Блог о саморазвитии

Учебники. Зачем нужно иногда возвращаться к учебникам?

Учебники. Зачем нужно иногда возвращаться к учебникам?

«– Я не сплю с учебником!

– Неправда.

Мне нравилось болтать с тобой перед сном.

А теперь ты все время читаешь учебник».

(«Гарри Поттер и Принц-полукровка»)

Чтобы быть здоровым, нужно держать себя в тонусе, правильно питаться и регулярно тренироваться. Мозг хочет того же. Если мы качаем мышцы в тренажерном зале и тренируем выносливость на корте, то для нашего мозга лучший способ «прокачаться» – выучиться чему-то новому. Чем учебник не тренажер?

Какие ощущения вызывает у вас бумажный учебник? В детстве и юности он кажется тяжелой и, зачастую, бесполезной ношей. Более того, он представляет потенциальную опасность: в случае потери или порчи владельца учебника, скорее всего, будут ругать минимум двое взрослых (родитель и библиотекарь).

Вспомните себя в детстве. Вы понимали педагогическую ценность объекта «Учебник 2 класс 2 часть»? Едва ли.

Зато учебником можно было:

  1. Ударить с размаху зарвавшегося соседа.
  2. Прихлопнуть муху.
  3. Использовать в виде подставки для чтения более приятных книг.

Когда учителя жалуются, что дети не ценят учебники, теряют их, топят, раскрашивают, они не понимают, что для детей вред от учебника зачастую перешивает его пользу. Особенно когда родители и школа не удосуживаются ее растолковать.

С приходом цифровой эпохи тяжелые ранцы, нагруженные 7-10 учебниками, ушли в прошлое. Родители и дети с облегчением вздохнули, рассчитывая скачать все необходимое по указанным педагогами ссылкам. А не тут-то было.

Польза учебника для мозга

Зачем нужно иногда возвращаться к учебникам? Потому что учиться – это полезно и приятно.

Если вы с детства так не считаете, научитесь считать по-другому.

Учебник полезен вашему мозгу, потому что это:

  1. Получение новых навыков, знаний и способов расширить карьерные перспективы.
  2. Самообразование. Если хотите научиться использовать вспомогательные техники (конспектирование, интерливинг), тратить меньше времени, а запоминать больше и надолго, запишитесь на нашу программу «Лучшие техники самообразования».
  3. Самоопределение. Переформулируйте лично для себя древнюю английскую поговорку «You can’t teach an old dog new tricks» и решите, кто вы: собака или человек? Эта англосаксонская мудрость представляет собой вовсе не универсальную отговорку для взрослых и пожилых лентяев, как может показаться на первый взгляд. Наоборот. Не стоит понимать поговорку буквально. Фраза используется для обозначения того, что человек сопротивляется переменам или новым возможностям из-за привычки или упрямства, а не из-за своего возраста. Поговорка означает, что научить человека чему-то новому сложно, обычно потому, что этот человек так долго делал что-то определенным образом, что слишком упрям, чтобы научиться делать это по-другому.
  4. Радость воспоминаний. Иногда бывает приятно полистать ненужный в профессии, но такой любимый школьный учебник, поймав себя на мысли, что вы забыли почти все, что читали в нем раньше, но начинаете заново открывать это для себя, снабжая новым смыслом на основе приобретенного жизненного опыта.
  5. Радость от познания нового. Это одна из самых распространенных и полезных радостей в человеческом обществе. Не имеет противопоказаний и ограничений, в отличие, например, от радости от съеденного тортика. В школе детям говорят, что нужно учиться, потому что это понадобится в будущем. Когда дети вырастают, они узнают, что это не так. Но радость от процесса познания при этом никуда не исчезает. Она как море – ее просто нужно для себя открыть.

Подход к познанию как форме удовольствия и образу жизни не распространен в архаичных обществах, ориентированных на сельское хозяйство и добычу полезных ископаемых. Однако в постиндустриальном обществе и «экономике впечатлений» умение понимать процесс познания, развитые когнитивные навыки дарят преимущества [N. Pogukaeva, 2015].

Процесс обретения нового

Взрослые знают, что учебник зачастую – это «голая теория». Поэтому часто относятся к нему скептически, столкнувшись с ценностью практики, в том числе на рынке труда.

Когда мы регулярно чем-то занимаемся, мы тренируем свой мозг делать это. Например, до распространения в Европе приложения Uber лондонских таксистов характеризовал увеличенный объем гиппокампа – зоны мозга, которая ответственна за пространственное мышление [K. Woollett, E. A. Maguire, 2011].

Однако, когда появился Uber, многим таксистам пришлось сменить род деятельности и переучиваться на другие профессии.

И в этом парадокс современного мира: мы «учим» приложения делать что-то, однако учиться чему-то нам приходиться самостоятельно. По этой логике, весь наш мир – «учебник 2 часть», а мозг – очки.

Магия шипиков

Мозг состоит из клеток нервной системы – нейронов. У каждой такой клетки есть «входы», дендриты. Это нервные окончания, по которым в нейрон поступают сигналы извне – от внешнего мира или от других нейронов.

Нейроны соединяются между собой с помощью синапсов.

Как обнаружили ученые, когда мыши учатся, нарастают шипики на их дендритах. Появление шипика говорит о том, что одна нервная клетка готова создать контакт с другой клеткой. Другими словами, шипик предшествует синапсу.

Сам нейрон может изменяться за счет появления полимеризованных белков, которые становятся своего рода «метками» информации. Нейроны меняют частоту импульсов, синапсы – пропускную способность.

Таким образом возникают новые, быстро проводящие сигнал нейронные контуры. Так и реализуется долговременная память. Она распределена по всему мозгу. Она представляет собой долговременные структурные перестройки нейронной сети.

Когда обучение заканчивается, дендритные шипики могут рассасываться. Это забывание.

Магия сна

Школьники привыкли считать, что они приходят в школу учиться, посидеть за партой с учебником. Знакомые с когнитивистикой взрослые радуют себя мыслью, что поучиться они смогут и под одеялом в полной отключке.

Правы и те, и другие.

Как хорошо знают прилежные студенты, когда их сверстники регулярно недосыпают из-за ночных клубов и проблем в личной жизни, они плохо усваивают прочитанный материал. В таком случае прочитанного перед зимним экзаменом учебника может оказаться достаточно, чтобы ответить на экзаменационный билет по теме, но к лету информация из головы выветрится. Без подкрепления в виде практики и других учебников на эту тему окажется, что плохо спавший зимой, но сдавший экзамен по этой дисциплине студент не имеет нужной квалификации. Это особенно опасно в таких областях, где от знаний зависит жизнь другого человека. Например, в медицине.

Сами студенты называют этот парадокс «принципом полного ведра»: чем больше в него заливаешь, тем больше из него выливается.

Но проблема не в «ведре» и не в учебнике. Проблема в том, что студенту не объяснили ценность сна, который помогает «переваривать» информацию и превращать кратковременную память в долговременную. Нейробиологи называют это консолидацией памяти.

При достаточном сне дендритные шипики растут активнее.

Что такое «учебник»?

Предположим, что вас интересует, что такое хакатон и зачем миллиардеры типа Виталика Бутерина в них участвуют. Можно спросить у друга, можно прочесть в Википедии, можно посмотреть обучающее видео на YouTube. В этом случае, вы ознакомитесь с теорией.

А можно принять участие в хакатоне самим. Так вы узнаете о явлении на практике.

Учебник предлагает третий вариант – сочетание теории и практики. Самые эффективные дидактические пособия написаны теми, кто сам прошел нужный путь в реальной жизни, набил шишек, извлек из ошибок урок и честно делится опытом.

В случае с хакатонами, учебник об этой разновидности современных марафонов подойдет интровертам и тем, кто не ладит с высокими технологиями.

Термин

Издательская группа «Эксмо», крупнейшая в РФ, определяет «учебник» как «издание, где систематически излагаются знания в определенной области с учетом возраста и уровня подготовки аудитории и которое используется в образовательных целях».

Т.к. учебник является важным инструментом образования, он составляется под контролем государственных структур [Эксмо, 2023].

Составители испаноязычной Википедии добавляют, что учебник соответствует печатному дидактическому ресурсу, который служит вспомогательным материалом для методических стратегий учителя и обогащает процесс преподавания и обучения [Wikipedia, 2023].

Реалии образования 21 века

Учебники появились в Европе с изобретением печатного станка Иоганном Гутенбергом полтысячелетия тому назад. Они веками служили основным методом обучения.

Советские школьники получали учебники в школах и библиотеках бесплатно в рамках советской системы бесплатного образования.

В Испании же традиционно учебник никогда не был бесплатным, хотя статья 27.4 Конституции Королевства Испания устанавливает, что «общее образование является обязательным и бесплатным» [Constitución española, 1978].

Эта же проблема образовалась и в США, где на образование, как и в СССР, выделялось значительное финансирование как со стороны центра, так и со стороны штатов. В начале века, в связи с переходом школьного образования на цифровой формат, возникла парадоксальная ситуация, когда американские школьники не могли сдать стандартизированные тесты, местную разновидность ЕГЭ, из-за отсутствия в их общеобразовательных школах нужных учебников.

Системы инвентаризации округов рапортовали о полной комплектации школьных библиотек, однако по факту учебников не было.

В Филадельфии, восьмом по количеству учащихся регионе страны, в 2013 году 79% школьников не могли себе позволить оплачивать полный школьный обед. На покупку учебников средней школе Филадельфии выделялось лишь по 30 долларов на покупку книг на одного ученика. Это примерно четверть стоимости одного учебника. В результате, как подсчитала местная активистка Мередит Бруссард, в 2012-2013 учебных годах школы штата были обеспечены учебниками только на 27%.

Причин у этого явления оказалось множество:

  1. Частая смена образовательных стандартов.
  2. Расхождение реальных цифр комплектации с официальными.
  3. Недофинансирование.
  4. Перегруженность работников образования административной работой.
  5. Нехватка технического обеспечения, софта и квалифицированных кадров для контроля комплектации.
  6. Рост социальной мобильности учащихся, который затрудняет отслеживание учебника, выданного учащемуся на руки.

В ходе своего расследования Бруссард обнаружила, что реальное оснащение филадельфийских школ учебниками сильно расходится с заявленным требованием предоставлять каждому ученику учебник для каждого предмета.

«Учебники можно использовать из года в год, но лишь в том случае, если образовательные стандарты не меняются – конечно, они менялись каждый год в течение последних 10 лет», – пишет Бруссард в своей книге «Искусственный интеллект. Пределы возможного».

Учителя общеобразовательных школ не могут серьезно повлиять на ситуацию, потому что процесс согласования покупки занимает недели.

Бруссард, которая сама преподает в университете, уверена, что вузовскую практику невозможно распространить на среднее образование: «Внедрение небольших изменений в программу для небольшой группы студентов похоже на включение зажигания у спорткара. В случае со школой это скорее выглядит как попытка развернуть круизный лайнер, идущий на предельной скорости» [М. Бруссард, 2020].

Электронные носители

Ценители современных технологий видят выход из сложившейся ситуации с учебниками в переводе среднего образования полностью на электронный формат, чтобы у школьников был доступ к нужной базе со смартфона.

Цифровая революция 21 века принесла с собой фундаментальные изменения в том, как мы производим и потребляем контент. Цифровые СМИ, такие как газеты, блоги и веб-сайты, ежедневно генерируют большие объемы информации, а социальные сети позволяют нам постоянно общаться. Методы и источники обучения перестали быть статичными.

Пока в США анализируют динамику изменения образовательных стандартов, в РФ пошли по другому пути и выложили в открытый доступ большую часть учебников, решебников и домашних заданий. На Западе это сочли бы пиратством.

По запросу «ГДЗ учебник» русскоязычный пользователь попадает на сайт, где выложены «готовые домашние задания», т.е. ГДЗ, по абсолютному большинству опубликованных в РФ учебников и дисциплин, в том числе, новейшим, таким как «кубановедение». Для взрослых это возможность удостовериться, что от пятиклассников требуют знания фенологии, которая была изобретена в 19 веке бельгийским садоводом и не имеет практического применения в южных широтах.

Усвоению определенных видов информации при изучении иностранных языков, цифр, имен, чисел очень помогают современные мнемотехники. Если вы не знаете, что это, но очень хотите узнать, записывайтесь на наш урок, который так и называется – «Мнемотехники».

В 2009 году Калифорния приняла закон, требующий, чтобы к 2020 году все учебники для колледжей были доступны в электронном виде; а в 2011 году правительство Флориды приняло закон, обязывающий государственные школы переводить свои учебники в цифровой формат.

Сами учащиеся горячо поддерживали это нововведение и голосовали за полный переход на цифровые носители.

Преимущества электронных учебников:

  • Максимально актуализированы.
  • Ничего не весят.
  • Их нельзя потерять в транспорте или гостях.
  • Мгновенный поиск через Ctrl+F.
  • Не обрежешь пальцы острыми листами.
  • Удобно выделить нужный фрагмент текста, вставить его в поисковую строку и углубить либо обновить информацию по теме.

Однако, как обнаружили психологи Патрисия Александр и Лорен Зингер из Университета Мэриленда, в действительности при чтении с экрана успеваемость ухудшалась. Хотя это было удобнее, учащиеся тратили на процесс чтения больше времени, а усваивали и понимали меньше [The Conversation, 2017].

Схожие данные в допандемийные годы предоставили педагоги из образовательных учреждений Европы, в основном, из Норвегии.

Пандемия окончательно расставила точки над i. Опрос Японской ассоциации школьных библиотек в июне 2022 года показал, что учащиеся начальной, средней и старшей школы, которые пользовались электронными книгами, в большинстве своем находили бумажные книги более легкими для чтения.

Отвечая на вопрос «Что вам легче читать и понимать: бумажные книги или электронные книги на смартфоне или планшете?», из 7000 учащихся бумажные учебники выбрали 45,6% учащихся начальных классов, 40,4 % учащихся средних и 45% старшеклассников.

В свою очередь, электронные книги на смартфоне или планшете выбрали 34,4% учащихся начальных классов, 38,5% учащихся средних и 34,9% старшеклассников [Yomiuri Shimbun, 2022].

Бруссард в своей книге обратила внимание и на другие аспекты, которые препятствуют полному переводу учебников в «цифру»:

  1. Детская забывчивость. «В школе, где учится 500 или 1000 человек, бессмысленно покупать каждому планшет или компьютер за 200 долларов, чтобы затем заменить его таким же», – пишет Бруссард.
  2. Затраты на создание инфраструктуры: круглосуточную техническую поддержку, поддержание электрической сети, Wi-Fi, обновление системы вентиляции, отопления и кондиционирования для поддержания работы компьютеров.
  3. Контроль за сотнями идентификационных карточек.
  4. Поддержание актуальности лицензий учебников.
  5. Необходимость помогать тем учащимся, у которых нет домашнего Интернета.

«Нелегкая задача. После всего этого самым дешевым и простым решением кажутся книги», – подчеркивает Бруссард.

Бумажные носители

Монографию Бруссард об искусственном интеллекте можно рассматривать как учебник для начинающих интересоваться этой сферой знаний: в нем систематизированы знания последних десятилетий, приведен список литературы, содержатся конкретные наставления и уроки, имеются схемы, графики и рисунки.

Цифровую версию учебника проще купить и получить.

Бумажную книгу приятнее читать, и она полезнее для усвоения материала, однако ее сложнее раздобыть: придется ехать в библиотеку или подстраиваться под рабочий график курьера, который привезет вам том на дом.

Секонд-хенд, т.е. бывший в употреблении библиотечный фолиант, раскрывает еще одну ценность бумажного учебника – роскошь опосредованного человеческого общения. Такой учебник дарит возможность приобщиться к опыту предшественников:

  • прочесть замечания на полях;
  • задуматься над выделением абзацев;
  • полюбоваться чужими рисунками и прочим творчеством, которое не всегда бывает столь уж ужасным.

Ценность и опасность такого опыта хорошо показали авторы фильма, вынесенного в эпиграф.

Иезуитский подход

Развитие технологий привело нас к демократизации образовательного содержания и новой философии, такой как обучение на протяжении всей жизни, которое побуждает нас использовать любой инструмент, чтобы оставаться в состоянии обучения. Однако было бы упрощением сказать, что это единственная причина, по которой мы должны оценивать способ производства учебников.

Чтобы понять, каковы области возможностей для учебников, нужно выйти за рамки противопоставления «цифрового и бумажного», уверена специалист по тенденциям современного образования София Гарсия-Булле из Монтеррейского технологического института в Мексике.

Она предупреждает, что обычно редакторы, отвечающие за выпуск учебников, имеют превосходный уровень знаний об академических исходных материалах и в совершенстве владеют процессами научного издательского проекта, но зачастую оторваны от реального образовательного опыта [Tecnológico de Monterrey, 2019].

В результате, учебные материалы, которые используются для сдачи экзаменов, устаревают, а учащиеся не получают нужных конкурентоспособных навыков, которые помогли бы им вести полноценную жизнь вне школы.

Коммерческий подход, с которым производятся учебники, усугубляет ситуацию, поскольку книги действительны только в течение нескольких школьных семестров, прежде чем потребуется еще одна исправленная и обновленная версия. Поэтому инвестиции, которые школы и родители вкладывают в этот ресурс, огромны и бесполезны в долгосрочной перспективе.

В этом контексте вместо того, чтобы быть полезным инструментом, учебник излишне увеличивает школьные расходы, углубляя разрыв в доступе к образованию в зависимости от экономического положения конкретной семьи.

К этому выводу пришли не только в Мексике.

По той же причине в начале века некоторые школы Испании стали отказываться от закупки бумажных учебников от издательских центров. Часть педагогического коллектива поддержала этот курс, заверяя, что бумажные учебники стали прошлым.

По их словам, классический учебник предполагает изолированное использование содержания, без контекста и очень демотивирует ученика. Все идет в одном направлении, представляя содержание закрытым, уникальным и формальным образом. Многие учебники составлены под влиянием идеологических и даже политических интересов. Классический учебник не учитывает предыдущий опыт учащегося, не говоря уже об его индивидуальности, интересах, мотивации, темпе и способе обучения [Xataka, 2016].

В Андалусии на закупку учебников на школу из 1000 учащихся закладывается бюджет в 300 тысяч евро.

В качестве альтернативы продвинутые испанские педагоги стали сами формировать дидактические материалы, компилируя информацию из тех ресурсов, которым они доверяли, преимущественно электронных.

В настоящее время этот подход активно распространяется в школах, которыми управляют иезуиты. Поэтому сами испанцы неформально называют его «иезуитским подходом».

В 1990-е годы в Российской Федерации этот метод применяли в некоторых школах-интернатах, подведомственных крупным и уважаемым вузам. После подчинения общеобразовательных школ Министерству образования РФ эта практика сохранилась в крупных частных школах, таких как «Летово».

Эти реалии коррелируют с термином от «Эксмо», который определяет учебник как пособие, составленное под контролем государственных структур. По этой логике, в частных школах для обучения используют методички.

Уход от использования привычного учебника, который «сели, открыли на 115-й странице и стали читать молча», повышает значимость педагога как дирижера учебного процесса и, по сути, автора, несущего ответственность за то, что именно он вкладывает в мозги учащихся. В большинстве своем несовершеннолетних.

Те взрослые, которые принимают сознательное решение начать самообразование, по сути, становятся собственными родителями, перед которыми открываются те же две дороги: выбрать государственную школу с официальными учебниками или частную с методичками, которые «завязаны» на конкретного преподавателя или педагогический коллектив. Выбор за вами и вашим «внутренним родителем». Мы желаем вам успеха в этих начинаниях!

И в заключение предлагаем пройти небольшой тест для закрепления материала статьи:

Ключевые слова:,