Меню курса

Урок 3. Творчество: методы генерации и поиска новых идей

Урок 3. Творчество: методы генерации и поиска новых идейВо втором уроке мы с вами провели детальное исследование проблем наших потенциальных клиентов. Теперь настало время творческого процесса – поиска вариантов их решения. Нам предстоит понять, как находить нестандартные идеи, что такое «теория инвестирования» Стернберга и как использовать в процессе формирования идей бенчмаркинг.

Сегодня вы научитесь генерировать творческие идеи в рамках дизайн-мышления, которые помогут решать выявленные проблемы. И начнем мы как раз с теории Стернберга, т.к. она самым прямым образом связана с творчеством.

Содержание:

Что такое креативность. «Теория инвестирования» Стернберга

Совсем не зря слова «теория инвестирования» написаны в кавычках, ведь рассматриваемая теория посвящена креативности и творческому мышлению.

По мнению американского психолога Роберта Стернберга, творческим можно считать такого человека, который стремится «покупать» идеи по низкой цене, а «продавать» – по высокой.

«Покупка» в данном случае – это разработка непопулярных и непризнанных идей, которые будут пользоваться спросом. Творческий человек будет продолжать развивать определённые идеи и «продавать» их рынку, даже несмотря на непонимание со стороны окружающих.Как только он реализовал одну идею, он сразу возьмётся за другую.

Проблема в одном –как находить или придумывать новые идеи? Стернберг считает, что развитие творческого начала в человеке зависит от степени развития шесть главных факторов:

1
 
Интеллекта.
2
 
Знаний.
3
 
Стиля мышления.
4
 
Индивидуальных черт.
5
 
Мотивации.
6
 
Внешней среды и окружения.

Причём самым главным фактором является именно интеллект, а точнее его составляющие:

  1. Способность к синтезу – умение видеть необычное и преодолевать общественные стереотипы.
  2. Способность к анализу – умение генерировать идеи.
  3. Способность убеждать людей в том, что идея представляет ценность. Умение продавать.

Если у человека лучше всего развита способность к синтезу – он будет легко придумывать идеи, которые в будущем могут не принести результатов, если способность к анализу – критиковать, если способность убеждать – отлично продавать даже заведомо провальные идеи.

Чтобы узнать, какие факторы из перечисленных выше оказывают наибольшее влияние на развитие креативности, Стернберг провёл эксперимент. Он отобрал 48 человек в возрасте от 18 до 65 лет и попросил их создать 2 произведения, относящихся к жанру сочинения, рисунка, исследования или рекламы. Темы можно было выбрать из списка предоставленных.

Креативность произведений оценивалась по таким критериям как:

  • качество результата;
  • эстетическая ценность;
  • техника выполнения;
  • использование в произведении несопоставимых элементов;
  • новизна;
  • соответствие выбранной теме.

Интеллект оценивался тестом Кеттела, знания – биографическим опросником, стиль мышления – при помощи теста Майерс-Бриггс и опросника Стернберга-Вагнера, свойства личности – тестами PRF и ACL. В результате этого эксперимента Стернберг выяснил, что максимальное влияние на креативность оказывают интеллектуальные способности, а минимальное – особенности личности.

Немного позже Стернберг решил провести дополнительные исследования. Он разделил 199 студентов на 2 группы. В одной группе были студенты с высоким показателем креативности, в другой группе – с низким показателем креативности. Всем им читался один и тот же курс по психологии в двух вариациях. Первый вариант курса был направлен на развитие творческого потенциала, а второй – нет.

Оценивалось следующее: какого результата добились студенты, какой уровень креативности был у них до прохождения курса и какой курс им читался.

Результаты получились довольно предсказуемыми. Студенты с высоким показателем креативности, проходящие курс, направленный на её развитие, стали ещё чаще выдвигать новые идеи и использовать их в обучении. Студенты, которые проходили обычный курс, либо не изменились совсем, либо изменились в худшую сторону.

Таким образом, учёный сделал вывод: чтобы успешно развивать креативность, нужно создать вокруг себя творческую среду. И давайте обобщим выводы исследований Стернберга и составим список действий, которые можно выполнить для развития в себе творческого начала прямо сейчас:

1 Комплексно работать над развитием интеллекта и получением знаний.
2 Найти творческое окружение. Начать посещать мероприятия, где собираются творческие люди. Поискать их в Интернете.
3 Создать творческую среду. Купить блокнот для приходящих в голову идей. Выбросить на свалку телевизор. Привить себе привычку знакомиться с новыми людьми. Больше путешествовать и выходить из зоны комфорта.

Но это еще не все, что нам нужно знать, ведь любая идея – даже самая интересная и креативная – может оказаться уязвимой, и к этому нужно быть готовым.

Совет Джони Айва и принцип Пола Ардена

Идеи уязвимы. Перед тем как выставлять на обсуждение «дитя своего мозга», нужно его тщательно подготовить – предусмотреть возможные замечания и возражения. Именно так считает Джони Айв – легендарный создатель дизайна iMac, iPhone и iPod. В доказательство он приводит следующую историю.

Перед запуском в продажи iPod mini ему и другим дизайнерам компании показали прототип мультитач. У него появилась идея использовать новую разработку для создания первого смартфона от Apple. Однако если бы он сразу пошёл к Стиву Джобсу, тот бы высмеял и забраковал идею. Поэтому перед походом к директору корпорации Айв тщательно обдумал её и только потом представил на суд Джобсу. Так и появился первый iPhone.

Возьмите на заметку опыт Джони Айва и тщательно подготовьтесь прежде чем презентовать идеи другим людям. Но делиться идеями непременно придется, и тут вам в помощь принцип Пола Ардена.

Пол Арден – рекламист, бизнесмен и креативный директор нескольких компаний. Его рекламные статьи до сих пор считаются лучшими за всю историю маркетинга. В своей жизни Пол руководствовался следующим принципом: идеями нужно делиться всегда. Что толку, если вы оставите идею при себе? Вы всё равно не сможете реализовать её в одиночку. Истинная сила – в командной работе и синергии (когда один и один дают в сумме три или даже больше).

Делясь идеями с другими, вы получаете:

  1. Конструктивную критику (не всегда, но в значительной части случаев).
  2. Помощь при их реализации.

Поэтому делиться идеями можно и нужно. Однако не стоит забывать и о советах Джони Айва. Воспринимайте два этих элемента, словно это две стороны одной медали.

И теперь, когда мы рассмотрели основные положения и принципы развития креативности, перейдём к сути урока – методам генерации идей.

Методы генерации идей

Вообще, методы генерации идей можно разделить на два типа:

A Индивидуальные – когда вы придумываете идеи самостоятельно.
B Командные – когда вы генерируете идеи в команде.

Начнём с индивидуальных.

Индивидуальные методы

На наш взгляд, самыми эффективными индивидуальными методами генерации идей являются латеральное мышление, метод шести шляп, ТРИЗ, МФО и метод морфологического ящика.

1

Латеральное мышление

Слово «латеральный» в переводе с латыни означает «боковой». Таким образом, получается, что латеральное мышление – это боковое мышление относительно стандартного.

Главная задача латерального мышления – с помощью специального алгоритма из старых и заезженных идей придумывать новые и оригинальные.

Одна из самых популярных методик латерального мышления, адаптированная для маркетинга известным маркетологом Филипом Котлером, состоит из трех этапов:

  1. Выбрать фокус (идею), от которой мы будем отталкиваться в процессе творчества.
  2. Сгенерировать латеральный разрыв, т.е. посмотреть на идею под другим углом и подумать, как её можно изменить. Подробнее о способах латерального разрыва читайте в третьем уроке нашего курса «Творческое мышление».
  3. Устранить разрыв. После второго этапа чаще всего получается абсурдное суждение, в котором нужно найти логику (устранить разрыв). Именно на этом этапе происходит то, что мы называем творчеством. Об устранении разрыва хорошо рассказано в четвёртом уроке курса «Творческое мышление».

Чем больше раз вы повторите все 3 этапа латерального мышления, тем больше новых идей получите.

2

Метод шести шляп мышления

Метод шести шляп мышления – технология поиска идей, предложенная британским психологом Эдвардом де Боно.

Шесть шляп олицетворяют шесть режимов мышления:

  1. Надевая белую шляпу, вы начинаете мыслить ретроспективно – анализируете информацию, думаете, каких данных недостаёт, где их можно отыскать, как использовать для решения определённой проблемы.
  2. Примеряя красную шляпу, вы включаете чувства и эмоции. На данном этапе нужно найти эмоциональную подоплёку предложенных решений.
  3. В чёрной шляпе вы должны стать критиком – найти все возможные недостатки решения проблемы и рассмотреть все возможные ситуации, когда что-то может пойти не так.
  4. Надев жёлтый головной убор, вы превращаетесь в оптимиста, который старается отыскать положительные стороны принятого решения.
  5. В зелёной шляпе начинается процесс творчества – поиска необычных идей и дальнейшего развития решения.
  6. Синяя шляпа надевается в начале и конце обсуждения. В начале вы ставите цели, в конце – подводите итоги. Если работа происходит в команде, то синяя шляпа всё время остаётся на голове председателя.

Практический пример использования метода.

Некая строительная компания решила построить офисное здание, а чтобы увеличить шансы на финансовый успех, провела совещание по методу шести шляп.

Сначала участники примерили белую шляпу, проанализировали состояние рынка и выяснили, что всё большее количество компаний начинает интересоваться арендой помещений для офисов.

Потом они надели красную шляпу и оценили дизайн будущего здания как некрасивый.

Далее они примерили чёрную шляпу, высказали сомнения по поводу прогноза экономистов о росте индустрии и подсчитали убытки, которые понесёт компания при ошибочных действиях.

После этого участники надели жёлтую шляпу и подзарядились оптимизмом, т.к. прогноз экономистов был подтверждён реальными показателями, а дизайн можно было поменять.

Во время всего совещания председатель в синей шляпе следил за тем, чтобы шляпы надевались по очереди и все могли высказать своё мнение.

Подробнее читайте в статье «Метод "Шесть шляп мышления" Эдварда де Боно».

3

ТРИЗ

Теорию решения изобретательских задач мы частично затрагивали и в первом, и во втором уроках. Поэтому, скорее всего, вы уже представляете, что нужно делать для генерации идей:

  1. Определить тип задачи – исследовательский или изобретательский. Если задача исследовательская, то перевести её в изобретательскую с помощью схемы: «Система (указать назначение) состоит из (перечислить входящие в систему элементы). Необходимо при заданных условиях (указать условия) получить (указать наблюдаемое явление)».
  2. Выявить противоречия и идеальный конечный результат (ИКР).
  3. Определить, какие ресурсы могут быть использованы для решения проблемы.
  4. Придумать варианты решения близкие к ИКР. Для этого использовать информационный фонд ТРИЗ и вепольный анализ.
4

Метод морфологического ящика

Суть метода проще всего объяснить на примере.

Есть проблема, например, нужно приготовить печенье.

Проблема разделяется на элементы: приготовление печенья можно разделить на такие элементы как размер, тесто, начинка и текстура.

Приводится по несколько вариаций каждого элемента:

  • Начинка: шоколад, клубника, яблочное варенье.
  • Размер: маленький, средний, большой.
  • Тесто: творожное, песочное, имбирное.
  • Текстура: гладкая, с узорами, пористая.

Составляются варианты решения основной проблемы. В случае с печеньем можно составить 81 вариант приготовления. К примеру: маленькое творожное печенье с клубничным вареньем внутри и узорами снаружи и т.д.

Подробнее читайте в статье «Метод морфологического ящика».

5

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов состоит из шести этапов:

  1. Выбор фокального объекта (над улучшением которого мы будем работать),
  2. Выбор 3-5 случайных объектов, по теме никак не связанных с фокальным.
  3. Определение свойств этих объектов.
  4. Присоединение найденных свойств к фокальному объекту.
  5. Развитие полученных вариантов с помощью ассоциаций.
  6. Оценка полученных решений.

МФО активно применяется в маркетинге. Допустим, мы создаём рекламу. Наш фокальный объект – духи. Берём 3 случайных объекта – стол, кровать, забор. Определяем их свойства:

  • Свойства стола: деревянный, большой, древний.
  • Свойства кровати: односпальная, удобная, тёплая.
  • Свойства забора: деревянный, решётчатый, двухметровый.

Пытаемся применить эти свойства к духам, но не все, т.к. некоторые дают абсурдные варианты: «двухметровые духи», «односпальные духи» и т.п.

Перебираем и получаем «древние духи». С помощью ассоциаций докручиваем идею. Размышляем, чем пользовались люди до изобретения духов: жидкостями, полученными в ходе дистилляции цветов и масел. Исходя из этого, в рекламе заявляем, что «при производстве духов мы используем рецепты, которые ещё применяла красивейшая царица древнего Египта – Клеопатра, на основе цветов и натуральных эфирных масел».

Подробнее читайте в статье «Метод фокальных объектов (МФО)».

Командные методы

Среди командных методов генерации идей можно выделить мозговой штурм, метод Дельфи и синектику.

A

Мозговой штурм

Классика жанра. В мозговом штурме есть 3 обязательных этапа:

  1. Постановка проблемы. Чёткая формулировка (не «Нам не хватает денег для строительства городского стадиона», а «Нам не хватает пяти миллионов рублей для строительства городского стадиона»).
  2. Генерация идей. Принимаются любые идеи. Никакой критики.
  3. Отбор, систематизация и оценка идей. Критика приветствуется.

Можно разделить участников на 2 группы: первая будет придумывать идеи, а вторая – анализировать.

