Эффект Протея коротко – это феномен, при котором поведение человека в виртуальных мирах зависит от характеристик его аватара. Личность отождествляет себя со своим виртуальным «Я» и переносит эту модель в реальную жизнь, меняет поведение, манеры и даже привычки.
Проблема эффекта Протея заключается в том, что он может привести к искажению восприятия реальности и неправильному пониманию социальных норм и ожиданий. Это может негативно сказаться на адаптации человека в обществе и его взаимодействии с другими людьми.
В статье мы рассмотрим основные аспекты эффекта Протея, его теоретическую основу и практические примеры. Также обсудим возможные последствия этого явления для изучения поведения пользователей в компьютерных играх, социальных сетях и других виртуальных средах.
Чтобы свести к минимуму негативный эффект Протея, человеку следует осознавать свое влияние на других людей и контролировать свои действия в виртуальной среде. Для этого необходимо прокаченное критическое мышление: оно позволяет анализировать информацию, оценивать аргументы и делать собственные выводы.
Благодаря критическому мышлению человек сможет отличать достоверную информацию от искаженной и ложной, а также противостоять влиянию других людей в виртуальной среде. Вы можете прокачать этот навык на онлайн-программе «Критическое мышление».
А еще поможет избежать эффекта Протея эмоциональный интеллект, ведь он позволяет лучше понимать свои эмоции и эмоции других людей, помогает быть более чутким к окружающим и их потребностям, что снижает вероятность манипулирования и искажения информации. Этот навык вы можете прокачать на онлайн-программе «Эмоциональный интеллект».
Подробнее о понятии
Эффект Протея – это трансформация поведения в реальной жизни из-за управления виртуальным персонажем в многопользовательской среде. Проще говоря, действия индивида определяются его собственными представлениями и ожиданиями, даже если они не проявляются в повседневных социальных контактах. Человек, имеющий опыт управления виртуальным существом, часто становится более уверенным в себе, более открытым и менее скованным, в том числе в сексуальных отношениях.
Эффект Протея возникает из-за того, что определенные физические атрибуты виртуального персонажа, например, привлекательность, рост и вес, часто связываются с лучшими социальными и профессиональными возможностями. Люди склонны действовать в соответствии с существующими стереотипами, чтобы соответствовать этим характеристикам.
Особенно ярко эффект Протея проявляется в детях, подростках и образах, которые они создают и используют в Интернете. Обычно они расходятся с тем, что есть на самом деле. Например, скромный и застенчивый ребенок может создать аватар с агрессивными чертами и яркими проявлениями в действиях, а в переносе на реальную жизнь может начать иначе высказываться, проявлять иные черты характера, вкусы, отношение к вещам, людям.
Первое впечатление, которое мы получаем от игрового персонажа, также может быть связано с эффектом Протея. Если игрок видит себя в игровом персонаже, это может усилить его эмоциональную связь с игрой и повлиять на его поведение внутри игры. Например, если игрок выбирает персонажа, который похож на него по внешности или характеру, он может чувствовать большую ответственность за действия этого персонажа и стараться вести себя соответствующе.
Исторический контекст
Наш путь к самоопределению и формированию личности тесно связан со стремлением к развитию и реализации потенциала. Первые отпечатки рук на стенах пещер были не только произведениями искусства, но и символом нашего присутствия в огромном и сложном мире. Эти простые знаки обозначили начало человеческой попытки осознать свое место во внешнем мире, полном различных влияний.
По мере развития общества понятие идентичности усложнялось. Воины украшали себя замысловатыми татуировками, сигнализируя о своей храбрости, достижениях и принадлежности к группе. В племенных общинах во время церемоний носили маски и костюмы, позволяющие людям воплощать могущественных божеств или духов предков, черпая силу и почтение от этих альтернативных личностей.
