Блог о саморазвитии

Трехактная структура: классический способ увлекательно рассказать о чем угодно

Трехактная структура: классический способ увлекательно рассказать о чем угодно

Составить интересный текст для презентации, блога, журнала можно разными способами, в том числе без какой-то системы, но не факт, что ожидаемый эффект вовлеченности читателя будет достигнут. Трехактная структура – это универсальный и распространенный прием раскрытия сюжета, он прослеживается в большинстве классических драматургических произведений. Это костяк любой истории, определенная схема, которая помогает простроить сюжет и сделать его увлекательным от самого начала до конца.

Интересно, что трехактная структура используется авторами не умышленно, а интуитивно. Она логичная и очевидна. Зачем тогда в ней разбираться, если все так просто? – может возникнуть такой вопрос. О системе полезно знать, чтобы предотвратить ошибки в составлении текста, причем любого: коммерческого, обывательского, для блога и социальных сетей.

Узнать об эффективном изложении мысли вы сможете на программе «Сторителлинг». В нее входит, в том числе, работа с составлением текстов, которые работают, интересны и приносят пользу. Ораторам и людям, работающим с презентациями, будет полезна программа «Современная риторика» – в ней тоже есть базовые принципы работы с интересными статьями и сценариями.

Мы же продолжаем разговор о трехактной структуре текста с примерами.

Что такое трехактная структура?

Любое произведение строится на развитии какого-то конфликта, и речь идет не напрямую о ссоре или драке. Автор раскрывает какое-то событие или явление, окружая его действием героев, обстоятельствами и описанием динамики событий с лаконичным завершением в конце.

Впервые об оформленной трехактной структуре текста написал отечественный режиссер Александр Наумович Митта в своей книге «Кино между адом и раем» [А. Митта, 1999]. Это подробное пособие для начинающих кинорежиссеров и актеров, которое нашло отклик среди авторов драматургии. Есть мнение, что первым о подобной структуре заговорил Аристотель, но он обозначил лишь тот факт, что у любой истории должны быть начало, середина и конец.

Под трехактной структурой текста понимается костяк, состоящий из трех основных блоков, как следует из ее названия:

  1. Завязка (тезис), в которой заключается начало истории и закладываются исходные данные будущего сюжета. Знакомство с героями, постановка конфликта и обозначение локации.
  2. Развитие конфликта и антитезис, раскручивание сюжета. На этом этапе происходит основная часть действий, вне зависимости от продолжительности истории и количества страниц в книге/минут в фильме.
  3. Развязка истории и финал. Последовательное и логическое завершение сюжета. На этом этапе конфликты либо разрешаются, либо обрываются.

Драматурги используют разные инструменты развития сюжета, но костяк обычно один и состоит он из трех актов. Так строится любой театральный сценарий, схема подходит для публицистики и сторителлинга.

Где используется трехактная структура?

Использование трехактной структуры прослеживается в классической литературе, в сценарной работе и в кинематографе. Она позволяет наиболее полно и четко определить, о чем хочет рассказать автор.

Структура киносценария классическая трехактная наиболее часто встречается в кинематографе всех жанров – комедии, драмы, документальных фильмах.

Система раскрытия сюжета в трех актах универсальна. Используя ее, можно написать сценарий спектакля или любую историю, которая должна захватить внимание читателя.

Если оглянуться, на трехактной структуре строится любое изложение: речь директора школы на выпускной линейке (вступление, основа, поздравление как итог), новогоднее обращение президента 31 декабря, сюжеты сказок Пушкина, любое произведение драматургии, даже статьи на 4brain, художественные фильмы и сериалы. Обратите внимание на блоги – в хороших читаемых пабликах большинство историй тоже изложены преимущественно в системе трех актов. Она прослеживается везде, где есть упор на развитии сюжета.

Зачем знать о трехактной структуре?

Трехактная структура повествования позволяет правильно выстроить историю любого жанра, что будет полезно знать новичку. Она помогает сделать повествование органичным, особенно тем, кто с изложением мысли не очень-то дружит.

Но у некоторых экспертов иное мнение. Так, сценарный консультант и преподаватель Джон Труби считает, что такая структура не полезна, а вредна для автора [Raindance, 2013]. По его мнению, привязка к жесткой рамке модели ограничивает разнообразие сюжетности, авторы повторяют друг друга, а истории становятся предсказуемыми. У большинства таких сюжетов счастливый конец, т. е. предсказуемый. Соответственно читателю или зрителю становится неинтересно знакомиться с историей.

Кроме того, с подобной структурой получаются и удачные, и неудачные книги, сценарии, лонгриды. Джон Труби назвал трехактную структуру текста «спасательным кругом драматургии», которая будет действительно полезной новичкам. Для опытных авторов, по его мнению, это проблема.

В драматургии есть и другие способы раскрытия сюжета: перестановка блоков начала, конца и середины, метод от обратного и т.д. Это инструменты авторов, которые мастерски владеют искусством повествования. Три акта текста – это, условно, азбука, но универсальная. Придерживаясь ее простого алгоритма, можно создать уникальную и увлекательную статью, используя разные лексические инструменты (метафоры, эпитеты и т.д.), а также приемы ( экспозиция, прогрессии и некоторые другие), о которых речь пойдет дальше.

В чем плюсы и минусы трехактной структуры

Плюсы текста, составленного по системе трех актов, очевидны:

  • универсальность – можно составить любой текст и сценарий;
  • простота – методом может пользоваться опытный и начинающий автор;
  • логичность – структура интуитивно понятна и проста в освоении.

Минусы обозначим, опираясь на мнение Джона Труби [Raindance, 2013]. Он определяет трехактную структуру как жесткие рамки, которые ограничивают авторов и не гарантируют отличного результата на выходе. А теперь по пунктам.

  • Концепция «акта» присуща театральному сценарию, где есть поднимание и опускание занавеса, т.е. начало и конец акта технически оформлены. Для более подвижного искусства это не подходит. Можно обыграть этот момент в фильме, но в сторителлинге будет проблематично.
  • Деление на три акта слишком простое для интересного фильма. Каждый блок придется расширять, а это, возможно, приведет к разделению входа, середины и выхода на еще более мелкие части. Кроме того, запутаться в такой структуре новичку не составит труда. Отсюда множество провальных сценариев, которые никогда не увидят реализацию – система очень простая для сложной истории.
  • Большинство терминов сложно применить в рамках большой истории. Например, за героем гонится какой-то персонаж. Что это за момент? Кульминация, развязка или самостоятельная сцена? В чистой системе трех актов сложнее вписывать ветки сюжета, если инструментам повествования не хватает точности.
  • Персонажи остаются за бортом основной истории, ведь для них в системе нет отдельного места. Обычно при слабой проработке истории второстепенные герои получаются блеклыми и неинтересными.
  • Главный недостаток системы – зачастую слабый сюжет, особенно для сценаристов, которым важно создать зрелищный и захватывающий продукт в условиях конкуренции среди фильмов с концентрированными переплетениями историй.

Если обобщить недостатки, окажется, что возможная проблема трехактной структуры – это слабая отдача автора. Если он мастерски владеет словом и понимает, как надо выстроить сюжет, его работа имеет все шансы на успех.

Описание актов

Теперь подробнее рассмотрим основные акты структуры: завязку – развитие – развязку. Одновременно приведем примеры их использования в произведениях, опираясь на методику французского писателя и режиссера Ива Лавандье «Драматургия. Искусство рассказывания историй: кино, театр, опера, радио, телевидение, комиксы» [И. Лавандье, 2019].

Акт первый: завязка

В первом акте главная задача автора – ввести читателя в курс дела. В этой части должна быть такая приманка, чтобы читатель провалился в историю. Если первые строки не заинтересуют его, произведение с большой вероятностью будет отложено в сторону.

Правило ввести читателя в курс дела актуально для всех всего: драматургии, прозы, комедии и пр. В первом акте автору необходимо:

  • включить в историю главного героя;
  • ввести антагониста главного героя;
  • показать читателю, где будет происходить действие;
  • заложить начало развития будущей истории в аспекте конфликта;
  • обозначить суть и причины конфликта.

Не лишним будет и обозначить сюжетный поворот, который будет непредсказуемым и, возможно, не совсем логичным на первый взгляд. Еще один интересный ход для автора в начале повествования – увести читателя от логического понимания, что будет в конце.

Первый акт отличается медленной скоростью развития сюжета, ускоряться ему следует к концу второго акта, ближе к развязке. Однако в конце первой части будет не лишним эффект неожиданности – он и отвлекает читателя от логической развязки, и затягивает в чтение. Идеально к концу первого акта устроить мини-хэппи-энд. Так у читателя складывается ложное ощущение, что с героем все будет хорошо.

Акт второй: развитие сюжета

Негласное правило драматургии: «хочешь удержать внимание – делай хуже». Оно работает в литературе, в кинематографе и в театре. Любит народ «хлеба и зрелищ», и в данном случае «хуже» относится как раз к этой людской потребности.

Чем сложнее развивается сюжет, чем больше герои испытывают эмоций страданий и боли, тем больше шансов, что читатель будет втянут в знакомство с историей и не бросит чтение.

Сам второй акт характеризуется непосредственным развитием конфликта. Его структура может быть любой, все зависит от фантазии автора, но главная задача – разогнать конфликт от легкого раскачивания к концу первого акта до пика и быстрого завершения в третьем.

Во втором акте заключаются все сюжетные линии развития истории.

Акт третий: развязка

Развязка истории – это буквально катастрофа, столько к ней должно собраться напряжения для читателя. Разрешение ситуации в этой точке:

  • обрывается;
  • разрешается полностью;
  • разрешается на время.

Останется ли у читателя чувство недосказанности, оставит ли ему автор возможность самостоятельно завершить историю в своих фантазиях? В любом случае, в третьем акте сохраняется высокое напряжение развития истории, которое останется послевкусием и оформит впечатление о книге или произведении, а если мы говорим о сторителлинге или продающем тексте, то финал часто определяет, купит потенциальный клиент услугу или нет.

Три акта составления текста в теории выглядят так. А далее расскажем о них на примерах сериала и художественного произведения.

Трехактная структура на примерах

Прослеживание системы трех актов в кинематографе отследим на примере разбора фильма «Бойцовский клуб» по трехактной структуре, написанного по роману американского писателя Чака Паланика. Лента увидела свет в 1999 году, но на рубеже тысячелетий фильм не в полной мере был понят. Главный герой истории – состоятельный молодой человек, который страдает от бессонницы, вызванной неприятием культуры общественного потребления, приводящего к общественному хаосу, а люди в результате становятся рабами своих желаний. Концепция не была принята на «ура», когда в обществе такие тенденции только набирали вес; фильм и книга стали культовыми немного позже, в 2009 году [New York Times, 2009].

Теперь рассмотрим трехактную структуру сценария на примере фильма.

Акт 1: завязка

В самом начале истории автор знакомит читателя с безымянным главным героем, который рассказывает историю о себе. У него есть все для безбедного существования, он трудится менеджером в серьезной компании, общается с людьми соответствующего уровня, у него успешная карьера.

Несмотря на все это, у него есть психологическое расстройство, из-за которого каждую ночь его мучается бессонница, а иногда он не может отличить ощущаемую боль от фантазии. Герой отправляется к психотерапевту, который предлагает для решения проблемы посетить тренажёрный зал либо анонимное собрание мужчин с подобными проблемами. Этакий «кружок по интересам».

Герой сначала посещает анонимную встречу. При виде неизлечимо больных мужчин, страдающих от рака яичек, он на какое-то время приходит в чувства, но его быстро накрывает вновь.

Действие разворачивается на рубеже 90-х и 2000-х годов. Однажды герой знакомится с Тайлером, продавцом мыла. По характеру он – противоположность главному действующему лицу. После этого знакомства менеджер возвращается домой и обнаруживает дома погром – произошел взрыв, причину которого установить не удалось.

Что сделал автор? Он познакомил аудиторию с главными героями, показал локацию действия и задал действие, от которого отталкивается история – взрыв в доме главного героя и обозначение его позиции практически бесчувственного человека.

В фильме в этом моменте довольно точно поставлена точка.

Акт 2: сюжет

На протяжении всего фильма и книги герои взаимодействуют и противоборствуют, и вокруг этого раскручивается сюжет. Уже во втором акте рассказчик и Тайлер организуют подпольный мужской клуб, где проходит основной массив действий.

В фильме участвует большое количество героев. Сюжет сильно закручен, хоть и развивается почти предсказуемо. Для 1999 года для неискушенного зрителя он неплох. В истории в линию действий вплетены мысли, направленные на потребительство – автор и Паланик умело показывают, к чему приводит тяга к приобретению новых вещей и разных благ.

Уже в конце двадцатого века показывается сортировка потребителей под рекламу по ряду признаков, борьба маркетологов за внимание публики в желании продать как можно больше чего угодно. В этой реальности люди перестают осознавать себя и будто находятся в тумане. Демонстрируется мода на брендовые вещи: кеды, часы, парфюм. Авторы говорят о таргетинговой рекламе поисковых систем, которая разжигает огоньки желания приобретать и потреблять.

Акт 3: развязка

Понять, что наступает конец фильма, зритель может по концентрации сюжета к завершению основной части ленты. В фильме и книге «Бойцовский клуб» развязка начинается в моменте, когда Тайлер исчезает из жизни рассказчика после автомобильной аварии. Еще один участник клуба Боб погибает при выполнении очередного задания, и этим рассказчик пытается положить конец собственной разрушительной деятельности.

Следуя по стопам Тайлера, он обнаруживает, что клубы, как у него, появились во всех крупных городах. Более того, их члены его принимают за Тайлера. Как окажется в итоге, Тайлер и есть рассказик, главный герой, т.е. его альтер-эго, вторая сторона личности, которую герой не афиширует, проекция, сгусток вытесненных желаний. Оказывается, главный герой сам разгромил собственный «гламурный» дом. А пока рассказчик был в беспамятстве, его альтер-эго задумало разрушить несколько крупных финансовых корпораций.

Финал истории концентрирован, в нем происходят самые интересные действия: полицейские, которые входят в банду «Разгром», попытка самостоятельно обезвредить взрывчатку и завершение жизни Тайлера.

Трехактная структура сценария в данном случае наглядно показала, что ее может быть достаточно при умелом использовании для создания качественного кино, которое стало культовым [New York Times, 2009]. Однако не стоит забывать, что фильм снят в конце 90-х годов, когда такого потока фильмов, как сейчас, еще не было.

Трехактная классическая структура сценария сегодня используется крайне редко, сценаристам приходится использовать гораздо более глубокие структуры сюжета, чтобы удержать внимание зрителей. Старую-добрую классику можно встретить разве что в скетчах, сериалах рамках одной серии, в незамысловатых кинолентах.

Приемы трехактной структуры для копирайтера и блогера

Три акта в рассказе – универсальная формула для тех, кто пишет. Сценарии, блоги, рекламные ролики, статьи – в любой трехактной структуре кино, где есть протагонист, который рассказывает историю от своего имени или о герое в третьем лице.

Александр Назайкин, профессор-философ МГУ, в лекции «Три акта в истории для текста копирайтера» привел емкую инструкцию для тех, кто пишет [А. Назайкин, 2022]. Автор считает, что структура помогает обеспечить масштабность и сложность истории, избежать повторений. В совокупности эти факторы соответствуют творческим возможностям авторов, которые работают в разных жанрах.

Александр Назайкин углубляет понимание актов разделением их на отдельные части, где каждое действие развивается, в свою очередь, в трех маленьких актах. Это способствует максимальному возрастанию конфликта и предупреждает от циркуляции, что, кстати, может помочь избежать тех ошибок, о которых говорил Джон Труби. История при таком построении получает развитие по нарастающей.

Теперь рассмотрим построение актов с точки зрения А. Назайкина.

Завязка

Акт – завязка, на которую приходится до 25% всего объема истории. Чтобы разнообразить и сделать его интересным, можно воспользоваться одним из нескольких приемов:

  • Экспозиция дает представление о происходящем, готовит почву для конфликта. Никаких глубоких диалогов, только «предлагаемые обстоятельства» и рассмотрение героя со всех основных сторон. Задача экспозиции – познакомить зрителя или читателя с будущей историей, но не зацикливать на этом внимание. Действует принцип «Показывайте, а не рассказывайте». В случае, если конфликт отсутствует, согласно теории Назайкина, аудитория тем сильнее погружается в историю, чем медленнее она раскручивается, чем сложнее добыть информацию. Так, предысторию лучше распределить по всему первому акту. Часть фактов нужно использовать для вовлечения, другую часть – для накапливания концентрации сюжета и неожиданного его поворота.
  • Ретроспективная история в первом акте – это прием, который вводит аудиторию в курс происходящего быстро, одновременно создает сильное драматическое напряжение. Такая история дает понимание, что и когда произошло перед основным событием, почему главный герой испытывает свое состояние. Ретроспективная сцена пригождается в экспозиции истории для быстрого вовлечения аудитории в моменте перехода к основным действиям.
  • Сон героя – это прием, который можно использовать для описания предыстории сюжета. Сон может стать полной вводной или ее частью.
  • Закадровый комментарий – прием для сценариев, позволяющий привнести в первый акт больше данных и юмора, многоплановость.
  • Вспышка интереса – завершающий этап первого акта, момент, в котором скопилось достаточно напряжения для развития сюжета и перехода к основным событиям. Точка фабулы – событие, которое толкает историю к активному развитию. Под вспышкой интереса предполагается действие, которое реализуется в виде побуждения главного героя выйти из привычной зоны в драматическую ситуацию. Как утверждает автор, событие может стать кризисным для героя и одновременно самым удачным.

Перечисленные инструменты значительно расширяют возможности для автора, которому нужно начать историю и сделать ее нетривиальной.

Прогрессия усложнений истории

Самая объемная часть текста, занимает до 50% всей истории. Она соединяет контекст и объединяет его в одно целое, создает основу для развязки.

Для удержания интереса аудитории важно использовать детали, запоминающиеся аудитории и создающие живую картинку. Для этого есть несколько инструментов:

  • Углубление драматизма ситуации, в которой находится главный герой, делая ее более трудной, повышая ставки в борьбе, которую он ведет. К примеру, сначала что-то угрожало его карьере, а с развитием сюжета возникли угрозы жизни, человечеству. Например, если герой путешествует, в этой части он может испытывать переживания или проходить приключение.
  • Расширение конфликта за счет присоединения воздействий антагонистов. Увеличение стрессовых ситуаций для усложнения пути протагониста в трехактной структуре в кино, преодоления внутреннего сопротивления – это одно из основных правил успеха ленты.
  • Ирония. Она дает контрастность действий и результата. При этом чрезмерная ирония может разрушить основную линию истории, поэтому ее следует дозировать. Идеально подавать факты так, чтобы аудитория сама сделала вывод «Вот это ирония!»

Прогрессия способна сохранить внимание аудитории после вспышки интереса. Если она отсутствует, есть риск, что статью или книгу не дочитают, а в середине просмотра киноленты начнут скучать. Чтобы длинный второй акт не был утомительным, его следует делить на несколько отдельных актов.

Развязка

На развязку в трехактной структуре фильма приходится 25% всего объема истории. Третий акт при этом может быть самым коротким из всех трех частей. В нем история резко усложняется вплоть до катастрофичного положения главного героя. В точке самого высокого напряжения происходит кульминация, в которой все разрешается – находится решение проблемы или происходит гибель героя. В истории наступает баланс, ситуация необратимо изменяется к лучшему или к худшему. По крайней мере, становится понятно, куда она двигается.

Начало третьего акта развязки должно прослеживаться с кульминационной точки второго акта, а заканчивается он решением основного вопроса истории. Не завершением, а именно разрешением, т.е. логичным действием относительно главной проблемы, например, добро победило зло, даже если главный герой оказывается побежденным.

И перед тем, как подвести итог, предлагаем закрепить материал статьи с помощью небольшого теста:

А теперь подытожим.

Резюме

Трехактная структура сюжета поможет составить любой сценарный, художественный и информационный текст для любой аудитории. Используйте приемы, приведенные в статье, инструменты, предлагаемые А. Назайкиным, и тренируйтесь в составлении интересных материалов для презентации продуктов, себя и т.д.

Еще один способ освоить основы изложения мысли – наша программа «Сторителлинг», на которой вы научитесь оригинально и аргументированно излагать свои мысли, чтобы люди читали и делали то, чего вы от них хотите. А применять традиционные и современные приемы ораторского искусства вы научитесь на программе «Современная риторика». Эти навыки пригодятся для выступлений, презентаций, видеоблогинга и прочих ситуаций, где взаимодействовать с аудиторией нужно напрямую, выступая онлайн или офлайн.

Ключевые слова:,