Блог о саморазвитии

Эксперимент с куклой Бобо

Эксперимент с куклой Бобо

В год, когда Гагарин полетел в космос, на другом конце планеты ученый-американец выдрессировал дошколят дубасить гигантскую куклу-неваляшку. Его опыт помог человечеству лучше понять, как и чему дети учатся у взрослых. Эксперимент с куклой Бобо наглядно показал, что воспитание здоровой личности – это не про слова как правильно, а про умение держать себя в руках.

Личность и общество

Психологический эксперимент с куклой Бобо поставили в 1961 году в США. Автором стал канадский исследователь Альберт Бандура. Небольшой экскурс в его жизнь поможет лучше понять, что двигало ученым и почему его опыт получил широкую мировую огласку.

Бандура был единственным сыном в семье эмигрантов из Восточной Европы, которая жила между Мировыми войнами в Канаде на плодородных землях центральной части провинции Альберта.

Мать – украинка. Отец – поляк. «Альберт из Альберты» был самым младшим ребенком в семье. Все пятеро сестер были старше его.

Семья была благополучной. Этот вывод напрашивается из биографической справки о том, что родные поддерживали юношу в стремлении найти себя за пределами маленькой деревушки, в которой они жили.

После окончания школы в качестве летней подработки Бандура уехал на Крайний Север засыпать гравий на поверхность шоссе. В ходе этой работы он получил возможность наблюдать за лицами, которых сегодня мы бы назвали маргиналами. Они:

  • много пили;
  • дебоширили;
  • постоянно ругались;
  • злоупотребляли азартными играми.

Сам Бандура утверждал, что этот опыт положил начало его интересу к психопатологиям человека.

После Крайнего Севера юноша поступил в канадский Университет Британской Колумбии и отучился на психолога. Затем переехал в США, в Айову, тогдашний эпицентр теоретической психологии, а потом и дальше на юг, в Калифорнию. Полвека преподавал в Стэнфордском университете.

За пять лет до эксперимента с куклой Бобо Бандура стал гражданином США. Однажды этот юноша, носивший имя канадской провинции, встретил девушку с именем штата США, Вирджинию, и женился на ней. В браке у пары родились двое дочерей.

Американское общество середины 20 века

Эксперимент с куклой Бобо Бандура поставил, когда ему было 35 лет. У него уже подрастали маленькие дочки.

Семья жила в мирное время в многонациональной патриархальной стране, которая объявила о своей победе во Второй мировой войне и помогала другим государствам преодолеть послевоенную разруху.

Как исследователя в области психологии Бандуру интересовала роль семьи в формировании поведения человека. Дает ли она ребенку модель для подражания или просто служит питательной средой?

Выходца из Канады не устраивала царившая на тот момент концепция бихевиоризма, которая связывала поведение с влиянием окружающей среды. Ее представители держали собственных новорожденных дочерей в контейнере (ящик Берреса Скиннера), пугали младенцев звуком удара молотка (опыты Джона Уотсона), применяли к живым существам электрический ток.

Но Бандура отказывался воспринимать личность как своеобразную «собаку Павлова», которая мечется между миской с едой и ударом током.

Вместо того, чтобы, как его коллеги-соотечественники, взять одного ребенка и проводить над ним опыты, Бандура воспользовался своим привилегированным статусом научного руководителя в Стэнфордском университете и набрал в его детском саду целую толпу детей.

Исследователь хотел выяснить, как именно малыши учатся у взрослых и способны ли они перенимать у них плохое, например, агрессию.

Игра с Бобо

Эксперимент с куклой Бобо кратко представлял собой игру.

В команду вошли:

  1. Сам Бандура.
  2. 2 сестры-аспирантки, Доротея и Шейла.
  3. 36 мальчиков от трех до шести лет.
  4. 36 девочек от трех до шести лет.
  5. Надувная ростовая кукла из пластика с песчаным дном, сконструированная по принципу «ванька-встанька». Имя – Бобо. Названа в честь популярного в Америке клоуна Честера Бобо Барнетта.

Принявшие участие в эксперименте малыши были обычными детьми из калифорнийских семей той поры.

«Врежь ему!»

В ходе эксперимента Бандура разделил всех 72 дошколят на две группы. Первая, контрольная из 24 человек, играла, как обычно, с привычными игрушками. Вторую группу разбили на восемь подгрупп. Половине, т.е. 24 малышам, разрешили проявлять агрессию к Бобо и на личном примере показали, как именно это можно сделать.

Но прямо им об этом не говорили. Вот как все было: сперва одного ребенка приводили в комнату, где взрослый его пола измывался над Бобо. Далее малыша вели в помещение с игрушками, где подзуживали и расстраивали, не давая насладиться понравившейся забавой. Затем отводили в другую комнату, где ребенок оказывался один на один с Бобо, не зная, что исследователи подглядывают за ним через специальные зеркала.

Вместо того, чтобы утешить игрушечного клоуна, дети:

  • били его ногами;
  • били кулаками;
  • подбрасывали в воздух;
  • угрожали игрушечным пистолетом;
  • оскорбляли;
  • били игрушечным молотком;
  • кидались вещами;
  • садились сверху.

Эксперимент с куклой Бобо (видео) стал одним из самых просматриваемых среди других роликов, снятых практикующими психологами о своих опытах:

<iframe width=»527″ height=»393″ src=»https://www.youtube.com/embed/dmBqwWlJg8U» title=»Bandura&#39;s Bobo Doll Experiment» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share» allowfullscreen></iframe>

Видео длится три с половиной минуты. Начиная с первой минуты, промотав выступление Бандуры, можно внимательно рассмотреть, какие эмоции испытывали дети наедине с Бобо.

Моделирование агрессии

На видео попали только мальчики. Но Бобо били и девочки.

Как выяснил Бандура с помощью этого эксперимента, при столкновении с примером агрессии в отношении третьего лица, ни один из детей не вступился в защиту Бобо и не отказался принять участие в издевательствах. Хотя мог.

У детей не было никакой прямой выгоды нападать на Бобо. Их не просили об этом родители, воспитатели ничего им за это не сулили, малышам не нужно было красоваться перед сверстниками. Все малолетние агрессоры находились наедине с Бобо и действовали, исходя из собственных побуждений.

Те, кто видел, как взрослый проявляет агрессию к Бобо, восприняли его действия, как модель для подражания. Без размышлений. Поэтому в историю психологии этот опыт попал как пример «моделирования агрессии».

Моделирование показывает, что дети учатся моделировать свое поведение, подражая действиям окружающих их людей, и на их усвоение какого-либо действия большое влияние оказывает поощрение или наказание за это конкретное действие. Их понимание хорошего или плохого действия основано на наблюдении за этим действием, а затем на подражании ему, если действие вознаграждают, и на избегании его, если за действие наказывают.

Бандура изложил ход эксперимента в статье «Передача агрессии через подражание агрессивным моделям», которая была опубликована в журнале Journal of Abnormal and Social Psychology [A. Bandura, 1961].

Нейминг

Любой эксперимент отражает личность исследователя. Иногда на бессознательном уровне. Соотечественники Бандуры из Нового Света не акцентировали внимание на филологических аспектах, однако выходцам из Старого Света они очевидны.

Почему психолог использовал для своего эксперимента куклу Бобо? Т.к. дело происходило в англоговорящей стране, и на неваляшке был нарисован клоун, было бы логично назвать куклу Клоуном. Однако исследователь так не поступил. Почему? Какова этимология слова «Бобо»?

Дать правильные ответы на эти вопросы смог бы только сам ученый. Однако, т.к. он умер в 2021 году, историографам остается строить гипотезы.

В 19 веке слово «бобо» в славянских языках обозначало «куклу», «игрушку». Это заметно из контекста, который русский писатель Иван Панаев привел в своем романе «Барышня» 1844 года. Вот как мать-барыня того времени пыталась угомонить расплакавшуюся дочку полутора лет: «Не плачь, ангельчик мой, не плачь… А посмотри, вот бобо, душенька» [И. Панаев, 1844].

Вместе с заимствованиями из французского и английского языка, над которыми смеялся еще Александр Пушкин, в русский язык 18-19 веков попадали и заимствования из других европейских языков. Слово «бобо» на испанском языке обозначает «дурачка», а также «исполнителя комического амплуа в театре». Это же слово использовали американцы, характеризуя действия клоуна Честера Барнетта, который носился по окрестностям Техаса с бумажным пакетом на голове с вырезанными в нем дырами для глаз.

Американские маркетологи перенесли его красочный образ на пластиковую куклу-неваляшку. Для своего научного опыта исследователь Стэнфордского университета выбрал именно ее, возможно, не осознавая, как ее имя перекликалось с его собственной фамилией. Как гласит русская поговорка: «Велика бандура, да дура!»

Так «дурочка»-кукла стала главным действующим лицом известного эксперимента, объектом агрессии, который не может дать сдачи и устоит перед любым нападением.

Выводы и результаты

Для мальчиков Бандура бил Бобо сам. Перед девочками эту функцию выполняла одна из его аспиранток.

Их коллеги наблюдали за поведением детей из другой комнаты, скрытые полупрозрачными зеркалами Гезелла, записывали и формировали рейтинги, выставляя оценки по четырем шкалам агрессии.

Судьи обнаружили, что дети, наблюдавшие агрессию к Бобо, с большей вероятностью сами вели себя к ней агрессивно, если получали такую возможность.

Исследования Бандуры углубили наше понимание того, как дети учатся у своих родителей, братьев, сестер и друзей посредством подражания.

Эти результаты показывают, что обучение происходит не только тогда, когда человек получает вознаграждение или наказание за собственное поведение, но и когда он просто наблюдает, как другой человек демонстрирует агрессивное поведение. Этот процесс называется наблюдательным обучением.

Еще одним выдающимся результатом стало необычное поведение малышей из группы, где вместо избиения Бобо взрослый решил посвятить время игрушечному конструктору. Хотя в целом дети были недовольны тем, что им не дали поиграть с полюбившимися игрушками из предыдущей комнаты, меньшее количество дошколят из неагрессивной группы выражали свое недовольство в агрессивной форме по сравнению с детьми из контрольной группы, которые не подвергались никакому моделированию.

Это убедительно подтвердило теорию Бандуры о том, что дети моделируют себя, наблюдая за другими, и учатся на основе своих наблюдений. Неагрессивная модель каким-то образом внушила им неагрессивный способ выражения недовольства.

Гендерные различия

Еще одним важным результатом эксперимента с куклой Бобо стала разница в подходе мальчиков и девочек.

Мальчики из детсада Стэнфордского университета в целом оказались более агрессивны, чем девочки. Когда все случаи агрессии были суммированы, оказалось, что дошколята мужского пола проявили 270 агрессивных действий, а девочки – всего 128. Т.е. многие девочки видели, как аспирантка нападала на Бобо и ругала его, но отказывались следовать ее примеру.

Мальчики, напротив, вовлекались в игру, затеянную Бандурой, и изобретали собственные способы унижения Бобо.

Бандура сделал из этого вывод о том, что мальчики в большей степени подвержены влиянию однополых моделей. «Т.к. агрессия является в высшей степени маскулинным поведением, мальчики более предрасположены к имитации агрессии, чем девочки», – размышлял ученый [A. Bandura, 1961].

Опыты 1963 года

В 1963 году Бандура провел второй эксперимент. В этот раз он показывал малышам видеозапись того, как бьют Бобо. И в этот раз подопытные, которые видели агрессию на экране, с большей вероятностью вели себя агрессивно по отношению к игрушке, чем участники контрольной группы.

Исследование показывало, что косвенное воздействие насильственного поведения через кино или телевидение может привести к подражанию действиям, аналогичным поведению, наблюдаемому лично. Это может негативно влиять на поведение зрителей.

Опыты Бандуры произвели революцию в понимании психики ребенка, изменив отношение людей к воспитанию.

Воспитание

«Ребенок учится тому,

что видит у себя в дому»

Себастьян Брант (1458-1521)

После экспериментов Бандуры люди на Западе стали больше задумываться, что воспитание детей – это не про слова.

Это больше про питание:

  • моделями,
  • эмоциями,
  • безопасностью,
  • едой,
  • атмосферой,
  • поглаживаниями.

Можно десять раз сказать ребенку, что нельзя кричать на кошку, но стоит хоть один раз самому на нее накричать, как воспитательный эффект будет разрушен.

Можно ли разучиться агрессии?

Многие из взрослых осознают, что в детстве переняли жестокость от тех, кто их окружал: родителей, учителей, родственников. Такие люди стали объектом «передачи агрессии через подражание агрессивным моделям». Это часто происходит в неблагополучных семьях.

Осознание в этом случае – первый шаг к исправлению.

Второй шаг обычно делают, когда возникает мотивация не вести себя агрессивно, унять себя. Это нужно:

  1. Когда у человека возникают проблемы со здоровьем, в том числе психическим.
  2. На работе. Проявление агрессии в отношении руководства грозит увольнением, а в отношении подчиненных – конфликтами и снижением эффективности коллектива в долгосрочной перспективе.
  3. Матерям, которые не хотят обращаться с собственным ребенком так, как обращались с ними, но приходят в ужас, когда понимают, что все равно копируют деструктивное поведение родителей.

Когда человек осознает, что его «запрограммировали» на агрессию в детстве, никогда не поздно исправиться. Достаточно сформировать нужный навык. Хотя многим кажется, что «горбатого могила исправит», это не так.

«По мере того как мы формируем свой привычный репертуар мыслей, чувств и поступков, невральные соединения, поддерживающие этот набор, укрепляются, становясь преобладающими проводящими путями для нервных импульсов. В то время как соединения, которые мы не используем, ослабевают или даже вообще исчезают, те соединения, которыми мы начинаем пользоваться более активно, становятся все прочнее», – доказал другой американский психолог Дэниел Гоулман [Эмоциональный интеллект в работе, 2020].

Он подробно расписал в своих книгах, что именно нужно делать, чтобы перепрограммировать свои установки и привычки, а также научить мозг думать по- другому.

Если работы Бандуры вызвали у современников ужас отчаяния от того, насколько легко дети учатся агрессии, то работы Гоулмана подарили людям надежду на то, что многое поправимо. Главное, приложить силу воли.

«При наличии альтернативы между двумя разнополярными реакциями выбор, в конце концов, падет на ту, которую обеспечивает более мощная и прочная сеть нейронов. И чем более сильная ответная реакция возникает, тем толще становятся нервные проводящие пути, которые ее поддерживают. Когда привычки в результате бесчисленных повторений уже вполне усвоены, головной мозг выбирает лежащие в их основе невральные цепи по умолчанию: мы действуем непроизвольно и автоматически», – пишет Гоулман.

А что делать, если вы не любите читать книги? Если вы чувствуете за собой предрасположенность к гневу в трудных ситуациях, вам трудно спокойно объяснить другому свою точку зрения и вы начинаете беситься, когда ребенок ведет себя не так, как нужно, вам подойдет наша программа «Психическая саморегуляция».

Если же вы стали опекуном подростка и знаете, что он сталкивался с агрессией в детстве, и ему тяжело преодолевать навязанные паттерны, запишите его на программу «Критическое мышление».

Критика эксперимента

Если бы Бандура проводил эксперимент с куклой Бобо сегодня, поднялась бы волна возмущения от родителей детсадовцев, сотрудников университета и американской общественности. За десятилетия изменились нормы этики и отношения к несовершеннолетним. В сегодняшнем восприятии Бандура целенаправленно обучал детей жестокости.

Конституция РФ постулирует, что «никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам» [Конституция РФ, 2020].

Имелось ли у Бандуры и его аспиранток разрешение от всех 72 малышей, история умалчивает.

Претензии современников к Бандуре больше касались методологической базы:

  1. Предвзятость отбора. Критики эксперимента с куклой Бобо были недовольны выборкой дошколят Стэнфордского университета. По мнению авторов подобных рецензий, некорректный отбор детей только из привилегированных семей не позволяет распространить результаты и выводы исследования на все слои населения.
  2. Низкая внешняя валидность. Идея в том, что, раз участники опыта были настолько маленькими и несмышлеными, то некорректно применять полученные результаты к более широкому кругу людей в связи с прекращением подражания взрослым по мере взросления индивидуума.
  3. Критика этичности избиения антропоморфной игрушки. Команду Бандуры обвиняли в том, что те понимали и целенаправленно заставляли детей имитировать свое агрессивное поведение.

