ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Атрибуция: корреспондентное умозаключение


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

атрибуция

Атрибуцией называют механизм объяснения причин поведения других людей. То есть атрибуция объясняет, каким образом мы отвечаем себе на вопрос «почему он так поступил?», на что мы при этом опираемся и чем руководствуемся.

Человеку недостаточно наблюдений – он вынужден «достраивать» информацию, которую получает из них. Нам мало знать, что другой не поделился с нами чем-то, нужно ещё сделать вывод о его жадности, то есть «достроить» своё представление о ситуации. Атрибуция выполняет именно эту задачу.

Понимание механизма атрибуции поможет избежать ряда ошибок в наших объяснениях поведения других людей, а также поспособствует более сознательному и точному определению этих причин.

Теория Джонса и Дэвиса о корреспондентном заключении

Учёные всё ещё изучают механизмы атрибуции, проводят новые исследования и формулируют теории. В этой статье мы рассмотрим одну из самых влиятельных теорий атрибуции – теорию Джонса и Дэвиса.

Согласно этой теории атрибуция проходит в 3 этапа:

  1. Мы даём определение поведению. Категоризуем его, пытаемся понять, что это.
  2. Мы даём характеристику поведению. Это необходимо для перехода к заключению о чертах характера наблюдаемого человека.
  3. Мы корректируем характеристику.

Рассмотрение действий

Стоит сказать, что мы рассматриваем не все действия, совершаемые человеком. Мы обращаем внимание только на то, что:

  1. Было свободно выбрано, а не навязано. Если человека заставили совершить какое-то действие, то оно не может его охарактеризовать, т.к. он не сам решил его совершить.
  2. Мы обращаем большее внимание на нетипичные результаты. Здесь лучше привести пример. Какой-то мужчина купил себе шляпу. Она удобная, красиво выглядит и дёшево стоит. Даёт ли это вам какую-то информацию об этом мужчине? А если изменить условия – допустим, он купил красивую шляпу, но неудобную и дорогую. Или некрасивую, неудобную, но дешёвую. В этих случаях мы уже можем сделать какие-то выводы.
  3. Мы больше узнаем о человеке из его необычных поступков. Если он делает то же, что и все, мы сможем сказать о нём очень мало. Нетипичные действия наиболее информативны.

Примеры работы атрибуции

Мы видим человека в официальном костюме и с портфелем. Он широко улыбается, даже немножко приплясывает. Мы определяем, что он идёт на работу в хорошем настроении.

Если человек идёт на работу в хорошем настроении, мы можем охарактеризовать его как любящего свою работу.

После этого мы замечаем, что человек останавливается, отряхивает крупную купюру, которая была в его руке, и складывает её к себе в портфель. Мы понимаем, что он нашёл деньги, и корректируем свою характеристику: мы больше не можем говорить о его любви к работе, ведь он был в хорошем настроении по другой причине.

Другой пример. Человеку предлагает выпить на вечеринке. Он отказывается. Мы определяем, что он не хочет пить здесь и сейчас.

Нам кажется, что ему просто не нравится компания, в которой он находится. Мы характеризуем его как недружелюбного к тем, кто его сейчас окружает.

На следующий день мы случайно встречаем его в парке. Он бегает. Тогда мы корректируем свою характеристику:  он отказался пить не ввиду того, что ему не нравится компания, а по той причине, что он ведёт здоровый образ жизни и не пьёт вообще.

Важно добавить, что корректирование характеристики может не произойти, если вы не получите никакой новой информации. То есть иногда атрибуция ограничивается определением и характеристикой. Конечно же, выводы о причинах поведения других в  таком случае нередко оказываются ошибочными.

Попробуйте в следующий раз проследить работу своего механизма атрибуции. Как вы объясняете причину поведения другого человека? Получилось ли у вас проследить все этапы? Напишите об этом в комментариях!

Желаю успехов!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Ключевые слова: