Меню курса

Урок 4. Безопасность в транспорте

Урок 4. Безопасность в транспортеНа прошлом уроке мы уже начали говорить о безопасном вождении и безопасности пешеходов на дороге. В этом уроке мы расширим тему и рассмотрим вопросы безопасности на разных видах транспорта. Мы рассмотрим максимум возможных вариантов, которые можно предусмотреть, чтобы вы могли реагировать на типовые ситуации мгновенно, буквально «на автомате», потому что чрезвычайные ситуации всегда преподносят свои «эксклюзивные» сюрпризы и требуют умения быстро ориентироваться и принимать решения.

Цель урока: изучить правила безопасности и научиться вести себя в чрезвычайных ситуациях на разных видах транспорта: железнодорожном, водном, воздушном, общественном.

Прежде чем начать, давайте вкратце познакомимся с содержанием урока.

Содержание:

Нам в помощь учебник для вузов «Безопасность жизнедеятельности на транспорте» [Ю. Буралев, 2012] и «Учебник по выживанию в экстремальных ситуациях» [И. Молодан, 2016]. На основе информации из них мы дадим самые главные практические сведения, которые можно применить в жизни.

Безопасность и спасение при катастрофе на воде

Большинству из нас известна трагическая история о затонувшем буквально за пару часов «Титанике», вместе с которым ушло на дно порядка полутора тысяч человек. Известна, как минимум, по фильму «Титаник» с Леонардо Ди Каприо в главной роли.

Это едва ли не самое известное кораблекрушение в истории мореплавания. Однако большинство трагедий на воде остается за кадром и может удостоиться максимум заметки в выпуске новостей. В довоенные и доковидные годы в среднем каждые 3-4 дня в мире тонул хотя бы один корабль, т.е. в среднем 104 корабля в год [SeaNews, 2018].

Помнится, все очень радовались, когда за 2018 год мировой флот потерял всего 46 судов, решив, что уменьшение количества затонувших судов – это тренд. Радовались, как видим, рано, потому что боевые действия, охватившие Черноморский регион в 2022 году, а затем и акваторию Красного моря в 2023 году, заметно «оживили» статистику затонувших и поврежденных судов.

Точную и исчерпывающую информацию о потерях мы узнаем, видимо, только тогда, когда ситуация стабилизируется, а боевые действия закончатся. Однако уже сейчас понятно, что действия при кораблекрушении и понимание, что делать, если лодка, корабль, паром начинает тонуть, обрели повышенную актуальность.

И если раньше для кораблей представлял опасность шторм или айсберг, сейчас запросто может прилететь ракета или взорваться противокорабельная мина в воде. Природные стихии при этом никто не отменял.

Что теперь делать? Как минимум, соблюдать правила безопасности, дабы не добавлять к действующим угрозам еще и «человеческий фактор». Мы сосредоточимся на правилах для пассажиров, потому что члены экипажа проходят специальную профессиональную подготовку и обладают нужными знаниями.

Правила безопасности на водном транспорте:

  • Пассажиры должны следовать указаниям и инструкциям членов экипажа, а также соблюдать правила поведения, о которых их в обязательном порядке оповестят перед началом путешествия.
  • Пассажиры должны изучить план эвакуации и запомнить, где на корабле находятся спасательные средства, такие как спасательные жилеты, шлюпки и спасательные плоты, и как их использовать в случае чрезвычайной ситуации.
  • Родители или опекуны должны следить за детьми на борту судна, особенно вблизи бортов и открытых иллюминаторов, и разъяснять им правила безопасности.
  • Пассажиры должны бережно обращаться с оборудованием, не пытаться открутить крепежные элементы, не ломать и не пачкать элементы конструкции лайнера.
  • Пассажирам запрещено заходить без разрешения в рабочие помещения и отсеки судна, находиться возле работающих механизмов, систем управления и прочих элементов, от которых зависит работоспособность и безопасность судна.
  • Пассажирам запрещено покидать судно без разрешения, в том числе в порту, прыгать за борт, купаться с борта движущегося или стоящего судна без разрешения членов экипажа.
  • Пассажирам запрещено перевозить легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества в багаже, использовать открытый огонь в каюте, жарить шашлык на палубе, если для этого не оборудованы специально отведенные места.

Это минимальные требования, которые нужно соблюдать на борту. Кроме того, будет нелишним держать документы, деньги и ценности в непромокаемом герметично закрытом пакете, чтобы их можно было быстро взять с собой в случае кораблекрушения и эвакуации с судна.

В отдельном непромокаемом пакете стоит держать фонарик, который может пригодиться для подачи светового сигнала спасателям. Фонарик следует заранее заизолировать материалом, который не проводит ток. Например, резиной.

Что делать, если корабль уже тонет? Вполне возможно, окажется достаточным следовать указаниям экипажа, потому что экипаж обычно узнает об опасности раньше, чем пассажиры, и имеет запас времени для реакции.

Как спастись при кораблекрушении:

  • Следуйте инструкциям членов экипажа – это поможет избежать хаоса и ускорит эвакуацию.
  • Наденьте спасательный жилет – это поможет вам оставаться на поверхности воды в случае, если вы не успеете добраться до спасательной шлюпки.
  • Возьмите с собой только самое ценное – деньги и документы, заранее герметично упакованные в непромокаемый пакет. В отдельный непромокаемый пакет можно положить телефон – он может пригодиться для подачи звукового и светового сигнала.
  • Пользуйтесь путями эвакуации – основными или запасными. Если это уже невозможно, ищите доступный путь, позволяющий покинуть опасную зону и добраться до спасательных плавсредств.
  • Используйте спасательные шлюпки и спасательные плоты для эвакуации с судна – осуществляйте посадку в порядке очереди, установленной членами экипажа, без паники и давки. Как правило, первыми эвакуируют стариков, женщин с детьми и инвалидов.
  • Если вы оказались в воде, попытайтесь найти что-то, на что можно взобраться или за что можно зацепиться – это может быть обломок корабля, спасательный круг, элемент деревянной конструкции. Такая опора поможет вам сохранить силы.
  • Сохраняйте тепло – оказавшись в воде, обязательно двигайтесь, чтобы усилить циркуляцию крови.
  • По возможности оставайтесь в группе – группа людей более заметна для спасателей, чем один человек, а прижавшись друг к другу, проще сохранить тепло.
  • Сохраняйте надежду и оптимизм – помните, что прибытие помощи может потребовать времени, поэтому важно оставаться спокойными и действовать разумно.
  • Заметив спасателей, подайте сигнал – свисток идет в комплекте со спасательным жилетом, а для подачи светового сигнала можно использовать фонарик и, если удалось сохранить в рабочем состоянии, телефон.
  • Следуйте инструкциям спасателей – они помогут вам безопасно выбраться из воды и окажут первую помощь.

Эти рекомендации могут помочь вам выжить при кораблекрушении в шторме или других обстоятельствах.

Безопасность и спасение при катастрофе на поезде

Теперь давайте рассмотрим меры безопасности на железнодорожном (жд) транспорте. Поезд, в отличие от круизного лайнера, является гораздо более доступным средством передвижения. И в принципе достаточно безопасным для пассажиров, потому что вероятность погибнуть, находясь внутри поезда, гораздо меньше, чем, к примеру, если переходить железнодорожные пути в неположенном месте, да еще и в наушниках, и не заметить приближающийся поезд.

Желающие могут самостоятельно изучить статистику происшествий на железных дорогах [Железные дороги мира, 2023]. В целом, можно сказать, что есть тренд уменьшения числа серьезных происшествий относительно доковидного периода даже после восстановления жд-перевозок. Однако расслабляться пока рано и меры безопасности соблюдать нужно.

Правила безопасности на жд-транспорте:

  • Переходите через железнодорожные пути только в специально обозначенных местах – после того как шлагбаум открыт, светофор и/или звуковой сигнал разрешают переход, убедитесь, что в зоне видимости нет поезда, и переходите жд-пути.
  • Оставайтесь на безопасном расстоянии от жд-путей – никогда не присаживайтесь и не ложитесь на железнодорожные рельсы. Будьте внимательны и осторожны вблизи путей, особенно на станциях.
  • Будьте осторожны при посадке и высадке – посадка и высадка с поезда должны осуществляться только когда состав полностью остановился. Стойте на безопасном расстоянии от края платформы, чтобы избежать падения.
  • Соблюдайте правила безопасности в поезде – держитесь за поручни, если вы стоите или идете, не дергайте стоп-кран без необходимости, не пытайтесь открыть входные двери во время движения поезда, пользуйтесь страховочными ремнями на верхней полке, если таковые предусмотрены конструкцией.
  • Фиксируйте дверь купе – это позволит избежать травматизма при резком торможении, когда дверь может быстро прийти в движение в момент, когда вы находитесь в дверном проеме.
  • Не оставляйте на столике бьющиеся, колющие, режущие и тяжелые предметы – при резком торможении они могут соскользнуть со стола, попасть в человека и привести к травме.
  • Если поезд резко затормозил, сгруппируйтесь и закройте лицо руками – это поможет избежать падения и травм. Снимите очки, если вы их носите. Сядьте или лягте на пол, если нет возможности удержать равновесие.
  • Следите за детьми и животными – не оставляйте их без присмотра на платформе или внутри поезда.

Относительно последнего пункта уточним, что на сегодняшний день нет четкого алгоритма действий должностных лиц в случае обнаружения бесхозных животных в вагоне пассажирского поезда. Свидетельством тому – вопиющий случай, произошедший в январе 2024 года, когда проводница поезда Екатеринбург – Санкт-Петербург выбросила кота на мороз.

В качестве оправдания женщина потом сказала, что, не найдя хозяина в вагоне, решила, будто кот случайно забежал в вагон, а хозяева кота находятся на платформе и пока не заметили пропажи домашнего любимца. Проводницу после происшествия отстранили от работы на время разбирательства, но кота уже не вернешь, потому что бедное животное погибло [РБК, 2024].

Для путешествия в обычном режиме базовых мер предосторожности вполне достаточно, чтобы обеспечить безопасность пассажиров. Теперь посмотрим, что делать, если поезд сошел с рельсов и начал падать.

Как спастись, если поезд сошел с рельсов:

Оцените обстановку – определите степень серьезности происшествия. Проверьте свое состояние и состояние окружающих. Попытайтесь помочь другим пассажирам, если это безопасно.
Покиньте состав – используйте для этого дверь или выбейте окно, если поезд перевернулся и дверь заблокирована.
Отойдите от поезда – чрезвычайные происшествия на железной дороге часто сопровождаются пожарами и взрывами.
Ничего не трогайте – оторвавшиеся куски обшивки, детали механизмов конструкции, пятна горюче-смазочных материалов могут представлять опасность.
Следуйте инструкциям проводников и/или спасателей – выполняйте указания уполномоченных лиц, отвечающих за безопасность.

Если вы обладаете навыками оказания первой помощи, окажите ее нуждающимся до прибытия спасателей и медиков. Приемам оказания первой помощи посвящен урок 7 нашего курса.

Безопасность и спасение при катастрофе на самолете

Сразу скажем, что шансы выжить в авиакатастрофе, при падении самолета с большой высоты крайне малы. Однако такие случаи бывают, и, если есть желание, вы можете ознакомиться с подборкой «Чудесные спасения: выжившие в авиакатастрофах» [thevoicemag, 2024].

Правила безопасности на авиационном транспорте:

  • Обязательный контроль безопасности – все пассажиры должны пройти контроль безопасности перед посадкой в самолет. На борт запрещено проносить оружие и предметы, похожие на оружие, любые колющие, режущие, взрывчатые и горючие вещества, жидкость, а в отдельных случаях кремы и некоторые косметические средства. Уточняйте требования своей авиакомпании до начала полета.
  • Обязательный инструктаж – перед началом полета экипаж проводит обязательный инструктаж по технике безопасности, рассказывает о действиях в случае аварии, путях эвакуации, использовании спасательных приспособений при вынужденной посадке на воду. Внимательно слушайте и запоминайте.
  • Размещение ручной клади – используйте для размещения ручной клади специальные полки, плотно закрывайте дверцу, чтобы вещи не выпали. Как вариант, держите сумочку в руках или за пазухой. Не ставьте вещи в проход, под кресло или перед собой под ноги.
  • Использование ремней безопасности – обязательно застегивайте ремень безопасности при взлете и посадке самолета, а также при попадании в зону турбулентности, когда самолет начинает трясти.
  • Использование кислородной маски – они «выбрасываются» автоматически над каждым креслом, если командир экипажа примет решение о целесообразности использования этих масок в той или иной ситуации. Увидев маску перед собой, нужно немедленно надеть ее на себя. Важно: если вы летите с ребенком, сначала надеваете маску на себя, потом на ребенка.
  • Использование гаджетов – выключите или переведите телефоны и прочие устройства в режим полета. Не пользуйтесь телефоном сразу после посадки, пока экипаж не даст на это разрешение.
  • Курение – курение на борту самолета строго запрещено на протяжении всего полета. Это правило безопасности предназначено для предотвращения пожаров.
  • Безопасность и турбулентность – в случае турбулентности пройдите на свое место и пристегните ремень безопасности.

Этого обычно достаточно, чтобы полет прошел нормально. Однако ситуации бывают разные.

Что делать и как спастись при авиационной катастрофе:

  • Следуйте инструкциям экипажа – они обучены реагировать на чрезвычайные ситуации, и предоставят вам нужные указания.
  • Примите безопасную позицию – сядьте и наклонитесь вперед, опустив голову между коленями. Это может помочь защитить голову и шею от ударов.
  • Используйте кислородную маску – если маска появилась перед вами, надевайте ее немедленно.
  • Оцените обстановку – как только самолет остановится, оцените обстановку вокруг себя. Посмотрите, каким образом можно покинуть салон и сделайте это в порядке общей очереди без давки и паники.
  • Используйте спасательное оборудование – если доступно спасательное оборудование, такое как жилеты или надувные трапы, используйте его согласно полученным инструкциям.
  • Будьте осторожны при выходе из самолета – избегайте контакта с острыми обломками, предметами, разлившимся топливом. По возможности отойдите подальше от самолета.
  • Помогите другим – если у вас есть возможность помочь другим пассажирам, сделайте это, но только если вы можете это сделать безопасно для себя.
  • Ориентируйтесь по звукам и свету – если вы оказались в темноте, ориентируйтесь по звукам и свету, чтобы найти выход или помочь спасателям вас найти.
  • Оказавшись в незнакомом месте, попытайтесь найти реку или ручей – двигаясь вниз по течению, есть шанс выйти к людям.

Именно таким образом в 1971 году спаслась Юлиана Кёпке, выпавшая из развалившего в воздухе после удара молнии самолета и приземлившаяся в джунглях Амазонки [П. Зенцов, 2024]. Спасению способствовало то, что девушка была пристегнута, а тройное кресло приземлилось на лианы, смягчившие удар. Возможно, свою роль сыграли восходящие потоки воздуха, которые часто бывают в грозу. Они могли снизить скорость падения кресла.

Где безопаснее сидеть, и есть ли какие-то «безопасные места» в самолете, повышающие шансы на выживание? Авиационные эксперты считают, что это, в первую очередь, места в хвостовой части.

К слову, выжившая в авиакатастрофе в 1981 году Лариса Савицкая, летевшая рейсом Комсомольск-на-Амуре – Благовещенск, столкнувшимся в воздухе с бомбардировщиком Ту-16, сидела как раз в хвостовой части самолета [thevoicemag, 2024]. Правда, ее супруг, сидевший, как и она, в хвостовой части самолета, погиб. Так что выживание более зависит от совокупности факторов, нежели от выбора места.

Тем не менее, статистика и рекомендации по выбору безопасных мест в самолете существуют. Помимо хвостовой части, это места возле аварийного выхода и места посередине трехместного ряда, когда пассажир защищен телами других пассажиров, сидящих по краям [airlines, 2022].

На самом деле, можно встретить самые разные схемы расположения безопасных мест в салоне самолета. Есть эксперты, настаивающие на линейной зависимости расположения кресел и роста опасности от носовой части к хвостовой на основании статистики выживших в авиакатастрофах:

Выжившие в авиакатастрофах

Есть эксперты считающие, что любые места дальше 5-го ряда от выхода являются опасными хоть в носовой части, хоть в середине самолета:

Схема безопасных мест

Так или иначе, самолет считается одним из наиболее безопасных видов транспорта, потому что в воздухе происходит гораздо меньше происшествий, чем на дорогах.

Безопасность и спасение при катастрофе в общественном транспорте

Итак, как же обеспечить безопасность на дороге и, в частности, в общественном транспорте? Правила безопасности могут варьироваться в зависимости от конкретного вида транспорта, однако есть ряд общих рекомендаций, обязательных для соблюдения.

Правила безопасности в общественном транспорте:

  • Будьте осторожны при посадке и высадке с транспорта, особенно на оживленных остановках – обращайте внимание на движение транспорта вокруг вас, смотрите, чтобы никто не объезжал транспорт по тротуару, не пытайтесь выйти посреди дороги.
  • Не подходите близко к краю дороги – в случае падения вы окажетесь под колесами. Кроме того, подъезжающий транспорт может зацепить вас зеркалом заднего вида.
  • Не перегружайте транспорт – воздержитесь от посадки, если салон плотно забит пассажирами и вы можете ехать разве что на ступеньках.
  • Не стойте на ступеньках и возле дверей – это может привести к защемлению и травмам при автоматическом открытии и закрытии дверей.
  • Держитесь за поручни и перила во время движения транспорта – это позволит предотвратить падения или потерю равновесия, особенно при резком торможении.
  • Следите за своими детьми – убедитесь, что они безопасно сидят или стоят во время поездки, ничего не ломают и не мешают другим пассажирам.
  • Сообщайте об обнаруженных проблемах – если вы заметили бесхозные предметы или поведение кого-то из пассажиров вызывает подозрения, сообщите об этом водителю, а при необходимости – в полицию.

Эти рекомендации помогут вам обеспечить безопасность во время поездки на общественном транспорте. Тем не менее, аварии на дорогах были, есть и будут.

Что делать, если общественный транспорт попал в аварию:

1Оставайтесь спокойными и сохраняйте хладнокровие – помните, что паника может усложнить ситуацию.
2В случае столкновения и удара сгруппируйтесь, наклонитесь и закройте лицо руками – так вы минимизируете травмы.
3После остановки проверьте свое состояние и помогите другим – проверьте, нет ли у вас серьезных травм. Если у вас все в порядке, окажите помощь тем, кто может нуждаться в ней, особенно детям, пожилым людям или тем, кто находится в тяжелом состоянии.
4Покиньте транспорт – выйдите через дверь или разбейте окно, если дверь заклинило. Кроме того, в общественном транспорте обычно есть люк в потолке, который можно снять и выбраться наружу (инструкция, как это сделать, размещена рядом с люком).
5Отойдите подальше от транспорта – при аварии есть угроза возгорания и взрыва, поэтому следует быть подальше от места происшествия. Если в аварию попал трамвай или троллейбус, смотрите внимательно, чтобы не зацепиться за оборвавшийся контактный провод под напряжением.

На самом деле, аварии на общественном транспорте могут быть ничуть не менее страшными, чем на любом другом транспорте. Так, в 2021 году отмечали 45-летие подвига профессионального спортсмена пловца-подводника Шаварша Карапетяна, спасшего десятки людей из упавшего в Ереванское водохранилище троллейбуса.

В тот день Шаварш Карапетян совершал пробежку, когда стал свидетелем трагедии. Как потом выяснилось, у водителя случился инфаркт. Навыки пловца-подводника позволили Карапетяну быстро сориентироваться и вытащить из воды 46 человек [А. Велигжанина, 2021]. Правда, в сводки попало только 20 человек, потому что остальные тут же ушли домой греться и переодеваться.

В конечном итоге этот случай стоил Карапетяну профессиональной карьеры пловца-подводника из-за переохлаждения (температура воды была 13 градусов), пневмонии и сепсиса, возникшего в результате инфицирования многочисленных порезов. Герою пришлось разбить окно троллейбуса, чтобы добраться до людей, и многочисленные осколки впились в тело. Примечательно, что о его подвиге впервые напечатали в газете лишь спустя 6 лет, потому что «в СССР троллейбусы не должны были падать в воду».

В 2021 год отмечали юбилей еще одной трагедии: 25 лет со дня аварии в Днепродзержинске (ныне Каменное), случившейся из-за отказа тормозов у трамвая. Трамвай сошел с рельс, врезался в бетонное ограждение, корпус вагона оторвался от основания и пролетел несколько метров, теряя пассажиров, падающих на лету из разбившихся окон. Эта авария забрала жизни 34 человек, из которых 29 человек погибли на месте [М. Козкина, 2021].

Есть ли какие-то «безопасные места» в общественном транспорте, повышающие шансы на выживание? Большинство экспертов сходится в мысли, что наиболее безопасны места в середине салона, потому что при ударе там меньше амплитуда раскачивания и меньше шансов «улететь» и удариться обо что-либо, получив травму [Перевозка-24, 2021].

Места возле окон в автобусе, троллейбусе, трамвае считаются потенциально небезопасными из-за осколков стекла, которыми можно пораниться при аварии:

Места в автобусе

Так или иначе, многое зависит от воли случая, и каких-то мест, дающих 100% гарантии безопасности, в транспорте нет. Именно поэтому так важно соблюдать правила безопасности в транспортной сфере.

А теперь подведем итоги.

На этом уроке мы изучили правила безопасности и узнали, как вести себя в чрезвычайных ситуациях на разных видах транспорта: железнодорожном, водном, воздушном и общественном.

Далее вас ждет проверочный тест и следующий урок.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Наша следующая тема – принятие решений в экстренных ситуациях.

1LLL, 1Крит, 1PRO