Блог о саморазвитии

Цеттелькастен – ящик с карточками, который заставит ваш мозг работать

Цеттелькастен – ящик с карточками, который заставит ваш мозг работать

Цеттелькастен – один из самых эффективных методов ведения заметок. Но знают об этом немногие. Метод был разработан немецким социологом Никласом Луманом, который за тридцать лет своей деятельности опубликовал более 70 книг и 400 научных статей. Согласитесь, показатель продуктивности, способный заставить великого фантаста Стивена Кинга покраснеть, а писателя Джорджа Р. Р. Мартина, по чьим романам был снят популярный сериал «Игра престолов», содрогнуться…

Как Луману удавалось так много писать, а главное, где он черпал идеи? Все благодаря уникальной системе Цеттелькастен, которая позволяет формировать сеть мыслей, эффективно, быстро и легко учиться. Статья поможет вам понять принцип, лежащий в основе данной системы ведения заметок. Также мы объясним, почему этот метод работает, и дадим рекомендации по созданию своего собственного Цеттелькастена.

Кратко о Никласе Лумане – авторе метода Цеттелькастен

Никласа Лумана считают одним из самых влиятельных мыслителей второй половины 20 века. Немецкий социолог и системный теоретик родился в 1927 году в семье пивовара. Будучи подростком, был завербован и отправлен на фронт во время Второй мировой войны, но вскоре схвачен американскими войсками и заключен в тюрьму. Опыт пребывания в лагере для военнопленных и дальнейшая жизнь в Германии породили у Лумана желание изучать право, которое он считал инструментом восстановления порядка в хаотичном послевоенном обществе.

Получив юридическое образование и поработав ассистентом местного юриста, в 1954 году Луман устроился государственным служащим в отдел культуры региональной Администрации Нижней Саксонии. В свободное от работы время он активно интересовался философией и социологией, с упоением читая труды основателя феноменологии Эдмунда Гуссерля и создателя современной теоретической социологии Талкотта Парсонса.

Перелом в карьере Лумана случился после того, как он принял решение учиться в Гарварде у Талкотта Парсонса. Вернувшись на родину, он получил докторскую степень и защитил 2 диссертации по социологии, а в 1968 году стал первым профессором вновь основанного Билефельдского университета в Германии. Луман работал там до выхода на пенсию, и продолжал активно с ним сотрудничать вплоть до своей смерти в 1998 году.

Когда великий социолог стал профессором университета, его спросили, каким будет его основной исследовательский проект. Знаменитый ответ Лумана звучал так: «Мой проект: теория общества. Продолжительность: 30 лет. Затраты: ноль» [Stichweh R., 2020]. 29 лет спустя он опубликовал последнюю главу, вероятно, самой систематической и всеобъемлющей социологической теории. За эти годы Луман написал еще около 70 книг и 400 научных статей на различные темы, включая право, экономику, политику, искусство, религию, экологию, средства массовой информации, любовь.

Конечно, Луман был трудоголиком, но когда ему задавали вопрос, как достичь такой высокой производительности, он отвечал, что причина его продуктивности – деревянный ящик с бумажными карточками [Schmid J. F. K., 2013]. «Что-что? Ящик?» – удивитесь вы. Да, тот самый Цеттелькастен.

Таинственный Цеттелькастен: суть метода

Цеттелькастен (Zettelkasten, в русском языке часто встречается произношение «Зеттелькастен») в переводе с немецкого означает «ящик для заметок». Иными словами, картотека. Цеттелькастен Лумана представлял собой деревянный шкаф с 24 выдвижными ящиками, где хранились бумажные карточки, которые выдающийся социолог заполнял вручную по собственной методике.

Луман разработал метод Цеттелькастен, чтобы записывать идеи, которые возникали у него во время чтения, и в дальнейшем использовать их для написания собственных книг, т.е. Цеттелькастен был способом ведения заметок. Последовательность его действий выглядела так:

  1. В процессе чтения, например, эссе, Лумана посещала некая ценная мысль, идея или догадка, которую он записывал на бумажной карточке, размером 11×14 см. Одна идея – одна карточка.
  2. Каждому бланку с идеями Луман присваивал уникальный номер с использованием цифр, букв и знаков препинания. Первая карточка (и, соответственно, идея) имела номер 1. Если возникала другая мысль, не относящаяся к первой, Луман присваивал ей номер 2. Но если он хотел развить или прокомментировать первую идею, то использовал разветвление, т.е. присваивал следующему бланку номер 1,1 (дочерняя заметка). Когда он хотел прокомментировать заметку 1,1, то создавал новый бланк с номером 1,1a. Всякий раз, когда продолжался ход одной мысли, он увеличивал последнюю позицию в номере, будь то число или буква алфавита. Логика ветвления приводила к появлению длинных, но значимых номеров карт. Например, в Цеттелькастене Лумана была карточка с номером 21,5а10а2. Нелинейная нумерация позволяла ему в любой момент вернуться к картотеке и развить, дополнить, прокомментировать или опровергнуть уже существующую идею, т.е. бесконечно расширять систему в любом направлении.
  3. По мере роста коллекции заметок, становилось все труднее не потеряться в многообразии идей, поэтому Луман придумал связывать карточки между собой при помощи перекрестных ссылок. Внизу каждого бланка он записывал номера карточек, перекликающихся по смыслу, т.е. содержащих связанные идеи. Следуя по этим ссылкам, Луман мог перемещаться по своей обширной коллекции заметок и находить новые связи между идеями. Он работал с картотекой ежедневно, стараясь проставлять взаимные ссылки на каждой карточке: как на бланке с вновь рожденной идеей, так и на ранее созданных. Таким образом, новая карточка включалась в уже существующую сеть заметок.
  4. Из-за того, что Цеттелькастен постоянно расширялся и фиксированного порядка в нем не было, для удобства Луман создал предметный указатель. Это тоже были карточки, которые вместо заметок содержали реестр ключевых слов со ссылками на соответствующие бланки в его картотеке. Предметный указатель выполнял функцию навигационной системы.

Примечательный факт: в реестре рядом с ключевым словом Луман указывал не более четырех ссылок, считая, что в большем их количестве нет необходимости, поскольку информация о первых 4 упомянутых карточках через ссылочную систему Цеттелькастена приведет к необходимым записям.

В дополнение к основному Цеттелькастену Луман составлял библиографические заметки в алфавитном порядке, т.е. перечень прочитанной литературы (книг, статей, эссе и т.д.) В основных карточках он указывал ссылки на литературу, из которой подчерпнул идею или благодаря которой родилась некая мысль. Библиографические заметки Луман помещал в отдельно стоящие коробки из усиленного картона [Schmidt J., 2020].

Цеттелькастен великого социолога сохранился до наших дней, он содержит около 90 тыс. карточек, и теперь хранится в Билефельдском университете. Вы можете своими глазами увидеть, как выглядели бланки, заполненные рукой Лумана, перейдя по этой ссылке на сайт университета. Девяносто тысяч заметок – это поразительное число, но мощь системы заключается не в количестве карточек, а в связях между ними, которые подобны нейронным соединениям в головном мозге, возникающим с появлением нового опыта или информации.

Один из ведущих мировых экспертов по продуктивности Тиаго Форте считает, что метод связывания карточек Лумана похож на современные гиперссылки: «В Цеттелькастене нет строгой иерархии, это означает, что он может расти без заранее продуманной схемы. Создавая заметки в виде децентрализованной сети вместо иерархического дерева, Луман предвосхитил появление гипертекста и URL-адресов» [Forte T., 2017].

В чем ценность метода Цеттелькастен и кому он может пригодиться

Луман называл свой Цеттелькастен партнером по общению, вторичной памятью, альтер эго. Этот мощный инструмент позволял ему:

  • строить огромную паутину знаний;
  • при необходимости быстро извлекать нужную информацию;
  • находить значимые связи между мыслями;
  • эффективно развивать идеи, аргументы и дискуссии.

Продуктивный социолог никогда не страдал от писательского кризиса. Соединяя связанные записи вместе, он часто имел набросок книги до того, как начинал ее писать. Творчество и производительность Лумана были результатом диалога с Цеттелькастеном. В чем же секрет метода? Дело в том, что он способствует генерации новых идей, в отличие от обычного, линейного способа ведения заметок.

Вот пример. Допустим, два года назад вы прочитали книгу по тайм-менеджменту, год назад осилили что-нибудь из Льва Толстого, а теперь читаете эту статью про Цеттелькастен. Вполне вероятно, что все три источника могли содержать связанные идеи, но вы их не заметили, потому что не сделали заметок.

А если и сделали, то зафиксировали мысли линейно в своем блокноте, т.е. не установили между ними связи: ценная идея на странице 23 живет сама по себе в вашем блокноте, а ведь она может перекликаться с идеей на станице 58, и если бы вы установили между ними связь, как Луман, это привело бы к рождению новой гениальной мысли. Т.е. обычная фиксация информации без дальнейшей работы с ней малоэффективна. Это похоже на бездумное накопительство.

Исследователь метода Цеттелькастен Кристиан Титце убежден: «Знать о чем-то – это не то же самое, что знать что-то. Простое знание о предмете – это всего лишь уверенность в его существовании, не более того. Пока мы не переработаем содержание, информацию, идеи и мысли других людей в наши собственные знания, мы ничего не узнаем. Мы не меняемся, если не учимся, поэтому простое хранение вещей ни к чему не приводит» [Tietze C., 2014].

Метод Лумана ценен тем, что позволяет находить связи между идеями, т.е. перерабатывать полученную информацию и превращать ее в знания. Связывая разные знания между собой, вы создаете отношения между ними. Отношения, основанные на знаниях, значительно улучшают запоминание, а их формирование тренирует мозг видеть закономерности. Этот же факт подтверждает исследование профессора психологии Университета Прованса Энни Пиолат, согласно которому, почти все нелинейные стратегии ведения заметок приносят больше пользы, чем линейные записи, и помогают эффективнее учиться и запоминать информацию [Piolat A., Olive T., Kellogg R., 2005].

Работая по методу Лумана, уже во время чтения важно находить значимые связи между тем, что вы только что узнали из книги, и тем, что вы уже знаете. Поступая так, вы создаете сеть знаний. Обнаружив в первоисточнике некую достойную идею, задайте себе несколько вопросов, прежде чем ее зафиксировать:

  1. Как эта идея вписывается в мою систему знаний?
  2. Можно ли прийти к этому выводу какими-то другим путями?
  3. Похож ли этот аргумент на то, что я уже знаю?
  4. Как я могу использовать эту идею для объяснения чего-то еще?

Таким образом вы запускаете процесс поиска связей между идеями и формируете паутину знаний. Чем она больше, тем легче вам будет изучать новое и извлекать информацию из своего мозга.

Благодаря своей мощности метод Цеттелькастен будет полезен всем, кто:

  • занимается научной или любой другой исследовательской деятельностью;
  • пишет книгу, статью, сценарий, дипломную работу и т.п.;
  • собирает информацию для изучения чего-либо в долгосрочной перспективе;
  • хочет расширить свою память, лучше учиться, размышлять и стать креативнее.

В течение 19 лет после смерти Лумана его метод ведения заметок оставался в забвении, лишь узкий круг фанатов применял его на практике. Ситуация начала меняться в 2017 году, когда исследователь в области образования и социальных наук Сонке Аренс написал бестселлер How to take smart notes, сделав метод Лумана доступным для широкой аудитории (на русский язык книга не переводилась).

Сейчас Цеттелькастен становится все популярнее. Поэтому мы хотим дать несколько рекомендаций, если вы решите попробовать вести заметки по данному методу.

Рекомендации по созданию Цеттелькастена и работе с ним

Итак, вот несколько ключевых моментов, которые вам стоит учесть при создании заметок по методу Цеттелькастен.

1

Делайте рукописные заметки

Высокопродуктивный Луман не пользовался компьютером. Даже печатная машинка, которая стояла в кабинете социолога, оставалась невостребованной, печатал он крайне неумело. Луман создавал свою картотеку исключительно вручную. И этому есть объяснение.

Во-первых, сам автор, описывая метод Цеттелькастен в эмпирическом отчете, отметил, что «мышление невозможно без письма» [Kuehn M., 2020]. Во-вторых, есть научные подтверждения того, что рукописные заметки эффективнее, чем их ведение при помощи гаджетов. Исследования показывают: использование ноутбука способствует бездумному копированию контента, что препятствует обучению и пониманию. Рукописные заметки, созданные с умом, делают обучение концептуальным, т.е. вы не просто запоминаете факты, а понимаете суть идей и взаимодействуете с ними [Mueller P., Oppenheimer D., 2014].

Конечно, бумажный вариант ведения Цеттелькастена имеет свои недостатки, и самый главный из них – громоздкость: по мере роста мыслительной сети картотека будет занимать все больше места. Поэтому и были разработаны электронные версии Цеттелькастена, например, подход Лумана к ведению заметок реализован в таких программах как Zettlr, The Archive, Roam, Notion, Obsidian. Какой формат выбрать, решать вам.

2

Используйте простые материалы

Если вы предпочли бумажный вариант ведения Цеттелькастена, вам понадобятся следующие материалы: каталожные карточки на кольцах, размером 8×13 см, или обычная бумага со скоросшивателем; ручка или карандаш; картонные коробки для хранения заметок (можно использовать коробки из-под обуви) в случае, если вы планируете создавать Цеттелькастен для долгосрочного проекта.

3

Присваивайте заметкам нелинейные номера

Необязательно присваивать карточке буквенно-цифровой код, как это делал Луман. В качестве идентификатора вы можете использовать текущую дату и время. Например, номер 202012231648 будет означать, то запись сделана 23 декабря 2020 года в 16:48. Такая маркировка дает возможность создавать бесконечное количество уникальных номеров.

Располагайте номер заметки всегда в одном месте, желательно вверху бланка, чтобы облегчить себе поиск карточки с конкретным адресом.

4

Избегайте прямого цитирования

Встретив в каком-либо оригинальном источнике интересную мысль (например, в книге или Интернете), запишите ее своими словами. Вы должны вникнуть в суть прочитанного и понять его, а не просто скопировать чужой контент. Это очень важно, поскольку Цеттелькастен должен стать собранием именно ваших мыслей, догадок, комментариев.

Чтобы научиться читать эффективно, легче понимать и быстрее усваивать прочитанное, рекомендуем вам пройти нашу онлайн-программу «Лучшие техники самообразования». Пять недель обучения, и вы сможете: надолго запоминать полученную информацию при помощи специальных мнемотехник; активизировать в нужный момент свое мышление для решения жизненных и учебных задач; грамотно отбирать источники для обучения и работать с ними; правильно ставить учебные цели, мотивировать и дисциплинировать себя.

5

Соблюдайте принцип атомарности

Данный термин ввел в оборот исследователь Кристиан Титце. Атомарность означает, что каждая заметка должна содержать только одну мысль, а не их совокупность [Tietze C., 2013]. Такой подход позволяет связывать идеи между собой, тем самым развивая мыслительную сеть. Иными словами, атомарные (небольшие) заметки, которые содержат только одну идею, а не их список, проще связывать между собой и формировать новые цепочки мыслей.

Поэтому ограничивайте записи несколькими словами или предложениями. Если мысль очень масштабная, разделите ее на более мелкие и зафиксируйте каждую на отдельном листе. Луман заполнял карточки только с одной стороны, чтобы при чтении не вынимать их из картотеки.

6

Соблюдайте принцип автономности

Каждая заметка должна быть автономной, т.е. самодостаточной и понятной. Это позволяет перемещать и обрабатывать заметки независимо друг от друга. Также принцип автономности гарантирует, что заметки останутся полезными, даже если исходный источник информации исчезнет. Описывайте суть идеи так, чтобы по прошествии времени, забыв контекст, в котором родилась идея и ее скрытые значения, вы четко понимали, о чем ваша запись.

7

Указывайте в заметке ссылку на первоисточник

Это особенно полезно тем, кто использует Цеттелькастен, чтобы создать базу знаний для дальнейшего написания книги, научной статьи, дипломной работы, где необходимо цитировать источники информации. Нижняя часть бланка карточки – подходящее место для указания первоисточника, например названия книги, эссе, публикации из Интернета.

8

Связывайте заметки между собой регулярно

С картотекой нужно работать, а не просто накапливать карточки. Т.е. ее периодически нужно пересматривать, дополнять ссылками, устанавливать связи. Только в таком случаем в вашем мозге будут формироваться новые нейронные цепочки.

Каждый раз, когда вы добавляете в коллекцию новую идею, вы должны просматривать старые заметки, чтобы найти похожие идеи и прописать в них взаимные ссылки (т.е. и в текущей, и в связанной заметках указать советующие номера карточек). Проводите регулярную работу по установке связей, иначе ваш Цеттелькастен превратится в бесполезный склад бумажек.

Чтобы связи были очевидными, старайтесь указывать не только номер связанной карточки, но и прописывать, почему вы на нее ссылаетесь. Для этого достаточно небольшого примечания или краткого пояснения, которое даст понять, чего ожидать, если вы перейдете по ссылке.

9

Делайте мимолетные заметки

Мимолетная заметка – это временный носитель ваших идей и мыслей, которые пришли вам в голову, например, во время принятия ванны или прогулки. Всегда имейте при себе карманный блокнот или смартфон, чтобы зафиксировать их. Не ограничивайте себя темами, записывайте любые идея, которые кажутся вам полезными, интересными, цепляющими, они могут пригодиться в будущем.

Просматривайте свои мимолетные заметки в течение нескольких дней после того, как их сделали, чтобы не забыть смысл записанного, а также преобразовывайте в постоянные заметки, если видите в них ценность.

10

Создавайте библиографические записи

Делайте библиографические заметки всякий раз, когда что-то читаете. Храните такие карточки отдельно от основных заметок с идеями. Будет правильно, если в библиографической заметке вы укажите не только название литературного источника и имя автора, но и пропишите ключевые идеи, свое краткое мнение и т.п.

11

Не беспокойтесь о структуре

Отсутствие четкой иерархии Цеттелькастена поначалу создает ощущение хаоса. Заметки децентрализованы и ничем не управляются. Однако в этом и заключается основная идея метода – позволить категориям органично возникать при добавлении заметок. Ведь предварительно созданная иерархия может ограничить вашу способность создавать связи между, казалось бы, несвязанными идеями и таким образом развивать мышление.

Не беспокойтесь, структура возникнет сама со временем. Вот пример. Допустим, у вас есть заметки «кошка», «лошадь», «бегемот», «хорек». Их можно объединить в иерархию под названием «Животные». Обратите внимание: сначала такой категории не существовало, она не была предопределена. Но из-за того, что вы создали эти четыре заметки, возникла иерархия более высокого уровня. Проще говоря, ваши идеи будут формировать иерархию.

Примечательно, что отдельные заметки могут одновременно быть частями нескольких иерархий. Например, «кошка», «леопард», «пума», «рысь» хотя и являются частью категории «Животные», но также могут образовывать новую иерархию, называемую «Кошачьи». Теперь, когда у вас есть иерархии «Кошачьи» и «Животные», вы можете развивать их содержание сколько угодно, при этом не помещая ни одной заметки в жесткую категорию. В конечном итоге децентрализация позволяет Цеттелькастену вырасти до бесконечных размеров, а вам – учиться без ограничений иерархическими рамками.

Чем больше связей устанавливал Луман между карточками, тем больше иерархий возникало. Соединение заметок позволяло ему не только работать сразу над несколькими идеями, но и генерировать оригинальные концепты, которые не приходили в голову другим ученым.

Заключение

Давайте подытожим. Бумажный вариант Цеттелькастена представляет собой коробку (ящик с коробками) для хранения заметок, которые записаны на карточках небольшого размера. Каждая карточка должна быть заполнена с одной стороны и содержать:

  • уникальный идентификатор;
  • краткую идею, умозаключение, аргумент или концепцию;
  • ссылку на связанные карточки;
  • информацию о первоисточнике, если таковой имеется.

Карточки помещаются в боксы: вы можете компоновать их по темам, наклеив на коробки стикеры с ключевыми словами. С картотекой нужно работать в ежедневном режиме, связывая каждую новую карточку (идею) с уже существующими при помощи ссылок. Этот процесс и приведет вас к желанным озарениям, улучшению памяти, мышления и креативности.

Чтобы освоить метод Лумана, потребуется некоторое время и определенная степень упорства. Поначалу вам будет казаться, что создание сети карточек – это сизифов труд. Но практика и терпение докажут обратное: вскоре вы заметите, что работа по выстраиванию цепочек идей приводит к формированию новых нейронных путей в вашем мозге и, соответственно, новых полезных мыслей.

Друзья, если вы освоите метод ведения заметок Цеттелькастен, это станет одной из ваших самых продуктивных привычек. Успехов!

Ключевые слова:,