Театральные техники, которые развивают уверенность в себе

Театральные техники, которые развивают уверенность в себе

 

Театр – один из древнейших способов научиться общаться и раздобыть столь ценную в наши дни уверенность в себе. Она нужна детям и подросткам, безработным и тем, кто тревожится либо страдает от разбитого сердца. При этом театр – это не панацея. Скорее это отличный метод ощутить себя живыми, почувствовать себя собой и укрепить самооценку.

Как это работает?

Театр – это вид искусства, который оказывает значительное влияние на самооценку, поскольку он способствует участию в различных видах деятельности, позволяя людям открывать новые навыки и таланты, выражать свои эмоции и обретать большую уверенность в себе.

Кроме того, важно подчеркнуть, что самооценка и уверенность в себе являются основополагающими аспектами эмоционального и психического благополучия. По этой причине театр может стать ценным инструментом поддержания внутренней стабильности, что оказывает положительное влияние на общее благополучие.

Театр как художественное направление предлагает людям безопасное и творческое пространство для выражения своих мыслей и чувств. Играя в спектакле, актеры вкладывают в представление свои личные чувства и переживания, что позволяет им осмысливать и преодолевать внутренние проблемы.

Альтернатива актерской игре – драматургия. Написание и постановка пьесы – это прекрасный способ донести свои уникальные идеи и взгляды. Это также помогает обрести уверенность в себе, открыть новые грани своей личности и укрепить коммуникативные навыки.

Театр предлагает людям разнообразные возможности для освоения новых навыков. От актерского мастерства и написания сценариев до режиссуры и продюсирования произведений разных жанров. Участвуя в театральной деятельности, люди учатся работать в команде, эффективно общаться и сопереживать другим персонажам и ситуациям. Театр – это прежде всего искусство групповой работы. Индивидуального театра не существует, поэтому работа над созданием группы станет неизбежной задачей для каждого.

Страх сцены является одним из самых больших препятствий для многих желающих участвовать в театральной деятельности. Однако, столкнувшись с этим страхом и преодолев его, люди укрепляют уверенность в себе.

Практика и опыт выступления на сцене помогают преодолеть страх перед публикой, что положительно сказывается не только на выступлениях на сцене, но и на других аспектах жизни. Это дает толчок социально-эмоциональному развитию.

Действительно, актерское мастерство, танцы, игры или пение перед другими людьми могут быть очень стрессовыми. Поскольку вы демонстрируете свои способности перед другими людьми, выход на сцену и выступление перед публикой требуют огромной уверенности в себе и самоуважения.

В таких ситуациях вполне естественно испытывать определенную степень нервозности, однако весь фокус в том, чтобы воспользоваться этим волнением и использовать его для улучшения собственного мастерства. Поймать волну, а не дать ей себя утопить. Узнать больше об этом можно в нашем курсе «Актерское мастерство».

Преимущества театра для подростков

Театр способствует улучшению межличностного общения, поэтому он может стать отличным противоядием для всех подростков, оказавшихся в сложной ситуации, когда все вокруг кажется им безразличным, самооценка падает до нуля, а выражение своих чувств становится для них почти наказанием.

В возрасте, когда все пронизано страхом, неуверенностью и отвлечением, театр – это отличный способ повысить самооценку и уверенность в себе, развивая как самосознание, так и умение понимать других.

Театр – это ресурс, который развивает именно те навыки, которым образование в какой-то мере пренебрегло, такие как коммуникативные навыки и межличностное общение, а также способность концентрироваться. Последний пункт будет особенно полезен во время стресса и экзаменов, поскольку он улучшит качество учебы.

Более того, само собой разумеется, что это очень полезная форма развлечения. Она:

  1. Укрепляет самооценку.
  2. Повышает уверенность в себе.
  3. Помогает преодолеть застенчивость и страхи.
  4. Способствует самопознанию и самовосприятию.
  5. Способствует эмоциональному самосознанию.
  6. Способствует снятию стресса.
  7. Улучшает память и концентрацию внимания.
  8. Улучшает межличностное общение.
  9. Развивает эмпатию и понимание.
  10. Развивает вербальное и невербальное общение (жесты, язык тела).
  11. Улучшает координацию и способность самовыражения.
  12. Развивает творческие способности и воображение.
  13. Улучшает навыки командной работы и самосовершенствования.

В рамках недавнего исследования «Занятия театром: преимущества для позитивного развития подростков» 2017 года испанские ученые опросили 53 подростков в возрасте от 12 до 20 лет о преимуществах, которые те получили от участия в театральных постановках [T. Motos-Teruel, 2017].

Результаты показали, что эти практики:

  • развивали личные навыки;
  • подарили возможность исследовать и выражать чувства;
  • обеспечили поддерживающую и безопасную среду;
  • позволили заводить друзей;
  • улучшили коммуникативные навыки;
  • предоставили ресурсы для использования в других областях и моментах жизни;
  • помогли развивать идентичность и повышать самооценку;
  • развили навыки понимания других;
  • дали возможность избегать негативных ситуаций [ Motos-Teruel, 2017].

А если для вас уверенность в себе тесным образом связана с самооценкой, то добро пожаловать на нашу онлайн-программу «Самооценка 360°», которая поможет лучше понять себя.

Театр приносит огромную пользу социально-эмоциональному развитию учащихся. Рассмотрим, как именно. Участвуя в театральной деятельности, подростки:

  1. Развивают эмпатию. Играя роли разных персонажей, несовершеннолетние учатся ставить себя на место других, что помогает им понимать и переживать различные точки зрения и реальности.
  2. Налаживают коммуникацию. Театр требует ясно выражать свои мысли, использовать соответствующий язык тела и поддерживать эффективное общение со своими партнерами по сцене.
  3. Учатся работать в команде. Театр – это совместная деятельность, которая способствует командной работе, сотрудничеству и взаимному уважению.
  4. Развивают навыки разрешения конфликтов. Разыгрывая конфликтные ситуации по ролям, учащиеся могут изучить различные способы подхода к проблемам и их решения.
  5. Укрепляют уверенность в себе. Театр дает учащимся возможность свободно выражать себя и преодолевать различные страхи, включая страх сцены и оцепенение перед представителями другого пола.

Существуют различные театральные приемы, которые можно использовать на занятиях для развития таких социально-эмоциональных навыков. Вот некоторые из наиболее эффективных:

  1. Импровизационные игры. Помогают развивать креативность, спонтанность и умение присутствовать в настоящем моменте.
  2. Ролевые игры. Посредством представления повседневных ситуаций учащиеся могут практиковать навыки общения, разрешения конфликтов и эмпатии.
  3. Форум-театр. Эта театральная техника подразумевает представление проблемной ситуации, в которую зрители могут вмешаться и предложить альтернативные решения.
  4. Монологи. Позволяют учащимся исследовать собственные эмоции и мысли, поощряя самовыражение и личностные размышления.

При этом необходимо учитывать, что не все знаменитые пьесы подойдут для подростков. А ведь сохранение интереса к этому жанру в юношеском возрасте имеет решающее значение для содействия личностному развитию молодых людей.

Приведем пятерку подходящих произведений:

  1. «Сотворившая чудо» Уильяма Гибсона. Эта вдохновляющая и незабываемая пьеса, основанная на реальной истории Хелен Келлер и Энн Салливан, стала классикой.
  2. «Девицы в беде» Дэвида Сальмерона Кампоса. Как женские ролевые модели в художественной литературе влияют на наше отношение к женщинам? Красная Шапочка и волк, серийный убийца и его жертва, древнегреческая девушка, отдавшаяся дракону... Сюжеты фильмов и литературы изобилуют историями о девушках, попавших в беду. Однако в реальной жизни их тоже предостаточно.
  3. «Юлий Цезарь» Уильяма Шекспира. Пьеса переносит фокус внимания на Брута, погруженного в моральную дилемму: с одной стороны, личная привязанность, которую он испытывает к Юлию Цезарю. С другой стороны, верность принципам Республики, которая противостоит тирании одного человека.
  4. «Нора» Джессики Фортуни. Нора решает изменить свою жизнь и подать заявку на собеседование в обычный супермаркет. Ожидая своей очереди пройти процедуру отбора, она рассказывает нам о своей жизни и признается в своих надеждах и страхах, всегда находясь в тени своего мужа...
  5. «Цветы для Элджернона» Дэниела Киза. Это классика научной фантастики и одна из самых продаваемых книг в истории жанра. Эмоциональное вовлечение всех участников можно считать делом решенным.

А что нужно, чтобы поставить понравившуюся пьесу и обрести в том числе благодаря этому уверенность в себе? Вот что:

  1. Планирование. Определите цели и выберите соответствующие театральные способы для их достижения.
  2. Подготовка. Предоставьте участникам время и ресурсы, необходимые для подготовки сцен, персонажей и диалогов.
  3. Практика. Проводите репетиции и практические занятия, чтобы познакомить подростков с театральными приемами и помочь им чувствовать себя комфортно на сцене.
  4. Представление. Организуйте театрализованное действие, чтобы учащиеся могли продемонстрировать свои навыки и получить обратную связь от сверстников и учителей.
  5. Рефлексия. Поощряйте размышления о театральном опыте, предлагая обсуждать, что люди чувствовали, чему научились и как они могут применять эти навыки в повседневной жизни.

А вот какими бывают образовательные контексты для подростков:

  1. Проект общественного театра. Группа учеников школы может объединиться с местной театральной компанией для создания пьесы, посвященной вопросам многообразия.
  2. Семинар по разрешению конфликтов. Учитель использует театральные приемы, чтобы научить своих учеников навыкам разрешения конфликтов и способствовать созданию мирной обстановки в школе.
  3. Драматический кружок. Так подростки получают возможность изучать различные театральные жанры и развивать социально-эмоциональные навыки посредством постановки пьес прямо в школе.

Используя театральные приемы и предоставляя возможности для практики и размышлений, учителя могут способствовать личностному и социальному развитию несовершеннолетних. Образовательный театр открывает целый мир возможностей для развития социально-эмоциональных навыков [Educatics, 2025].

Развить же уверенность можно с помощью нашего онлайн-курса, который так и называется – «Уверенность в себе».

Театр как терапия

Терапевтический театр является эффективной формой лечения людей, страдающих эмоциональными расстройствами. Это уникальная групповая терапия, направленная на выражение и исследование эмоций посредством театрального искусства.

Терапевтический театр дает пациентам возможность активно участвовать в процессе восстановления и развивать социальные и коммуникативные навыки в благоприятной среде, что полезно для всех.

В групповом терапевтическом театре каждому пациенту назначается персонаж, которого он должен сыграть. Это творческий способ помочь развить различные навыки, повысить самооценку и снизить стресс. Вот некоторые из используемых методов:

  1. Импровизация. Это один из наиболее распространенных подходов в групповой терапии. Импровизация позволяет пациентам действовать без сценария и реагировать на ситуации, возникающие в данный момент, что экспоненциально улучшает управление эмоциями. Импровизация также может способствовать командной работе и решению проблем.
  2. Ролевые игры. Еще одним приемом, используемым в терапевтическом театре, является ролевая игра, в которой пациенты часто интерпретируют различных персонажей или ситуации. Например, пациенту, страдающему социальной тревожностью, может быть поручено сыграть роль человека, которому предстоит выступить с публичной презентацией. С помощью ролевых игр можно практиковать навыки общения и научиться лучше справляться со стрессовыми ситуациями.
  3. Драматизация. Так пациенты могут разыгрывать пьесу или сцену, изображая персонажа по определенному сценарию.

Психологи отмечают, что терапевтический театр меньше пугает их пациентов, чем индивидуальная терапия, повышает качество жизни, снижает беспокойство, укрепляет уверенность в себе и способствует обучению на опыте других [Sala Ars, 2025].

Конкретные техники

Если все вышесказанное показалось недостаточным, и человек подыскивает некую универсальную театральную технику для укрепления уверенности в себе, то следует предупредить, что одной такой волшебной не существует. По сути, все они волшебные в том смысле, что действенные.

При выборе конкретной техники в театральном кружке люди обычно руководствуются представленным ассортиментом, собственными интересами и возможностями.

А что делать, если мы представим тему шире? В планетарном масштабе? В таком случае посчитаем нужным предупредить, что отношение к театру во многом обусловлено доминирующей в обществе культурой. Понять, почему в некоторых регионах Земли актеров до сих пор считают «лицедеями» и как так вышло, можно из нашей статьи «Принцип культурной относительности».

А мы вернемся к изначальной теме связки театра с развитием уверенности в себе и представим ключевые концепции по этому поводу.

Концепция 1. Она же знаменитая «система Станиславского»

Великий русский режиссер, уроженец Москвы Константин Станиславский смог создать творение вне времени и пространства, которое и в 21 веке служит не только для достижения успеха на сцене, но и для того, чтобы обрести контроль над собственными речью, голосом, телом, способностью к вдохновению и убеждению.

Станиславский учил наполнять физическое действие психологическим содержанием: фантазией, чувствами. Осталось понять, как именно это лучше делать.

Концепция 2. «Подражайте, пока не получится» (Fake It Till You Make It)

Метод был разработан в 21 веке в Евросоюзе для борьбы с безработицей.

Если в классическом театре подразумевается, что это искусство длиною в жизнь, то длительность данного проекта ЕС составляет всего 4 дня, что делает его особо привлекательным для современных сверхзанятых людей.

Группы обычно состоят из 10-20 безработных в возрасте от 16 до 60 лет. Цель – улучшить возможности трудоустройства людей посредством театрального образования и драматического искусства.

Создатели метода отталкивались от идеи о том, что при правильном использовании драма и театр являются инструментами, которые вносят значительный вклад в личностное развитие: они укрепляют группы и создают чувство безопасности, побуждающее участников действовать как самостоятельно, так и совместно с другими.

Практическая работа начинается с простых театральных упражнений, направленных на создание безопасной группы. Групповые упражнения чередуются с индивидуальными, а уровень сложности возрастает по мере развития группы. Это, например, упражнения на состояние, направление взгляда и темп.

Эти упражнения должны дать участникам инструменты, которые они смогут использовать при работе над будущим выступлением, но они также представляют собой конкретные социальные навыки, которые они смогут пронести с собой на всю жизнь. Речь идет об умении встречать взгляд других людей и понимать, что говорит язык тела.

Во второй и третий дни даются упражнения, которые служат подготовкой актеров к заключительной презентации, т.е. к выступлению перед публикой [Erasmus+, 2025].

Концепция метода Fake It Till You Make It отдаленно похожа на то, как в древности людей учили плавать: вместо того, чтобы долго разучивать конкретные техники, человека просто вывозили на лодке на середину реки или озера и погружали в воду под наблюдением инструкторов. Жестоко, быстро, эффективно.

Концепция 3. Попурри из Нового Света

Чтобы учащиеся не потонули в бездне древних и современных театральных техник, двое экспертов по театральной педагогике из Аргентины по имени Хорхе Головатюк и Дебора Астроски выпустили специальный учебник – «Театральные игры и упражнения» [Manual de juegos y ejercicios teatrales, 2001].

Его авторы уделили особое внимание:

  1. Разогреву. Идея в том, что, выходя на сцену, не нужно сразу начинать играть. Сперва, как и на занятиях по физкультуре, неплохо провести разминку, а именно поработать над такими аспектами, как интеграция, уверенность и раскрепощенность. Взгляда, голоса, эмоций. «Заторможенность в этом типе работы обычно вызвана страхом быть замеченным и выставить себя дураком. Хотя члены группы часто добровольно занимаются этой деятельностью, страх разоблачения всегда будет возникать в большей или меньшей степени», – подчеркивают Головатюк и Астроски. Они уверены, что театральная техника для того и нужна, чтобы преодолевать подобную заторможенность, которая на начальных стадиях является здоровым и естественным процессом.
  2. Имитации. В древние времена люди использовали мимезис для выживания, будь то для маскировки или слияния с природой, или для охоты, поскольку, имитируя движения животного, они могли выстроить стратегию охоты. Один из способов присвоения и обучения – это подражание. Другими словами, процесс подражания возникает из попытки скопировать конкретный и реальный элемент или абстрактный или воображаемый как способ присвоения мира.

В книге аргентинских авторов приведено 205 театральных игр и упражнений.

Вот некоторые из них:

  1. Игра «7 ошибок». Две группы выстраиваются друг напротив друга в две линии. Каждый человек внимательно наблюдает, пытаясь получить как можно больше информации от того, кто стоит перед ним. Затем ряд, за которым наблюдали (через условленное время), поворачивается, не подглядывая. Объекты наблюдения должны поменять семь вещей, например: декоративные предметы, одежду, позу и т.д., и замереть. По сигналу координатора наблюдатель перечисляет семь изменений своего партнера. Затем группы меняются ролями, получая возможность подсчитывать успехи и ошибки по группам.
  2. «Цепочка действий». Театральная техника на развитие внимания и памяти. Перед будущими актерами на виду у всех членов группы выкладывают ряд предметов, не имеющих никакой обязательной связи друг с другом, например: телефон, очки, парик, ботинок, кастрюля, револьвер, чашка, журнал и т.д. Последовательность такова: один участник берет элемент и совершает с ним действие, затем второй повторяет действие первого, берет другой элемент и совершает с ним действие и т.д. Если кто-то ошибается, начинается новая серия. Если у группы высокий уровень концентрации и все элементы исчерпаны, необходимо продолжить серию, назначив другое действие тому же элементу.
  3. «Архитекторы». Половина группы покидает комнату, а остальные составляют инсталляцию. Затем группа воссоединяется, и те, кто уходил, наблюдает за инсталляцией и снова уходит. Затем «архитекторы» изменяют один или несколько элементов этой структуры, а наблюдатели должны распознать изменения. Этот опыт можно проводить многократно, совершенствуя предложения.
  4. «Шрифт Брайля». Работа выполняется парами, по одному или сериями по три-четыре упражнения в каждой. Суть игры в том, что один человек протягивает другому ладонь своей руки, а затем тот пишет пальцем на ладони партнера букву (разумеется, протянувший руку должен смотреть в другую сторону), чтобы другой человек мог угадать, что это за буква. Упражнение можно продолжить с цифрами, короткими словами на других участках тела (спина, предплечье, лоб, нога и т. д.) Рекомендуется аккуратно, с любовью и уважением стирать то, что было написано ранее.
  5. «Проведение измерений». Две группы стоят лицом друг к другу на максимально допустимом расстоянии. Следует вытянуть указательный палец и указать на нос партнера, стоящего перед вами. Последний должен подсказать другому точную высоту его носа. Только когда вы будете уверены, что кончик вашего носа и палец вашего партнера совпадают, попросите его захватить его и начните двигаться вперед, не меняя своего роста или положения головы, пока палец и нос не совпадут (можно попробовать несколько раз). Аналогично можно измерить рост, ширину плеч и бедер.
  6. «Четыре стороны света». Театральная техника на укрепление доверия. Четыре партнера, размещенные на сторонах света лицом к центру ринга, и один партнер в центре, который падает с одной из сторон. Важно, чтобы центральный партнер сохранял вертикальное положение, оставался расслабленным и стоял, плотно поставив ноги вместе, не двигаясь. Каждый должен попытаться пройти через опыт принятия. В этом упражнении, если группа готова, количество участников может быть увеличено. Важно, чтобы в круге было не более восьми участников, т.к. в противном случае расстояние между исполнителем и принимающими будет намного больше длины их рук.
  7. «Парашютисты». Актеры встают в круг. Держась за руки и запястья своих соседей при базовом раскрытии ног (равное расстояние между ногами и плечами), они должны вытянуть руки и наклонить тело назад, удерживаясь за счет степени натяжения круга. Затем участники возвращаются на ось и пытаются положить ладонь к ладони примерно на уровне плеча со своими соседями-партнерами и переместить ось вперед, удерживая натяжение. На втором этапе актеры объединяются в группы по 5 или 6 человек и играют с этими позициями, меняя уровень и количество точек опоры, ища новые групповые равновесия, как парашютисты в воздухе.
  8. «Гамак». Два партнера, стоящие друг напротив друга, берутся за руки или запястья (правая за правую, левая за левую), образуя гамак, в котором они разместят другого сидящего партнера, которого они берут с собой на прогулку.
  9. «Дерево». Упражнение выполняется в парах. Один занимает любую позицию, обеспечивая себе хорошую опору, в то время как другой должен перелезть через партнера, стараясь дотянуться как можно выше. Роли следует чередовать, не повторяя формы.
  10. «Осьминог». Один человек лежит на полу, а четверо других берут по конечности и массируют ее. Лежащего человека можно попросить закрыть глаза, чтобы он мог наслаждаться массажем и не контролировать, кто и что массирует.

Какую бы театральную технику вы ни выбрали, нужно помнить, что уверенность в себе для большинства людей – это навык, путь длиною в жизнь.

Дорогу осилит идущий. Успехов вам в этом! И чтобы проверить, что вы не запутались в техниках, рекомендуем пройти небольшой тест: