Урок 5. Комбинирование техник менторства и коучинга
На прошлых уроках мы с вами подробно разобрались, что такое менторство и коучинг, какие техники, подходы и инструменты используют коучи и менторы и какая разница между менторством и коучингом.
Самые проницательные читатели наверняка заметили, что в некоторых случаях граница довольно зыбкая, и даже для одного и того же человека в разных ситуациях могут оказаться востребованы разные подходы.
Именно поэтому мы с самого начала еще во вводном уроке порекомендовали вам проходить курс в прямой последовательности, ничего не пропуская, потому что коучу могут понадобиться инструменты ментора, а ментору – подходы, используемые в коучинге.
Особое внимание в ходе урока мы уделим пониманию контекста и того, как определить, когда давать совет, а когда задавать вопросы. И, конечно, рассмотрим практические примеры и реальные кейсы, где комбинированный подход оказался наиболее эффективным.
Содержание:
- Когда использовать менторство, а когда коучинг?
- Совмещение менторских советов с коучинговыми вопросами
- Как определить, когда давать совет, а когда задавать вопросы?
- Практические примеры и реальные кейсы
- Проверочный тест
Нам в помощь книга «Коучинг и наставничество. Практические методы обучения и развития» [Э. Парслоу, М. Лидхем, 2021]. Там, в частности, затронут такой вопрос, как наставничество в организации. И нам будет полезна книга «Коактивный коучинг. Проверенные принципы личностного и профессионального роста» [Л. Уитворт и др., 2020]. Уточним, что коактивность – это совместная деятельность консультанта и его клиента, которая в контексте комбинирования практик обретает особую актуальность.
Когда использовать менторство, а когда коучинг?
Итак, когда отдать предпочтение менторству, а когда коучингу? Выбор между коучингом и менторством зависит от потребностей клиента, целей взаимодействия и уровня его готовности к саморазвитию. Оба подхода эффективны, но они различаются по методам и результатам, которые могут быть достигнуты. Давайте изучим критерии, которые помогут определить, когда лучше выбрать менторство, а когда – коучинг.
Когда использовать коучинг?
Представим несколько наиболее распространенных случаев, когда выбор следует делать в пользу коучинга.
Нужны внутренняя осознанность и саморазвитие
Саморазвитие – это процесс работы над собой во всех направлениях: физическом, духовном, профессиональном, социальном. Коучинг подходит, когда клиент не ищет готовые решения, а хочет самостоятельно разобраться в своих целях, мотивации и найти пути решения проблем. Если клиенту необходимо улучшить навыки самоанализа, самоуправления или выработки стратегии действий, коучинг будет более эффективным.
Например, сотрудник желает развить навыки коммуникации на работе, но сам не понимает, что именно ему мешает эффективно взаимодействовать. Коуч помогает ему осознать, какие внутренние блоки или убеждения препятствуют этому, и разработать план по их устранению.
Клиенту важно самому находить решения
Коучинг акцентирует внимание на поиске внутренних ресурсов клиента и на его способности самому принимать решения. Этот подход идеален, если клиент готов самостоятельно работать над проблемой, и ему нужен только внешний стимул и поддержка для достижения ясности.
Например, топ-менеджер хочет улучшить навыки управления, но не ищет конкретных советов, что ему делать, а хочет развить свои собственные решения через работу с коучем.
Есть конкретная цель или проблема
Если клиент имеет четко сформулированную цель и нуждается в поддержке в ее достижении, коучинг поможет ему структурировать путь к этой цели. Более того, коучинг может быть полезен и на этапе формулировки и конкретизации цели, если она пока что имеет очертания желания или устремления. Этому, кстати, помогает и наша программа «Из мечты в цель».
Например, сотрудник хочет больше зарабатывать и при этом иметь свободное время на спорт и хобби. Коуч помогает ему проанализировать текущие методы работы, найти пробелы и разработать стратегию повышения эффективности.
Фокус на будущем и изменениях
Коучинг направлен на изменения, рост и развитие в будущем. Он не ориентирован на анализ прошлых ошибок, а акцентирует внимание на том, что можно сделать, чтобы двигаться вперед.
Например, специалист чувствует себя застрявшим в карьере, уперся в «стеклянный потолок» и хочет понять, какие шаги необходимо предпринять для карьерного роста.
Коуч помогает определить цели на будущее и создать план по их достижению.
Когда использовать менторство?
Теперь давайте рассмотрим случаи, когда лучше сделать выбор в пользу менторства.
Необходимы экспертные знания и советы
Менторство подходит, если клиенту нужно получить конкретные знания и рекомендации в определенной области. Ментор выступает экспертом, который делится своим опытом и предлагает проверенные решения.
Например, начинающий специалист хочет построить карьеру в IT-индустрии и нуждается в совете от старшего коллеги, который уже прошел этот путь и может дать конкретные советы по выбору направлений развития и обучению.
Клиент ищет долгосрочную поддержку и руководство
Менторство предполагает более длительное взаимодействие, в ходе которого ментор помогает своему подопечному не только советами, но и возможностями для развития, делясь своими профессиональными контактами, опытом и знаниями.
Например, сотрудник компании стремится к повышению, и ему нужен наставник, который поможет ему освоить навыки лидера. Уточним, что лидер – это не просто человек, формально занимающий руководящую должность. Лидер – это лицо, пользующееся признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.
Нужно ускорить профессиональный рост
Например, молодой предприниматель нуждается в совете от более опытного бизнесмена по вопросам запуска и масштабирования бизнеса. Ментор предлагает конкретные шаги и сценарии, как минимизировать риски и добиться успеха.
Фокус на развитии карьеры или отраслевых знаний
Менторство особенно полезно в случаях, когда клиент хочет развиваться в определенной профессии или отрасли. Ментор делится своими профессиональными знаниями, тенденциями в отрасли и помогает избежать ошибок, которые совершал сам.
Например, сотрудник в маркетинговом агентстве хочет продвинуться до руководителя отдела. Ментор может предложить советы по управлению командой, делиться стратегиями продвижения проектов и повышением личной продуктивности. Уточним, что продуктивность – это мера, которая позволяет оценить результаты деятельности.
Как понять, какой подход выбрать?
И, наконец, самый главный вопрос: как выбрать? Для этого следует проанализировать несколько аспектов.
Цель клиента:
- Если цель клиента – это развитие личных навыков, самопознание, поиск внутренних ресурсов и решений, коучинг станет идеальным выбором.
- Если клиент ищет конкретные советы, рекомендации и экспертные знания в конкретной профессиональной области, тогда стоит выбрать менторство.
Готовность клиента к самостоятельной работе:
- Коучинг требует от клиента активной вовлеченности и готовности искать решения самостоятельно, а не получать их в готовом виде. Если клиент готов к такому подходу, коучинг будет эффективен.
- Менторство подойдет клиенту, если он ожидает поддержки, советов и направляющих действий со стороны наставника.
Фокус на краткосрочные или долгосрочные отношения:
- Коучинг чаще всего краткосрочен и сосредоточен на конкретной цели или проблеме: пришел, увидел, победил. Если клиенту нужно краткосрочное решение или изменение, лучше выбрать коучинг.
- Менторство предполагает долгосрочные отношения, которые могут длиться годами. Если требуется долговременная поддержка для развития карьеры, лучше выбрать менторство.
Опыт клиента:
- Если клиент уже имеет опыт в своей профессии, но ему нужно развить навыки или решить конкретную проблему, коучинг поможет ему самостоятельно найти решения и укрепить уверенность в собственных силах.
- Если клиент новичок в профессии и нуждается в поддержке и наставничестве, лучше выбрать менторство.
Теперь рассмотрим примеры ситуаций для выбора подхода.
Менторство vs Коучинг:
| Начинающий специалист в IT хочет развиваться – менторство. Нужно найти опытного ментора, который поможет с выбором специализации, развитием навыков и стратегиями карьерного роста. |
| Менеджер испытывает трудности с управлением командой – коучинг. С помощью коуча менеджер может проанализировать свои лидерские качества и выработать стратегию улучшения взаимодействия с командой. |
| Молодой предприниматель хочет избежать ошибок при запуске бизнеса – менторство. Ментор с опытом в бизнесе может предоставить практические рекомендации и помочь избежать распространенных ошибок. |
| Профессионал, который хочет перейти на новую карьерную роль – коучинг. Коуч поможет осознать текущие сильные и слабые стороны, найти внутренние ресурсы и сформулировать план действий для успешного перехода на новую должность. |
Коучинг и менторство – это два эффективных подхода, но они различаются по своей природе и методам. Коучинг помогает клиенту раскрыть внутренний потенциал и найти решения самостоятельно, а менторство – это передача знаний для ускорения роста. Выбор подхода зависит от целей, потребностей клиента и его готовности работать над собой, а еще во многих случаях отлично работает совмещение методов.
К слову, наставничество в образовании по отношению к детям не предполагает разделения на коучинг и менторство. Речь, скорее, о создании поддерживающий среды как таковой. Которая помогает получению знаний. Подробнее можно почитать в статье нашего блога «Скаффолдинг: как поддержать, чтобы научить», а мы переходим к теме совмещения методов.
Совмещение менторских советов с коучинговыми вопросами
Совмещение менторских советов с коучинговыми вопросами – это мощный способ создать гибкий и эффективный процесс развития, который может быть адаптирован под конкретные потребности клиента. Это подход, при котором коуч и ментор помогают не только развивать навыки и знания, но и способствуют осознанности и самостоятельности клиента. Итак, как объединить менторство и коучинг для достижения наилучшего результата?
Чередование ролей в зависимости от ситуации
Иногда клиенту нужны конкретные советы и опыт, иногда возможность найти решения самостоятельно. Ключ к успеху – гибкость, которую принято понимать как умение человека адаптироваться к новым обстоятельствам, находить эффективные решения проблем в кризисных ситуациях.
В идеале опыт наставничества должен позволять наставнику чередовать роли коуча и ментора в зависимости от того, что лучше соответствует текущей задаче клиента.
Например, когда клиент сталкивается с конкретной профессиональной дилеммой, ментор может поделиться опытом и дать рекомендации. Затем можно применить коучинговый подход и задать вопросы, чтобы клиент осмыслил, как эти советы применить в своей ситуации.
Использование коучинговых вопросов для осмысления менторских советов
Даже когда ментор дает готовые советы, важно стимулировать клиента к осознанности и самостоятельному принятию решений. Задавая коучинговые вопросы после выданного совета, наставник помогает клиенту глубже осмыслить рекомендации.
Например, ментор предлагает стратегию для карьерного продвижения. После этого можно задать коучинговые вопросы: «Как эта стратегия может работать в твоем случае?» или «Что тебе нужно изменить, чтобы применить это эффективно?»
Создание пространства для самостоятельных решений с поддержкой эксперта
Ментор может предложить несколько вариантов или сценариев на основе своего опыта, а затем использовать коучинговые вопросы для того, чтобы клиент выбрал наиболее подходящий для себя путь.
Например, ментор делится различными подходами к лидерству, а затем задает вопросы: «Какой из этих подходов наиболее соответствует твоему стилю?» или «Какой метод ты хочешь попробовать первым и почему?»
Рефлексия на основе опыта
Ментор может предложить советы на основе своих ошибок или успехов, а коучинговые вопросы помогают клиенту рефлексировать и анализировать, как этот опыт может быть применим в его жизни.
Например, ментор рассказывает о своем опыте в построении команды, а затем можно задать вопросы: «Что ты узнал из этого примера, что может быть полезным для тебя?» или «Как ты можешь адаптировать эти принципы в своей текущей команде?»
Постановка целей с учетом как совета, так и самостоятельного выбора
Совмещение менторства и коучинга помогает клиенту не только получать ценные рекомендации, но и выработать план действий, основываясь на своих внутренних ценностях и понимании.
Например, ментор предлагает стратегические направления для роста. После этого коучинговыми вопросами можно помочь клиенту составить личный план: «Какие шаги ты видишь в рамках этого плана?» или «Какие твои личные цели соответствуют предложенному направлению?»
Поддержка через вопросы, которые усиливают мотивацию и уверенность
Советы ментора иногда могут казаться слишком сложными или амбициозными. Коучинговые вопросы могут помочь клиенту преодолеть неуверенность и найти в себе силы для действий.
Например, ментор рекомендует клиенту повысить свои лидерские навыки и взять на себя новый проект. Коучинговые вопросы могут звучать так: «Какой первый шаг ты можешь сделать, чтобы чувствовать себя уверенно в этой роли?» или «Что может помочь тебе справиться с возможными трудностями на этом пути?»
Оценка прогресса через коучинговые и менторские подходы
Ментор помогает клиенту отслеживать прогресс через обратную связь и поддержку, а коучинговые вопросы помогут клиенту проводить самооценку.
Например, ментор может спросить: «Как твои результаты в проекте по сравнению с прошлым месяцем?», а затем добавить коучинговый вопрос: «Что ты узнал о себе, работая над этим проектом?»
Управление командой:
- Ментор предлагает стратегии управления на основе своего опыта и дает советы по мотивации сотрудников.
- Коуч задает вопросы: «Какие стратегии кажутся тебе наиболее естественными для твоего стиля управления?» и «Как ты хочешь адаптировать предложенные подходы под свою команду?»
Развитие карьеры:
- Ментор делится своим карьерным опытом и дает советы по профессиональному развитию.
- Коуч помогает клиенту осознать свои цели, задавая вопросы: «Как ты видишь свое развитие через год?» или «Что тебе нужно для достижения этой цели?»
Личностный рост:
- Ментор рассказывает о личных методах управления стрессом и поддержания баланса между работой и жизнью.
- Коуч помогает клиенту выбрать подходящие инструменты, спрашивая: «Какие методы управления стрессом ты хочешь попробовать на следующей неделе?» и «Как ты поймешь, что они работают?»
И напоследок несколько рекомендаций по успешному совмещению коучинга и менторства.
Как совмещать коучинг и менторство:
1 | Будьте гибкими – переключайтесь между ролями ментора и коуча в зависимости от нужд клиента. Иногда нужно просто дать совет, а иногда позволить клиенту самому искать решение. |
2 | Сфокусируйтесь на развитии самостоятельности – давая готовые советы, стимулируйте клиента к осознанию своих действий и поиску индивидуальных решений. |
3 | Создавайте баланс между поддержкой и вызовом – менторские советы дают клиенту поддержку, а коучинговые вопросы помогают ему выйти из зоны комфорта и принять на себя ответственность за свое развитие. |
4 | Помните о контексте – различные ситуации требуют разных подходов. Важно понимать, когда клиенту нужен ментор для передачи опыта, а когда – коуч для развития его внутренних ресурсов. |
Совет «помнить о контексте» часто оказывается самым сложным в реализации, поэтому мы уделим этому аспекту отдельное внимание.
Как определить, когда давать совет, а когда задавать вопросы?
Понимание контекста – ключ к успешному совмещению менторства и коучинга. Чтобы понять, когда лучше давать совет, а когда задавать вопросы, важно учитывать потребности клиента, уровень его готовности к саморазвитию, опыт, эмоциональное состояние и природу текущей задачи.
Давайте рассмотрим несколько основных факторов, которые помогут определить, когда уместно давать советы, а когда задавать вопросы:
- Уровень опыта клиента.
- Готовность клиента к саморазвитию.
- Природа задачи и потребности клиента.
- Эмоциональное состояние и уровень уверенности.
Итак, как каждый из этих факторов влияет на выбор дальнейших действий наставника.
Низкий уровень опыта
Если клиент новичок в профессиональной области, ему может не хватать базовых знаний или понимания контекста. В такой ситуации полезно давать советы, делиться личным опытом и предлагать проверенные решения.
Когда давать совет: клиент сталкивается с ситуацией, в которой у него недостаточно знаний, чтобы принять обоснованное решение. Например, начинающий специалист ищет рекомендации по освоению новой роли.
Когда задавать вопросы: после предоставления базовой информации задавайте вопросы, чтобы помочь клиенту осмыслить полученные советы и адаптировать их под свою ситуацию. Например, «Как ты можешь применить этот совет в своей работе?»
Высокий уровень опыта
Опытные клиенты могут лучше понимать задачи и контекст. В таких случаях важнее поддерживать их самостоятельность и помогать находить решения через вопросы, а не через советы.
Когда давать совет: когда клиенту нужен новый взгляд на привычную проблему или он сталкивается с неординарной задачей, для решения которой у него нет опыта.
Когда задавать вопросы: когда у клиента уже есть понимание задачи, но он нуждается в помощи для структурирования своих идей, выработки плана или мотивации. Например, «Какие варианты решения проблемы ты уже рассматривал?»
Низкая готовность клиента к саморазвитию
Если клиент не готов к самоанализу и самостоятельным решениям, чувствует себя растерянным или подавленным, ему может понадобиться более директивный подход и конкретные советы. Важно поддержать и направить его, не перегружая вопросами.
Когда давать совет: когда клиент нуждается в уверенности, руководстве или опоре, чтобы сделать первый шаг. Например, «Попробуй такой подход – он помог многим на твоем уровне».
Когда задавать вопросы: когда клиент начинает проявлять интерес к саморазвитию. Постепенно вводите вопросы, чтобы стимулировать рефлексию. Например, «Как ты думаешь, что может быть первым шагом?»
