Творческие методики Пабло Пикассо

Творческие методики Пабло Пикассо

Видели ли вы когда-нибудь, как охотится летучая мышь? Ее полет, ее песня – это отражение ее сущности и ее жизни. Без них понять ее технику невозможно. У великих художников то же самое. Испанский гений Пабло Пикассо творил как жил и любил. А жил он долго: почти 100 лет. Подключаем когнитивистику и пытаемся понять полет мысли великого андалусийца.

Большинство из нас знают Пикассо как художника. Однако, помимо живописи, он оставил след в:

  • поэзии;
  • драматургии;
  • скульптуре;
  • дизайне;
  • керамике;
  • графике;
  • сценографии.

Живопись была для Пабло Пикассо скорее окном в большой мир самовыражения. Его, это окно, открыл ему его собственный отец: пейзажист, специализировавшийся на испанских натюрмортах-бодегонах преподаватель ИЗО Хосе Руис-и-Бласко.

Если утверждать, что родной папа открыл для Пикассо окно в искусство, то можно предположить, что близкие друзья папы – Бернардо Фернандис, Антонио Муньос Дегрейн и Хосе Морено Карбонеро – заселили открывшийся в этом окне пейзаж волшебными существами.

Вот что позже говорил сам Пикассо: «Учиться писать, как художники эпохи Возрождения, заняло у меня несколько лет. А вот понять, как малюют дети, заняло у меня всю жизнь»:

Первое причастие

Бычки

Юному Пикассо было тесно в пейзажистике, бодегонах и академической живописи, которую олицетворяли те взрослые, что его окружали. Его влекли эксперименты, яркие цвета, фантастические формы и мечта создать что-то свое. «Главный враг креативности – это хороший вкус», – говорил Пикассо.

Поэтому, если мы хотим усвоить творческие методики взрослого Пикассо, нужно понять, кем он был, как и кем он вырос.

Выдаем ключи к пониманию работ Пикассо:

  1. Настоящий любитель искусства. Работы Пабло Пикассо – точное отражение его женщин, друзей, городов, в которых он жил, и его образа мыслей. Через его картины мы можем узнать чувства и эмоции художника на каждом этапе его жизни.
  2. Свобода превыше всего. Творческий процесс, основанный на интуиции, спонтанности и самой свободе. Его картины выражают слова, диалоги и другой образ мышления.
  3. Поиск совершенства. За каждым шедевром Пикассо всегда ищет совершенство. Каждое полотно – это кульминация желания совершенствоваться день за днем, стать завтра мастеровитее, чем был вчера.
  4. Трансцендентная красота. Картины Пикассо показывают, что в искусстве нет правил и условностей. Это непрерывное расследование повседневных проблем.
  5. Трансформация искусства. Творческие методики любого плана манили Пикассо, который на протяжении всей своей жизни использовал различные художественные формы, чтобы выражать и передавать различные сообщения и заставлять аудиторию интерпретировать их по-разному [El Corte Inglés, 2020].

Как и почему Пабло Пикассо стал таким, каким стал, знали его родители, друзья, любимые, близкие. Невозможно научиться думать и мечтать, как Пикассо. Однако мы точно знаем, как научиться выходить за рамки стандартного мышления, развить собственный эмоциональный интеллект и таланты. Приходите на нашу онлайн-программу «Когнитивистика: развитие мышления».

6 техник живописи, которые использовал Пикассо

Уроженец Малаги, отмеченный и запомнившийся каждой своей великой работой, оставил пример настойчивости, оптимизма, целеустремленности и, прежде всего, использования свободного воображения как средства самовыражения в ситуациях, когда слов недостаточно.

Несмотря на свое стремление к альтернативным формам и фантастическим картинам, Пикассо никогда не покидал реальности. Он всегда давал почувствовать ее в своих творениях, где отражались не только моменты жизни, но и чувства, которые наносила на холст его рука как продолжение его драгоценного разума.

Нижеприведенные техники – это не совсем творческие методики. Скорее, это результат выбора мастера, который можно спокойно позаимствовать и применять в своих собственных произведениях.

Вот они:

  1. Черный или цветной карандаш. Одним из основных приемов Пикассо для придания рисункам оригинальности и плавности линий было мастерское владение карандашом. Маленький деревянный предмет помогал испанцу заложить основу будущего шедевра. Чтобы придать ему реалистичности, Пикассо выделял или размывал карандашом наиболее заметные места рисунка. Вот почему использование этой техники на ваших рисунках позволит вам придать им ожидаемую отделку, и не только это. Карандаш дарит нотку деликатности, благодаря ему ваши рисунки будут выглядеть очень хорошо и помогут достигать поставленных целей.
  2. Мягкие и непрерывные мазки кисти. Они позволяли Пикассо оживлять свои рисунки и тем самым гарантировать реалистичность каждого из них, что и было основной идеей великого живописца. Поэтому, когда вы начинаете наносить мазки на свои рисунки, вы должны знать, когда и как вам следует это делать, чтобы получить благоприятные результаты. Так вы сможете привлечь внимание к своим творениям.
  3. Масло и холст. Сам материал подскажет, как именно улучшить качество вашей живописи. Просто следуйте за мазком.
  4. Акварель в рисунках. Благодаря ей стиль кажется очень естественным, мягким, простым. Светлые тона приятны взгляду наблюдателей и отражают интерес их создателя к реальности.
  5. Состояние выразительной силы. Каждое произведение Пикассо принимало форму, которая является точным выражением реальности, чтобы помогало мастеру добиваться более высокого качества.
  6. Богатое воображение. Этот один из важнейших приемов создания лучших картин, иллюстраций, рисунков и других. Пикассо полагался на воображение, чтобы очень исчерпывающе показать реальность в своих творениях, придав им жизнь и вместе с тем показав эффективность и изобретательность человеческого разума. Воображение – это своего рода движущая сила для достижения каждой из ваших целей, поскольку оно является одним из основных источников улучшения картин и придания особых штрихов.

Благодаря этим техникам Пабло Пикассо не только показывал то, о чем он думал, но и то, чем он жил (его реальность), и пытался запечатлеть это в своих картинах реального мира [Dibujo Y Pintura, 2024].

Ключевая методика – коллаж

Знаете ли вы прием, предполагающий «создание единой композиции из разнообразных элементов», где каждая часть должна отличаться по текстуре, материалу и цвету от остальных? «Конечно! – ответит гурман. – Это же паэлья!»

В 20 веке это сложное испанское блюдо покорило всю планету, хотя многие до сих пор считают, что за настоящей паэльей нужно ехать именно в Испанию.

Совпадение это или нет, но факт заключается в том, что испанец Пабло Пикассо переосмыслил принцип сочетания разнотекстурных элементов из простонародной испанской кухни, перенеся его в изобразительное искусство. Так и родилось то, что сегодня известно как «современный коллаж».

Коллаж, происходящий от французского «coller», что означает «склеивать», представляет собой методику, заключающуюся в соединении различных материалов, таких как бумага, ткань, картон и т.д., на поверхности для создания художественной композиции.

Пикассо революционным образом применил эту технику в своих работах, бросая вызов художественным условностям своего времени.

Используя коллаж, Пикассо удалось порвать с традиционным трехмерным представлением искусства, открыв путь новой форме выражения. Эта методика позволила ему нестандартно исследовать изображение действительности, породив яркие и авангардные произведения. «Когда у меня нет синего, я использую красный», – сказал однажды Пикассо, косвенно подчеркивая свой адаптивный подход к искусству и материалам, который привел к созданию знаковых коллажей. Эта философия ярко проявила себя в плавных переходах между текстурами и формами, всегда стремясь к выражению за пределами ограничений традиционной методологии.

Интегрируя фрагменты действительности, материальные артефакты окружающего мира, Пикассо наполнял свои произведения непосредственностью, ранее незаметной в сфере высокого искусства.

Зарождающееся искусство коллажа Пикассо было не просто эволюцией стиля или техники, но и отражением сейсмических изменений в обществе. Тщательное сочетание вырезок из бумаги с маслом на холсте намекало на более глубокий синтез жизни и искусства, предвещая столетие творцов, которые продолжат раскрывать потенциал коллажа.

Путешествуя по прошлому, мы становимся свидетелями зарождения эпохи коллажей Пикассо, эпохи, которая переопределила сущность самого искусства [Toby Leon, 2024].

Помимо коллажа Пабло Пикассо экспериментировал и со смешанным стилем, когда в одной работе сочетаются разные материалы и техники. Эта творческая свобода позволила ему исследовать глубину, текстуру и визуальное богатство своих творений. Например, в «Натюрморте с плетеным стулом» 1912 года Пикассо использовал масляную краску, обои и обычный стул, чтобы создать шедевр, который бросает вызов границам между живописью и скульптурой:

Натюрморт со стулом

Введение Пикассо коллажа и смешанной техники не только изменило его собственный художественный стиль, но и повлияло на последующие поколения художников. Его новаторский подход заложил основу для развития современного искусства, вдохновляя творцов различных дисциплин исследовать новые творческие возможности и бросать вызов устоявшимся нормам [R. Díaz, 2023].

Пикассо и кубизм

В 1907 году испанский гений много общался с французским художником Жоржем Браком, что изменило творческие методики обоих: они увлеклись геометризацией предметов.

Рассматривая написанную спустя год картину Брака «Дома в Эстаке» модернист Анри Матисс возмутился, что она «написана кубиками». Так и родился этот стиль, который на много лет увлек и Брака, и Пикассо, – кубизм.

Данная техника характеризуется изображением объектов с нескольких точек зрения одновременно с использованием геометрических форм и цветов для создания фрагментированного и многомерного видения.

В кубизме объекты представлены в виде геометрических форм, таких как:

  • кубы;
  • конусы;
  • цилиндры;

что приводит к созданию весьма абстрактных визуальных композиций:

Женщина с грушами

Данная методика порвала с традиционным представлением перспективы и заложила основу абстрактного искусства.

Эта техника позволяет художнику передать саму суть предмета, а не его поверхностный вид. Кубистические работы Пабло Пикассо часто представляют собой фрагментацию реальности, где несколько точек зрения объединены в одно изображение.

Знаковым примером использования кубизма Пабло Пикассо является его работа «Авиньонские девицы». В этом произведении художник порывает с условностями традиционного образного изображения, представляя женские фигуры, состоящие из геометрических и угловатых форм, тем самым бросая вызов устоявшимся представлениям о красоте и пропорциях:

Авиньонские девицы

Кубизм как творческая методика дает возможность представить несколько перспектив в одном изображении, что приводит к созданию сложных и динамичных визуальных композиций.

Практические уроки для безграничного творчества

Жизнь и творчество Пабло Пикассо являются источником вдохновения для всех, кто стремится раскрыть свой творческий потенциал и нарушить правила в рамках сложившегося юридического поля.

Представляем несколько практических уроков, которые вы можете извлечь из творчества этого художественного гения:

  1. Не бойтесь экспериментировать: Пикассо не ограничивался одной техникой или стилем. Постоянный поиск инноваций привел его к созданию уникальных и неповторимых произведений.
  2. Доверьтесь своей интуиции: Пикассо не всегда следовал правилам традиционного искусства. Его интуиция вела его к новым формам самовыражения.
  3. Внимательно наблюдайте за миром: Пикассо черпал вдохновение в повседневной жизни. Наблюдайте за миром вокруг себя и находите красоту в неожиданном.
  4. Работайте со страстью: для испанца, которым был Пикассо, страсть – это самозабвенная радость жизни, творчества и ощущения того, как в погоне за мечтой кровь бежит по венам. Страсть Пикассо к искусству очевидна в каждой его работе. Найдите то, чем вы увлечены, и посвятите себя этому со всей преданностью, не забывая при этом делать поправку на менталитет.

Разучить конкретные техники, научиться применять изобретательские алгоритмы и выделяться среди конкурентов можно на нашей онлайн-программе «ТРИЗ на практике: творческий подход».

Какой во всем этом прок?

Рассматривая шедевры уроженца Малаги, многих посещает мысль о том, насколько бесконечно далеки их собственные труды и ограничен их полет мысли.

Еще труднее тем, кто далек от сферы искусства, не умеет держать кисть или карандаш, но при этом не намерен ударить в грязь лицом в приличном обществе, которое не перестает твердить о достижениях Пикассо даже в 21 веке.

Отсюда вытекает злободневный вопрос: если человек даже близко не приближался к уровню мастерства Пикассо, какая ему польза от изучения творческих техник испанского гения?

Если человек – студент художественного училища и лишь начинает свой собственный путь, знакомясь на ходу с творениями великих мастеров прошлого, это одно.

А как быть тем, кто уже давно не студент, кто сознательно выбрал себе дорогу примерного семьянина и обывателя, далекого от развлечений европейской богемы? Какой смысл он может увидеть в «кубиках» и прочих шедеврах Пикассо?

Попытаемся ответить на извечный человеческий вопрос: «Зачем вот это все?»

Многие из нас делают ошибку, когда связывают творчество и креативность с миром искусством. Это заставляет предполагать, что, если лично вы, ваш супруг или ваши друзья не художники, значит, опыт художников для вас закрыт. А это не так.

Пикассо действительно представлял художника как вместилище эмоций и средство преобразования этих ярких эмоций в осязаемые произведения искусства [Z. Ivcevic, 2014].

Современные научные исследования показывают, что, помимо эмоций, в игру вступает мотивация, поскольку именно она позволяет уделять больше внимания различным элементам, которые вмешиваются в творческий процесс, способствуя активному появлению креативных идей.

Поэтому спросите себя, можете ли вы ощущать эмоции и мотивацию? Если ваш ответ положительный, вы гораздо ближе к Пикассо, чем можете себе это представить. И дело вовсе не в богеме, в круге общения или полученном образовании.

Дело в трех ключевых заблуждениях о творчестве и креативности:

  1. Они врожденные, им нельзя научить. Неправда! Пикассо таким не родился, он таким стал. Творчество и креативность – это навыки, которые мы можем и должны развивать, если хотим прожить достойную жизнь, которую не стыдно будет покинуть.
  2. Креативность и гениальность – это одно и то же. Неправда! На самом деле, чтобы быть творческим человеком, никому не нужен высокий уровень интеллекта, нужно просто обладать хорошими навыками мышления.
  3. Чтобы быть креативным, нужно быть абсолютно оригинальным. Неправда! Оригинальность не возникает мгновенно, она появляется в процессе модификации нашей работы.

Таким образом, научившись управлять своими эмоциями, а также развивая и работая над различными способностями, такими как:

  • мотивация;
  • внимание;
  • рассуждение;

мы можем стать более творческими людьми.

Но все ли наши идеи креативны?

Чтобы наша мысль оказалась творческой, она должны соответствовать всего двум характеристикам:

  1. Быть оригинальной.
  2. Быть уместной [ Plucker, R. Beghetto, G. Dow, 2004].

Это означает, что наши мысли должны быть именно нашими, новыми и полезными в той области, для которой они предназначены.

Несмотря на трудности с определением креативности, психологи разработали способы изучения творческих личностей, их творческого процесса, а также идей и продуктов, которые они создают. Это исследование указывает на четыре способа, которыми люди могут проявлять творческий подход:

  1. Уровень первый – базовый. Отдельные творческие моменты, например, когда ребенок экспериментирует со строительными кубиками.
  2. Уровень второй – повседневный. Креативность проявляется во взаимодействиях и обычных действиях, например, когда кто-то импровизирует с друзьями или изобретает способ помочь ребенку, который с трудом справляется с домашним заданием.
  3. Уровень третий – профессиональный. Здесь уже необходимо больше навыков и знаний. Например, учитель, который разрабатывает программу, чтобы научить детей разрешать конфликты со сверстниками, или ваш двоюродный брат, который открывает ресторан, сочетающий испанскую и итальянскую кухню, – оба демонстрируют профессиональный творческий подход.
  4. Уровень четвертый – выдающийся. Это те люди, которые выделяются и меняют всю сферу своей работы или даже культуру в целом [J. C. Kaufman, R. A. Beghetto, 2009].

Изучая творческие методики тех, кто достиг четвертого уровня, а также используя все четыре способа проявить творческий подход в нашей работе сразу, мы можем начать экспериментировать с повседневным творчеством, используя искусство так, как это делал Пабло Пикассо.

Это позволит нам дать волю нашим идеям и работать с ними, не забывая, что для того, чтобы наши идеи питали нашу же собственную креативность, они должны быть оригинальными и соответствовать среде, в которую мы хотим их направить.

В этом смысле, чтобы быть творческими на профессиональном уровне, нужно превратить креативность в способ совершить прорыв, помогая себе и окружающим решать проблемы в нашем столь сложном мире.

Задумайтесь над тем, что креативность – это концепция, а инновации – это процесс. Это означает, что креативность – это то, что генерирует идеи и решения, а инновации – это то, что эффективно применяет эти идеи и решения.

Учитывая все это, мы можем сделать вывод, что у всех нас есть способность приобретать больше способностей, получая новые знания и навыки, становясь более творческими и компетентными в нашей рабочей среде.

Как кубисты с Пикассо изменили искусство начала 20-го века, приняв множественную перспективу, в которой все части объекта были представлены в одной плоскости, так и нам, чтобы конкурировать на рынке труда, иногда достаточно изменить взгляд на решение проблем и предложить более инновационное видение. Не останавливаться на самом очевидном решении, а идти дальше и искать наиболее творческое решение, с помощью которого можно достигнуть более эффективных результатов [E. L. Ruiz, 2016]. «Что такое искусство? Если бы я знал, то постарался бы никому об этом не рассказывать», – признавался сам Пикассо [National Geographic, 2018].

Креативность левого или креативность правого? Мозг Пабло Пикассо

Кубизм, коллаж, мастерское владение карандашом, богатое воображение и вечные поиски трансцендентного: если рассматривать их как отдельные творческие методики, также необходимо упомянуть об одной глобальной. О постоянстве.

Знаете, сколько работ Пабло Пикассо каталогизированы? 26 075.

А сколько он прожил? 91 год. 33 403 дней. Это означает, что Пикассо создавал в среднем по одному произведению искусства каждый день своей жизни с 20 лет и до своей смерти. Он создавал что-то новое каждый день в течение 71 года [IceHrm, 2022]:

Совенок

И современники, и те, кто уже не застал Пикассо, не уставали и не устают искать оправдание такой огромной плодотворности. Некий волшебный «магнит для творчества».

Одна из самых популярных концепций, объясняющих гениальность Пабло Пикассо, указывает на факт того, что он был левшой. Истинным левшой. У таких людей от природы более активно правое полушарие мозга (полушария управляют телом крест-на-крест) [Московский институт коррекционной педагогики, 2024].

На протяжении долгого времени было принято считать, что правое полушарие мозга отвечает за творчество, а левое полушарие отвечает за логику. Другими словами, если вы – правша и хорошо справляетесь с аналитическими задачами, то ваше место в науке и бизнесе, а муки творчества оставьте «леворуким».

В 21 веке ученые пришли к выводу, что эта теория неубедительна. И вот почему:

  1. Во-первых, локализационизм (приписывание определенной функции каждой области мозга) больше не может служить объяснением.
  2. Во-вторых, мы знаем все больше и больше о различиях между передней, задней и медиальной областями... Мозг – это не две дольки апельсина. Он сложнее.

Поэтому упрощение понимания креативности с помощью деления на левшей и правшей больше не имеет логического смысла. Человеческое творчество зависит от цепей, которые не так локализованы, как мы думаем.

Похожие, но такие разные

Левое полушарие имеет меньше связей с самим собой и остальным мозгом.

Правое полушарие имеет больше связей с собой и с остальным мозгом. Кроме того, оно имеет прочные связи с регионами, от которых «зависят» наши эмоции. Например, с миндалевидным телом.

Правое полушарие «смешанное». Левое имеет перекрывающиеся столбцы, которые позволяют четко дифференцировать функции мозга [Mentiness, 2021].

И разумеется, поскольку все так сложно, а творчество – это такой обширный процесс... оно зависит не только от правого полушария.

Что в нем возникает, так это «творческая вспышка», новая нейронная цепь. Однако возникает она не сама по себе, и Пабло Пикассо это прекрасно понимал. Это результат постоянной работы, а не ожидание музы сидя ровно в позе ждуна.

Откуда берется вспышка? Если рассуждать теоретически, самые известные модели творчества говорят о четырех фазах:

  1. Определение рамок проблемы. Задайте себе вопросы, чтобы знать, к чему проявлять творческий подход.
  2. Глубокое погружение. Собирайте информацию, пока не впитаете ее.
  3. Плавание по течению. Отпустите, расслабьтесь, чтобы появилось вдохновение.
  4. Исполнение, осуществление той идеи, которую мы задумали.

Сам Пабло Пикассо неоднократно говорил, что вдохновение и творчество застают его за работой.

Эврика!

Исследования мозга показывают, что именно происходит в нашем мозгу в этот момент вспышки, рождения идеи.

Сначала появляется сигнал, «гамма»-активность, которая сообщает нам то, что мы хотели услышать. Априори очень далекие нейроны соединились, образовав нейронную сеть и новую связь, даруя нам возможность увидеть новый угол старой проблемы. Новая идея вошла в наше «сознание».

В этот момент правое полушарие не теряет времени даром и использует свои суперсвязи для отправки этой информации в другие отделы мозга. Именно на этой третьей фазе, более «холодной» фазе, наш мозг готовится к гамма-пику творчества. Даже когда кажется, что идеи возникают сами по себе, скорее всего, они уже прошли предварительный процесс «вызревания». Как вино или сыр.

Идея рождаются, когда земля выровнена.

Конечно, как всегда, очень важно знать себя и то, как происходит этот процесс. Он может варьироваться для каждого человека, но ясно то, что Пикассо не смог бы создать так много произведений искусства, просто ожидая, пока идеи придут к нему.

Чтобы «лампочка загорелась», нужны:

Хаос – это любимое состояние многих творцов, однако он хорош только на начальных стадиях.

Поэтому приводите свои идеи, проекты и жизнь в порядок, творите и наслаждайтесь способностью созидать в духе Пабло Пикассо: ежедневно и с радостью.

Успехов! А чтобы закрепить материал статьи, пройдите небольшой тест: