Как научиться видеть мир по-новому? Сделать лазерную коррекцию зрения! Шутка. Но, как и в большинстве шуток, в этом есть доля правды. Когда человек хочет или ему нужно смотреть иначе, ему придется уподобиться тому, кто раньше плохо видел, но в один прекрасный день прозрел. Подключаем лучшие техники самообразования и учимся искать радугу в микромире вокруг себя.
Вы когда-нибудь видели водопад Анхель? Гуляли на закате по Большому каньону? Наблюдали, как стая будто изваянных из мрамора белух несется сквозь толщу изумрудной ледяной воды северных морей?
Благодаря появлению фотографии, кинематографии, дронов и подводных камер любоваться этими чудесами природы могут все. В Интернете и социальных сетях у людей есть возможность наслаждаться и обмениваться видами красот со всего света.
Однако есть красоты известные, а есть малоизвестные. Или совсем неизвестные. Водопад Анхель расположен на другом конце света, а эти малоизвестные красоты находятся на расстоянии вытянутой руки. Совсем рядом с нами. Не обязательно карабкаться на высокую гору, чтобы испытать эстетическое наслаждение и порадовать этой радостью близких.
Будем учиться видеть мир по-новому!
Открываем мир вокруг себя
Мы проводим свою жизнь в поисках новых вещей, но легко упускаем из виду количество времени, которое мы вкладываем в это. Открывать – это часть человеческого бытия, но кажется, что в стремлении постоянно находить новые и разные вещи мы теряем ценные детали уже существующих вещей.
Тенденция всегда открывать что-то новое влияет на наши собственные идеи и проекты, особенно когда мы прекращаем реализацию инициатив, потому что считаем, что они уже устарели, или перестаем что-то делать из-за страха, что они недостаточно инновационные.
Может быть, нам не нужно больше идей, а нужно увидеть уже существующие под другим углом.
По мнению французского писателя Марселя Пруста, истинный акт открытия состоит не в поиске новых путей, а в том, чтобы научиться видеть одно и то же другими глазами. Иными словами, научиться находить решения или ответы, которые мы раньше не замечали.
Знаменитый эксперимент 20 века под названием «Невидимая горилла» доказывает, как концентрация на чем-то конкретном заставляет нас упускать детали, которые могут быть очевидны для других людей.
В этом эксперименте интересно то, что мы не осознаем, сколько информации упускаем из виду и как это может помешать нам увидеть что-то, что находится прямо перед нашими глазами и выглядит так же, но все же немного по-другому. Более подробно об «эффекте гориллы» мы рассказываем в статье «Слепота невнимания».
Акт открытия нового в сочетании со сравнением с тем, что уже существует, предлагает нам изменить саму концепцию открытия, при которой не обязательно создавать что-то новое. Достаточно просто увидеть другими глазами.
Так как же нам увидеть ту же вещь или решение с другой точки зрения? Давайте подумаем:
- Через отстранение. Точно так же, как при написании письма или эссе мы находим ошибки после того, как ждем определенное время, чтобы прочитать его снова, чтобы мы могли еще раз взглянуть на эту идею или проблему. Расстояние может помочь «освежить» наш разум.
- Через разговор с другими людьми. Знание различных моментов жизни может создать в нас новые связи и помочь нам увидеть вещи, о которых мы, возможно, не задумывались. Речь идет не о том, чтобы разделить одни и те же точки зрения, а скорее об открытии нашего разума для новых возможностей.
- Через разные роли. Пытаясь поставить себя на чужое место, воображая предполагаемые сценарии из других реальностей.
Если мы будем настаивать на том, чтобы всегда видеть мир с одной и той же точки зрения, так, как мы всегда поступали, возможно, мы всегда будем приходить к одним и тем же выводам. Мир полон возможностей, а возможности могут быть безграничны [Idealist, 2016].
4 способа взглянуть на вещи с новой точки зрения
Четверо слепых стояли перед слоном и пытались понять, что перед ними:
- Первый дотронулся до хобота и сказал: «Это толстая змея».
- Второй потрогал ногу слона и прокомментировал: «Это ствол дерева».
- Третий положил руки на бок слона и сказал: «Это определенно стена».
- Четвертый коснулся хвоста и заявил, что это веревка.
Вместо того, чтобы выслушать друг друга и поделиться своим мнением, слепые начали спорить из-за того, что было перед ними. Каждый открыл часть истины, но нужно, чтобы остальные «увидели» всю картину.
Многие из нас идут по жизни, видя мир только со своей точки зрения. Сделать шаг назад и увидеть жизнь глазами другого человека – это непростая задача, однако, когда мы это делаем, мы понимаем, что тоже видим лишь часть гораздо более широкой картины.
Вот четыре способа, которыми мы можем взглянуть на вещи с новой точки зрения:
- Не идите по следу лодки. Обычно мы полагаемся на свой прошлый опыт и воспоминания, чтобы увидеть наше настоящее, но сосредоточиться на вчерашнем дне – это все равно, что двигаться по следу лодки. Конечно, мы можем извлечь уроки из прошлого, но каждый день – это новый день. Никто сегодня не тот же человек, каким был вчера. Настоящий момент может многому нас научить, если мы обратим внимание на то, кто мы и что делаем в этот момент. Нам не нужно определять себя или свою жизнь своим прошлым. Посмотрите на огромный океан возможностей и с нетерпением ждите путь, который откроется перед вами.
- Сделайте шаг назад и найдите горизонт. Стресс сужает внимание и мешает увидеть что-либо, кроме проблемы, стоящей перед нами, в те моменты, когда нам больше всего нужна перспектива. Легче противостоять проблемам, когда мы делаем шаг назад и можем расширить свое внимание. Вот почему мы часто слышим совет отправиться на прогулку, когда не можем найти способ преодолеть препятствия. Но даже без прогулки взгляд в окно и обнаружение горизонта могут открыть глаза на новую перспективу. Горизонты напоминают нам об открытых пространствах и новых идеях.
- Отмечайте свой день позитивной точкой зрения. Просыпаясь утром, многие из нас сразу же проверяют электронную почту и социальные сети. Даже если мы не сталкиваемся с какими-либо негативными или стрессовыми сообщениями, немедленное обращение к телефону означает, что мы формируем начало нашего дня с помощью образов, требований и мнений других людей. Вместо этого, даже если это всего на минуту, мы можем закрыть глаза, глубоко вздохнуть и быть благодарными за новый день. Затем мы можем спросить себя: «Какова идеальная версия, которой я себя вижу сегодня?» Просто задав себе этот вопрос, вы получите четкое направление и намерение перед началом дня. Точно так же в конце дня, прежде чем заснуть, мы можем спросить себя: «Что было самое лучшее, что случилось со мной сегодня?» Если мы будем делать это каждый вечер, мы мысленно проанализируем все, за что мы благодарны в этот день. Это наполняет наш взгляд на каждый день позитивной энергией и благодарностью.
- Не верьте всему, что думаете. Большинство из мыслей повторяются. Любой, кто проходил через эксперимент «попробуй не думать о белом слоне», может сказать вам, что чем больше мы пытаемся контролировать свои мысли или сопротивляться им, тем более могущественными они кажутся. То, чему мы сопротивляемся, сохраняется. Но это не значит, что мы должны верить всему, что думаем, или принимать наши мысли как реальность. Мы можем спросить себя: действительно ли эта мысль верна? Это полезно? Есть ли другой способ взглянуть на эту ситуацию?
Эти инструменты могут помочь нам взглянуть на мир по-новому и увидеть более тонкую и сложную реальность. Они также могут помочь нам переключить внимание и сосредоточиться на лучшем понимании окружающего мира. Мы так много упускаем, когда забываем, что существует бесчисленное множество способов учиться, видеть и расти. И мы так много увидим, когда поднимем глаза к горизонту нашей жизни и откроем свой разум людям и пространствам вокруг себя [Aish Latino, 2024].
После того, как вы научитесь видеть мир по-новому, вас охватит естественное желание поделиться открытиями с другими. Можно об этом рассказать, можно написать, можно нарисовать, а можно – сфотографировать.
О последнем расскажем поподробнее.
Как фотография превратилась из техники в искусство
В заголовок вынесено «искусство фотографии». Мы уже привыкли воспринимать его таким. Однако так было не всегда.
Традиционное искусство, и особенно живопись, долгое время стремилось к мечте о мимесисе, «идеальном» воспроизведении природы». Плиний Старший рассказывал в своей «Естественной истории», что в 5 веке до н.э. греку Зевксису удалось обмануть глаза птиц, слетевших клевать нарисованные им виноградины.
В 1784 году, за 50 лет до того, как фотография была официально представлена миру, в ответ на вопрос «Что такое Просвещение?» Иммануил Кант писал: «Просвещение есть освобождение человека от его виновной недееспособности». Кант и его современники стремились определить рождающийся после Средневековья мир, основанный на научном методе вместо религии, представительной демократии вместо автократии и рыночной экономике вместо бартера.
Просвещение означало полный разрыв с Темными Веками и прямой поворот к разуму, логике и рациональности. Этот разрыв с прошлым и возникновение новой эры науки, капитализма и демократии резюмируется Кантом девизом Sapere Aude!: «Имейте смелость использовать свое собственное понимание!»
Изобретение фотографии, ставшее результатом этой научной революции, закрепило окончательный разрыв со средневековой иконографией святых и херувимов [D. Rubinstein, 2018].
Когда в 1839 году француз Луи Дагер представил в Париже так называемый дагерротип – первую процедуру, которая на основе первоначальной работы Жозефа Ньепса позволяла получать фотографии на полированной серебряной поверхности, возникла мечта создать изображение, которое бы стало настоящим «двойником» мира, который наконец стал реальностью.
Фотографическое изображение объединило в себе некоторые основные атрибуты Просвещения:
- Рациональный метод, способный давать идентичные результаты в контролируемых условиях.
- Промышленные процессы, заменившие физический труд механизированным производством.
- Безумие массового тиражирования, имитирующее бесконечный круговорот товаров на капиталистическом рынке.
Иными словами, технический образ фиксирует основные научные, политические и этические тенденции промышленного капитализма, представляя их перед нашими глазами как образы, открывающие эпоху эстетического модернизма.
Художник Эжен Делакруа утверждал, что намерение художника – единственное, которое позволяет нам увидеть то, что «ни одно механическое устройство никогда не сможет воспринять».
Однако, как показала история человечества, именно фотография послужила раз и навсегда освобождению живописи от миметической функции, что подтверждается появлением такого движения, как импрессионизм, который прославлял, прежде всего, субъективное видение художника.
Сначала считалось, что фотографии ограничиваются воспроизведением «действительности как она есть», тогда как живопись показывает действительность «как она видится», но вскоре выяснилось, что это различие весьма ошибочно.
Кино, хотя и было более поздним изобретением, получило художественный статус раньше фотографии, когда в 1911 году итальянский журналист Риччотто Канудо опубликовал знаменитый «Манифест семи искусств». Со временем фотография заняла восьмую позицию в этом рейтинге.
Таким образом, пока интеллектуальные «элиты» обсуждали ее художественную значимость, фотография стала проницательным средством критического наблюдения, инструментом исследования реальности.
Один из пионеров фоторепортажа Анри Картье-Брессон выступал за съемку «решающего момента», отдавая предпочтение красоте и правде непосредственного, в ущерб искусственному построению изображения, связанному с живописной композицией.
Работа первых фотоагентств, таких как Magnum, дала фотографам независимость в выборе сюжетов и позволила им сохранить права на воспроизведение своих работ.
Фотожурналисты не только изменили наш подход к информации. В каком-то смысле они превратили весь мир в великую антологию изображений, как отметила известная писательница Сьюзан Зонтаг в книге «О фотографии» [Amazon, 2021].
Фотография стала своего рода «этикой видения», которая учит нас тому, на что стоит смотреть и что мы имеем право наблюдать.
Фотография научила людей созерцать существование с новых точек зрения, выходящих за рамки личной позиции. Доступность новых технических средств, возросшая с появлением цифровых технологий, позволила любому человеку сегодня исчерпывающе документировать свое повседневное существование.
Некоторые художники, такие как североамериканец Гарри Каллахан, были пионерами в создании своего рода «визуального дневника», фотографируя повседневные предметы, такие как семейная жизнь или прогулки по улицам Детройта и Чикаго. Для этого Каллахан использовал особые фотографические методы, например двойную экспозицию.
По мере того, как массовое общество увлекается продуктами капитализма, фотография становится идеальным средством превращения в фетиш любого объекта (от продукта из супермаркета до автомобиля) или даже человека (от модели мира моды до звезды кино или шоу-бизнеса). В постмодернизме формы фотографического выражения постоянно множатся. Это разнообразие только выросло в эпоху цифровых технологий, в которой каждый человек с мобильным телефоном является потенциальным создателем и распространителем изображений.
Однако в бесконечных фотографиях, которые каждый день воздействуют на нашу сетчатку, есть что-то, что возвращает нас к истокам: постоянное творческое напряжение между документальной волей и художественным замыслом, которое уже воодушевляло пионеров дагерротипии [La Vanguardia, 2020].
Фотография – это визуальное воплощение нового слоя сознания, в котором возникают новые отношения с пространством и временем и, следовательно, новые категории:
- мысли;
- игры;
- искусства;
- деятельности.
Фотография 21 века – это не изображение мира, а исследование трудовых практик, которые формируют этот мир посредством:
- массового производства;
- вычислений;
- самовоспроизведения;
- распознавания образов.
Благодаря этому мы постепенно приходим к пониманию того, что «реальный мир» – это не что иное как куча информации, вырванная из хаоса: случайное и хаотическое объединение кусочков материи, нитей ДНК, субатомных частиц и компьютерного кода.
В фотографии можно увидеть, как случайные встречи этих сил способны создавать значительные временные монтажи, которые мы называем «образами». В 21 веке фотография – это не устаревшее видение для уставших глаз, а исследование того, что делает что-то изображением, утверждает автор книги «Как фотография изменила философию» Даниэль Рубинштейн [D. Rubinstein, 2018].
Как фотографировать?
После того, как мы поняли, как видеть и что собой представляет искусство фотографии, пора переходить к практике.
Фотоакт состоит из всего двух частей:
- Момента фотографирования. Предназначен исключительно для фотографа.
- Момента просмотра. Касается всех, кто наблюдает за полученными изображениями.
В обоих случаях основой фотоакта является визуальное восприятие, которое связано с тем, как фотограф смотрит на мир и как он к нему относится. Достигнутый образ становится средством, с помощью которого человек делится своим опытом с другими людьми.
По сути, изучение фотографии – это обучение искусству видеть. Чтобы научиться видеть, нужно знать, как работает зрительное восприятие и какие обстоятельства на него влияют.
Обучение фотографов основывается на трех аспектах, составляющих то, что можно назвать фотографической культурой:
- Мастерство технической части. Изучение работы камеры. Понимание влияния, которое возможности использования ее механизмов оказывают на изображение (измерение освещенности, диафрагма, скорость, чувствительность, фокус). Также необходимо разбираться в процессе формирования изображения, которое мы получаем, в зависимости от того, используем ли мы аналоговую или цифровую систему.
- Изучение визуальной грамматики. Владение светом, создание хороших композиций, изучение теории цвета или знание того, как обращаться с контрастом.
- Знание истории фотографии. Расширяет общую культуру и дает справочную информацию. С этой культурой связан и способ понимания фотографии с ее особыми предпочтениями, мотивами, визуальными стилями и отношением к фотографической практике.
Один из самых искренних вкладов, которые фотография внесла в мир искусства, – показать нам, что любой предмет достоин внимания. Он сломал иерархию, установленную в живописи, согласно которой одни темы считались более важными, чем другие. Фотография сфокусировала камеру на незначительных деталях. Не объект определяет, заслуживает ли сцена быть сфотографированной, а способность этой сцены привлечь внимание фотографа.
Неправильно считать, что нужно отправиться на поиски экзотических мест, чтобы сделать хорошие фотографии. Ценность наших фотографий делает не предмет, а качество видения. Бимонт Ньюхолл, первый оператор-постановщик МОМА в Нью-Йорке, выражает это такой фразой: «Нас интересует не редкое, а обычное, увиденное необычно». «Плохое искусство копирует, хорошее искусство создает, великое искусство превосходит». Эта фраза американского философа Кена Уилбера очень четко отражает три уровня качества, которые мы можем найти в произведении искусства и которые мы применяем к фотографии [L. Ochandorena Lizarraga, 2017].
Как передать суть момента на изображении?
С помощью изображения мы можем передавать эмоции, рассказывать истории и оставлять неизгладимый след в мире.
Вот что для этого нужно:
- Найти свое собственное уникальное видение. У каждого фотографа есть особый взгляд на мир. Найдите то, чем вы увлечены и какие аспекты жизни вы хотите запечатлеть в своих изображениях. Будь то городские пейзажи, эмоциональные портреты или красота природы. Затем разработайте свой собственный стиль и найдите способ передать свое личное видение через фотографии.
- Освоить композицию и правило третей. Это метод, который делит изображение на девять равных частей, используя как горизонтальные, так и вертикальные воображаемые линии. Размещение основных элементов изображения в точках пересечения или вдоль этих линий помогает создать сбалансированную и привлекательную композицию.
- Играть со светом. Научитесь наблюдать, как свет взаимодействует с вашим объектом, и экспериментируйте с различными источниками: естественным светом, искусственным светом, жестким светом, мягким светом и т.д. То, как вы освещаете сцену, может полностью изменить настроение и атмосферу изображения.
- Ловить действия и эмоции. Лучшие фотографии – это те, на которых запечатлены искренние и эмоционально заряженные моменты. Научитесь предвидеть события и будьте терпеливы. Наблюдайте и ждите точного момента, чтобы нажать на кнопку. Взгляд, жест или мимолетная ситуация могут передать полную историю и тронуть того, кто наблюдает за изображением.
- Экспериментировать с монтажом, настройками и фильтрами. Редактирование может помочь вам выделить детали, исправить недостатки и добавить специальные эффекты. Однако не переусердствуйте и сохраняйте верность изображения первоначальной сути [SerPlus, 2023].
Добавить к этому знание нестандартных подходов, фрейминга и репрезентативных систем можно с помощью нашей онлайн-программы «Когнитивистика: развитие мышления».
С чего начать?
С нуля! Просто идите и фотографируйте, что захотите. Многие успешные фотографы советуют «выходить в поле», не имея при себе никакого заранее сформированного образа. Один из самых выдающихся американских фотографов 20 века Майнор Уайт называл это «движением с пустым умом».
Когда вы достигаете этого состояния, вы распознаете определенные аспекты визуального мира, которые «призывают» вас их сфотографировать. Ваша роль – быть восприимчивым к этому визуальному призыву и использовать свои знания и опыт, чтобы запечатлеть то восприятие, которое вы получили в изображении. Этого достаточно. Задача заключается в том, чтобы сохранить канал как можно более свободным от препятствий.
Когда человек выходит фотографировать, не ища ничего конкретного, с открытым и восприимчивым разумом, восприятия визуального мира следуют одно за другим. Каждое из них длится очень короткий момент, потому что сразу же возникает внутренний диалог с оценками:
- «нравится»;
- «не нравится»;
- «так себе».
Весь этот процесс настолько быстр и бессознателен, что можно сравнить этот перцептивный опыт со вспышкой в темной комнате, поскольку они имеют одинаковую продолжительность. Если мы не знаем, что будет вспышка, и не внимательны, видение комнаты быстро тускнеет. С другой стороны, если мы знаем, что вспышка будет время от времени срабатывать, мы сможем распознать содержащиеся в комнате объекты, не сомневаясь в том, что мы видели.
Чтобы не теряться в море новой информации, не вздрагивать от каждой подобной «вспышки», понадобятся мотивация, самодисциплина и понимание мнемотехник. Все это можно освоить в нашей онлайн-программе «Самообразование: лучшие техники».
Видеть камерой, чувствовать сердцем
Наши глаза видят все, что находится перед ними. Другое дело, что воспринимает наш разум. Он направляет свое внимание только на те аспекты визуальной реальности, которые его интересуют, и становится функционально слепым к остальному. Дело не в том, что глаз их не видит. Дело в том, что они не привлекают внимание ума, который заставляет тех «исчезнуть».
То, что мы стираем их из своего сознания, не означает, что они не появятся в изображении, совсем наоборот. Эти раздражающие элементы особенно упорны и появляются в самых неподходящих местах, что портит фотографию.
Научиться видеть, как камера, – значит осознавать всю полноту нашего восприятия. Камера видит объективно, записывая все, что находится под углом объектива. Принимайте все, важное или лишнее, прекрасное или ужасное. В рамках, которые ограничивают, все имеет свое место и свою функцию. Если бы даже малейшая часть исчезла, например, при переосмыслении, это уже не было бы тем же самым изображением.
Не имеет значения, находится ли эта область в фокусе или не в фокусе, получает ли она много света или скрыта в тени, находится ли она на переднем плане или теряется на заднем плане. У камеры нет предпочтений. Оно учит нас смотреть невозмутимо, чтобы наши критерии не становились препятствием для восприятия. Майнор Уайт выразил это в стихотворении: «Безразличная камера. Навозная куча, Грааль, Звезда, Лотос. Для нее они все одинаковы». И он продолжает: «Добровольно стать камерой, добровольно, добровольно, добровольно. Вот в чем разница».
Чтобы освоить искусство фотографии и научиться видеть мир по-новому, нужно уяснить одну простую истину: видеть – значит любить. Интересоваться, уважать, рассматривать заинтересовавший вас объект. Иначе возникает «эффект метро», когда вы видите сотни лиц, однако они ничего для вас не значат.
Если человек не чувствует себя увиденным, он не чувствует себя любимым. Если он не видит других, он не может их оценить. Как людей, так и любой другой аспект мира.
Когда человек что-то видит, он устанавливает отношения с этим объектом. Эти отношения являются основой фотографического акта. Все, что мешает этим отношениям, становится препятствием, мешающим восприятию.
Препятствия всегда исходят от фотографа, а не от мира. Реальность такая, какая она есть. Никакого конфликта в ней нет. Проблемы возникают, когда фотограф чувствует себя отделенным от того, что он хочет сфотографировать. Это разделение приводит к тому, что он хочет навязать свои представления о том, какой должна быть фотография. Если вы заставляете объект соответствовать предвзятой модели, вы создаете образ того образа, который у вас в голове, предупреждает испанский фотограф Луис Очандорена Лисаррага [L. Ochandorena Lizarraga, 2017].
Фотография – это универсальный язык, который позволяет нам общаться, преодолевая языковые барьеры.
С помощью упомянутых приемов и советов вы сможете привлечь внимание зрителей и эффективно передать свои идеи и эмоции. Помните, что самое главное – получать удовольствие от творческого процесса и позволять своей страсти отражаться в каждом снимке, который вы создаете.
Выходите на улицу и исследуйте мир через объектив вашей камеры!
А еще поучаствуйте в нашем опросе: