Урок 5. Психология масс

Психология массВ ходе предыдущих уроков мы достаточно много узнали о приемах массовых коммуникаций, которые используют в общении с аудиторией лидеры мнений, СМИ, прочие инициаторы массовых коммуникаций. И для того, чтобы до конца разобраться, как это все работает, нужно глубже вникнуть в такое понятие, как «психология масс».

Мы уже успели рассмотреть некоторые аспекты массовой психологии и психологии толпы, которые важны для обезличенных коммуникаций. Вы уже имеете представление, что такое предвзятость подтверждения, групповая идентичность и групповое подкрепление, пузырь фильтров, эвристика доступности и прочие социальные искажения. И сейчас мы продолжим вникать в тему психологии масс.

Цель урока: понять, как работает психология масс, чтобы учитывать ее нюансы во взаимодействии с аудиторией в синхронных и асинхронных коммуникациях (вопросы, ответы, комментарии) в качестве инициатора коммуникации. А также научиться понимать свои реакции на различные аспекты массовых коммуникаций, участниками которых вы вольно или невольно становитесь каждый день.

Содержание:

Итак, начнем, и для начала уточним, что подразумевается под психологией масс.

Что такое психология масс?

Под психологией масс понимаются особенности поведения и мышления большой группы людей. Иногда этот термин используется как синоним психологии толпы, однако в контексте изучения массовых коммуникаций нас интересует более широкое понимание термина, потому что массовые коммуникации включают в себя, в том числе асинхронные обращения, а не только, к примеру, речь лидера перед митингующими.

Так или иначе, психологии масс свойственны определенные характеристики:

В плане психологии толпа или народные массы – это совокупность людей, обладающая психической общностью, и физическая концентрация в одном месте является возможным, но не обязательным атрибутом.
Отдельно взятый человек обычно существует и действует осознанно, а толпа или масса неосознанно.
Толпы и народные массы консервативны, даже если прикрывают свои действия революционными лозунгами и стремлением «к новой жизни». Именно поэтому после большинства революций все возвращается «на круги своя» в сколько-то измененном формате.
Толпе нужен вождь, народным массам нужен лидер, который будет «брать харизмой» и личным авторитетом, а отнюдь не какими-то умными мыслями и логикой.
У толпы или народа должна быть благородная и актуальная для них цель, тогда они снесут все на своем пути.

В принципе, жизненный опыт большинства из нас и так может помочь найти немало примеров, когда спокойные и адекватные в повседневной жизни люди, попав в подходящую компанию, шли на совершенно необъяснимые с позиций здравого смысла поступки. Причем такие примеры можно найти везде, начиная от новогодних корпоративов и футбольных матчей и заканчивая политическими акциями.

Это в общих чертах, достаточных для восприятия последующего материала урока. Желающим вникнуть в эту тему глубже можем порекомендовать книгу, которая так и называется: «Психология масс» [Г. Лебон, 2015]. Автор книги французский психолог и антрополог Гюстав Лебон (1841-1931) написал эту книгу в 90-е годы 19 столетия, однако эта книга и по сей день является настольной для многих политиков, потому что изложенные в ней постулаты актуальны и спустя более ста лет.

Далее мы расширим наши знания о таком явлении, как спираль молчания и других аспектах, важных для понимания сути психологии масс.

Спираль молчания

Спираль молчания, она же спираль умолчания – это атрибут проявления общественного мнения, в соответствии с которым человек с большей вероятностью выскажет свое истинное мнение, если оно совпадает с мнением большинства. Верно и обратное суждение, которое заключается в том, что человек почти всегда воздержится от публичных высказываний, если подозревает, что не найдет поддержки большинства и/или получит осуждение и окажется в социальной изоляции.

Про спираль молчания мы уже говорили в уроке №1 в контексте основных подходов в теориях массовой коммуникации. Напомним, в теориях массовой коммуникации существуют два основополагающих подхода: человеко-ориентированный и медиа-ориентированный. Типичным представителем первого подхода является немецкий социолог и политолог Элизабет Ноэль-Нойман (1916-2010), которая как раз и ввела в научный оборот понятие «спираль молчания».

Результатами своих исследований по данной теме Элизабет Ноэль-Нойман поделилась в книге «Общественное мнение – открытие спирали молчания» [Э. Ноэль-Нойман, 1989]. Книга содержит поистине сенсационный на тот момент вывод, что общественное мнение, которым оперируют в политике, социологии, СМИ – это, по сути, мнение, которое не страшно высказать вслух, не опасаясь последствий.

Мнение, идущее вразрез с мнением большинства, кажущимся или реальным, люди обычно держат «при себе» или высказывают лишь в узком кругу близких людей, где можно рассчитывать на поддержку. Да, спираль молчания может «затянуться» на шее общества настолько плотно, что люди массово будут бояться озвучить даже полностью очевидные вещи и думать, будто они со своим мнением находятся в одиночестве. Конформизм – очень сильная вещь и в массовых коммуникациях это используется повсеместно.

Социальная конформность

Интересно, что такой феномен, как социальная конформность, доходчивее всего описали вовсе не ученые, а детский писатель Ганс Христиан Андерсен (1805-1875) в своей сказке «Новое платье короля» [Г. Андерсен, 1837]. Напомним, что по сюжету сказки король «повелся» на обещание сшить ему платье из особой ткани, которую смогут видеть только умные люди. В итоге мошенники «потусовались» возле работающих вхолостую ткацких станков и вручили королю новое «платье» из невидимой для глупцов ткани.

Разумеется, король ничего не увидел, однако побоялся признаться вслух, что он ничего не видит и, соответственно, является глупым. Точно таким образом поступили все его придворные и подданные, проявив все признаки конформизма. А разоблачил обман малыш, который ничего на слышал про argumentum ad populum (апелляцию к большинству) и то, что большинство всегда право. Его возглас «Да ведь он голый» после некоторой перефразировки стал крылатым выражением, с тех пор используемым как раз для иллюстрации подобных ситуаций.

Уточним, что argumentum ad populum переводится с латинского как «аргумент для народа» и подразумевает аргументацию на основе постулата, что большинство не может ошибаться. И еще одно уточнение для желающих нас поправить. В оригинальном тексте сказки Андерсена нет фразы «А король-то голый», и маленький герой повествования произносит фразу в том виде, как мы ее привели выше: «Да ведь он голый».

Те, кто внимательно изучал урок №3, уже догадались, что ситуацию можно отнести к проявлению так называемого «эффекта Манделы», связанного с ложной коллективной памятью, когда люди массово «помнят» эту сказку именно так. Впрочем, столь же вероятно, что перефразировка была умышленной, чтобы из контекста фразы было сразу понятно, о ком речь и кто такой «он», если придется где-либо употребить эту фразу для описания глупости и некомпетентности власть предержащих.

Что же касается научной базы для выводов о социально конформном поведении подавляющего большинства людей, самый большой вклад в исследование данной темы внесли эксперименты Соломона Аша (1907-1996), американского психолога польского происхождения. Он провел множество сложнейших исследований, позволивших достоверно утверждать, что люди в большинстве своем очень подвержены влиянию мнения окружающих, даже если их собственная правота для них очевидна. И чем единодушнее звучит вокруг мнение, отличное от собственного мнения человека, тем скорее он присоединится к большинству [S. Asch, 1955].

Однако наибольшую известность в широких кругах далеко за пределами научных приобрел относительно несложный эксперимент Аша с карточками, на которых были изображены линии, всего 18 пар карточек с линиями. На одной из «парных» карточек была нанесена, условно говоря, «эталонная» линия, а на второй 3 линии разной длины, из которых требовалось выбрать одну, соответствующую эталонной:

Эксперимент Аша

Эксперимент показал, что при всей очевидности ответа лишь 25% испытуемых решились озвучить свою точку зрения тогда, когда перед ними все ассистенты экспериментатора умышленно ответили неправильно. Уточним, что испытуемый не знал, что отвечающие перед ним являются ассистентами экспериментатора, а само исследование было замаскировано под изучение особенностей зрительного восприятия.

Заметим, что результаты были получены в лабораторных условиях, где испытуемого не ждали ни награды за правильный ответ, ни наказания за неправильный. В условиях реальной политики, когда «неправильное» мнение ведет прямиком за решетку, а то и на кладбище, присоединиться к большинству предпочтет гораздо больше, чем 75%. Что, собственно, и приходится наблюдать в виде «единодушной поддержки линии партии» в авторитарных и тоталитарных государствах.

Мы сейчас не про эти пресловутые 146% голосов, которые в свое время повеселили даже человека, получившего такую колоссальную поддержку. В Северной Корее и сегодня, как когда-то в Советском Союзе, выборы носят формальный характер, на «выбор» есть один кандидат от правящего Единого демократического отечественного фронта КНДР, а избиратели гипотетически могут проголосовать либо «за» кандидата, либо «против».

В отличие от СССР, где голосование было без выбора, но хотя бы тайным, в Северной Корее, чтобы голос «против» был засчитан, голосовать нужно в отдельной кабинке, так что никакой тайны волеизъявления, по сути, нет. Учитывая, что голосование «против» там приравнивается к государственной измене, результаты всех выборов примерно одинаковые: 99,9% принявших участие и 100% поддержка правящего политического объединения [Радио Свобода, 2019]. Такое положение дел вполне позволяет руководству страны считать, что общественное мнение на 100% поддерживает их курс, и продолжать двигаться этим курсом дальше.

Впрочем, даже самый жесткий режим не исключает факта достаточно высокой поддержки среди населения. Во-первых, правящий режим усердно и безостановочно обрабатывает массовое сознание с использованием самых разных приемов массовой коммуникации и манипуляции массовым сознанием. Во-вторых, принадлежность к группе является одной из базовых потребностей человека, потому что является составляющей безопасности.

Групповая идентичность

Групповая идентичность или групповая идентификация – это соотнесение себя с той социальной, профессиональной или любой другой группой, к которой принадлежит человек, принятие ее целей и ценностей, причем без особого критического осмысления.

Следствием этого становится групповое мышление, когда идеи, противоречащие целям группы, и мешающие гармонии и единообразию внутри нее не принимаются, а то и вовсе жестко пресекаются.

Термин «групповое мышление» внедрил в научный оборот американский психолог Ирвинг Леслер Джейнис (1918-1990), много лет посвятивший исследованию поведения внутри замкнутых групп военных и политиков. В числе прочего он пришел к выводу, что групповому мышлению и, как следствие, групповому заблуждению подвержены не только обычные люди, но и политическая элита, не желающая слышать и воспринимать альтернативные мнения [I. Janis, 1972].

Ввиду того, что в тоталитарных режимах «больше трех» собираться опасно, людям ничего не остается, как ощутить свою принадлежность к единой группе под названием «новая историческая общность советский (северокорейский?) народ». И, соответственно, принять ее ценности. Ценностью в условиях тоталитаризма является сам факт, что человек до сих пор жив и на свободе, а цель у многих одна – нормально поесть.

Да, идеализация протестных настроений внутри тоталитарных систем изрядно преувеличена. Когда одного беженца из Северной Кореи попросили оценить, какие причины бегства более распространены, экономические или политические, он оценил это соотношение как «9 к 1», где 9 – это экономика, а 1 – это политика [Р. Супер, 2016]. Большинство бежит от нищеты за лучшей жизнью, а не из-за недовольства политической системой.

Если бы тоталитарная модель экономики была в состоянии обеспечить экономическое процветание в реальности, а не на бумаге, и путем убеждения народа, что ему для счастья не так много нужно, недовольных было бы заметно меньше. И, как знать, возьмись кто-то извне помочь освободиться «северным корейцам» от диктатуры, не будет ли он спустя 20 лет проклят бабушками, тоскующими по колбасе за 2-20, и пожилыми рабочими, у которых в прошлом была гарантированная работа на заводе и заработок, на который можно было пить сколько угодно водки «Московская» по 2 рубля 87 копеек за 0,5 литра.

На самом деле, базовые потребности в еде, питье, жилище и безопасности предопределяют массовое сознание, и его реакции намного сильнее, чем хотелось бы думать многим интеллигентам-диссидентам. Давайте поговорим об этом подробнее.

Пирамида Маслоу

Пирамида Маслоу, она же пирамида потребностей – это иерархия потребностей человека от базовых физиологических (еда, жилье, безопасность) до высших эстетических потребностей и потребностей в самоактуализации.

Эта иерархия представлена в виде пирамиды с широким основанием и сужающимся верхом. Так ее представили последователи автора иерархической модели потребностей человека американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970). Отсюда и название «пирамида Маслоу»:

Пирамида Маслоу

Интересно, что сам автор модели пирамиду нигде не изображал. Уровни пирамиды следует рассматривать последовательно снизу вверх от базового до самого высшего. Мы именно так и поступим, попутно поясняя, каким образом каждая ступень пирамиды может быть учтена в технологиях массовых коммуникаций.

Пирамида Маслоу в массовых коммуникациях:

  • Физиологические потребности – обещание всех благ, лучшей жизни, светлого будущего, доступного жилья.
  • Потребность в безопасности – обоснование необходимости тотального контроля за всем и всеми.
  • Потребность в любви и принадлежности к группе (семья, социум) – идеальная почва для формирования групповой идентичности, группового подкрепления, навязывание практически любых ценностей, если это ценности группы.
  • Потребность в уважении – восхваление народа, обращение к прошлым заслугам предков, что позволяет «заболтать» тему сегодняшних актуальных проблем.
  • Потребность в познании и понимании – обращение к амбициям молодежи, обещание «социальных лифтов», доступного высшего образования и прочего.
  • Эстетические потребности – актуально для интеллигенции и людей, решивших свои другие задачи и теперь желающих приобщиться к элите.
  • Потребность в самоактуализации – высший уровень потребностей, свойственный по-настоящему творческим самоотверженным личностям.

Абрахам Маслоу утверждал, что до стадии самоактуализации доходят не больше 2 % людей [А. Маслоу, 1943]. Очень большое количество людей проводят всю свою жизнь в попытках обеспечить базовые потребности первого и второго уровня.

Именно к этим потребностям и обращаются правители всех стран и народов, когда нужно получить поддержку населения. Так, 5 сентября 2005 года Владимир Путин на встрече с правительством анонсировал три приоритетных национальных проекта: «Жилье», «Здоровье», «Образование». Сейчас проектов больше, и почти все они, так или иначе, призваны убедить население, что с жильем, образованием, здравоохранением и прочим вот-вот станет лучше, осталось лишь немного потерпеть [Правительство РФ, 2021].

Отдельно стоит сказать о втором уровне пирамиды Маслоу. Безопасность занимает второе по важности место сразу же за физиологическими потребностями. В исключительных случаях, когда, к примеру, человек оказывается в зоне боевых действий или массовых беспорядков, эта потребность может выйти на первое место. При обычном течении жизни в социуме безопасность – это, в том числе, желание человека принадлежать к какой-то группе, чтобы его мысли и идеи разделял кто-то еще. Что, кстати, многократно подтвердили эксперименты Аша, о которых мы тоже говорили выше.

В каком-то смысле второй уровень как бы плавно переходит в третий, который как раз и «охватывает» потребность в любви и принадлежности к группе. Только применительно ко второму уровню речь идет не о любви, а, скорее, об отсутствии отторжения и социальной изоляции. Выше мы уже рассмотрели, как это проявляется в виде спирали молчания, социальной конформности, апелляции к большинству (argumentum ad populum). Прямым следствием всего этого является приобретенная беспомощность в масштабах общества.

Многие люди не готовы брать на себя ответственность за свою жизнь даже тогда, когда у них появляются возможности для этого. В упомянутом выше интервью беженца из Северной Кореи есть ценная мысль, что людям, всю жизнь прожившим в социалистическом обществе, тяжело перестроиться на капиталистический лад.

Как метко заметил интервьюируемый, «Север на уровне партии всю жизнь говорит тебе четко, что ты должен делать, и ты не принимаешь никаких решений, а Юг вынуждает тебя принимать все решения самому. Поначалу это невероятно трудно понять, принять и применить к жизни» [Р. Супер, 2016]. Для заинтересовавшихся уточним, что сам герой интервью имел опыт частного предпринимательства, которое разрешено в Северной Корее с 2002 года, поэтому после бегства в Южную Корею смог адаптироваться к новой жизни быстрее, чем многие его соотечественники.

Теория разбитых окон и диффузия ответственности

Что еще стоит сказать о психологии масс, особенно в контексте того, что в странах постсоветского пространства постоянно, то тут, то там вспыхивают массовые беспорядки, и тогда массовые коммуникации существенно осложняются?

Это, во-первых, «теория разбитых окон», которая в ходе беспорядков превращается из теории в практику. Суть теории в том, что терпимое отношение к такого рода «мелким» нарушениям очень скоро приведет к масштабным погромам, когда вокруг не останется ни одного целого окна.

Теория презентована в 1982 году американскими социологами Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом. В 1994 году ее взял за основу деятельности на посту мэра Нью-Йорка Рудольф Джулиани, усилив полицию и начав бескомпромиссную борьбу с любыми проявлениями хулиганства и незамедлительно устраняя последствия сделанных хулиганами «мелких» разрушений. И вскоре Нью-Йорк стал комфортным и безопасным городом. Так что решительные меры в борьбе с людьми, бьющими окна и витрины, – отнюдь не изобретение авторитарных или постсоветских режимов.

Во-вторых, это «диффузия ответственности». Толпа всегда анонимна, поэтому чувствует безнаказанность и не чувствует ответственности. По-научному это называется «явление субъективного распределения ответственности, в результате чего ответственность каждого участника происшествия становится меньше».

В ходе исследования диффузии ответственности был выявлен так называемый «эффект свидетеля», суть которого как раз и заключается в том, что, будучи единственным свидетелем происшествия, человек обычно чувствует свою причастность к ситуации, готов оказывать помощь пострадавшим и в принципе действовать по обстоятельствам. Если же за чем-либо наблюдает толпа, вероятность своевременного оказания помощи потерпевшему намного ниже.

Так, по итогам эксперимента, который поставили в 1968 году психологи Биб Латане и Джон Дарли, симулировавший эпилептический припадок ассистент экспериментаторов получил помощь в 85% случаев, когда рядом оказывался один прохожий, и лишь в 35% случаев, когда вокруг собиралась толпа. Более поздние исследования эффекта свидетеля и анализ вмешательства свидетелей в опасных и неопасных для своей жизни чрезвычайных ситуациях, в целом, подтвердили выводы, сделанные полвека назад [P. Fischer et al., 2011].

В плане практических рекомендаций людям, попавшим в какую-либо ситуацию и нуждающимся в помощи, можно посоветовать просить помощь не у всей толпы зевак, а обращаясь конкретно к тому или иному человеку. Например, к тому, кто стоит ближе всех и вызывает доверие.

Итак, в ходе прошедших уроков вы узнали о массовых коммуникациях и нюансах ее восприятия общественным сознанием достаточно много для того, чтобы попробовать себя на поприще начинающего политика, блогера, маркетолога.

А впереди вас ждет еще один урок, где мы рассмотрим самое главное, без чего все вышеизложенные сведения не будут иметь никакого смысла и никак не помогут инициировать эффективную коммуникацию. Финальный урок курса будет посвящен личным качествам инициатора массовых коммуникаций. Поэтому предлагаем пройти проверочный тест и перейти к последнему уроку курса.

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

В заключительном уроке мы рассмотрим качества коммуникатора.

1Коммуникации