Блог о саморазвитии

Адаптивный интеллект: что это такое и как его развить?

Адаптивный интеллект: что это такое и как его развить?

Как быстро вы адаптируетесь на новом месте работы, учебы, жительства? Как быстро осваиваете новые обязанности на новой работе, запоминаете, где и что находится, после переезда в новый город, знакомитесь с новыми людьми там, где вы раньше не были? Насколько легко вы принимаете изменения в окружающей жизни, начиная от новой моды, музыки, фильмов и заканчивая новым форматом «удаленной» работы?

Если все вышеперечисленное не вызывает у вас сложностей, значит, ваш адаптивный интеллект развит достаточно хорошо. Что значит «адаптивный интеллект»? С этим уже давно разобрались все, кто прошел наши программы «Лучшие техники самообразования» и «Когнитивистика». А всем остальным мы расскажем об этом прямо сейчас. Итак, что такое адаптивный интеллект простыми словами.

Что такое адаптивный интеллект: из истории вопроса

На самом деле, адаптивность – это качество, присущее любому живому организму на рефлекторном уровне. Любой живой организм адаптируется к смене дня и ночи, зимы и лета. Семена растений, попавшие в неблагоприятную среду, адаптируются к ней и умудряются прорасти даже сквозь асфальт или на крутом каменистом склоне.

Простейшие организмы реагируют на раздражители путем рефлекторных реакций. Мы со школьной скамьи помним опыты, когда лягушка с отрезанной головой «отдергивала» лапку от серной кислоты, а не «ждала», когда та ее разъест.

Не брезгливые и не слабонервные могут посмотреть более продвинутые версии эксперимента под названием Frog Legs Dancing With A Little Salt. Суть в том, что, если ошкуренную нижнюю часть туловища мертвой лягушки слегка посолить, лапки будут «танцевать»:

Животный мир млекопитающих адаптируется к окружающей среде более осознанно: ищет укрытие от хищников, выслеживает добычу, прячется от непогоды и людей, распознает отравленную приманку. В животном мире адаптивность – это залог выживания, как и у людей на заре цивилизации.

Сейчас нам не нужно прятаться от хищников, зато в городе нужно адаптироваться к интенсивному дорожному движению, потому что пешеход, конечно, всегда прав, но не всегда жив. Нам не нужно идти на охоту, но нам нужно адаптировать свои потребности к своим доходам либо свои доходы к своим потребностям, потому что при любом дисбалансе нам банально будет нечего есть.

Нам нужно адаптироваться и социализироваться в обществе, потому что иначе нас ждут большие трудности в построении коммуникаций, поиске своей второй половины, трудоустройстве, карьере, а без всего этого будет сложно выжить в современном мире. Разве что отправиться «в деревню, в глушь, в Саратов» и освоить натуральное хозяйство, но тогда придется адаптироваться к нехватке ресурсов и постоянно меняющимся погодным условиям.

Для бизнеса способность к адаптации еще более критична. Вот тут без способности быстро адаптироваться к изменениям, действительно, не выжить, и тысячи закрывающихся в каждый кризис ЧП, ИП, ООО наглядное тому свидетельство. В принципе, предприниматель может и не адаптироваться к изменившейся конкурентной среде, но тогда ему придется адаптироваться к роли наемного работника, и там тоже есть свои нюансы.

Разница между человеком и животным в том, что человек в принципе может выбирать, к чему ему адаптироваться и какую стратегию выживания предпочесть. И вот эта способность к сознательной адаптации и составляет суть адаптивного интеллекта.

Первым об адаптивной природе интеллекта заговорил швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980). Согласно его взглядам, развитие интеллекта происходит за счет адаптации субъекта к изменяющейся среде, однако и успех адаптации к изменениям во многом зависит от интеллекта субъекта. Таким образом, это взаимообратные и взаимозависимые процессы.

Более подробно со взглядами ученого на данный вопрос можно ознакомиться в его книге «Психология интеллекта», переведенной на многие языки мира и многократно переизданной уже после его смерти [Ж. Пиаже, 2003].

Работы Пиаже обрели особую актуальность в связи с развитием науки и стремлением классифицировать виды интеллекта, «разложить» интеллект на составляющие и представить его в неких измеряемых показателях. Определению «умственного уровня» посвящена отдельная глава в книге Пиаже [Ж. Пиаже, 2003].

Сегодня ученые и практики оперируют такими понятиями, как коэффициент

ментального интеллекта, под которым подразумевается собственно уровень умственного развития (IQ), коэффициент эмоционального интеллекта (EQ), позитивного интеллекта (PQ) и адаптивного интеллекта (AQ).

Как и прочие коэффициенты, adaptive quotient пытаются измерить и представить в исчисляемых единицах. Так, можно найти англоязычный тест на AQ, который представляет собой онлайн-опросник из 9 вопросов, где вы получаете итоговые баллы и комментарии к ним на основе своих ответов.

Существуют варианты тестов, где коэффициент адаптивного интеллекта определяется наряду с прочими показателями, а в зависимости от соотношения полученных по каждому показателю результатов определяется пригодность человека к той или иной деятельности.

Это вариации тестов PAEI и AEI, названия которых как раз и сложены из первых букв, обозначающих различные виды интеллекта:

  • Positive quotient (PQ).
  • Adaptability quotient (AQ).
  • Emotional quotient (EQ).
  • Intelligence quotient (IQ).

В русскоязычном сегменте этой цели служит многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», разработанный российскими психологами Анатолием Маклаковым и Сергеем Чермяниным. Выражаясь научным языком, он предназначен «для изучения адаптивных возможностей на основе оценки психофизиологических и социально-психологических показателей, отражающих интегральные особенности развития» [psylab, 2017].

Отчасти адаптивность можно представить как нейропластичность или пластичность мозга в части способности к обретению нового опыта, поиску новых решений, формированию новых нейронных связей, которые и являются основой наших когнитивных способностей.

Чуть подробнее об этом можно узнать из статьи «Нейронная пластичность и когнитивность» [CogniFit, 2017]. Желающим углубиться в тему можно посоветовать книгу «Пластичность мозга: потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга» [Н. Дойдж, 2010].

Так или иначе, адаптивность и адаптивный интеллект имеют большое значение для человека. Настолько большое, что ученые разрабатывают адаптивный искусственный интеллект и обдумывают, как внедрить адаптивное обучение с участием искусственного интеллекта. Например, в контексте адаптивного физического воспитания детей с нарушением интеллекта, где искусственный интеллект мог бы беспристрастно оценить реальные потребности и возможности ребенка в плане адаптации к окружающему миру.

Это все темы для отдельного исследования, а сегодня мы поговорим о том, что человек может развивать свой адаптивный интеллект на протяжении всей жизни.

Как развивать адаптивный интеллект?

Итак, как же можно развить адаптивный интеллект, если вы чувствуете, что адаптация к быстро меняющимся обстоятельствам дается вам непросто? Посмотрим, что нам советуют эксперты, и обратимся, например, к статье «Что такое адаптивный интеллект и как его развивать» [Л. Карась, 2020].

Топ-7 способов развития адаптивного интеллекта:

  1. Выполнять абсолютно новые для себя задачи, вплоть до того, что попытаться решить задачки из школьного курса алгебры или физики, к которым вы не прикасались с момента окончания школы. Новые задачи стимулируют развитие новых нейронных связей и гибкости мышления.
  2. Чаще выбирать неизвестное и чаще действовать по-новому. Можно начать с мелочей. Допустим, встать утром на 10 минут раньше и начать свой день… с чтения книги, а не с чашки кофе и просмотра новостей. Аналогичным образом стоит действовать везде. Так, если вам предложили участие в новом и пока малопонятном проекте, не спешите отказываться.
  3. Пробовать делать привычные вещи иначе, чем обычно. Допустим, составить новый маршрут поездки на работу, приготовить омлет с другой приправой, перенести генеральную уборку с субботы на четверг, а в субботу отправиться на прогулку без оглядки, что дома вас ждут дела по хозяйству.
  4. Внедрять в свою жизнь новые привычки. Не обязательно каждое утро читать книги, но вполне можно взять за правило делать по утрам короткую двухминутную разминку или зарядку, если вы ее не делаете до сих пор. Или, к примеру, заучивать десяток новых слов на английском в понедельник, а затем проверять, сколько из этих слов осталось в памяти во вторник, среду и пятницу.
  5. Реже использовать навигатор и чаще полагаться на свою память и свою способность к пространственной ориентации. Это совсем не сложно, если просто выехать на 10 минут раньше.
  6. Взять за правило продумывать разные сценарии событий до того, как что-то предпринять. Если ваша деятельность не предполагает принятия самостоятельных решений, пофантазируйте, что вы будете делать, если завтра ваш дом, к примеру, разнесет взрывом, что в нашем неспокойном мире не такая уж и абстракция.
  7. Общаться с представителями других профессий за пределами своей сферы деятельности. Это расширяет кругозор и зачастую подсказывает новые решения непривычных задач.

Заметим, что возможности расширения собственного кругозора за счет общения с представителями других профессий намного больше, чем может казаться на первый взгляд. Не зря говорят, что, маркетологи справились бы с повышением успеваемости школьников лучше, чем сейчас справляются учителя.

Маркетологи разрешили бы изучать математику с 18 лет, доставляли бы учебники математики в черных непрозрачных пакетах, как порножурналы, а в школе организовали бы лекции врачей о вреде математики, занятия которой развивают близорукость, сколиоз и плоскостопие. На вопрос «Почему плоскостопие?» можно просто загадочно промолчать или сказать, что ответ содержится в учебнике биологии, запрет на изучение которой вводится со следующего месяца.

В целом, расширение круга общения принесет вам огромную пользу. В этом плане весьма интересна книга «Сила других. Окружение определяет нас» [Г. Клауд, 2018]. Это, прежде всего, множество историй из жизни, которые можно просто прочитать или же посмотреть на них чуть иначе, чем, если бы вы воспринимали их без помощи автора книги. Можно даже сказать, что само чтение книги уже как бы расширяет ваш круг общения, как если бы вы познакомились в поезде в долгой поездке с попутчиком и услышали бы от него поучительную историю.

Что еще советуют эксперты? Вен­чур­ный ин­ве­стор и консультант по вопросам инвестиций На­та­ли Фрат­то в одном из своих выступлений поделилась, что когда ей нужно быстро сориентироваться, имеет ли стартап перспективы и стоит ли выделять финансирование просителю, она в первую очередь пытается определить, обладает ли проситель таким качеством как адаптивность.

Почему именно адаптивность? Просто потому, что на старте любого проекта всегда будет много неожиданностей и много чего пойдет не по плану. И если человек не обладает должным уровнем развития адаптивного интеллекта, он не справится с нагрянувшими нежданными обстоятельствами. Таким образом, от адаптивного интеллекта зависит не только то, как предприниматель будет выживать в бушующем море бизнеса, а даже то, получит ли он шанс начать свой бизнес [Н. Фрат­то, 2019].

Что делать, чтобы развить адаптивный интеллект? Вот советы от Натальи Фратто:

  • Чаще спрашивать себя: «А что, если?» Спрашивать, что будет, если произойдет какое-то событие. Готовность к переменам начинается с готовности воображения, поэтому регулярные тренировки воображения со временем приведут к повышению уровня адаптивности.
  • Научиться разучиваться. Знаменитое «забудьте, чему вас учили в школе/институте, у нас все иначе» не такая большая абстракция. Ситуация меняется и обновляется быстро, поэтому умение «обнулить» собственные ожидания и взяться за дело, будто вы новичок, тренирует адаптивность.
  • Выбирать эксперимент вместо привычки. Делать это следует даже тогда, когда ничто не предвещает перемен в какой-то узкой области. Такой подход позволит тренировать адаптивность постепенно и не впадать в панику, если в какой-то момент все пойдет наперекосяк и не так, как раньше.

Это вкратце, а желающие могут посмотреть 6-минутное выступление Натальи Фратто с титрами на русском языке полностью:

Как можно применить эти советы на практике самому обычному человеку? Тут могут помочь советы австралийского предпринимателя Пенни Локасо, основателя образовательной компании Bindred, которая, в числе прочего, помогает людям работать над улучшением своего адаптивного интеллекта [Steppe, 2019].

3 совета от Пенни Локасо:

  1. Ограничить отвлекающие факторы и научиться фокусироваться на том, к чему именно нужно адаптироваться, какие действия предпринять, какие «адаптации» выполнить.
  2. Тренироваться задавать «неудобные» вопросы. К примеру, набраться аргументов и смелости, чтобы попросить о повышении зарплаты. Или хотя бы поинтересоваться, при каких обстоятельствах это возможно и что для этого нужно сделать.
  3. Быть любопытным к вещам, которые очаровывают вас. Тогда очень скоро то, что вас вдохновляет, станет для вас более доступно.

Как еще можно поработать над развитием адаптивного интеллекта? Особенно, если вы руководитель и от вашей способности к адаптации зависит успех вашего бизнеса, процветание вашей фирмы и благополучие очень многих людей? Эксперты выделяют 6 нюансов, которые руководитель должен учитывать, чтобы повысить свою адаптивность [N. Kane, 2019].

6 нюансов на пути к адаптивности:

  • Альтернативы – требовать, чтобы любое предложение обязательно содержало несколько предлагаемых альтернатив. Это способствует когнитивной и организационной гибкости.
  • Разрушители – задаться вопросом, что разрушает ваш бизнес изнутри и на периферии, а не сосредотачиваться только о том, что делают ваши конкуренты.
  • Предположения – взять за привычку думать и задавать вопросы о том, что, по вашему мнению, вы как бы «знаете». Возможно, что многие бывшие очевидными вещи не так незыблемы сегодня, как это было еще вчера.
  • Планы – взять за правило размышлять о планах, которые могли бы вывести ваш бизнес за пределы того, что вы знаете. Для начала стоит задать себе вопросы: Что такое мегатренды? Что вы недоэксплуатируете? Чего вы можете не знать?
  • Угрозы – стоит относиться к угрозам или рискам для своего бизнеса, как к важной части процесса планирования, и реагировать на них встречными инициативами.
  • Скорость – следует подумать, как увеличить собственную «тактовую частоту», сделать планирование более быстрым и гибким.

Не менее полезные и разнообразные советы по развитию адаптивности у руководителей можно найти от бизнес-школы Ivey [C. Hughson, 2020].

Советы по развитию адаптивности от Ivey Business School:

  • Моделировать поведение с высоким уровнем адаптивного интеллекта, которое вы хотите видеть в своих сотрудниках. Лидеры, придерживающиеся адаптивного стиля лидерства, могут повысить AQ своей команды, моделируя адаптивность и давая членам команды возможность трансформировать и совершенствовать свои навыки.
  • Взять под свой контроль собственное обучение. Признать, что всем (и вам!) необходимо постоянное профессиональное развитие. Так вы сделаете себя более востребованным на долгие годы.
  • Принимать решения о том, что делать, основываясь на том, сколько вы можете узнать. Следует расставить приоритеты в будущих возможностях в пользу обретения новых ценных знаний и навыков.
  • Адаптировать и практиковать «мышление новичка» перед лицом перемен. Напомнить себе о своей способности «отставить» старую информацию и «впитывать» новую.
  • Найти для руководителей структурных подразделений своего бизнеса тренера или наставника, который поможет предвидеть и развивать новые навыки и компетенции с течением времени.
  • Принять «правило пяти часов». Самые легко адаптирующиеся и успешные люди посвящают пять часов в неделю чтению и обучению.

Как видите, советы различных экспертов во многом «пересекаются», что вполне естественно. Более того, появились и более узкие исследования, показывающие, как коэффициент адаптивного интеллекта влияет на разные аспекты нашей жизни.

Есть убедительные доказательства, что высокий уровень адаптивного интеллекта может стать надежной профилактикой профессионального и эмоционального выгорания [А. Заднепровская, 2021]. К слову, руководитель международной консалтинговой группы Алла Заднепровская разработала целую стратегию из «чертовой дюжины» шагов адаптивного движения.

Это, по сути, серия вопросов, которые может задать себе каждый из нас, от руководителя до студента и домохозяйки. Вот некоторые из этих вопросов:

  • Чего я хочу достичь из того, на что в принципе способен(-на) повлиять?
  • Каким образом можно будет понять, что я этого достиг (-ла)?
  • Как может измениться моя жизнь, если я достигну того, что хочу?
  • Что именно я намерен(-а) сделать для своих целей и когда?
  • Что может пойти не по плану и каким образом можно себя подстраховать?

Полный список вопросов содержится в статье «Как развивать адаптивный интеллект: советы и упражнения» [А. Заднепровская, 2021]. Упражнения, кстати, тоже заслуживают нашего внимания. Вот некоторые из них:

  • Упражнение ССОВ или «Ставить под сомнения очевидные вещи». Следует попробовать усомниться в чем-то абсолютно очевидном, начиная от того, что вода мокрая, и заканчивая тем, что «лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным». Найденные аргументы для наглядности записывать.
  • Упражнение «Связать несвязуемое». При наличии проблемы просто посмотреть вокруг, «зацепиться» взглядом за какой-нибудь предмет и подумать, как он мог бы помочь в решении проблемы. Такое упражнение тренирует не только адаптивность, но и креативность.
  • Упражнение «Нейробика». Нужно несколько раз в неделю делать нечто непривычное: ходить с закрытыми глазами, писать левой рукой, пить чай без сахара, если обычно пьете с сахаром.

В любом случае, такие упражнения раздвигают границы возможного лично для человека, который их выполняет. И, конечно, это положительно влияет на развитие адаптивных способностей и адаптивного интеллекта.

Столь же положительно на ваш адаптивный интеллект повлияют наши программы «Лучшие техники самообразования» и «Когнитивистика», если вы найдете время их пройти.

Мы желаем вам быстро адаптироваться к любым изменениям и просим ответить на вопрос по теме статьи:

Ключевые слова: