Встречали ли вы в своей жизни неразумных интеллигентов? А неинтеллигентных ученых? Не приходила ли вам в голову мысль, что образование, интеллект и тот самый загадочный IQ иногда очень слабо коррелируют с разумностью и подготовленностью к жизни?
Представляем теорию множественного интеллекта, альтернативную как уже сложившемуся в обществе представлению об интеллекте и разуме, так и модной в 21 веке теории эмоционального интеллекта. Чтобы быть самому себе психологом, необходимо понимать, что такое «внутриличностный интеллект».
Каким бывает интеллект?
Наука изучает человеческий мозг сотни лет, но пока исследована только его поверхность. Нам еще предстоит понять, на что способна эта необычайная масса передового биологического материала.
На протяжении многих лет многочисленные психологи предлагали различные теории интеллекта. Эти теории, пусть и являются гипотезами, помогают нам понимать, как устроен наш собственный мозг, и откуда берется то, что принято называть «разумом».
Оговоримся, что будем подразумевать под термином «интеллект» (потенциальную) способность учиться, понимать, рассуждать, принимать решения и формировать определенное представление о реальности.
При таком раскладе помимо людей интеллектом обладают:
- осьминоги;
- вороны;
- собаки;
- дельфины;
- человекообразные обезьяны;
- крысы;
- и многие другие животные.
Однако в этой статье нас будут интересовать именно человеческие мозги и человеческий интеллект, потому что они определяют то, что со временем становится личностью, характером, нашей сущностью.
Теория Гарднера
Термин «внутриличностный интеллект» родился в результате развития теории множественного интеллекта, предложенной в 1983 году профессором Гарвардского университета Говардом Гарднером из США. Эта теория низвергла царствовавшую на тот момент на Западе концепцию интеллекта, традиционно известную как коэффициент интеллекта (IQ).
Что такого сделал Гарднер? И, прежде всего, кто он?
Гарднер:
- Изучал психологию развития в Гарварде.
- Написал сотни исследовательских статей.
- Известен в научной сфере своими исследованиями в области анализа когнитивных способностей человека.
- Лауреат престижных международных премий в области образования и социальных наук.
- Автор бестселлера 1983 года «Формы разума: теория множественного интеллекта» [Amazon, 2011].
Гарднер выдвинул на обсуждение человеческую сложность, указав, что интеллект не является врожденной и неизменной характеристикой, и разработал свой тезис о множественном интеллекте как противовесе парадигме единого интеллекта.
Согласно модели, предложенной Гарднером, математики или знания иностранных языков недостаточно для достижения адекватного личностного и профессионального развития. Если эти навыки дополняются внутриличностным интеллектом, шансы на достижение уровня личного удовлетворения и успеха на работе увеличиваются.
Гарднер утверждает, что интеллект – это набор специфических способностей с разными когнитивными и эмоциональными уровнями, столь же фундаментальных, как и те, которые обнаруживаются с помощью IQ. В этой теории понятие интеллекта заменяется чем-то единым, под которым следует понимать совокупность ряда хорошо дифференцированных и взаимно независимых элементов.
Гарднер предположил, что жизнь человека требует развития различных типов интеллекта.
Американский ученый и его коллеги по Гарварду настаивали, что пользовавшийся престижем в 20 веке академический интеллект (получение степеней и кафедральных заслуг, академическая успеваемость) не является решающим фактором в определении интеллекта человека.
Когда дело доходит до жизни, недостаточно иметь отличную академическую успеваемость. Живым примером этой концепции Гарднера служат люди, которые, несмотря на получение превосходной академической квалификации, имеют серьезные проблемы в отношениях с другими людьми или управлении другими аспектами своей жизни.
Простыми словами, американский исследователь Гарднер отважился предложить человечеству перестать возводить ученых на социальный пьедестал и вспомнить о тех, кто по разным причинам не доучился до доктора, но от этого вовсе не глуп.
Что есть у таких людей? Что их объединяет и что их отличает? Ведь не только одни таланты, подумал Гарднер.
По мнению этого представителя Гарварда, люди обладают рядом способностей и потенциалов, которые можно увидеть в повседневной жизни (помимо академических или интеллектуальных способностей) и которые охватывают другие важные уровни жизни, такие как успех в бизнесе или в эмоциональной сфере.
В каждом случае потребуются разные типы интеллекта. Самыми первыми Гарднер сформулировал следующие семь:
- Лингвистический интеллект. Языковые способности: коммуникативные навыки и понимание прочитанного.
- Логико-математический интеллект. Способность решать математические задачи, создавать или отвергать гипотезы и обнаруживать закономерности.
- Пространственный или визуальный интеллект. Навыки пространственной ориентации, использования карт. Умение воспринимать, описывать, менять и создавать изображения, эскизы и мысленные идеи.
- Музыкальный интеллект. Способность учиться играть на инструментах, а также понимать музыкальный язык и создавать музыкальные произведения. Восприятие и выражение через музыкальные формы.
- Тело и кинестетический интеллект. Способности, связанные с координацией и точностью движений, решением проблем посредством движения, а также способностью выражать телесные ощущения.
- Внутриличностный интеллект. Способность к самопознанию, талант идентифицировать свои эмоции и мысли, а также понимание своих возможностей и потенциальных способностей.
- Межличностный интеллект. Навык чувствовать и понимать других людей, их чувства и эмоции, управлять социальными отношениями.
Чуть позже Гарднер дополнительно выделил восьмой тип интеллекта – натуралистический, связанный со способностью воспринимать, различать и понимать различные элементы природы.
В конце века вместе с коллегами Гарднер довел число типов интеллекта до десяти, дополнительно выделив:
- Экзистенциальный интеллект, связанный с осознанием существования.
- Педагогический интеллект. Такой подход вдребезги разбивает многовековую установку, что человек становится педагогом после получения соответствующего диплома, а мать – после факта рождения ребенка.
При этом никогда нельзя забывать, что теория множественного интеллекта Говарда Эрла Гарднера – не более чем теория. Как и сотни других. Это не истина в последней инстанции! Это лишь совокупность авторских аргументов, которые за последние десятилетия обросли множество контраргументов.
Критика теории множественного интеллекта сосредоточена на отсутствии эмпирических доказательств. На что Гарднер отвечает, что его теория полностью основана именно на эмпирических данных, а не на экспериментальных, поскольку он не верит, что экспериментальные данные сами по себе могут привести к теоретическому синтезу.
Внутриличностный интеллект
Нас во всем наследии Гарднера интересует прежде всего внутриличностный, он же интраперсональный интеллект.
Что это такое? Вот что:
- Знание внутренних сторон человека: доступ к собственной эмоциональной жизни, к собственному спектру чувств, способность различать определенные эмоции и, наконец, давать им название и прибегать к ним как к средству интерпретации и направления собственного поведения.
- Самопознание. Признание различных чувств, определяющих образ жизни, и типов стимулов, которые могут вызвать проявление этих эмоций. Это шаг к тому, чтобы научиться регулировать эти чувства (в зависимости от уровня сознания).
- Способность реалистично и правдиво видеть, кем мы являемся и чего хотим, устанавливать личные приоритеты и хотеть действовать соответствующим образом. Люди с таким типом интеллекта обычно не обманываются в отношении собственных чувств и эмоций и умеют их уважать.
Люди, обладающие внутриличностным интеллектом, способны анализировать причины своих мыслей и отношений, тем самым имея возможность корректировать поведение и действия, которые их не устраивают. Они также с большей вероятностью будут принимать мудрые решения при выборе того, какую учебу продолжать или на какую работу соглашаться.
Люди, обладающие выдающимся внутриличностным интеллектом, обладают жизнеспособными и эффективными моделями самих себя. Но поскольку эта форма интеллекта является наиболее частной из всех, она требует других выразительных форм, чтобы можно было наблюдать ее в действии.
Напротив, межличностный интеллект позволяет понимать других и работать с ними. Внутриличностный же позволяет лучше понимать себя и работать с собой. В индивидуальном самоощущении можно обнаружить смесь внутриличностных и межличностных компонентов.
