Блог о саморазвитии

Коммуникация в новых медиа: как это происходит?

Коммуникация в новых медиа: как это происходит?

Откуда вы чаще узнаете новости: из телевизионного выпуска новостей или из Интернета? Как давно вы покупали газету с целью почитать, а не обклеить стену, чтобы не заляпать ее краской при окрашивании радиатора отопления? Знаете ли вы, что такое радиоточка? Если да, проверьте, не удерживают ли с вас по сей день плату за эту давно не работающую и не востребованную услугу, потому что в домах 60-х годов постройки это «чудо цивилизации» было предусмотрено по умолчанию и по умолчанию включено в квартплату наравне с канализацией и водоснабжением.

К чему сейчас все эти вопросы? К тому, что сегодня очень сильно изменились форматы подачи массовой информации и способы ее восприятия. Вы легко адаптируетесь к любым переменам, если пройдете наши программы «Лучшие техники коммуникаций» и «Критическое мышление». А наша сегодняшняя тема – коммуникация в новых медиа.

«Новые медиа»: что это такое?

Для начала видится логичным пояснить, что такое «новые медиа». При всей распространенности понятия четкого однозначного определения, что же такое «новые медиа», в информационном пространстве не существует. Лучше всего эта ситуация описывается расхожей фразой «сколько людей, столько и мнений». В нашем случае можно сказать, что мнений как раз столько, сколько специалистов и экспертов взялись объяснить широкой аудитории, что такое «новые медиа».

Можно встретить мнение, что новые медиа – это новый цифровой формат существования средств массовой информации, подразумевающий обратную связь со стороны читателей и зрителей и их участие в распространении контента [Р. Нойман, 2020]. Существует и такой взгляд, что новые медиа – это разные варианты подачи информации через Интернет [creativityweek, 2021].

Все мнения экспертов перечислять не будем, а согласимся, пожалуй, с определением, что новые медиа – это очень широкое понятие, которое включает в себя цифровые средства коммуникации и способы передачи информации, которые все вместе образуют медиапространство [Е. Степанов, 2022]. Цифровые СМИ тоже входят в понятие «новые медиа», однако СМИ, даже в цифровом формате, ни в коем случае не тождественны ему, потому что понятие «новые медиа» намного шире.

Собственно говоря, цифровая революция как раз и дала старт такому явлению, как new media. Точкой отсчета принято считать 19 апреля 1995 года, когда в Оклахоме (США) произошел террористический акт, а журналисты впервые начали выкладывать новости и всю информацию, связанную с этим событием, в Интернет.

Подробнее о том, как зарождалась и развивалась эпоха онлайн-новостей, можно почитать в книге американского писателя и журналиста Стюарта Аллана Online News: Journalism and the Internet («Онлайн-новости: журналистика и Интернет») [S. Allan, 2006]. Это своего рода «история новых медиа», охватывающая первые два десятилетия с момента их зарождения.

В целом, будет справедливо говорить о том, что история новых медиа пишется каждый день у нас на глазах, причем с непосредственным участием большинства из нас, генерирующих контент на различных цифровых платформах и реагирующих на новости, сообщения, информацию в цифровом медиапространстве.

В отличие от традиционных СМИ (печатные газеты, журналы, аналоговое телевидение, радио), новые медиа в обязательном порядке обладают такими характеристиками, как цифровой формат, интерактивность, мультимедийность:

  • Цифровой формат – это, выражаясь научным языком, тип сигналов и форматов данных, использующих дискретные состояния.
  • Мультимедийность – это представление информации с помощью различных медиасредств (текст, фото, видео, аудио, анимация, прочее).
  • Интерактивность – это, в широком понимании, взаимодействие между субъектами или объектами.

Конечно, определенные элементы интерактивности наличествуют и в традиционных СМИ. Например, в формате концерта по заявкам. Задолго до появления Интернета зрители могли позвонить в прямой эфир на радио по обычному стационарному телефону и заказать песню, например, для друга на день рождения. Или написать письмо и отправить его в самом обычном почтовом конверте в программу «Утренняя почта» с просьбой поставить в эфир ту или иную песню.

Понятно, что все заявки было невозможно удовлетворить, и не только потому, что письма приходили тысячами, а в один эфир помещалось ограниченное количество композиций. Как однажды признался многолетний ведущий «Утренней почты» Юрий Николаев, если бы программу составляли точно по заявкам зрителей, тогда в каждой программе звучали бы в основном песни Аллы Пугачевой, Софии Ротару и Юрия Антонова [РИА, 2008].

С тех пор прошло много лет, цифровые технологии упростили и в разы ускорили взаимодействие между производителями и потребителями контента. Традиционные СМИ на сегодняшний день активно «мигрируют» в сторону цифровизации и пополняют ряды новых медиа. И дело не только в переходе с аналогового вещания на цифровое.

Так, телевизоры с функцией HbbTV позволяют зрительской аудитории давать немедленную обратную связь, чем активно пользуются организаторы различных ТВ-шоу, объявляя интерактивные конкурсы и викторины. Разумеется, на стороне транслятора шоу должны быть соответствующие технические возможности и оборудование, позволяющее наладить такое взаимодействие со зрителями.

Для того чтобы было проще понять, что же такое новые медиа, приведем некоторые примеры новых медиа в нашей жизни:

  • Представительства СМИ в Интернете: сайты, страницы в соцсетях, онлайн-трансляции.
  • Интернет-СМИ (СМИ, изначально создаваемые исключительно для вещания в Интернете).
  • Социальные сети: ленты новостей, группы по интересам, страницы компаний и блогеров.
  • HbbTV (Hybrid Broadcast Broadband Television).
  • IPTV (Internet Protocol Television).
  • Форумы: тематические, региональные, специализированные.
  • Блоги: YouTube, Instagram, ВКонтакте, специальные платформы для блогов.

И это еще далеко не полный список новых медиа, который можно представить, если пойти по пути глубокой детализации и нюансирования цифровых процессов. По последнему пункту уточним, что, помимо всем привычных соцсетей, существуют и другие возможности для ведения блогов [М. Волоцкий, 2020].

При том, что далеко не все цифровые площадки обладают продвинутым дизайном и производят впечатление крутых, многие достаточно хорошо индексируются поисковиками и прекрасно подходят, если вы желаете писать тематические статьи для блога. Это, в частности, Яндекс.Дзен и LiveJournal.

Такая доступность цифровых платформ иногда создает ощущение простоты и несерьезности коммуникаций в новых медиа. С одной стороны, это отчасти так, потому что любой желающий, имеющий доступ к цифровым технологиям, может стать автором или участником создания нового контента.

С другой стороны, на сегодняшний день коммуникации в новых медиа – это целая наука, которой обучают в высших учебных заведениях. Вот самые известные из них:

  • Магистратура МГИМО «Новые медиа и стратегические коммуникации» [studika, 2022].
  • Магистратура по специальности «Цифровые коммуникации и новые медиа» в Институте общественных наук РАНХиГС [РАНХиГС, 2022].
  • Кафедра новых медиа и теории коммуникации на факультете журналистики в МГУ имени М. В. Ломоносова [МГУ, 2022].

Что же такого сложного в коммуникациях для новых медиа, что это нужно изучать в вузе? Дублировать программу вуза в рамках статьи мы, конечно же, не будем, а вот о видах медиакоммуникаций обязательно расскажем.

Виды коммуникаций в новых медиа

Для начала стоит уточнить, что, когда речь идет о коммуникациях в новых медиа, имеются в виду в виду преимущественно массовые коммуникации. Разумеется, с пониманием, что цифровые технологии существенно видоизменили и индивидуальное межличностное общение тоже. Под массовыми коммуникациями подразумевается распространение какой-либо информации среди некой обезличенной и территориально разобщенной аудитории с целью информирования и воздействия на мнение и поведение людей.

Наш курс «Массовые коммуникации: основы общения с широкой аудиторией» дает представление об этом процессе. И даже беглый взгляд на содержание курса показывает, как много нюансов у массовых коммуникаций и какой большой массив знаний нужно освоить, чтобы профессионально выстроить общение с большой обезличенной аудиторией и добиться результата в виде каких-либо действий: купить, проголосовать, поддержать определенную точку зрения.

Именно поэтому в серьезных организациях (коммерческих компаниях, политических партиях) за массовые коммуникации отвечают достаточно хорошо образованные люди, имеющий непосредственный опыт взаимодействия с аудиторией в качестве журналистов, ведущих и т.д. Наиболее продвинутые деятели еще в начале 2010-х годов высоко оценивали роль новых медиа в политической коммуникации и рассматривали Интернет как инструмент формирования новой политической реальности [П. Карпов, 2013].

Да, основной массив коммуникаций с аудиторией в сегодняшнем мире осуществляется посредством новых медиа. И даже если в обычном печатном издании публикуется интервью с какой-либо значимой персоной, оно практически сразу дублируется на цифровых площадках.

Итак, различают несколько видов медиа-коммуникаций по задействованным каналам восприятия. Это аудиокоммуникации (радио, подкасты), визуальные коммуникации (фото, видео), кинестетические коммуникации (почта, рассылки, сообщения с возможностью обратной связи), диджитал-коммуникации (интернет-медиа) [П. Чернозубенко, 2021]. Данное разделение весьма условно, а границы между вышеозначенными видами коммуникаций изрядно размыты.

Так, смонтированная подборка фото может сопровождаться аудиорядом, и тогда это уже аудиовизуальная коммуникация. Видео может быть без слов, и при этом нести определенный месседж, что мы часто наблюдаем в рекламе. Возможность обратной связи в виде комментариев можно предусмотреть как для текстового сообщения, так и для видеоролика. Таких примеров коммуникаций в новых медиа можно найти превеликое множество.

Значит ли все вышеизложенное, что со временем традиционные СМИ уступят свое место новым медиа полностью? Наверное, вряд ли, потому что уже сегодня все активнее звучат призывы к цифровому минимализму и обращению к традиционным форматам получения информации: бумажные книги, фильмы в кинотеатре и т.д.

С другой стороны, явно прослеживается тренд взаимодействия новых и традиционных СМИ [Н. Иовва, 2020]. Традиционные СМИ, как мы уже успели выяснить, «мигрируют» в цифровую реальность и стремятся к большей интерактивности, а новые медиа активно «кормятся» материалом из официальных традиционных СМИ, реагируя на публикуемые материалы и новости, предлагая свою аналитику, инициируя дискуссии по тем или иным социально значимым проблемам.

Итак, каким же образом осуществляются коммуникации в различных новых медиа? Давайте остановимся на наиболее популярных вариантах.

Способы коммуникаций:

  • Создание собственного контента для общего доступа: реклама, блоги, обучающие курсы, статьи, подкасты, аудиокниги, видеоролики и прочее.
  • Реакция на сторонний контент: лайки, комментарии, реакции в виде сердечек и смайликов, перепосты, рекомендации, подписка на страницы и группы в соцсетях, добавление товара в корзину, отзывы на товары и услуги, ответы на вопросы онлайн-анкеты или онлайн-викторины.
  • Обратная связь с пользователями, отреагировавшими на ваш контент: лайки и ответы к комментариям, благодарность за перепост, призы за правильный ответ на вопросы викторины.
  • Создание собственного контента для целевого доступа численно ограниченной аудитории: email-рассылки, закрытые блоги, закрытые группы в соцсетях, доступ по подписке, ограниченный доступ для тех, у кого есть ссылка и т.д.
  • Информация и объявления для большой обезличенной или численно ограниченной аудитории: отключение воды в городе, районе, доме, родительский чат школы, гимназии, лицея, детского садика, общий чат для партнеров фирмы-распространителя косметической продукции.

В принципе, информацию и объявления можно было бы и не выделять в отдельный пункт, потому что любая информация и объявление – это тоже контент. Однако так уж повелось, что под словом «контент» обычно подразумевают нечто более глобальное и масштабное, нежели сообщения наподобие «собрание для родителей 2-Б состоится в пятницу в 18.00», поэтому такого рода коммуникации целесообразно выделить отдельно.

Так выглядят коммуникации в новых медиа в самом обобщенном виде. Конечно же, их можно и далее систематизировать и нюансировать по направленности: политическая, коммерческая, деловая, информационная, литературно-художественная и т.д.

В частности, контент можно создавать для интернет-магазина с целью продажи представленных там товаров, для сайта политической партии с целью привлечь голоса избирателей на выборах, для соцсетей с целью продвижения своего творчества, бизнеса, монетизации.

В целом, можно выделить три основных уровня коммуникации в новых медиа [Ю. Бирюкова, Э. Новгородова, Е. Кичкина, 2021].

Уровни коммуникаций:

  • Возможность выбора контента, времени потребления и формата отображения информации (что, где и когда смотреть, читать, слушать).
  • Возможность сделать вклад в формирование медиапространства (собственные публикации, комментарии, отзывы).
  • Возможность общения с прочими потребителями контента (в режиме реального времени либо в асинхронном режиме).

Как видим, способы и уровни коммуникаций в некотором смысле коррелируют между собой. Так, лайк и перепост – это один уровень коммуникаций, а обсуждение контента с его создателем – это уже уровнем выше. Но и это еще не все.

Медиа арт в новых медиа

Отдельной темой является медиа-арт или медиа искусство, когда цифровые объекты, созданные с целью коммуникации, обретают художественную ценность. Так, виртуальные туры по музеям, с одной стороны, выполняют задачу общего знакомства с экспозицией и привлечения посетителей на живые экскурсии.

С другой стороны, практически любой 3D-тур сам по себе становится художественной ценностью как по причине демонстрации произведений искусства и внутреннего убранства старинных зданий, так и по причине возможностей цифрового оформления.

В качестве примера можно привести виртуальный тур в Эрмитаж [Эрмитаж, 2022]. Или же любой другой 3D-тур по наиболее известным музеям мира, например, из числа представленных в специальной подборке [Virtu-visit, 2022].

В данном случае речь идет о коммуникации с потребителем контента, потому что, во-первых, есть возможность выбора, в какой музей вы хотите отправиться и какую из экспозиций посмотреть. А во-вторых, вы можете непосредственно управлять процессом тура, вернувшись в начало, приблизив заинтересовавший вас объект и т.д.

Таким образом, здесь представлены все составляющие новых медиа: цифровой формат, интерактивность, мультимедийность. Еще в большей степени такой фактор, как интерактивность, представлен в компьютерных играх, технологиях виртуальной реальности и дополненной реальности. В любой компьютерной игре, будь то «ходилки-стрелялки» или автогонки, игрок сам моделирует свои действия и, соответственно, выигрывает или проигрывает.

Технологии AR (augmented reality – дополненная реальность) позволяют, условно говоря, «ловить покемонов» в любом месте, где вам захочется. Технологии VR (virtual reality – виртуальная реальность) могут моделировать как активное взаимодействие со средой, так и условно-пассивное восприятие контента виртуальной реальности.

Условно-пассивное потому, что при всем понимании, что вы сейчас сидите в удобном кресле в шлеме VR, а не в бричке, запряженной лошадьми, у вас все равно захватывает дух на крутых поворотах, когда бричка, кажется, что вот-вот «опрокинется». Так или иначе, вы взаимодействуете со средой либо путем активных действий, либо посредством реакций на предлагаемый контент.

И, конечно же, практически все компьютерные игры, сюжеты виртуальной или дополненной реальности с их красочным цифровым оформлением – это настоящее произведение искусства цифрового жанра. Это что касается новых направлений, открытых цифровыми технологиями.

Однако «цифра» повсеместно проникает и в традиционные формы творчества. Так, уже привычными стали такие понятия, как цифровая фотография и цифровая живопись, медиаинсталляция и медиаперформанс. Музыкальные треки и клипы давно создают исключительно в цифровом формате с тем, чтобы их можно было распространять через цифровые платформы: радиостанции, телеканалы, Интернет.

И, наверное, тема коммуникации в новых медиа будет раскрыта не полностью, если не ответить на еще один вопрос: зачем?

Зачем нам новые медиа?

С учетом всего вышеизложенного данный вопрос кому-то может показаться наивным. Действительно, что значит «зачем нам новые медиа?», если мы только что подробно рассказали, как мы ими пользуемся?! На самом деле, в этом вопросе есть смысл.

Если бы нас всех полностью удовлетворяли традиционные СМИ и тот формат восприятия информации, который был доступен в достопочтенные времена господства печатных газет и аналогового телевидения, никакие новые медиа попросту не смогли бы прижиться ввиду их невостребованности.

А коль скоро новые медиа прижились, активно развиваются и захватывают все новые пространства, заставляя трансформироваться и «успевать за эпохой» традиционные СМИ, значит, новые медиа были потенциально востребованными и ожидаемыми широкой аудиторией.

Именно поэтому и получили столь стремительное распространение, как только технический прогресс сделал возможным реализацию новой парадигмы коммуникаций. Некоторые даже говорят про «10 новых парадигм медиакоммуникации в эпоху цифровых технологий» [J. Orihuela, 2017]. Что это за парадигмы?

Парадигмы коммуникаций в новых медиа:

  • От аудитории к пользователю – пользователь может сам выбирать, что и когда ему читать и смотреть, и насколько активно взаимодействовать с информационной средой, не имея ограничений в периодичности выхода газет и журналов, времени выхода в эфир той или иной ТВ-передачи и т.д.
  • От формата к контенту – уже не суть важно, будете ли вы смотреть новости CNN, ВВС или «Первого канала» по телевизору либо в Интернете. Имидж контента становится значительно важнее медиаформата.
  • От мономедиа к мультимедиа – цифровые технологии позволяют органично объединить все средства подачи информации (видео, аудио, картинку, текст), ввиду чего интернет-СМИ вряд ли можно четко идентифицировать как газету или телеканал.
  • От периодичности к «здесь и сейчас» – информация более не привязана к дате выхода газеты или времени выхода ТВ-передачи. СМИ обновляют ленту новостей по мере поступления новостей.
  • От дефицита к изобилию – более нет необходимости «охотиться» за информацией. Более актуальной становится «информационная гигиена» и задача оградить себя от избыточного «информационного шума».
  • Сетевая децентрализация – сегодня нет монополии на информацию ни у кого, даже у официальных СМИ. Любая информация может мультиплицироваться множеством способов, равно как и реакция на нее.
  • От распространения к доступу – термины «подписка» и «распространение» применительно к традиционным СМИ предполагали подписку на газеты и журналы в прямом смысле этого слова, т.к. подписка оформлялась на бумажном бланке, и их доставку подписавшимся абонентам к определенному сроку. Доступ к контенту в контексте новых медиа предполагает лишь доступ в Интернет, если контент бесплатный для свободного распространения, либо же доступ в Интернет и электронную подписку, если контент распространяется по подписке и/или за плату.
  • От автономии к интерактивности – взаимодействие с пользователями в новых медиа в отличие от одностороннего вещания или односторонней подачи информации в традиционных СМИ, предполагавших минимальную и отсроченную во времени обратную связь с читателями и зрителями.
  • От линейного повествования к гипертексту – если в традиционном выпуске теленовостей наличествует четкая структура и подачи материала от международных событий до событий в мире культуры и спорта, Интернет предполагает выдачу информации по мере ее поступления и разметку тэгами по темам, если кто-то захочет ознакомиться с новостями экономики, политики или медицины.
  • От данных к знаниям – большой массив данных возвращает СМИ стратегическую роль «социальных менеджеров знаний». Как они с этим справляются – отдельный вопрос, ответ на который каждый ищет для себя сам.

Это, вкратце, самое главное, что следует знать о том, как происходят коммуникации в новых медиа. Вряд ли возможно раскрыть эту тему полностью ввиду того, что она постоянно дополняется и меняет нашу реальность. Так, уже «на подходе» метавселенные – сети цифровых миров, объединяющие физическую, дополненную и виртуальную реальности [М. Прозоров, 2022]. Разумеется, там формат коммуникаций претерпит дальнейшие изменения.

Мы желаем, что все ваши коммуникации несли для вас пользу и положительные эмоции. Мы ждем вас на наших программах «Лучшие техники коммуникаций» и «Критическое мышление». И предлагаем ответить на вопрос по сегодняшней теме:

Ключевые слова:,