ПрограммыКурсыБлогКнигиPRO
Войти
Блог о саморазвитии

Конфликты и стратегии поведения в них


Конфликтом называется отсутствие согласия между двумя или более сторонами. В конфликты так или иначе вступают все люди и при этом почти каждый день. Учитывая это, изучение стратегий поведения в них их является крайне важным для любого человека. Это поможет не только получать желаемое, но и помочь в достижении этого другой стороне.

Прежде чем изучить стратегии поведения в конфликтах, разберемся, являются ли они губительными по своей сути.

Так ли опасен конфликт?

На этот счет существуют разные точки зрения. Мы все привыкли думать, что конфликт — это однозначное зло. Но это правда лишь в том случае, если обе стороны не желают достичь компромисса. Стивен Кови в книге «7 навыков высокоэффективных людей» пишет о возможных вариантах любого конфликта. Губительными являются стратегии «Проиграл — Проиграл», «Проиграл — Выиграл» и «Выиграл — Проиграл». Во всех них имеется наличие проигравшей стороны. А в одном («Проиграл — Проиграл») стороны настолько принципиальны, что готовы проиграть, лишь бы другая не выиграла. Также губительна стратегия, при которой человек нарочно уступает в конфликте, лишь бы уладить его.

Конечно, самой эффективной стратегией является «Выиграл — Выиграл». Это сложный процесс, который предполагает взаимное участие ради взаимной выгоды. Во многих сферах бизнеса такой идеальной ситуации удается достичь, потому что обе стороны умеют считать деньги и понимают, что вражда может погубить обе. Бизнесмены — достаточно разумные люди и поэтому всегда применяют данную стратегию. Однако если речь идет о бытовых либо других конфликтах, эмоции зачастую берут верх над здравым смыслом.

Конфликты неизбежны и это стоит понимать. Однако очень часто ситуацию можно повернуть таким образом, что она станет даже лучше, чем была до конфликта. Повторимся, что в этом случае необходимыми условиями являются снижение эмоционального накала и желание найти даже не компромисс (потому что это является формой стратегии «Проиграл — Проиграл»), а решение, при котором обеим сторонам не придется уступать.

Поэтому не бойтесь конфликтов. Естественно, ваш оппонент может быть заранее настроен принципиально, но даже в этом случае можно найти хорошее решение. Мы предложим вам стратегии, которые пригодятся даже в самых сложных случаях.

Стратегии поведения в конфликтах

1

Снижение эмоционального напряжения

Отделите людей от проблемы. Оппонент изначально считает, что если вы не согласны с его точкой зрения, значит полностью не принимаете его как личность? Убедите человека в том, что ваше отношение к нему и к проблеме — вещи не связанные между собой.

Данная стратегия идет первой неспроста. Именно эмоциональное напряжение не дает ни одной из сторон объективно оценить ситуацию. Слишком много внутренних раздражителей и барьеров находится в оппонентах — они сужают предмет спора настолько, что люди начинают спорить и конфликтовать по инерции, переходят на личности, оскорбляют друг друга. Поэтому, прежде всего, приложите все усилия для того, чтобы между вами и вашим оппонентом не было напряжения. Любой человек неразумен, когда преобладают негативные эмоции.

Можете использовать юмор. Он имеет расслабляющий эффект и позволяет оппоненту осознать, что проблема не настолько серьезна, чтобы цепляться за нее всеми силами (даже если она и правда серьезна). Причина, по которой возник конфликт, может быть просто смехотворна. Если так, укажите на это с юмором. Оппонент может смотреть на ситуацию слишком крупным планом, шутка же отодвинет его «внутреннюю камеру» и позволит посмотреть на ситуацию в целом.

Изучайте психологию для того, чтобы держать свои эмоции под контролем, а также научиться влиять на другого человека.

2

Уточнение предмета спора

Многие конфликты случаются из-за недопонимания. В процессе спора может оказаться, что вы вместе с оппонентом говорите совершенно о разных вещах. Поэтому прежде чем начать аргументировать свою позицию, проясните, о чем конкретно идет речь.

Правильная постановка вопроса может помочь не дать разгореться конфликту. При этом даже если проблема уточнена участниками, все равно может оказаться, что стороны ее неправильно интерпретируют. Попытайтесь выяснить до конца, как именно понимает проблему ваш оппонент, прежде чем ввязываться в конфликт.

3

Задавайте наводящие вопросы

Ваша основная цель — привести человека к осознанию слабости его позиции. Но это нужно делать ненавязчиво, чтобы не ранить достоинство. Обычно люди цепляются за свою точку зрения только потому, что это покажет их слабость и ущемит эго. Вот примеры таких вопросов:

  • Почему…?
  • Вы ведь наверняка не хотите, чтобы…?
  • А что, если предположить…?
  • Насколько я понял, вы…?
  • Вы имеете в виду…?

Помните, что наводящих вопросов не должно быть слишком много, иначе человек сочтет это за манипуляцию. Не используйте нечестные приемы, потому что даже если вы победите, это не принесет вам долгосрочной пользы.

Наводящие вопросы, при правильном их применении, достигают одного важного момента: они как бы объединяют конфликтующие стороны, те начинают видеть одну цель.

4

Займите позицию вашего оппонента

Конечно, здесь стоит сразу сказать, что сделать это вы должны искренне. Выясните мотивы и попытайтесь понять точку зрения визави. Если выяснилось, что вы неправильно что-то поняли, извинитесь перед оппонентом. Извинение вообще является хорошей стратегией в любом споре, потому что после него человек способен тоже идти на уступки.

Дело не только в переубеждении, но и в том, что таким образом вы сможете увидеть слабые позиции своих доводов. Вы не всегда можете оказаться правы. Но даже если твердо уверены в правоте, все равно прислушайтесь к точке зрения оппонента.

5

Используйте метафоры и объективные критерии

Метафоры позволяют посмотреть на ситуацию иначе, к тому же помогают временно избежать слов, которые стороны понимают по-разному. Метафоры наглядны, понятны и могут показать правильную аналогию, связанную с проблемой.

Объективные критерии имеют как свои достоинства, так и недостатки. Недостатком является то, что они слишком широко рассматривают проблему, однако это же можно считать и их достоинством. Иногда обе стороны так увлечены частностями, что не способны понять предмет спора.

Желаем вам удачи в эффективном разрешении конфликтов!