И это только небольшая часть тех идей, что сыпались градом на канадского психолога. При этом никто из современников не обвинял его в мошенничестве.

К 21 веку в связи с упадком этики на телевидении и в американских СМИ, который засвидетельствовала американская писательница Фэнни Флэгг в романе «Добро пожаловать в мир, малышка», соотечественники Бандуры перестали заострять внимание на «заражении агрессией» в опыте с Бобо [L. Wheeler, 1966].

Ее перестали считать таковой.

«Опыты с куклой Бобо вовсе не являются исследованиями агрессии. Это просто исследования того, как дети следуют указаниям. По сути, детей приводили в лабораторию и заставляли смотреть, как играют взрослые. Не имея других инструкций, дети, вероятно, просто думали, что все, что делают взрослые, является инструкцией к тому, что им делать дальше. Другими словами, у них не было мотивации проявлять агрессию, они просто делали то, что, по их мнению, доставляло радость взрослым», – уверен профессор психологии Стетсонского университета из Флориды Кристофер Фергюсон [Psychology Today, 2020].

Этот обладатель степени доктора философии прямо заявил, что Бобо предназначался для того, чтобы его били.

«Удары по кукле Бобо ничего не говорят нам о физической агрессии по отношению к другим людям в реальном мире. Размеры выборок в этих исследованиях также были довольно малы, так что мы сберегли огромную часть нашего понимания агрессии на некоторых довольно небольших и явно несовершенных исследованиях», – добавляет Фергюсон.

Он настаивает, что причины агрессивного поведения следует искать скорее в области генетики, психического здоровья, стрессов и других социальных факторах, а не только в подражательном обучении.

Социальное научение

Эксперименты с куклой Бобо стали лишь началом почти векового пути Бандуры по изучению человеческого сознания. Ключевая концепция исследователя оформилась в 1970-х годах и вошла в историю мировой психологии как теория социального научения.

Она подается как когнитивный процесс, происходящий в социальном контексте. Теория объясняет поведенческое обучение, которое происходит у людей исключительно благодаря их способности к наблюдению и запоминанию, даже в отсутствие какого-либо посредника или педагога. Оно выходит за рамки традиционных методов, когда для обучения людей используется подкрепление (в России известен как «метод пряника»). Социальное обучение также происходит у людей через интерпретацию ими поощрений и наказаний в отношении действий.

Проведя эксперимент с куклой Бобо, Бандура разработал модель обучения, которая далеко ушла от бытовавших в то время представлений о том, что наблюдение за актами насилия вызывает катарсис и делает зрителя менее агрессивным. Канадский ученый показал, что обучение является социальным, поскольку в нем участвует общество. Учащиеся учатся на примере поведения своих родителей, учителей и сверстников, а не только на примере предмета, изучаемого в классе.

С развитием технологий теория социального научения породила множество новых исследований, посвященных социальным сетям, удовольствию от СМИ, мета-анализу влияния СМИ и многим другим [R. W. Preiss, 2006].

В последнее время эта теория переживает новый бум, когда заговорили о социальном обучении в видеоиграх и спорах о том, могут ли видеоигры способствовать развитию насилия у детей и подростков.

Проведенный в 1961 году «Альбертом из Альберты» эксперимент с куклой Бобо и созданная им теория социального научения стали одним из самых влиятельных теоретических трудов в мировой социальной психологии. Бандура напомнил человечеству, что тайные психологические процессы зачастую имеют социальное происхождение.

Именно благодаря нашей способности видеть себя в поведении других людей мы можем решить, что работает, а что нет. Эти элементы обучения служат для формирования личности каждого человека. Мы способны ставить перед собой определенные цели обучения и предвосхищать события, исходя из того, что происходит с другими. Каждому человеку предстоит пройти по этой тропинке самостоятельно.

И мы желаем вам в этом удачи! И обязательно поучаствуйте в небольшом опросе:

Ключевые слова:,