствий парентификации, быть может, можно и продолжить, однако гораздо важнее разобраться, как побороть парентификацию и что в принципе делать, если вы стали жертвой парентификации.

Парентификация: как избавиться?

Прежде, чем искать способы проработать парентификацию и избавиться от ее последствий, стоит убедиться, что это парентификация, а не какая-то другая проблема. Психологи предлагают своего рода «тест на парентификацию» или «14 признаков, что это произошло с вами» [Н. Проценко, 2022]. Если вы можете ответить «Да» на большинство нижеприведенных утверждений, это будет означать, что парентификацию нужно как-то проработать:

  • Вы росли с постоянным чувством ответственности за все происходящее, чуть ли не за «восход солнца».
  • Вам сложно развлечься, расслабиться, отпустить себя.
  • Вы любите держать все под контролем.
  • Ваши родители втягивали вас в свои конфликты.
  • Вам поручали обязанности, к которым вы не были готовы по возрасту.
  • Вас часто хвалят, называя «хорошими» и «ответственными».
  • Вы искренне считаете, что «полагаться можно только на себя».
  • Вы толком не помните, каково это «быть ребенком».
  • Родители регулярно перекладывали свои обязанности на вас.
  • Вы постоянно о ком-то заботитесь.
  • Вам приятно заботиться о других, даже если это в ущерб собственным потребностям.
  • У вас очень развито чувство эмпатии, вы способны выстраивать очень тесную связь с другими.
  • Вы постоянно берете на себя роль «примирителя».
  • Вам все время кажется, что ваши усилия и помощь недостаточно ценят.

Уточним, что любой результат теста не является основанием для постановки какого-то медицинского диагноза и тем более приема лекарств – успокаивающих, стимулирующих и любых других. Если вы не уверены в собственном здоровье, будет лучше обратиться к врачу.

Еще уточним, что все перечисленные признаки важны в комплексе, и говорить о парентификации можно лишь тогда, когда вы можете согласиться хотя бы с половиной приведенных утверждений. Проще говоря, если у вас хорошо развита эмпатия, вас считают ответственным и надежным работником, и вы любите все держать под контролем, а остальное вас не коснулось, это не повод заподозрить у себя парентификацию.

Как избавиться от последствий парентификации, если у вас все основания считать, что дело именно в ней? Давайте посмотрим, что советуют психологи!

Парентификация – как проработать:

  • Понять и осознать, что парентификация является нездоровым трендом и несет негативные последствия, и постараться разобраться в том, какие конкретные роли и ответственности вы берете на себя и как это влияет на вас.
  • Изучить свои эмоции и позволить себе чувствовать и выражать их, научиться отказываться от непосильных нагрузок, когда вы перегружены или не в состоянии выполнить задачи, которые превышают ваши возможности.
  • При необходимости обратиться за помощью к психологу или психотерапевту, которые помогут вам исследовать глубинные причины парентификации, развить здоровое самоощущение и научиться строить более здоровые отношения.
  • Развивать навыки самостоятельности и самоопределения, учиться принимать решения, устанавливать границы, следовать своим интересам и потребностям, даже если это может вызвать дискомфорт или сопротивление у окружающих.
  • Наладить контакты с близкими по духу людьми, разделяющими ваши ценности, с которыми вы можете позволить себе быть собой, и ограничить общение с теми, кто вытягивает из вас энергию и радость.
  • Впустить в свою жизнь элементы спонтанности, и, если вдруг захотелось сходить в кино, прогуляться в парке, полежать на траве, разрешать себе любые проявления в пределах разумного и безопасного.

И, конечно, следует соблюдать общие рекомендации по поддержанию физического и эмоционального здоровья в нормальном состоянии: спорт, правильное питание, полноценный отдых и здоровый сон. Даже если вас терзают душевные страдания, вовсе необязательно, что к ним должны добавиться еще и физические проблемы.

В любом случае, следует помнить, что преодоление последствий парентификации – это индивидуальный процесс, который требует времени, терпения и самосознания. Работа с квалифицированным специалистом может быть ценной помощью в этом процессе, особенно если вы сталкиваетесь с серьезными эмоциональными или психологическими трудностями.

Если вы заметили, что сейчас находитесь «на темной стороне» и жертвой парентификации может стать ваш ребенок, следует перестроить систему обязательств внутри семьи и не нагружать ребенка избыточными обязанностями. Если ситуация объективно тяжелая и больше полагаться не на кого, следует чаще хвалить ребенка, поощрять его собственные увлечения и общение со сверстниками, следить, чтобы у него было время «на самого себя», отдых, свои личные дела и выполнение школьных домашних заданий.

И обязательно помните, что дети должны быть отделены от родительских отношений. Психологи еще в начале тысячелетия пришли к выводу, что это будет наилучшей профилактикой «деструктивного родительства» [J. Byng-Hall, 2002].

В заключение мы, как и обещали, порекомендуем книги по парентификации, которые помогут вам разобраться в теме и быстрее избавиться от негативных последствий проблемы. Дело в том, что в названиях материалов, посвященных теме парентификации, практически никогда не используется слово «парентификация», поэтому самостоятельный поиск может быть затруднен. Для удобства поиска в Сети указываем имя и фамилию автора полностью.

Книги – парентификация:

  • Сюзан Форвард, «Токсичные родители. Как вернуть себе нормальную жизнь».
  • Линдси Гибсон, «Взрослые дети эмоционально незрелых родителей: как научиться ценить себя и наладить отношения с родителями».
  • Жизель Аррюс-Ревиди, «Незрелые родители и взрослые дети».
  • Алис Миллер, «Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я».
  • Винцент де Гольжак, «История в наследство».
  • Натали Эйниш, Каролин Эльячефф, «Дочки-матери: 3-й лишний?»
  • Дэвид П. Селани, «Почему женщина возвращается к своему обидчику».
  • Анн Анселин Шутценбергер, «Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны».

Мы желаем, чтобы в вашей семье всегда все было хорошо, а сегодняшний материал носил исключительно познавательный характер. Мы приглашаем вас на наши программы «Лучшие техники коммуникаций» и «Психология отношений», и вовсе необязательно дожидаться появления каких-то проблем для того, чтобы их пройти. И еще предлагаем вам ответить на вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:,