Меню курса

Урок 4. Основы коучинга

Урок 4. Основы коучингаНа прошлом уроке мы перешли к практической части курса и подробно рассмотрели подходы и стратегии в менторстве. Сегодня у нас на очереди коучинг, и мы рассмотрим его примерно по той же схеме: принципы, подходы, методы и т.д.

Сегодня нам важно разобрать ключевые отличия коучинга от менторства и понять, как коучинг отличается по подходу и результатам. Нам это пригодится в следующем уроке, когда мы начнем изучать комбинирование техник менторства и коучинга.

Цель урока: рассмотреть основные принципы и методики коучинга, основные методы работы, которые задействует коуч, и узнать, какие навыки и инструменты необходимы коучу для успешной работы.

Напомним, что коуч – это, простыми словами, тренер, который помогает клиенту находить решения, задавая правильные вопросы и предоставляя инструменты для саморазвития. Среди основных навыков и инструментов коучу нужно обязательно освоить активное слушание и эмпатию, поэтому мы дадим практические упражнения для развития этих ключевых софт скиллз.

Содержание:

Вникнуть в тему нам поможет книга «Сильные вопросы для коучей и менторов» [Д. Клаттербак, 2021]. Это практическое руководство подготовлено всемирно признанным авторитетом в менторинге профессором Дэвидом Клаттербаком, который привнес в Европу концепцию поддерживающего менторинга еще в начале 80-х годов прошлого столетия. И кое-что позаимствуем из книги «Коучинг и наставничество. Практические методы обучения и развития» [Э. Парслоу, М. Лидхем, 2021].

Что такое коучинг?

Давайте для начала напомним то, что мы узнали ранее.

Коучинг – это процесс, при котором профессиональный коуч (тренер) помогает человеку достигать конкретных целей в жизни, карьере, бизнесе или других областях.

Соответственно, основная цель коучинга – помочь человеку достичь максимального потенциала и своих целей, развивая необходимые навыки, мотивацию и уверенность.

В нашем вводном уроке мы обсудили в общих чертах, какова практическая польза коучинга. Давайте вкратце напомним, что к чему.

Зачем нужен коучинг:

  • Определить и достичь личных или профессиональных целей.
  • Развить конкретные профессиональные компетенции, необходимые для роста и успеха.
  • Развить осознанность и недостающие софт скиллз (тайм-менеджмент, планирование, управление ресурсами и т.д.)
  • Сформировать стратегию по преодолению препятствий.
  • Повысить уверенность в себе и ответственность за собственные решения.

И теперь напомним основные виды коучинга. Ввиду того, что тема коучинга пришла к нам с «дикого Запада», будем для полноты картины писать названия на русском и английском языках. Кроме того, это поможет вам в дальнейшем искать англоязычную литературу, когда вы захотите углубить и расширить свои познания.

Основные виды коучинга:

1
Life Coaching (жизненный коучинг) – направлен на личностное развитие, решение жизненных проблем, улучшение качества жизни, баланс между работой и личной жизнью.
2
Career Coaching (карьерный коучинг) – помогает в поиске новых карьерных возможностей, подготовке к собеседованиям, построении плана развития карьеры.
3
Business Coaching (бизнес-коучинг) – бизнес-коуч фокусируется на улучшении навыков руководства, управления командой, решения стратегических задач и, как результат, улучшении рабочих процессов.
4
Team Coaching (командный коучинг) – направлен на улучшение взаимодействия внутри команд, создание сильной корпоративной культуры и повышение продуктивности.
5
Executive Coaching (исполнительный коучинг) – предназначен для топ-менеджеров, помогает развивать лидерские качества и принимать стратегические решения.

Помимо этого, есть еще множество узкоспециальных направлений коучинга. Например, Health Coaching (коучинг здоровья), Mental Health Coaching (коучинг ментального здоровья), Wellness Coaching и многие другие. Отдельно мы их рассматривать не будем, потому что это выходит за рамки нашего краткого курса, а сосредоточимся на общих принципах и методах коучинга.

Основные принципы и методики коучинга

Давайте сделаем небольшое введение в основные методы работы коуча и рассмотрим основные принципы и методики коучинга. Начнем с изучения базовых принципов коучинга.

Принципы коучинга:

  • Конфиденциальность – коучинг основывается на доверительных отношениях, и вся информация, обсуждаемая на сессиях, остается между коучем и клиентом.
  • Ответственность клиента – коучинг не дает прямых решений, коуч направляет клиента к осознанным выводам и помогает ему взять на себя ответственность за свои действия.
  • Фокус на будущем – коучинг не ориентирован на анализ прошлого, он помогает клиенту сосредоточиться на настоящем и будущем и на поиске решений.
  • Индивидуальный подход – коучинг строится на потребностях и целях конкретного клиента с учетом его личностных особенностей.
  • Развитие осознанности – коуч помогает клиенту лучше осознать свои ценности, мотивацию и цели, чтобы принять осознанные решения.
  • Поддержка и вызов – коуч помогает поддерживать мотивацию клиента, предлагая задачи, выходящие за рамки его текущего комфорта, что способствует личностному росту.

Коучинг позволяет не только достичь конкретных целей, но и наращивать ресурсы для самостоятельного решения будущих задач. Для этого разработаны различные методики, которые помогают клиентам осознавать свои цели, формулировать шаги для их достижения и развивать навыки самоуправления. Давайте рассмотрим несколько наиболее распространенных коучинговых методик, их описание и примеры применения.

GROW (Goal, Reality, Options, Will)

GROW – одна из самых популярных методик коучинга, которая помогает клиенту структурировать процесс достижения цели. Она состоит из четырех составляющих: цель, реальность, возможности, воля.

Элементы GROW:

  • Goal (Цель): определение конкретной измеримой цели.
  • Reality (Реальность): анализ текущей ситуации и факторов, влияющих на достижение цели.
  • Options (Возможности): обсуждение различных способов достижения цели.
  • Will (Воля): формирование плана действий и принятие ответственности за его выполнение.

Коуч задает клиенту вопросы на каждом этапе, помогая ему формулировать цель и осознавать реальность.

Вопросы для GROW:

  • Какова твоя главная цель? (Goal).
  • Что сейчас происходит в твоей работе и жизни, что может повлиять на эту цель? (Reality).
  • Какие у тебя есть варианты? (Options).
  • Какой следующий шаг ты сделаешь? (Will).
Пример применения:

  • Цель: повысить продажи на 20% за квартал.
  • Реальность: в настоящее время у клиента недостаточно новых клиентов.
  • Возможности: рассмотреть варианты расширения базы клиентов через рекламу или сети знакомств.
  • Воля: запланировать ежедневные звонки новым потенциальным клиентам.

Последний пункт не просто так обозначен словом Will, хотя тут напрашивается нечто связанное с планированием и реализацией плана. На самом деле, любой самый распрекрасный план останется лишь листом бумаги или файлом на компьютере, если не будет воли к достижению цели. Задача коучинга не только помочь клиенту принять решение, но и мотивировать его двигаться дальше.

Техника мощных вопросов

В рамках этой техники коуч задает открытые стимулирующие вопросы без предположений и «подсказки» ответа, которые помогают клиенту глубже осмыслить свою ситуацию и найти новые решения. Это техника активного слушания и поддержки, где коуч помогает клиенту выйти за пределы привычного мышления.

Примеры вопросов:

  • Что для тебя действительно важно в этой ситуации?
  • Каким будет следующий шаг, который ты можешь сделать?
  • Какое главное препятствие стоит перед тобой сейчас?
  • Что ты можешь сделать, чтобы изменить свою ситуацию?
Пример применения:

Когда клиент говорит, что испытывает стресс на работе, вместо советов и рекомендаций коуч может спросить: «Какие конкретные моменты вызывают наибольший стресс? Как ты можешь лучше справляться с этими ситуациями?» Это помогает клиенту найти пути управления ситуацией и стрессом.

Модель компетентности (Competency Model)

Этот подход помогает клиенту осознать свои ключевые навыки и компетенции, которые могут быть использованы для достижения целей. Клиент идентифицирует свои сильные стороны и области для развития. Коуч помогает клиенту проанализировать свои компетенции через вопросы и анализ поведения, подсказывая, какие навыки можно развивать.

Пример применения:

Допустим, клиент стремится к лидерской роли в компании. Коуч помогает проанализировать, какие лидерские навыки уже развиты, а какие нужно улучшить (например, управление конфликтами и стратегическое мышление). И затем вместе с клиентом составляет план развития компетенций, которых не хватает.

НЛП (Нейролингвистическое программирование)

НЛП используется для изменения негативных убеждений и моделей поведения клиента через изменение его восприятия. Это методика помогает менять мышление и поведение на более конструктивные. Коуч использует техники якорения, переосмысления и визуализации для того, чтобы помочь клиенту изменить свои внутренние установки.

Термин «визуализация» нам знаком из урока 2. Напомним, что визуализация в психологии – это процесс перевода мысленных, словесных представлений в зрительные или визуальные образы. Например, клиент может визуализировать успешный исход сложной ситуации.

И тут можно выделить два варианта действий:

Техника якорения – это создание позитивного триггера, стимулирующего к выполнению определенного действия и перекрытия негативного переживания. Например, если клиент боится публичных выступлений, коуч помогает использовать технику якорения, когда клиент ассоциирует себя с успешным опытом, что приводит к снижению страха и повышению уверенности.
Техника переосмысления или рефрейминг – это предложение другого варианта осмысления ситуации. Например, вместо накручивания себя в духе «Я не сдам этот экзамен» можно сказать: «Я сделал все от меня зависящее, чтобы хорошо подготовиться к этому экзамену». Даже если это не совсем так, стресс и волнение перед экзаменом все равно не помогут его сдать, а навредить нервной системе очень даже могут.

Методики коучинга помогают клиенту осознать свои цели, проанализировать текущую ситуацию и найти внутренние ресурсы для решения проблем. Каждая методика адаптируется под индивидуальные потребности клиента, создавая пространство для роста и развития. И для этого наставник должен обладать определенными навыками в пределах компетенции коуча.

Навыки и инструменты коуча

Коучинг – это искусство и наука, требующая от коуча определенных компетенций и применения различных инструментов. Эффективность коучинга во многом зависит от способности коуча задавать правильные вопросы, глубоко слушать и создавать пространство для осознания и изменений.

Предлагаем вам небольшой обзор необходимых компетенций, которыми должен обладать коуч (тренер), чтобы успешно справляться со своей работой.

Активное слушание

Из прошлого урока, на котором мы изучали менторство и разбирались, что должен уметь ментор, мы помним, что активное слушание – это способность внимательно слушать собеседника и воспринимать информацию, сосредотачиваясь на содержании и контексте высказывания. Активное слушание предполагает способность глубоко воспринимать, анализировать и понимать не только слова клиента, но и эмоциональный подтекст, невербальные сигналы и тон речи.

Ключевые аспекты активного слушания:

  • Концентрация – полная вовлеченность в диалог, без отвлечения на собственные мысли или внешние раздражители.
  • Эмпатия – понимание и признание эмоций клиента без осуждения или критики.
  • Отражение – перефразирование или отражение слов клиента, чтобы помочь ему глубже осознать свои мысли и чувства.
  • Периодическое подытоживание сказанного клиентом – например, «Я правильно понимаю, что...»
  • Невербальные сигналы – кивки, визуальный контакт, чтобы показать, что коуч полностью сосредоточен на клиенте.

В этом уроке мы еще вернемся к теме активного слушания и дадим практические упражнения для развития этого навыка.

Задавание вопросов

Вопросы – один из ключевых инструментов коуча. Они помогают клиенту осознать свои внутренние ресурсы, найти решения и прояснить цели. Важно задавать вопросы, которые побуждают клиента к анализу и размышлениям и не предполагают простых ответов.

Типы вопросов для коучинга:

  • Открытые вопросы – вопросы, которые помогают клиенту расширить свое мышление и осознать глубинные причины или мотивы. Например: «Что для тебя самое важное в этой ситуации?», «Какие возможности ты видишь?»
  • Мощные вопросы – это вопросы, которые заставляют клиента глубоко задуматься, осознать скрытые аспекты проблемы. Пример: «Какое самое смелое решение ты мог бы принять в этой ситуации?»
  • Рефлексивные вопросы – помогают клиенту проанализировать прошлый опыт. Пример: «Что ты узнал из этого опыта?»

С техникой вопросов мы уже сталкивались, когда изучали методику GROW. В рамках этой методики вопросы на разных этапах (Goal, Reality, Options, Will) помогают клиенту структурировать свои мысли и действия.

Эмпатия

Эмпатия – это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания. Это способность коуча понимать и чувствовать эмоции клиента. Эмпатия не означает согласие, но она предполагает искреннее стремление понять, что чувствует клиент. Чуть позже мы дадим практические упражнения для развития эмпатии.

Формирование доверия

Доверие – это основа, на которой зиждется наставничество. Мы уделили внимание теме формирования доверительных отношений в уроке 3, когда рассматривали менторство и обязанности ментора. Все ранее сказанное справедливо и для коучинга.

С учетом специфики коучинга как движения к конкретным результатам можно отдельно акцентировать внимание на необходимости отмечать успехи клиента. И еще раз напомнить о недопустимости манипуляций, навязывания своего видения целей коучинга или «подсказывания» ответов. Иначе это может вызвать сопротивление клиента.

Управление сопротивлением

На самом деле, сопротивление может возникнуть по самым разным причинам. Как природа стремится к равновесию, так и человек «заточен» на стабильность и предсказуемость как основу безопасности бытия. К несчастью, стабильность и предсказуемость ведет к застою и атрофированию навыков адаптации.

К тому же стабильность и предсказуемость не способствуют развитию, хотя формально безопасная среда должна в большей степени располагать к получению новых знаний и развитию новых навыков в спокойной не напрягающей обстановке. В любом случае коуч должен уметь распознавать и управлять этим сопротивлением.

Инструменты управления сопротивлением:

  • Прямые вопросы: «Что удерживает тебя от изменений?»
  • Выявление страхов и ограничивающих убеждений и вопросы, помогающие клиенту осознать свои барьеры: «Какой страх стоит за этим?» или «Что тебя ограничивает в достижении этой цели?»

Если у клиента есть веские причины бояться чего-либо (например, ввиду неготовности и отсутствия нужных хард скиллз), следует начинать работать над развитием недостающих навыков. Если выяснится, что страх носит субъективный характер, для этого есть методики НЛП и модель компетентности, ранее рассмотренные в этом уроке.

Эффективный коуч использует самые разные инструменты и методы для достижения целей. И практически все они, так или иначе, предполагают умение задавать вопросы.

Правильная постановка вопросов

Правильная постановка вопросов в коучинге – это основа успешного взаимодействия с клиентом, которая помогает не только глубже осмыслить ситуацию, но и стимулирует его к нахождению собственных решений. Вопросы в коучинге должны быть открытыми и создающими пространство для размышлений.

Цель таких вопросов – развить осознанность клиента и помочь ему увидеть новые перспективы. Итак, правильная постановка вопросов: как задавать вопросы, которые помогают другим находить эффективные решения?

Открытые вопросы

Вместо «Ты согласен с этим?» задайте вопрос «Что ты думаешь по этому поводу?» Открытые вопросы помогают клиенту раскрыть свои мысли, глубже исследовать проблему и осознать больше нюансов.

Фокус на будущем, а не на прошлом

Вопросы, ориентированные на будущее, направляют внимание клиента на действия и решения, вместо анализа ошибок или проблем прошлого. Лучше спросить: «Как ты планируешь двигаться вперед?» вместо «Почему ты сделал это так?» Это помогает клиенту фокусироваться на действиях и возможностях, а не зацикливаться на проблемах и неудачах.

Вопросы для выявления ценностей и приоритетов

Вопросы, направленные на понимание ценностей клиента, помогают ему осознать, что для него важно, и принимать решения на основе личных приоритетов. Вопрос «Что для тебя самое важное в этой ситуации?» заставляет задуматься и помогает клиенту принимать осознанные решения, соответствующие его внутренним убеждениям и долгосрочным целям.

Вопросы для поиска возможностей

Такие вопросы помогают клиенту увидеть новые пути и варианты, которые он ранее не рассматривал. Просто поинтересуйтесь: «Какие есть возможности, которые ты еще не исследовал?» или «Как ты можешь взглянуть на это по-другому?» Подобные вопросы помогают клиенту расширить видение ситуации и выйти за рамки привычных мыслительных шаблонов.

Вопросы для исследования ресурсов

Такие вопросы направлены на выявление внутренних и внешних ресурсов, которые помогут клиенту достичь целей. Следует спросить у клиента: «Какие у тебя есть возможности для решения этой задачи?» и «На кого ты можешь положиться в этой ситуации?» Эти вопросы способствуют выявлению доступных возможностей и поддержки, которая может помочь клиенту на пути к цели.

Вопросы для создания ясности

Такие вопросы помогают клиенту четко определить свои цели, задачи или приоритеты. Например: «Чего именно ты хочешь достичь?» или «Что является твоей конечной целью в этом проекте?» Это помогает клиенту избежать неясности и сосредоточиться на конкретных результатах, к которым он стремится.

Вопросы для устранения ограничений

Это вопросы, которые помогают клиенту выявить и осмыслить свои внутренние ограничения или страхи. Например: «Что тебя сдерживает от того, чтобы сделать этот шаг?» или «Какие препятствия ты видишь на своем пути?» Такие вопросы помогают клиенту осознать свои барьеры и проработать их для достижения большего прогресса.

Вопросы для повышения осознанности

Эти вопросы направлены на развитие у клиента лучшего понимания собственных эмоций, действий, поведения. Можно спросить: «Как ты чувствуешь себя в этой ситуации?» или «Какие чувства вызывают у тебя эти мысли?» Это помогает клиенту осознать свои внутренние состояния и то, как они влияют на принятие решений.

Вопросы для активации действия

Эти вопросы направлены на перевод размышлений клиента в конкретные действия. Спросите клиента: «Что ты можешь сделать уже сейчас, чтобы продвинуться к своей цели?» или «Какие шаги ты готов предпринять в ближайшее время?» Эти вопросы помогают клиенту перейти от анализа к действиям и начать воплощать свои планы.

Можно привести и многие другие примеры эффективных вопросов:

  • Для исследования проблемы: «Что именно вызывает у тебя наибольшие сложности в этой ситуации?»
  • Для поиска решения: «Какие еще подходы могут сработать?»
  • Для мотивации: «Что тебя вдохновляет в этой цели?»
  • Для планирования: «Какие шаги помогут тебе достичь успеха в этом проекте?»
  • Для анализа: «Что ты можешь извлечь из этого опыта?»

В любом случае нужно соблюдать общие принципы постановки вопросов:

1strong>Открытые вопросы – избегайте вопросов, которые могут «подсказывать» ответ или навязывать ваше мнение. Вместо «Не думаешь ли ты, что это был неправильный выбор?» лучше задать вопрос «Как ты оцениваешь свое решение?»
2Конкретные и четкие вопросы – избегайте слишком обширных или неопределенных вопросов. Вместо «Как дела на работе?» лучше спросить: «Какие задачи на работе вызывают у тебя наибольшие сложности?»
3Позитивные и ресурсные вопросы – сосредотачивайтесь на возможностях и решениях, а не на проблемах и ограничениях. Вместо «Почему у тебя не получается?» лучше спросить: «Что может помочь тебе в следующий раз добиться успеха?»
4Подстройка под клиента – важно учитывать индивидуальные особенности и уровень готовности клиента. Вопросы должны быть адаптированы к его текущей ситуации и эмоциям.

Про индивидуальный подход мы будем говорить в уроке 6, а сейчас рассмотрим практические упражнения для развития ключевых навыков, необходимых коучу.

Активное слушание и эмпатия

Активное слушание и эмпатия – ключевые навыки для установления доверительных отношений в профессиональной и личной жизни. Начнем с упражнений для развития навыка активного слушания.

Отражение или перефразирование

После того, как собеседник заканчивает высказываться, постарайтесь перефразировать его слова, чтобы проверить, правильно ли вы поняли смысл. Это помогает лучше осмыслить сказанное и показать собеседнику, что вы действительно его услышали.

Как выполнять:

  • Слушайте собеседника, не прерывая.
  • После того как он закончит, перефразируйте то, что он сказал, например: «Ты сказал, что...» или «Это значит, что...?»
  • Дождитесь подтверждения или уточнений.

Цель упражнения – убедиться, что вы действительно поняли собеседника, и показать ему свое внимание.

Безоценочное слушание

Слушайте собеседника без внутренней критики, оценки или попыток немедленно дать совет. Тем более, если сию минуту никаких советов у вас не просят.

Как выполнять:

  • Попросите собеседника поделиться своими мыслями или чувствами.
  • Слушайте внимательно, не перебивая и не формируя свое мнение во время рассказа.
  • После того как он закончит, вместо того чтобы сразу высказывать свое мнение, задайте вопросы, которые помогут глубже понять тему.

Цель упражнения – научиться слышать собеседника без предвзятости и оценок, давая ему пространство для самовыражения.

Контроль жестов и внимания

Это упражнение помогает контролировать невербальную коммуникацию, чтобы сосредоточить внимание на собеседнике.

Как выполнять:

  • В течение разговора следите за своей позой, выражением лица, движениями рук и глаз.
  • Постарайтесь сохранять зрительный контакт, кивать головой в знак понимания, использовать расслабленные жесты.
  • Избегайте действий, которые могут показывать отвлечение (например, проверка телефона, взгляд в сторону).

Цель упражнения – развить осознанность по отношению к невербальным сигналам, которые помогают проявлять активное слушание.

Теперь разберем упражнения для развития эмпатии.

Эмпатическое перефразирование

После рассказа собеседника попробуйте не только перефразировать его слова, но и показать, что вы поняли его эмоциональное состояние. Это буквально еще пару слов к обычному перефразированию, однако для человека, «придавленного» трудностями или желающего поделиться радостью, такое понимание может стать ободряющим.

Как выполнять:

  • Слушайте собеседника внимательно, обратив внимание на эмоциональные аспекты его рассказа.
  • Перефразируйте его слова, добавив элементы эмоционального состояния: «Я понимаю, что это могло быть для тебя тяжело» или «Ты, наверное, очень обрадовался этому».
  • Дайте собеседнику возможность подтвердить или скорректировать ваше восприятие его чувств.

Цель упражнения – показать собеседнику, что вы не только поняли его слова, но и прочувствовали его эмоции.

Смена ролей

В этом упражнении вы пытаетесь мысленно поставить себя на место другого человека, чтобы глубже понять его чувства и мотивацию. Это нужно, как минимум, чтобы самим понимать наиболее адекватные варианты действий.

Как выполнять:

  • В ходе разговора представьте себя в положении собеседника. Подумайте, что бы вы чувствовали, если бы были на его месте.
  • Попробуйте озвучить, как вам кажется, он себя чувствует: «Если бы я был в твоей ситуации, я бы, наверное, чувствовал... Это так?»
  • Проверьте, согласен ли собеседник с вашим представлением о его чувствах.

Цель упражнения – развить способность смотреть на ситуацию с точки зрения другого человека и лучше понимать его эмоциональные состояния.

Эмпатическое слушание с паузами

Слушайте собеседника, намеренно делая паузы в своих ответах, чтобы дать человеку больше пространства для выражения эмоций. Так вам будет проще понять, к чему относится та или иная реакция клиента.

Как выполнять:

  • Слушайте собеседника внимательно.
  • После того как он что-то скажет, делайте короткую паузу, прежде чем ответить. Это покажет, что вы обдумываете его слова.
  • Ответьте с акцентом на эмоциях, которые вы уловили: «Ты, наверное, переживаешь по этому поводу» или «Это должно быть для тебя важно».

Цель упражнения – показать, что вы не просто слушаете слова, но и обращаете внимание на эмоции, а пауза помогает выделить момент сопереживания.

Чтение эмоций по лицу

Развитие эмпатии можно начинать с наблюдения за невербальными сигналами – положением тела, рук, ног, эмоциями, отражающимися на лице человека.

Как выполнять:

  • Обратите внимание на позу и выражение лица собеседника, его мимику, когда он говорит о разных ситуациях.
  • Постарайтесь идентифицировать эмоции, такие как радость, тревога, грусть или удивление.
  • Спросите: «Мне кажется, что ты чувствуешь себя немного обеспокоенным?»

Цель упражнения – научиться распознавать и называть эмоции по невербальным сигналам, что помогает выстраивать более глубокую эмоциональную связь.

Эти упражнения помогут вам развить навыки активного слушания и эмпатии, делая ваше взаимодействие с людьми более глубоким и эффективным. В целом, для развития мягких навыков вам может быть полезен наш специальный курс «Soft skills: быстрый старт».

Ключевые отличия коучинга от менторства

И, наконец, ключевые отличия от менторства: как коучинг отличается по подходу и результатам. Для большей наглядности рассмотрим самые разные аспекты менторства и коучинга.

Роль коуча и ментора:

  • Коуч – это профессионал, который помогает клиенту раскрыть внутренний потенциал, задавая вопросы и направляя его к самостоятельным выводам. Коуч не предоставляет готовых решений, а помогает клиенту найти свои собственные ответы.
  • Ментор – это эксперт с опытом в определенной области, который делится своими знаниями, советами и наставлениями, направляя подопечного (менти) на основе своего опыта.

Фокус и цели:

  • Коучинг – ориентирован на развитие личных и профессиональных навыков через внутреннюю осознанность и поиск решений самим клиентом. Коуч работает с текущими проблемами и целями клиента и сосредоточен на будущем.
  • Менторство – это передача знаний и опыта, где ментор делится лучшими практиками и стратегиями, основанными на своем прошлом опыте. Ментор часто помогает в карьерном росте или достижении целей, связанных с определенной областью.

Продолжительность взаимодействия:

  • Коучинг – обычно краткосрочный процесс, ограниченный несколькими сессиями или конкретным временным отрезком, в течение которого клиент работает над одной или несколькими целями. По завершении коучинга клиент должен быть способен самостоятельно решать задачи.
  • Менторство – это долгосрочные отношения, которые могут продолжаться годами. Ментор часто остается доступным для советов и поддержки на протяжении длительного периода, помогая своему подопечному расти и развиваться.

Методика и подход:

  • Коучинг – использует методы задавания открытых вопросов и поддержки клиента в поиске решений. Основной инструмент – это вопрос-ответ, стимулирующий самоосознание и ответственность клиента.
  • Менторство – больше направлено на предоставление рекомендаций, советов и практических знаний. Ментор делится личным опытом, обучает и направляет, часто давая конкретные советы.

Результат наставничества:

  • Коучинг – ведет к развитию самоосознанности, уверенности, способности самостоятельно принимать решения и управлять своей жизнью и карьерой. Результаты зависят от усилий самого клиента, и лучшее наставничество – когда клиент обретает способность обходиться без помощи коуча.
  • Менторство – помогает подопечному быстрее адаптироваться в профессии или карьере за счет использования знаний и опыта ментора. Результаты могут проявиться в ближней или более отдаленной перспективе.

Все это можно представить в виде сравнительной таблицы, помогающей лучше понять разницу между коучингом и менторством:

Таблица

Таким образом, коучинг и менторство различаются по целям, методам и ролям участников, но оба процесса могут эффективно поддерживать личностное и профессиональное развитие.

Далее вас ждет проверочный тест, а затем мы перейдем к следующей теме и узнаем про комбинирование техник менторства и коучинга.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Далее мы поговорим о комбинировании техник менторства и коучинга.

1Коучинг