Когда у людей появилась возможность выбирать, в какой стране и в какой части света они хотят жить и воспитывать своих детей, встал вопрос о том, какую культуру они предпочитают. Когда на ребенка влияют несколько культур сразу, это хорошо или плохо для него? Культура – это наши корни или это нити сложной разноцветной ткани, из которой состоят наша жизнь и эмоциональный интеллект?
Идентичность и культура: две взаимосвязанные концепции
Формирование личности невозможно без становления идентичности. Это набор характеристик, которые определяют человека и позволяют ему осознавать себя как отдельную и отличающуюся от других сущность.
Сперва малыш узнает себя в зеркале. Затем он учится говорить о себе в первом лице. Спустя много лет он привыкает сам за себя платить. Все эти годы взросления формирование личности происходит параллельно с усвоением различных культурных норм.
Идентичность и культура – два тесно взаимосвязанных понятия. Наша идентичность формируется, в том числе, культурными элементами, которые являются частью нашей социальной среды и окружают нас с детства.
Культура влияет на то, как мы воспринимаем себя и других, на то, как мы думаем, чувствуем и действуем.
Например, культура учит нас, как вести себя в разных ситуациях, как взаимодействовать с другими людьми и как выражать себя публично. Эти культурные нормы и ценности усваиваются и становятся частью нашей идентичности, влияя на формирование личности и то, как мы относимся к другим.
С другой стороны, наша идентичность также влияет на наши отношения с культурой. Каждый человек обладает уникальной индивидуальностью, сформированной его:
- опытом;
- переживаниями;
- личным выбором.
Эта личная идентичность влияет на то, как мы интерпретируем и относимся к культурным элементам, которые нас окружают. Например, два человека могут принадлежать к одной и той же культуре, но иметь разные интерпретации и опыт из-за различий в их идентичности.
Культурное разнообразие
В отличие от личности, идентичность бывает не только индивидуальная (персональная), но и коллективная.
Важным элементом последней является культурное разнообразие. Чего? Вот чего:
- ценностей;
- верований;
- обычаев;
- языков;
- обычаев, существующих в разных обществах и социальных группах.
Влияние культурного разнообразия на индивидуальную и коллективную идентичность, на формирование личности может быть очень значительным.
Вот какими способами это происходит:
- Во-первых, знакомство с различными культурами может расширить наш взгляд на мир, позволяя нам понимать и ценить разные образы жизни. Это может привести к более открытой и понимающей идентичности, которая ценит культурное разнообразие и уважает различия.
- С другой стороны, культурное разнообразие может также привести к конфликтам идентичности. Когда разные культуры сосуществуют, между ними может возникать напряженность. В этих случаях люди могут чувствовать разрыв между своими культурными пристрастиями, что может повлиять на их индивидуальную идентичность.
- Наконец, культурное разнообразие также может оказать существенное влияние на коллективную идентичность. Когда разные культуры смешиваются, могут возникнуть новые коллективные идентичности, основанные на слиянии культурных элементов разных групп. Это может обогатить общество и создать более инклюзивную и разнообразную коллективную идентичность.
Культура влияет на людей всегда, пока они живы. Другой вопрос, можно ли говорить о том, что, пока не до конца не сформирован мозг (около 25 лет), она влияет сильнее. Это дискуссионный вопрос, ответы на который могут разниться в зависимости от сферы научной деятельности, к которой принадлежит ученый.
У педагогов один подход, у нейропсихологов – другой. Т.к. мы пока еще очень мало знаем о возможностях человеческого мозга, то будем отталкиваться от установки, что здоровая личность учится всегда. А формирование личности – это процесс длиною в жизнь, который не завершается с окончанием школы или вуза.
Как формируется культурная идентичность?
Культурная идентичность формируется в процессе социализации, в ходе которой передаются ценности, убеждения, обычаи и практики, характеризующие культурную группу.
Вот что влияет на формирование личности и культурной идентичности:
- Семья. Является первым агентом социализации и играет фундаментальную роль в передаче культуры. Через взаимодействие с членами семьи дети изучают культурные нормы и ценности, которые управляют их группой.
- Образование. Школа и другие образовательные учреждения также важны для формирования культурной идентичности. В этих контекстах учащиеся узнают о своей культуре и других культурах, и им предлагается задуматься о своей собственной идентичности и идентичности других.
- Чтение. Начиная от сказок зарубежных писателей, заканчивая романами лауреатов престижных международных премий и тех, кто жил за многие тысячелетия до нас, человек учится познавать другие культуры, к ним не принадлежа, через погружение в мир печатного слова.
- СМИ. Средства массовой информации также влияют на формирование культурной идентичности. Телевидение, кино, музыка и другие средства массовой информации могут передавать культурные послания, которые влияют на то, как люди видят себя и других.
- Религия. Религия может быть важным фактором в формировании культурной идентичности. Религиозные верования и практики могут быть центральной частью культуры сообщества, а религия может обеспечить основу для понимания мира.
- Социальное взаимодействие с людьми разных культур также может влиять на формирование культурной идентичности. Знакомство с различными образами жизни и мышления может расширить кругозор и понимание мира [Laedu.digital, 2024].
О последнем факторе нужно сказать особо. Одно дело, когда дошколята возятся в песочнице с малышами, языка которых они не знают и не собираются знать. Общение взрослых представителей разных культур гораздо сложнее, потому что им нужно учитывать в ходе речи миллионы нюансов, о которых они даже не задумываются при беседе с соотечественниками. Для этого необходимо искать и находить общий язык с отличными от вас людьми, управлять эмоциями собеседника, легко знакомиться и болтать на отвлеченные темы. Не умеете? Приглашаем на нашу программу «Лучшие техники коммуникации».
Культурное слияние: почему важно понимать различные культуры?
Многие пожилые люди, которые десятилетиями не покидали родного села или города, затрудняются понимать своих же родственников, которые путешествуют по планете и не чувствуют негативной коннотации в прилагательном «заморский». Есть ли она там на самом деле или все это только нам кажется?
У каждого из нас своя правда. И о вкусах не спорят. Однако объективно многие государства, которые привлекают к себе высокоразвитые человеческие ресурсы, проводят политику мультикультурализма. Если человек хочет жить в таком государстве и растить в нем своих детей, он должен помнить, что изучение и понимание культуры, отличной от вашей, – это первый шаг к устранению суждений о ком-то или о чем-то, о чем вы ничего не знаете.
Вот какой взгляд на культурное слияние предлагают авторы из Швейцарии, которая успешно проводит подобную политику мультикультурализма:
- Признайте, что существует много разных культур и что они индивидуально разнообразны.
- Признайте, что все формы культурного самовыражения и происхождения действительны.
- Уважайте различия между вами и людьми из других культур.
- Цените все, что привносят другие культуры.
- Предоставьте людям возможность полностью раскрыть свой потенциал, критикуя собственные предубеждения.
- Радуйтесь друг другу, а не потворствуйте вашим разногласиям [Les Elfes, 2021].
Успех мультикультурализма во многом связан с уровнем развития общества, готовностью людей дать отпор ксенофобии и нести ответственность за собственные поступки и слова. Для этого нужно не столько паспорт иметь, сколько эмоциональный интеллект, силу разглядеть собственные предрассудки и не судить других.
Для тех, кому трудно защищать границы, понимать людей, сохранять эмоциональное равновесие, мы запустили онлайн-программу «Эмоциональный интеллект. Практические техники». Она поможет не только понимать собственные эмоции, но и ставить себя на место другого человека, пусть и другой культуры.
Индивидуализм и коллективизм
Между личностью и культурой нет единого соответствия, а есть только вероятностные связи, так что культура увеличивает вероятность определенного последовательного поведения в обществе.
Человек адаптируется к культурной среде, развивая свой собственный уникальный набор реакций, когнитивных ориентаций, целей и ценностей.
По мнению испанских ученых, около 60% индивидов в культуре ведут себя в соответствии с системой смыслов, разделяемой ее членами [J. Moreno, 2011].
А сколько всего культур на планете? Вряд ли существует цифра, с которой согласились бы все ученые.
Измерением культурной дифференциации, которому за последние века уделялось наибольшее внимание, был индивидуализм-коллективизм (степень, в которой человек интегрирован в группу). В коллективистских культурах основной единицей действия является группа, а в индивидуалистических – человек.
Пионером кросс-культурной психологии принято считать американского ученого Гарри Триандиса из Иллинойского университета. Согласно его концепции, коллективизм относится к набору значений и практик, которые побуждают людей:
- Подчеркивать связь со своей группой, считая себя взаимозависимыми от нее.
- Описывать себя скорее как члена группы, чем как личность.
- Считать, что социальное поведение определяется скорее внешними элементами, чем внутренними.
- Подчеркивать коллективные цели.
Напротив, индивидуализм в концепции Триандиса – это набор значений и практик, который заставляет людей:
- Подчеркивать уникальный и независимый характер личности.
- Описывать себя, используя личные качества.
- Считать, что социальное поведение определяется скорее личными качествами, чем внешними характеристиками.
- Ставить свои личные цели выше целей группы [Psikipedia, 2024].
Традиционные общества Восточной Азии, Африки, Латинской Америки и островов Тихого океана являются коллективистскими, тогда как культуры Северной Америки, Австралии и Европы являются индивидуалистическими, хотя некоторые коллективистские сообщества сохраняются на юге Италии, в сельской Греции и на Востоке Европы, писал Триандис в 20 веке. По состоянию на 21 век все стало сложнее, особенно в мегаполисах.
Теоретические модели в изучении личности и культуры
Существует две точки зрения в изучении формирования личности и культуры:
- Культурная психология.
- Кросс-культурная психология.
Культурная психология подчеркивает:
- Взаимное строение культуры и формирование личности. Личность не может быть отделена от социокультурного контекста, в котором она развивается и выражается, поэтому считается, что личность социально конструируется посредством взаимодействий между идентичностью и ее культурной средой.
- Изучение специфических или коренных аспектов каждой культуры, которые называются «эмикой» (термин происходит от фонематического слова, обозначающего определенные звуки каждого языка), поэтому они дают очень контекстуальные описания психологических явлений.
- Изучение таких процессов, как ожидания, атрибуции, убеждения, мотивы.
- Использование экспериментальной методики.
Мы знаем, что ни культура, ни психология в отрыве от нашего мозга не существуют. Однако почему тогда культура оказывает такое мощное влияние на формирование личности? Вот что писал об этом немецкий социальный антрополог, автор европейского бестселлера «Конкурсная культура. Дискурсы идентичности в многоэтническом Лондоне» Герд Бауман: «Культура – это не реальная вещь, а абстрактное аналитическое понятие. Сама по себе она не является причиной поведения, но абстрагируется от него. Таким образом, это не нормативное и не прогнозирующее, а эвристическое средство объяснения того, как люди понимают мир и воздействуют на него» [G. Baumann, 1997].
Если культурная психология фокусируется в основном на изучении процессов (мотивационных, эмоциональных, когнитивных), то кросс-культурную психологию в основном интересует изучение черт.
«Я», самоопределение и самооценка
То, как человек видит себя и как он себя оценивает, ученые называют «самостью». Это конструкт, целостно интегрирующий совокупность личностных характеристик личности. Набор самореферентных схем, составляющих то, что называется «я», включает и даже определяет индивидуальный опыт, т.е. то, как воспринимается мир или как человек думает, чувствует и действует.
Как уже отмечалось выше, формирование личности происходит посредством взаимодействия идентичности с культурной средой. Благодаря нему человек улавливает значения окружающей среды.
Самооценка, возникающая в индивидуалистических культурах, существенно отличается от той, которая возникает в коллективистских обществах: независимое «я», типичное для индивидуалистических культур, отличается от взаимозависимого «я», более распространенного в коллективистских обществах.
В зависимости от культуры, в которой развивается самость, человеческое «я» может принимать различные формы.
В индивидуалистических культурах:
- Люди воспринимают себя как независимые, автономные и полноценные или пытаются достичь этой автономии и независимости.
- Люди подчеркивают границы между «я» и «другими», воспринимая себя как отдельных агентов, действующих для достижения собственных целей, некоторые из наиболее важных из которых пытаются быть уникальными и самодостаточными.
- Именно самость выступает источником действий и мотивации.
- Люди описываются в большей степени рядом внутренних атрибутов (черт, предпочтений, желаний...), которые они считают теми, что преимущественно определяют и вызывают поведение.
- Люди ощущают себя относительно неизменными в разных ситуациях, делая все возможное, чтобы сохранить эту последовательность, но, напротив, считают, что могут изменить мир, окружающую среду.
- Любой, кто верит, что мир более изменчив, чем он сам, вызывает ощущение своеобразного индивидуального контроля, который называется первичным контролем.
- Люди считают, что действия и цели, которые они предпринимают, независимы и рассматриваются как завершенные сами по себе, а отношения с другими играют второстепенную роль в идентичности.
- Отношения важны, но их важность зависит от того, какой вклад они могут внести в самость. Отношения служат достижению индивидуальных целей или удовлетворению потребностей, а не являются самоцелью.
Напротив, в коллективистских культурах:
- Люди ощущают себя взаимозависимыми от других, они чувствуют связь с членами группы, к которой принадлежат.
- Их «я» по своей сути связано с другими, и люди видят себя совместными агентами, действующими в соответствии с целями и желаниями близких людей.
- Некоторые из наиболее важных целей – быть похожими на других и добиться их уважения. Другие люди являются важным источником действий и мотивации.
- Люди описывают себя гораздо больше через отношения и роли, чем через внутренние атрибуты. Изменение ситуации предполагает новые роли и другие обязательства. Поведение в гораздо большей степени определяется ролями и социальными нормами, чем личностными особенностями.
- Взаимозависимое «я» подразумевает внимательное отношение к потребностям, желаниям и целям других, но, когда мы говорим «другие», это относится не ко всем, а скорее к членам внутренней группы (семья, друзья, коллеги).
- Личность изменчива и может меняться в зависимости от разных ролей, а также от разных ожиданий и ситуативных требований ролей и отношений.
- Эти роли относительно неизменны. Социальный мир рассматривается как прочный и постоянный, и поэтому индивидуальная гибкость должна учитывать негибкость социального мира.
- Когда мир более фиксирован, чем самость, люди демонстрируют контроль посредством вторичного контроля или приспособления к требованиям ситуации.
- Источником действия является не автономный человек, а индивидуальное действие. Оно распределяется через конфигурацию отношений с другими.
- Отношения очень важны и являются самоцелью.
- Люди рассматривают членов своей внутренней группы как продолжение себя, сохраняя при этом дистанцию от членов чужих групп.
- Взаимозависимое «я» также включает в себя репрезентации личных качеств (навыков, черт...), которые также могут быть очень заметными с феноменологической точки зрения, но обычно подчинены социальному порядку и, следовательно, менее важны в регуляции и прогнозировании поведения.
Подводя итог: индивидуалистическое «я» – это стена, отделяющая человека от других, тогда как коллективистское «я» – это мост, соединяющий человека с другими.
Помимо столь заметных различий между людьми из разных культур в том, как они воспринимают и описывают себя, отличия также проявляются в том, как люди себя ценят. В их самооценке.
Некоторые исследователи 20 века обнаружили, что представители индивидуалистической культуры набирают более высокие баллы по шкале самооценки. Однако их ученые оппоненты парируют, что данные культурные различия нереальны и обусловлены желательностью, поскольку в коллективистских культурах высоко ценится скромность [Psikipedia, 2024].
Другими словами, дело не в том, у кого более низкая самооценка, а в том, что респонденты сообщают о меньшей самооценке из-за того, что ведут себя скромно.
При этом некоторые исследования, использующие неявные меры самооценки, продолжают обнаруживать, что коллективисты демонстрируют более низкую самооценку, чем индивидуалисты.
Как извлечь пользу?
Если отталкиваться от индивидуалистической модели, человек обладает всем необходимым, чтобы контролировать влияние культуры на себя и формирование личности своих детей. Согласно этой концепции, чем больше культур и чем они разнообразнее, тем лучше.
Общаясь с людьми разных культур, можно узнать об обычаях и вызовах, которые стоят перед их сообществами.
Это позволяет переосмыслить укоренившиеся в сознании стереотипы. Эти знания способствуют культурной компетентности и индивидуальному росту, что, в свою очередь, побуждает личность извлекать как можно больше информации о ее собственной культуре.
Но почему это так важно? Потому что помогает понять, что отличие от других не делает собственную культуру превосходящей остальные. Это также позволяет лучше относиться к другим без разногласий.
Если суммировать, преимущества изучения других культур таковы:
- Повышение культурной сознательности. Человек узнает, как можно сотрудничать или общаться по-другому, чем он привык. Человек учится распознавать новые перспективы, которые могут привести к инновационным идеям. Например, вы можете обнаружить, что в некоторых культурах существуют уникальные подходы к решению проблем, которые могут вдохновить вас на размышления. Кроме того, изучение новой культуры знакомит с иными мировоззрениями, что развивает творческое и критическое мышления, помогает стать более чутким и открытым человеком.
- Улучшение коммуникационных навыков. Хотя язык имеет решающее значение для человеческого общения, эффективному общению способствуют и другие факторы. К ним относятся подача, тон и скорость речи, язык тела.
- Преодоление языковых барьеров.
- Расширение собственного социального круга.
- Развитие карьеры.
- Личностный рост [Les Elfes, 2021].
Формирование личности – нелинейный процесс. Судьба складывается из того, что выбирает сам человек и как выбирают его.
Существующие на планете культуры – это яркая палитра, с помощью которой можно обогатить и преобразить собственную жизнь. Для этого понадобятся настойчивость, находчивость и вера в собственные силы.
Успехов вам с культурным слиянием! И пройдите небольшой тест для закрепления материала: