Блог о саморазвитии

Научные рецепты креативности: зачем и как избавляться от посредственности?

Научные рецепты креативности

Креативность и творчество – два понятия, идущих рука об руку, и это не случайно, ведь первое слово имеет латинский корень creo-, обозначающий «творить», «создавать». Означает ли это, что креативность появляется исключительно там, где есть творчество? Однозначно. Однако, что мы понимаем под «творчеством» в этом контексте?

Вы, скорее всего, уже догадались, что в данном случае мы не ограничиваемся живописью или музыкой, литературой или скульптурой; одним словом, искусством. Творчество мы понимаем как любой процесс создания какого-то нового продукта или какой-то новой черты уже имеющегося продукта. А вот под «креативностью» подразумевается способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации [Философская энциклопедия, 2004]. Сначала можно подумать, что два понятия – братья-близнецы, тем не менее, вчитавшись немного поглубже, становится очевидно, что сначала рождается творчество, и только затем человек может проявить свою креативность.

Слово «креативность» звучит в наше время очень часто, и есть одно важное объяснение данному факту: в условиях повышенной конкуренции на рынке труда человек должен заявлять о своих компетенциях именно в контексте этого понятия. Уже сегодня создается большое количество новых работ, занятий, профессий, где потенциальные работники должны обладать новыми, уникальными навыками. К слову сказать, в 2014 году американская компания Adobe Systems Inc. провела исследование, результаты которого связаны с креативностью работников, а именно:

  • 94% менеджеров отдела кадров отметили, что креативность – это ключевой параметр при оценке кандидатов;
  • 82% менеджеров отдела кадров находятся в поиске кандидатов с широким кругозором, способных креативно приложить свои основные умения к бизнесу или технологиям;
  • 78% менеджеров отдела кадров связывают креативность с экономическим ростом, и 85% верят в то, что она необходима обществу.

Но в то же время 7 из 10 менеджеров отдела кадров указывают, что студенты, выходящие на работу после вуза, не обладают необходимым навыками для успеха и являются неподготовленными [Adobe, Hiring for the Future, 2014]. Соответственно, повышение креативности в последние годы является флагманом требуемых навыков при устройстве на работу.

Кстати, московская школа управления «Сколково» наряду с другими организациями создала проект, посвященный изданию «Атласа будущих профессий», показывающего, какие именно профессии будут наиболее актуальны в ближайшие 15-20 лет, указывая при этом на смерть одних и рождение других. Отметим, что среди наиболее важных надпрофессиональных навыков присутствуют навыки художественного творчества, работа в условиях неопределенности, управление проектами, межотраслевая коммуникация, клиентоориентированность, а все указанные компетенции нуждаются в нестандартном подходе, инновационной составляющей, что может привнести как раз креативность [Атлас новых профессий, 2016].

Немного о понятии

В современной психологии выделяется несколько аспектов креативности, а именно:

  1. Человек должен быть интеллектуально подкован. Согласитесь, чем больше разностороннего интеллектуального опыта вы имеете, тем больше вероятность того, что вы соедините какие-то интересные идеи и придумаете нечто стоящее. В большинстве случаев креативные люди – это люди образованные, что довольно логично. Чем больше книг вы читали, тем больше можете анализировать новые и даже придумывать свои; чем больше песен спели, тем техничнее ваш голос; чем больше зубов вылечили, тем больше разных проблем выпало на вашу профессиональную долю и т.д. Все это позволяет смотреть на задачу с разных углов и генерировать инновации.
  1. Гибкость мышления. Врожденное качество, связанное со способностью выходить из затруднительных ситуаций в условиях неопределенности. Это темп мышления, его скорость. Обычно людей, обладающих гибким мышлением, называют изворотливыми, изобретательными, ловкими, шустрыми. Кому-то от природы дана гибкость мышления, а тем, кто хотел бы подтянуть навык изобретательности и нестандартного мышления, рекомендуем пройти нашу онлайн-программу «ТРИЗ на практике», где 4 недели вы будете практиковаться с задачами, требующими креативного подхода. Это научит вас применять творческие алгоритмы, чувствовать себя более уверенным в самых разных областях: начиная от искусства и заканчивая наукой.
  1. «Метатворчество». Жизненная установка, ориентация на креативность внутри самого человека. Желание не быть, как все, проявлять свою креативность как на работе, так и в личной сфере: в одежде, общении, путешествиях и т.д. Согласитесь, такие люди обычно интересны. Они выделяются на фоне общей массы людей, с ними хочется общаться и узнавать что-то новое. Конечно, при желании данное качество также можно развить. Немаловажным при этом является вера в себя, свою индивидуальность, уверенность в том, что вы человек интересный, образованный, успешный [Т. Матюшина, 2014].

Безусловно, всем нам хочется быть креативными. Но что вообще означает креативность на уровне физиологии? Предлагаем остановиться на ее механизме.

Креативность и головной мозг

За креативность отвечает один из главных органов человеческого тела; собственно, тот же самый орган, что, в принципеответе за все мыслительные процессы – головной мозг. Давайте посмотрим, каким образом он функционирует у креативных людей.

Исследование Роджера Бити (Лаборатория памяти Шактера в Гарвардском университете) показало, какие именно системы активизированы, натренированы у креативных людей. Строго говоря, у них в большей степени задействованы три основные сети [R. Beaty, 2018]:

  1. Дефолт-система мозга. Это совокупность различных частей мозга, отвечающая за формирование так называемых эйдосов. Возьмем, к примеру, слово «окно», которое, вообще-то, по своей сути ничего не означает, является знаковой единицей. Но по ходу своей жизни вы не раз сталкивались с понятием «окно», и у вас сформировался определенный опыт взаимодействия. Некоторые участки мозга зафиксировали его, и теперь в вашем сознании всплывает один единственный образ окна (заметьте, у всех разный), так называемый интеллектуальный объект. Вот за такую ориентацию в общественном пространстве отвечает дефолт-система.
  2. Сеть выявления значимости (СВЗ). Располагается в островковой доле головного мозга. По названию понятно, что данная система распознает сигналы извне, в том числе и изнутри, и выявляет то, что считает значимым и наиболее информативным. К примеру, если вы идете в магазин со своей подругой и ищете с ней красивое платье, вы не будете при оценке ее внешнего вида смотреть на туфли, потому что ищете платье. Эта часть внешнего мира сейчас наиболее значима, что понимается благодаря СВЗ.
  3. Центральная исполнительская система. Отвечает за целенаправленное решение задач. Удаляет все блуждания, работает не от внешних стимулов, а от внутренних волевых импульсов. Направлена на то, чтобы исполнять четкие функции, возникающие в результате принятия решения. Если вы ставите для себя задачу убрать комнату, то она сформировалась в результате аналитической работы именно этой сети.

Как же взаимодействуют между собой эти системы? Для начала нужно осознать: человек не будет создавать ничего креативного, пока не появится внешнего сигнала к тому, что это нужно сделать. Подключается сеть выявления значимости, которая определяет наиболее сильный и важный сигнал. Далее дефолт-система, хранящая все собранные образы, ищет те, что ей необходимы для того, чтобы распознать объект, присланный из системы выявления значимости. После выбора необходимых «интеллектуальных объектов», т.е. тех образов, которые нам сейчас нужны в большей мере, мы отправляемся в центральную исполнительскую сеть с просьбой структурировать собранную на предыдущих этапах информацию, разобраться в ней и решить поставленную задачу.

Еще один очень важный результат исследования – это то, что у креативных людей, в отличие от некреативных, развито дистальное мышление. Оно обозначает способность выходить за рамки своей дефолт-системы. Например, креативному человеку проще представить себя живущим на 5 лет вперед (временной аспект) или на Фарерских островах, покупающим рыбу (пространственный объект), или будучи тренером сборной России по футболу, утешающим команду после поражения (социальный аспект), или представителем другого пола (смена модальности). Т.е. креативный человек лучше ставит себя в условия другой ситуации [А. Курпатов, 2018].

Соответственно, чтобы стать креативным, необходимо тренировать мышление. Опираясь на исследования ученых, давайте посмотрим, какие существуют параметры, техники и советы по развитию креативности.

Креативность по Леонардо да Винчи

Даже самому нелюбопытному человеку известно имя Леонардо да Винчи, а тому, кто попытается ответить на вопрос «Кто это?», придется перечислять большое количество различных областей, среди которых философия, рисование, архитектура, скульптура, инженерно-изобретательское ремесло. История его жизни и творчества окутана тайнами, прийти к разгадке которых пытается уже не одно поколение.

Исследователем жизни и творчества да Винчи стал американский писатель Майкл Гелб, написавший не одну книгу на эту тему. Рассмотрим более детально, какие принципы креативности и продуктивного творчества фигурируют в его бестселлере «Научитесь мыслить и рисовать как Леонардо да Винчи: семь шагов к гениальности на каждый день»:

1

Любознательность (Curiosita)

Давайте представим самую обыкновенную ситуацию: вы сидите в кафе с другом, перекусываете греческим салатом и непринужденно болтаете. Казалось бы, ничего необычного не происходит. А теперь представьте, что с вами никогда такого не случалось, вы оказались в этой ситуации впервые в жизни. Естественно, у вас возникнет огромное количество вопросов, например:

  • Когда и кем было построено это кафе?
  • Почему я ем именно этот салат, почему он называется греческим?
  • Почему я пользуюсь именно вилкой, ножом и салфетками, почему не могу есть руками?
  • Почему мой друг одет именно таким образом?
  • Почему за нами ухаживают официанты?
  • По каким таким законам физики на улице идет дождь? И т.д.

Конечно, сейчас эти вопросы могут показаться странными, ведь все эти вещи довольно обыденны для нас. Но в том-то и вопрос: а почему так сложилось? Подобным любопытством отличаются дети, познающие мир изо дня в день. Они наивно поражаются тому, как включается пылесос, как он шумит, спрашивают родителей и удовлетворяются простым ответом: «Пылесос собирает пыль, он нужен для уборки». Но ведь кто, когда, в связи с какой проблемой изобрел пылесос и по какому механизму он работает, знают совсем немногие (кстати, подробно об этом можете почитать в Википедии).

Итак, принцип первый: будьте любознательны, задавайтесь простыми, «детскими» вопросами, не воспринимайте все за данность. Это позволит расширить границы воображения, посмотреть на мир с других позиций.

2

Независимость мышления (Dimostrazione)

Безусловно, по многим жизненным аспектам у вас сформировалась своя точка зрения. К примеру, вы придерживаетесь определенных политических взглядов или гладите рубашку, начиная с рукавов. Тем не менее важно уметь принимать и другие точки зрения, отказываться от упрямства и однобокости. Чем больше мнений, позиций, мыслей вы услышите, тем вероятнее, что ваше мышление станет независимым от субъективных взглядов. А это позволяет быть более разносторонним, выбирать нетривиальные методы в процессе творчества.

3

Тренировка восприятия (Sensazione)

Как давно вы получали наслаждение от песни? Можете ли вы припомнить, когда в последний раз картина производила на вас сильнейшее впечатление? Часто ли вы ощущаете дуновение ветра или блики солнца, обращаете на них осознанное внимание? Если ваши ответы отрицательны, задумайтесь над тем, что, возможно, ваши способности восприятия окружающего мира в значительной мере заглушены, задавлены.

Бесконечно важно получать удовольствие от самых простых вещей. Видите, как улыбается ваш ребенок? Это ли не повод для счастья? Словили маленькую рыбку во время рыбалки? Посмотрите, какое это красивое, идеально сотворенное создание. Учитесь находить прелесть в простых, обыденных мелочах, это тренирует восприятие. Вдохновленный, остро чувствующий окружающую среду и ее импульсы человек может, как считал Леонардо, творить креативно.

4

Неопределенность (Sfumato)

Мы привыкли полагать, что неопределенность – это плохо, дискомфортно, тяжело. Но неопределенность возникает, как правило, там, где есть что-то новое, неизведанное. Открытия и удивление от них позволяют взглянуть на мир по-новому. Поиск противоречий, парадоксов, на деле окружающих нас, должен не отталкивать и пугать, а привлекать и вызывать интерес. Ведь креатив – это всегда поиск чего-то инновационного, доселе не существовавшего. Поэтому креативный человек не страшится неопределенности, неизведанности, он ее ищет.

5

Логика и воображение (Scienza)

Креативный человек, безусловно, связан с творчеством. Следовательно, можно подумать, что наиболее важная цель при тренировке креативности – развитие исключительно правого полушария. Но не стоит делать поспешных выводов! Не менее важно в творческой работе развивать и левое полушарие, потому что в творчестве должен присутствовать признак рациональности, его нужно облекать в правильную форму и наделять необходимыми функциями.

Кстати, Майкл Гелб полагает, что данные цели достижимы при помощи рисования. Нужно просто сесть за чистый лист бумаги, прислушаться к своему воображению, ассоциациям и попытаться их изобразить.

6

Баланс тела и разума (Corporalita)

Скорее всего, удивительным фактом для вас станет отличная физическая форма Леонардо да Винчи. Изобретатель посвящал немалое количество времени фехтованию, верховой езде, славился своей бравой силой во всей Флоренции. В своей книге Майкл Гелб высказывает убеждение в том, что человек не может достичь творческих высот без энергетических затрат на физические упражнения. Поэтому в поисках креатива не стоит пренебрегать спортом.

7

Системное мышление (Connessione)

Уже не раз мы говорили о том, насколько важно мыслить не эпизодично, а системно, и одной из замечательных методик системного мышления служит диаграмма связей (диаграмма мыслей, интеллект-карта, ассоциативная диаграмма, схема мышления» и т.д.) Это техника, при которой вы пишете одно центральное понятие или идею, а затем начинаете чертить «ветки» и писать ассоциации, связанные с этим понятием/идеей. Затем продолжаете вести ассоциативный ряд и приходите, возможно, к тому, что искали, находите решение проблемы.

Данная методика получила большую популярность, что очевидно из того, насколько часто она применяется на мозговых штурмах, тренингах, мастер-классах. Это отличный генератор креатива, поддержанный Майклом Гелбом [M. Gelb, 2004].

7 правил да Винчи получили большой отклик среди аудитории. Надеемся, что и для вас они станут неплохими рекомендациями для создания креативного продукта. Но давайте посмотрим, какие еще существуют концепции креативности.

Креативность по Р. Стернбергу

Бывший президент Американской психологической ассоциации, нынешний профессор психологии Оклахомского университета, также автор и соавтор более 600 научных работ, Роберт Стернберг, выдвинул свою идею креативных людей и назвал ее «Теория инвестирования».

Причем же тут инвестирование? В своих исследованиях Стернберг пришел к выводу, что креативные люди умеют находить «дешевые», неизвестные идеи, развивать их, дорабатывать и продавать по высокой цене. Дальше они занимаются поиском новых непризнанных идей и снова инвестируют в них. Какие же параметры креативности рассматриваются в этой концепции?

1

Интеллект

При этом интеллектуальные способности подразумевают три составляющие:

  • умение разглядеть проблему, увидеть больше, чем может заметить обыденное сознание (синтез);
  • выбор среди нескольких идей наиболее стоящей и заслуживающей вложений (анализ);
  • навыки «продаж», способность правильно оформить свою идею, представить ее в выгодном свете (практика).

Важно при этом помнить о важности всех трех составляющих, не пренебрегать какой-либо из них.

2

Знания

Причем здесь они могут сыграть как позитивную роль, так и негативную. Их недостаток предполагает, что человек просто не знает границ, которые должен преодолеть, а избыток может привести к устареванию, «закупориванию», консервации мышления. Поэтому если вы хотите быть креативным, очень важно всегда пополнять багаж знаний и идти в ногу со временем [R. Sternberg, 2012].

3

Стиль мышления

Ключевым словом, определяющим стиль мышления креативного человека, является независимость (или автономность). Невозможно творить креативно, если ваше сознание захламлено стереотипами или внешними незначительными факторами. Такая характеристика ведет к следующему пункту…

4

Индивидуальные черты

По мнению Стернберга, готовность идти на разумный риск, решать возникающие проблемы, принимать вызовы, защищать свое мнение даже под угрозой непринятия окружающими отличает человека креативного. Как видно, главным качеством является вера в свои силы, смелость. А какие еще характеристики вы бы добавили при описании креативного человека? Делитесь ими в комментариях.

5

Мотивация

Мы очень часто обращаемся к каким-то мотивационным тренингам, слушаем вдохновляющие речи, т.е. ищем стимулы извне. Однако действительно креативный человек способен находить мотивацию внутри себя. Некая внутренняя полноценность и потребность в плодотворном созидательном процессе всегда присутствует в сознании креативного творца.

6

Внешняя среда

Несмотря на предыдущий пункт, все же важно найти творческую среду, толкающую на новые достижения. Ведь вспомните: креативность рождается только там, где она необходима, где в ней чувствуется потребность. Если вас окружает посредственность, вам достаточно будет приложить небольшое количество усилий, чтобы добиться результативности. Напротив, там, где конкуренция выше, вы будете работать над собой более интенсивно.

Не стоит забывать, что все вышеуказанные параметры взаимодействуют между собой. Безусловно, каждый из них представляет собой ценность, однако реальный эффект они могут дать только при системном взаимодействии [В. Дружинин, 2007].

Более подробно прочитать об экспериментах Роберта Стренберга о связи интеллекта и креативности вы можете в этом учебнике. А мы продолжаем дальше.

Креативность по Г. Айзенку

Концепция редукции творчества к интеллекту – научный продукт Ганса Юргена Айзенка, немецко-британского ученого-психолога. Айзенк вместе со своими последователями высказывал точку зрения, согласно которой, неправильно выделять творчество в особый вид психической активности. В сущности, творческий процесс и, в частности, креативность – это часть развитого интеллекта, плод умственной одаренности.

Эта концепция придерживалась теории Гилфорда, в частности, практически опиралась на его тесты о связи интеллекта и дивергентного мышления. Чтобы подтвердить свою точку зрения, сторонники ученого, Льюис Мэдисон Термен и его ученица Кэтин Кокс Майлз, проводили исследования с гениальными и выдающимися людьми , благодаря чему и стали известны.

Исследование 1921 года в Калифорнийском университете с привлечением 1 528 мальчиков и девочек в возрасте от 8 до 12 лет из 98 калифорнийских школ с коэффициентом интеллекта (КИ) 135 показало, что умственно одаренные дети опережают своих сверстников на два класса школы и в целом показывают более высокий уровень развития.

Впоследствии (через 60 лет) психолог Д. Фельдман решил проверить результаты начатого Терменом и Кокс лонгитюда и обратился к тому, чего добились участники эксперимента. Вот что он обнаружил:

  • все участники окончили школы;
  • две трети детей окончили университеты;
  • 800 мужчин с КИ выше 135 опубликовали 67 художественных и научных произведений, получили патенты на 150 изобретений;
  • 78 человек стали докторами философии;
  • 48 человек стали докторами медицины и других наук;
  • 47 человек фигурировали в справочнике «Лучшие люди за 1949 год».

Но примечательной особенностью стало то, что ни один из участников-высокоинтеллектуалов не стал выдающимся творцом искусства ни в одной из его сфер. Конечно, эти люди достигли статусного положения в обществе, добились высокого дохода, но никому не удалось оставить след в мировой культуре.

Такие выводы исследования подтверждают тезис: интеллектуально развитые люди умеют выстраивать правильные социальные роли, адаптироваться к внешним условиям, тем не менее высокий показатель IQ вовсе не служит залогом креативности и не может говорить о творческих способностях и уж тем более об их реализации [К. Ногалес, 2015].

Другие примеры исследований ученых читайте в нашем блоге, а мы рассмотрим следующую теория креативности, оформившуюся в 1967 году с выходом книги «Природа человеческого интеллекта» Дж. П. Гилфорда.

Креативность по Дж. Гилфорду и Э. Торренсу

Джой Пол Гилфорд – известный американский исследователь, психолог XX века, занимался изучением структуры интеллекта посредством исследования темперамента, внимания, мышления и, конечно же, творчества.

Главным результатом научной работы Гилфорда явилось выделение двух типов мышления:

  • конвергентное мышление (схождение) – решение задачи со множеством условий, сводящееся к одному результату, единственному правильному варианту;
  • дивергентное мышление (расхождение) – решение одной проблемы или задачи различными путями, приводящее иногда к неожиданным направлениям и выводам.

Именно дивергентное мышление было взято за основу творческого мышления, потому что творчество – это всегда поиск чего-то нового, поиск нестандартных подходов при решении одной проблемы. А это прерогатива дивергенции.

Джой Гилфорд известен также тем, что разработал целую систему тестирования, по которой можно определить, является ли человек креативным. В основу этих тестов были положены некоторые параметры, среди которых:

  • оригинальность (способность приходить к необычным выводам);
  • семантическая гибкость (выявление главного предназначения объекта и его смена);
  • образная адаптивная гибкость (изменение формы стимула и поиск новых возможностей его применения);
  • семантическая спонтанная гибкость (генерация идей при неожиданных, нерегламентированных ситуациях) [А. Раренко, 2020].

Сам же тест представляет собой совокупность подтестов (всего их 14), в частности, тест легкости словоупотребления («Перечислите слова, содержащие сочетание букв «пр» и т.п.), тест на применение предмета («Для каких целей можно использовать подушку? Дайте как можно больше вариантов» и т.п.), тест на рисование (при этом дается линия или геометрическая фигура; ее нужно оформить в стройное изображение) и т.д. Таким образом, ученому удалось создать систему оценивания людей (в большей степени старшеклассников) на предмет дивергентного мышления.

Элис Пол Торренс на базе исследований Джоя Гилфорда создал свою систему тестирования. Этот американский психолог рассматривал креативность не с точки зрения характеристики, а с точки зрения процесса, включающего следующие этапы:

  1. Выявление проблемы.
  2. Выдвижение нескольких гипотез по решению проблемы.
  3. Формулирование решения и фиксация результата.

Каждый этап характеризуется определенным эмоциональным состоянием (радость, удивление, напряжение, стресс, разочарование, отчаяние, терпение и т.д.), но в итоге сильная концентрация приводит к поиску выхода. Так называемая батарея тестов Торренса направлена именно на оценку указанных этапов креативного процесса, состоит из 12 тестов, объединенных в три группы: вербальные, звуковые и изобразительные. Таким образом, оценивается потенциал дивергентного мышления в этих трех сферах [А. Савенков, 2014].

Концепция Гилфорда и Торренса считается классической теорией креативности, т.к. она легла в основу многих методик тестирования, хотя и не раз подвергалась критике из-за своей привязки к беглости, гибкости, оригинальности, в сущности не описывающих креативность как таковую [В. Дружинин, 2007].

А перед тем, как подвести итог, предлагаем вам проверить, удалось ли усвоить материал статьи должным образом:

Заключение

Осветив основные моменты концепций креативности, можно заметить, что разные ученые приходили к разным выводам относительно ее параметров и характеристик. Конечно, у каждого человека может быть свой взгляд на то, как достигать креативности, но более важно понять, что сегодня она нужна всем. Это конкурентное преимущество, необходимое для выживания в рыночной среде.

Большая часть психологов все же сходится во мнении, что интеллект и креативность идут рука об руку, и действительно высокое творчество может быть создано только образованным и развитым человеком. Неоспорим тот факт, что интеллектуальные способности нужно развивать, и в этом вам поможет наша онлайн-программа «Когнитивистика», на которой, помимо умения эффективно и рационально рассуждать и строить логические связи, вы обретете способность нахождения нестандартных подходов при решении трудных задач.

Желаем вам интеллектуальных побед и творческих достижений!

Ключевые слова:,