Блог о саморазвитии

Фактор автобуса: как не стать заложником «супергероя» в коллективе?

Фактор автобуса

В наши дни одной из наиболее перспективных и бурно развивающихся областей деятельности человека является IT-сфера. На сегодня в ней создано большое количество различных профессиональных направлений: от тестировщика до web-дизайнера. Все эти люди пока что представляют собой довольно высокую ценность, в особенности, если обладают соответствующими навыками и умениями, т.к. любая новая сфера знаний всегда ставит вопрос о дефиците профессиональных работников. Поэтому особую важность сегодня приобретает не только проблема поиска работника.

Предположим, вы работаете над каким-то проектом, требующим усилия не одного человека, а целой команды. В таком случае важно понимать, что команда – это не просто некая совокупность людей, выполняющих свои обязанности. Команда больше про коллективную ответственность, взаимовыручку. Делая акцент на таких качествах, вы повышаете жизнеустойчивость проекта и снижаете его риски.

Кстати, упоминая о командообразовании, немаловажным навыком становится развитие коммуникаций, ведь общение и построение правильных социальных отношений – один из важнейших навыков современного успешного человека, т.к. именно они позволяют находить полезные связи и использовать их на практике. Чтобы овладеть искусством общения, предлагаем пройти нашу онлайн-программу «Лучшие техники коммуникации», где за 2 месяца вы решите проблему взаимодействия с людьми, станете более коммуникабельным и мудрым партнером по диалогу.

Но вернемся к возникающим рискам. К примеру, вы занимаетесь производством сыра. У вас на ферме работает технолог, знающий о производстве именно вашего особенного и неповторимого сыра практически все. Проблема заключается в том, что технолог не передал свои знания никому другому, фактически только он знает, какое количество молока нужно для изготовления сыра, какие ферменты и в каком количестве нужно добавлять, сколько сыр должен отстаиваться и в каких температурных условиях и т.д. И в один день ваш уникальный технолог принимает решение уйти в другую компанию по производству сыра в связи с бОльшим вознаграждением. А с чем остаетесь вы?

Примерно так и можно объяснить сущность фактора автобуса. Давайте более близко познакомимся с данным понятием, рассмотрим его суть, узнаем, как предотвратить пагубные последствия, появляющиеся вместе с ним.

Что такое фактор автобуса?

Перед тем, как узнать содержание фактора автобуса, приведем реальный пример, после которого, собственно, и начались обсуждения, послужившие причиной появления данного термина. Для этого нам необходимо познакомиться с Гвидо ван Россумом – основателем языка программирования Python.

В 1994 году в почтовой рассылке один из работников Национального Института Стандартов и Технологий (США) опубликовал следующую запись: «Что, если завтра вы увидите такой пост: «Неожиданная смерть Гвидо стала для нас всех шоком. Подозреваемыми могли оказаться раздраженные разработчики Tcl, однако на месте преступления не было найдено никаких явных улик…»

Еще задолго до появления фактора автобуса, в области программирования существовала проблема концентрации знаний у одного человека, и Гвидо ван Россум тому истинное доказательство. Гвидо славился тем, что все процессы были подконтрольны ему, даже в его профессиональной среде ему дали прозвище «великодушный пожизненный диктатор», что означало принятие всех окончательных решений при его участии. Поэтому работника, опубликовавшего этот шуточный пост, заинтересовало, а сможет ли компания выжить, если Гвидо в один несчастный момент исчезнет?

Конечно, Гвидо в своем роде гениальный программист, и такие люди всегда действительно творят чудеса даже в очень сложные периоды для компаний. Но такая ситуация создает большие риски: если у вас больше нет людей, способных решить проблему, как это сделал бы Гвидо ван Россум, ваш бизнес может прогореть в момент спонтанного отсутствия этого гения [G. Avelino, A. Hora et al., 2016]. Чтобы решить эту проблему, была создана следующая концепция.

Bus-фактор, truck-фактор, автобусный фактор, фактор грузовика – это все названия одного и того же явления. Если описать одним простым предложением, что это такое, то можно ответить так: «Количество человек вашей команды, которых должен сбить автобус (или грузовик), чтобы проект попал в кризисное положение». Т.е. если у вас в команде три человека отвечают за главную работу, и от результата их труда зависит практически все, то bus-фактор в вашем случае – три.

Конечно, в самом определении содержится довольно крайнее обстоятельство выбывания участника проекта (автобусный инцидент). На самом же деле, таким фактором может служить абсолютно любая причина – более выгодное и привлекательное предложение от конкурентов, уход по личным обстоятельствам, переезд за границу, состояние здоровья, уход в незапланированный отпуск и т.п.

Таким образом, если хоть одна функция в рамках проекта выполняется исключительно одним человеком, т.е. в каком-то смысле он обладает монопольным знанием на ее сущность, то будьте готовы к тому, что в какой-то момент этот человек может уйти, одна цепь звена выпадет и вся работа остановится [F. Ricca, A. Marchetto, M. Torchiano, 2011].

Однако вы можете возразить и сказать: «Незаменимых людей нет». Да, безусловно, рано или поздно вы найдете замену человеку, который покинул ваш проект в очень неподходящий момент. Тем не менее решение данной проблемы будет сопряжено с определенными затратами: временными, эмоциональными, материальными, управленческими и т.д.

Из логики фактора автобуса становится понятным, что необходимо увеличивать его значение, чтобы в рамках одного проекта было как можно больше людей, способных разобраться в работе друг друга и прийти на замену. Ведь вероятность того, что одновременно большое количество сотрудников «собьет грузовик или автобус», т.е. случится какая-то неприятная ситуация, заметно ниже [M. Bowler, 2015].

Практику фактора грузовика наиболее часто можно встретить в сфере информационных технологий, однако это не единственная область применения данной концепции. Она подходит под все бизнес-процессы, в которых происходит распределение полномочий, где строятся отношения «управляющий-подчиненные», где работники могут оказаться взаимозаменяемыми.

Рассмотрев сущность фактора грузовика, посмотрим, какие рекомендации помогут сохранять высокое его значение.

Что с этим делать?

Конечно, идеальная ситуация с фактором автобуса – это ситуация, при которой все участники проекта могут заменить друг друга и, соответственно, потери от ухода одного из членов команды будут минимальными. На деле же вся работа обычно сводится к деятельности одного иди двух «супергероев», способных вырулить из шторма в штиль. Как же быть готовыми к тому, чтобы прощаться с ними с покоем на сердце? Ниже несколько советов.

Перемещение

Если вдруг вы оказались в ситуации с низким фактором автобуса, подумайте о том, как можно переназначить человека, служащего причиной такого значения. Если один сотрудник берет на себя один фронт работы, а другой совершенно не в курсе того, чем занимается первый, и смыслит только в своей специализации, то поразмышляйте: как можно изменить его функцию, где, помимо своей основной должности, он может быть полезен? И соответственно, кто может его заменить?

Конечно, такой вариант займет время на обучение обоих, но у вас появится большое преимущество – повышение взаимозаменяемости, снижение рисков, рост дифференциации. К тому же, люди, снижающие фактор автобуса, обычно являются довольно талантливыми и опытными. Следовательно, их переориентация будет способствовать повышению эффективности и в других сферах.

Со временем такая практика может стать нормальной и типичной для функционирования компании. Также такая мера поможет развить навыки коммуникации работников, повысить область их знаний, понимать работу всех департаментов, т.е. мыслить более масштабно.

Упрощение

Не старайтесь приходить к конечным результатам сложными путями. Управляя проектом, убеждайте своих работников в необходимости поиска наиболее оптимальных и несложных вариантов решения проблем. Это поможет организовать работу так, чтобы другие работники, хоть каким-то образом разбирающиеся в специфике данной деятельности, могли прийти на подмогу в момент отсутствия «главных героев истории».

В данном контексте примечательным будет поделиться рассказом Артема Быковца, коуча, тренера в сфере IT, Agile Project-менеджера с опытом более 11 лет на потоке Advanced Skill Day конференции Software Engineering 2015. История повествует о том, что один программист-разработчик, работавший в компании, связанной с рекламой в сфере розничной торговли, написал код для создания интерактивной карты мобильного приложения. Он был единственным, кто мог исправить ситуацию в случае каких-то неполадок, поэтому вся работа по этому фронту была на юноше.

Однако в тяжелый 2008 год наступил экономический кризис, в связи с чем компания решила свернуть проект, поэтому молодому человеку пришлось покинуть место. По условиям контракта, разработчику в случае завершения работы необходимо было выплатить зарплату за последний месяц и на месяц вперед, но руководство решило обделить юношу. Тем не менее парень оказался не так прост…

Когда другие работники увидели код, написанный разработчиком, они поняли, что разобрать его сможет только тот, кто написал, потому что он зашифрован. Т.е. парень предусмотрел такую ситуацию и составил код, который расшифровать было под силу только ему самому. Ряд обозначений, названий переменных и классов, отмеченных в блокноте исключительно у него, стал камнем преткновения для менеджеров. Как вы могли догадаться, зарплата была выплачена за оба месяца, и дело было доведено до конца.

Мораль этой истории заключается в том, что нужно контролировать процессы, происходящие внутри команды, не позволять одному человеку захватывать слишком много полномочий, развивать между сотрудниками пути коммуникации, выстраивать систему обмена опытом.

Документирование

Как руководитель или менеджер, приучите своих подчиненных документировать результаты их работы. Это необходимо, чтобы информация, во-первых, была доступна для анализа другими сотрудниками, во-вторых, была под рукой в любой момент времени и не тормозила рабочие процессы, и в-третьих, носила пояснительный характер с наличием комментариев на общедоступном языке.

К примеру, если вы, как бухгалтер, привыкли работать по определенной стратегии в программе 1С, приучитесь записывать пояснения к своей технике, к тому, как вы представили и организовали учет операций, производимых на предприятии. В идеале, составьте мануал по ведению бухучета в своей программе, ведь это поможет сократить время на дополнительные объяснения коллегам, сократит время передачи данных последующим бухгалтерам.

Общая база знаний

Собственно, близкий пункт к предыдущему, отличие только в том, что все сформированные данные нужно собрать в одну большую базу, которая станет хранилищем полезной информации для всех. Часто в пределах одного коллектива такие базы создаются довольно формально, никто их не посещает и не обновляет, хотя это ошибочно.

Такое хранилище поможет найти ответ на возникший вопрос тотчас же, к тому же стажеры и новые сотрудники смогут погрузиться в среду компании гораздо быстрее и более самостоятельно. Все последние обновления будут заноситься в такую базу, следовательно, она будет актуальна и полезна. Заводить новую папку для каждого сотрудника и систематизировать полученные знания – однозначно хорошая идея, повышающая автобусный фактор.

Коммуникации

Устраивайте небольшие сессии обсуждения. Создавайте условия для общих встреч своих сотрудников, организуйте планерки и собрания, давайте возможность работникам высказаться, поделиться опытом, обсуждайте с ними вопросы на повестке дня. Такой способ будет полезен во многих аспектах:

  • ваши сотрудники будут понимать, что происходит в компании, осознавать большую часть бизнес-процессов;
  • четкая постановка задач в контексте общих целей будет более понятной, а, следовательно, работа ваших подчиненных более эффективной, целенаправленной;
  • все вопросы, возникающие по ходу работы (а они всегда есть) можно будет обсудить и найти общий план по выходу из ситуации;
  • психологически проблемы легче решать в коллективе, понимая, что не ты один несешь ответственность.

Все это в совокупности поможет наладить коммуникации, создать условия открытого диалога, а значит, вероятность появления члена команды, который будет действовать исключительно в одиночку, обладать монопольными знаниями в контексте каких-то проблем, будет снижаться. Заставляйте подчиненных делиться и рассказывать [A. Ahmed, 2018].

Стратегия лидерства

Приходить в коллектив и раздавать инструкции – это, конечно, довольно распространенная модель поведения руководителя, но, нужно признать, малоэффективная. К числу лидерских качеств относится не только умение формулировать указания, но и облекать их в правильную форму с обоснованием вашего запроса, ведь только когда человек четко осознает, зачем он выполняет то или иное поручение и понимает исключительность своего положения (кроме него это никто не сделает), он относится к работе более ответственно и охотно.

Отыщите разницу: «Вам нужно за 20 минут составить отчет по продажам» и «В последнее время наша компания терпит снижение показателя продаж, и было бы отлично посмотреть динамику за последний месяц. Его нужно подготовить как можно быстрее, потому что динамика становится довольно опасной, и нужно предпринимать меры как можно более оперативно. Что думаете? Сможем организовать?» Как думаете, какой вариант более предпочтителен и почему?

У вас может возникнуть вопрос: «А как это связано с фактором грузовика?» Вспомните ситуацию, описанную выше, когда молодой разработчик составил собственную книжку с расшифровкой кода. Если не углубляться в вопросы морали, оценивая обе стороны ситуации, можно просто констатировать, что сделал он это не просто так. Экосистема бизнеса предполагает взаимоуважение и открытость, иначе будут появляться именно такие кейсы, т.е. каждый будет сам по себе, кто-то соврет там, кто-то здесь, кто-то недоделает тот фронт работы и оставит это без внимания, и в результате наступит внутренний кризис. Поддержание атмосферы открытости и уважения – путь к повышению фактора автобуса.

В качестве дополнительных решений можно отметить следующие рекомендации:

  • придерживайтесь манифеста AGILE (более подробно об этом читайте нашу статью «AGILE – гибкая система управления проектами»);
  • используйте Star map или Карту компетенций (таблица, позволяющая понять, насколько силен bus-фактор в команде);
  • для области IT отличной рекомендацией служит парное программирование (pair programming), когда одним кодом занимаются сразу два программиста;
  • следите за соотношением интровертов и экстравертов в команде, учитывая, что последние обязательны в составе хотя бы на 30%;
  • внедрите обучение в экосистему компании, продвигайте лозунг «делимся знаниями и опытом»;
  • не забывайте про отдых – зачастую причина «сбивания автобусом или грузовиком» кроется именно в отсутствии отдыха, «когда все достало» … [А. Гасраталиева, 2017]

Фактически, концепция фактора автобуса предполагает наличие слаженно работающей команды. Давайте отметим, почему именно такой формат работы признается наиболее эффективным.

Мы – за команду!

Существует африканская пословица: «Если ты хочешь идти быстро, иди один. Если ты хочешь идти далеко, идите вместе». В этом мудром изречении кроется важный смысл: конечно, удобно работать одному, когда тебе никто не мешает, не отвлекает, ты довольно продуктивен, особенно когда знаешь свою работу. Но на самом деле, чтобы достигать больших успехов, важно уметь быть частью команды, винтиком механизма, без которого он работать не будет, но осознающим, что он – все же часть механизма, и другие запчасти тоже важны.

К очевидным преимуществам работы в команде мы отнесем:

Качество результата

Когда вы работаете в одиночестве, вы можете допустить ошибку, которая заведет вас впоследствии в тупик. Работа же в команде – это взаимопроверка, оценка промежуточных результатов людьми, нуждающимися в этих результатах. Соответственно, в данном случае снижается вероятность того, что вы потеряете время на исправление допущенной ошибки, ведь она вовремя будет найдена.

Ответственность

Безусловно, в рамках команды вы чувствуете больше ответственности, нежели при работе в одиночестве. Это отметил Эдмон Лау, инженер сервиса Quora в своей статье «Почему и где важна работа в команде?» Особенно это действенно, если вы работаете с людьми с большим опытом. Это становится отличной мотивацией.

Психологическая сторона

У каждого по ходу работы бывают какие-то проблемы, которые необходимо тотчас исправить, и, конечно, это легче делать в рамках команды. Вы можете спросить у своих коллег: возможно, им попадалась такая проблема; если же никто не встречался с ней, что ж, по крайней мере, у вас есть, с кем поделиться. Когда же вы работаете один, не найдется и человека, который разделит вместе с вами радость от победы и выхода из тупиковой ситуации.

Обратите внимание, что все вышеуказанные преимущества таят в себе еще один большой плюс – экономию времени. Для любого бизнеса эта проблема одна из приоритетных. Кстати, одним из отличных методов по грамотному управлению временем может служить наша онлайн-программа «Лучшие техники тайм-менеджмента», в которой мы собрали лучшие способы по эффективному использованию, пожалуй, самого важного ограниченного ресурса человека – времени. За 5 недель вы получите системные знания, которые позволят вам рационально распределять время в любой из сфер вашей жизни.

Очень важно правильно составлять структуру компании, чтобы нивелировать эффект фактора автобуса, поэтому не забывайте также о нашем бесплатном курсе по тимбилдингу. Ну а мы переходим к выводу.

Заключение

Фактор автобуса –это не панацея от проблемных ситуаций в коллективе, но это быстрый и удобный показатель по оценке потенциальных опасностей. Наличие «супергероя» в вашей команде может принести большое количество пользы, но не забывайте, что это и большая ответственность. Управление способностями талантливых людей не менее важная задача, чем мотивация и обучение менее талантливых. Помните о важности сохранения независимости и снижения рисков.

Желаем успехов!

Ключевые слова:,