Подробнее читайте в статье «Мозговой штурм и 10 правил его эффективного проведения».

B

Метод Дельфи

Метод Дельфи включает в себя мозговой штурм, интервью и опросы. В процессе применения участники также, как и в мозговом штурме, делятся на 2 группы – экспертов и аналитиков. Состоит метод из 3 этапов – предварительного, основного и аналитического.

На первом этапе производится подбор экспертов, каждый из которых будет представлять свою точку зрения на проблему. Не рекомендуется набирать группу больше 20 человек, т.к. мнений этого количества людей с лихвой хватает для получения адекватного результата.

На втором этапе:

  • Перед экспертами ставится проблема. Они должны разделить её на мелкие части. Аналитики проводят анализ этих частей, выявляют самые распространённые и составляют опросник.
  • Получившийся опросник передаётся экспертам. Каждый эксперт выносит своё суждение по поводу опросов, решает, нужно ли что-либо добавить и хватает ли информации о проблеме. Аналитики смотрят ответы и делают новый опросник.
  • Опросник снова даётся экспертам. Они должны изучить позиции коллег и предложить способы решения проблемы. Аналитики должны определить самые популярные точки зрения и попытаться сблизить их, выявить непопулярные точки зрения и озвучить их, а затем повторить шаг ещё раз.
  • Шаги повторяются до тех пор, пока эксперты не приходят к единому мнению. Тщательно изучаются расхождения во мнениях и тонкости анализируемой проблемы.
  • Выносится общая оценка и составляется план решения проблемы.

На третьем этапе аналитики пересматривают все выводы, сделанные в ходе работы, и разрабатывают окончательный план действий.

Подробнее читайте в статье «Метод Дельфи и его применение».

Синектика

Метод синектики создал Уильям Гордон – известный исследователь творческого мышления и изобретатель. Метод синектики слегка напоминает метод Дельфи и мозговой штурм, однако отличается от них тем, что в нём активно используются аналогии и сравнения, а также приветствуется критика.

Аналогии в синектике делятся на четыре типа:

  1. Прямые. Например, полёт самолёта напоминает полёт птицы или бабочки.
  2. Личные (субъективные). Один изобретатель задавал себе такие вопросы: «Как бы я чувствовал себя, если бы мои руки были крыльям вертолёта?» и «Как бы вело себя моё тело, если бы я был подъёмным краном?»
  3. Символические. Метафоры, сравнения, аллегории. Пример: каменное сердце, стальное решение, острая проблема и т.д.
  4. Фантастические. Попытки представить вещи такими, какими они не могут быть. Пример: «Каждый миг моего существование сопровождается слышимой только мной музыкой, которую к тому же я могу менять по желанию» или «Когда я еду на автомобиле, все кочки, неровности, пробки и другие препятствия автоматически исчезают».

Вот как происходит работа по синектическому методу:

  1. Компания собирает группу из 2-3 специалистов разных профессий и областей знаний, и группу из 2-3 сотрудников. Особенное внимание она уделяет различиям синектиков (участников групп), т.е. делает упор на их разный возраст, психологический и практический опыт, знания. Руководство собирает всех в помещении, оборудованном маркерной доской, снабжает всех листами бумаги, фломастерами, ручками и карандашами.
  2. Участники групп выполняют небольшое разогревающее задание на использование аналогий.
  3. Участники приступают к решению поставленной задачи. Чётко формулируют проблему. Обсуждают возможные решения. Ищут аналогии, которые были бы понятны всем. Обдумывают всевозможные препятствия, которые могут возникнуть во время решения проблемы. Задают и отрабатывают наводящие вопросы.
  4. Если решение проблемы найдено, синектики либо берутся за анализ следующей проблемы, либо останавливают работу.

Подробнее читайте в статье «Синектика – коллективный творческий метод от Уильяма Гордона».

Бенчмаркинг и промышленный шпионаж

Как вы, помните, бенчмаркинг – это сравнение своего продукта с продуктом конкурентов. Грамотно проведённый бенчмаркинг помогает найти новые идеи, которые могут решить проблемы пользователей. Бенчмаркинг – это ни в коем случае не промышленный шпионаж, который уголовно наказуем, а вполне законный способ формирования идей. Ну а о том, как организовать сам процесс бенчмаркинга, мы говорили в прошлом уроке, поэтому не станем повторяться, а продолжим беседу советами на тему развития творческого мышления и креативности от признанного профессионала в этом деле.

10 советов для творчества от  Остина Клеона

Напоследок хотим поделиться с вами полезными советами Остина Клеона – американского писателя, художника и автора бестселлера «Кради как художник». Эти советы помогут вам создавать новое и необычное, используя старое и привычное.

1

Кради как художник

Нет ничего оригинального. Человеческий мозг не может взять что-либо из ниоткуда. Любая новая идея – это переработка старой. Поэтому не бойтесь «воровать». Ищите классные идеи. Добавляйте в них что-то своё и меняйте мир.

2

Сразу приступай к делу

Чтобы стать писателем, художником или дизайнером, не нужно тратить тысячи часов, копаясь в себе. Нужно просто начать копировать поведение и работы известных деятелей из своей области. Скоро вы сможете придумывать идеи сами. Все великие люди начинали с копирования: «Биттлз» выпускала каверы, Леонардо да Винчи перерисовывал чужие картины, Стивен Кинг копировал стиль любимых писателей-фантастов.

3

Напиши книгу, которую хочется прочесть самому

Если вы пишете музыку, то пишите такую музыку, которую будет охота слушать самому. Если пишете книгу, то пишите так, чтобы потом хотелось прочитать её самому. Если работаете в строительной компании и строите для кого-то дом, стройте так, чтобы самому хотелось в нём жить.

4

Пользуйся руками

Максимально вовлеките в работу своё тело. Если вы писатель, выключите компьютер, достаньте бумагу и чернила и начните писать. Прочувствуйте процесс творчества физически.

5

Используй хобби

Хобби – это дело, которым мы занимаемся только для себя. Занимаясь им, мы не боимся критики и можем заходить так далеко, как унесёт нас фантазия.

6

Делай что-то хорошее и размещай там, где это увидят

Создайте проект и разместите там, где его смогут увидеть люди. Например, поставьтн цель – написать книгу, и публикуйте её отрывки в соцсетях.

7

Плюнь на географию

В современном мире ничто не удерживает нас на одном месте. Мы можем отправиться за вдохновением хоть на другой конец Земли. Работайте там, где вам хочется…или хотя бы стремитесь к этому.

8

Будь хорошим человеком

Следуйте золотому правилу морали – относитесь к людям так, как вы бы хотели, чтобы они относились к вам. Тогда и люди будут ценить и уважать вас.

9

Будь скучным

Доводите дело до конца. Не отвлекайтесь на другие проекты, пока не сделали текущий. Будьте скучными: начните планировать день, действовать по графику и быть обязательным.

10

Откажись от ненужного

В наш век информационных технологий очень легко поддаться соблазнам и потратить свою жизнь зря. Научитесь определять приоритеты и занимайтесь тем, что вам по-настоящему нужно.

Сформируйте для себя новую полезную привычку – следовать вышеназванным правилам. Совместите это с применением того, что вы узнали из сегодняшнего урока. Уже совсем скоро вы заметите, что стали более творческим человеком, а генерация новых идей перестала быть такой сложной задачей. А что же дальше? А дальше – когда новые идеи уже есть – самое время их оценивать, и для этого нужно овладеть навыком прототипирования. И как раз о нем пойдет речь в следующем уроке.

Резюме

По мнению Роберта Стернберга, творчество – это умение «покупать» дёшево непопулярные идеи, перерабатывать их и «продавать» дорого.

Чтобы развить в себе творческий потенциал, нужно развивать интеллект, постоянно заниматься самообразованием и строить вокруг себя творческое окружение.

Джони Айв рекомендует вынашивать свои идеи перед тем, как делиться ими с окружающими, чтобы не попасть впросак и не потерять мотивацию. Пол Арден советует не скрывать свои идеи, потому что в одиночку реализовать их будет трудно.

Существует восемь основных методов генерации идей:

1 Метод шести шляп.
2 Синектика.
3 Мозговой штурм.
4 ТРИЗ.
5 Метод фокальных объектов.
6 Метод морфологического ящика.
7 Латеральное мышление.
8 Метод Дельфи.

В процессе генерации идей хорошо помогает бенчмаркинг – сравнение своего продукта с продуктами конкурентов.

Чтобы стать творческим человеком, используйте советы Остина Клеона – автора книги «Кради как художник»:

  1. Не бойся использовать чужие идеи.
  2. Сразу приступай к делу.
  3. Напиши книгу, которую захочется прочитать самому.
  4. Пользуйся руками.
  5. Используй хобби.
  6. Забудь про географические ограничения.
  7. Будь хорошим человеком.
  8. Откажись от ненужного.
  9. Делай что-то хорошее и размещай там, где это увидят и оценят.
  10. Будь скучным.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

В следующем уроке мы подробно рассмотрим процесс прототипирования, который поможет оценить придуманные решения.

1Крит, 1ТРИЗ