Блог о саморазвитии

Концепция редукции творчества к интеллекту

Концепция редукции творчества к интеллекту

Продолжая разговор о концепциях креативности, нельзя не упомянуть о концепции редукции (перехода) от творчества к интеллекту, сторонниками которой были британский психолог Ганс Юрген Айзенк, американские психологи Джо Пол Гилфорд и Элис Пол Торренс и некоторые другие учёные, о которых мы упомянем ниже.

Идеи Айзенка и его сторонников

Согласно концепции Айзенка, показатель креативности человека обусловлен уровнем его интеллекта. Ганс Юрген Айзенк, основываясь на связи IQ с тестами Гилфорда на дивергентное мышление, выдвинул предположение, что креативность является одной из составляющих общего умственного развития.

Сторонники Айзенка и выдвинутого им предположения, дабы не быть голословными, провели несколько практических исследований, одним из самых серьёзных среди которых стала работа американского психолога Льюиса Мэдисона Термена. В 1926 году вместе с другим американским психологом Кэтрин Кокс он провёл анализ биографий 282 знаменитых людей с целью произвести оценку их IQ на основе их достижений в возрасте от 17 до 26 лет. В своих исследованиях учёные также опирались на шкалу Стэнфорд-Бине, позволяющую оценить их интеллект в детские годы.

В дальнейшем сравнивались возрастные показатели получения навыков и знаний у знаменитостей со схожими показателями у обычных детей. И было выявлено, что коэффициент интеллекта знаменитостей многократно выше обычного – он составил, в среднем, 158,9. Исходя из этого, Термен заключил, что гениями являются люди, которые уже в раннем детстве проявляли признаки высокой одарённости. Результаты данного исследования стали известны по всему миру и вошли в состав многих учебников по психологии.

Однако гораздо больший интерес вызвали результаты длительного Калифорнийского исследования, организованного Терменом и Кокс ещё в 1921 году. Для исследования были отобраны учащиеся 95 средних калифорнийских школ – 1528 девочек и мальчиков возрастом от 8 до 12 лет, коэффициент интеллекта которых был равен 135. После проведения всех экспериментов оказалось, что дети, которые одарены интеллектуально, опережают по уровню развития своих сверстников примерно на два класса школы.

Спустя 60 лет после начала этого долгого исследования психолог Д. Фельдман проверил результаты начатого Терменом и Кокс лонгитюда – были оценены результаты, которых достигли в жизни люди, которые были выбраны для эксперимента в 1921 году. Все дети с высоким IQ отлично окончили школы, две трети из них окончили университеты. Из них 800 мужчин, чей IQ был выше 135, опубликовали 67 художественных и научных произведений, получили патенты на 150 изобретений, 78 человек получили степень докторов философии, 48 – докторов медицины и других наук. А 47 человек были отмечены в справочнике «Лучшие люди за 1949 год». Однако ни один высокоинтеллектуальный человек, участвовавший в исследовании, так и не проявил себя как исключительный талант в сфере искусства, литературы, науки и т.д., и не оставил следа в развитии мировой культуры. Но практически все они достигли высокого положения в обществе, а также дохода, в несколько раз превышающего среднестатистический.

Всё это позволило ученым сделать вывод, что интеллектуально одарённые люди могут успешно адаптироваться в социуме, но даже очень высокий IQ не является гарантией творческих достижений, другим словами, можно являться интеллектуалом, но так и не стать настоящим выдающимся творцом.

В 1967 году вышла в свет работа Джо Пола Гилфорда «Природа человеческого интеллекта», после которой концепция креативности и её связи с интеллектом стала набирать всё больше приверженцев.

Идеи Гилфорда и Торренса

Идеи Джо Пола Гилфорда говорят о принципиальном различии между мыслительными операциями двух типов – конвергентного и дивергентного. Конвергентное мышление становится актуальным тогда, когда человек, решающий задачу, на основе ряда условий ищет единое решение. Дивергентное же мышление допускает несколько путей решения задачи, благодаря чему появляются неожиданные результаты и выводы. Гилфорд говорил, что дивергентные операции, вместе с преобразовательными являются основой креативности как способности к творчеству.

Всего Гилфордом были названы четыре параметра креативности (за исключением общего интеллекта):

  • Оригинальность как способность к продуцированию ассоциаций и необычных решений;
  • Семантическая гибкость как способность к выявлению основных свойств объекта и предложению новых способов его применения;
  • Образная адаптивная гибкость как способность к изменению формы стимула для поиска новых признаков и возможностей применения;
  • Семантическая спонтанная гибкость как способность к продуцированию различных идей.

Основываясь на данных предпосылках, Гилфорд вместе со своей командой создали тесты ARP – тесты программы использования способностей, направленные, главным образом, на диагностику дивергентной продуктивности.

Впоследствии представленная программа была развита в исследованиях Элиса Пола Торренса, разрабатывавшего свои тесты в процессе учебно-методической деятельности, направленной на развитие творческих способностей у детей.

Креативность понималась Торренсом как способность человека обострённо воспринимать недостатки, дисгармонию, пробелы в знаниях и т.п. Он считал, что акт творчества подразделяется на несколько этапов:

  • Восприятие проблемы
  • Поиск решения
  • Возникновение и формулирование гипотез
  • Проверка гипотез
  • Модификация гипотез
  • Поиск результата

Именно из этих этапов должен состоять идеальный тест на диагностику креативности, поэтому тесты Гилфорда были модифицированы Торренсом для своих задач. Всего Торренс составил 12 тестов, разделённых на три категории – это вербальная, изобразительная и звуковая батареи, оценивающие словесное, изобразительное и словесно-звуковое творческое мышление. Причём, тесты Торренса, в отличие от тестов Гилфорда, могли применяться как на детях, так и на взрослых.

Благодаря факторному анализу новых тестов, были выявлены факторы, которые соответствуют специфике заданий, а не просто таким параметрам как лёгкость, гибкость, точность и оригинальность мышления. К тому же, взаимосвязь этих параметров в каком-либо одном тесте, гораздо выше, нежели их взаимосвязь в разных тестах.

Основные параметры креативного мышления характеризовались Торренском следующим образом:

  • Лёгкость мышления представляет собой быстроту решения задач, что указывает на показатель скоростного интеллекта;
  • Гибкость мышления представляет собой способность переключаться с одной категории объектов на другую;
  • Оригинальность мышления представляет собой способность к нахождению редко встречающихся в однородной группе испытуемых решений проблемы.

На практике тесты Торренса показали, что успешность выполнения заданий обусловлена скоростными психическими качествами. Говоря иначе, именно скоростной интеллект позволяет производить оценку креативности.

Выводы

Естественно, представленные нами в данной статье идеи Айзенка, Гилфорда и Торренса рассмотрены исключительно поверхностно и в целях ознакомления, что не позволяет произвести исчерпывающего их анализа и дать им соответствующую оценку. В особенности это касается людей, не являющихся специалистами в области психологии и креативности. Однако мы всё же можем сделать некоторые выводы, относительно этих идей.

Современный социум непосредственно заинтересован в создании таких условий, в которых творческий потенциал каждого человека мог бы развиваться. И достичь этого можно такими путями, как повышение уровня образования детей, применение в процессе воспитания особых стратегий, развивающих интеллект, разработка инновационных методик развития интеллекта и креативности и внедрение их в учебный процесс и профессиональную деятельность, а также формирование у людей правильного отношения к своему интеллекту и творческим способностям – отношения именно как к особой ценности.

Именно по этой причине в наше время во многих образовательных учреждениях и организациях для этого делаются многие преобразования, появляются их новые типы и категории, применяются разнообразные варианты программ по обучению и повышению квалификации. А в самом процессе обучения и другой деятельности используются новейшие методики, интеллектуальные, психологические, логические, творческие, экономические и деловые игры и проводится множество специализированных тренингов по развитию интеллектуального и творческого потенциала.

Ключевые слова: