Блог о саморазвитии

Скаффолдинг: как поддержать, чтобы научить?

Скаффолдинг: как поддержать, чтобы научить?

Приходилось ли вам когда-либо учить кататься на велосипеде младшего брата (сестру, ребенка, племянника)? Помните, как вы сначала постоянно держали велосипед одной рукой сзади за седло, а второй все время ловили руль, который норовил «завалиться» то вправо, то вдруг резко влево? А спустя какое-то время оказалось достаточно слегка придерживать велосипед за седло, чтобы юный велосипедист мог ехать ровно. А потом и в этом отпала необходимость, и начинающий гонщик даже не заметил, как вы отпустили руку и остались далеко позади: ждать, когда научившийся ездить малец вдоволь накатается на «велике».

По-научному это называется «обучение в зоне ближайшего развития», когда ребенок уже осознает необходимость освоения каких-либо навыков, но сам с этим справиться пока не может. Данное понятие ввел в научный оборот российский педагог и психолог Лев Выготский (1896-1934). Это было почти 100 лет тому назад, и с тех пор наука шагнула вперед. Теперь мы можем предложить вам специальные программы «Когнитивистика» и «Лучшие техники самообразования». И теперь мы говорим не просто про обучение в зоне ближайшего развития, а про самый настоящий скаффолдинг. Что это значит? Давайте разбираться.

Что такое скаффолдинг: небольшой исторический экскурс

Термин «скаффолдинг» пришел к нам из английского языка. В английском языке scaffolding – это строительные леса. И подобно тому, как строительные леса являются обязательным элементом конструкции на этапе монтажа, пока сооружение не будет готово, так и скаффолдинг в обучении – это те самые «строительные леса», которые помогают возвести «здание знаний».

Благодаря «лесам» строитель всегда может оказаться в том месте, где нужна его работа и его вмешательство. Так и техника скаффолдинга подразумевает, что родитель (учитель, наставник, педагог) должен в нужный момент и в нужном месте «подстраховать» и поддержать подопечного, помочь ему освоить новый навык, но ни в коем случае ничего не делать вместо него.

Проще говоря, точно так, как вы не сможете никого научить ездить на велосипеде, если сядете за руль вместо него, так и в любом другом деле методы скаффолдинга направлены на продуманную и адекватную навыкам обучаемого помощь и поддержку, но никак не на работу вместо него.

Собственно термин «scaffolding» был впервые презентован в 1976 году в научной работе, которую представили психологи Дэвид Вуд и Джером Брунер. Этот совместный труд вышел в свет под названием The role of tutoring in problem solving [D. Wood, J. Bruner, 1976]. Как видно из названия, объектом научного интереса ученых была роль тьютора в решении задач.

Уточним, что данная работа была выполнена на базе Центра когнитивных исследований Гарвардского университета Национального института здравоохранения США.

Уточним также, что словом «тьютор» обычно называют специалиста с педагогическим образованием, занятого индивидуальной помощью в освоении учебного материала школьникам с особыми образовательными потребностями.

Ученые подвергли тщательному анализу множество тандемов, состоящих из тьютора и его подопечного, и подробно изучили процесс, как именно наставник мотивирует своего подопечного к решению все более сложных задач. В процессе наблюдения как раз и родился термин «скаффолдинг», потому что квалифицированная помощь и поддержка более всего напоминают по смыслу назначение строительных лесов.

Скаффолдинг – это в педагогике и психологии как раз то, что позволяет видеть и направлять деятельность человека в рамках зоны его ближайшего развития от уровня существующих навыков к уровню потенциально возможных. Схематически зону ближайшего развития можно представить как сегмент, находящийся между тем, что человек может сделать сам, и тем, что он сам не сможет сделать никак:

Как именно строится скаффолдинг? Сейчас посмотрим.

Принципы, формы и техники скаффолдинга

Итак, мы разобрались, что технология скаффолдинг – это набор методов и инструментов, позволяющих организовать процесс, при котором обучающийся решает какую-либо задачу при поддержке наставника. Сама задача в данном процессе неизменна, например, научиться ездить на велосипеде.

А вот уровень поддержки действий ребенка по ее реализации будет меняться с учетом того, как ребенок продвигается по пути решения задачи. Объем такой поддержки изменяется от максимального к минимальному, и так до полного прекращения какой-либо помощи и поддержки.

В нашем примере, чем лучше получается у ребенка ехать на велосипеде, тем больше расширяется его зона «ответственности» за результат. Сначала он «ответственен» за то, чтобы просто удержаться в седле велосипеда, пока велосипед держит двумя руками кто-то из взрослых. Затем задача ребенка ехать ровно, пока взрослый придерживает велосипед сзади за седло. И наконец, освоив промежуточные этапы, ребенок вполне может сам «отвечать» за безопасность своих поездок: не упасть, не съехать случайно с велодорожки, не врезаться в ограждение, не выехать на проезжую часть дороги.

Таким образом, «ответственность» за решение поставленной задачи переходит от взрослого сначала в распределенную форму, а потом полностью к ребенку. Все виды помощи и поддержки в рамках скаффолдинга являются временными и сокращаются по мере увеличения самостоятельности ребенка или любого другого человека, которого вы обучаете чему-либо.

Технологии скаффолдинга полностью применимы для освоения как физических, так и различных интеллектуальных навыков, причем с самых ранних лет жизни ребенка. Широко применяется скаффолдинг в ДОУ (дошкольное образовательное учреждение). Малыши при помощи и поддержке воспитателей учатся читать, считать, рисовать.

Акцентируем внимание еще раз: при правильном скаффолдинге задача не должна изменяться!

Например, если ребенок учится считать до трех, значит, на всех стадиях ему помогают сосчитать до трех. Если он уверенно считает до трех и решено освоить счет до 10, на всех этапах ему нужно помогать учиться считать до 10. Допустим, помочь вспомнить, какая цифра идет после 5, какая после 7, подсказать, где он ошибся и пропустил какую-то цифру при счете и т.д.

На начальной стадии максимальной поддержки воспитатель держит малыша за руку и указывает по очереди на предметы, произнося вслух: «один, два, три». Таким образом, на начальном этапе воспитатель берет на себя всю «полноту ответственности» за производимые действия.

Затем объем поддержки уменьшается, и воспитатель предлагает ребенку самому произвести часть действий. Допустим, воспитатель по-прежнему держит ребенка за руку и показывает на предмет, а ребенок должен вспомнить порядок цифр и сосчитать предметы: «один, два, три».

Со временем ребенок научится справляться с этой задачей сам, и воспитателю не будет необходимости ни держать малыша за руку, ни просить считать предметы по одному. Будет достаточно спросить: «Сколько здесь предметов?», и ребенок сам сосчитает до трех. Точно по такой же технологии идет обучение счету до 10, до 20, до 100, обратному счету от 10 до 1, от 20 до 1, от 100 до 1. Аналогичным образом технология скаффолдинга применяется для обучения чтению, письму, устной речи и любым другим навыкам.

К слову, один из авторов вышеупомянутой работы Джером Брунер, изучал скаффолдинг как раз в контексте развития речи [D. Wood, J. Bruner, 1976]. Он замечал, что, когда малыши обучаются говорить, родители в общении с ними пользуются развитыми формами речи, а не сводят ее к совсем простым высказываниям.

Наоборот, они развивают высказывания детей, повторяют отдельные слова, на которых нужно акцентировать особое внимание, жестикулируют и отвечают детям, опираясь на смысл их еще несовершенных и не всегда внятных высказываний.

По сути, родители ведут с ребенком практически равноправный диалог и поддерживают его. Так, если малыш показывает на тигра в зоопарке и пытается при этом рычать, родители обычно отвечают: «Да, это тигр. Посмотри, какой он полосатый». Такой ответ является полностью адекватным, как если бы малыш сказал: «Смотрите, там тигр».

В ходе такого общения дети осваивают элементы грамматики, способы правильного построения предложений, пополняют словарный запас и постепенно осваивают обороты речи, которые используют в своем общении взрослые. По мере того, как дети обучаются говорить,  у родителей исчезает необходимость оказывать ребенку поддержку: подсказывать, как правильно произнести слово, где поставить ударение, как правильно выразить мысль.

Скаффолдинг способствует психологическому созреванию личности ребенка как самостоятельной и способной решать возникающие проблемы. В принципе, скаффолдинг – это в психологии и педагогике такое взаимодействие взрослых и детей, которое позволяет детям «вырасти» от выполнения каких-либо действий или задач совместно со взрослыми к выполнению тех же действий и задач полностью своими силами.

Подобное взаимодействие, как мы уже отмечали выше, происходит внутри зоны ближайшего развития и способствует развитию у детей навыков и знаний, которые находятся как бы «на грани созревания», но пока не могут быть освоены самостоятельно.

Тут стоит заострить внимание еще на одном моменте. Основной принцип скаффолдинга – неизменность задачи – никак не противоречит общепринятому принципу обучения «от простого к сложному». Задача наставника – поставить задачу, адекватную по сложности возрасту и способностям ребенка.

Условно говоря, вряд ли стоит обучать езде на двухколесном велосипеде ребенка 2-3 лет, а вот 6-7-летнего – уже пора. Поэтому, если у ребенка 6-7 лет пока никак не получается удержаться в седле двухколесного велосипеда, это никоим образом не значит, что нужно упростить задачу и «пересесть» на трехколесный велосипед. Это значит, что ребенок на начальном этапе обучения нуждается в максимальном уровне поддержки чуть дольше, чем другие его ровесники, и эту поддержку ему нужно обязательно оказать.

Аналогичным образом следует воздержаться от избыточного упрощенчества в обучении чтению, счету, письму. Стоит привести интересный пример, как используется скаффолдинг при обучении детей письму. Это так называемая «модель планируемого письма» [pedkabinet, 2021].

Суть в том, что ребенка нужно стимулировать, чтобы он как бы «планировал» свое будущее письменное сообщение, проговаривал все слова вслух и заменял их линиями. Такая линия замещает написанное слово подобно тому, как пальцы на руках или палочки для счета заменяют числа при обучении счету.

Однако линии нужно рисовать не просто так, а соблюдать атрибуты письма:

  • Вести линию слева направо.
  • Следить, чтобы длина линии была пропорциональна длине слова в предложении.
  • Если закончилась строчка, новую линию вести со следующей строки.
  • В конце предложения ставить точку.

Завершив «разлиновку», ребенок должен повторить предложение: произнести вслух каждое слово и показать на соответствующую линию. И, наконец, финал: написать каждое слово на соответствующей ему линии.

Будет лучше, если для начала ребенок «распланирует» за один раз только одно предложение. Затем можно перейти к написанию связных сообщений, состоящих из 2-3 предложений. Как и в любом другом случае применения скаффолдинга, педагог не должен пытаться писать или рисовать линии вместо ребенка. Вполне достаточно подсказать, что, к примеру, слово «кот» короче, чем слово «гулять», поэтому эта разница должна отразиться на длине линий.

Для тех, кто уже готов взять эту методику на вооружение, уточним, что она нацелена на обучение написанию осмысленных связных предложений, а не на грамматику или орфографию. Грамотность, безусловно, важна, но для ее развития существуют другие методы, и лучше не смешивать в одном задании сразу несколько целей. Это будет утомительно для ребенка, а вы будете рассеивать свое и его внимание, отвлекаясь от поставленной задачи научиться писать логически связные сообщения.

В целом, стоит сказать, что существуют разные формы и техники скаффолдинга, т.е. помощи и поддержки в освоении различных навыков и знаний. Так, для обучения письму используется рисование линий, проговаривание слов вслух, «чтение» линий, помогающее вспомнить «закрепленное» за линией слово, чтение вслух уже написанных слов.

Формы скаффолдинга для обучения счету мы рассмотрели чуть раньше: это различные внешние медиаторы (предметы для счета), жесты с указанием на предметы, проговаривание цифр вслух и т.д. Это, что называется, «скаффолдинг для самых маленьких», однако есть конкретные прикладные наработки и для более старшего возраста.

Например, в обзоре «Формирующее оценивание и стратегия скаффолдинга на уроках английского языка» подробно расписано, как использовать скаффолдинг при обучении английскому в школе с тем, чтобы добиться максимальной заинтересованности и результативности у школьников [Ю. Рыбкина, 2019].

Есть подобные разработки и для вузов с учетом того нюанса, что студенты должны освоить иностранный язык в контексте своей будущей профессии. Подробнее можно ознакомиться в статье «Скаффолдинг как интерактивный метод профессионально ориентированного обучения иностранному языку» [С. Гучетль, 2018].

Скаффолдинг может применяться не только для изучения отдельного предмета или отдельного навыка. Скаффолдинг может стать стратегией на ближайшие несколько лет и «работать» на достижение долгосрочной цели. Например, в науке.

Так, в статье «Скаффолдинг – метод актуализации интеллектуально-личностного потенциала субъекта научно-образовательной деятельности» рассматривается, каким образом техники скаффолдинга можно применять в тандеме аспирант-научный руководитель при написании кандидатской диссертации [Л. Попов, П. Устин, 2020].

Как видите, тема скаффолдинга на сегодняшний день проработана достаточно хорошо, и при желании можно найти вспомогательные материалы практически для любого предмета и любой сферы, где вы намерены стать наставником и научить своего подопечного справляться с поставленной задачей самостоятельно.

Впрочем, после того, как вы ознакомились с разными формами и техниками скаффолдинга, вы вполне можете составить план наставничества самостоятельно. Помните, что основными техниками скаффолдинга при разработке контента являются:

  • Разбивка материала на небольшие легко выполнимые элементы, адекватные текущему уровню подготовки части.
  • Опора на уже имеющиеся знания и навыки, которые при необходимости нужно активировать и актуализировать.
  • Комментарии и подсказки, помогающие освоению навыка, информации, темы и т.д.

Поясним, что разбивка материала на небольшие легко выполнимые элементы – это своего рода микрообучение, когда за короткий отрезок времени отрабатывается какой-то элемент навыка. Одна из разновидностей микрообучения – это мини-уроки длительностью до 5 минут, в том числе в формате видео. И напомним еще раз, что главные принципы скаффолдинга остаются постоянными независимо от формата и используемых техник.

Основные принципы скаффолдинга:

  • Неизменность задания.
  • Изменение объема поддержки от максимального к минимальному с последующим переходом к полностью самостоятельному выполнению задания.

Стоит рассказать и еще об одной практически универсальной форме скаффолдинга [pedkabinet, 2021]. Это ролевые игры и работа в паре, где одному из участников (студентов, школьников) дается роль наставника, а другому достается роль подопечного. Соответственно, наставник должен научить подопечного чему-либо по образу и подобию того, как учили его самого.

Возможен такой скаффолдинг в ДОУ, школе, колледже, вузе, МВА, на курсах повышения квалификации. Роль наставника обычно дают тому, у кого лучше успеваемость. Если же уровень знаний у всех примерно одинаковый, можно меняться ролями наставника и обучаемого.

Примеры использования ролевых игр в технологии скаффолдинга разобраны в специальных материалах, так что при необходимости можно позаимствовать уже готовые наработки [Е. Чиркова и др., 2020]. Теперь остался один очень важный вопрос: как это все реализовать на практике, учитывая, что дело приходится иметь с реальными живыми людьми?

Дети, студенты, школьники, а зачастую и взрослые люди, даже осознавая важность освоения новых знаний и навыков, склонны лениться, откладывать «на потом» и не очень-то «напрягаться». Однако с этим вполне можно «бороться» методами скаффолдинга.

Методы скаффолдинга

Итак, какими методами можно реализовать и воплотить в жизнь принципы скаффолдинга в его различных форматах? Тут нам вновь нужно будет обратиться к первоисточнику, т.е. к работе The role of tutoring in problem solving [D. Wood, J. Bruner, 1976].

Основные методы скаффолдинга:

  • Привлечение внимания, особенно в работе с детьми – даже если ребенок осознал необходимость и нужность освоения какого-либо навыка, детям обычно нужно больше усилий для концентрации внимания, чем взрослым, и это нужно учитывать.
  • Ограничение количества действий – нужно дать четкое понимание и конечный набор манипуляций, необходимых для выполнения задачи, дабы не рассеивать внимание по мере освоения навыка.
  • Удержание внимания на цели – все люди, а особенно дети склонны отвлекаться, уставать, стремиться к задачам попроще, поэтому наставник должен уметь поддерживать мотивацию.
  • Акцент на важном – при всей целостности определенного действа, всегда можно найти наиболее важные «системообразующие» моменты, учет которых предопределяет успех.
  • Профилактика фрустрации – работа с наставником (педагогом, родителем) должна быть для подопечного более комфортна, чем работа без наставника (педагога, родителя).
  • Демонстрация решений – как минимум, подопечный должен четко понимать, к какому результату следует стремиться.

Уточним, что решения не всегда обязательно демонстрировать лично. Так, чтобы объяснить, как именно нужно ездить на велосипеде, достаточно показать, как на велосипеде ездят другие. Собственно, именно так и построена тренерская работа почти во всех видах спорта. Тренер старше 40-50 лет объективно не в состоянии лично показать сложный элемент в фигурном катании или пробежать за рекордное время 5 километров. Зато он владеет методикой, как прийти к нужному результату, и может привести к этому результату спортсмена.

Это мы рассмотрели самые основные методы скаффолдинга. Однако общую методику вполне можно детализировать, если требуется обучить достаточно сложному навыку или объяснить достаточно сложную тему. Итак, более детальные рекомендации или «11 способов поддержать студента» [Ю. Белоног, 2022].

Скаффолдинг для сложных тем:

  • Связать новые знания с уже освоенными ранее.
  • Разбить инструкцию на части и удостовериться, что инструкция понятна подопечным.
  • Попросить предугадать дальнейшее развитие событий в контексте услышанного и понятого.
  • При необходимости ввести ключевую лексику и объяснить новые термины до начала обучения.
  • Показать пример выполнения задачи.
  • По возможности использовать презентовать взаимосвязанные и взаимозависимые элементы в виде графика, таблицы, диаграммы.
  • При необходимости использовать иллюстрации и различные образы, которые помогают лучше понять тему.
  • Дать подопечным достаточно времени для того, чтобы подумать и подготовиться.
  • При контроле дать подопечным возможность высказаться, и только потом дополнять и оценивать ответ.
  • Позволить подопечным самим найти и исправить ошибки, если таковые имеются.
  • По возможности использовать опорные таблицы и конструкции, которые помогают в освоении новой темы.

Относительно последнего пункта уточним, что под опорными таблицами и конструкциями подразумеваются, например, схемы-задания, где нужно вставить недостающие слова или поставить глагол в нужном времени. Такой метод часто используется при обучении иностранным языкам, и как вариант его можно задействовать для того, чтобы человек научился осваивать новые темы самостоятельно. Точнее, сначала с некоторой помощью и поддержкой преподавателя, а потом уже полностью самостоятельно.

На самом деле, сегодня можно встретить множество статей с описанием методов скаффолдинга. Они различаются степенью детализации, однако суть остается прежней, только разъясняется разными словами.

Кстати, объяснять что-либо разными словами и способами – это тоже один из методов скаффолдинга [E. Mulvahill, 2021]. Применяется данный метод реже, чем все остальные, потому что требует достаточно высокого уровня знаний и определенной изобретательности у объясняющего, так что «фанатов» у такого подхода немножко меньше, чем у прочих методов.

Это вкратце все, что мы собирались рассказать про скаффолдинг. Главная мысль, которую мы хотели донести, заключается в том, что помочь человеку сделать что-либо и сделать вместо него – это разные вещи, которые важно не путать. Особенно, если вы пытаетесь чему-то научить детей.

В этом случае крайне важно набраться терпения и не пытаться вместо ребенка застегивать пуговицы на его одежде, завязывать шнурки на его обуви, скреплять детали в его конструкторе «Лего», даже если вы точно знаете, что сделаете это быстрее. Не спешите, потому что сэкономленные минуты потом выйдут «боком» и потребуют гораздо больших затрат сил и времени, чтобы уже подросший ребенок научился тому, что его ровесники освоили в раннем детстве легко и просто.

Мы желаем, чтобы у вас все получилось. Мы приглашаем вас на наши программы «Когнитивистика» и «Лучшие техники самообразования» и просим ответить на вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:,