Меню курса

Урок 3. Основы менторства и наставничества

Урок 3. Основы менторства и наставничестваНа прошлых уроках мы с вами изучили базовые понятия, которые нужны для освоения наставничества, коучинга, менторства, и, если можно так выразиться, «морально подготовились» к этой работе. В частности, избавились от синдрома самозванца и поработали над уверенностью в себе.

Сегодня мы кратко повторим то, что уже знаем, и перейдем к изучению того, как работает ментор, что нужно знать и понимать ментору, чтобы выстроить рабочие отношения с подопечным и помочь ему решить его проблемы.

Цель урока: подробно разобраться, что такое менторство, понять роль и ответственность ментора, изучить цели ментора и его подопечного и стратегии передачи знаний.

В частности, мы поймем, как структурировать свой опыт и преподнести его так, чтобы он был полезен и понятен. Отдельно поговорим про построение доверительных отношений и методы создания крепких и эффективных связей наставника с подопечными.

Содержание:

Нам в помощь уже знакомая нам книга «Менторинг: инструкция по применению. Искусство развивать себя, сотрудников, компании» [А. Прицкер, 2021] и книга «Найди ментора», где западные рекомендации адаптированы к нашим российским реалиям [А. Кравцов, 2020].

Что такое менторство?

Давайте напомним термин «менторство» – что это такое простыми словами?

Менторство – это форма наставничества, при которой более опытный человек (ментор) делится своими знаниями, опытом и навыками с менее опытным человеком (менти), чтобы помочь ему развиваться в профессиональной или личной сфере.

Интересно, что изначально Ментор – это персонаж древнегреческой мифологии, которому Одиссей, в числе прочего, поручил участие в воспитании своего сына Телемака на время его долгого путешествия. После выхода в свет в 1699 году романа Франсуа Фенелона «Приключения Телемака» слово «ментор» стало нарицательным и обрело значение, близкое к сегодняшнему пониманию.

Из прошлых уроков мы знаем, какова практическая польза менторства, а сейчас поговорим про цели, подходы и техники менторства подробнее. Разумеется, цели менторства в каждом конкретном случае зависят от конкретных запросов участников процесса, чему мы посвятим отдельный раздел нашего урока. А сейчас рассмотрим главные цели менторства как такового.

Основные цели менторства:

  • Передача знаний и опыта – ментор помогает подопечному осваивать новые навыки, делясь своим опытом и знаниями.
  • Карьерное развитие – ментор может направлять подопечного в выборе карьерного пути, помогать оценить свои возможности и избежать ошибок.
  • Личностный рост – менторство направлено на развитие уверенности в себе, лидерских качеств и осознание своих сильных сторон.
  • Нетворкинг или создание сети полезных связей – ментор может помогать строить профессиональные связи и расширять круг общения своего подопечного.
  • Поддержка и мотивация – ментор поддерживает подопечного в трудные моменты, помогая справляться с вызовами и оставаться мотивированным.
  • Целеполагание и самосовершенствование – ментор помогает подопечному ставить реальные цели, формировать стратегии для их достижения и развивать самоанализ.

Теперь несколько слов о подходах. Различные подходы к менторству могут использоваться в зависимости от целей, потребностей и контекста взаимодействия.

Основные подходы менторства:

1
Интеграционный подход – ментор помогает подопечному развиваться в нескольких аспектах одновременно: профессиональных, личностных и социальных. Акцент делается на всестороннем развитии. К примеру, ментор помогает подопечному не только улучшить профессиональные навыки, но и управлять стрессом, развивать эмоциональный интеллект и эмпатию.
2
Партнерский подход – взаимодействие строится как равноправное партнерство, где и ментор, и подопечный учатся друг у друга. Оба участвуют в процессе обмена знаниями и опытом. Это возможно, к примеру, когда ментор и подопечный вместе анализируют конкретную задачу, вырабатывая совместные решения или, допустим, каждый компетентен в сфере, в которой у второго недостаточно знаний.
3
Направляющий подход – ментор создает условия для того, чтобы подопечный самостоятельно нашел решения. Этот подход развивает у подопечного критическое мышление и самостоятельность. Вместо того чтобы дать готовый ответ, ментор стимулирует подопечного искать собственные пути решения проблемы.
4
Директивный подход – ментор дает четкие указания и делится конкретными рекомендациями. Это больше напоминает коучинг и иногда используется на начальных этапах менторства, когда подопечному нужны конкретные знания и навыки. Проще говоря, ментор объясняет, как выполнить конкретные задачи, рассказывает о методах работы и процессах, которые применяет в своей практике.

В значительной степени подходы менторства зависят от разновидности менторства, применяемого в том или ином случае. Менторство существует в разных формах, каждая из которых подходит для различных целей, контекстов и нужд подопечного.

Традиционное менторство (один-на-один)

В традиционном менторстве один ментор работает с одним подопечным в индивидуальном порядке. Ментор передает знания, делится опытом и помогает подопечному развиваться в профессиональной и/или личностной сферах.

Особенности традиционного менторства:

  • Построение долгосрочных отношений.
  • Индивидуальный подход, ориентированный на уникальные потребности подопечного.
  • Регулярные личные встречи.
  • Ментор является наставником, консультантом и примером для подражания.

Типичный пример – это когда опытный специалист помогает начинающему развивать те или иные навыки и выстраивать карьеру.

Групповое менторство

В этом виде менторства один ментор работает с группой подопечных одновременно. Ментор делится своими знаниями и опытом, а также создает пространство для обмена опытом между участниками группы.

Особенности группового менторства:

  • Один ментор для нескольких подопечных.
  • Обмен знаниями и опытом происходит как от ментора, так и между членами группы.
  • Развивает чувство сообщества и профессиональной поддержки.
  • Ментор работает как фасилитатор, помогая группе развиваться через обсуждения и совместные задачи.

Взаимное менторство (обоюдное менторство)

Этот вид менторства предполагает обмен опытом между двумя людьми, где обе стороны учатся друг у друга. Часто применяется в ситуациях, когда одна сторона имеет опыт в одной области, а другая сторона компетентна в другой сфере, которая интересует визави.

Особенности взаимного менторства:

  • Каждая из сторон является и ментором, и менти одновременно.
  • Происходит взаимный обмен знаниями и навыками.
  • Может способствовать развитию новых перспектив и идей, которые иначе могли бы остаться вне поля зрения.
  • Предполагает взаимный интерес и уважение к знаниям друг друга.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда веб-дизайнер и руководитель маркетингового отдела знакомят друг друга со спецификой своей работы. Так налаживается взаимопонимание внутри команды, когда веб-дизайнеры начинают лучше понимать запросы маркетологов, а маркетологи учатся ставить реалистичные задачи и облекать свои мысли в технически понятные формулировки.

Дистанционное менторство (онлайн-менторство)

В этом формате ментор и подопечный взаимодействуют удаленно, используя онлайн-платформы, видеозвонки, мессенджеры. Это вид менторства стал особенно популярным благодаря развитию цифровых технологий.

Особенности онлайн-менторства:

  • Нет необходимости в личных «живых» встречах, что делает его удобным для людей в разных географических точках.
  • Частота и длительность взаимодействия могут быть гибкими.
  • Подходит для профессионалов с плотным графиком или работающих удаленно.
  • Требует хороших навыков коммуникации и самодисциплины.

В этом случае ментор, находящийся в другой стране, проводит регулярные видеоконференции с подопечным для обсуждения, к примеру, карьерных целей и профессионального развития. Онлайн-менторство практикуется и как самодостаточный вид менторства, и как вынужденный вариант, когда одна из сторон была вынуждена покинуть страну по каким-либо причинам.

«Обратное» менторство

В этом типе менторства менее опытный человек выступает в роли ментора для более опытного профессионала. Цель – обмен знаниями, которые могут быть особенно актуальны в быстро меняющихся областях, за которыми возрастному и загруженному заботами человеку тяжело уследить.

Особенности «обратного» менторства:

  • Подопечный (старший специалист) получает знания от младшего коллеги, который более опытен в определенной области.
  • Младший помогает старшим сотрудникам осваивать новые технологии и адаптироваться к изменениям.
  • «Обратное» менторство развивает наставничество в организации и создает культуру обмена знаниями и ценности опыта на всех уровнях организации.

Сегодня распространены практики наставничества, когда молодой специалист обучает более старших сотрудников основам работы с программным обеспечением, внедряемым в компании. Это и есть «обратное» менторство.

Теневое менторство

Подопечный наблюдает за работой ментора в течение определенного времени, обучаясь через наблюдение и погружение в профессиональные ситуации. Все, что непонятно, спрашивает.

Особенности теневого менторства:

  • Фокус на обучении через наблюдение за практическими действиями ментора.
  • Подопечный видит, как ментор принимает решения, общается с командой, решает проблемы.
  • Используется для подготовки к будущим ролям или задачам.
  • Позволяет погрузиться в профессиональную среду без активного участия.

Это случай, когда молодой менеджер наблюдает за работой руководителя на протяжении, допустим, нескольких недель, чтобы изучить методы управления и лидерские качества по ходу дела, либо потом имеет возможность задать интересующие вопросы и уточнить непонятные моменты.

Ситуационное менторство

Тут подразумевается менторство в конкретной ситуации или по мере необходимости. Может возникать спонтанно, когда ментор предоставляет советы и поддержку в ответ на возникающие вопросы или проблемы подопечного.

Особенности ситуационного менторства:

  • Не требует долгосрочного взаимодействия.
  • Ориентировано на решение конкретных вопросов или вызовов.
  • Может быть эпизодическим, когда ментор появляется только в критические моменты.
  • Предполагает гибкость и оперативность в предоставлении помощи.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда ментор помогает сотруднику справиться с внезапной кризисной ситуацией на работе, предлагая быстрые решения и тактики.

Менторство по запросу

Отличительная особенность заключается в том, что менти сам обращается за помощью к тому, кто обладает нужными знаниями и навыками и может помочь их развить другим. В некоторых случаях менторство по запросу – это разновидность ситуационного менторства, когда менти обращается за помощью в разрешении конкретной ситуации, а заодно обучается решать подобные ситуации в будущем самостоятельно.

Каждый вид менторства отличается по подходам, целям и форме взаимодействия. В зависимости от потребностей подопечного и конкретных целей ментор и подопечный могут выбрать наиболее подходящий формат, который принесет максимальную пользу обеим сторонам. Кроме того, существуют разные техники менторства.

Техники менторства:

Моделирование – ментор демонстрирует пример поведения или действий, которые подопечный может наблюдать и повторять.м
Обратная связь – ментор регулярно дает подопечному обратную связь по его действиям, подчеркивая как сильные стороны, так и области для улучшения.
Сессии вопросов и ответов – ментор задает открытые вопросы, чтобы стимулировать подопечного на размышления и самостоятельное принятие решений, а подопечный задает уточняющие вопросы относительно того, что ему не совсем понятно.
Ролевые игры – ментор использует сценарии, в которых подопечный может практиковать новые навыки в безопасной обстановке. Например, интервью или деловые переговоры.
Сетевое взаимодействие – ментор помогает подопечному наладить контакты с профессиональным сообществом, представляя его своим коллегам и партнерам.
Рефлексия – ментор помогает подопечному анализировать свои успехи и неудачи, извлекая уроки из каждого опыта.

Поясним, что рефлексия – это анализ и разбор своих чувств, эмоций, желаний, поведения. Рефлексия помогает понять взаимосвязь между теми или иными событиями и теми или иными эмоциями у человека.

Все рассмотренные цели, подходы и техники помогают создать эффективные и продуктивные менторские отношения, способствуя развитию, как подопечного, так и самого ментора.

Роль и ответственность ментора

Итак, роль и ответственность ментора: что должен знать ментор, и какие обязательства он берет на себя?

Роль и ответственность ментора – это важные аспекты, которые определяют успешность процесса менторства. Ментор помогает своему подопечному расти профессионально и лично, предоставляя советы, делясь опытом и поддерживая на пути к целям. Рассмотрим ключевые моменты, которые ментор должен знать и учитывать.

Наставник и источник знаний

Ментор предоставляет подопечному доступ к своему опыту и знаниям. Это может быть помощь в понимании сложных профессиональных задач, обзор карьерных перспектив или развитие определенных навыков. Он помогает менти понять теоретическую сторону и практические реалии конкретной профессии или отрасли.

Мотиватор и вдохновитель

Ментор поддерживает своего подопечного, когда тот сталкивается с трудностями или неуверенностью. Он помогает менти сохранять мотивацию и уверенность в своих силах. Важно поощрять стремление подопечного к росту и развитию, предлагая новые идеи и пути для саморазвития.

Настройщик целей

Ментор помогает менти формулировать реалистичные и достижимые цели. Это может касаться как краткосрочных, так и долгосрочных целей, связанных с карьерой или личностным ростом. Вместе они разрабатывают план действий для достижения этих целей.

Проводник в мире возможностей

Ментор может предоставить менти доступ к своей сети контактов и связям, что помогает расширить карьерные или образовательные возможности. Кроме того, он знакомит подопечного с тренингами и мероприятиями, которые могут помочь на карьерном пути.

Обратная связь и честность

Ментор предоставляет объективную и конструктивную обратную связь. Он отмечает как достижения, так и области, требующие улучшения, чтобы подопечный мог работать над своими недостатками. Важно быть честным, но при этом уважительным и поддерживающим.

Это мы рассмотрели основные роли ментора. Теперь расскажем про обязанности наставника в менторстве.

Обязанности ментора:

  • Регулярное общение – ментор должен организовывать регулярные встречи с менти. Это может быть живое общение, звонки или видеоконференции. Важно следить за тем, чтобы процесс менторства был непрерывным и своевременным, чтобы подопечный не терял мотивацию и направление.
  • Постановка целей и отслеживание прогресса – ментор совместно с менти формулирует цели и отслеживает их прогресс. Важно предоставлять подопечному регулярную обратную связь о том, насколько успешно он движется к целям, и корректировать план действий по мере необходимости.
  • Этика и конфиденциальность – ментор должен соблюдать этические стандарты, уважать личное пространство и конфиденциальность подопечного. Важные вопросы или личные детали, обсуждаемые в ходе общения, не должны быть разглашены без согласия подопечного. Он также должен избегать конфликта интересов и сохранять объективность.
  • Поддержка – ментор не должен решать за подопечного его проблемы, однако обязан помогать менти оценивать риски и анализировать возможные последствия действий, предлагать различные подходы к решению проблем и, в конечном итоге, помочь подопечному найти собственные решения.
  • Личный пример – ментор является ролевой моделью для менти. Его поведение, подход к работе и жизненные принципы могут стать примером для подражания. Ментор должен демонстрировать личную ответственность, честность, инициативность и готовность к обучению, показывая подопечному, как важно постоянно развиваться.
И, конечно, для ментора важна готовность обучаться самому. Ментор должен быть готовым к обучению, потому что процесс менторства – это двусторонний обмен знаниями и опытом, где ментор может также извлечь полезные уроки и улучшить свои навыки наставничества.

Что может и вправе ожидать подопечный от своего наставника в процессе менторства? Давайте скажем несколько слов и об этом.

Ожидания от ментора:

  • Ответственность за процесс менторства – ментор берет на себя ответственность за качество взаимодействия с менти и за успешное руководство процессом. Он должен следить за тем, чтобы менторство приносило пользу и результаты.
  • Инвестиции времени и усилий – ментор должен быть готов инвестировать время и усилия в отношения с менти. Это требует не только участия в регулярных встречах, но и подготовки, рефлексии и поиска полезных ресурсов.
  • Гибкость и индивидуальный подход – поскольку каждый менти уникален, ментор должен уметь адаптироваться к различным стилям общения и обучения. Важно учитывать индивидуальные потребности и цели подопечного.
  • Долгосрочная поддержка – ментор должен быть готов поддерживать менти не только на начальном этапе, но и на протяжении всего процесса. Некоторые отношения менторства могут длиться несколько лет, и важно сохранять участие и поддержку в течение этого времени.

Ментор играет ключевую роль в профессиональном и личностном росте менти. Его основная цель – создать условия для развития, помогая подопечному стать более уверенным, целеустремленным и самостоятельным. И сейчас самое время поговорить о целях ментора и подопечного более подробно.

Цели ментора и подопечного

Главные цели менторства для ментора и подопечного могут различаться, но в целом менторство основано на взаимной выгоде и развитии. Рассмотрим цели каждой из сторон.

Цели ментора:

  • Передача знаний и опыта – это одна из главных задач ментора и то, зачем он, собственно, нужен.
  • Поддержка и развитие подопечного – ментор стремится помочь подопечному развить свои профессиональные и личные навыки, предоставляя советы и рекомендации.
  • Вдохновение и мотивация – ментор может помочь подопечному раскрыть потенциал, вдохновить на амбициозные цели и поддерживать мотивацию на пути к их достижению.
  • Укрепление лидерских качеств – процесс менторства помогает ментору совершенствовать собственные навыки лидерства и наставничества, развивая способность видеть сильные стороны других людей и направлять их.
  • Создание устойчивого сообщества – менторы часто рассматривают наставничество как возможность внести вклад в развитие своего профессионального сообщества, помогая новым поколениям профессионалов.

Цели подопечного:

  • Приобретение знаний и навыков – подопечный учится у ментора, стремясь развить навыки, которые помогут ему в профессиональной или личной жизни.
  • Построение карьеры – ментор может помочь с ориентацией в профессиональном мире, расширить контакты и дать советы по карьерному росту.
  • Развитие уверенности и самостоятельности – в частности, развитие уверенности в своих силах и умение принимать самостоятельные решения.
  • Поиск перспектив и направления – ментор помогает подопечному определить возможные пути развития, оценить свои сильные и слабые стороны и наметить план достижения целей.
  • Оценка и получение обратной связи – подопечный получает обратную связь на свои действия и решения, что помогает ему совершенствоваться и адаптироваться к новым вызовам.

В любом случае, менторство способствует созданию партнерских отношений, направленных на рост и развитие обеих сторон. Ментор помогает подопечному не только решать текущие задачи, но и развивать критическое мышление, самостоятельность и уверенность для дальнейших успехов. И, свою очередь, развивается сам как наставник, нарабатывая собственные модели наставничества. И чтобы все получилось, нужно передать свои знания так, чтобы менее опытный человек мог их понять и применить.

Стратегии передачи знаний

Итак, стратегии передачи знаний: как структурировать свой опыт и преподнести его так, чтобы он был полезен и понятен?

Стратегическое структурирование и передача знаний – это важные навыки для ментора. Чтобы ваш опыт был полезен и понятен, нужно не только передать информацию, но и адаптировать ее к потребностям подопечного в доступном для его восприятия формате.

Метод STAR

Данный метод помогает структурировать рассказ о конкретном опыте в виде истории. Аббревиатура STAR расшифровывается следующим образом:

  • S – Situation, или ситуация, в которой оказался человек.
  • T – Task, или задача, которую он должен был выполнить.
  • A – Action, или действия, которые он предпринял.
  • R – Result, или результат, которого удалось достигнуть.

Используя метод STAR, ментор может поделиться своим опытом следующим образом: «Когда я был менеджером проекта, мы столкнулись с проблемой нехватки ресурсов (ситуация). Мне нужно было перераспределить задачи и увеличить производительность (задача). Я внедрил методику Agile, пересмотрел роли в команде и улучшил коммуникацию (действие). В итоге проект был завершен вовремя, а команда повысила свою эффективность на 20% (результат)».

Поясним, что Agile – это группа методик для гибкого управления проектами, и все они предполагают итеративный подход, основанный на постоянном анализе, сборе обратной связи и улучшении продукта.

Метод «Маленькие шаги»

Данный метод подразумевает разделение сложной информации или процесса на более мелкие и управляемые части. Это облегчает восприятие информации, а в отдельных случаях является единственной возможностью сделать первый шаг на пути к цели:

Шаги

Как применять метод «Меленьких шагов»:

  • Разбейте сложную задачу на более мелкие, легко выполнимые шаги.
  • Объясняйте каждую часть по очереди, не переходя к следующей, пока подопечный не усвоит текущую.
  • Давайте возможность практиковаться на каждом этапе.

Так, если вы обучаете управлению проектами, начните с базовых понятий, затем перейдите к инструментам планирования, а затем – к управлению командой.

Метод «Обратное обучение»

Данный метод предполагает, что подопечный объясняет то, чему его научили. Попросите подопечного объяснить вам или другим людям то, что он узнал. Задавайте вопросы и уточняйте детали, чтобы проверить, насколько глубоко он понял материал. Корректируйте объяснения, если они недостаточно точны.

Это не всегда обязательно делать «как в школе» в режиме ответа у доски. Можно, к примеру, после объяснения какого-то концепта в управлении проектами попросить подопечного рассказать, как он применил бы эти знания в своей работе, и затем выдать свои рекомендации.

Метод контекста

Данный метод подразумевает привязку новых знаний к конкретным ситуациям из реальной жизни подопечного, что есть забота ментора. Ментор, уже вникший в заботы и задачи менти, может найти реальный контекст, в котором подопечный сможет применить полученные знания.

Свяжите знания с задачами, которые подопечный уже выполняет или планирует выполнять и помогите адаптировать полученные знания под реальную рабочую среду. Например, если подопечный работает в сфере продаж, предложите конкретные способы применения техник переговоров в его текущих задачах.

Метод «Анализ ошибок»

Данный метод подразумевает разбор неудач и ошибок, чтобы извлечь уроки. Это известное всем «на ошибках учатся», и задача ментора «научить учиться» правильно.

Как анализировать ошибки:

  • Вспомните ситуации неудач.
  • Проанализируйте, что пошло не так, и предложите пути решения.
  • Обсудите, как избежать подобных ситуаций в будущем.
В идеале подопечный должен сам сделать правильные выводы после подсказок ментора. Например, если менти где-то не вписался в сроки проекта, важно понять, было ли объективно мало времени на решение задач или он его непродуктивно использовал.

И, наконец, общие рекомендации как доносить свои знания в понятном для подопечных формате:

  • Убедитесь, что вы понимаете запросы и ожидания подопечного, и адаптируйте подачу материала под его стиль восприятия.
  • Используйте примеры и аналогии – примеры из реальной жизни помогут подопечному лучше понять, как применить знания на практике.
  • Регулярно проверяйте, как подопечный усваивает материал, и корректируйте подход при необходимости.

Эти методы помогут эффективно структурировать и передавать ваш опыт, делая процесс менторства продуктивным и полезным для подопечного. Особенно, если у вас хорошо прокачаны навыки общения. Если нет, рекомендуем пройти нашу программу «Лучшие техники коммуникаций». И, разумеется, для успешного взаимодействия нужны доверительные отношения.

Построение доверительных отношений

Построение доверительных отношений между ментором и подопечным – ключевой аспект успешного взаимодействия. Это требует взаимного уважения, открытости и постоянной работы над коммуникацией.

Активное слушание

Активное слушание – это способность внимательно слушать собеседника и воспринимать информацию, сосредотачиваясь на содержании и контексте высказывания. Активное слушание предполагает искреннее внимание к словам и мыслям подопечного, без прерываний и осуждений.

Как применять:

  • Установите зрительный контакт и покажите, что вы заинтересованы в том, что говорит подопечный.
  • Задавайте уточняющие вопросы, чтобы глубже понять ситуацию.
  • Периодически перефразируйте или подытоживайте услышанное, чтобы убедиться, что вы правильно поняли.
  • Поддерживайте невербальную обратную связь: кивки головой, улыбки или другие жесты, показывающие внимание.

Когда подопечный рассказывает о проблемах на работе, не давайте мгновенных советов. Вместо этого спросите: «Как ты сам видишь решение этой проблемы?» Это покажет ваше уважение к его мнению.

Психологическая безопасность

Создание среды, где подопечный чувствует себя в безопасности и может свободно выражать свои мысли, идеи и сомнения, не опасаясь осуждения или критики – это залог успешного менторства и достижения поставленных целей. И это, как мы выяснили ранее, ответственность ментора.

Как создавать безопасную среду:

  • Поддерживайте обсуждения без осуждений, поощряя открытое выражение мнений. Помните, что осуждающих всегда больше, чем сочувствующих.
  • Дайте понять, что ошибки – это часть процесса обучения.
  • Обратите внимание на тон, с которым даете обратную связь, делая ее конструктивной и поддерживающей. Лучше, если это будет спокойный дружелюбный тон.

Например, если подопечный делится неудачей, можно сказать что-нибудь в духе: «Это был важный опыт. Давай подумаем, что из этого можно извлечь и как можно улучшить в следующий раз».

Согласование целей

Басню Ивана Крылова «Лебедь, рак и щука» знают все, но не все вспоминают ее в нужный момент, что могло бы сэкономить массу времени и сил. Установление понятных для обеих сторон целей и ожиданий в самом начале сотрудничества помогает лучше понять мотивацию и направленность работы и избежать недопонимания.

Как согласовать цели:

  • Обсудите краткосрочные и долгосрочные цели подопечного в начале сотрудничества.
  • Регулярно проверяйте, как продвигается достижение этих целей, и корректируйте планы при необходимости.
  • Поощряйте подопечного принимать активное участие в постановке целей и планировании действий по ее достижению.

Например, можно поинтересоваться: «Мы оба согласились, что ты хочешь развить лидерские качества. Какие шаги ты считаешь самыми важными в этом процессе?»

Само собой, ни в коем случае ментору не стоит навязывать свое понимание целей подопечного. Так, если ментор убежден, что менти должен подниматься по карьерной лестнице, а подопечный планирует дауншифтинг, толку от попыток «перевоспитания» будет мало.

Гибкость и адаптивность

Работа ментора предполагает умение подстраивать свой стиль взаимодействия и подходы под нужды и предпочтения подопечного. Зачастую приходится перестраивать и график работы, кроме случаев, когда система наставничества внедрена на предприятии и ограничивается рамками рабочего времени.

Поэтому регулярно оценивайте, что работает лучше всего для подопечного, и меняйте подходы по мере необходимости. Будьте готовы изменить формат взаимодействия в зависимости от его потребностей на более строгий или более расслабленный.

Открыто обсуждайте, какие методы наиболее продуктивны для достижения целей. Если наблюдаются частые опоздания или переносы встреч со стороны менти, лучше прямо сказать: «Мне кажется, тебе больше подходит более свободный график встреч. Давай попробуем еженедельные сессии без строгих временных рамок».

Эти методы помогут создать доверительные и продуктивные отношения между ментором и подопечным, обеспечив более глубокое и эффективное взаимодействие и положительный результат наставничества в целом.

Далее вас ждет проверочный тест, а затем мы перейдем к основам коучинга.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Далее мы поговорим про основы коучинга.

1Коучинг