Высокая готовность клиента к саморазвитию
Если клиент стремится самостоятельно разрабатывать решения, важно сосредоточиться на коучинговом подходе и задавать больше вопросов, стимулируя его к поиску собственных ответов.
Когда давать совет: когда клиент спрашивает конкретно о вашем опыте или мнении, при этом не впадая в зависимость от внешней помощи.
Когда задавать вопросы: когда клиент готов взять на себя ответственность за результаты, но нуждается в структурировании своих мыслей. Например, «Какие внутренние ресурсы помогут тебе справиться с этой задачей?»
Конкретная проблема или ситуация
Если задача клиента четко определена, и он ищет конкретные решения, можно использовать менторский подход, предоставляя советы и рекомендации.
Когда давать совет: когда проблема имеет стандартное решение или вам известен проверенный путь решения. Например, «Для управления проектом попробуй использовать такой инструмент, он доказал свою эффективность».
Когда задавать вопросы: когда решение требует индивидуального подхода или адаптации. Например, «Как ты считаешь, какие из предложенных методов лучше всего подходят к твоему проекту?»
Размытая или комплексная проблема
Если клиент сталкивается с неопределенностью или сложной ситуацией, важнее задать вопросы, которые помогут ему глубже осмыслить проблему и найти ее корень.
Когда давать совет: когда после серии вопросов становится понятно, что клиенту нужна поддержка для структурирования задачи или направления в работе.
Когда задавать вопросы: когда клиент не уверен в направлении, и нужно помочь ему раскрыть свои мысли и цели. Например, «Что именно вызывает у тебя чувство неопределенности в этой ситуации?»
Подавленное состояние и неуверенность в своих силах
Когда клиент находится в состоянии стресса, сомневается в своих силах или боится ошибиться, важно предоставить советы, которые помогут ему почувствовать поддержку и обрести уверенность. В такой момент коучинговые вопросы могут восприниматься как давление.
Когда давать совет: когда клиент ищет ясности или руководства в кризисной ситуации. Например, «В таких ситуациях часто помогает... попробуй применить этот метод».
Когда задавать вопросы: когда клиент начинает проявлять больше уверенности, можно перейти к вопросам, чтобы стимулировать его к принятию собственных решений. Например, «Как ты думаешь, что бы помогло тебе чувствовать себя увереннее в этом вопросе?»
Высокий уровень энергии и уверенности в своих силах
Если клиент демонстрирует уверенность и готовность решать задачи самостоятельно, коучинговые вопросы помогут ему углубить самопознание и раскрыть новые пути.
Когда давать совет: если клиенту нужно просто свериться с экспертом или получить уточнение в контексте опыта.
Когда задавать вопросы: когда клиент уже готов к действию, но нуждается в поддержке для уточнения направления. Например, «Какой шаг вперед принесет тебе наибольший прогресс в этом направлении?»
В идеале и коуч, и ментор должны быть гибкими и уметь «перемещаться» между ролями, адаптируя свой подход в зависимости от контекста. В ситуациях, где клиенту нужен четкий путь, уместно давать советы. Когда же требуется стимул для саморазвития и осознания, лучше использовать коучинговые вопросы.
Практические примеры и реальные кейсы
В нашем курсе и конкретно в этом уроке мы привели немало примеров, как применять подходы коучинга и менторства в разных ситуациях. Давайте рассмотрим еще несколько реальных кейсов, где комбинирование техник менторства и коучинга оказалось наиболее эффективным.
Вхождение в новую профессиональную роль
Клиент получил повышение и стал руководителем небольшой команды в крупной компании. Ранее он не занимал руководящих должностей и испытывал неуверенность в том, как правильно управлять командой и принимать стратегические решения.
Наставник, обладающий опытом в управлении командами, делится с клиентом конкретными методами и рекомендациями, например:
- Как распределять задачи.
- Как организовывать совещания и обратную связь с сотрудниками.
- Как управлять мотивацией команды.
Вместе с этим наставник клиенту вопросы, направленные на осознание его собственного стиля управления и выявление его сильных сторон:
- «Каким ты хочешь быть лидером для своей команды?»
- «Какие качества помогут тебе наиболее эффективно решать задачи на новой должности?»
Результат наставничества: клиент получил необходимые практические инструменты и рекомендации, что помогло ему уверенно приступить к новой роли. В то же время коучинговые вопросы помогли клиенту осознать свои сильные стороны и выбрать управленческий стиль, соответствующий его ценностям и опыту.
Преодоление профессионального кризиса
Опытный специалист в IT-индустрии чувствовал профессиональное выгорание и потерю мотивации. Он был не уверен, стоит ли ему продолжать карьеру в этой области или менять профессию.
Наставник использовал открытые вопросы для того, чтобы помочь клиенту понять свои внутренние эмоции и желания:
- «Что именно вызывает у тебя ощущение выгорания?»
- «Что для тебя важно в работе?»
- «Какие аспекты твоей карьеры приносят тебе радость?»
Когда клиент осознал, что ключевой причиной выгорания является монотонность задач, наставник предложил несколько вариантов на основе своего опыта:
- Пробовать новые проекты или роли внутри компании.
- Осваивать новые технологии и инструменты, чтобы расширить свой профессиональный кругозор.
- Рассмотреть возможность временного перехода на другую роль для восстановления энергии.
Результат наставничества: клиент не только осознал коренные причины своего выгорания, но и получил конкретные действия для изменения ситуации. Совмещение коучингового и менторского подходов помогло ему не только преодолеть кризис, но и развить карьеру в новом направлении.
Развитие лидерских качеств у молодого предпринимателя
Молодой предприниматель основал стартап, который быстро рос, но он сталкивался с трудностями в управлении командой и стратегическом планировании. Несмотря на энтузиазм и предпринимательский талант, у него не хватало опыта в построении структуры и долгосрочных планов.
Наставник, обладающий опытом в управлении бизнесом, предложил конкретные шаги для создания эффективной управленческой структуры:
- Введение системы KPI для сотрудников.
- Четкое распределение ролей и обязанностей.
- Разработка долгосрочной стратегии роста компании.
Далее коучинговые вопросы помогли молодому предпринимателю развить навыки саморефлексии и выработать собственный подход к управлению:
- «Как ты хочешь видеть свою компанию через 5 лет?»
- «Каким лидером ты хочешь быть для своей команды?»
- «Какие сильные стороны команды помогут вам достичь успеха?»
Результат наставничества: предприниматель получил структурированные рекомендации по управлению бизнесом и разработке стратегии. Коучинговые вопросы помогли ему лучше осознать свои лидерские качества и выработать видение будущего компании, что повысило уверенность в принятии управленческих решений.
Подготовка к важной презентации на высоком уровне
Специалисту в маркетинге предстояло провести важную презентацию перед топ-менеджментом. Он чувствовал волнение и неуверенность в своих коммуникативных навыках.
Наставник, имеющий опыт проведения публичных выступлений, поделился практическими советами:
- Как структурировать презентацию.
- Как использовать невербальные сигналы для удержания внимания.
- Как управлять временем и отвечать на вопросы аудитории.
Затем коучинговые вопросы помогли клиенту осознать свои страхи и развить уверенность в собственных силах:
- «Что поможет тебе чувствовать себя более уверенно во время презентации?»
- «Как ты можешь подготовиться к вопросам, чтобы минимизировать волнение?»
- «Какие сильные стороны ты можешь использовать в своем выступлении?»
Результат наставничества: комбинирование конкретных техник и коучинговых вопросов помогло клиенту лучше подготовиться к презентации, развить уверенность и справиться с волнением. Он успешно провел презентацию, что укрепило его авторитет в компании.
Карьерное развитие в новой области
Клиент, работающий в банковской сфере, хотел сменить карьерное направление и перейти в IT, но сомневался в своих навыках и возможностях.
Наставник, обладающий опытом в IT-индустрии, предложил клиенту конкретные шаги:
- Какие технологии и навыки ему стоит изучить.
- Как составить план обучения и освоить новые компетенции.
- Как эффективно перейти из одной отрасли в другую.
Вместе с этим наставник задавал вопросы, которые помогали клиенту осознать, что именно привлекает его в IT, и разработать внутреннюю мотивацию:
- «Что именно тебе интересно в IT?»
- «Какие твои текущие навыки могут быть полезны в новой сфере?»
- «Как ты можешь планировать свой переход так, чтобы минимизировать риски?»
Результат наставничества: клиент получил ясное представление о том, какие шаги ему необходимо предпринять для смены карьеры, и уверенность в своих возможностях. Он начал изучение нужных технологий и успешно перешел на работу в IT-компанию.
Далее вас ждет проверочный тест, а затем мы перейдем к следующей теме и поговорим про индивидуальный подход и развитие собственного стиля.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Далее мы поговорим про индивидуальный подход и развитие собственного стиля в менторстве и коучинге.