Присутствие публики может значительно повлиять на поведение человека, оказавшегося под наблюдением. И не важно, действительно ли эти люди поставили перед собой задачу оценить действия наблюдаемого или же они просто находятся в одном с ним помещении – человек так или иначе постарается выглядеть лучше в глазах других.
Данное социальное явление получило название «эффект аудитории» и оказало существенное влияние на большинство социальных экспериментов не в лучшую сторону.
Что такое эффект аудитории?
Хотя об эффекте аудитории известно уже более 110 лет, его когнитивные механизмы и то, как он может варьироваться в разных популяциях и культурах, до сих пор остаются не до конца изученными. Факт того, как люди реагируют на аудиторию, меняется в зависимости от их развития, личностных особенностей, культурного фона и клинического диагноза, включая аутизм и тревожное расстройство [Cult.Brain, 2016].
Эффект аудитории (или эффект Зайонца) возникает, когда человек видит или даже предполагает, что за ним наблюдает кто-то другой. Он может быть спровоцирован простым присутствием сородича, который, кстати, часто даже не взаимодействует с самим участником [Cult.Brain, 2016].
Суть эффекта сводится к тому, что присутствие других людей может оказать значительное влияние на деятельность наблюдаемого как в положительную, так и отрицательную сторону [The Spiner Mind, 2019].
Так, например, если человек, который знает или полагает, что за ним наблюдают, выполняет простую и хорошо знакомую ему задачу, он справляется с ней еще быстрее и эффективнее. В данном случае эффект аудитории помогает улучшить производительность.
Данный эффект – один из старейших, изученных в психологии и интерес к которому не угас до сих пор. Большой вклад в его изучение внес американский психолог польского происхождения Роберт Зайонц (в честь которого и был назван эффект), доказавший, что склонность к изменению поведения наблюдается у представителей разных видов, включая тараканов, крыс и обезьян.
Он объяснил, что изменение в возбуждении нервной системы человека, вызванное присутствием наблюдателей, может повлиять на его производительность различными способами в зависимости от уровня сложности задания и контекста. В частности, Зайонц сделал убедительное заявление, что возбуждение помогает участникам лучше выполнять простые задачи и усложняет решение сложных [Cult.Brain, 2016].
В присутствии других людей, даже хорошо знакомых, человек может испытывать дискомфорт, стресс и волнение. Особенно ярко это проявляется во время публичных выступлений, когда, казалось бы, хорошо выученный текст, совершенно вылетает из головы.
Когда чувства и мысли человека в присутствии разных людей отличаются от его чувств и мыслей наедине с собой, можно говорить об эффекте аудитории.
Если же человек столкнулся с незнакомой или сложной для себя работой, то присутствие других людей может значительно ухудшить его результаты, стимулируя неправильные реакции организма в виде стресса, волнения, ухудшения концентрации и т.д. [The Spiner Mind, 2019].
Согласно Зайонцу, инстинктивное или хорошо отработанное поведение в таких условиях улучшается, тогда как поведение, которое является новым или сложным, ухудшается [SimplyPsychology, 2020].
Исследования эффекта аудитории
Самое раннее предположение, что наблюдатели могут влиять на поведение человека, было сделано в 1898 году американским психологом Норманном Триплеттом, обнаружившим, что велосипедисты быстрее соревнуются друг с другом по сравнению с обычными заездами на время.
Ученый попытался воспроизвести это в лабораторных условиях. Суть эксперимента сводилась к следующему: дети должны были намотать определенное количество рыболовной лески на катушку. Задание выполнялось на время, а участники выполняли его либо в одиночестве, либо в парах. Исследование показало, что многие дети работали быстрее в присутствии партнера, выполняющего ту же задачу, что наглядно демонстрирует эффект совместного действия [SimplyPsychology, 2020].
Исследователи обнаружили, что производительность человека улучшается в результате присутствия наблюдателей (социальная помощь), в то время как другие ученые полагают, что его эффективность в тех же условиях может значительно снижаться (социальное торможение) [SimplyPsychology, 2020].
Как именно проявится эффект аудитории, зависит от типа задания: люди, как правило, работают эффективнее, когда они знакомы с поставленной задачей или хорошо усвоенными навыками. А социальное торможение возникает при выполнении сложных или новых заданий [SimplyPsychology, 2020].
Социальная фасилитация – это улучшение выполнения задачи в присутствии других людей (аудитории, конкурента, соучастника) по сравнению с выполнением в одиночку.
Другие исследования эффекта взаимодействия показывают, что рабочие муравьи копают в три раза больше песка на одного муравья, работая в присутствии своих сородичей, чем в одиночку. Доказано также, что животные употребляют больше пищи, если рядом будут присутствовать представители их вида [SimplyPsychology, 2020].
С момента открытия эффекта аудитории были проведены сотни исследований, направленные на изучение изменения поведения человека под наблюдением. Чтобы ответить на вопрос, может ли простое присутствие влиять на поведение наблюдаемого, необходимо соблюдать ряд методологических критериев:
- В исследовании должны использоваться как простые, так и сложные задачи, которые можно оценить или измерить.
- Задания должны быть построены таким образом, чтобы участники эксперимента не могли самостоятельно сравнить свои результаты. Лучше всего для этой цели подходят задачи, для которых нет четких критериев хорошей или плохой работы.
- Необходимо создать истинное состояние «в одиночестве», чтобы испытуемый даже не мог предположить, что за ним наблюдают, а его результаты записывают или оценивают [Journal of Experimanral Social Psychology, 1977].
Одним из таких исследований, включившим в себя все три критерия, стал эксперимент, в котором приняли участие 45 студентов мужского пола.
Перед ними была поставлена задача переодеться в предоставленную одежду. Процесс переодевания является, по крайней мере, для большинства людей естественной, рутинной и хорошо усвоенной деятельностью. Для взрослых задача завязать обувь обычно не является сложной и непонятной.
Экспериментальная ситуация была разработана таким образом, чтобы испытуемые поверили, что эта задача была второстепенной для реального группового эксперимента, в котором они должны были принять участие.
Когда студенты входили в лабораторию, им сообщали, что они в данном исследовании будут лишь частью группы, а переодеться им необходимо, чтобы все участники выглядели одинаково. Испытуемых провожали в большую комнату ожидания, где они должны были сменить одежду и устроиться поудобнее, пока соберутся остальные [Journal of Experimanral Social Psychology, 1977].
Всем участникам эксперимента выдали пару спортивных носков, пару теннисных туфель одного размера и большой длинный лабораторный халат. Каждый из них должен был выполнить ряд действий:
- снять свою обувь;
- надеть носки, предоставленные экспериментатором, поверх своих собственных;
- надеть обувь, предоставленную экспериментатором;
- надеть лабораторный халат.
Оцениваемым показателем было время, необходимое для выполнения каждого действия, которое измерял ассистент, наблюдавший за объектом через узкое незаметное отверстие в шторах.
Субъекты были случайным образом распределены по одному из трех условий:
- «аудитория» – за участником эксперимента внимательно наблюдал человек, сидевший в углу комнаты;
- «случайная аудитория» – в комнате находился другой человек, который не обращал внимания на участника исследования и был занят ремонтом мебели;
- «одиночество» – испытуемый находился в одиночестве и не подозревал, что за ним наблюдают [Journal of Experimanral Social Psychology, 1977].
Результаты данного исследования показали, что простого присутствия другого человека достаточно, чтобы повлиять на поведение испытуемого. В среднем, процесс переодевания в одиночестве был на 2-3 секунды дольше, чем в состоянии «аудитория» и «случайная аудитория» [Journal of Experimanral Social Psychology, 1977].
Данные результаты были получены с помощью тривиальной случайной задачи, которую испытуемый с трудом мог оценить объективно и поэтому считал ее лишь подготовкой к самому эксперименту. Это показывает, что оценка не является необходимым условием для воздействия на эффект аудитории и простое присутствие другого человека может оказать влияние на поведение испытуемого.
Теория социальной фасилитации резко контрастирует со многими другими современными объяснениями социального поведения, которые, по большей части, подчеркивают роль когнитивных процессов. В этих подходах социальное поведение рассматривается, как результат типа и количества информации, доступной для человека, и его способность ассимилироваться и оперировать этой информацией [Journal of Experimanral Social Psychology, 1977].
Очевидно, что сложные формы социального поведения включают выводы, атрибуции, суждения и решения. Однако вполне вероятно что существует обширная сфера социального поведения, которое основано на более фундаментальном и неконтролируемом уровне [Journal of Experimanral Social Psychology, 1977].
Причины возникновения эффекта аудитории
Эффект Зайонца в психологии рассматривается, как явление, при котором повышение производительности задачи достигается простым присутствием других, выполняющих ту же задачу.
Эксперименты показали, что нематериальные аспекты идентичности и восприятия оказывают прямое влияние на осязаемое поведение, которое затем возвращается в восприятие, формирующее идентичность [The Spiner Mind, 2019].
Причина того, что активное наблюдение приводит к физиологическим изменениям, влияющим на когнитивную деятельность и изменяющим моторные навыки человека, заключается в испытываемом им возбуждении. Происходит активация мозга и тела, чтобы подготовить его к адаптивному поведению [The Spiner Mind, 2019].
Когда за человеком кто-то наблюдает, он осознает, что это может повлиять на возможность совершения ошибки. Такие промахи оказывают воздействие на его самооценку, что, в свою очередь, влияет на конечный результат работы.
По мнению некоторых исследователей, эффект аудитории возможен из-за следующих когнитивных процессов:
- Самопрезентация – как человек представляет миру свою публичную личность.
- Управление репутацией – человек задумывается, как бы он хотел, чтобы его воспринимали окружающие.
- Коммуникация, которая предполагает, что все, что люди делают на публике, является частью социального инстинкта и создания общей основы для общения.
Эти три различных объяснения поведения, вызывающего эффект аудитории с точки зрения самопрезентации, управления репутацией и коммуникации, основаны на тех или иных когнитивных процессах. Именно понимание данных процессов необходимо, чтобы не стать заложником эффекта аудитории или любой другой ловушки мышления. Отлично справиться с этим вам поможет онлайн-программа «Психическая саморегуляция», направленная на понимание собственных чувств и эмоций и выстраивание гармоничных отношений с самим собой.
Все это является частью более сложной теории ментализации, которая в несколько упрощенном формате утверждает, что все внешнее управляется внутренним миром, а внутренний мир формируется внешними сенсорными данными [The Spiner Mind, 2019].
Эффект аудитории относится к типу социальной поддержки, при которой на производительность человека влияет присутствие других (аудитории), что вызывает изменение его поведения [SimplyPsychology, 2020].
Таким образом, оказывается, что степень социальной помощи или торможения зависит от характера взаимодействия между задачей и исполнителем.
Доминирующая реакция – это реакция, которая с наибольшей вероятностью произойдет в присутствии определенного набора стимулов. Если задача проста для человека, то доминирующий ответ будет правильным (т.е. наиболее вероятным), и аудитория или соучастник помогают выявить это. В сложной задаче преобладающим ответом является неправильный [SimplyPsychology, 2020].
Фундаментальное утверждение Роберта Зайонца заключается в том, что присутствие других затрудняет получение новых знаний и способствует передаче хорошо усвоенных ответов. Объяснение ученого основано на том, что высокий уровень возбуждения приводит к стрессу и провоцирует непривычное для человека поведение.
Наблюдение за человеком усиливает возбуждение, а в сочетании с возбуждением, возникающим из-за сложной или незнакомой задачи, приводит к стрессу и, как следствие, к плохой работе. Однако бывают случаи, когда люди не так усердно работают в условиях наблюдения, как в одиночестве [SimplyPsychology, 2020].
Способность других влиять на поведение человека легко проявляется в проблемах подражания, соответствия, конкуренции, помощи и агрессии. Физическое присутствие других делает это особенно заметным [Journal of Experimanral Social Psychology, 1977].
Зайонц предположил, что достаточно простого присутствия других людей рядом. Когда человек осознает, что кто-то другой гипотетически может соревноваться с ним, контролировать или вмешаться в данный процесс, это оказывает влияние на его действия. Согласно теории социальной помощи и вмешательства, простое присутствие других является источником неспецифического и недирективного возбуждения, которое усиливает доминирующие реакции исполнителя [Journal of Experimanral Social Psychology, 1977].
В присутствии других лиц у наблюдаемого создается ощущение, что эти люди будут оценивать его работу. Другими словами, увеличение возбуждения вызвано оценочными опасениями [Journal of Experimanral Social Psychology, 1977].
Более сложное социальное объяснение, как проявляется эффект аудитории, обеспечивается теорией самопрезентации, которая предполагает, что люди поддерживают общественный имидж и задумываются, как другие оценивают их работу. Если человека уличат в совершении ошибок, это приведет к падению чувства собственного достоинства, вызовет чувство смущения и даст худшие результаты при дальнейших испытаниях [Cult.Brain, 2016].
Так, например, участник, находящийся под наблюдением, может плохо справляться с простыми задачами, если они представлены в рамках одной сложной. Это означает, что сложность задания сама по себе не определяет эффект аудитории. Скорее всего, совершение ошибок снижает самооценку, что, в свою очередь, влияет на производительность.
Чтобы справиться с волнением, вызванным присутствием других людей, необходимо заниматься самообразованием и повышением собственных навыков. Так, например, для многих выступление на публике превращается в настоящую пытку. Предлагаем вашему вниманию онлайн-программу «Современная риторика», цель которой подготовить вас к презентации в разных условиях. Пройдя ее, вы сможете легко справляться со страхом публичных выступлений и четко доносить свои мысли в любой обстановке и ситуации.
Альтернативную теорию эффектов аудитории можно найти в работах исследователей, изучающих влияние наблюдения на эмоции человека. Их работы показывают, что люди чаще улыбаются, когда на них смотрят. В данной модели эффект аудитории возникает из-за того, что участник хочет передать определенную эмоцию реальному или воображаемому наблюдателю. Даже 10-месячные младенцы улыбаются активнее, когда рядом с ними присутствует другой человек. Исследования подчеркивают коммуникативный характер эмоций [Cult.Brain, 2016].
Участник может пытаться разгадать эмоции наблюдателя и понять, как он к нему относится. Наконец, в присутствии публики человек старается манипулировать мнением наблюдателя, что является формой управления репутацией.
Теория социальной фасилитации предполагает, что на производительность влияет не просто присутствие других, а конфликт между вниманием к человеку и вниманием к задаче. Этот конфликт внимания побуждает его уделять больше внимания заданию и, следовательно, повышает производительность при выполнении простых хорошо усвоенных задач [Cult.Brain, 2016].
Для социальной поддержки важно не присутствие других людей, а опасения по поводу того, что они оценят того, кто выполняет задачу. Присутствие наблюдателей вызывает возбуждение нервной системы, которое основано на тревоге, связанной с оценкой.
Эффект присутствия других людей оказывает такое влияние, потому что человек понимает, что они не просто пассивные зрители, а могут оценить его работу. Так, например, опасения по поводу служебной аттестации усиливают эмоциональное и нервное возбуждение сотрудников [Cult.Brain, 2016].
Очень большое количество исследований за последние 110 лет было посвящено эффекту аудитории. Цель многих из них заключалась в том, чтобы проверить утверждение Зайонца о том, что в присутствии аудитории люди лучше справляются с легкими задачами и проваливают сложные [Cult.Brain, 2016].
Наблюдение за человеком во время выполнения сложной задачи провоцирует сердечно-сосудистые изменения с усилением стрессовой реакции и уменьшается при наблюдении за легкой задачей [Cult.Brain, 2016].
Многие исследования показывают, что люди более щедры и социально открыты, когда за их поведением наблюдает другие. Например, участники вкладывают больше денег в инвестиционную игру, если верят, что другие увидят их решение [Cult.Brain, 2016].
Ключевым требованием к эффекту аудитории является то, что за участником наблюдает другой человек, или он считает, что за ним наблюдают. Есть много способов, которыми экспериментатор может вызвать у испытуемого такое убеждение. Самый простой и эффективный – оставить его в одной комнате с наблюдателем. Именно такой способ чаще всего использовался во многих исследованиях эффекта аудитории.
Однако в таких исследованиях не проводится четкого различия между эффектами аудитории и эффектами самопрезентации.
Эффект аудитории может возникнуть, даже если участники не имеют визуального доступа к наблюдателю. Например, им могут сообщить, что кто-то просто позже просмотрит видеозапись. Эффект аудитории также возникает, если участникам предлагается просто представить или вспомнить другого человека [Cult.Brain, 2016].
Если же испытуемые видят других людей, но уверены, что они, в свою очередь, не могут видеть их, они успокаиваются. Таким образом, конкретные инструкции могут существенно изменить эффект аудитории, как в присутствии, так и в отсутствии наблюдающего человека.
Видеоизображения или виртуальная реальность могут дать участникам ощущение, что за ними наблюдают. В двух исследованиях испытуемые выполнили разнообразные компьютерные задачи, сложные и легкие, в присутствии виртуального наблюдателя и без него. Результаты воспроизвели классический эффект аудитории с лучшими данными на простых задачах и худшей производительностью на сложных [Cult.Brain, 2016].
Наконец, ряд исследований показывает, что даже более простые и менее явные подсказки могут изменить социальное поведение. Например, плакат с изображенной на нем парой глаз приведет к большей вероятности просоциального поведения.
Интересным является и тот факт, что участники не сомневаются, что глаза на плакате не наблюдают за ними. Тем не менее одного лишь изображения может быть достаточно, чтобы задействовать неявное ощущения наблюдения и, следовательно, вызвать изменение поведения, аналогичное эффекту аудитории [Cult.Brain, 2016].
Данные наблюдения позволяют сделать два четких вывода:
- Эффект аудитории очень общий феномен, который можно наблюдать во всех тестируемых задачах (социальные, эмоциональные, экономические, интеллектуальные и физические).
- Множество подсказок, начиная от четких инструкций, зрительного контакта и неявных предложений взгляда, могут вызывают эффект аудитории.
Нейробиологические методы могут дать уникальное представление об эффектах аудитории, позволяя измерять физиологические и нервные процессы, когда участники находятся под наблюдением или пребывают в одиночестве.
Исследования с помощью фМРТ-сканирования мозга (функциональная магнитно-резонансная томография) показывают, какие области мозга задействованы, когда человек чувствует, что за ним наблюдают, и указывают на связь между когнитивными процессами, задействованными во время воздействия аудитории [Cult.Brain, 2016].
Исследователи провели эксперимент с участием людей в возрасте от 8 до 22 лет. Сканирование фМРТ показало изменения в головном мозге, когда участник полагал, что камера предоставила прямую трансляцию лица его другу за пределами сканера. Простой красный свет указывал на то, была ли камера включена (аудитория присутствует) или выключена (аудитория отсутствует).
Когда участники считали, что их видно, фМРТ показывала активность в мозге. Особенно сильно этот эффект проявился у подростков, что может быть связано с повышенной чувствительностью к социальной аудитории именно в этой возрастной группе [Cult.Brain, 2016].
Наконец, присутствие публики может легко заставить людей смутиться. Результаты некоторых исследований показали, что принятие публичных решений затрагивает медиальную префронтальную кору и что публичные неудачи приводят к большему расширению зрачков и возбуждению нервной системы [Cult.Brain, 2016].
Это связывает эффекты аудитории как с теорией психики, так и с реакциями на физиологический стресс.
Факторы, влияющие на эффект аудитории
Важно понимать, что особенности участников также могут влиять на их реакцию на наблюдение. Необходимо учитывать черты личности, различия между западными и восточными культурами и клинические различия в социальном тревожном расстройстве.
Именно эти данные могут показать, как люди в разных контекстах могут демонстрировать различные реакции на наблюдение, и таким образом помогают исследователям понять когнитивные механизмы, лежащие в основе эффекта аудитории.
В многочисленных исследованиях изучались такие личностные характеристики, как тревожность, чувство собственного достоинства, интроверсия и экстраверсия по отношению к эффекту аудитории [Cult.Brain, 2016].
Культуры по всему миру различаются тем, насколько люди считают себя независимыми от мнения других. Данная склонность проявляется больше у представителей западной культуры. Представители же восточных традиций проявляли большую взаимозависимость. Есть некоторые основания полагать, что это может привести к различиям в том, как люди относятся к эффекту аудитории [Cult.Brain, 2016].
Исследователи предполагают, что изображения другого человека могут вызвать беспокойство у людей из восточноазиатских культур и чувство безопасности у американских участников. Данные, подтверждающие эту гипотезу, взяты из исследования, в котором европейские, американские и азиатские участники выполняли ряд заданий, находясь под наблюдением, и без него.
Полученные результаты показали, что азиаты показали больший негатив, связанный с собственными ошибками по сравнению с европейскими и американскими членами группы. Это можно объяснить тем, что они чувствуют большую угрозу, когда за ними наблюдают, и, соответственно, становятся более чувствительными к собственным ошибкам [Cult.Brain, 2016].
Эффект аудитории также больше проявляется у людей с низкой экстраверсией и высокой взаимозависимостью.
Подавляющее большинство исследований эффекта аудитории проводилось со взрослыми людьми. Однако при рассмотрении данного явления большое внимание следует уделять развитию умственных способностей в младенчестве, детстве и подростковом возрасте.
Очень немногие исследователи изучали влияние аудитории в младенчестве. Изучение поведения детей старшего возраста показывает, что влияние эффектов аудитории на человека развивается постепенно. Эффект аудитории больше проявляется у подростков в возрасте 9-11 лет, выполняющих двигательную задачу, чем у ребят возраста 7-8 лет. Эти исследования подразумевают увеличение влияния эффекта аудитории с возрастом [Cult.Brain, 2016].
Развитие эффекта аудитории продолжается в подростковом возрасте, когда происходят изменения в самооценке, репутации и отношениях со сверстниками.
Заключение
Эффекты аудитории присутствуют при решении ряда задач, включая социальные, экономические, физические и эмоциональные уровни. Данный эффект нельзя объяснить только сложностью задания. На него может влиять большое количество факторов и характеристик, например, темперамент человека, уровень его тревожности, самооценка, культурные традиции, в которых он вырос, возраст и интеллектуальные способности.
Идентичность, самосознание, ожидания других, знания, убеждения, уверенность – все это объединяется в коктейль, который никогда не перестает влиять на человека. Но чем больше мы знаем о своих особенностях, тем больше мы застрахованы от попадания в ловушки мозга.
А что вы думаете об этом?