Блог о саморазвитии

Тест Куна: а кто вы такой? Идентичность и социальные роли

Тест Куна: а кто вы такой? Идентичность и социальные роли

«Кто вы такой?» Этот вопрос в зависимости от контекста ситуации может поставить в тупик или удивить своей пафосностью, вызвать легкое недоумение или плохо сдерживаемое раздражение. Однако психологи считают, что вам нужно обязательно знать ответ на этот вопрос, причем желательно хотя бы в двадцати вариантах.

Такая превентивная подготовка не только выручит вас в случае, если данный вопрос задаст недружелюбно настроенный охранник или полицейский. Такое «самокопание» поможет вам лучше понять себя, более четко увидеть свои положительные стороны и вовремя обнаружить, что вы «недорабатываете» в какой-то части своей жизни.

Если вы уже прошли наши программы «Самопознание» и «Психология отношений», у вас, скорее всего, нет проблем с пониманием себя и других. Программы могут занять полтора-два месяца каждая, а вот тест Куна займет всего 12 минут и откроет вам много интересного. Что за тест? Сейчас расскажем!

Тест Куна: что это такое?

На самом деле, полное название звучит следующим образом: тест Куна-Макпартленда. Это проективная методика исследования личности, которую разработали представители так называемой «Айовской школы символического интеракционизма» М. Кун и Т. Макпартленд.

Для справки: Символический интеракционизм – это направление в социологии, которое изучает «символические связи» как один из аспектов социального взаимодействия.

В свою очередь, под «символическими связями» понимаются язык, жесты и прочие символы, с помощью которых люди передают друг другу информацию, вербальную и невербальную.

Подробнее ознакомиться можно в статье «Общество как символическая интеракция», которую написал основоположник данного направления в социологии [Г. Блумер, 2017]. Айовская школа – это одно из ответвлений символического интеракционизма. Вдаваться в подробности научных перипетий не будем, потому что это выходит на рамки нашего сегодняшнего исследования.

А интересны все эти уточнения в силу следующих причин: коль скоро люди передают информацию посредством символов, каждый из которых имеет свое смысловое наполнение, так почему бы не посмотреть, какими символами человек описывает сам себя и какой смысл вкладывает в элементы собственной самоидентификации?

Итак, что же представляет собой тест М. Куна, он же тест Куна-Макпартленда? Свою методику ученые презентовали в статье An empirical investigation of self-attitudes («Эмпирическое исследование самоотношения») более полувека тому назад [M. Kuhn, T. McPartland, 1954]. При всей масштабности исследования, это, по сути, один-единственный вопрос «Кто я?» На этот вопрос испытуемый должен придумать 20 ответов в течение 12 минут.

Что это дает? В целом, тест Куна-Макпартленда построен на том понимании Я-концепции, которое проповедовал Манфред Кун. Он рассматривал Я-концепцию как своего рода «базу» для организации и социальной интеграции личности и регулятор поведения в обществе, который предопределяет следующие моменты:

  • Определение собственной идентичности.
  • Определение личных интересов, симпатий и антипатий.
  • Понимание своих целей и собственного пути к успеху.
  • Формирование системы соотнесения, центром которой является сам человек.
  • Формирование системы самооценивания.

Что заставило ученых развить данную тему и придумать такой интересный тест? Они полагали, что в теме Я-концепции наблюдается явный перевес теории в ущерб практике. При том, что «Я» долгое время было центральным понятием в подходе символического взаимодействия в социальной психологии, было мало, что сделано для его непосредственного использования в эмпирических исследованиях [M. Kuhn, T. McPartland, 1954].

Ученые полагают, что причиной тому является отсутствие единого мнения относительно класса феноменов, к которым должно быть отнесено «Я». Так, его считали образом, концепцией, понятием, чувством, «я, смотрящим на себя», но практически ничего не говорили о том, как пользоваться этим пониманием на практике.

Если человеческое поведение организовано и направлено, и обеспечивается эта организованность и направленность отношением индивида к самому себе, для социальной психологии должна иметь решающее значение способность идентифицировать и измерить отношение к себе. Собственно, именно эту задачу и решает тест Куна: идентифицировать и измерить отношение человека к самому себе.

В зависимости от того, какие свои характеристики человек поставил на первые места, можно судить, какая сфера жизни для него сейчас наиболее важна и как он себя идентифицирует и позиционирует в первую очередь. К слову, наблюдаются весомые различия в результатах теста Куна у жителей разных стран.

Так, американцы почти всегда начинают свои ответы с вариантов гражданской идентичности (например, «Я – американец» или «Я – гражданин США»), далее идет профессиональная и расовая принадлежность [О. Кармадонов, 2018].

У россиян явным приоритетом является семейная идентичность, и наши люди обозначают себя, в первую очередь, как жену, мать, отца, сына, брата, бабушку и т.д. Национальность и гражданство, если даже и указывают, то лишь в самом конце списка ответов. Кроме того, россияне достаточно часто дают ответ «Я – человек», что гораздо реже встречается среди представителей других государств.

Что еще интересного можно рассказать про тест Куна? За почти 70 лет существования тест «оброс» самыми разными интерпретациями и, если можно так выразиться, «расширениями». Это обусловлено как ментальной разницей между жителями разных стран и связанной с этим необходимостью адаптации тестового материала, так и объективно меняющимися жизненными обстоятельствами. И, конечно же, собственно развитием науки, ведь сегодня инструментарий в области психологических и социологических исследований намного богаче, чем в середине 20 столетия. Рассмотрим наиболее интересные модификации теста Куна.

Тест Куна-Макпартленда: модификация Румянцевой

Чем отличается тест Куна в модификации Румянцевой, представителя отечественной психологии и социологии? Давайте посмотрим, и для этого нам в помощь материал «Тест Куна-Макпартленда «Кто Я?» (Модификация Т.В. Румянцевой)» [М. Баландина, 2020].

Прежде всего, тест Куна в модификации Румянцевой отличается отсутствием жесткой привязки к количеству ответов за 12 минут. Если ответов будет чуть больше или чуть меньше, это не слишком влияет на информативность теста, потому что общие тренды понятны по первым 3-5 ответам.

Более того, количество является дополнительным источником информации об испытуемом. В частности, о его уровне рефлексии: чем больше ответов, тем выше уровень рефлексии. Хотя, если человек в принципе смог придумать 15-20 ответов на вопрос «Кто Я?» и вписался в изначальные требования теста, такой уровень рефлексии уже можно считать достаточно высоким.

О низком уровне рефлексии свидетельствует крайне малое количество ответов, данных за 12 минут. Но есть еще один момент. Если испытуемый, к примеру, дал всего 2-3 ответа, нужно обязательно выяснить, что именно его смущает в тесте: он не знает, как отвечать, или он не хочет отвечать слишком откровенно в силу своей скрытности и чрезмерной осторожности.

Когда ответы будут готовы, испытуемого просят обозначить каждый из них следующим образом на выбор:

  • «+»: значок «плюс» нужно поставить, если самому человеку данная им же самим характеристика нравится (допустим, смелый, решительный, благородный).
  • «-»: значок «минус» нужно поставить, если сам человек воспринимает данную свою характеристику как отрицательную (нерешительный, безработный).
  • «±»: значок «плюс-минус» ставится в случае, если какую-либо характеристику можно рассматривать и как положительную, и как отрицательную (допустим, инженер умный, но зарабатывает мало).
  • «?»: знак «вопроса» ставится, если человек не знает, как оценить характеристику, которую он сам себе дал (например, женатый человек).

В этом тесте нет «правильных» или «неправильных» ответов. Писать можно что угодно, что только придет в голову. И именно этим интересен данный тест. Интересно в данном случае соотношение положительных и отрицательных оценок, данных испытуемым своим же характеристикам. А также наличие загадочных значков «?» и «±». Именно по их количеству и соотношению можно понять, как человек себя оценивает и насколько адекватной является эта самооценка.

Тест М. Куна — Т. Макпартленда – интерпретация самооценки:

  • Адекватная самооценка – при соотношении характеристик с положительной и отрицательной оценкой («+» к «-») как 65-80% на 20-35% от общего числа «+» и «-».
  • Завышенная самооценка – при соотношении характеристик с положительной и отрицательной оценкой («+» к «-») как 85-100% на 0-15% от общего числа «+» и «-».
  • Заниженная самооценка – при соотношении характеристик с положительной и отрицательной оценкой («+» к «-») как 0-40% на 60-100% от общего числа «+» и «-».
  • Неустойчивая самооценка – при соотношении характеристик с положительной и отрицательной оценкой («+» к «-») как 45-50% на 50-55% либо наоборот.

Таким образом, самооценка может быть адекватной, неустойчивой и неадекватной, причем различаются два вида неадекватной самооценки – завышенная и заниженная:

С «плюсами» и «минусами» мы разобрались, но у нас еще есть «?» и «±». Благодаря этим значкам мы можем отнести испытуемого к какому-либо типу личности, а также понять, есть ли у него кризисные переживания.

Тест М. Куна — Т. Макпартленда – интерпретация типа личности:

  • Эмоционально-полярный тип – при полном или почти полном отсутствии значка «±». Психологи видят в этом признаки дихотомичности и примитивности мышления, что может быть симптомом алекситимии (эмоциональный разрыв, скрывающийся под маской нормальности).
  • Уравновешенный тип – в случае, когда количество значков «±» достигает 10-20% от общего числа знаков. Это можно считать условной нормой и способностью рассматривать характеристики и явления с разных точек зрения.
  • Сомневающийся тип – когда количество значков «±» превышает 30% от общего числа знаков. Кроме того, это может быть свидетельством жизненного кризиса или нерешительности как черты характера.

Еще более ярким свидетельством кризисных переживаний является относительно больше количество знаков вопроса (три или более). Уточним, что знак «?» испытуемые ставят достаточно редко. В среднем, таким обозначением пользуется каждый пятый тестируемый и ставит не больше одного-двух знаков вопроса.

Что еще можно понять из результатов теста Куна? Данный тест дает представление об особенностях гендерной, социальной, семейной, профессиональной, личностной идентичности испытуемого и многих других его характеристик.

Так, если женщина в первом же ответе пишет, что она жена бизнесмена, это вполне достаточное основание понять, как она себя позиционирует в этой жизни в первую очередь.

Если молодой человек в первом ответе пишет, что он студент (музыкант, программист, дизайнер), это тоже весьма информативное указание на его главные жизненные приоритеты в данный момент.

Та или иная идентичность может быть выражена разными способами:

  • Прямая выраженность – когда ответ содержит прямое указание на пол (мужчина, женщина), профессию, гражданство страны и т.д.
  • Косвенная выраженность – когда из ответа понятна та или иная идентичность. Например, ответ «студентка» является косвенным выражением гендерной идентичности и принадлежности к женскому полу и прямым выражением социальной идентичности.
  • Отсутствие выраженности – когда среди ответов нет ни прямых, ни косвенных указаний на ту или иную идентичность. Например, домохозяйка с 20-летним стажем нигде не упоминает, что она когда-то закончила медицинский колледж и является медсестрой по специальности, указанной в дипломе.

Проще говоря, отсутствие выраженности – это когда та или другая идентичность либо не получила развития, либо была очень глубоко вытеснена из повседневного бытия. По контексту ответов можно судить о субъективной оценке испытуемым каждой своей идентичности.

Варианты субъективной оценки:

  • Эмоционально-положительная оценка – при наличии четкого положительного определения (например, хороший парень, красивая девушка, выдающийся дизайнер).
  • Эмоционально-отрицательная оценка – при наличии четкого отрицательного определения (некрасивый мужчина, неудачник по жизни).
  • Нейтральная оценка – в случае безоценочных характеристик (мужчина, женщина, муж, жена).
  • Отчужденное отношение – в случае абстрактных отвлеченных характеристик (житель планеты Земля, биологическое существо).

Кроме того, весьма информативным оказывается так называемый «психолингвистический анализ» ответов теста. В частности, соотношение использования основных частей речи: глаголов, существительных и прилагательных. Тест Куна в модификации Румянцевой предлагает следующую интерпретацию лингвистических предпочтений испытуемых:

  • Преобладание существительных – потребность в стабильности и определенности.
  • Малое количество или отсутствие существительных – элемент безответственности в характере испытуемого.
  • Преобладание прилагательных – эмоциональность и, возможно, принадлежность к демонстративному типу личности.
  • Малое количество или отсутствие прилагательных – слабо выраженная дифференцированность идентичности испытуемого.
  • Преобладание глаголов – активность и самостоятельность в жизни.
  • Малое количество или отсутствие глаголов – неуверенность в себе и сомнения в собственной эффективности.

Оценка теста Куна в модификации Румянцевой содержит шкалу анализа характеристик идентификации, которая включает 7 обобщенных показателей-компонентов идентичности. Рассмотрим их подробнее, потому что они являются существенным вкладом в развитие понимания «Я-концепции», на основе которой выстроен оригинальный тест Куна.

«Социальное Я» (семь основных показателей):

  • Прямое указание на гендерную принадлежность (мужчина, женщина, юноша, девушка).
  • Указание на сексуальную роль (хороший любовник, Дон Жуан, Амазонка).
  • Обозначение учебно-профессиональной ролевой позиции (студент, врач, учитель).
  • Указание на семейную принадлежность (жена, муж, сын, дочь, бабушка, дедушка).
  • Обозначение этнической и/или региональной идентичности (русский, американец, сибиряк, москвич).
  • Обозначение мировоззренческой идентичности (христианин, мусульманин, либерал, демократ).
  • Указание на групповую принадлежность (коллекционер, вегетарианец, собаковод).

«Коммуникативное Я» (два основных показателя):

  • Дружба (я хороший друг, я имею много друзей).
  • Общение (я люблю общаться с людьми, я всегда готов выслушать и поддержать).

«Материальное Я» (три основных показателя):

  • Описание своей собственности (я имею квартиру, машину, дачу).
  • Оценка уровня собственной обеспеченности и отношение к материальным ценностям (я бедный, богатый, обеспеченный, люблю деньги).
  • Отношение к факторам внешней среды (я люблю лето, море, пляж, хорошую погоду, гулять в лесу).

«Физическое Я» (три основных показателя):

  • Субъективное восприятие своих физических данных (красивый, сильный, симпатичный, привлекательный).
  • Описание своих физических параметров (я высокий блондин, изящная брюнетка, молодая девушка).
  • Обозначение кулинарных предпочтений и вредных привычек (я заядлый курильщик, я веган со стажем).

«Деятельное Я» (два основных показателя):

  • Повседневная деятельность и интересы, полученный опыт (я люблю путешествовать, я был в Индии).
  • Самооценка способности к деятельности, собственных навыков и компетенций (я свободно говорю по-английски, я могу пробежать марафон).

«Перспективное Я» (девять основных показателей):

  • Профессиональная перспектива (я будущий врач, я хочу стать топ-менеджером).
  • Семейная перспектива (я будущая жена и мать).
  • Групповая перспектива (я хочу принять участие в массовом забеге).
  • Коммуникативная перспектива (я хочу съездить к друзьям в Забайкалье).
  • Материальная перспектива (я хочу заработать на машину, я хочу новый компьютер).
  • Физическая перспектива (я хочу похудеть, бросить курить, накачать бицепсы).
  • Деятельностная перспектива (я запишусь на курсы итальянского языка, я научусь играть на гитаре).
  • Персональная перспектива (я хочу стать оптимистом).
  • Самооценка перспективных устремлений (я целеустремленный человек).

«Рефлексивное Я» (два основных показателя):

  • Персональная идентичность (добрый, искренний, решительный, настойчивый).
  • Глобальное экзистенциальное «Я» (человек разумный).

Помимо всего вышеперечисленного, тест Куна в модификации Румянцевой выделяет два самостоятельных показателя. Это так называемая «проблемная идентичность» (я – ничто, я не знаю, кто я) и ситуативное состояние (я влюблен, растерян, устал, огорчен). Всем, кого заинтересовала тема идентичности в предложенной модификации теста, можем рекомендовать книгу «Социальная идентичность: теория и практика» [Т. Румянцева, Н. Иванова, 2010].

В целом, тест Куна в модификации Румянцевой позволяет получить в результате тестирования развернутую картину личности испытуемого всего за 12 минут. Ввиду относительной простоты и малых затрат по времени данный тест широко используется в консультативной практике психологов, ведущих личный прием.

Наиболее полную картину дает использование теста Куна в сочетании с такими методиками, как «Проективный рисунок человека» и «Полоролевые портреты». Кроме того, тест Куна пригоден для психодиагностики отношений в паре.

Данный тест можно повторять регулярно в отличие от многих других, где есть «правильные» и «неправильные» ответы, которые можно со временем запомнить. Такие повторы дают возможность оценить динамику изменений, к примеру, при проведении психотерапевтических сеансов.

Как правило, данный тест используется в работе с психически здоровыми людьми, способными сосредоточиться на задании и затем определиться, как они сами воспринимают ту или иную свою характеристику из числа написанных в ходе тестирования.

Однако есть и модификации теста Куна, позволяющие организовать тестирование среди подростков с задержками психического развития.

Тест Куна-Макпартленда: модификация Коневой

Данную модификацию разработала доцент факультета психологии и педагогики Мининского университета Ирина Конева, специализирующаяся на коррекционной психологии и помощи подросткам с задержкой психического развития [НГПУ им. К. Минина, 2022].

Тестовое задание ставится в формате, понятном детям с такого рода особенностями психики: «Пишите все, что вы думаете о себе». Цель тестирования тоже объясняется максимально просто и понятно: «Узнать, что ребята вашего возраста думают сами о себе».

Для удобства ребятам советуют сразу поставить на листике бумаги цифры по вертикали от 1 до 20 с тем, чтобы ответы точно поместились на страничке. Для того чтобы получить откровенные ответы, детям сразу обещают сохранить анонимность, обещают не показывать их тесты учителям и родителям и просят не писать фамилию на листике с ответами. Психологу для дальнейшей работы вполне достаточно имени ученика.

Детям отводится на тест 15 минут, после чего поступает команда перейти к следующему этапу: оцепить значимость каждого суждения для самого себя по шкале от 1 до 3 баллов. Баллы имею следующее значение:

  • 3 – если ответ очень важен для ребенка.
  • 2 – если ответ имеет среднее значение для ребенка.
  • 1 – если ответ не слишком важен для ребенка.

Далее листы с ответами собирает психолог и анализирует полученные данные. Анализ используется, прежде всего, для выделения двух аспектов образа «Я» у подростков:

  • Объективного аспекта, который включает социальные и поведенческие самохарактеристики (ученик, футболист, люблю ходить в кино и прогуливать школу).
  • Субъективного аспекта, который включает мотивационные самохарактеристики (хочу котенка, собаку, конфеты, стать бизнесменом, богачом, артистом).

Соотношение объективных и субъективных аспектов интерпретируется как характеристика субъективной активности ребенка в направлении самопознания и свидетельствует об определенном уровне развития рефлексии.

Помимо этого, делается контент-анализ модальностей «Я-образа» на основе разработок И. Кона, с которыми можно ознакомиться в книге «Психология ранней юности» [И. Кон, 1989]. Разработки адаптированы с учетом особенностей подростков с задержкой психического развития. Адаптированная классификация включает физические самохарактеристики, социальные идентичности и личностные диспозиции. В свою очередь, последние два параметра подразделяются на отдельные составляющие.

Составляющие социальной идентичности:

  • Характеристики собственных действий и поступков.
  • Характеристики собственных социальных ролей и статусов.

Личностные диспозиции:

  • Самохарактеристики через характеристики окружающих.
  • Описание собственных предпочтений и желаний.
  • Описание своих личностных качеств.

Таким образом, представленная модификация И. Коневой акцентирует внимание на выявлении когнитивных, ценностно-мотивационных и поведенческих аспектов идентичности подростков, страдающих задержками психического развития. Это позволяет получить информацию, которая впоследствии позволяет организовать коррекционные мероприятия для ребенка и помочь ему социализироваться в обществе. Есть и другие модификации теста.

Тест Куна-Макпартленда: модификация Зучера

Из прочих модификаций теста Куна можно выделить, в частности, интерпретационную шкалу Л. Зучера. Он предложил разделять все ответы испытуемых на четыре основные группы:

  • «Физическое Я» во времени и пространстве.
  • «Социальное Я» как место в группе и социальная роль.
  • «Рефлексивное Я» как индивидуальный стиль поведения и черты характера.
  • «Океаническое Я» как абстрактная рефлексия, не зависящая от текущей ситуации.

По поводу последнего пункта Л. Зучер уточнял, что, конечно же, самохарактеристики обычно связаны с контекстом жизни, но элемент абстрактной рефлексии тоже может дать немало материала для размышлений.

Тест Куна-Макпартленда: модификация Клециной

По-своему интересна интерпретационная шкала И. Клециной, которая нацелена на выявление роли гендерных характеристик в структуре «Я-концепции» испытуемого. В этой шкале представлено шесть категорий:

  • Семейные и межличностные роли: мать, жена, муж, подруга, друг.
  • Профессиональные роли: студент, инженер, предприниматель, дизайнер.
  • Социальные роли из сферы досуга и увлечений: коллекционер, охотник, рыболов, спортсмен, читатель, зритель.
  • Фемининные характеристики как личностные черты, которые считаются присущими женщинам: заботливость, нежность, чувствительность.
  • Маскулинные характеристики как личностные черты, которые считаются присущими мужчинам: сила, смелость, независимость, агрессивность.
  • Нейтральные характеристики как личностные черты, не входящие в маскулинные и фемининные: доброта, трудолюбие.

В интерпретационной шкале И. Клециной первые три категории «отвечают» за социальную идентичность испытуемых, а последние три являются составляющими личностной идентичности.

Немаловажно и то, есть ли в ответах прямое указание на гендерную принадлежность (мужчина, женщина). Если таковое находится в числе первых ответов, это указывает на значимость данной характеристики в структуре «Я-концепции» испытуемого.

После обработки итогов теста подсчитывается количество ответов в каждой из шести категорий, а для наглядности результаты заносятся в таблицу:

Такой подход позволяет сразу увидеть, что для человека важно, чем он живет и чем, что называется, «дышит», какие стороны его жизни недостаточно наполнены, какая роль оказалась вытесненной из повседневного бытия. Имея такую полную картину, становится проще помочь человеку, обратившемуся к психологу.

Это самое главное, что мы хотели вам сегодня рассказать про тест Куна-Макпартленда и его модификации. Мы желаем, что помощь к вам всегда приходила вовремя. Мы приглашаем вас на наши программы «Самопознание» и «Психология отношений». И предлагаем ответить на один вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:,