Блог о саморазвитии

Обзор инноваций для учебы и трудоустройства

Обзор инноваций для учебы и трудоустройства

«Учеба и труд рядом живут». Когда-то эту народную мудрость вспоминали исключительно в контексте того, что для успешной учебы необходимо трудолюбие. Нынешнее время внесло свои коррективы и дополнения, и теперь мы понимаем, что учеба ради учебы без возможности дальнейшего трудоустройства или самозанятости вряд ли является целесообразным приложением усилий.

Поэтому развитие инноваций в образовании нужно рассматривать в тесной связке с темой трудоустройства. Тем более что в сферу подбора и обучения персонала внедряются все более новые инновации и технологии, многие из которых сходны с теми, что применяются в образовании. Такое взаимопроникновение делает целесообразным обзор инноваций для учебы и трудоустройства в рамках одной темы.

Сразу анонсируем наши программы «Из мечты в цель» и «Лучшие техники самообразования», которые помогут вам научиться использовать актуальные научные инновации для учебы и работы. И перейдем собственно к обзору инноваций для учебы и трудоустройства.

Что такое инновации?

Для начала определимся с терминами. Под инновациями принято понимать внедренный или находящийся в стадии внедрения новый продукт, который существенно повышает эффективность существующих процессов и открывает новые доселе неизвестные возможности потребителям.

В принципе, можно встретить и другие формулировки того, что следует понимать под инновациями, однако суть всегда одна: инновации – это то, что меняет нашу жизнь или какую-либо сферу нашей жизни. При этом инновации не следует путать с научными открытиями и изобретениями.

Условно говоря, когда в 1876 году на первой Всемирной электротехнической выставке в Филадельфии презентовали аппарат для передачи и приема звука на расстоянии, получивший название «телефон», – это было изобретение. А появление смартфонов, объединивших в себе возможности компьютера и телефона, – это инновация, потому что и компьютер, и телефон были изобретены раньше.

Собственно слово «innovation», что как раз и переводится практически со всех языков как «инновация», использовалось уже в 19 столетии в контексте понятий «обновление», «изменение». Внедрение термина «инновация» в научный оборот связывают с именем австрийского и американского экономиста Йозефа Шумпетера (1883-1950), который первым начал употреблять его в современном значении [J. Schumpeter, 1908].

Что еще можно сказать об употреблении слова «инновация»? Сегодня его часто используют в названиях различных компаний, занятых внедрением… правильно – инноваций в различных сферах жизни. Так, компания Nova Innovation («Нова инновация») занимается производством приливных турбин [Building-tech, 2021].

Фонд инноваций, он же Фонд содействия инновациям, поддерживает создание наукоемких предприятий в технической сфере [ФГБУ ФСИ, 2023]. Можно найти множество ООО «Инновация» и ООО «Инновации», чья деятельность охватывает сферы от строительства и сантехнических работ до производства нестандартных комплектующих для высокотехнологического оборудования. А Национальный центр инноваций в образовании занимается как раз инновациями в образовании [НЦИО, 2023].

Мы сегодня не будем слишком углубляться в такие аспекты темы, как подрывные инновации и поддерживающие инновации. Желающие могут изучить теорию подрывных инноваций Клейтона Маглби Кристенсена (1952-2020), представленную в его работе The Innovator’s Dilemma: When New Technologies Cause Great Firms to Fail, переведенной на русский язык под названием «Дилемма инноватора: как из-за новых технологий погибают сильные компании» [К. Кристенсен, 1997].

Сегодня мы просто поговорим об инновациях, изменивших сферу образования и профессионального обучения до состояния, в котором они функционируют в настоящее время.

Глобальные инновации в образовании и сфере занятости

Итак, какие же инновации изменили до неузнаваемости нашу сферу образования и сферу занятости? Что из того, что было совершенно невозможно представить в начале столетия, сегодня является обычным делом и совершенствуется по мере развития технических возможностей? Давайте посмотрим!

Онлайн-обучение

Онлайн-обучение является одной из важнейших инноваций в образовании в последние годы. Оно представляет собой форму обучения, в которой студенты, школьники и все, кто проходит обучение чему-либо могут изучать учебный материал и выполнять задания через Интернет.

И, если до пандемии онлайн-обучение было распространено лишь в сфере дополнительного образования и обучения каким-то навыкам по желанию человека, с 2020 года это один из стандартов среднего и высшего образования по всему миру.

Онлайн-обучение предоставляет широкий спектр возможностей как для тех, кто учится, так и для тех, кто учит. Давайте их рассмотрим, а для этого нам в помощь материал «Плюсы и минусы онлайн-обучения» [Н. Киргинцева, 2022].

Преимущества онлайн-обучения:

  • Гибкость – студенты и учащиеся всегда могут вернуться к записи ранее пройденного материала и «пересмотреть» лекцию либо урок еще раз.
  • Возможность асинхронного обучения – в случае невозможности присутствовать на лекции онлайн студенты и школьники имеют возможность «догнать» учебный материал, просмотрев видеолекцию самостоятельно и задав преподавателю вопросы, допустим, в учебном чате.
  • Вариативность учебного процесса – в случае, когда учащиеся ограничены лишь финальным дедлайном и необходимостью сдачи итоговых экзаменов, они могут сами выбирать, когда изучать и закреплять материал, в каком темпе им учиться и как распределить усилия с тем, чтобы успеть освоить все темы.
  • Интерактивность – онлайн-курсы, включающие в себя интерактивные элементы, более активно стимулируют участие слушателей в учебном процессе, нежели обычная «говорящая голова» преподавателя, читающего лекцию.
  • Экономия времени и денег – онлайн-обучение позволяет не тратить деньги на дорогу и оплату жилья в другом городе. Кроме того, собственно онлайн-курс обычно стоит дешевле, чем «живые» лекции.
  • Разнообразие – «оцифровке» подвергается все больше учебных курсов и программ, которые ранее были доступны исключительно офлайн. Поэтому можно параллельно обучаться сразу нескольким профессиям и/или хобби, прокачивать дополнительные hard и soft skills, не отвлекаясь от основного занятия.
  • Доступность – онлайн-обучение доступно везде, где есть доступ к Интернету, поэтому образование стало доступно независимо от того, имеется ли нужный вуз, колледж или центр профессионального обучения там, где живет человек. Кроме того, онлайн-обучение сделало доступным образование для инвалидов, которые в силу физических ограничений не могут посещать занятия лично.

С ростом спроса на онлайн-образование появилось много новых возможностей в этой сфере и новых образовательных платформ, таких как Coursera, edX, Udemy, Skillshare и других, которые предлагают курсы, в том числе англоязычные по различным темам, от программирования до финансов.

К числу недостатков онлайн-образования относят отсутствие «живого контакта» как с преподавателем, так и между учащимися, что, в частности, в перспективе может затруднить социализацию школьников, если они не будут ежедневно находиться среди ровесников, как это должно быть в их возрасте.

Помимо этого, далеко не все предметы и не все темы внутри предмета можно одинаково эффективно преподавать онлайн. Так, для успешного освоения физики, химии и ряда технических дисциплин в вузах необходимо выполнять лабораторные работы на специальном оборудовании, что невозможно организовать дистанционно.

Кроме того, недостаточно дисциплинированные и мотивированные люди часто бросают онлайн-занятия и не доводят начатое до конца, а школьники попросту перестают выполнять домашние задания и отстают от учебной программы.

Тем не менее, онлайн-обучение все больше используется в образовании и становится все более популярным, т.к. оно позволяет более широкому кругу людей получать образование и развивать свои навыки. А после того, как в пандемию множество компаний было вынужденно организовать удаленную работу своих сотрудников, такой опыт на этапе обучения будет способствовать быстрой адаптации в профессиональной сфере.

К слову, еще в ходе отбора кандидатов многие компании активно применяют интервьюирование на удаленных платформах, особенно для иногородних кандидатов. Это экономит время и деньги на поездки для «живого» интервью, что однозначно хорошо. Однако и к работе на удаленных платформах нужно быть готовыми и лучше такой опыт приобрести заранее, на этапе учебы в школе и вузе.

Искусственный интеллект

Дело не только в том, чтобы переложить на искусственный интеллект обязанности учащихся по написанию сочинений, докладов, рефератов и контрольных работ, чем пока что недовольны преподаватели (забегая вперед, отметим, что это вовсе не проблема).

Можно озадачить все тот же искусственный интеллект тем, чтобы составить вопросы к тексту. И если студент или школьник может ответить на них самостоятельно в режиме онлайн, не прибегая к помощи поисковых систем, значит, он тему усвоил достаточно хорошо, и искусственный интеллект оказался ему в этом плане исключительно полезен.

На самом деле, искусственный интеллект открывает поистине фееричные возможности, как для учащихся, так и для преподавателей. Во всяком случае, авторы статьи «Искусственный интеллект в образовании: перспективы применения в России» настроены оптимистично [РБК-тренды, 2021].

Возможности искусственного интеллекта:

  • Адаптивное обучение – возможность создать адаптивные курсы и тесты, которые настраиваются на потребности и уровень знаний каждого ученика.
  • Оценка и анализ прогресса – возможность для преподавателей более точно измерить успехи и прогресс учащихся, а также помочь им анализировать большие массивы данных и выявлять закономерности в усвоении разных учебных тем учениками.
  • Проверка домашних заданий, контрольных работ, тестов – возможность автоматизировать проверку домашних заданий, контрольных работ, тестов, что может помочь сократить нагрузку на преподавателей и дать им больше времени для самоподготовки и индивидуальной работы с учениками.
  • Поддержка учащихся – возможность для учащихся быстро найти ответ на вопрос, восполнить пробел в знаниях фактического материала (даты в истории, формулы по физике и прочее).
  • Персонализированные рекомендации – возможность получать персональные рекомендации относительно дальнейшего вектора обучения от искусственного интеллекта, который путем анализа данных скорее обнаружит пробелы в знаниях учащегося, чем сам учащийся.
  • Создание новых форматов обучения – с помощью искусственного интеллекта можно создавать, к примеру, виртуальные классы, что гораздо дешевле, чем оборудование стандартного учебного класса с ремонтом помещения, закупкой мебели, наглядных пособий, учебников и прочего.
  • Обучение работе с искусственным интеллектом – искусственный интеллект используется во многих сферах производственной деятельности, бизнесе, творчестве, поэтому овладение основами работы с искусственным интеллектом поможет адаптации в дальнейшей профессиональной деятельности.

К слову, сегодня искусственный интеллект все чаще используется работодателями для подбора кандидатов на вакансии, анализа резюме и портфолио соискателей, соответствующих профилю вакансии. Поэтому умение «подстраиваться» под искусственный интеллект скоро станет таким же естественным, каким сегодня является процесс сео-оптимизации сайтов. На самом деле, все поисковые системы построены на принципах искусственного интеллекта и алгоритмах, позволяющих анализировать большие массивы данных, но это уже отдельная тема.

Конечно, использование искусственного интеллекта несет в себе некоторые риски. Риски разные, начиная от взлома базы данных и утечки персональных данных и заканчивая возможностью обучения искусственного интеллекта внутри диалога и того, что его «научат плохому» недобросовестные студенты и школьники. А после этого искусственный интеллект «понесет это дальше в массы».

Есть и нюансы, касающиеся отдельных продуктов в этой сфере. Так, наделавший много шума ChatGPT, как выяснилось, может ответить далеко не на все вопросы, имеет ограниченную базу фактических данных, регулярно выдает заведомо ложную информацию и не знает многое из того, что знает любой наш соотечественник, закончивший школу в советские или ранние постсоветские времена.

Однако плюсов у искусственного интеллекта все равно больше, чем минусов, поэтому отказываться от преимуществ данной инновации из-за возможных издержек вряд ли целесообразно.

Виртуальная и дополненная реальность

Мы уже начали говорить о создании виртуальных учебных классов, что актуально как для системы образования, так и для профессиональной подготовки, и для обучения требуемым навыкам внутри компании. «Рука об руку» с технологиями виртуальной реальности идут технологии дополненной реальности в образовании и сфере занятости.

Дополненная реальность – это технология, которая позволяет как бы «наложить» виртуальные объекты на реальный мир, создавая впечатление, что они существуют в реальности. Так или иначе, «виртуалка» открывает дополнительные возможности в образовании и обучении профессиям и навыкам, и их давно заметили ведущие вузы страны [НИУ ВШЭ, 2020].

Преимущества виртуальной и дополненной реальности в образовании:

  • Улучшение качества обучения – возможность создавать интерактивные учебные материалы, что способствует более глубокому пониманию предмета.
  • Визуализация учебного материала – создание визуальных примеров и объяснение сложных тем при помощи виртуальной и дополненной реальности.
  • Развитие практических навыков – виртуальные симуляции и тренажеры позволяют развивать практические навыки в безопасной и контролируемой среде. Кроме того, в виртуальном режиме можно отрабатывать требуемый навык любое количество времени, не будучи ограниченными продолжительностью занятия и необходимостью «освободить кабинет по окончании урока».
  • Увеличение доступности обучения – виртуальная и дополненная реальность позволяют учащимся получать удаленный доступ к обучению многим прикладным дисциплинам, требующим использования тренажеров и/или лабораторного оснащения, что невозможно с обычными методами онлайн-обучения.
  • Персонализированное обучение – возможность создавать учебные программы, которые могут быть настроены под индивидуальные потребности и уровень знаний каждого учащегося.
  • Экономия времени и ресурсов – виртуальные и дополненные реальности могут быть использованы для обучения вместо традиционных методов, требующих физического оборудования и физического присутствия в определенном месте.
  • Создание новых форматов обучения – возможность создавать новые форматы обучения, которые могут быть более привлекательными для учащихся, что актуально, к примеру, для младших школьников, которым тяжело удерживать внимание на чем-либо одном в течение длительного времени.
  • Увеличение мотивации учащихся – использование виртуальной и дополненной реальности может увеличить интерес учащихся к получению знаний, поскольку они будут более заинтересованы и захвачены процессом обучения.
  • Создание новых возможностей для научных исследований – виртуальная и дополненная реальность могут быть использованы для имитации процессов, формирования моделей и создания симуляций без лишних материальных вложений, что позволит отработать несколько концепций, и только потом «вкладываться» в разработку наиболее перспективного направления.
  • Создание новых возможностей для культурного развития – посещение виртуальных экскурсий по известным музеям мира поможет заметно расширить кругозор учащихся.
  • Геймификацияобучение в игровой форме, когда игровой процесс используется для достижения учебных целей.

Разумеется, возможности виртуальной и дополненной реальности в образовании велики, но не безграничны. Притом, что «виртуалка» заметно экономит ресурсы, у многих учебных заведений нет в распоряжении даже того необходимого минимума средств, дабы задействовать возможности виртуальной и дополненной реальности в учебном процессе.

Кроме того, создание эксклюзивного контента в этой сфере является затратным по времени и средствам, поэтому пока речь идет преимущественно об использовании уже готовых материалов, которые не всегда охватывают нужный спектр знаний.

Есть вопросы и к геймификации в образовании. При всех ее ярко выраженных плюсах всегда остается риск, что учащиеся увлекутся «игрой ради игры» и забудут о том, ради чего они, собственно, всем этим занимаются [Л. Карасева, 2022].

И, конечно, использование виртуальной и дополненной реальности на постоянной основе может ограничить возможности учащихся для общения и социализации в реальном мире. Однако этот нюанс касается любых цифровых технологий, так что тут следует двигаться по пути поиска баланса между реальной и цифровой жизнью, а не по пути ограничения возможностей науки и инноваций в учебном процессе.

Все эти глобальные инновации требуют, с одной стороны, определенного технического обеспечения, с другой стороны, сами стимулируют развитие техники и технологий образования, профессионального обучения, трудоустройства. Об этом стоит поговорить подробнее.

Наука и инновации: примеры технологий в образовании и сфере занятости

Разумеется, абсолютно все технические и технологические инновации, применяемые сегодня в образовании, в одном обзоре охватить невозможно. К тому же многое из того, что когда-то было инновацией и настоящим прорывом, сегодня является привычным делом. Например, интерактивные доски и электронные учебники. Поэтому рассмотрим пять инновационных технологий для учебы, которые пока не стали повсеместной реальностью, но весьма перспективны [А. Французова, 2019].

Интерактивная школьная парта

Интерактивная школьная парта – это почти как доска, только парта. На поверхность парты можно вывести любой учебный материал, необходимый для объяснения, в парту «загружены» все необходимые дидактические материалы и учебные пособия, которые нужны для учебы в этом классе.

Интерактивная парта может помочь первокласснику исправить почерк, подсказав, как правильно писать ту или другую букву. А на уроке иностранного языка парта подскажет правильный перевод слова, если ученик никак не может вспомнить нужное слово и учитель разблокирует доступ к словарю на этот случай.

Управление всей этой красотой осуществляется через сенсорный дисплей. Конечно же, предварительно нужно провести инструктаж с детьми, что, хотя поверхность парты имеет защитное покрытие, тяжелые предметы с размаху на нее лучше не ставить:

К слову, существуют и интерактивные рабочие столы для офисов, только туда загружены не учебники, а рабочие документы. Здорово, если будущий сотрудник освоит такую инновацию еще до того, как устроится на работу.

Высокотехнологичная ручка recorder pen

Технологичная ручка recorder pen умеет оцифровывать и передавать рукописную запись на компьютер через bluetooth. Так что если задание нужно сделать письменно «от руки» (например, потренировать прописи первоклашкам), а потом дистанционно передать его на проверку, с такой ручкой это не проблема.

Сначала ученик перегружает записи на компьютер, а оттуда пересылает в учебный чат преподавателю. Главное не забыть перед началом работы нажать кнопку, которая активирует функцию:

В принципе, такая опция не помешает и работающему человеку, потому что не всегда есть возможность включить на ходу планшет и напечатать текст. Обычная бумажная записная книжка во многих случаях удобнее и функциональнее.

Робот-ученик и робот-педагог

Робот-ученик и робот-педагог – это на случай, если ученик или учитель не смогут прийти в школу лично. Робот-учитель может читать лекцию и перемещаться по классу, что нельзя обеспечить при обычном выводе картинки с «говорящей головой» на монитор:

Робот-ученик может присутствовать в классе, передавать своему владельцу всю учебную информацию, приветы от одноклассников, и даже зайти в гости к приятелю в параллельный класс. Учитывая темпы развития робототехники на производстве, навык будет совсем не лишним.

Обучающие приложения

На сегодняшний день существуют обучающие приложения по разным предметам для разных классов и даже для дошколят. Так, дошкольники могут через красочное веселое приложение выучить буквы и цифры, а старшеклассникам специальное приложение поможет решить математические задачи повышенной сложности.

Подробное описание можно найти в обзоре «16 полезных и нескучных мобильных приложений для школьников» [А. Мартынов, 2022]. Дополнительно можно порекомендовать приложение Sky Map для желающих получить некоторое представление об астрономии, и приложение «Абсолютный слух» для занимающихся музыкой.

Школьная одежда с GPS-маячком

GPS-маячок позволит отслеживать местонахождение ребенка в реальном времени. Таким образом, сбежать с уроков в кино и скрыть сей факт от родителей вряд ли получится. Хотя, если не удается отцепить GPS-маячок от одежды и аккуратно положить его в парту, можно просто заранее взять сменную одежду как на физкультуру, а то, в чем пришли в школу, оставить в классе. Как вы понимаете, на случай кражи воришек найдут очень быстро благодаря все тому же GPS-маячку.

К слову, такие приспособления могут быть использованы и на спецодежде для персонала, который работает на выезде (бригады «Скорой помощи», линейные мастера телекоммуникационных компаний, доставщики пиццы). Некоторые начальники любят бдить за сотрудниками в режиме онлайн дабы те не свернули по дороге в пивной ларек или не заехали домой пообедать, сжигая казенный бензин. Таким образом, навыки работы с GPS-трекерами можно считать полезными для трудоустройства.

Это мы рассмотрели технические и технологические инновации, применяемые сегодня в образовании. Однако инновации – это не только техника и технологии, но и методы. И о них стоит поговорить отдельно.

Методические инновации в образовании и сфере занятости

Давайте сразу обратимся к экспертам и изучим пять самых важных инноваций в методах обучения, применяемых как в системе среднего и высшего образования, так и корпоративном обучении [Lectera, 2021].

Топ-5 инноваций в методах обучения:

  • Модульное обучение – позволяет выбрать для изучения одну или несколько частей (модулей) курса, которые помогут восполнить пробелы в знаниях или доработать навык до совершенства.
  • Развитие критического мышления – навык, необходимый всем с учетом избытка информации по каждому поводу и необходимости отсеивать достоверное знание от фейкового, надежный источник от желтой прессы, квалифицированного эксперта от обычного блогера, что-то прочитавшего на тему, по которой вещает с умным видом.
  • Case-study (анализ примеров из практики) – любые знания имеют смысл, если человек умет применять их на практике. Обучающимся предлагается решить какую-то практическую задачу или же оценить некое готовое решение на предмет его правильности и оптимальности.
  • Проблемное обучение – очень похоже на Case-study с той разницей, что примеры берутся не из практики, а моделируется преподавателем с учетом уровня подготовки студента или школьника.
  • Деловая игра – метод обучения получил распространение давно, однако сейчас переживает «второе рождение» из-за большого количества перемен и необходимости отработать реакцию и действия в новых обстоятельствах.

Что еще можно к этому добавить? Авторы обзора «Какие инновации в педагогике набирали популярность в 2022 году» заметили еще несколько интересных тенденций, которые наблюдаются как в Европе, так и в России [Skillbox, 2022].

Это, например, гибридное обучение предполагающее сочетание онлайн- и офлайн-формата, дуальное или ориентированное на практику обучение, «педагогика микростепеней» или кратких обучающих курсов, «педагогика автономии», повышающая самостоятельность учащихся.

Выраженным трендом стало использование контента блогеров в качестве образовательного и так называемое «обучение на ходу» в ходе учебных прогулок. Уточним, что учебные прогулки помогли сохранить живой контакт многим ученикам и педагогам еще в период пандемии. А в Западной Европе учебные прогулки используются для адаптации мигрантов к новым условиям, их знакомства со страной, культурой и достопримечательностями.

Весьма интересен и такой тренд, как образование с заботой о психологическом благополучии. Зародился он «на диком Западе», и в тамошних университетах студентов целенаправленно обучают справляться со стрессом и не впадать в него из-за проблем с учебой. Сейчас тренд дошел и до нас. Так, в 15 российских вузах в пилотном режиме планируется развивать службы психологической поддержки [Минобрнауки РФ, 2022].

На этой позитивной ноте мы завершим обзор инноваций для учебы и трудоустройства. В любом случае, управление инновациями и содействие инновациям – задача непростая, и хорошо, что в этом направлении есть положительные тренды.

Мы желаем, чтобы инновации приносили вам пользу. Мы приглашаем вас на наши программы «Из мечты в цель» и «Лучшие техники самообразования» и предлагаем ответить на вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:,