Меню курса

Урок 5. Выбор лучшего решения

Урок 5. Выбор лучшего решенияНадеемся, что после четвертого урока вы уже создали минимум две модели будущего продукта, показали их своим потенциальным клиентам и получили обратную связь. Теперь настало время проанализировать информацию, полученную в ходе тестирования, и выбрать лучшее решение, которое будет воплощено в жизнь.

Содержание:

В этом уроке мы подробно рассмотрим основные методы принятия конструктивных решений, а также расскажем, как не попасть в ментальные ловушки и не поддаться когнитивным искажениям. И, говоря о принятии решений, в первую очередь мы считаем нужным познакомить вас с соответствующей теорией.

Теория принятия решений

Автором одной из самых популярных концепций в теории принятия решений является Даниэль Канеман – израильско-американский учёный, автор книги «Думай медленно... Решай быстро» и лауреат Нобелевской премии по экономике. Он разделяет человеческое мышление на два типа:

1 Медленное мышление. Логическое, рациональное, требующее энергозатрат и умственных усилий, характеризующееся сосредоточенностью.
2 Быстрое мышление. Эмоциональное, автоматическое, инстинктивное. Задействует эмоции, чувства и впечатления.

Ошибки, допускаемые быстрым мышлением, лучше всего проиллюстрировать на примере одной истории, случившейся в США. Родители ушли в гости. Дочь пришла домой со школы, пообедала, сделала уроки и занялась своими делами.

Вечером она увидела в окне, что родители уже возвращаются, и решила их напугать. Спряталась и стала ждать. Когда родители вошли в дом, она выпрыгнула и закричала. Отец, испугавшись, что в квартиру забрались грабители, быстро достал пистолет и выстрелил. Девочку спасти не удалось – она скончалась на месте.

Почему отец застрелил дочь? Потому что на него оказали действие инстинкты. В дикой природе они помогли бы спасти потомство от разъярённого тигра или бешеного волка. Но в данной ситуации быстрое мышление привело к ужасным последствиям. В этом и заключается его главный минус – оно действует быстро, но не всегда точно. Поэтому при оценке вариантов решений не нужно поддаваться первым импульсам – лучше всё обдумать, взвесить все «за» и «против».

Давайте сведём воедино последствия быстрых и необдуманных решений:

  1. Неудачи. Если вы неправильно определили, какой продукт имеет бо́льшие перспективы, то высок риск провалиться.
  2. Сожаления. Приняв быстрое и импульсивное решение, вполне вероятно, что вы будете сожалеть о том, что поддались эмоциям.
  3. Убытки. Если продукт не продаётся, значит, его создатель терпит убытки.

Чтобы научиться избегать таких последствий, обязательно пройдите этот урок до конца.

Пошаговый алгоритм принятия решений

Как же принимать решения, чтобы всегда попадать прямо в яблочко? Используйте простой алгоритм:

1
 
Определите задачу. Например, создать дизайн сайта.
2
Придумайте как можно больше вариантов дизайна (о генерации идей мы говорили в третьем уроке).
3
Оцените преимущества и недостатки каждого (один слишком пёстрый, другой – минималистичный).
4
Выберите лучший вариант (с помощью методов оценки идей, о которых пойдёт речь ниже).
5
Внедрите решение.
6
Оцените влияние.

При этом имейте в виду, что иногда принять правильное решение нам мешают некоторые факторы. Чаще всего мы не можем выбрать правильное решение по следующим причинам:

  1. Неопределённость (непонятно, как оценивать варианты, или недостаточно сведений для оценки вариантов).
  2. Сложность (критериев оценки чересчур много).
  3. Риск (например, высокий риск банкротства).
  4. Альтернативы (вариантов более чем достаточно, и у каждого есть свои достоинства трудно выбрать).
  5. Межличностные проблемы («А что подумают люди, если я...» и т.п.)

Поэтому при выборе того или иного решения руководствуйтесь несколькими полезными советами:

  1. Фокусируйтесь только на том, на что можете влиять. Не рассматривайте варианты, которые не сможете реализовать.
  2. Не перебирайте нерабочие варианты. Зачем тратить время на то, что не решит проблему?
  3. Оценивайте ситуации. Всё со временем меняется, поэтому, возможно, проблема, которую вы хотите решить, уже и не проблема вовсе.
  4. Не тратьте ментальную энергию на лишние решения. Следуйте примеру таких успешных людей как Стив Джобс и Марк Цукерберг. Первый не утруждал себя выбором одежды и каждый день надевал чёрные водолазки. Второй практически постоянно ходит в синих джинсах, серой футболке и кроссовках (за это он, кстати, был признан мужским журналом GQ самым безвкусно одетым жителем Кремниевой долины).
  5. Не торопитесь с принятием решений, но и не растягивайте его на долгие месяцы.
  6. Перед оценкой решения обязательно найдите критерии этой оценки.
  7. Оценивайте решения в электронных таблицах.

Также рекомендуем пройти наш курс «Принятие решений», где мы собрали максимум информации по данной теме. А далее мы познакомим вас с рядом эффективных методов оценки идей, которые вы можете применить уже сегодня.

Методы оценки идей

В этом разделе мы собрали 6 самых эффективных метода оценки идей:

1

Метод FAN

Суть применения кроется в самой аббревиатуре. Она расшифровывается так:

  • F – Feasible (осуществимый) – можно ли реализовать идею?
  • A – Attractive (привлекательный) – привлекательна ли идея?
  • N – Novel (оригинальный) – оригинальна ли идея?

Суть метода состоит в том, чтобы задавать эти вопросы к каждой идее.

2

Метод компании Tesco

Алгоритм его применения состоит из трех вопросов:

  1. Насколько это решение сделает жизнь клиента лучше?
  2. Упростит ли решение работу сотрудников?
  3. Сэкономит ли компании средства?

Ответов на эти вопросы достаточно для первичной оценки того или иного варианта.

3

Балльная оценка

Это наиболее эффективный способ оценки идей. Заключается в следующем: вы должны придумать критерии оценки, оценить идеи по 5-балльной шкале и сложить результаты. Использовать нужно ту идею, которая получила больше баллов.

Приведем пример. Допустим, вы создали 3 прототипа банковского приложения и протестировали их на реальных пользователях. Чтобы оценить каждый прототип, вы придумали критерии оценки:

  1. Количество положительных отзывов.
  2. Количество отрицательных отзывов (5 баллов – ни одного, 0 баллов – все).
  3. Число проблем, возникших у пользователей во время тестирования.

По итогам оценки самые высокие результаты получил третий прототип, поэтому именно его вы стали использовать для дальнейшей работы.

4

Групповая оценка

В данном методе действовать нужно аналогично предыдущему способу, т.е.:

  1. Выбрать критерии оценки.
  2. Дать членам команды оценить все варианты решений (эффективнее всего – с помощью тайного голосования).
  3. Выбрать вариант, получивший самые высокие оценки.

Дальше остается только внедрить решение в работу.

5

Обратный мозговой штурм

Метод крайне эффективен, когда решения неочевидны. Работает он следующим образом:

  1. Вы чётко определяете задачу. Например, повысить удовлетворённость пациентов клиники.
  2. Переворачиваете её. Теперь вы думаете, не о том, как повысить удовлетворённость пациентов, а о том, как сделать так, чтобы пациенты проклинали врачей и обслуживающий персонал.
  3. Собираете сотрудников клиники и проводите обычный мозговой штурм (о нем мы говорили в третьем уроке). Обычно он проходит весело, так как ломать намного интереснее, чем строить.
  4. Переворачиваете придуманные решения. Вместо «грубить и оскорблять пациентов» делаете «вести себя вежливо».
  5. Оцениваете решения по 5-балльной шкале.

Заключительный этап снова – внедрение решения с наивысшим баллом в работу.

6

Диаграмма Венна

Диаграмма Венна – это графический способ отобрать лучшее решение. Представляет собой 3 пересекающихся множества, на пересечении которых находится ещё одно множество. Диаграмма была впервые описана Джоном Венном в 1881 году в книге «Символическая логика». Используйте диаграмму по следующему алгоритму:

  1. Нарисуйте диаграмму на ватмане или листе бумаги.
  2. Подпишите множества. Верхнее – ценность для бизнеса, нижнее левое – польза, правое – техническая осуществимость.
  3. Выпишите варианты решений на стикерах.
  4. Приклейте стикеры на диаграмму в зависимости от того, какому множеству они соответствуют. При этом помните, что ценность для бизнеса означает прибыль, польза – выгоду для покупателя, техническая осуществимость – возможности для создания продукта.

В самом конце выявите идею, которая максимально подходит ко всем множествам, и начните ее использовать на практике. Как и в других методах, здесь нет ничего особо сложного. Но все же, независимо от того, каким методом оценки идей вы решили воспользоваться, вы всегда должны остерегаться того, что может помешать вам принять правильное решение (помимо того, что уже было сказано выше).

Враги правильных решений

Что же может помешать сделать правильный выбор? Вот несколько врагов правильных решений, о которых непременно нужно помнить:

1 Узкие рамки. Малое количество вариантов. Перебороть этого врага можно с помощью новых идей.
2 Нехватка времени. Как вы помните, очень быстрые решения не ведут ни к чему хорошему. Поэтому старайтесь принимать решения, когда времени в избытке. Если никак не можете найти свободную минут, поработайте над своими навыками управления временем (например, пройдите наш курс «Тайм-менеджмент»).
3 Эмоции. Одно решение вам по непонятным причинам может нравиться больше другого. Но это не значит, что можно пренебрегать логикой и анализом.
4 Невежество. Если вы не астроном, то вряд ли поймёте, что лучше: рефракторный телескоп или рефлекторный. В таких случаях надо привлекать экспертов или становиться экспертом самому.
5 Самонадеянность. Если один член команды считает себя умнее остальных, то прийти к согласию будет трудно.
6 Сомнения. Они могут привести к тому, что вы будете постоянно менять решения, боясь неудач. Поэтому каждый раз, когда к вам в голову закрадываются сомнения, задавайте себе вопрос: «А обоснованы ли они?»
7 Когнитивные искажения. Этот вопрос мы решили рассмотреть отдельно.

Что же такое когнитивные искажения и почему они оказываются наиболее серьезным врагом при принятии решений?

Когнитивные искажения

Когнитивные искажения – это ошибки в мышлении, устоявшиеся шаблоны и стереотипы, негативно влияющие на принятие решений.

Далее мы расскажем только о тех, что представляют наибольший интерес в ракурсе нашего урока, а с остальными вы можете ознакомиться в статье «Когнитивные искажения». Итак:

A

Иллюзия контроля

Представляет собой уверенность человека в том, что он может оказать влияние на ход событий. Проявляется в случаях, когда он сильно заинтересован в положительном результате.

B

Профессиональная деформация

Изменение качеств личности из-за продолжительной профессиональной деятельности или долгого пребывания на какой-то должности. Чаще всего подвергаются профессиональной деформации учителя, профессора и руководители.

C

Эффект контраста

Преувеличение или преуменьшение свойств объекта на основании увиденного ранее. Например, если владелец единственного в деревни магазина увидит городского миллионера, то, сравнив себя с ним, почувствует себя не таким успешным и богатым. Если же он увидит своего соседа тракториста, то сразу почувствует гордость и удовлетворённость тем, что он предприниматель, а не наёмный работник.

D

Проклятие знания

«Горе от ума» или, как гласит народная пословица: «Меньше знаешь – крепче спишь». Суть феномена заключается в том, что более информированному человеку труднее принять решение, чем тому, кто информирован в меньшей степени. Пример: сторонний наблюдатель подойдёт к принятию решения о том, как улучшить продукт, не так ответственно, как директор компании, потому что он не понимает всех последствий возможной ошибки.

E

Ошибка игрока

Происходит из-за того, что на уровне интуиции человек не понимает, что степень вероятности результата не зависит от случайных событий, произошедших ранее. К примеру, если 9 раз подряд выпала «решка», то большинство людей будет склоняться к мнению, что на десятый выпадет «орёл». Хотя вероятность и того, и другого одинаковая.

F

Систематическая ошибка выжившего

Ошибка выжившего – это систематическая ошибка отбора, при которой информации об одной группе достаточно, а о второй нет совсем. Из-за этого исследователи пытаются найти общие признаки членов первой группы, забывая о другой.

Например, во время Второй мировой войны у союзников встала проблема бронирования самолётов – им нужно было нести на себе бомбы и при этом обладать хотя бы какой-то защитой. Военные заметили, что с заданий возвращаются не все самолёты, и многие части возвратившихся бомбардировщиков напоминают решето. Поэтому они решили укрепить эти места. Однако венгерский математик Абрахам Вальд заявил, что такие действия в корне неверны.

Если самолёт возвращается с этими местами на базу, значит, они уже довольно хорошо укреплены. Обратить внимание надо на те места, где следов от пуль нет. Он сказал военным: «Срочно ищите места, где бомбардировщики не повреждены. Они возвращаются только потому, что им туда не попали».

Также примером ошибки выжившего могут стать дельфины. Считается, что это добродушные создания, которые спасают людей в море. Но этот стереотип построен на основании рассказов «выживших». Никто не слышал рассказов о том, как дельфины топили и подталкивали людей в противоположную сторону от берега.

G

Вера в справедливость

Социально-психологическое явление, суть которого сводится к следующему: человек считает, что каждый получает столько, сколько заслуживает. К примеру, богатые люди считают, что бедные люди сами виноваты в своей бедности.

Чтобы понять, как все это связано с принятием решений и дизайн-мышлением, достаточно спроецировать когнитивные искажения на свою сферу деятельности – тогда все станет на свои места. Но когнитивные искажения – это не единственное, что может мешать в принятии решений. Не менее опасны и ментальные ловушки.

Ментальные ловушки

По словам Андре Кукла – автора одноимённой книги, ментальные ловушки – это «глупости, которые делают умные люди, чтобы испортить себе жизнь». Если говорить проще, то это наши действия, которые основываются на заблуждениях и приводят к потере времени. Ниже мы рассмотрим 11 самых распространённых ловушек нашего ума:

1

Упорство

Работа над тем, что потеряло ценность. Бездумное следование принципу «начатое доводи до конца». Пример: человек продолжает настаивать на своём мнении и отказывается слушать любые аргументы, тем самым самому себе мешая принять решение.

2

Амплификация

Приложение чересчур большого количества сил для достижения цели (как будто мы пытаемся убить муху кувалдой). В контексте нашего урока примером может стать ситуация, когда люди слишком долго обсуждают проблему, пробуют различные методы оценки идей и никак не могут прийти к согласию – и все это вместо принятия хотя бы какого-то решения.

3

Фиксация

Подвешенное состояние и неспособность взяться за другие дела, пока не завершено предыдущее. Например, ожидание важного звонка или постоянная сосредоточенность на несущественной задаче могут не давать заниматься более важными делами.

4

Реверсия

Попытки изменить прошлое и концентрация на старых неудачах. Пример: «Вот это решение, скорее всего, плохое. В прошлый раз у нас ничего не вышло. И сейчас вряд ли получится. Поэтому давайте придумаем что-нибудь ещё».

5

Опережение

Привычка начинать действия слишком рано. В итоге получается не то, что нужно. Снова пример: копирайтеру, пишущему статьи для туристического онлайн-журнала, дали задание написать серию статей о Таиланде. Конкретных тем не дали, сказали, что пришлют позже. Чтобы не тратить время зря, автор набросал черновики будущих статей, однако темы оказались совсем другими, и он потратил время впустую, начав действовать раньше срока.

6

Противление

Механизм противления лучше всего иллюстрирует ситуация, когда человек утром по нескольку раз переводит будильник. Или когда в дверь звонят, а он не идёт открывать до последнего – пока неизвестный гость не устанет нажимать на звонок и не уйдет.

7

Затягивание

Затягивание – то же самое, что и прокрастинация. Мы не хотим приступать к определённому делу из-за его сложности, оттягиваем начало работы, занимаясь просмотром телевизора, сёрфингом социальных сетей и прочим бездельем.

8

Разделение

Иначе говоря, многозадачность. Привычка, работая над выполнением какой-либо задачи, одновременно «проверять электронную почту, играть с детьми и разговаривать по телефону». Говорят, так делает Илон Маск. Хотя удивляться нечему: если он может работать по 12 часов 7 дней в неделю, то, скорее всего, может и это. Однако Андре Кукла считает, что чрезмерная занятость – это ловушка. Она не даёт полноценно выполнять все задачи и мешает достижению успеха.

9

Ускорение

Противоположность затягиванию. Вместо того чтобы тщательно делать то, что нужно, мы торопимся и делаем «лишь бы как-нибудь». Например, быстро чиним пульт, из-за чего он ломается снова и сводит наши усилия на «нет».

10

Регулирование

Стремление всё контролировать и принимать ненужные решения. Мы попадаем в ловушку регулирования, когда думаем о действии там, где можно довериться первому импульсу.

11

Формулирование

Проговаривание своих мыслей. Пример: человек, вместо того чтобы любоваться закатом, начинает говорить о красоте солнца и придумывать разные сравнения, не давая себе и другим насладиться прекрасным моментом.

На этом мы подводим итог пятому уроку. Сейчас у вас в распоряжении есть все, что необходимо для поиска и выбора идей, а также для принятия решений. Настало время самого интересного – реализации планов, и в шестом уроке мы будем разбираться с тем, как внедрять свои решения и преодолевать сопротивление пользователей. Но пока, по традиции, небольшое резюме, список дополнительных материалов для изучения и проверочный тест.

Резюме

Мышление бывает эмоциональным и логическим. Для принятия грамотных решений нужно постараться (насколько возможно) отключить эмоции и начать мыслить рационально.

Чтобы принять решение, используйте следующим алгоритм:

  1. Определите задачу.
  2. Придумайте как можно больше вариантов.
  3. Оцените преимущества и недостатки каждого варианта.
  4. Выберите лучший вариант.
  5. Внедрите его.
  6. Оцените влияние.

Также, оценивая решения и идеи, применяйте метод FAN, метод компании Tesco, балльную и групповую оценку, обратный мозговой штурм и диаграмму Венна.

Остерегайтесь врагов правильных решений, особенно ментальных ловушек и когнитивных искажений, о которых мы рассказали в уроке.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

В дополнение рекомендуем познакомиться со вспомогательными источниками.

Дополнительные материалы

Чтобы лучше понять тему, рекомендуем прочитать следующие статьи на нашем сайте:

В следующем уроке мы поговорим о том, как внедрять решения и преодолевать сопротивление пользователей.

1Крит, 1ТРИЗ