Во многих древних цивилизациях считалось, что имена обладают силой. Изменение имени после значимого события или достижения было обычным явлением. Поступая таким образом, люди будто отказывались от прошлой идентичности и принимали новую, которая лучше отражала бы их развитый статус или стремления.
Перенесемся в современность: желание изменить идентичность ради расширения возможностей пронизало наши цифровые миры. В социальных сетях, онлайн-сообществах и виртуальных мирах люди создают аватары и цифровые личности, воплощающие качества, к которым стремятся их авторы, будь то сила, мудрость, харизма или даже загадочность.
Эти аватары превращаются в сильные альтернативные личности, предоставляя пользователям возможность смотреть на жизнь с большей уверенностью или рассматривать ситуации под другим углом, который они, возможно, не рассматривали в своей физической реальности. Однако, наряду с этими преимуществами, внедрение виртуальных личностей сопряжено с рядом проблем.
Переход от реальных имен и личностей к цифровым аватарам подчеркивает постоянное стремление человечества не только определять себя, но и улучшать и возвышать свою сущность. Это указывает на наше внутреннее желание чувствовать себя значимыми и свободными от ограничений, которые могут накладывать идентичности реального мира.
В мире, где каждый может быть и скульптором, и скульптурой, грань между самоощущением и внешним восприятием становится еще более размытой. Теперь задача состоит в том, чтобы адаптироваться к этой изменчивой среде и убедиться, что наши цифровые возможности способствуют обогащению, а не ослаблению нашей истинной индивидуальности.
Происхождение термина «эффект Протея»
Концепция эффекта Протея была первоначально была представлена учеными Ником Йи и Джереми Бэйленсоном в Стэнфордском университете в июне 2007 года [SagePub, 2023]. В теории, аватары играют ключевую роль в определении личности в виртуальных пространствах, поэтому предполагалось, что их особенности могут влиять на действия пользователей в этих средах. Это стало отправной точкой для изучения эффекта Протея.
Явление объясняется теорией самовосприятия, согласно которой люди формируют представления о своих эмоциях, знаниях и других внутренних состояниях на основе наблюдений за своим поведением и ситуациями, в которых оно проявляется. Йи и Бэйленсон предположили, что в виртуальных средах внимание к своему внешнему виду может вызвать изменения в поведении [TandfOnline, 2009].
Первые шаги в изучении эффекта Протея
Чтобы изучить эффект Протея, исследователи провели два эксперимента, в которых они манипулировали определенными чертами аватаров участников так, что их владельцы не замечали изменений.
Результаты показали, что участники с привлекательными аватарами вели себя увереннее и предоставляли больше информации в ходе игры. Также было обнаружено, что высота персонажа была пропорциональна уверенности хозяина при выполнении задач в виртуальной реальности. Основываясь на этих результатах, Йи и Бэйленсон пришли к выводу, что цифровая самопрезентация может влиять на поведение людей в виртуальной реальности [Academic, 2007].
Дальнейшее изучение, проведенное в 2009 году, расширило влияние эффекта Протея на онлайн-игры и последующие межличностные контакты после виртуального опыта [SagePub, 2009]. А еще исследователи выяснили, что в онлайн-игре World of Warcraft высокие и красивые аватары имеют больше успеха, чем низкие и непривлекательные, что подтвердило выводы ученых в 2007 году. Это позволило распространить теорию на другие онлайн-игры с использованием аватаров.
Более того, было установлено, что пользователи с высокими аватарами демонстрировали более агрессивный стиль переговоров как в виртуальной реальности, так и в реальной жизни после виртуального опыта, что подтверждает расширение исходной концепции от поведения в виртуальной среде до последующих взаимодействий в условиях реального мира лицом к лицу.
Аватары по цвету кожи
Расовые различия и расовая идентичность часто обсуждаются в СМИ, что связано с культурными конфликтами и скрытой предвзятостью, проявляющейся в благосклонном отношении к одной расе по сравнению с другой. Это видно на примере дизайна видеоигр, где более половины игровых персонажей представлены белыми, а около 40 % – темнокожими [Commons, 2016].
А еще черные игровые персонажи с большей вероятностью будут соответствовать стереотипам, их создают спортсменами или бандитами, в то время как белые – всегда представители среднего класса, интеллигенции, правительства, правосудия и т.д.
Еще в одном игровом эксперименте приняли участие 39 молодых мужчин, представляющих ближневосточную, афроамериканскую и европеоидную этнические группы [ResearchGate, 2016]. Исследование проводилось на игре Grand Theft Auto V на PlayStation 3. Участники должны были выбрать для своего персонажа светлый или темный цвет кожи. Затем исследователи проанализировали их поведение, учитывая две основные категории:
- преступления против людей;
- преступления против имущества.
Также участники заполнили личностный опросник HEXACO и выполнили задание на неявную ассоциацию для изучения эффекта Протея.
Исследование показало:
- Поведение американцев разного происхождения отличается и не зависит от выбора цифрового аватара.
- Афроамериканцы показали различия в производительности между условиями DA (белый и черный): при игре за белого окружного прокурора было совершено больше преступлений против игровых персонажей и внутриигровой собственности.
- Игровой процесс не выявил значительных различий между белым и черным, что говорит о равных возможностях для всех игроков на платформе и отсутствии влияния одного DA на совершение преступлений.
- Личность игроков не показала существенных различий, но участники, набравшие высокие баллы по параметру «Честность-Смирение» личностного опросника, совершали меньше преступлений против собственности во время игры.
Из исследования можно сделать выводы, что видеоигры влияют на поведение людей в реальной жизни, на социальные отношения и эмпатию к другим группам, к временным изменениям в их взглядах и действиях.
Эффект Протея в образовании
Эффект Протея сильно влияет на образование, затрагивая не только развитие индивидуальных навыков и создание виртуальных личностей. Он способен изменить образовательный процесс, открывая новые возможности для обучения и одновременно создавая некоторые трудности.
В связи с тем, что границы между физической и виртуальной идентичностью становятся все более размытыми, важно изучить, как этот эффект влияет на образовательную среду. Возможно ли использовать его для улучшения процесса преподавания и обучения или же он содержит в себе потенциальные ловушки, препятствующие прогрессу в образовании?
Положительное влияние на платформы виртуального образования
В сфере виртуального образования подвижность и гибкость цифровой среды открывают беспрецедентные возможности для формирования опыта обучения. Эта адаптивность, вызванная эффектом Протея, может открыть двери для множества преимуществ, о которых традиционные образовательные учреждения могли только мечтать:
- Повышенная вовлеченность и мотивация. Учащиеся, ранее робкие в физическом классе, могут расцвести в цифровом. Создав или выбрав аватар, который воплощает их идеальное «Я» – более напористое, более красноречивое – они могут участвовать с большим энтузиазмом, повышая свою уверенность проявленности и мотивацию.
- Содействие взаимодействию со сверстниками. Привлекательность цифровых классов заключается в устранении многих реальных предубеждений. Без физических идентификаторов учащиеся с большей вероятностью будут формировать связи, основанные на интеллектуальной гармонии, а не на социальных ярлыках, что обеспечивает более искреннее их взаимодействие.
- Содействие ролевым играм. Прошлое можно воскресить с помощью аватаров. Представьте себе урок истории, на котором учащиеся берут на себя роли лидеров Второй мировой войны, ведут переговоры. Этот методологический сдвиг не только дает знания, но и усиливает понимание и сочувствие, вдыхая жизнь в анналы истории.
- Уменьшение неявной предвзятости. Гибкость аватара может стать панацеей от исторических предубеждений. Минимизируя или устраняя визуальные маркеры, часто связанные с предрассудками, учащиеся и преподаватели могут работать в сфере, где заслуги затмевают предвзятые предубеждения, создавая по-настоящему инклюзивную образовательную среду.
Виртуальное образование, благодаря гибкости и мобильности цифровой среды, предлагает новые пути обучения для увеличения мотивации, улучшения общения между студентами, развития ролевых игр и снижения скрытых предубеждений. В результате и получается более инклюзивная образовательная среда.
Возможные риски платформ виртуального образования
Хотя цифровой ландшафт виртуального образования обещает безграничные возможности, он также отбрасывает тени, которые мы не можем игнорировать. Подобно тому, как эффект Протея можно использовать для улучшения качества обучения, ему присущи риски, которые могут подорвать саму суть образования:
- Укрепление стереотипов. Если аватары будут иметь одинаковый дизайн без учета культурных и социальных различий, это может усилить давние стереотипы и увековечить предрассудки, которые люди пытаются преодолеть.
- Нарушение подлинной идентичности. Соблазнительный зов виртуального мира таит в себе угрозы. Чрезмерное погружение может привести к тому, что учащиеся будут больше соответствовать своему цифровому «Я», создавая диссонанс со своей реальной идентичностью.
- Чрезмерная зависимость от идеализированной саморепрезентации. В мире, где виртуальное «Я» человека преобладает над его физической сущностью, возникает риск возникновения проблем с психическим здоровьем. Чрезмерное увлечение идеальным образом может привести к недовольству реальным «Я» и вызвать психологические трудности.
- Манипулирование и контроль. Одна из самых опасных сторон этого явления – возможность эксплуатации. Недобросовестные платформы могут воспользоваться эффектом Протея, чтобы влиять на поведение пользователей в соответствии с интересами корпораций или политических групп.
Использование эффекта Протея в образовании при правильном подходе поможет создать привлекательный дизайн учебных материалов и платформ, т.к. пользователи склонны оценивать определенные аспекты положительно на основе общего впечатления. Это может повысить мотивацию учащихся и улучшить их восприятие учебного процесса.
Практическое применение эффекта Протея
Эффект Протея может быть применен в разных областях, в том числе в психологии, социологии, маркетинге и технологиях.
В психологии и социологии
Эффект Протея в практической психологии и социологии применяется для понимания психологии вовлечения и мотивации пользователей. Он позволяет учитывать склонность людей оценивать другие характеристики человека или объекта на основе их первоначальных впечатлений, а также развивать эмпатию и бороться с дискриминацией.
Идиома «Пройди милю в чьих-то ботинках» означает, что прежде чем судить кого-либо, нужно осознать его опыт, взгляды, трудности и мотивацию. Эта фраза имеет разные вариации, но суть ее остается неизменной – это призыв к эмпатии. Может показаться сложным представить себя на месте другого человека, но благодаря технологиям виртуальной реальности эффект Протея позволяет глубже понять чужой опыт и точку зрения. Таким образом, вышеупомянутая идиома становится гораздо доступнее благодаря этому удивительному процессу.
В ходе одного эксперимента было использовано погружение в виртуальную реальность для того, чтобы участники почувствовали себя представителями другой расы [Plos One, 2017]. Этот опыт показал, что такое погружение в виртуальную реальность значительно усиливает мимические реакции. Как правило, люди отдают предпочтение своим соплеменникам перед представителями других рас.
Это указывает на то, что эффект Протея серьезно воздействует на образ мыслей и отношение к окружающим, вызывает эмпатию. Его можно использовать для решения проблем толерантности и сделать эффективным инструментом для борьбы с расизмом, сексизмом, гомофобией и другими формами дискриминации.
Развитие креативных способностей
Исследования выявили, что эффект Протея и воплощение творческих стереотипов через аватары влияют на креативное мышление [Digital Library, 2017].
Эксперимент выявил, что аватары, созданные на основе творческих образцов, могут влиять на креативность, но не так, как ожидалось. Применение аватара, олицетворяющего творческий подход, например, художника, не повышало творческие способности участников исследования, однако использование образов, представляющих собой нетворческие образы, например, офисного работника, снижало креативность.
А еще, согласно другому исследованию, участники мозгового штурма, использующие творческие аватары, например, изобретателя, говорили свободнее и генерировали больше уникальных идей, чем те, кто работал с некреативными аватарами [Tandfonline, 2018]. Эффект Протея может быть использован в том числе для целенаправленного развития творческих способностей и креативности.
В маркетинге
В маркетинге эффект Протея используется для создания привлекательного визуального дизайна, который создает положительное впечатление и делает пользователей более склонными оценивать другие аспекты продукта или услуги, например, функциональность и удобство использования, в благоприятном свете.
Также эффект Протея может быть использован для изучения того, как наши покупательские привычки и предпочтения могут изменяться в зависимости от наших виртуальных образов. Это может помочь маркетологам понять, как мы принимаем решения о покупках и как они могут использовать виртуальные инструменты для привлечения и удержания клиентов.
В дизайне
В контексте UX/UI-дизайна Эффект Протея проявляется, когда пользователи оценивают определенные аспекты дизайна на основе общего впечатления от продукта или интерфейса. Привлекательный визуальный дизайн создает положительное впечатление, что делает пользователей более склонными к оценке других аспектов, таких как функциональность и удобство использования, в более благоприятном свете.
Кроме того, это отличный инструмент для продающих страниц. Если ваш продукт не выделяется на фоне конкурентов, его можно сделать более привлекательным, если представить его в выгодном свете. Можно добавить приятное впечатление с помощью перечисления преимуществ компании. Поработать над дизайном сайта. И среди прочих аналогов пользователь будет склонен выбрать именно ваш продукт.
В видеоиграх
Эффект Протея может быть использован для создания более интерактивных и реалистичных виртуальных сред, делая возможным изменение поведения и восприятия пользователя.
Представьте игру, в которой игрок может выбирать различные аватары для своего персонажа. Каждый аватар обладает уникальными характеристиками и способностями. Используя эффект Протея, разработчики могут программировать поведение NPC (неигровых персонажей) в игре таким образом, чтобы оно зависело от выбранного игроком аватара.
Например, если игрок выбирает персонаж воина, NPC могут атаковать его первыми, считая его угрозой. Если же игрок выбирает аватар мага, NPC могут пытаться избегать прямого конфликта и использовать магические атаки издалека.
Таким образом, используя эффект Протея, разработчики могут создавать более сложные и реалистичные взаимодействия между игроком и виртуальным миром, что делает игровой процесс более увлекательным и захватывающим.
Резюме
Эффект Протея, изначально исследованный в контексте геймифицированной виртуальной реальности, продолжает привлекать внимание исследователей за пределами игрового мира. Результаты исследований показывают, что соответствие идентичности аватара и человека, управляющего им, оказывает влияние на поведение в игровом мире и за его пределами. Эти данные подчеркивают важность изучения эффекта Протея и его влияния на восприятие и поведение игроков в видеоиграх.
Чтобы снизить негативное влияние эффекта Протея, важно осознавать свое влияние на других людей и контролировать свои действия в виртуальной среде. Для этого необходимо развитое критическое мышление, позволяющее анализировать информацию, оценивать аргументы и делать собственные выводы. Благодаря критическому мышлению человек научится отличать достоверные сведения от искаженных и ложных, а также противостоять воздействию других людей в Интернете. Развить этот навык поможет онлайн-программа «Критическое мышление».
Кроме того, для предотвращения эффекта Протея полезно развивать эмоциональный интеллект, который помогает лучше понимать свои чувства и эмоции других людей, быть более чутким к окружающим и их потребностям, что снижает вероятность манипуляций и искажения информации. Усовершенствовать этот навык можно на онлайн-программе «Эмоциональный интеллект», приглашаем!
И желаем вам сохранять себя в любой точке виртуального пространства!
В завершение предлагаем вам поучаствовать в опросе по теме статьи: