Урок 4. Прототипирование
В этом уроке мы с вами разберём основные принципы эффективного прототипирования в дизайн-мышлении. Они помогут вам максимально быстро протестировать сгенерированные ранее идеи, найти их плюсы и минусы.
Содержание:
- Прототип и прототипирование
- Product Evolution Canvas
- Моделирование физических объектов
- Прототипирование сайтов и интерфейсов программ и приложений
- Прототипирование опыта
- Резюме
- Проверочный тест
Начать же этот урок лучше всего с определения центральных понятий.
Прототип и прототипирование
Для начала дадим определение понятию «прототип».
Простыми словами, прототип – это макет решения, который можно собрать из подручных материалов.
Он используется для того, чтобы не тратить время и деньги на создание полноценного продукта, а создать что-то похожее на него и отыскать ошибки, допущенные на этапе проектирования. Собственно говоря, процесс создания прототипа и называется прототипированием, и у него есть свои плюсы и минусы.
Преимущества прототипирования:
- Повышается гибкость производства.
- Повышается конкурентоспособность и качество производства.
- Себестоимость продукции сокращается на 100-150%.
Недостатки прототипирования:
- Денежные затраты. Нередко приходится делать не один прототип, а несколько. Всё это требует денег на материалы и производство.
- Время. Чтобы сделать прототип, в любом случае придётся потратить определённое количество времени.
Прототипирование является первой стадией Product Evolution Canvas (на русский переводится как «канвас эволюции продукта»), и дальше речь пойдет о нем.
Product Evolution Canvas
Product Evolution Canvas (PEC) – это инструмент для компаний, создающих различные продукты, отлично подходящий для мозговых штурмов. Он состоит из двух компонентов – это:
- Временные рамки.
- Три этапа эволюции продукта.
Временные рамки – это, как понятно из названия, время. А что такое эволюция продукта? Давайте рассмотрим подробнее.
3 этапа эволюции продукта
Эволюция продукта – это весь процесс от создания прототипа до готового товара.
Он делится на три этапа:
- Моделирование минимально-жизнеспособного продукта (прототипа или по-другому MVP).
- Создание основного продукта (который перекрывает основные потребности потенциальных клиентов).
- Производство полнофункционального продукта (идеальное решение проблемы пользователя).
Образно говоря, минимально-жизнеспособный продукт – это скейтборд. Основной продукт – велосипед. Полнофункциональный продукт – автомобиль. Скейтборд даёт возможность передвигаться, но не позволяет делать это достаточно быстро. С помощью велосипеда можно ездить довольно быстро и на большие расстояния. А автомобиль перекрывает все потребности, т.к. проезжает расстояния в сотни километров в считанные часы.
Канвас эволюции продукта помогает ответить на вопросы коллег, клиентов и инвесторов о функционале продукта. Например:
- Что может ваш продукт?
- Как вы будете развивать свой продукт?
- Что нас ждёт в будущем?
- Что в итоге получится?
Кроме того, Product Evolution Canvas упрощает:
- Разработку стратегии улучшения продукта.
- Установку дедлайнов.
- Генерацию идей.
- Презентацию продукта.
- Мотивацию команды на работу.
Но чтобы получить от PEC максимальную пользу, с ним нужно научиться работать. Давайте поговорим об этом подробнее.
Как работать с PEC
Работа с PEC предполагает прохождение трех этапов:
1
|
|
2
|
На втором этапе задавайте вопрос: «Как мне улучшить свой продукт, чтобы он соответствовал главным пользовательским сценариям?» |
3
|
На третьем этапе уточняйте: «Какие элементы стоит добавить в продукт, чтобы он полностью раскрыл заложенный в нём потенциал?» |
Канвас можно применять для разработки продуктов и услуг практически в каждой сфере деятельности человека. Нужно выполнить всего лишь четыре простых шага:
- Нарисовать канвас на листе формата А4 или магнитной доске. Заполнить его элементами продукта.
- Повесить в комнате, в которой работает ваша команда.
- Постоянно дополнять.
- Использовать в презентациях для пользователей и инвесторов.
А чтобы было понятнее, что все это значит, приведем небольшой практический пример. Представьте, что вы разрабатываете банковское приложение и заполняете канвас. На первом этапе ваш продукт будет обладать лишь самыми необходимыми функциями, без которых невозможно представить банковское приложение – это открытие личного счёта, перевод денег и оплата различных услуг.
На втором этапе вы добавляете счета для индивидуальных предпринимателей, все виды транзакций и возможность оформлять кредиты онлайн. И на третьем – копилки, списки желаний и интеграцию с чат-ботами. Конечно, система выглядит уж очень упрощенно, но суть этот пример передает хорошо.
Прототипировать можно:
- Физические продукты, такие как автомобиль, зубная паста, спортивное снаряжение и т.п.
- Сайты. Их прототипируют, чтобы быстро получить представление о том, как они примерно будут выглядеть в готовом состоянии.
- Программы и приложения.
- Интерфейсы.
- Опыт.
В зависимости от того, что мы прототипируем, технологии прототипирования будут различаться.
Моделирование физических объектов
Физические объекты моделируют:
A | С помощью подручных средств – бумаги, картона, пластилина, скотча, ножниц. |
B | С помощью «Лего». |
C | С помощью 3D принтеров. |
D | С помощью программ для 3D моделирования. |
Давайте подробнее разберём каждую технологию.
Моделирование подручными средствам
При моделировании подручными средствами нужно всего лишь следовать простому алгоритму:
- Определите, модель какого продукта вы будете создавать.
- Изучите аналоги, в данный момент существующие на рынке.
- Изобразите прототип на листе бумаги или создайте из материалов, которые найдёте. Вспомните, например, как вы делали модели вулканов из пластилина в школе.
К плюсам данного вида моделирования можно отнести:
- Короткий срок создания моделей.
- Не нужно тратить деньги на покупку дорогих материалов.
- Можно дорабатывать на ходу.
Среди минусов есть следующие:
- Нельзя сделать анимированные и интерактивные модели.
- Модели быстро изнашиваются.
Поэтому при моделировании подручными средствами избегайте перфеционизма, не тратьте много времени на каждый прототип, при создании модели постоянно думайте о том, как люди будут пользоваться продуктом.
Лего-моделирование
Моделипрование с помощью «Лего» выполняется не менее просто:
- Найдите как можно больше наборов «Лего».
- Соберите из деталей прототип будущего изделия.
- Не зацикливайтесь на одной идее. Разбирайте, собирайте заново, экспериментируйте.
- Пригласите собирать модели всех членов команды.
Для получения наилучшего результата советуем вам прочитать книгу Тима Брауна «Дизайн-мышление в бизнесе», где рассказывается о том, как компания IDEO создавала из конструктора прототипы устройств для введения в кровь инсулиновых инъекций. Каждый раз создавая прототип, представляйте, что вы рассказываете историю.
Моделирование с использованием 3D печати
Для создания 3D моделей используются следующие технологии:
1
|
|
2
|
|
3
|
|
4
|
|
5
|
|
6
|
|
7
|
|
3D-печать – это достаточно сложная технология, поэтому для ее применения лучше всего привлекать квалифицированных специалистов.
Моделирование с использованием программ
То же самое моделирование, что и в случае с 3D, только здесь не надо «марать» руки, ведь весь процесс происходит на экране компьютера. Вот список 10 лучших бесплатных программ, которые помогут вам прототипировать, не выходя из зоны комфорта:
- Wings 3D.
- DAZ Studio.
- Open Scad.
- 3DReshaper.
- 3D Crafter.
- PTC Creo.
- LeoCAD. Виртуальное Лего-моделирование.
- Houdini Apprentice.
- FreeCAD.
- Sculptris.
Руководство пользователя для каждой из программ можно найти в свободном доступе в Интернете.
Прототипирование сайтов и интерфейсов программ и приложений
Прототипирование сайта, главным образом, означает проектирование его интерфейса. Оно помогает облегчить задачу программистам, дизайнерам и верстальщикам. Поэтому мы объединили эти два пункта в один.
Например, когда вы заходите на любой сайт, то, скорее всего, ожидаете, что справа или сбоку будет меню и название проекта. Чуть-чуть правее или левее центра – контент (статьи, фотографии, видео). А снизу – надпись «Все права защищены» и правовые документы.
Если же вы зайдёте и увидите совсем другую картину (к примеру, меню будет расположено где-то снизу, контентная часть будет слишком узкой и т.п.), вероятно, вы просто уйдёте на другой сайт – более привычный.
Если мы просто расскажем пользователю о саморазвитии, он прочитает и уйдёт. Чтобы такого не происходило, мы во всех статьях делаем ссылки на тематические материалы, бесплатные курсы и платные тренинги. При этом мы не пишем призывы каждые три абзаца, не мешаем пользователю найти ответ на вопрос и удовлетворить любопытство, не ставим никаких скриптов, которые не дают человеку уйти с сайта, если ему что-то не понравилось.
Как создать прототип
Прототип можно создать в любой программе, где можно рисовать. Если вы новичок, используйте Photoshop, Paint, Adobe Illustrator или даже Google Docs. Профессионалам рекомендуем программу Axure. И вот что нужно сделать дальше (в упрощенной форме):
1 | Отрисовать основные элементы шапки – форму поиска, логотип, кнопку обратной связи, описание проекта, кнопку действия («заказать услугу», «купить курс», «совершить звонок»), а если сайт информационный, то либо кнопку «Блог», либо меню с рубриками. |
2 | Нарисовать контентную часть и сайдбар (то, что находится сбоку). Как будет располагаться текст, кнопки социальных сетей, комментарии и т.д. |
3 | Обрисовать подвал сайта – дополнительные ссылки, значок копирайта и прочее. |
Стиль сайта должен прослеживаться на всех его страницах. Не должно быть так, чтобы на главной странице преобладал минимализм (чёрно-белый дизайн и полное отсутствие лишнего), а в статьях – «рог изобилия», когда кажется, что попал совсем в другую реальность. Элементы нужно делать симметричными по размерам и расположению.
Не заставляйте человека ощущать себя неуютно, т.е. если пользователи мобильных устройств привыкли, что при нажатии на значок «гамбургера» (три горизонтальных черты) открывается меню, не надо выдумывать что-то новое. Если люди привыкли, что курсор мыши меняется на указательный палец, когда на блок можно нажать, делайте на своём сайте (или в приложении) точно также.
И еще несколько советов о том, чего нужно избегать при создании сайтов и приложений:
- Мелкие шрифты (если человеку не удобно читать у вас, он быстро найдёт, у кого читать комфортнее).
- Горизонтальные прокрутки (особенно это вызывает неудобство на смартфонах).
- Отсутствие мобильной версии (международное агентство Social провело исследование и выяснило, что 5,26 миллиарда пользователей (именно пользователей, а не людей) заходят в Интернет с мобильных устройств).
Подробнее читайте в материале, подготовленном крупнейшим маркетинговым агентством России Texterra. Там очень хорошо и понятно изложено, что стоит внедрить на своём сайте/приложении, а что – убрать. Однако не старайтесь всё время следовать нашим советам: экспериментируйте и пробуйте выяснить самостоятельно, что хотят видеть потенциальные клиенты на вашем сайте или в приложении.
Прототипирование опыта
Прототипирование опыта – это тип прототипирование, которое представляет собой воссоздание ситуаций для тестирования решений. Чтобы смоделировать опыт, нужно правильно подобрать место и создать обстоятельства, при которых человеку может понадобиться ваш продукт или услуга. С помощью прототипирования опыта можно разыгрывать целые ситуации, объёмные опыты и нахождение в пространствах, где трудно обойтись одним предметом.
Прототипирование опыта проводится так:
1
|
|
2
|
Напишите сценарий. Опишите подробно обстоятельства, действующие лица, место действия. |
3
|
Попробуйте получить доступ к месту из выбранной ситуации. Если нет возможности, воссоздайте его в тех условиях, которые есть. |
4
|
Разместите прототип решения в этом месте. |
5
|
Распределите роли среди коллег и обыграйте сценарий. |
6
|
Пригласите реальных пользователей. Расскажите, что от них требуется, и попросите помочь в тестировании продукта. |
7
|
Понаблюдайте за их поведением и прототипом решения. |
8
|
Попросите их описать свои мысли и ощущения. |
9
|
Запишите результаты и сделайте выводы. |
Для получения более серьезного результата напишите несколько сценариев, чтобы протестировать не только распространённые, но и редкие варианты развития событий. И не отдавайте всё внимание взаимодействию человека с продуктом. Смотрите также и за тем, как он в целом ведёт себя в данных обстоятельствах. Возможно, вы придумаете, что можно добавить в продукт ещё.
Теперь у вас в арсенале появились новые средства дизайн-мышления – методы, позволяющие оценивать найденные идеи и решения, выявлять их плюсы и минусы. Следующим этапом станет выбор лучшего варианта, и о том, как он осуществляется, мы поговорим в пятом уроке. А сейчас предлагаем подвести итог и пройти небольшой тест на проверку знаний.
Резюме
Прототип – это макет вашего решения. Прототипирование – создание этого макета. Также прототипирование – важная часть Product Evolution Canvas.
Существует три этапа эволюции продукта:
- Минимально-жизнеспособный продукт (MVP).
- Основной продукт.
- Полнофункциональный продукт.
Прототип – это как раз и есть MVP.
Моделировать можно:
- Физические продукты.
- Сайты.
- Программы и приложения.
- Интерфейсы.
- Опыт.
Физические продукты можно моделировать с помощью подручных средств, «Лего», графических редакторов и 3D принтеров.
Интерфейсы программ, приложений и сайтов моделируются с помощью карандаша и бумаги или специальным программ: Adobe Photoshop, Paint, Adobe Ilustrator и т.п.
Прототипирование опыта проводится с помощью моделирования ситуаций.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
В следующем уроке мы рассмотрим следующий этап дизайн-мышления – выбор лучшего решения.