Блог о саморазвитии

Потребностно-информационная теория П. В. Симонова

Потребностно-информационная теория П. В. Симонова

В статье «Прокрастинация. Причины и 10 способов с ней справиться» мы говорили о том, что в борьбе с промедлением необходимо учитывать психологические особенности деятельности человека. В частности, это касается мотивации и влияния эмоций на работу. Объяснить, как они воздействуют, нам поможет потребностно-информационная теория П. В. Симонова, ведь именно этот ученый внес огромный вклад в теоретическое и практическое исследование психофизиологии мотивации и эмоций и их роли в поведении человека.

Основы теории П. В. Симонова

Павел Васильевич Симонов – советский и российский психолог, биофизик, психофизиолог и нейрофизиолог, известный тем, что создал и разработал методы диагностики и прогнозирования состояния мозга человека. Впервые свою потребностно-информационную теорию ученый представил в 1981 году в работе «Эмоциональный мозг».

По мнению П. В. Симонова, посредством эмоций человеческий мозг отражает какую-либо актуальную потребность (ее величину и качество), а также вероятность ее удовлетворения. Оценивает же мозг все это, беря за основу генетический и приобретенный ранее индивидуальный опыт.

Эмоции имеют в жизни индивида огромное значение, т.к. выполняют несколько важных функций:

  • Оценочная (или отражательная) функция. Индивид переживает отношение и оценивает значимость событий или ситуации внутри или вне себя, свои возможности и производимые действия, а также достигаемые результаты своей деятельности.
  • Предвосхищающая (или упреждающая) функция. Индивид переживает ожидание предстоящих событий, начало своих действий, вероятность достижения успеха (будет ли получен результат, достигнута цель или удовлетворена потребность).
  • Мотивирующая (или побуждающая) функция. Индивид переживает необходимость достижения конкретного результата. Генерируется активность, необходимая для этого. Также формируется желание и намерение повторять в дальнейшем действия, которые приводят к положительному опыту, или избегать действий, приводящих к противоположному результату. В некоторых случаях данная функция побуждает человека изменять свое поведение.
  • Мобилизующая функция. Обеспечивает прилив энергии, применение имеющихся в распоряжении индивида возможностей и своего общего потенциала для достижения поставленной цели и преодоления препятствий на пути к ней.
  • Подкрепляющая функция. Подтверждает степень соответствия достигнутой цели испытываемому желанию, намеченному результату. Закрепляет в памяти все важное и полезное, что помогло достичь цели. Обеспечивает принятие для будущего тех методов действий, которые приводят к эмоциональному удовлетворению, и отторжение действий, приведших к негативному опыту. Положительные эмоции являются сильнейшим внутренним условием, при котором вырабатываются рефлексы и образуются условно-рефлекторные связи высшего порядка. Отрицательные эмоции не дают образовываться таким связям и разрушают уже существующие связи.

Чтобы появилась эмоция, направляющая действия, необходимы несколько условий: внезапность, необычность и новизна ситуации или события. Если человек оказывается неподготовленным к встрече с этими условиями, если он не может найти возможность удовлетворить имеющуюся у него потребность, появится только эмоция, не приводящая ни к каким действиям. А чем ограниченнее собственная система приобретенного опыта человека в удовлетворении потребностей в подобных ситуациях, тем больше эмоций он будет испытывать.

Также Симонов выделял некоторый оптимум мотивации, обусловленной потребностью, за границами которой появляется эмоциональное поведение. Другими словами, эмоциональный отклик возникает только тогда, когда есть достаточно сильная мотивация. В то же время, если мотивация оказывается чрезмерно высокой, нет никакого эмоционального поведения, т.к. есть только эмоциональная реакция.

Но чтобы стало понятнее, каким все же образом эмоции формируют поведение человека, нужно разобраться в теории более подробно. Главным образом, нам необходимо изучить формулу – правило, по которому возникают эмоции.

Суть теории П. В. Симонова

Центральным понятием в потребностно-информационной теории П. В. Симонова является формула, отражающая процесс возникновения эмоции. Выглядит эта формула так:

Э = П * (Ин – Ис), где:

  • Э – эмоция;
  • П – сила и качество актуальной потребности;
  • Ин – информация о средствах, времени и ресурсах, теоретически необходимых для удовлетворения потребности;
  • Ис – информация о средствах, времени и ресурсах, которые в данный момент есть у человека в распоряжении;
  • Ин – Ис – оценка возможности удовлетворения потребности с учетом имеющегося опыта (генетического и приобретенного).

При этом очень важно учитывать факторы, влияющие на эмоции. Среди них можно выделить:

  • индивидуальные особенности человека (мотивационная, волевая, эмоциональная сферы);
  • временной фактор (как долго продолжается эмоциональное состояние, т.е. носит оно аффективный характер и проходит очень быстро либо становится настроением, которое может сохраняться на протяжении нескольких часов, дней и даже недель);
  • качественные характеристики потребности (например, духовная и социальная составляющие, на основе которых появляются те или иные чувства).

Важно указать на то, что есть закономерная зависимость эмоций от испытываемой в данное время потребности и анализа вероятности ее удовлетворения человеком. Основой этой зависимости служит сопоставление возможностей, которые нужны человеку для достижения цели, и возможностей, которые у него уже есть.

Так, если Ис превышает Ин, эмоция будет положительной, а если Ин превышает Ис, эмоция будет отрицательной, причем чем более актуальна потребность человека, тем сильнее будет его эмоция.

Можно также немного упростить вышеназванную формулу, представив ее в таком виде:

Э = П * (ПУ — РУ), где:

  • Э – эмоция;
  • П – потребность;
  • ПУ – прогнозируемые усилия;
  • РУ – реальные усилия.

Отрицательные эмоции возникают, когда объем реальных усилий оказывается больше объема прогнозируемых усилий, и наоборот. Чем сильнее будет мотив (потребность), тем сильнее будет и сама эмоция. Говоря проще, если ваша мотивация высока и на процесс достижения цели вы смотрите слишком оптимистично, ваши эмоции от процесса работы будут отрицательными, ведь ожидания не будут соответствовать реальности.

Как раз это и следует учитывать при планировании любых дел и задач. В противном случае очень легко попасть в ловушку апатии, стресса и прокрастинации – привычки откладывать выполнение важной работы на потом. А развивать формулу П. В. Симонова продолжил советский физиолог Георгий Иванович Косицкий. Он предложил оценивать степень эмоционального напряжения с помощью формулы:

СН = Ц * (ИнВнЭн – ИсВсЭс), где:

  • СН – состояние эмоционального напряжения;
  • Ц – цель;
  • ИнВнЭн – информация, время и энергия, необходимые человеку для достижения цели;
  • ИсВсЭс – информация, время и энергия, которые в данный момент есть у человека.

С помощью этой формулы можно установить одну из четырех стадий эмоционального напряжения, влияющего на поведение человека. Укажем на основные характеристики этих стадий:

  • Первая стадия напряжения – СН0. Положительное эмоциональное состояние, мобилизация сил организма, повышенная активность, обостренное внимание, максимальная работоспособность. На этой стадии отмечается также повышение функциональных возможностей организма.
  • Вторая стадия напряжения – СН2. Максимальное увеличение энергетических ресурсов организма, учащенное сердцебиение и дыхание, повышенное артериальное давление. Подобные состояния представляют собой стеническую отрицательную эмоциональную реакцию, чаще всего выражаемую в форме гнева и ярости.
  • Третья стадия напряжения – СН3. Ее можно охарактеризовать как астеническую отрицательную реакцию, которой свойственны истощение всех ресурсов организма. Выражается данное состояние в форме таких психических состояний как тоска, страх или ужас.
  • Четвертая стадия напряжения – СН4. Эту стадию Косицкий называл стадией невроза. Деятельность всех систем положительного подкрепления ослабляется, а систем отрицательного подкрепления – усиливается. Это приводит к развитию гипотимии – депрессивного состояния, которое может проявляться в страхе, тревоге и апатии, а также нарушении функционирования внутренних органов.

На основе этого можно сделать вывод, что для положительного эмоционального состояния и гипертимии – повышенного настроения – оптимальной является именно первая стадия эмоционального напряжения. Находиться же в ней можно, опять же, используя в своей деятельности формулу П. В. Симонова.

Заключение

Конечно же, мы рассмотрели потребностно-информационную теорию П. В. Симонова лишь поверхностно. Если она вас заинтересовала, следует обратиться к более узким – специализированным источникам, посвященным именно его исследованиям (это же касается и идей Г. И. Косицкого). Вот несколько работ, которые можно взять на заметку:

  • П. В. Симонов «Эмоциональный мозг»
  • П. В. Симонов «Отражательно-оценочная функция эмоций»
  • Г. И. Косицкий «Физиология человека»
  • Г. И. Косицкий «Нервная система и стресс»

Однако даже такое неглубокое изучение теории П. В. Симонова позволяет нам сделать несколько выводов. Во-первых, эмоции следует рассматривать как механизм внутреннего приспособления человека к его деятельности. Именно поэтому оптимальное для работы эмоциональное состояние мобилизует энергетические ресурсы организма.

Во-вторых, положительные эмоции действуют так, что организм продолжает активно работать даже после удовлетворения актуальной потребности. Позитивные эмоции многократно превосходят негативные, максимизируют ощущение удовольствия и являются бесконечным источником активного взаимодействия человека с окружающей средой и другими людьми.

И в заключение лишь добавим, что П. В. Симонов, указывая на различия между положительными и отрицательными эмоциями, говорил, что поведение человека направлено на минимизацию воздействий, которые вызывают негатив, и максимизацию позитивных эмоциональных состояний. Но интереснее всего то, что эта максимизация практически бесконечна, тогда как минимизация ограничена состоянием покоя. Так что у любого из нас есть безграничные возможности для положительных изменений и работы в позитивных эмоциональных состояниях.

А в качестве дополнения к теории П. В Симонова для понимания причин, влияющих на эффективность любой деятельности человека, рекомендуем почитать о законе Паркинсона и законе Йеркса-Додсона, позволяющих посмотреть на этот вопрос с разных сторон. Желаем вам продуктивности и успехов во всех предприятиях!

Ключевые слова:,