ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

7 способов улучшить коммуникативные навыки


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

7 способов улучшить коммуникативные навыки

Человек может быть первоклассным специалистом, но если он не умеет договариваться с клиентами, понимать их мотивы и поведение или заводить связи, то никто не узнает о его способностях. В эру автоматизации и искусственного интеллекта коммуникативные навыки приобретают особую ценность. Мы собрали 7 простых способов, которые помогут быстро улучшить своё умение общаться с людьми. Большинство из них не требуют изнуряющих тренировок – вы сможете применять их сразу после прочтения статьи.

1

Спрячьте свой смартфон

В одном исследовании [Emily Drago, 2015] учёные изучили, как смартфоны влияют на общение людей. Они выяснили, что 62% студентов используют телефон во время оффлайнового разговора: переписываются в мессенджерах, смотрят ленту соцсетей или проверяют уведомления.

Мозг не может одновременно работать над двумя задачами. Как только человек бросает взгляд на экран в момент разговора, он уже выпадает из общения.

Выключите звук на телефоне и спрячьте его в начале встречи. Этим вы сигнализируете собеседнику, что уделяете ему всё своё внимание и уважаете его время. А даже если вам позвонит друг или коллега, скажите, что вы наберёте его позже.

2

Поддерживайте визуальный контакт

Общение глазами прописано глубоко в наших генах. Двухдневные новорождённые предпочитают смотреть на лица, а не на игрушки или потолок [Francesca Simion, 2002]. Мозг 4-месячных детей работает активней, если ребёнок смотрит кому-то в глаза [Sarah Jessen, 2014].

Когда собеседник избегает визуального контакта, люди думают что он неискренний [KIizuka, Y., 1992] и менее сознательный [Randy J.Larsen., 1996]. И наоборот, мы больше верим тому, кто смотрит в глаза [Kreysa H., 2016].

Но не перегните палку. Люди считают слишком длительный взгляд признаком агрессивности и даже психопатии. Учёные определили, что смотреть в глаза нужно не больше трёх секунд. [Nicola Binetti, 2016]

А ещё на доверие влияет степень расширения зрачков – чем они шире, тем больше близости вы чувствуете с собеседником. [M. E. Kret, 2015] Вы не способны управлять глазными мышцами сознательно. Но вы можете назначить встречу в затемнённом помещении, и тогда зрачки расширятся автоматически.

3

Выражайте благодарность

Простое «Спасибо» повысит шансы, что человек выполнит вашу просьбу и улучшит доверие.

В одном исследовании учёные разделили волонтёров на две группы:

  1. Первую просто попросили собирать пожертвования.
  2. Участников второй группы благодарили за их усилия, перед тем как дать задание по сбору денег.

Вторая группа сделала на 50% звонков больше первой, чтобы побудить людей пожертвовать средства. [Grant AM., 2010].

Выражая благодарность, вы показываете собеседнику, что заметили его действия и оценили их. Человеку, как социальному существу, очень важно видеть одобрение других людей, а потому он постарается вновь завоевать вашу признательность.

4

Не перебивайте собеседника

Прерывая партнёра, вы показываете, что вам не интересно то, что он говорит. Если вы хотите до конца понять, что он хочет сказать, дослушайте его. Даже если кажется, что вы на 100% знаете окончание его фразы. Люди ошибочно считают, что, перебивая человека или договаривая за ним, они таким образом показывают своё понимание ситуации.

Но собеседник воспримет это по-другому. Он сделает вывод, что вам не интересно его слушать – ведь вы и так всё знаете. Покажите настоящую заинтересованность и дослушайте его до конца. Сделайте паузу, чтобы обдумать его слова и только потом говорите в ответ.

5

Избегайте предположений и догадок

Люди склонны делать предположения, если им не хватает информации. Но это непродуктивный путь, который ведёт к недопониманию и размолвкам. Когда мы строим догадки, то обычно переносим свой опыт на известные обстоятельства другого человека. Конечно, построенные на этом фундаменте выводы будут неверны.

Вместо того чтобы заниматься бесплодным чтением мыслей, применяйте эти навыки активного слушания:

  1. Задавайте уточняющие вопросы. Так вы не только получите больше информации, но и покажете, что действительно интересуетесь тем, что человек говорит.
  2. Перефразируйте речь собеседника. Это автоматически заставит вас переварить услышанное и взглянуть на ситуацию с несколько другого угла. Ну а если вы что-то не так поняли – человек легко сможет заметить это и исправит ошибку.
  3. Подводите итоги. Когда человек закончит свой монолог, вкратце суммируйте то, что он сказал, и спросите: «Я правильно понял?».

Коммуникация означает передачу информации между двумя и больше людьми. Догадки и предположения – это разговор с самим собой.

6

Используй невербальный язык

Мы уже поговорили о визуальном контакте. Но ещё есть жесты и поза. Классическая формула гласит, что человеческое общение на две трети состоит из невербальных сигналов и лишь на одну треть – из слов. Если первые будут расходиться со вторыми – нормального разговора не получится.

К счастью, для того чтобы вызвать расположение собеседника, нужно не так уж много:

  • расслабленная осанка;
  • нескрещённые руки;
  • зрительный контакт;
  • улыбка.

Конечно, можно попробовать и более тонкие настройки языка тела, например, наклон головы в сторону собеседника или жесты-иллюстраторы. Но не стоит перегружать свой мозг слишком большим количеством задач. Это неизбежно отразится на вашем поведении и человек заподозрит неискренность.

7

Будьте оптимистичны

Иван не успевает сдать свой проект к дедлайну. Шеф звонит ему каждый день в конце рабочего дня, и Иван уходит домой в прескверном настроении. И вот он встречает своего знакомого Карла. Они идут в ближайшее кафе, а по дороге Карл утешает нашего героя такими словами: «Ну ты ведь понимаешь, что не успеешь к завтрашнему вечеру. Смирись. Тебе уже ничего не поможет. Зачем ты вообще за это взялся?». Через неделю Иван сделал вид, что не заметил Карла в метро.

Люди тянутся к оптимистам. Их считают приветливыми, неосуждающими и понимающими. Только позитивный человек может вдохновлять других и вести за собой не по принуждению, а за идею.

Оптимизм определяется генами лишь на 25%, а всё остальное зависит от вас:

  • Думайте оптимистично. Психологи называют эту тактику «позитивным рефреймингом». Вместо того чтобы думать: «Какой плохой был этот день», найдите в нем что-то хорошее. Выработайте эту привычку и применяйте ее к любой ситуации.
  • Найдите оптимистичных друзей. Учёные доказали, что позитивные эмоции могут быть заразными.  [Nicholas A Christakis, 2008].
  • Заведите дневник благодарностей. Исследования показывают, что эта практика помогает развивать оптимизм. [Emmons RA, 2003].

И помните: лучше произнести банальное «Всё будет хорошо», чем не сказать ничего.

Резюме

Придерживайтесь этих правил, чтобы сделать свое общение более эффективным:

  1. Не заглядывайте в смартфон во время разговора.
  2. Смотрите в глаза собеседнику три секунды.
  3. Если это уместно, выражайте благодарность.
  4. Дослушайте собеседника до конца.
  5. Не стройте пустые догадки. Переспрашивайте, если что-то непонятно.
  6. Контролируйте то, что говорит ваше тело.
  7. Тренируйте свой оптимизм.

Эти правила не помогут завершить все ваши переговоры успехом. Но они сделают общение с вами чуть более приятным.

Ключевые слова: