Урок 8. Современное искусство
Итак, мы добрались до последнего и, возможно, наиболее сложного урока курса. Сложного потому, что невозможно полностью беспристрастно воспринимать события, современниками которых мы являемся. Так или иначе, мы в чем-то соглашаемся или не соглашаемся с описанием, трактовками, восприятием событий, которые происходят сейчас или происходили в недавнем прошлом, в том числе в искусстве.
Более того, изучив предыдущие уроки, многие из вас готовы сами выступить экспертами и даже поспорить, к какому стилю можно отнести то или иное произведение искусства. Поэтому сразу скажем, что 21 век унаследовал тенденции смешения и совмещения стилей, которые подарил миру постмодернизм, и большинство направлений постмодернизма мирно сосуществует с новыми веяниями наступившего третьего тысячелетия.
Мы расскажем вкратце как о новых трендах, так и о развитии трендов прошлых десятилетий в современном мире. И, как и в прошлых уроках, воздержимся от оценок «хорошо» и «плохо», потому что любое искусство имеет право на жизнь и, как показывает реальность, практически любое искусство находит своих поклонников.
Изучив урок, вы разберетесь в структуре многообразия современного искусства, его жанрах, стилях и направлениях. И, возможно, задумаетесь о том, чтобы внести в него свой собственный вклад.
Содержание:
- Современная архитектура
- Современная скульптура
- Современная живопись
- Современная литература
- Современные музыка и зрелищные искусства
- Проверочный тест
Итак, в нашем фокусе внимания – искусство конца 20-первых десятилетий 21 века, его наиболее яркие представители и образцы их творений. И мы приступаем к изучению!
Современная архитектура
Мы начали урок с того, что 21 век унаследовал традицию смешения и совмещения стилей, которую подарил миру постмодернизм, и большинство течений постмодернизма мирно сосуществует с новейшими веяниями наступившего третьего тысячелетия. В архитектуре это заметно особенно четко. Архитекторы 21 столетия продолжают искать неординарные решения, по-прежнему популярен хай-тек, а бетон, стекло и металл все также являются основными строительными материалами.
Живы и тенденции минимализма, особенно в жилищном строительстве. Большинство застройщиков стремится сократить издержки на строительство, поэтому экономит на украшении домов. В зданиях общественного назначения внешние украшения в виде замысловатых сочетаний цветов и материалов используются чаще. В целом, в архитектуре 21 столетия можно выделить:
- Рост популярности высотной застройки.
- Конструктивность и лаконичность зданий.
- Геометрическая простота строений.
- Максимальная энергоэффективность.
Так, современные проектировщики стремятся создать эффект просторности помещения, обеспечить максимальное поступление воздуха и света. Такой подход к энергоэффективности является следствием общего тренда экономии. Чем больше естественного света будет в здании, тем меньше расходы на электроэнергию. Особенно это касается зданий общественного назначения: бизнес-центры, торговые центры, фитнес-центры и т.д.
В 21 веке ощутимо меньше влияние такого стиля, как деконструктивизм, и архитекторы больше не ставят целью шокировать внешним обликом здания. Однако это не значит, что деконструктивизм полностью остался в прошлом. Так, в 2004 году Притцкеровскую премию за достижения в архитектуре получила Заха Хадид (1950-2016), которая считается типичным представителем деконструктивизма в архитектуре.
Более того, большинство ее проектов было воплощено в жизнь именно в 21 столетии. Например, Центр Гейдара Алиева в Баку был построен в 2012 году, а в 2014-м признан лучшим зданием в мире и получил премию Design of the Year:
К слову, здесь мы не увидим свойственных деконструктивизму заостренных агрессивных форм. Да и прочие работы Хадид имеют в целом отнюдь не резкие очертания. Посмотрите, например, на Центр водных видов спорта в Лондоне:
Отметим, что свойственные деконструктивизму острые углы там все-таки есть, но они заметны лишь с некоторых ракурсов:
В целом, плавность линий стала заметным архитектурным трендом 21 столетия. Появился новый стиль био-тек, который иногда противопоставляют хай-теку. Био-теку свойственно подражание плавным природным линиям, силуэтам животных и растений. И, в целом, экологические темы являются превалирующими. Как типичный образец такой «экоархитектуры» можно привести напоминающий огромную медузу отель Jellyfish Hotel в Тяньцзине (Китай), который спроектировал Майкл Соркин (1948-2020):
Больше вы сможете узнать из книги «Архитектура: Всемирная история архитектуры и стилей» [И. Блохина, 2014]. В любом случае, определяющим трендом архитектуры 21 века становится практичность, причем независимо от того, в каком стиле построено здание или какие следы заимствования стилей прослеживаются в оформлении. В каком-то смысле более практичной стала и скульптура 21 столетия.
Современная скульптура
Скульптура 21 столетия унаследовала тренды второй половины века 20-го. Особенно это касается тенденции к удешевлению и облегчению материалов, из которых изготавливается скульптура. Так, сегодня почти не осталось места скульптурным композициям из бронзы и мрамора ввиду дороговизны и тяжести материалов, сложности обработки и сложностей с транспортировкой для участия в выставках. Хотя, разумеется, это не означает, что традиционная скульптура уже полностью отошла в прошлое.
Как и во второй половине 20 столетия, часто используются более легкие материалы: пластик, стекло, дерево, гипс, проволока, тонкие листы металла и даже бумага. Еще в большей степени, чем в 20 веке, становятся популярны инсталляции – пространственные композиции из различных материалов и предметов. Такие конструкции легко монтируются, демонтируются и перевозятся с места для места, и такая мобильность заметно расширяет возможности презентации своих работ для скульпторов.
И еще один тренд наступившего тысячелетия: скульптуры все сложнее и сложнее четко отнести к какому-то одному определенному стилю. В них очень много иносказательности и огромный простор для фантазии зрителей, когда каждый может увидеть нечто свое. Иногда даже такое, чего не догадался бы показать художник. В общем, тут лучше один раз увидеть, поэтому представим вашему вниманию наиболее знаковые скульптуры начала 21 столетия.
Норвежский скульптор Фредрик Раддум одинаково успешно работает и в прогрессивном жанре инсталляции, и в традиционной бронзовой скульптуре, зачастую воплощая неординарные сюжеты. Например, птица, которая поднимает в небо человека:
В целом, Фредерика Раддума чаще всего причисляют к сюрреалистам, и в этом точно есть доля справедливости. Интересны творения Александра Лидаговского, который делает как новаторские бумажные скульптуры, так и традиционные. Вот, например, скульптура «Лестница»:
Интересно, что ни с одного ракурса невозможно увидеть всех действующих героев композиции. Так, чтобы хорошо рассмотреть кота, вам придется обойти скульптуру сзади:
Стоит увидеть и бумажные скульптуры Лидаговского. Например, «Бегунью на старте»:
Вообще, тема здорового образа жизни и спорта обрела в 21 веке особое значение, что отобразилось в скульптуре. Так, в ОАЭ есть скульптура гимнаста, выполняющего упражнение на кольцах, а в США – скульптура представительницы художественной гимнастики, танцующей с лентой. Близка к спортивной тематика скульптуры «Пятикнижие» Фабьена Мереля, где атлет успешно взаимодействует со слоном в деле создания спортивной «пирамиды»:
Нужно заметить, что люди с их устремлениями, эмоциями и переживаниями занимают значительное место в творчестве скульпторов 21 столетия. Тема человека и его переживаний проникла во все виды скульптуры. Очень показательна композиция Кэти Гриннан «Мираж»:
Что хотела сказать автор, каждый может решить для себя сам. Нашлось место в современной скульптуре и индустриальному стилю, предполагающему использование проволоки и прочих металлических элементов, как, например, в работе Тихару Сиота «Неопределенное путешествие», что больше напоминает инсталляцию, нежели классическую скульптуру:
В целом, скульпторы современности убедительно доказали, что обычное промышленное железо в умелых руках может трансформироваться в удивительные по красоте и легкости композиции. В качестве примера приведем работу из металлической сетки Эдоардо Тресольди «Человек»:
Конечно, имен и достойных внимания работ в скульптуре начала 21 века намного больше. Мы выбрали лишь те, что наиболее ясно иллюстрируют обозначенные нами тренды: смешение стилей, использование легких конструкций, необычность идей и сюжетов. Больше вы можете узнать из статьи «Трансформация скульптуры как вида искусства во второй половине XX – начале XXI века» [К. Подольская, 2017]. А мы посмотрим, чем обогатила искусство современная живопись.
Современная живопись
В живописи, как и в скульптуре и архитектуре, тренды 20 века соседствуют с новыми веяниями 21 века. Из прошлого века в нынешний перекочевали традиции концептуализма, поп-арта, экспрессионизма, сюрреализма, абстрактного импрессионизма, которые существуют в работах художников в причудливых смешениях. И, как и в скульптуре, все труднее отнести то или иное творение однозначно к какому-либо одному стилю. Поэтому представим те работы художников начавшегося третьего тысячелетия, на примере которых проще увидеть господствующие тренды в искусстве.
Пожалуй, самое замысловатое смешение стилей можно увидеть в картинах Анатолия Пурлика. Тут ощущается влияние фовизма и экспрессионизма, группы «Наби» и постимпрессионизма. И не всегда понятно, чего больше в произведении. Оцените картину Пурлика «Морячки в Гоа»:
Еще больше «намешано» разве что в картинах Юлиана Зюлковского. Мы видим симбиоз сюрреализма и абстракционизма, кубизма и поп-арта, конструктивизма и элементов восточной живописи. Например, как в его работе «Бестиарий»:
Художница Мария Семенская хранит верность традициям сюрреализма, хотя и трактует их немного по-своему. Впрочем, зрители могут поступить точно также, увидев в картинах что-то свое. Например, как в картине с многообещающим названием «Все, что только можно вообразить»:
Влияние экспрессионизма наиболее четко прослеживается в работах Натальи Турновой. К слову, обыгрывание идеи картины в разных красках и ракурсах – это тенденция 21 столетия. По факту, перед зрителями предстает одна картина с некоторыми изменениями, однако эти изменения придают каждой из картин статус оригинала:
Интересно и творчество Семена Агроскина. Он специализируется на простых бытовых сюжетах, передавая красоту каждого мгновенья жизни минимальным количеством красок, но множеством оттенков. Для примера его работа «Соседняя комната», которую видно через приоткрытую дверь:
К слову, Агроскин точно также, как и некоторые его современники, тиражирует свои идеи, изображая один сюжет в нескольких вариациях:
Типичный представитель абстрактного искусства 21 века – это Диана Воуба. Достаточно посмотреть, как представляет себе Диана Воуба «Крик ястреба», чтобы навсегда изменить свои представления о том, что такое конкретика, и что такое абстракция:
Из новых веяний живописи 21 столетия стоит выделить так называемую «эстетику нуар» (от французского noir – черный), т.е. картины с преобладанием черного цвета. Например, как работа Лукаша Стоклоса «Интервью с вампиром»:
Есть в современной живописи место и реализму. Так, Уоррен Чанг предпочитает максимально реалистичные изображения людей:
Еще больший фанат реализма – итальянец Аурелио Бруни. Его работы можно отнести к жанру гиперреализма, когда художественными средствами достигается почти фотографическое сходство:
Из не получивших особого распространения, однако по-своему интересных направлений в живописи 21 века можно выделить eggcubism или рисование на упаковках из-под яиц (от английского egg – яйцо). Изобретатель стиля и, пожалуй, пока единственный добившийся успеха на этом поприще художник – голландец Энно де Кроон. Фишка в том, что восприятие картины существенно меняется в зависимости от угла зрения:
Это основные стили и направления живописи, нашедшие отражение в картинах художников 21 столетия. Больше вы узнаете из статьи «Значение живописи в искусстве XXI века» [Н. Махова, 2015].
Современная литература
Основная часть дискуссий, ведущихся вокруг литературы конца 20 - начала 21 столетия сводится к обсуждению, насколько сильны традиции постмодернизма в современной прозе, и можно ли считать, что постмодернизм сдает свои позиции. На самом деле, более верно говорить не о сдаче позиций, а о трансформации постмодернизма в литературе, как это произошло во многих других видах искусства. В специальной литературе можно даже встретить термин «постпостмодернизм» (приставка «пост» написана 2 раза). Например, как в учебно-методическом пособии «Современная зарубежная литература» [Л. Макарова, 2018].
Что касается зарубежной литературы, ее развитие вполне укладывается в формулу «постмодернизм плюс глобализм», когда возрастающее значение английского языка входит в некоторое противоречие со стремлением сохранить национальные литературные традиции. Так или иначе, англоязычная литература сегодня, пожалуй, испытывает наибольший подъем относительно изданий на других языках.
В качестве примера трансформации постмодернизма можно привести романы Иэна Макьюэна, вышедшие в 21 веке: «Искупление», «Мечтатель», «Сластена», «Закон о детях», «В скорлупе» и прочие. Еще один пример трансформации литературного постмодернизма – это романы Майкла Фрейна «Одержимый», «Шпионы», его пьесы «Демократия» и «Загробная жизнь», вышедшие в конце 90-х и «нулевые» годы 21 века.
В произведениях этих авторов наблюдается исследование способов взаимодействия человека и истории. Такой всплеск интереса к истории можно отчасти считать трендом наступившего тысячелетия. Правда, некоторые авторы и в новейшее время строго следуют традициям постмодернизма и полагают сомнительной возможность установить некую единственную истину в отношении событий, произошедших в далеком прошлом. Примером такого подхода может служить книга Джулиана Барнза «История мира в десяти с половиной главах».
Отметим, что феминистками в чистом виде ни Токарева, ни Петрушевская не являются, в отличие, например, от Марии Арбатовой, которая именно так себя и позиционирует и в жизни, и в писательском творчестве.
Об отечественной литературе конца 20 – начала 21 столетия следует сказать отдельно. Дело в том, что развал СССР и последовавшие за этим события непосредственно сказались и на издательской индустрии, и на читательских предпочтениях. С одной стороны, ушли запреты, и бывший «самиздат» (так называли нелегально издававшиеся книги запрещенных авторов) хлынул на страницы литературно-художественных журналов.
С другой стороны, к началу «нулевых» демократия в литературе уже граничила со вседозволенностью, что вызывало часто справедливые нарекания относительно не слишком высокого художественного уровня произведений новых авторов.
Время, рынок и читательские предпочтения расставили все по своим местам. Сегодня можно с уверенностью сказать, что на стыке тысячелетий мы получили таких незаурядных авторов, как Виктор Пелевин, Татьяна Толстая, Дарья Донцова. Мы с самого начала договорились воздержаться от оценок «хорошо» и «плохо», поэтому просто скажем, что у каждого свой вкус, и, судя по востребованности, эти авторы нашли свою аудиторию.
Итак, вы уже поняли, что современная литература – это неисчерпаемый источник идей и дискуссий. Возможно, в этом контексте вам будут интересны «Три лекции о современной литературе», подготовленные литературными критиками и докторами филологических наук [Н. Лебедева, 2018]. А мы переходим к теме музыки и зрелищных искусств в современном мире.
Музыка и зрелищные искусства
В 21 веке продолжают развиваться все жанры музыки, кино, театра, которые сформировались на протяжении 20 века. Только теперь на их развитие напрямую влияют возможности цифровых технологий, которыми обогатил наш мир 21-й век.
Так, снятое на пленке кино уходит в прошлое, равно как и музыку мало кто пишет на пленку. Мир видео- и аудиоспецэффектов стал практически безграничен, что позволяет сделать шедевр практически из любого отснятого в павильоне материала.
По части спецэффектов Голливуд, как всегда, впереди планеты всей. Отечественный кинематограф в большей степени привержен традициям игрового кино и по-прежнему радует нас душевными сюжетами и искрометным юмором: «Елки лохматые», «8 новых свиданий», «Стартап» и многие другие фильмы.
Помимо цифровизации, наблюдается четкий тренд к ускорению сюжета. Практически любая тема, затянутая в экранном времени на 2 часа, становится неинтересной независимо от сюжета. Причем эта тенденция коснулась и отечественного, и зарубежного кинематографа.
Так, весьма многообещающе-скандальный сюжет фильма «Дубровский», по мнению части экспертов, превратился в нечто тягостное именно из-за затяжного развития сюжета. 2 часа 5 минут экранного времени многих попросту утомили, хотя завязка сюжета была интригующей.
Нечто похожее произошло и со скандальной кинолентой «50 оттенков серого», причем впечатление не спасло даже обилие эротики и БДСМ. По существу, анонсы и снятые по мотивам фильма музыкальные видеоклипы оказались интереснее, чем сам фильм продолжительностью 2 часа 9 минут.
Стремление к большей динамичности действия наблюдается и в театральном искусстве. Осталось совсем мало спектаклей на 3 отделения с 2 антрактами. Сегодня даже классические произведения стремятся уложить в два, а то и одно отделение, не говоря уже о постановках по пьесам современных авторов.
Давно известные сюжеты подвергаются новой обработке и получают новое звучание. Типичным примером является французская рок-опера Mozart Le Concert. Восприятие Моцарта как рок-музыканта в высшей степени неожиданно, однако в такой же степени талантливо, что показали с успехом прошедшие многочисленные гастроли в разных странах.
Заметим, что в 21 веке рок-музыка активно проникает в сферы зрелищного искусства, где раньше это было трудно даже представить. Так, на соревнованиях по фигурному катанию спортсмены регулярно катаются под композиции в стиле рок. В частности, под композиции рок-группы Muse. Мелодичность и пригодность рока для танцевальных постановок – это, пожалуй, еще одно важное открытие 21 века в мире зрелищных искусств.
Следующий тренд – удешевление декораций, особенно в отечественном театре, что, впрочем, связано не столько с эстетическими предпочтениями постановщиков, сколько с тотальной бедностью бюджетных учреждений культуры вообще и театра в частности. Поэтому едва ли не любой спектакль, где сделали богатые декорации, обречен на аншлаг. Зрители приходят посмотреть если не на игру актеров, то хотя бы на оформление декораций спектакля.
Другая причина минимизации и удешевления декораций – это стремление к большей мобильности, когда оригинальные декорации можно даже не везти на гастроли, а попросить комплект офисной мебели или кусок белого линолеума у принимающей стороны.
Все ускоряющийся темп жизни повлиял и на развитие популярной музыки. Быстрые ритмы получают невиданную доселе популярность, и даже медленные композиции предполагают динамичное смысловое развитие событий внутри музыкального произведения.
Особенно явно заметен тренд к ускорению в творчестве тех исполнителей, чья активная фаза деятельности началась в 80-90-е годы 20 века и продолжается до сих пор. Многие из них прибегли к творческой переработке своего раннего песенного материала, переложив его на более энергичную музыку или дополнив интерпретацией в новых для себя жанрах.
Для примера возьмем популярную в 1985 году песню Павла Аедоницкого и Игоря Кохановского «Радоваться жизни» в исполнении эстонской певицы Анне Вески:
В 2013 году эта песня обрела новое, гораздо более энергичное звучание, которое воспринимается очень современно, хотя песне уже почти 40 лет:
Более того, даже не слишком быстрые романтичные композиции, созданные в 21 веке, часто сопровождаются энергичным барабанным ритмом, что, конечно, добавляет динамики произведению. В качестве примера можно привести песню Сергея Патрушева и Андрея Мисина «У любви твои ресницы», исполненную Примадонной нашей эстрады Аллой Пугачевой (2006 год):
И на этой высокой в прямом и переносном смысле ноте мы завершаем наш краткий курс по истории искусства. Пройдя все уроки, вы получили общее представление о развитии основных видов искусства с древнейших времен до наших дней. Разумеется, волшебный мир искусства намного больше и масштабнее, нежели то, что возможно вместить в краткий курс из 8 уроков.
Продолжайте читать книги, слушать музыку, смотреть фильмы, ходить в театр, на концерты и выставки, и вы откроете для себя много новых имен, авторов и произведений. Далее предлагаем вам ответить на вопросы проверочного теста и подумать, можете ли вы внести свой вклад в развитие современной культуры и искусства.
Вы уже поняли, что искусство – это образное переосмысление действительности и передача смыслов художественными средствами. Поэтому произведением искусства может считаться практически что угодно, где смысл выражен художественными средствами: картина, скульптура, инсталляция, мелодия и так т.д.
Если вы пишите стихи или картины, музыку или романы, вам стоит задуматься о том, чтобы поделиться своим творчеством. Мы желаем вам успеха и будем рады видеть вас на наших новых курсах!
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
А в заключение нашего краткого курса по истории искусства предлагаем пройти экзамен по всему изученному материалу.