В 2000 году клинический психолог Линда Кэмпбелл дополнила эту концепцию, заявив, что внутриличностный интеллект «относится к способности человека формировать точное представление о себе и использовать эти знания для организации и управления собственной жизнью» [É. Vega Córdova, 2021].
Внутриличностный интеллект основан на трех основных талантах:
- Способность воспринимать собственные эмоции. Знание и контроль своих эмоций необходимы для того, чтобы вести удовлетворительную жизнь. Не испытывая эмоций, невозможно принимать решения. Чтобы узнать и контролировать свои эмоции, нужно сделать три шага: осознать, когда мы их чувствуем; научиться их определять и дифференцировать; оценить интенсивность.
- Умение контролировать собственные эмоции. Если они обнаружены, их необходимо контролировать. Контроль над нашими чувствами подразумевает, что, как только мы их обнаружили и идентифицировали, мы можем о них поразмышлять. Разные причины потребуют разных ответов, и сам факт размышления о происхождении нашей реакции помогает нам ее контролировать.
- Способность мотивировать себя. Это то, что позволяет нам прилагать усилия (физические или умственные) не потому, что нас заставляют, а потому, что мы хотим это сделать. Поэтому, чтобы развить способность мотивировать себя, нам сначала нужно научиться ставить перед собой цели, которых мы хотим достичь.
А научиться регулировать собственные эмоции, понимать, проживать и преодолевать их можно на нашей онлайн-программе «Сам себе психолог в трудное время».
Биологические аспекты
Ученые обнаружили, что лобные доли играют центральную роль в изменении личности. Повреждение нижней части лобных долей может вызывать раздражительность или эйфорию. С другой стороны, повреждение верхней части имеет тенденцию вызывать безразличие, вялость и апатию («депрессивная личность»).
Перенесшие афазию, при этом достаточно выздоровевшие, чтобы описать свои переживания, свидетельствуют: хотя из-за их состояния могло иметь место снижение общей активности и значительная депрессия, индивидуум не чувствует себя другим, он осознает собственные потребности, недостатки, желания и старается удовлетворять их как можно лучше [UNAM, 2024].
Для достижения эмоционального равновесия важно уметь удовлетворять свои эмоциональные потребности, что позволяет нам успокаиваться в стрессовых ситуациях и действовать практично и эффективно, избегая чрезмерных реакций на определенные ситуации. Все это приводит к заметному эмоциональному благополучию, которое положительно влияет на остальные типы интеллектов, в том числе и на физическом уровне.
Качества
По мнению Гарднера, внутриличностный интеллект позволяет нам понять причины, почему человек такой, какой он есть, и именно поэтому, когда внутриличностный интеллект развит, он обеспечивает выдающиеся либо адекватные:
- Самопознание.
- Самодисциплину.
- Самооценку.
- Адаптивность.
- Независимость.
- Эмоциональный баланс.
- Критическое рассуждение.
Исходя из этих соображений и принимая во внимание, что данный тип интеллекта напрямую связан с самопознанием, люди, у которых развит внутриличностный интеллект, обладают высокой самооценкой, самоконтролем и самодисциплиной.
А поскольку они осознают свои собственные ограничения и знания, они наслаждаются пониманием самих себя. У таких людей есть способность заниматься самоанализом и медитацией. Они взвешивают важность своих действий и достигают большого соответствия между настоящим, «здесь и сейчас», особенно потому, что осознают свое настроение, мотивацию, темперамент и желания.
Внутриличностный интеллект позволяет нам сформировать точный образ самих себя. Это позволяет нам понять наши потребности и характеристики, а также наши качества и недостатки.
Такого рода самопознание можно направить на следующие цели:
- Принятие себя, осознание своих возможностей.
- Развитие способности определять свои собственные цели и ценности.
- Умение проявлять благодарность перед лицом различных ситуаций, возможностей и проблем, возникающих на протяжении жизни.
- Проявление личной дисциплины.
- Сохранение самообладания для того, чтобы делать все возможное.
- Сохранение объективного и правдивого представления о себе и о том, чего вы хотите в жизни.
- Установление личных приоритетов. Последовательные действия в соответствии с ними.
- Принятие и уважение разных собственных эмоций и чувств.
Для того, чтобы добиваться этих целей, нужно что? Адекватная самооценка. А где ее взять? Например, на нашей онлайн-программе, которая так и называется «Самооценка 360°».
Как можно развить внутриличностный интеллект?
Улучшение нашего внутриличностного интеллекта предполагает, прежде всего, развитие способности распознавать весь спектр чувств, эмоций, потенциалов, ценностей и мыслей, которые определяют нас самих, а также стимулы, которые могут побудить нас к каждому из них.
Чтобы улучшить внутриличностный интеллект, также важно уметь различать различные настроения и эмоции, которые мы можем испытывать в любой момент, чтобы использовать эту информацию для направления нашего поведения и действий к нашим целям и задачам.
Таким образом, внутриличностный интеллект – это то, что позволяет нам познать внутренние аспекты нашего разума и иметь возможность использовать эти знания в своих интересах.
Прежде чем перейти к конкретным советам, сперва рассмотрим отдельные примеры внутриличностного интеллекта:
- Человек, который распознает, когда он начинает грустить, и осознает, что, когда он испытывает эмоции такого типа, он не способен принимать правильные решения. Вывод: нужно искать альтернативы, которые выведут его из этого состояния (например, поговорить с другим человеком о том, что он чувствует, или прогуляться). Затем следует подождать, пока не станет лучше, прежде чем принимать важное решение.
- Человек, который относится к себе с добротой, понимает свои ошибки и умеет прощать себя. Это называется самосостраданием, и оно способствует развитию внутриличностного интеллекта через осознание определенных обстоятельств, которые могут ограничивать человека.
- Человек, владеющий и постоянно расширяющий подходящий словарный запас для определения и описания собственных эмоций. Идея в том, что лишь «поймав» и «каталогизировав» эмоцию, можно понять ее, а через нее – себя.
- Человек, который понимает, чего он хочет, и который может ставить реалистичные цели для реализации своих желаний (на основе своей мотивации, знания своих способностей и обстоятельств, в которых он находится) [Enciclopedia Concepto, 2024].
В случае внутриличностного интеллекта можно, например, осознавать, что определенные темы пробуждают в вас определенную чувствительность. Знание этой информации заранее облегчает вам управление ситуациями, которые могут быть конфликтными, тем самым помогая вам сохранять контроль, когда ситуация возникает, не теряя самообладания или, другими словами, не действуя иррационально и импульсивно вместо того, чтобы действовать сознательно.
Простыми словами, речь идет об информации о вашем образе мышления, чувствах, действиях и т.д. в определенных ситуациях, чтобы использовать ее при управлении различными ситуациями в вашей жизни, предвидя эмоции, которые приводят вас к определенным состояниям духа.
Как и остальные виды интеллекта, внутриличностный интеллект можно тренировать. Достаточно работать над развитием различных способностей и навыков, составляющих его.
Рекомендации по развитию внутриличностного интеллекта следующие:
- Практикуйте осознанность. Многочисленные исследования показали, как с помощью техник и инструментов осознанности развиваются навыки, связанные с саморегуляцией эмоций. Благодаря осознанности мы можем лучше удерживать внимание в настоящем моменте, осознавая все переживания и ощущения, которые мы испытываем в каждый момент, как внешние, так и внутренние.
- Медитируйте регулярно. Научно доказано, как ежедневная практика медитации развивает нашу способность к самопознанию. Благодаря медитации мы можем гораздо яснее наблюдать и различать свои мысли и эмоции.
- Остановитесь и поразмышляйте. Если вы перестанете волноваться о своем душевном состоянии или различных эмоциях, которые вы испытываете в каждый момент, вам будет легче их распознать. Кроме того, вы научитесь выявлять закономерности, что поможет вам понимать определенные настроения и даже предвидеть их, имея возможность вмешаться до того, как они проявятся [Úrsula Calvo, 2022].
- Ведите эмоциональный дневник. Подробно прописывайте свои мысли, чувства, достижения и проблемы. Будьте честны с самими собой и вникайте в причины своих эмоций. Ведение дневника обеспечивает безопасное пространство для изучения и понимания своих эмоций. Выражая свои внутренние мысли словами, вы развиваете большее эмоциональное самосознание. Это упражнение позволяет отслеживать эмоциональные модели, определять триггеры и способствовать рефлексии.
- Учитесь ставить и достигать личных целей. Так вы лучше узнаете себя, определите свои ценности и приоритеты и усилите самомотивацию. Кроме того, процесс оценки поощряет непрерывное обучение.
Внутриличностный интеллект хорош тем, что это путь длиною в жизнь. Если вам не повезло родиться в семье, где эмоции ничего не значат, из этого не следует, что вы обречены тащить всю жизнь этот груз с собой. Пора учиться жить по-другому!
Внутриличностный и эмоциональный – одно и то же?
Постоянно упоминая эмоции в отношении внутриличностного или интраперсонального интеллекта, может показаться, что это синонимы: «внутриличностный» и «эмоциональный».
Однако это не так! Категорически не так.
С внутриличностным интеллектом связан другой тип интеллекта по Гарднеру – межличностный, который представляет собой способность взаимодействовать с другими людьми, понимать их и сопереживать им. Люди с межличностным интеллектом способны различать то, что происходит с другим человеком в определенном контексте. Это большое преимущество, поскольку они могут действовать адекватно настроениям, поведению и желаниям окружающих их людей на семейном, социальном и профессиональном уровне.
А если у них с таким интеллектом дефицит, тогда не могут.
В целом, люди, обладающие межличностным интеллектом, популярны, имеют много друзей и склонны поддерживать хорошие отношения с коллегами и окружающими людьми. Им легко понять потребности других и поэтому они реагируют соответственно. Они обладают прекрасной способностью находить правильные слова и идеальное поведение для сопереживания собеседнику и, считывая эмоции других, могут занять позитивную позицию, поскольку необходимо учитывать то, что другой человек чувствует или в чем нуждается, чтобы добиться действительно эффективного общения.
Один из ключей к эмпатии – пристальное внимание к невербальному языку:
- тону голоса;
- мимике;
- движениям тела;
- жестам;
- направлению взгляда и т.д.
Если слова человека и невербальный язык не совпадают, рекомендуется сосредоточиться на том, как он что-то говорит, а не на словах, которые он использует, чтобы это сказать.
Согласно устоявшейся в современной психологии концепции, внутриличностный интеллект в сочетании с межличностным интеллектом приводит к формированию эмоционального интеллекта, очень важного навыка для нормального развития, профессионального и личного процветания, а также достижения высокой степени благополучия и удовлетворения.
Простыми словами, A + B = C. Где «А» не равно «С».
Если разложить все по полочкам исторической последовательности и общечеловеческой логики, выходит следующий расклад:
- В 1983 году выходит книга Гарднера «Формы разума: теория множественного интеллекта». Таким образом, состоялась официальная мировая презентация концепции внутриличностного интеллекта.
- В 1990 году два соотечественника Гарднера, клинические психологи Питер Саловей и Джон Майер придумали термин «эмоциональный интеллект».
- В 1995 году журналист The New York Times Дэниел Гоулман официально вывел концепцию Саловея и Майера в свет: выходит его книга «Эмоциональный интеллект». Благодаря ей проблема встала в центр внимания всего мира.
Эмоциональный интеллект, в отличие от IQ (который развивается только в детстве и мало меняется после подросткового возраста), развивается на протяжении всей жизни. Этому способствует наш опыт, поэтому наши способности в этом смысле могут продолжать расти по мере взросления.
Чтобы ввести вас в курс дела, мы запустили для этого специальную программу «Эмоциональный интеллект: практические техники».
А внутриличностный интеллект – он попроще. Однако оттого не менее важен и ценен. Т.к. он априори «внутри», остальным не так-то просто его увидеть и принять во внимание. Поэтому развивать внутриличностный интеллект – дело только ваше. Кому, как не вам, оно нужно?
И мы желаем вам в этом удачи! И еще просим поучаствовать в нашем опросе: