Представить, что смартфоны и соцсети исчезнут из нашей жизни, прямо скажем, трудно. Всемирная паутина прочно вросла в повседневную жизнь человека, мобильное устройство с выходом в Интернет есть у 67,5% населения планеты, в Сети люди проводят около 12,5 триллионов часов, если ориентироваться на прошлогодний прогноз [We are social, 2022].
Как социальные сети на нас влияют? Есть множество разнообразных исследований с противоположными выводами, но, что бы ни говорили ученые, в наших силах использовать Интернет, смартфон и соцсети для собственного развития.
Возможность учить людей в социальных сетях используют предприимчивые люди, онлайн-школы, среди них есть отличные эксперты и так называемые «инфоцыгане». Кстати, как отличить одних от других и направить инфопотоки на прокачку своих hard и soft skills, взять от них лучшее и отсеять ненужное, вы узнаете на онлайн-программе «Критическое мышление».
Живое общение и взаимодействие с людьми в виртуальном пространстве – это разные способы коммуникации, соответственно отличаются и техники для выстраивания разного рода связей. На онлайн-программе «Лучшие техники коммуникации» вы освоите 72 коммуникативные техники, которые подойдут для выстраивания гармоничных и экологичных отношений в том числе в социальных сетях, особенно, если от этого зависит ваш доход и профессиональный рост.
А мы начинаем статью.
Сколько времени люди проводят в соцсетях?
Чтобы понять, насколько масштабно социальные сети вошли в жизнь человечества, обратимся к исследованиям.
Аналитики We Are Social в январе 2022 года опубликовали любопытную статистику. Количество уникальных пользователей мобильных телефонов на момент начала 2022 года составляло 5,31 миллиарда человек, что составляет упомянутые выше 67,5% от общего населения планеты – 7,91 миллиарда (на момент подсчетов). Из них активных пользователей Интернета – 4,95 миллиарда человек, причем в последние годы был замечен усиленный прирост – плюс 192 миллиона человек за 2021 год, что на 4% больше, чем в 2020 году. При этом подсчеты, скорее всего, ниже реальных цифр – сыграло ограничение на исследование из-за COVID-19 [We are social, 2022].
В январе 2022 года, согласно тем же исследованиям, пользователей социальных сетей в мире насчитывалось 4,62 миллиарда, что составляло 58,4% от численности населения мира, хотя не факт, что все это количество – уникальные пользователи. За 2021 год их количество увеличилось на 424 миллиона или на 10% от того, что было годом ранее.
По российскому сегменту исследование провели аналитики «ВКонтакте»: в октябре 2022 года в этой социальной сети люди в среднем проводили 45,8 минут в день [ВКонтакте, 2022]. Напомним, прошедший год был весьма специфическим и трансформационным для российского интернет-пространства, поэтому брать эти данные за реальную стабильную картину развития интернет-пользования затруднительно:
В 2020 году российская аудитория социальных сетей составила 49% от всего населения, это около 70 миллионов человек [scienceforum.ru, 2020].
Российская аудитория соцсетей составляет 49% от общей численности населения – всего активных пользователей соцмедиа у нас 70 миллионов человек.
Исследовательский центр Pew Research Center в 2021 году определил, что 82% американцев в возрасте до 30 лет включительно пользуются социальными сетями [mga.edu.news.2022].
Огромное количество пользователей социальных сетей распределено по планете неравномерно, большая часть приходится на города, где проживает около половины человечества. В Африке показатель распределения соцсетей среди людей всего 10%.
Современную коммуникацию уже невозможно представить без социальных сетей. Ежедневно в них появляется 30 миллионов новых сообщений и постов, это 350 публикаций в секунду (это данные за 2015 год, и можно представить, как эта цифра выросла к 2023 году) [applied-research.ru, 2015].
Как видно, распространение социальных сетей и Интернета на планете довольно обширное. Нам нужно учиться экологично уживаться с технологиями и не отдавать свое сознание на растерзание, а использовать платформы для решения собственных задач и достижения целей.
Какие возможности есть в соцсетях?
Развитие Интернета и соцсетей открывает широкие возможности для пользователей, но не только положительные.
Отметим плюсы соцсетей:
- возможность общаться с людьми на расстоянии;
- расширение возможностей для знакомств и поддержания общения;
- инструмент для поиска утраченных связей и контактов;
- открывается больше возможностей для расширения кругозора и получения информации;
- сохранение автономного личного пространства при сохранении контакта с внешним миром;
- новые источники получения новых навыков;
- возможности для заработка, в т.ч. для подростков;
- для людей с ограниченными возможностями это способ взаимодействовать с внешним миром.
Люди заходят в любимые приложения и болталки, чтобы пообщаться с другими людьми (88%), найти нужную информацию (80%), интересно скоротать время (76%), развлечь себя (64%), отдохнуть (60%). Платформы стали заменять популярные поисковики, в них уже есть новостные ленты, фильмы и сериалы, познавательные передачи.
Опасности социальных сетей
Соцсети – отличная платформа для личностного развития, но статистика показывает, что многие пользователи пользуются ими неправильно. Основные проблемы – зависание на этих сайтах и в приложениях, неумение фильтровать информацию, что приводит к негативным последствиям:
- У подростков отмечается возникновение тревожности и стресса, беспокойства по поводу физиологии и одиночества, что обусловлено зависимостью молодых людей от мнения, примера и оценки сверстников [edu.news.2022].
- У взрослых соцсети – это способ оторваться от реальности, избавиться от скуки, при этом пользователи не замечают, как теряют себя и собственное время.
- Риски столкнуться с вредной информацией: пропагандой всех уровней и видов, информационным шумом, фейками и прочими когнитивными атаками, которые оказывают негативное влияние на психику и иногда на физическое здоровье.
- Риск нарваться на мошенников, некачественные инфопродукты, всевозможный спам, кражу денег с банковского счета.
- Ухудшение физического самочувствия из-за длительного пребывания в Сети, малоподвижного образа жизни, страдает зрение, суставы шеи, нарушается кровообращение.
- Зависимость от Интернета меняет гормональный фон – пребывая в Сети, человек получает дозу эндорфинов, гормонов удовольствия, от чего впоследствии не может отказаться.
- Преобладание пребывания в Сети перед реальным общением делает человека асоциальным, ухудшаются реальные коммуникативные навыки, становится хуже почерк, правописание, оскудняется словарный запас.
- Пропаганда насилия и запрещенных идей, риски подсесть на манипуляторов, в том числе на экстремистов.
Кроме того, серверы, на которых сидят социальные сети, хранят всю информацию об их пользователях, и это используют крупные компании для навязывания потребительского спроса и продвижения товаров и услуг.
Каким образом соцсети способствуют развитию психических заболеваний? Популярные платформы вызывают привыкание, могут привести к появлению психических расстройств обилием неотфильтрованной информации, некоторые, особенно дети и подростки, могут стать жертвами кибербуллинга и кибергруминга [Mozok, 2023].
Рецепт безопасности для взрослых – это контроль времени и фильтрация информации (чему мы учим на программе «Критическое мышление»). Также важно знать основы кибербезопасности. С детьми вопрос стоит более остро – у них критическое мышление еще не сформировано, а сопротивление внешнему воздействию невелико. Формированию безопасной среды в Интернете для детей должны способствовать родители, сами освоившие это искусство.
Что можно прокачать в социальных сетях?
Интернет-платформы социального общения и взаимодействия открывают широкие возможности для:
- обучения;
- продвижения в карьере;
- улучшения качеств человека и приобретения новых навыков.
Список возможностей, разумеется, можно продолжать, а мы остановимся подробнее на этих пунктах, полезных для любого пользователя соцсетей.
Обучение в соцсетях
Онлайн-опрос ЦИСМ показал, что у 5% школьников Интернет ассоциируется с образованием. Тем не менее, в соцсетях формируются тренды, способствующие обучению людей любого возраста, в частности детей:
- Люди в процессе учебы общаются в Сети, оперативно решая вопросы и задачи, домашние задания, спрашивают советы у одноклассников и иногда у педагогов, сверяют результаты решений и т.д. Процесс использования социальных сетей упрощает поиск информации.
- Виртуальное образование – это дополнение к офлайн-обучению, лабораторным работам, лекциям. Так, через мессенжеры и соцсети ученики могут получить от педагога файл с заданиями, методичками, подсказками, дополнительными материалами. Такая практика стала популярной в 2020-2021 годах во времена повсеместной удаленки.
- В социальных сетях удобно проводить онлайн-конференции для удаленного обучения, причем бесплатно.
В плане обучения социальные сети можно использовать с двух сторон: общаться с соратниками, решая насущные задачи, и получать дополнительное образование, используя обучающие материалы онлайн-школ и спикеров. С последними стоит особенно проявлять бдительность, чтобы не приобрести обучение-пустышку.
Рекомендация: чтобы не налететь на бессмысленное обучение, тщательно исследуйте кейсы интересующего педагога или онлайн-школы, изучите отзывы реальных учеников на разных интернет-ресурсах, а также оцените важность и нужность предлагаемой информации. Отследите, не на эмоциях ли вы собираетесь приобрести курс или программу, чтобы впоследствии не пожалеть об импульсивной и не такой уж нужной покупке.
Доктор психологических наук Софья Тарасова для подготовки к обучению в социальных сетях рекомендует ставить цели и задачи для предстоящей деятельности, как и для любого другого времяпровождения. Это необходимо, чтобы сформировать представление о конечном результате, в противном случае можно уйти в одну рекламную ссылку за другой в процессе получения нужной информации, из-за чего может произойти дезориентация ученика в информационном поле. Важно перерабатывать поступающую информацию в осмысленный контекст [cism-ms.ru, 2022]. Нужно сделать так, чтобы индивид определял, что он возьмет из социальных сетей, а не наоборот.
В последнее время разные преподаватели создают в социальных сетях группы и сообщества. Появляются собственные странички у студенческих групп и школьных классов. Это делается для удобства взаимодействия учеников, быстрой передачи информации: педагог в сообществе может напомнить об уроках, отправить методичку или тест, сделать важное объявление, а обучающиеся могут централизованно обменяться опытом, например, решения задач. В некоторых случаях такой способ контакта позволяет найти точки взаимодействия с подростками в пубертатном периоде.
Интернет и социальные сети – это средство для передачи информации и выстраивания коммуникации. Тем не менее, живое взаимодействие с преподавателем они не заменяют и не всем подобный способ обучения подходит. Многие дети и взрослые люди нуждаются в живой коммуникации.
Преимущества соцсетей перед другими образовательными платформами
Социальные сети не дают гарантированного эффекта от обучения, если нет поставленной цели и сильной воли. Этот контекст создает угрозу ставшему привычным онлайн-образованию, если можно так выразиться. Social Media Education – это практика использования платформ соцсетей как способ повышения качества образования обучающихся. Их преимущество перед другими сервисами онлайн-обучения:
- Поддержка обучающихся в сообществах со стороны преподавателей и соратников, больше обратной связи, чем на образовательных онлайн-платформах, где сообществ для общения часто нет, а обратная связь – единичные ответы админов.
- Дробный порционный контент в социальных сетях воспринимается лучше, чем массивы учебной информации на других платформах. На этих платформах крайне редко предлагается сложный емкий контент.
- Подкрепление из социальных сетей не создает отложенного эффекта в плане его освоения и внедрения в практику.
Эти три причины дают толчок развитию Social Media Education. При этом нельзя сказать, что образование на других платформах какое-то не такое – нет, все зависит от авторов образовательных программ и курсов, просто искать подходящий формат нужно тщательно.
Как с помощью соцсетей улучшить карьеру?
Если вы обладаете hard skills и хотите продвинуться по карьере на существующем месте работы или занять должность в другой компании, социальные сети могут в этом помочь. Важно правильно ими воспользоваться.
Итак, план развития карьеры через соцсети:
- Создайте профессиональный профиль, если работа связана с необходимостью публичности и представления ваших навыков и портфолио. Опишите себя, свои достижения, умения, представьте портфолио, расскажите интересные истории. Даже криминальный лингвист, работающий в государственном бюро, может вести собственный профессиональный профиль, чтобы привлечь клиентов для подработки. Соответственно продемонстрировать себя может кто угодно, особенно в поиске работы, ведь специалисты HR ищут кадры везде, в любое время дня и ночи. Органично вы привлечете в свой блог и нужную аудиторию, с которой возможно последующее взаимодействие.
- Проводите время на этих платформах, в частности при поиске работы, в специальных группах по развитию карьеры, где участники обсуждают проблемы корпоративного мира, делятся советами по прокачке скиллов профессиональных и личностных, которые способны помочь дальнейшему профессиональному развитию. В этих же группах можно встретить людей, что в перспективе, вероятно, поспособствуют вашему профессиональному становлению.
- Участвуйте в обсуждениях профильных сообществ, общайтесь с единомышленниками, отвечайте на вопросы страждущих как эксперт своей отрасли, делитесь опытом. Подобное взаимодействие поможет найти будущих клиентов, партнеров и даже работодателей, а если повезет встретить более опытного соратника, то вы еще сможете «вырасти» в ходе экскурсии.
- Обучайтесь в социальных сетях. Есть время – тратьте его с умом, ищите и перерабатывайте информацию, связанную с вашим профильным и корпоративным миром. Например, повысьте квалификацию у опытного эксперта, возьмите мастер-класс. Попробуйте протестировать новые идеи и проекты, консультируйтесь с наставниками.
- Работайте с авторитетом, выстраивайте личный бренд: люди покупают у людей, а работодатели берут на работу экспертов. Оцените качество контента, посмотрите, как аудитория на него реагирует. Можно писать классные посты, но подкреплять их не самыми удачными картинками и фотографиями, тогда текст будут реже читать, посты – отмечать, алгоритмы соцсетей не будут выводить посты в рекомендации из-за низкой активности аудитории. Ведение социальных экспертных сетей со временем придаст уверенность, благодаря которой в дальнейшем будет проще строить карьеру, позиционировать себя эксперту.
Социальные сети в плане поиска работы – лучший инструмент по сравнению с популярными досками объявлений, потомку что в них есть возможности для коммуникации и проявления. В них больше активности и движения, охваты выше. Даже если работа не нашлась через два дня после начала поиска, вы не станете простаивать как эксперт и постоянно будете поддерживать себя в профессиональном тонусе.
Развивать себя профессионалу полезно и вне поиска нового места работы, а, например, для улучшения качества взаимодействия с публикой, для привлечения новых клиентов, повышения чека и т.д.
Улучшение качеств человека и приобретения новых навыков
Обучение в социальных сетях может быть не адресным, а нативным. Так, алгоритмы любой платформы подстраиваются под интересы пользователя и подсовывают ему рекомендации, соответствующие ранее оставленным запросам. При подходе на созидание выбирайте полезные для себя профили тех людей и паблики, чтобы при входе в соцсети вы получали только полезную информацию, а не информационный мусор.
Человек в среднем проводит в смартфоне около 2,5 часов. Это несколько заходов в течение дня. Листая ленту, вы с разной степенью будете включаться в контент, читать материалы, слушать видеоролики, вникать в суть и т.д. Постепенно информация будет оседать в голове, уже через какое-то время вы соберете продуктовую корзину по рекомендации фитнес-блогера, даже не осознав этого, начнете искать рецепты в Pinterest. Постепенно информация будет изменять жизнь и сформирует новую реальность – вы начинаете правильно питаться, систематизируете одежду в шкафу, будете выбирать другие фильмы и т.д. По запросу формируется взгляд на какие-то вещи. Самое приятное, что для этого не придется ждать «следующего понедельника», все произойдет органично и почти незаметно [trends.rbc, 2021]. Правда, для этого важно тщательно анализировать поступающую информацию, ведь тренд может состояться и в отрицательном ключе.
Сколько бы человек не проводил времени в Интернете, если систематизировать получаемую информацию, отписаться от пустых аккаунтов и сообществ, помочь алгоритмам искать необходимую вам информацию, можно сделать времяпровождение в смартфоне продуктивным и полезным. В результате получится ваша персональная социальная сеть, экосистема непрерывного обучения, которая органично, нейрон за нейроном, накапливает информацию в вашей голове.
В некоторых случаях, когда для обучения необходимо практиковаться, следует выделять на это 10-15 минут ежедневно. Действия помогут трансформировать новую информацию в навык и приобрести новую привычку.
Не забывайте о чистоте языка
Влияние соцсетей на развитие русского языка, как и любого другого, сложно не заметить. Письменная речь, особенно в Интернете, отличается от устной. Обратите внимание: говорим мы гораздо быстрее, чем пишем. А ввиду того, что люди стали проводить в Сети много времени, они ищут способы упростить написание текстовых сообщений. В ход идут:
- Сокращение слов, которое стало узнаваемым: пжлст, спс, прив, мб, ок.
- Нарушение грамонтности: орфографии, пунктуации; опечатки и умышленные ошибки.
- Появление сетевого языка: упрощение норм, деградация конструкций предложений.
- Появление специфического сленга (скроллить, аватарка, банить, гуглить, баянить, зависать).
- Некоторые привычные слова в Сети меняют свое значение (баян, жаба, тролль).
- Распространение ненормативной лексики.
Самое печальное – это распространение сетевого языка в повседневной жизни, в телевидении, кинематографе. Это негативно отражается на чистоте языка. В такой среде растет молодое поколение – речевая культура нынешних детей не в лучшем положении. Снижается грамотность населения, людям сложнее проговаривать мысли. Не стоит забывать слова классика: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас» (Самуил Маршак) [scienceforum.ru, 2021].
Рекомендация: в образовательном процессе старайтесь выбирать грамотных спикеров, потребляйте качественный контент. Следите за чистотой речи в информационном пространстве, чтобы с прокачкой лучших личностных и профессиональных качеств не деградировать в плане коммуникации.
Подытожим
Стратегия развития социальных сетей направлена на вовлечение людей и удержание их внимания. Влияние платформ сложно недооценить, а насколько поддаваться их воздействию – выбор каждого человека, осознанный или неосознанный. В наших силах научиться справляться с попытками манипуляций вниманием и управлять этими процессами в нужном нам ключе. Например, превратить соцсети в образовательную платформу для улучшения качества жизни, частной и профессиональной.
На онлайн-программе «Критическое мышление» вы научитесь отсортировывать нужную и лишнюю информацию и источники и сможете сформировать собственную ленту в соцсети без спама и информационного мусора. А на программе «Лучшие техники коммуникации» освоите эффективные методики общения с людьми в реальной и виртуальной жизни для достижения поставленных задач, налаживания связей и выстраивания гармоничных отношений с окружающими, каким бы характером они не обладали.
Желаем удачи и предлагаем поучаствовать в небольшом опросе: