Блог о саморазвитии

Обучение мнемотехнике: полезные советы и техники

Обучение мнемотехнике: полезные советы и техники

В мире огромных потоков информации запоминать нужные данные нет особой необходимости, потому, что самые нужные из них можно добыть без усилий, например, отправив запрос в поисковую строку браузера в Интернете.

Мозг современного человека перестраивается на энергосбережение – это своеобразный способ защитить сознание от перегруза, гигабайтов информации, которой день ото дня становится больше, она буквально везде: в смартфонах, компьютерах, телевизоре, на билбордах, в играющем в транспорте радио и т.д.

Внимание переключается на более простые способы получения информации, которую мы попросту не запоминаем. Как следствие, теряется способность мыслить, фиксировать увиденное. Появляется такое понятие, как цифровой аутизм, одна из черт которого – как раз отсутствие развитой памяти [А.В. Курпатов, 2020].

Но находиться онлайн мы можем далеко не всегда, время от времени возникают ситуации, когда что-то помнить необходимо: студентам на экзаменах, специалистам разных профилей при исполнении обязанностей, соискателю на собеседовании, ученым на конференции. Способность запоминать можно наработать, для этого существуют различные приемы мнемотехники или мнемоники, доступные абсолютно каждому человеку.

Поговорим об обучении мнемотехнике, разберемся, зачем и всем ли она нужна и как ей научиться. Забегая вперед, отметим: любое обучение в группе или под присмотром куратора, преподавателя – самое эффективное. Образовательная программа должна быть структурированной, подаваться последовательно.

Обучиться мнемотехнике бесплатно можно самостоятельно, а можно освоить это искусство значительно быстрее на программе «Мнемотехники». Присоединяйтесь, чтобы научиться быстро и надолго запоминать имена, лица, числа, цифры, иностранные слова, профессиональные данные и многое другое.

Что такое мнемотехника?

Искусство запоминания посредством специальных приемов и техник, основанных на построении связей и ассоциаций – это мнемотехника или мнемоника, что одно и то же. Она отличается от зубрежки, т.е. технического запоминания, возможностью восстановить информацию, воссоздав в голове логическую последовательность, заменив абстрактные объекты и факты понятиями и представлениями.

Мнемотехника позволяет запомнить информацию на продолжительное время и расширяет так называемую «оперативную память» человека. Доказано, что зубрежка показывает эффективность в краткосрочной перспективе, т.е. фиксирует информацию в памяти на короткий период. Например, студент, который без понимания запомнил факты теории к экзамену, с большой вероятностью вскоре их забудет, как только фокус внимания сместится с предмета [М.А. Гайдукова, 2019]. Этот факт – проблема для профессионального образования: будущим специалистам необходимо усваивать максимум получаемой информации, чему зубрежка в большинстве случаев не способствует.

Обучение мнемотехнике мобилизует естественные механизмы памяти мозга, которые позволяют восстанавливать информацию из хранилища в оперативную память достаточно быстро. Правильный подход к освоению и использованию мнемотехник открывает возможность сокращать длительные программы обучения с нескольких лет до нескольких месяцев. С использованием мнемотехник составляются эффективные программы изучения иностранных языков, освоения новых профессий.

Какие возможности открывает мнемотехника?

Понятие мнемотехники наверняка у многих на слуху – оно стало активно использоваться в век избытка информации в окружающей среде, но не многие решаются освоить мастерство запоминания, потому что не понимают, зачем это нужно.

Искусство запоминания информации осваивают преимущественно те люди, которым это напрямую необходимо: ученики, студенты, врачи, языковеды, профессора, эксперты разных областей. С помощью мнемотехники при обучении языкам можно легко запоминать слова, поэтому ее принципы применяются практически во всех программах языковых школ.

Как уже было упомянуто, искусство мнемотехники улучшает оперативную память человеческого мозга, извилины начинают работать эффективнее:

  • запоминаются важные дела и обещания;
  • фиксируются в памяти важные факты;
  • внимание не рассеивается;
  • к зачетам и экзаменам можно готовиться быстрее;
  • запоминаются списки покупок;
  • любую тему можно обдумать глубже без использования гаджетов и записей.

Мнемотехника способствует развитию внимания, воображения, образного мышления, способности к визуализации. При освоении искусства мнемоники активизируются оба полушария, в то время как у обычного человека в повседневной жизни преобладает только одно:

  • левое полушарие мозга отвечает за логическое мышление и ум, упорядоченность, условно техническое направление;
  • правое полушарие ответственно за творчество, цветовое восприятие, воображение, пространственные соотношения и образы.

Условное выравнивание активности работы творческого и логического полушарий способствует построению ассоциативных рядов: для логических задач используются образы [Нарьян-Марский социально-гуманитарный колледж имени И.П. Выучейского, 2021]. Процесс обучения становится более гармоничным за счет расширения возможностей мозга.

Сферы внедрения мнемотехники

Искусство запоминания широко используется в разных сферах жизни. Особенно полезна мнемотехника в программах работы с необычными детьми, в частности, в коррекционной педагогике и психологии.

Практические работники дошкольных учреждений применяют методологию мнемотехники для обучения детей с общим недоразвитием речи [И.М. Никифорова, 2020]. Приемы запоминания помогают ученикам с особенностями развития формировать мысли, фиксировать в памяти стихи, составлять рассказы, делать пересказы, расширять восприятие окружающего мира.

Обучение детей мнемотехнике прогрессивными учителями иностранных языков практикуется в старшей общеобразовательной школе. Необходимость в этом описана Еленой Юрьевной Паниной, доцентом кафедры преподавания иностранных языков Пермского государственного университета. По ее мнению, внедрение новых приемов запоминания стимулирует детей к обучению и повышает уровень успеваемости, помогает сориентироваться в коммуникационных ситуациях, освоить оценочную лексику, речевую этику и культуру страны изучаемого языка [Е.Ю. Панина, 2014].

В гуманитарных вузах использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию, запоминанию слов, улучшению лексики тоже используют, но преимущественно прогрессивные педагоги, в общеобразовательной литературе приемы мнемоники пока повсеместно не внедрены.

Анастасия Михайловна Гайдукова, ассистент кафедры государственного университета гражданской авиации в Санкт-Петербурге, описывает проблему усвоения иностранных языков у студентов и в качестве решения предлагает применение методов мнемотехники. Один из эффективных способов повысить запоминаемость лексики – замена абстрактных объектов понятиями, дополненными визуальными, аудиальными и кинестетическими представлениями, связывающими объекты уже имеющейся информацией. Возникающие ассоциации качественно упрощают запоминание.

Используя приемы мнемотехники, студенты запоминают в среднем около 92% информации. Стабильно высокое качество запоминания происходит как раз в момент интенсивной работы обоих полушарий мозга, обычно в период 20-50 минут с момента начала изучения материала. В первый час человеческая память способна записать 40-45% новых данных, около 30% из них в течение 48 часов может уменьшиться. Соответственно изучению языков с использованием приемов мнемоники необходимо выполнять ежедневно по 20-30 минут [А.М. Гайдукова, 2019].

Прокачивать умение запоминать большие объемы информации за пределами образовательных учреждений необходимо ряду разных специалистов: ученым, врачам, программистам, статистам и т.д. Отдельно отметим ораторов, выступающих перед аудиторией. Обычно они ведут лекции по намеченному плану, и, как правило, имеют конспект или костяк изложения, но часто ли вы видите спикеров, преподавателей, политиков, которые читают по бумажке, не отрывая от нее глаз?

Когда оратор взаимодействует с публикой напрямую, он, конечно, волен импровизировать, ориентируясь на реакцию слушателей, и все же костяк лекции должен быть им усвоен [А.В. Чепкасов, 2010]. Запоминанию как раз способствуют приемы мнемотехники. Ими же по сей день пользуются разведчики, способные запомнить мельчайшие детали без посторонних носителей.

Как научиться приемам мнемотехники?

Начнем с того, что приемы запоминания были известны еще нашим предкам до появления письменности, когда фиксировать и накапливать информацию было негде. Жрецы, старейшины были носителями традиций, истории, событий и тайных знаний. Далее появилась письменность, появился эффект кратковременной памяти – сначала событие запоминали, затем переносили его на бумагу, после чего можно было «освободить» место в мозгу для новых данных. Первые упоминания мнемоники появились в 86-82 гг. до нашей эры: неизвестный учитель риторики в Риме создал труд «Искусство памяти» [Евгений Малышкин, 1997].

Не будем погружаться в историю, отметим лишь, что запоминание нашим предкам и даже поколению, на которое не оказала существенное влияние эра гаджетов, развитие памяти все же было свойственно. Значит, наша задача – научиться запоминать информацию и восстановить, а затем и расширить способности мозга.

Приемы мнемотехники – это не большой секрет, скрытый от публики. Очень много методов можно найти в литературе, в Интернете, у носителей знания о мнемонике. Освоить искусство запоминания можно самостоятельно или в группе обучения в специализированных школах, в том числе на 4brain.

Самый простой способ – обучение мнемотехнике онлайн. Для этого не нужно никуда ходить, записываться, достаточно найти некоторые приемы, подобрать подходящие и заниматься. Но не спешите идти искать упражнения – ниже мы расскажем о самых популярных, эффективных и универсальных техниках.

Самостоятельное обучение

Начнем с самого простого – самостоятельного изучения мнемотехники. Это освоение некоторых приемов и регулярная тренировка – все же мнемоника предполагает наработку навыков.

Первым делом следует определиться, зачем нужно изучать мнемонику: запоминать слова, факты, обучить ребенка или освоить искусство самостоятельно, что называется, для себя. Затем, отталкиваясь от потребности, выявить наилучшие приемы. Или использовать их все вместе.

Далее рассмотрим основные универсальные техники запоминания, которые используются в разных программах обучения.

Начальные буквы или эффект края

Большинству людей свойственно запоминать информацию из начала и конца структурного ряда. Эффект был зафиксирован немецким ученым Германом Эббингаузом в труде «Память» [«Образование, наука, культура», 2022]. Суть метода краевого запоминания – фиксация в памяти сказанного в начале и в конце.

Опыты показали: максимальная эффективность мозга приходится на начало познавательного процесса (чтения, лекции, просмотра новостей), далее снижается и снова фиксируется в конце. Этот прием можно отследить в фильме «17 мгновений весны», где главный герой таким способом переключал внимание собеседника. Подобным образом строится новостная лента: если приятных и позитивных событий не произошло, чтобы не оставлять у зрителей горький осадок, последним сюжетом всегда ставят какой-то приятный ролик – обратите внимание на этот прием.

В структурных группах (статьи, брошюры, информационные тексты) важная информация концентрируется в начале и в конце текста. Обращайте на нее внимание, если нужно запомнить какие-то данные.

Правило Миллера

Психолог Джордж Миллер в 20 веке провел серию экспериментов с группой людей и выявил следующее: в среднем кратковременная память способна вместить одновременно 9 двоичных чисел, 8 десятичных, 7 букв алфавита и 5 простых слов. Итого 7±2 элемента. Это правило используется при составлении программ мнемоники и разного рода обучений.

Если нужно что-то запомнить, старайтесь, чтобы в количестве элементов было не более семи (подгрупп, предметов, фактов и т.д.) Больше оперативная память может не записать в полном объеме.

Эффект изоляции (Ресторфф)

Этот метод запоминания основывается на фиксации в памяти одного объекта, наиболее выделяющегося среди предложенных информационных элементов. Иными словами, чем выразительнее предмет, тем проще его запомнить. Этот прием используют пиарщики, специалисты по рекламе, маркетологи, стараясь выделить продаваемый продукт в сознание потребителя и подчеркнуть его значимость.

При изучении и структурировании информации по методу Ресторфф старайтесь выделять факты, элементы в группы и фиксировать их образ. Делать это надо так, чтобы группы не были похожи друг на друга, чтобы каждая из них становилась яркой и запоминающейся.

Метод Цицерона

Метод Цицерона или метод римской комнаты – старый и самый простой метод структурирования информации. Он подключает ассоциативное и образное мышление.

Суть метода такая: предметы, факты и элементы, которые нужно запомнить, мысленно расставьте в любом знакомом помещении в определенном порядке. Понаблюдайте за ними – так картинка зафиксируется в памяти. Принципиально, чтобы пространство было знакомым вам: это может быть комната, офис, рабочий стол, улица, холл, крыльцо – все, что известно вашей памяти в деталях.

Впоследствии будет достаточно вспомнить это помещение, и предметы в нем будто сами встанут на места. Собственно, так Цицерон и поступал: перед выступлениями он прогуливался по своему парку и мысленно расставлял по местам темы и вопросы, которые будут входить в речь.

Ментальные карты Бьюзена

Еще один прием мнемотехники – ментальные карты Тони Бьюзена, диаграмма связей или майндмэппинг. Нет, это не колода, которую можно купить в магазине. Карты нужно создавать самостоятельно. Информацию предстоит структурировать и фиксировать ее в блок-схемы.

Как работать с картами: возьмите лист бумаги и цветные карандаши или фломастеры. В центре листа расположите какой-нибудь образ, который будет символизировать информацию, это может быть круг или квадрат, облачко, домик или солнышко – символизм необязательно будет иметь значение.

Далее от центра к краям листа по мере изучения темы рисуйте линии, которые будут ассоциироваться со структурой материала и обозначать направление мысли. На условной ветке могут располагаться новые, более детальные смыслы. Метод описал Тони Бьюзен, британский психолог и автор методик запоминания. Ментальные карты используются в методических материалах для обучения студентов в вузах иностранному языку [М.А. Гайдукова, 2019].

По большому счету, такой метод заменяет конспект. Структура изображения на листе может быть любой, в ней могут фигурировать разные образы, в отличие от сухого конспектирования.

Метод используется в мнемонике для запоминания текстов, а также в психологии для постановки целей в терапии и тренингах.

Числа-буквы

Этот прием подойдет для запоминания длинных чисел, номеров телефонов, любой важной информации, в которой есть цифры.

Методика запоминания заключается в ассоциативном замещении цифр буквами. Принцип обычно такой: к каждой цифре записывается согласная буква. Далее эти буквы по порядку разбиваются на пары, к ним подбираются слова, с которых они и начинаются. Затем из слов составляются предложения, которые могут быть не совсем логичными, но запоминающимися.

Аналогичным образом к каждой букве или цифре можно подобрать 3-4 слова – своеобразная «вешалка» из букв, которые можно сложить в слово или предложение, вспоминая которую, мозг сможет вспомнить целую историю.

Числа-образы

Еще один интересный способ запомнить цифры – ассоциировать их с предметами. Например, 0 – пончик, 1 – доска, 2 – шея лебедя и т.д. Образы должны быть понятны и близки вам. Далее возвращаемся к методу Цицерона, по которому предметы нужно расставить в помещении и заменить их, либо из этих образов можно составить историю. Когда методика ассоциаций цифр и образов отточена, человеку становится проще запоминать числе впредь.

Система фонетических ассоциаций

Метод фонетических ассоциаций используется при изучении иностранных языков. Его суть в поиске слов в родной речи, похожих на иностранные. Совсем необязательно, что они будут схожи по смыслу. Фонетическая ассоциация помогает учить язык быстрее за счет восприятия иностранной речи как чего-то близкого.

Если вы волнуетесь и соприкасаетесь с действительно большим количеством людей, запомнить в лицо и по имени удастся не всех, например, при знакомстве с большим количеством людей в условиях сжатого времени (к примеру, на форуме, при переходе на новую работу, на вечеринке). В мнемонике существуют способы вспомнить, как зовут того или иного человека. Рассмотрим два метода:

  • Ассоциация с известной личностью – возможно, новый знакомый напоминает какую-то знаменитость. Вероятно, между ними есть какие-то внешние сходства, манера говорения, стиль одежды. Провести аналогию можно по имени.
  • Придумайте модификации имени – чем их будет больше, тем проще вы вспомните, как зовут человека.

Запомнить лицо человека поможет активный контакт с ним при знакомстве и общении. Зрительная память успеет зафиксировать образ или ключевые черты лица, которых будет достаточно, чтобы узнать нового знакомого при встрече.

Практика показывает, что лучше запоминаются черты, кажущиеся вам негативными или неэстетичными – очень большие или близко посаженные глаза, залысины. Этим способом пользуются многие люди. Одна из его модификаций – назвать про себя собеседника и его особенность при знакомстве. Например, «Вася, большие уши».

Мозг зафиксирует и имя, и отличительную черту, по которой при встрече он идентифицирует ее и сопоставит с человеком. Главное в такой ситуации – не проговорить это тайное ассоциативное прозвище вслух!

Рифмы и ритмы

Прием рифмовки используется в изучении иностранных языков. Метод запоминания знаком каждому из раннего детства, когда мы учили первые стишки. Агния Барто, Корней Чуковский писали специально для малышей, поэтому стишки «Идет бычок, качается», «Муха-Цокотуха» запоминаются именно ритмом и простой рифмой. Кто-то даже в ладоши прихлопывал при проговаривании «Му-ха по-по-лю по-шла, му-ха де-неж-ку на-шла».

При обучении мнемотехнике самостоятельно следует попробовать этот метод запоминания. К нужной информации подбирайте рифму и запоминайте слова попарно, их также можно соединить с мотивом какой-то песни. Номер машины, телефона или домофона можно разбить на такты: «три-четыре-пять», «восемь-пять-один», так проще запомнить нетипичные сочетания цифр.

Метод Айвазовского

Приемы запоминания больших объемов информации были знакомы нашим предкам. Благодаря мнемонике поэты фиксировали в памяти стихи, их мотивы, запоминали пейзажи в деталях и лица со всеми морщинками, тонами и дефектами.

Метод работает довольно просто. Смотрите на объект 3-5 секунд, затем закройте глаза и попробуйте восстановить в памяти, как выглядит объект. Постарайтесь вспомнить как можно больше деталей, задавайте себе вопросы касательно предмета. Через несколько секунд откройте глаза и снова посмотрите на объект, фиксируя внимание на новых подробностях, которые ранее не отметили. Повторите процесс воспроизведения в воображении.

Методом Айвазовского пользуются разведчики, у которых есть минимум времени для запоминания ключевых данных о противнике. Этот прием мнемотехники используется в обучении рассказыванию – подбор вопросов для уточнения деталей способствует развитию речи и логической последовательности повествования.

Последовательное самостоятельное обучение приемам мнемотехники требует от человека усидчивости и самодисциплины – методы нужно повторять регулярно, снова и снова возвращаясь к занятиям. Кроме того, подбирать методы мнемоники нужно самостоятельно, а их огромное множество. Благо, найти их не проблема.

При самостоятельной работе полезно изучать мастер-классы для помощи в обучении мнемонике – тренеров можно смотреть онлайн или офлайн. Они помогут структурировать и упорядочить полученные самостоятельно знания и сделать их более эффективными.

Обучение в онлайн-группе

В противовес самостоятельной работе есть групповые программы обучения мнемонике. Их преимущество в упорядоченности информации и правильном построении материала в ходе уроков от простого к сложному. Тренеры дозируют информацию, стимулируют каждого обучающегося к выполнению заданий, хотя личную ответственность за результат, разумеется, несет сам ученик, прилагая необходимое количество усилий, времени и усердия.

Обучение мнемотехнике в СПб, Москве и любом другом городе возможно в двух форматах:

  • Офлайн-программы – это посещение живых встреч и уроков. Неоспоримый плюс таких занятий – плотный контакт с преподавателем, который часто повышает эффективность усвоения новой информации. Минус – необходимость подгонять свое время под расписание уроков.
  • Онлайн-программы – самый популярный способ получать дополнительные знания в 21 веке. Уроки можно смотреть в любое время, при необходимости получать обратную связь от преподавателя, находиться в чате с единомышленниками, при этом сохранять стимулирование к освоению информации и домашним заданиям.

Организованная программа обучения даст результаты гораздо быстрее, чем самостоятельное обучение с поиском подходящих для вашего случая приемов. Соответственно, если вы хотите научиться искусству мнемоники как можно скорее, присоединяйтесь к нашей программе «Мнемотехники». Всего за 5 недель вы узнаете, на что способны ваши мозг и память, научитесь запоминать информацию надолго без зубрежки и записей в блокноте.

Помните: лучшее время получать новые навыки – сейчас! А чтобы закрепить основные тезисы статьи, предлагаем пройти небольшой тест:

Ключевые слова: